Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Правовые основы и основные направления деятельности овд по борьбе С преступностью в условиях нэпа и в предвоенные годыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отказ от новой экономической политики, форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства послужили причинным комплексом изменений в основном направлении развития советского государства и права. Индустриализация рассматривалась как важнейшая предпосылка построения социализма в советском государстве и была необходима, в том числе, и с точки зрения укрепления обороноспособности в условиях обострения международной обстановки, в связи с нарастающей угрозой со стороны Германии, Японии и многих других государств. На рубеже 20 – 30-х годов в стране начался активный процесс формирования тоталитарной системы, предпосылкой возникновения которой стала монополия РКП (б) – ВКП (б) на власть. Начался процесс сращивания партийной и государственной власти, когда партийные руководители одновременно занимали руководящие государственные должности. В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы функционировали под жестким контролем партийных органов, а также в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Установившийся режим первоначально сравнительно узкой группы людей, а затем лично И. В. Сталина, станет характерным признаком советской политико-государственной системы на многие годы. Опорой режима личной власти Сталина становился партийный государственный аппарат, который подвергался тщательному анализу и отбору. Советская власть была готова к проведению массовых репрессий. В этой обстановке значительно возрастала роль органов внутренних дел. НКВД уделял значительное внимание совершенствованию правовой регламентации деятельности милиции. В августе 1923 года был принят Дисциплинарный устав рабоче-крестьянской милиции, в марте 1924 года декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О сельских исполнителях», 28 сентября 1925 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение о службе в рабоче-крестьянской милиции» (см. СУ РСФСР, 1925, № 68). В марте 1927 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение о Народном Комиссариате внутренних дел РСФСР», в котором четко были сформулированы его основополагающие обязанности (см. СУ РСФСР, 1927, № 27, ст. 315). Однако господствовавшая в течение 20-х годов идея упразднения НКВД и передача его функций другим наркоматам и местным органам власти неожиданно была реализована постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года «О ликвидации Наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик». Таким образом, НКВД РСФСР, союзных и автономных республик были упразднены, а их основные функции были переданы, в частности, НКЮ, ОГПУ, НКО, Высшему совету народного хозяйства и проч. После ликвидации НКВД РСФСР, при СНК республики было учреждено Главное управление коммунального хозяйства, преобразованное впоследствии в Наркомат коммунального хозяйства. В ведение Наркомата юстиции союзных республик передавалось руководство общими местами заключения (тюрьмами, колониями и проч.), организацией ссылки с принудительными работами и принудительных работ без содержания под стражей. В ведение ОГПУ находились исправительно-трудовые лагеря, имелось Управление пограничной охраны и войск ОГПУ, постепенно передавались вооруженные формирования из других наркоматов с соответствующими функциями. В Президиумы исполкомов Советов соответствующего уровня передавались многие функции: учет лиц, лишенных избирательных прав; наблюдение за деятельностью советского аппарата низового уровня; прием в советское гражданство; выдача заграничных паспортов; руководство регистрацией актов гражданского состояния и т. д. Рабоче-крестьянская милиция передавалась в ведение ОГПУ. Таким образом, начало 30-х годов было ознаменовано процессом реформирования органов внутренних дел, одной из целью которого являлось усиление специализации в управлении отдельными отраслями, входившими в ведение НКВД. В тот же день 15 декабря 1930 года ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска». ОГПУ при НКВД СССР и его местные органы получили право назначения, перемещения и увольнения руководящих работников органов уголовного розыска и милиции, их инспектирования и контроля, использование в своих целях их гласного состава и негласной сети, возможностей в области дактилоскопии, фотографии и т. п. Начальники главных управлений милиции и уголовного розыска совмещали в своем лице и должности помощников соответствующих начальников ОГПУ. Такая характерная тенденция была свойственна для всех административно-территориальных единиц. Согласно принятому 31 декабря 1930 года Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик» на правах отделов исполкомов соответствующих Советов местные административные отделы преобразовывали в управления РКМ и уголовного розыска. На Главное управление милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР (Главмилиция) возлагались следующие задачи: - руководство и управление органами милиции и уголовного розыска; - осуществление охраны общественного порядка и безопасности; - осуществление охраны личной безопасности граждан, их прав и имущества; - осуществление охраны государственного и общественного имущества; - специальная охрана имущества учреждений и предприятий, имеющих государственное значение; - борьба с преступностью и производство расследований преступлений в пределах, указанных УПК РСФСР; - руководство приведением в исполнение судебных приговоров, организация ссылки без принудительных работ, учет высылаемых и ссылаемых; - оказание содействия государственным органам в проведении установленных законом повинностей; - подготовка кадров милиции и уголовного розыска. Таким образом, в результате реформирования на базе управлений милиции и отделов (управлений) уголовного розыска НКВД союзных и автономных республик создавались Главные управления милиции и уголовного розыска при СНК союзных и автономных республик. Однако, необоснованность этой акции была очевидной, поэтому 25 мая 1931 года СНК СССР утвердил «Положение о рабоче-крестьянской милиции» (см. СЗ СССР, 1931, № 33), а в декабре 1932 года на этом же уровне было принято постановление «Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при Объединенном Государственном Политическом управлении (ОГПУ) Союза ССР» (см. СЗ СССР, 1932, № 80, ст. 490) в соответствии с которыми центральными органами становились ГУМ союзных и УМ автономных республик, с подчинением им работавших при СНК районных, городских, краевых и областных УМ. В октябре 1931 года в составе ОГПУ СССР была образована Главная инспекция по РКМ и уголовному розыску, а в республиканских, краевых, областных органах ГПУ - особые инспекции по милиции и уголовному розыску. На новые организации было возложено руководство оперативной работой органов милиции и уголовного розыска, осуществляли контроль и инспектирование их деятельности, назначение, перемещение и смещение руководящего состава, несли ответственность за политико-моральное состояние кадров. Таким образом, была осуществлена централизация органов милиции в масштабе СССР, а также создана правовая база милиции в общесоюзном масштабе. С точки зрения общегосударственных интересов проявлялась потребность организационного объединения всех органов внутренних дел. Завершением формирования общесоюзной системы ОВД относится к 1934 году, когда Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 года был образован общесоюзный НКВД (ОГПУ фактически был ликвидирован, став частью НКВД, когда весь руководящий состав ОГПУ сохранил свои посты в НКВД). На НКВД СССР возлагалось, прежде всего, обеспечение правопорядка (революционного порядка) и государственной безопасности; охрана общественной (социалистической) собственности; запись актов гражданского состояния; пограничная охрана; противопожарная охрана; содержание и охрана ИТУ. Для выполнения этих функций в составе НКВД СССР были образованы: - Главное управление государственной безопасности (ГУГБ); - Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ); - Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВВ); - Главное управление пожарной охраны (ГУПО); - Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛаг); - Отдел записи актов гражданского состояния; - Административно-хозяйственное управление (АХУ); - Аппарат Особоуполномоченного; - Финансовый отдел. С образованием НКВД СССР было связано и восстановление республиканских органов НКВД, кроме РСФСР, где вводился институт уполномоченных НКВД СССР. В автономных республиках, краях и областях были образованы управления милиции и других служб НКВД. Пункт 8 постановления об образовании НКВД СССР предусматривал создание Особого совещания - органа внесудебной политической репрессии, которому предоставлялось право в административном (внесудебном) порядке применять в качестве меры наказания ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря, а также высылку за пределы СССР. Пункт 9 постановления поручал предоставить в СНК проект Положения об НКВД, однако это не было осуществлено до 1960 года. 13 июля 1934 года был издан приказ «Об организации органов НКВД на местах», в соответствии с которым образовывались управления НКВД с отделами государственной безопасности, РКМ, ведомственной охраны, пожарной охраны, записи актов гражданского состояния и ряда других в республиках, краях и областях. 21 августа 1934 года НКВД СССР издал приказ «О структурном построении и подчиненности органов НКВД», определив порядок организации, структуру и правовое положение местных органов внутренних дел. Характеризуя НКВД СССР рассматриваемого периода, стоит отметить, что наркомат оказался вне общественного, государственного, и даже вне партийного контроля. Деятельность ОВД в 30-е годы характеризовалась неукоснительным соблюдением режима строжайшей секретности, замкнутости, оторванности от масс, ставка делалась на принудительные, силовые методы. Зачастую сотрудники НКВД выступали в качестве исполнителей проведения в жизнь репрессивной политики советского государства, а сам наркомат стал эффективным инструментом необоснованных репрессий и нарушений законности. В марте 1935 года был принят закон о наказании членов семей изменников Родины, а в апреле того же года – указ о привлечении к уголовной ответственности с 12 лет. 27 мая 1935 года была издана инструкция «тройкам» НКВД по рассмотрению дел об уголовных и деклассированных элементах и злостных нарушителях. «Тройки» образовывали для предварительного рассмотрения дел на уровне союзных, автономных республик, краев и областей из председателя (начальника УНКВД или его заместителя), начальника УМ и начальника отдела, представлявшего материал на рассмотрение. «Тройки» рассматривали дела о следующих категориях лиц: - имеющих судимости или приводы за уголовные преступления и не порвавшие связи с уголовно-преступной средой; - не имеющие судимостей и приводов, но не занятые общественно полезным трудом, не имеющие определенного места жительства и связанные с уголовно-преступной средой; - воры-рецидивисты, уличенные в конкретных преступлениях; - хулиганы-рецидивисты, приговоренные ранее судом за хулиганство не менее двух раз к тюремному заключению или к принудительным работам на срок от года и более, в случае совершения ими хулиганства, вызывающего необходимость привлечения их снова в уголовном порядке; - нищие-профессионалы; - злостные нарушители паспортного режима. В Инструкции говорилось об абсолютной недопустимости «массовых операций», однако, это требование было в значительной мере декларативным: в других руководящих документах ставилась задача улучшения «плановости и систематичности» изъятия «социально вредного элемента» органами милиции и уголовного розыска. Решение «тройки» приводили в исполнение незамедлительно, протокол направляли на утверждение Особого совещания. «Тройки» и «двойки» давали до 5 лет, высылали за пределы СССР. 3 апреля 1937 года Особому совещанию было предоставлено право осуждать на срок до 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Массовые репрессии достигли своего апогея, а 1937 год вошел в историю как год массовых репрессий. На пленуме ЦК ВКП(б) в феврале-марте 1937 года И. В. Сталин заявил, что по мере продвижения страны к социализму будет возрастать сопротивление его противников, а значит неизбежно обострение классовой борьбы внутри страны. В этой связи 2 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление, согласно которому наиболее враждебно настроенные против Советской власти бывшие кулаки и уголовники должны быть немедленно арестованы и расстреляны, а менее враждебные - высланы. На этом основании был подготовлен проект приказа НКВД СССР № 00447, по которому круг лиц, подлежавших репрессиям, был расширен: в их число включались бывшие члены «контрреволюционных» партий, другие антисоветские элементы и т. д. Все репрессируемые разбивались на две категории. Отнесенные к первой категории – подлежали расстрелу, ко второй – заключению в лагерь. Число репрессируемых лиц было определено по каждой области, краю, республики. Всего предполагалось репрессировать около 300 тысяч человек, из них примерно 75 тысяч было намечено расстрелять. 31 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило представлений НКВД СССР проект приказа, установило сроки операции, выделив на это 85 млн. рублей. Всего по делам НКВД СССР со времени его образования до 1938 года включительно было осуждено (преимущественно, во внесудебном порядке): в 1934 г. - 78989, в 1935 г. - 267076, в 1936 г. - 274607, в 1937 г. - 790665, в 1938 г. - 554258 человек, причем за последние два года к высшей мере наказания было приговорено 681692 человека. Официальные статистические данные указывали на тот факт, что проводимые репрессии снизили уровень уголовной преступности. 17 марта 1936 года НКВД издал соответствующий приказ, в котором был сделан акцент на снижение количества совершенных грабежей, краж, конокрадства и т. д. Однако, в 1937 году почти все хулиганские дела стали квалифицироваться как контрреволюционные преступления. Не стала исключением в процессе реализации репрессивной политики государства и сфера ОВД, где активно проводилась чистка сотрудников. В 1938 году Сталин обвинил в массовом терроре не только руководство, но и рядовых сотрудников НКВД. В связи с чем, в ноябре 1938 года первоначально был освобожден от занимаемой должности нарком внутренних дел Н. И. Ежов, в апреле 1939 года арестован, а в феврале 1940 года расстрелян. Новая эпоха НКВД была связана с назначением на пост наркома внутренних дел Берии Л. П. В связи со сменой высшего руководства НКВД в ноябре 1940 года были отменены «тройки» и «двойки». Постановление СНК и ЦК ВКП(б), принятое в ноябре 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» несколько сократило объем и беззаконность репрессий, проводимых в стране. Вместе с тем необходимо отметить, что в результате столь масштабных репрессивных действий в отношении значительного количества советских граждан, идентифицированных противниками социалистического строя, в частности, была обеспечена нейтрализация оппозиционных советскому режиму сил, в условиях нападения на СССР фашисткой Германии, что и предопределило, в конечном счете, победу над захватчиками. Как уже было отмечено ранее, 25 мая 1931 года СНКСССР утвердил первое общесоюзное Положение о рабоче-крестьянской милиции (действовавшее до 1962года), которое устанавливало, что центральными органами являлись Главные управления милиции Союзных республик, созданные при Совнаркомах, а местными – районные, городские, краевые и областные Управления милиции, а также Управления милиции автономных республик. 4 октября 1931 года Совнарком РСФСР, утвердил Положение о Главном управлении рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР. В принятом «Положении о рабоче-крестьянской милиции» милиция характеризовалась как административно-исполнительный орган Советской власти, основными задачами которого являлось наблюдение «за проведением в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих революционный порядок и общественную безопасность». РКМ поручалось: · вести борьбу с преступностью, · расследовать дела о преступлениях, · охранять государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество. Милиция разделялась на общую и ведомственную. В соответствие с Положением от 25 мая 1931 года, общая милиция переводилась с местного на общегосударственный бюджет и снабжалась вооружением, снаряжением и вещевым довольствием в централизованном порядке. Данная мера позволила улучшить материальное положение сотрудников милиции, их качественный состав, а также повысила эффективность работы всех органов. Ведомственная милиция предназначалась для охраны отдельных предприятий и сооружений, иного имущества на основе соглашения республиканских, краевых, областных органов милиции с конкретными государственными и общественными органами и содержалась за счет средств тех государственных и общественных органов, которые ею обслуживались. Подчинение милиции ОГПУ предусматривало оперативное использование местными органами последнего соответствующих аппаратов угрозыска и милиции. Это предполагало: а) построение негласной сети милиции с учетом возможностей ее использования по линии ОГПУ; б) использование органами ОГПУ для своих целей открытого состава милиции и подсобных сил (дворников, сторожей, сельских исполнителей и др.); в) использование для органов ОГПУ научно-технических подразделений милиции; г) использование органами ОГПУ скрытого состава милиции для борьбы с тяжкими общеуголовными преступлениями (взяточничество, спекуляция, фальшивомонетничество, хищения, должностные преступления). Очевидно, что расчет был сделан на широкое и активное подключение аппаратов уголовного розыска и милиции к политическому сыску. В предвоенные годы структура Наркомата внутренних дел усложнялась и в 1939 году НКВД включал: 1. Руководство наркомата с несколькими секретариатами; 2. ГУГБ с 6 отделами: охраны руководящих партийных и советских работников, секретно-политическим, контрразведывательным, особым, иностранным, шифровальным; 3. Главное экономическое управление (ГЭУ) с 6 отделами по основным отраслям народного хозяйства (промышленности, сельскому хозяйству, оборонным отраслям, по Госзнаку и т. д.); 4. Главное транспортное управление (ГТУ) с 3 отделами; 5. Главное управление пограничных и внутренних войск (ГУПВВ) с управлениями: пограничных войск, войск по охране железнодорожных сооружений, по охране особо важных предприятий промышленности, конвойных войск, военного снабжения, военно-строительных; 6. Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) с отделами: уголовного розыска, БХСС, наружной службы, политическим, ГАИ, железнодорожной милиции, паспортным столом, местной противовоздушной обороны, научно-техническим, по борьбе с бандитизмом; 7. Главное управление пожарной охраны (ГУПО); 8. Главное управление шоссейных дорог; 9. Главное управление лагерей (ГУЛаг); 10. Главное тюремное управление; 11. Главное архивное управление; 12. Центральный отдел актов гражданского состояния; 13. Управление коменданта Московского кремля; 14. Управление по делам военнопленных и интернированных. Кроме того, в составе НКВД СССР имелось 5 специальных отделов, ведавших учетом, статистикой, связью, техникой и т.п. Штаты центрального аппарата НКВДСССР возросли к 1940 году почти в четыре раза по сравнению с 1934 годом и превысили 30000 человек. В феврале 1941 года органы Государственной безопасности были выделены из системы НКВД СССР в Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Наркомат состоял из: 1) Разведуправления; 2) Контрразведывательного управления; 3) Секретно-политического управления; 4) Следственной части (на правах управления); 5) Управления коменданта Московского кремля, в состав которого входило пять отделов. В составе Народного комиссариата государственной безопасности имелись также Отдела кадров, Секретариат, Административно-хозяйственный и финансовый отделы. Анализируя процесс развития органов внутренних дел в рассматриваемый хронологический период времени, целесообразно отметить расширение не только полномочий, но и структуры ведомства с целью более эффективного выполнения задач поставленных перед ним государством. С середины 1920-х гг. стал наблюдаться активный процесс увеличения городского населения, рост автомобильного транспорта, повышение интенсивности перевозок, и как следствие рост дорожно-транспортных происшествий. Сложившаяся ситуация вызвала необходимость поиска и принятия эффективных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Инспектора по регулированию уличного движения появились в 1928 году в Москве. 28 декабря 1929 года Президиум Мособлисполкома и Моссовета постановил создать в рабоче-крестьянской милиции самостоятельную службу с широкими полномочиями в области обеспечения безопасности дорожного движения – подотдел управления городским движением. В декабре 1931 года Главное управление РКМ утвердило Правила уличного движения. При органах общей милиции создавались отделы регулирования уличного движения, в задачи которых входило расследование, учет, анализ и изучение комплекса причин, приведших к дорожно-транспортным происшествиям. В августе 1932 года ГУРКМ утвердило «Правила о производстве расследования, учета, анализа и изучения причин происшествий и аварий на местном транспорте». Постановлением СНК СССР 23 июля 1935 года при Центральном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДорТранс) была образована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). В октябре 1935 года ЦУДорТранс был передан НКВД СССР. В марте 1936 г. постановлением СНК СССР Государственная автомобильная инспекция передается в ведение Главного управления рабоче-крестьянской милиции, а ЦУДорТранс бал преобразован в Главное управление шоссейных дорог (ГУШосДор). 3 июля 1936 года СНКСССР утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции». На Государственную автомобильную инспекцию возлагались задачи: - борьбы с аварийностью и хищническим использованием автотранспорта; - наблюдения за подготовкой и воспитанием кадров водителей; - ведения количественного и качественного учета автопарка; - вести учет аварий автомобильного транспорта, выявлять их причины, привлекать к ответственности водителей машин и других лиц, виновных в авариях, - контролировать работу хозяйственных организаций и учреждений по содержанию автопарков в технически исправном состоянии; - осуществлять руководство работой квалифицированных комиссий, преподавателей и инструкторов школ и курсов; - разработка технических норм расходования горючего, смазочных материалов и т. д. Одной из основных функцией ГАИ являлись регулирование уличного движения, надзор за безопасностью движения транспорта и пешеходов в городах и на автомагистралях. Работники ГАИ наделялись всеми правами, необходимыми для выполнения этих функций. Пленум ЦК ВКП(б) февраля-марта 1937 года решил восстановить органы НКВД на транспорте. Отделы правопорядка на водном транспорте, шоссейных дорогах и в связи были образованы в ГУГБ согласно Приказу НКВД от 14 июля 1937 года. В 30-е годы повысилась роль милиции в обеспечении общественного порядка на железных дорогах и водном транспорте. Совместным приказом НКВД и НКПС от 26 июля 1937 года в ГУРКМ был организован отдел железнодорожной милиции. В Главном управлении милиции НКВД СССР был образован отдел железнодорожной милиции, которому подчинялись отделы железнодорожной милиции, учрежденные в местах нахождения Управлений железных дорог. Тогда же в морских и речных портах и на пристанях также были созданы отделы (отделения) милиции, которые обеспечивали порядок на речных путях и коммуникациях. Местные подразделения железнодорожной милиции строились по территориальному принципу до сентября 1938 года, когда железнодорожная милиция была выведена из подчинения территориальных органов и стала развиваться по линейному принципу. С принятием в 1936 году Основного Закона СССР, в котором экономической основой Советского государства была закреплена социалистическая собственность, незамедлительно последовал процесс реализации целого комплекса мер, направленных на усиление ее охраны. Приказом НКВД от 16 марта 1937 года в связи с упразднением отдела ГУГБ при ГУРКМ был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) для борьбы с экономическими преступлениями. В утвержденном Положении об Отделе указывалось, что он создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией. ОБХСС были переданы функции отделов ведомственного розыска подразделений ведомственной милиции. Отделу были подчинены вновь созданные республиканские, краевые и областные Управления БХСС. В Управлениях милиции крупных городов, областей, краев, союзных и автономных республик были созданы отделы, отделения или группы БХСС. В тех городских отделах и отделениях милиции, где самостоятельные группы не создавались, соответствующие функции по борьбе с хищениями социалистической собственности возлагались на общую милицию и уголовный розыск. В августе 1939 года в отделах БХСС и уголовного розыска республиканских, краевых и областных органов милиции были организованы следственные группы с целью укрепления взаимодействия оперативного состава и следователей в раскрытии преступлений данного вида. Более того, произошло организационное укрепление отделов БХСС, в связи с чем, более чем на 30 процентов была увеличена их штатная численность. В связи с возрастанием миграционных потоков населения внутри страны был принят очередной важный декрет от 28 апреля 1925 года «О прописке граждан в городских поселениях». В июле 1927 года был принят новый Декрет «Об удостоверении личности», отменивший Декрет 1923 года. На территории РСФСР вводилось единое удостоверение личности. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 года в СССР устанавливалась единая паспортная система и обязательная прописка паспортов. Все граждане СССР от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны были иметь паспорта. Более того, без разрешения чиновников население не имело право изменять место жительства и работы, а сельские жители страны вообще были лишены паспортов. Характерно, что одновременно с утверждением положения о паспортной системе было утверждено Постановление об образовании ГУРКМ – ГУРКМ создавались, в том числе, и для проведения по всему СССР паспортной системы и прописки паспортов. Данная мера способствовала окончательному формированию системы сыска и учета не только преступных элементов, но и потенциально опасных для существовавшего строя категорий граждан. В областных управлениях РКМ организовывались паспортные отделы, в городских и районных отделах (отделениях) – паспортные столы. В населенных пунктах с проживающим на территории населением свыше 100 тысяч человек, создавались адресные бюро. С сентября 1936 года в городах, с численностью свыше 20 тысяч человек, приказом НКВД СССР организовывались кустовые адресные бюро. В Москве с населением более чем 3,5 миллиона человек действовало Центральное адресное бюро. В Ленинграде была организована общесправочная картотека. В связи с участившимися случаями обмана со стороны граждан представителей власти (в том числе и органов милиции), потерей документов, сменой фамилий, имен и отчеств, а также активизировавшимися процессами внутренней миграции в октябре 1937 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление № 112/1935 «О введении фотографических карточек на паспортах», а в апреля 1938 года совершенно секретный циркуляр НКВД СССР № 65, обязывающий РКМ при выдаче и обмене паспортов в графу № 3 (национальность) записывать национальность по рождению (по родителям) владельца паспорта. Надзор за выполнением иностранцами правил проживания и передвижения по стране, переданный из ведения Иностранных отделов (Инстолов) Исполкомов Советов в середине 1930-х годов в РКМ, был также одной из обязанностей органов милиции. Именно надзор, а не регистрация иностранных граждан становится одной из важных функций рабоче-крестьянской милиции в рассматриваемый период. В связи со значительным ростом промышленной базы страны в 1926 году была начата организация ведомственного розыска для охраны от воровства, поджогов, порчи государственного имущества, складов, нефтехранилищ и т. д. Принимались соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и реализации ведомственного розыска. В последующие годы все большее внимание уделялось охране государственных предприятий, государственного, общественного и кооперативного имущества силами ведомственной милиции. После ликвидации административных отделов в городах заключение договоров на принятие объектов под охрану ведомственной милицией возложили на городские управления милиции и уголовного розыска. Соглашения заключали в соответствии с типовыми договорами, разработанными ГУРКМ при СНК РСФСР на охрану отдельных объектов силами ведомственной милиции. В 1930-е годы милиция по-прежнему широко привлекалась к выполнению ряда обязанностей, не всегда свойственных данному ведомству. Так, она сыграла активную роль в осуществлении «политики ликвидации кулачества как класса», в проведении массовой коллективизации. Кроме того, активизировалось участие милиции в обеспечении хозяйственных кампаний. К примеру, во время посевной 1932 года милиция провела 2690 проверок готовности к севу, участвовала в хлебозаготовительных кампаниях, проведении займов, сборе денежных ресурсов и т. д. Высокий уровень детской беспризорности и преступности требовал обращения особого внимания со стороны советской милиции к проблеме профилактики и борьбы с преступностью несовершеннолетних и детской беспризорностью. 31 мая 1935 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли Постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», в реализации которого важную роль отвели НКВД. 31 июня того же года НКВД СССР издал приказ «Об организации работы по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». В декабре 1937 года было утверждено новое Положение о приемниках-распределителях НКВД. В 1940 году с учетом пятилетнего опыта работы по ликвидации детской беспризорности, возложенной на милицию Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 года, издается специальная Инструкция, определявшая пути улучшения работы с несовершеннолетними. Рабоче-крестьянская милиция обязана была осуществлять систему превентивных мероприятий по предупреждению и пресечению преступности несовершеннолетних. А непосредственная ответственность за этот вид деятельности была возложена на начальников РКМ в обязанности, которых входила комплексная разработка конкретных мероприятий по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, а также формулировка и непосредственная реализация практических предложений для местных государственных и общественных организаций. При отделах службы и подготовки управлений милиции были созданы отделения по профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков (по работе с несовершеннолетними), в задачи которых входило выяснение конкретных причин, приводивших подростков к беспризорности и безнадзорности, изучение бытовых условий несовершеннолетних правонарушителей, оказание помощи семьям, в которых родителям трудно было воспитывать детей (с привлечением общественности). В 1940 году стали создаваться и в короткий срок получили широкое распространение детские комнаты милиции - центры по преодолению беспризорности, безнадзорности детей, правонарушений подростков. В эти же годы были расширены функции милиции по борьбе с пьянством. В частности, в 1939 году медицинские вытрезвители были переданы из системы Народного комиссариата здравоохранения в систему Народного комиссариата внутренних дел и структурно были включены в органы милиции. Сложившаяся в конце 30-х – начале 40-х годов международная обстановка вызвала необходимость подготовки милиции к работе в условиях военной обстановки. В связи, с чем приказом НКВД СССР от 3 июля 1939 года было введено в действие Наставление по мобилизационной работе в органах РКМ, которое определяло их задачи, а также обязанности на случай военного времени. На места была направлена Директива по вопросам разработки мобилизационных планов территориальных ОВД. В приказе НКВД от 26 февраля 1941 года были сформулированы новые задачи по повышению боевой готовности милиции. Каждый орган должен был иметь план сбора личного состава по сигналу «Тревога». В октябре 1940 года органам внутренних дел была поручена организация и развитие местной противовоздушной обороны страны. В составе НКВД СССР образуется Главное управление местной противовоздушной обороны (ГУ МПВО). При НКВД союзных и автономных республик, УНКВД краев и областей образовывались отделы, отделения МПВО. В городских и районных органах милиции вводились должности старших инспекторов по местной противовоздушной обороне. Основными задачами МПВО являлись: - оповещение населения об угрозе нападения с воздуха; - обучение граждан способам защиты от воздушных и химических средств нападения; - маскирование населенных пунктов и объектов народного хозяйства; - строительство убежищ, укрытий и других защитных сооружений; - обеспечение населения средствами индивидуальной защиты; - организация первой медицинской помощи в очагах поражения; - ликвидация последствий воздушных налетов, борьба с пожарами; - поддержание установленного общественного порядка в период воздушных налетов. В соответствии с ЗакономСССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года на органы милиции возлагалась обязанность осуществлять учет военнообязанных и призывников. Для этого во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы. В предвоенные годы они проделали значительную работу по систематизации и учету военнообязанных, организации и проведению призыва на действительную военную службу в Красную Армию. В 30-е годы многое было сделано для укрепления кадрового состава милиции. Постепенно штатная численность милиции увеличивалась и к 1941 году составляла 227650 человек. В начале 30-х годов после передачи милиции в ведение ОГПУ был осуществлен ряд мер по изменению правового и материального положения ее работников. Существенным мероприятием в этой связи стало принятие ЦИК и СНКСССР 3 февраля 1931 года Постановления «О правовом и материальном положении работников милиции и уголовного розыска», в соответствии с которым условия труда работников милиции регулировались не общим законодательством о труде, а Положением о рабоче-крестьянской милиции, уставами и иными ведомственными нормативными актами. В июле 1931 года ГУРКМСССР утвердило новый Дисциплинарный устав рабоче-крестьянской милиции. А в августе 1931 года был утвержден Временный устав внутренней службы РКМ, который регулировал порядок поступления на службу и ее прохождения, определял условия труда в милиции и меры по сохранению здоровья ее работников. В соответст
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.43.27 (0.014 с.) |