Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Органы правопорядка и борьбы с преступностью в Древнерусском государствеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности, принуждение к исполнению правовых велений осуществляется каждым государством. До конца второго десятилетия XVII века в России не было регулярных полицейских органов, не употреблялся и термин «полиция». В допетровской Руси эта деятельность государства обозначалась понятием «благочиние». В Русском государстве в течение нескольких веков когда отсутствовали специальный полицейский аппарат и тюремные учреждения полицейские функции, первоначально несложные и немногочисленные, осуществляли наряду с другими функциями управления (судебными, финансовыми, военными) центральные и местные органы власти. Такая ситуация была общей для всех средневековых государств Европы. Так, во Франции королевские чиновники – байли, сенешалы, и, особенно, право, обладавшие в подведомственном им округе судебной, фискальной и военной властью в XI-XV вв. выполняли и полицейские задачи. В первых государственных образованиях восточных славян (VI – VII вв.), а затем и в Древнерусском (Киевском) государстве (IX – XII вв.) полицейские функции начинают выполняться и некоторыми должностными лицами княжеской администрации. Князь, дружина и народное собрание (вече) – это три основных государственных элемента управления, которые можно выделить в VII – IX вв. на Руси. Вместе с тем, в этот период действовала «десятичная» (численная) система общественной организации. Все население городов и сельских общин делилось на десятки, сотни и тысячи, во главе которых стояли соответственно десятские, сотские и тысяцкие. Со временем система десятичного управления превратилась в административную организацию самоуправления в городских посадах и волостях, а система общего управления государством стала дворцово-вотчинной. В процессе укрепления власти князя его дружина все больше отделялась от остального населения, превращаясь в основное орудие государственного управления. Из числа дружинников формировалась иерархия должностных лиц, посредством которых и осуществлялось это управление. Дружина великого князя являлась не только его военной силой, но и основным инструментом административного управления внутренними делами. Дружина подразделялась на старшую (княжи мужи, бояре) и младшую (гридни, отроки, детские). Свои дружины имели и князья, подвластные великому князю. С помощью дружин собирались дань и штрафы (виры) с населения городов и сельских общин. Из старших дружинников назначались должностные лица. Так, например, виру – штраф за правонарушения или обычные пошлины – собирал вирник, который имел своих помощников (отроков) и приставов (метельников). Порядок в княжеском дворце и вокруг него поддерживался младшими членами дружины, в поместьях князей и бояр – управляющими и сторожами. В больших городах тысяцким и их помощникам поручалось предотвращать серьезные преступления и большие бунты. В сельской местности было слишком мало должностных лиц, и задача предотвращения преступлений и ареста преступников, таким образом, ложилась на самих людей. Большую роль в поддержании правопорядка играла община. Такое положение вещей было не только потому, что государственный аппарат был неразвитым и недифференцированным. В средневековом, феодальном или традиционном, обществе четко распределены и фиксированы обычаем или законом социальные роли людей. Средневековый человек являлся, прежде всего, членом социальной группы, корпорации – дружинником, крестьянином, священником. Корпорация (община в частности) требовала от каждого из своих членов подчинения определенной дисциплине, одинакового образа жизни и даже мыслей, навязывая им жесткое клише поведения. Нетрадиционное поведение членов общины отвергалось, осуждалось, наказывалось, нарушители изгонялись из групп. Этот общественный порядок воспринимался как естественный и богоустановленный. Таким образом, в раннем средневековье преобладал так называемый внутренний социальный контроль, то есть неформальный, постоянный, спонтанный социальный контроль членов группы друг за другом. В результате постоянного и прямого давления группы на индивидов отклонения от общественных норм были редки. Второй тип социального контроля, внешний общественный контроль, то есть организованный, опосредованный определенными организациями, осуществлялся, например, церковью, которая с момента принятия Русью христианства играла все большую роль в регулировании общественных отношений. После крещения Киевской Руси (988 г.) и постепенного перехода от десятичной системы управления к дворцово-вотчинной некоторые функции благоустройства перешли к русской православной церкви. Так, по принятии крещения князь Владимир в 996 г. издал церковный устав, по которому церковь определялась как организация общественного призрения, в связи с чем, князь ввел десятинный сбор (церковная десятина) на содержание при церквях благотворительных учреждений. Сами князья, а вслед за ними и другие благочестивые люди занимались благотворительностью, но как частные лица (строили богадельни, больницы монастыри, призревали нищих). Полицейский контроль со стороны государства, также относящийся к внешнему типу контроля, но отличающийся возможностью использования принуждения, в традиционных обществах был незначителен. Условием эффективности контроля со стороны общины было личное знакомство ее членов, появление незнакомого человека имело потенциальную опасность, поэтому было установлено требование «знатка» для каждого человека, не принадлежавшего к общине, что означало, что член общины должен был поручиться за незнакомца перед общиной, приняв на себя ответственность за его возможные проступки. Таким образом, специальных полицейских органов и должностных лиц, занимавшихся профилактикой и борьбой с преступностью, охраной правопорядка, в этот период на Руси еще не существовало. Все эти функции выполняли князья, и их администрация: наместники, волостели, посадники, дружинники вирники и др., а так же само население. В целом, княжеская власть в Древней Руси возлагала преследование преступников на общины, помогала частному истцу в преследовании и поимке воров, выделяя для этого слуг князя, мечника, и определяя им вознаграждение; применяла меры пресечения к виновным – заковывание в железо; помогала частному лицу в наказании обидчика, назначая для этого специального чиновника – вирника и определяя ему вознаграждение. А так же понуждала потерпевших к подаче уголовных исков, запрещая им освобождать преступников от наказания по мировой (соглашению сторон), а в отдельных случаях отыскивала виновных тайн, применяла для задержания преступников военную силу Дальнейшее развитие органов, осуществлявших охрану общественного порядка, происходит в период дробления Руси, характеризующийся существованием, одновременно с княжеской, власти бояр-землевладельцев и монастырских владык. Представители государственной власти в основном, осуществляли контроль правопорядка, чтобы вор не был укрыт от властей и к выполнению роли арбитра в споре сторон. Однако были и должностные лица княжеской администрации, наделенные полномочиями вести розыск преступника: вирники, метельники, мечники, писцы, тиуны, десятские. В их пользу были установлены особые пошлины, а во время розыска они получали довольствие и содержание от жителей той местности, где оно проводилось. В случае наиболее опасных преступлений в дело вступала княжеская дружина, так, военная сила дружинников была необходима при преследовании ушкуйников. Ушкуйничеством назывались (с XIV в.) вооруженные нападения с разбойными целями на города и торговые пути новгородцев в Волжско-Камском бассейне. Особенно активно против ушкуйничества боролся великий князь Дмитрий Иванович Донской, который даже предпринял военную экспедицию к Новгороду, под угрозой штурма взял с горожан за набеги крупный коллективный штраф, что способствовало впоследствии началу гонений на ушкуйничество в самом Новгороде. Таким образом, можно отметить, что в древнерусском государстве отсутствовало четкое разделение внешних и внутренних функций управления, и не было специальных органов их выполнения. В дальнейшем в связи с тем, что процесс общественной жизни усложняется, классовые противоречия обостряются, развиваются правонарушения в том числе и общеуголовная преступность, это приводит к необходимости расширения сети органов, которые выполнили функции полиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 4850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.007 с.) |