ТОП 10:

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»



Вопросы лекции:

1. Предмет и значение курса, его место в системе учебных дис­циплин университета.

2. Методология курса.

3. Основные задачи курса, особенности его периодизации и структуры.

Вопрос 1. Предмет и значение курса, его место в системе учебных дис­циплин университета

В настоящее время российское государство и общество переживает непростой исторический период. От того, как мы сумеем ответить на исторический вызов, насколько успешно разрешить наши социальные проблемы, зависит место нашей страны в будущем. Сумеем ли мы закрепить свой статус великой державы, создать процветающее общество или нас ждет историческое забвение?

Многое зависит от успеха проводимых властью реформ. И в их ряду трудно переоценить значение полицейской реформы. Практически каждого российского гражданина волнуют вопросы обеспечения жизни, здоровья, сохранения собственности, эффективной борьбы с наркобизнесом и организованной преступностью.

Как отмечают ученые, «историей и культурой России накоплены огромные ресурсы, которые позволяют, как сформулировать задачу по формированию национальной идеологии, так и наметить пути её практической реализации» [1]. Одним из приоритетов государственных преобразований, несомненно, является обеспечение безопасности государства, общества и личности в России.

Без общественной поддержки любой закон, любые реформы будут обречены на неудачу. Необходимо получить доверие народа. Не стоит излишне надеяться на обеспечение правопорядка исключительно силами полиции. Представляют интерес наблюдения чиновника Эриванской губернии, изложенной им в докладной записке в 1902 году: «Говоря о разбоях на Кавказе, необходимо иметь в виду, что в населении еще не остыл военный пыл, а зачатки гражданственности едва пустили самые малые ростки в слои общества. Всякое беззаконие исчезнет только с воспитанием народа в духе гражданственности и уважения к закону, праву и справедливости» [2]. Права человека основываются: на нравственных категориях, на представлениях о чести и справедливости, на духовных идеалах общества.

Историческая память объединяет российское общество. В прошлом заключен огромный опыт, позволяющий решать насущные государственные и общественные проблемы.

Современное развитие правоохранительных органов, проведение полицейской реформы является неотъемлемой частью исторического процесса модернизации российского государства, права и общества. Изучение историко-правового закономерностей процесса развития российского государства позволяет сделать выводы, ценные для построения современного государства, его полицейской системы.

История органов внутренних дел России содержит в себе огромный исторический опыт создания и развития органов внутренних дел, который является составной частью опыта реформирования российского государства. Творческое использование накопленного правоохранительного опыта является важным условием повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в современный период.

Курс «История органов внутренних дел» изучается на одном курсе с другими юридическими и историческими науками и дисциплинами, прежде всего - с Историей государства и права России, а также с Историей России и Историей государства и права зарубежных стран. Это дает возможность установить взаимосвязь и преемственность в развитии органов внутрен­них дел, их правовых оснований, уяснить их общие черты и характерные отличия на различных исторических этапах, развивая тем самым свою по­литическую и правовую культуру.

«История органов внутренних дел России», как и «История государства и права России», является наукой не только исторической, но и юридической. Такие научные дисциплины принято называть историко-правовыми. Они имеют прямое отношение, как к исторической науке, так и к науке о государстве и праве, а поэтому входят в число основных учебных курсов, изучаемых в Санкт-Петербургском университете МВД России, являясь необходимым элементом высшего юридического образования.

История органов внутренних дел России находится в тесной связи и с такими науками, как уголовное право, уголовный процесс, административная деятельность органов внутренних дел, управление в ОВД и рядом других наук.

Предметом истории органов внутренних дел России является:

- изучение процесса возникновения и развития системы органов внутренних дел дореволюционной России, рассмотрение организационной структуры и деятельности таких ключевых звеньев системы, как полиция, тюремные учреждения, пожарная охрана и других органов, характеристика их сущности, особенностей комплектования и обучения;

- изучение основных закономерностей становления и развития органов внутренних дел советского государства, системы управления ими, форм и методов деятельности, раскрытие их роли в решении важнейших государственных задач;

- анализ исторического опыта как фактора совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

В ходе изучения дисциплины рассматриваются конкретные экономические, социальные и духовные условия, воздействующие на правопорядок, развитие государственных структур и правовых институтов, ориентированных на борьбу с преступностью в России. Основное внимание уделяется изучению устройства органов внутренних дел, их структуре и функциям.

Внимание слушателей и курсантов сосредоточивается на изучении конкретных правовых источников, актов и кодексов, определявших организационную структуру, состав и функциональную деятельность органов внутренних дел. При этом анализируются вопросы эффективности наиболее значимых правовых норм, особенности их реализации в практике деятельности органов внутренних дел России.

Среди наиболее важных проблем курса находятся проблемы возникновения и развития регулярной полиции, её различных подразделений, принципы ее деятельности, вопросы полицейского права, опыт взаимодействия подразделений и служб органов милиции и внутренних войск, особенности их работы в чрезвычайных условиях и ряд других.

История – наставница жизни, как говорили древние мыслители. Общество и государство, воспринимающее исторические уроки – развивается и процветает.

Усвоение основных закономерностей исторического процесса в области государства и права, мирового и отечественного опыта государственного строительства, правовой деятельности дает возможность правильно оценивать современные процессы, принимать правильные решения в правоохранительной работе.

История органов внутренних дел России содержит в себе огромный исторический опыт. В этом опыте содержатся как положительные, так и негативные моменты, которые необходимо учитывать в современных условиях.

Как отмечается в монографической литературе: «Состояние законности в стране взаимосвязано с гармонизацией интересов личности, общества и государства, выступает в качестве индикатора легитимности и легальности власти, издающей общеобязательные нормативные акты» [3].

Полицейское законодательство должно быть кодифицировано, не содержать коллизий и пробелов, быть легко доступно для понимания и однозначно трактоваться, отражать потребности общественной жизни. Но принципиально важно, чтобы при условии строжайшего судебного и прокурорского надзора структура правоохранительных органов была единой, управлялась централизованно и их деятельность была направлена на обеспечение безопасности общества, личности и государства.

Для проведения любой государственно-правовой реформы необходимо достаточно продолжительный срок. Следует в большей мере, обращать внимание на вопросы стратегического планирования, долговременного развития государственных органов, и в частности полицейских, с учетом степени важности решаемых ими социальных и криминогенных проблем, величины обслуживаемой территории и количества населения.

Вопрос 2. Методология курса

Одним из важнейших условий познания предмета той или иной нау­ки, учебной дисциплины является метод - научный ключ к рассмотрению объективного существа общественных явлений, изучаемых данной наукой, учебной дисциплиной.

Слово «метод» в переводе с древнегреческого буквально означает «путь, направление к чему-либо». Если путь наш правильный, мы сможем достигнуть нашей цели.

Метод позволяет искать новое знание, создавать науку, как систему знаний, способную к обогащению новыми принципами, идеями и видами[4].

Отсюда понятна важность правильного выбора методов, приемов и подхо­дов в любой деятельности, в том числе - в изучении Истории органов внутренних дел.

Понимая под методологией совокупность методов, подходов, применяемых в процессе изучения проблем данной научной дисциплины, следует указать на две их основные группы: философские и специально-научные. Среди философских методов познания выделяют, прежде всего, с одной стороны диалектико-материалистический, с другой - религиозно-идеалистический и метафизический методы.

Успешное решение задач, стоящих перед историко-правовыми науками, возможно только на основе подлинно научной методологии. Такой методологией является диалектический материализм, являющийся общефилософской базой для объяснения государственно-правовых явле­ний и процессов, их всестороннего изучения. Адекватной и полезной будет такая методология, которая позволит исследовать предмет и выразит его существенные признаки и элементы.

Методологию составляют различные подходы и методы.

Диалектико-материалистический подход к изучению государства и права отвергает их божественный, непознаваемый характер, видит первопричину возникновения и развития государства и права в экономическом базисе, в социально-экономическом строе общества. В то же время он требует учитывать географические, биологические, демографические, личностно-психологические и другие факторы, влияющие на исторический процесс.

Диалектико-материалистический метод раскрывает наиболее общие закономерно­сти движения человеческой мысли к истине, концентрируя все наиболее важное и существенное, что содержится в других методах, включает в себя их богатство, так же как всеобщее впитывает особенное и единичное.[5]

Его использование помогает более глубокому пониманию сущности правоохранительной деятельности, полицейских органов, за­кономерностей развития полицейских подразделений.

Диалектический метод требует рассмотрения всех исторических явлений не изолированно, а в органической связи со всеми фактора­ми и условиями, требует их всемерного выявления и анализа.

Только с учетом законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, пе­рехода количественных изменений в качественные, а также благодаря использова­нию таких диалектических категорий, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действитель­ность, можно правильно осмыслить и проанализировать роль полиции в обществе, ход развития органов внутренних дел.

Диалектико-материалистическому методу в истории (историческому материализму) противостоят религиозно-идеалистический и схоластический (догматиче­ский) методы. Они исходят из божественного происхождения государства и права, божественной предопределенности всех происходящих в них из­менений, отрицают зависимость развития государства и права от экономического базиса.

Диалектико-материалистический метод, составляя основу историко-правовых наук, предполагает использование и других специально-научных методов исследования.

Для изучения «Истории органов внутренних дел России» важное значение имеют такие методы и подходы, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой, формально-правовой и системный.

Курс Истории органов внутренних дел строится в соответствии с требованиями принципа историзма. Это означает, что все развитие органов внутренних дел, как дореволюционной России, так и советского государства рассматривается в тесной неразрывной связи с теми общественными процессами, в которых происходила их деятельность.

Методология отражает познание, выясняет возможности познавательных механизмов. Историческое толкование права означает как учет политической и криминогенной ситуации, состояния духовной и материальной культуры российского общества, состояние экономики, степень защищенности права собственности, так и само официальное толкование норм полицейского права того времени. Историческое толкование норм полицейского права неизбежно включает в себя «оценочные понятия…язык права того времени, характерные для него средства и приемы юридической техники». [6]

Конкретизируя приведенное положение применительно к Истории органов внутрен­них дел России, нужно, указать, что принцип историзма позволяет проследить процесс их зарождения и развития в тесной связи с конкретными явлениями социально-экономического и политического характера, в различные исторические периоды. Например, только при таком подходе можно полностью уяснить причины возникновения в России в эпоху утверждения абсолютной монархии (первая четверть XVIII в.) специального полицейского аппарата - регулярной полиции, явившейся одним из главных инструментов государства в борьбе с преступностью и народными волнениями.

Под методологией права понимается применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, катего­рий, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений[7].

Причем юридическому методу присущ правовой взгляд на мир[8].

При рассмотрении истории органов внутренних дел нужно связывать анализ с социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в стране в указанные исторические периоды, особенно когда возникали общественные, государственные, социально-экономические кризисы.

Соблюдение принципа историзма при изучении истории органов внутренних дел - необходимое условие познания роли и значения исторического опыта их деятельности, условие овладения этим опытом с целью помочь при разрешении современных служебных задач.

В ходе обучения используются примеры из юридической практики, проводятся воспитательные примеры, когда сотрудник полиции проявляет героизм, спасая людей.

Сотрудник полиции не должен быть равнодушен: к чужой боли, к чужим страданиям, к чужой беде. Чужой беды не бывает.

Сотрудник полиции должен думать, прежде чем совершать следственные и оперативно-розыскные мероприятия, не нарушать прав человека и гражданина, выполнять предписания закона.

При исследовании данного комплекса вопросов активно применяется системный метод. Современная полицейская система представляет собой социально-правовую ценность, является итогом многовекового развития цивилизации. Вместе с развитием общества происходят изменения в правоохранительной сфере и в методах правового воздействия, принимаются законы, призванные регулировать новые общественные отношения, отменяются устаревшие ограничения и запреты.

Системный подход к полицейской деятельности предполагает укрепление и развитие форм и методов взаимодействия ее субъектов, учет разнообразных общественных факторов, воздействующих на режим законности.

Например, обоснованно предлагается «смягчать негативные последствия резкого социального расслоения, более эффективно и адресно организовывать социальную помощь».[9]

Следует искать и внедрять новые формы обеспечение правопорядка новые способы урегулирования конфликтов.

Содержание «полицейская система» не может быть раскрыто вне связанности данного понятия с понятием «полицейский орган» «полицейская деятельность». Поскольку связь элементов в системе подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого, постольку и анализ структуры начинается с выявления компонентного состава системы. Являясь единым целостным образованием, правоохранительная система имеет присущую ей структуру. Возникает потребность в структурном анализе.

Его необходимость вытекает из специфики системного и функционального методов, сходных тем, что посредством каждого из них, так или иначе выясняются и анализируются структурные элементы системы.

Функциональный подход к правовым явлениям предполагает не только установление составляющих их элементов, но и изучение этих элементов в изменении, движении, развитии. Функциональный анализ возможен только в динамичных системах, способ­ных к изменениям. Таковой и является полицейская система.

Рас­крыть процесс правового регулирования полицейской системы невозможно без выяснения внутренних компонентов регулирования, установления элементов, ее составляющих.

Формально-юридический метод активно используют при толковании и применении права. Право как формально определенное правило поведения нередко предполагает строго определенную формализованную процедуру толкования и правореализации.

С формально - юридическим методом тесно связаны логические приемы изучения полицейского права – такие, как анализ, синтез, выдвижение гипотез. Суть анализа состоит в мысленном расчленении изучаемого предмета на составные части. Синтез состоит в обобщении различных фактов и явлений. Гипотеза – это предположение о путях развития системы органов внутренних дел, требующее подтверждения.

Ценность математического, кибернетического метода состоит в возможности с его помощью проводить работу по сбору и хранению информации о деятельности правоохранительных органов. Это допустимо в тех случаях, когда то или иное качество или явление можно подверг­нуть количественному анализу, выразить относительно простыми элементами, под­дающимися количественным измерениям. С помощью математического метода можно успешно проверить, например, эффективность воздействия норм полицейского права на различные группы населения, оценить количество совершенных на определенном временном отрезке преступлений, а затем на основе этих исследований уже сделать соответствующие выводы об эффективности либо неэффективности полиции в конкретном регионе.

Социальные исследования показывают, как реализуется назначение полицейских органов, как они решают стоящие перед ними задачи, какова их эффективность и какие нужны меры для того, чтобы найти более оптимальные организационные формы их функционирования. Социально-правовые исследования ведутся на основе социологических приемов, а именно изучение практики применения закона, анкетиро­вание, интервьюирование самих полицейских, различных групп населения. Невозможно оценить социальную эффективность полицейской деятельности, не проводя соответствующих социально-правовых исследований.

В связи с большим объемом учебного материала основным учебным методом работы учащихся по овладению знаниями является самостоятельная работа по изучению рекомендованной литературы и других источников, в том числе диссертационных исследований, осуществляемая в соответствии с методическими заданиями.

В учебном процессе большую роль играют также лекции и семинарские занятия, на которых слушатели и курсанты не только пассивно усваивают преподносимый преподавателями материал, но и сами активно участвуют на семинарах и практических занятиях в обсуждении поставленных вопросов, совместно обсуждают наиболее трудные разделы.

Учитывая важность курса «История органов внутренних дел» в деле подготовки грамотных специалистов для органов внутренних дел, повышения их правовой культуры, воспитания гордости за выбранную профессию в рамках курса курсантам и слушателям предлагается по желанию написание реферата по предлагаемой тематике.

В учебно-методическом кабинете кафедры Истории государства и права слушатели и курсанты могут воспользоваться литературой и другими пособиями по данному курсу, получить необходимые консультации у дежурного преподавателя.

На кафедре функционирует научный кружок, в рамках которого курсанты и слушатели встречаются с ветеранами и практическими сотрудниками различных подразделений органов внутренних дел, а также самостоятельно проводят научные изыскания по интересующей их проблематике.

В учебном процессе используются возможности проводимых научных конференций, в которых слушатели и курсанты при­нимают активное участие путем подготовки выступлений по тем или иным проблемам становления и деятельности органов внутренних дел.

Комплексное применение всей совокупности методов изучения Истории органов внутренних дел позволит слушателям и курсантам успешно усво­ить программный материал данного курса.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.015 с.)