Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3. Органы внутренних дел СССР в 70-е – первой половине 80-х годов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новый этап политического и социально-экономического развития СССР, связываемый с именем Л.И.Брежнева, в российской историографии получил наименование «годы застоя» или «период кризиса социализма». В этот период основными тенденциями государственного строительства, в том числе и в экономической сфере, являлись: ориентирование на стабильность, отказ от реформ, бюрократизация государственного аппарата, укрепление власти коммунистической политической элиты, именовавшейся официально «номенклатурой». Важнейшим элементом системы был партийный аппарат, который подменял выборные советские и партийные органы и руководил всеми политическими организациями. В сложившейся в 60-е годы системе министерств и ведомств страны, Министерство внутренних дел СССР имело своей главной задачей борьбу с преступностью и поддержание правопорядка. Особенностью этой деятельности в рассматриваемый период было то, что она осуществлялась при активном содействии трудовых коллективов, общественности и молодежных организаций, благодаря чему удалось достигнуть определенных успехов в сфере обеспечения общественного порядка. Однако статистика свидетельствовала о том, что преступность с конца 60-х – начала 70-х годов имела устойчивую тенденцию к росту. Так, за десятилетие с 1973 по 1982 г. общее число ежегодно совершаемых преступлений выросло почти вдвое. Увеличилось количество преступлений, связанных с производством и сбытом винно-водочной продукции, спекуляцией и хищением социалистической собственности. Общее число преступлений экономического характера выросло с 1978 по 1988 гг. на 39 процентов[90]. Особое внимание в 70-80-е гг. уделялось вопросам профилактики преступлений и правонарушений, а также взаимодействию с общественностью, совершенствованию государственной системы в этой сфере. На основании приказов и распоряжений МВД СССР эта тема постоянно обсуждалась на различных уровнях и находила практическое воплощение в виде принимаемых организационных и кадровых решений. Согласно приказу министра Н.А.Щелокова, профилактическая служба была включена в Управление уголовного розыска, в структуре которого появились два новых отдела: отдел общей профилактики и отдел индивидуальной профилактики. В функции отдела общей профилактики входили задачи по использованию средств массовой информации в профилактической деятельности, привлечению общественности, трудовых коллективов для создания атмосферы нетерпимости к правонарушениям, разработке программ предупреждения конкретных видов преступлений. Отдел индивидуальной профилактики осуществлял методическое руководство деятельностью участковых, инициировал создание опорных пунктов милиции, занимался организацией индивидуальной профилактики с людьми, потенциально склонными к противоправному поведению[91]. Особая роль в сфере профилактики преступлений и правонарушений отводилась партийным органам. Так, основные задачи и функции центров правопорядка и организации профилактической работы по месту жительства осуществляли районные, городские комитеты коммунистической партии[92]. Они же утверждали перечень предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав центра и состав координационного совета. Руководители территориальных комитетов компартии периодически заслушивали отчеты о работе центра, ставили отдельные задачи, диктуемые оперативной обстановкой. Координационный совет центра охраны правопорядка в работе взаимодействовал со многими районными, городскими органами и организациями. Членами координационного совета являлись представители основных организаций, принимающих участие в работе центра охраны правопорядка[93]. Таким образом, вопросы профилактики преступлений и правонарушений стали общегосударственной и соответственно общепартийной задачей, и в общественно-политической обстановке 70-х годов решалось достаточно эффективно. В 1973-1977 гг. было разработано и введено в действие большое число нормативно правовых актов, оказавших положительное большое влияние на положение милиции в стране и её деятельность. Назовём некоторые из них: введение специальных званий для сотрудников органов внутренних дел, аналогичные воинским (1973 г.) и окладов по ним (1977 г.); утверждение нового текста Присяги рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Положения о порядке её принятия (1973 г.); приняты новые Положение о советской милиции, которое чётко определило правовой статус милиции (1973 г.) и Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел (1974 г.), а также целый ряд документов, способствовавших улучшению материального обеспечения сотрудников милиции[94]. Большое внимание было уделено и совершенствованию организации воспитательной работы с личным составом. В 1974 г. вместо Отдела по политико-воспитательной работе МВД СССР создаётся Управление по политико-воспитательной работе МВД СССР. Приказом МВД № 344 от 9 декабря 1974 г. было определено его место в системе МВД СССР, основные задачи и функции. 1 августа 1975 г. вводится в действие «Руководство по работе с кадрами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел». Оно содержало положения по организации работы с кадрами, их учёбе, методику рассмотрения писем и заявлений и др. Таким образом, в 60-е и 70-е годы ХХ века в органах внутренних дел был наработан огромный опыт борьбы с преступностью, соблюдения законности и обеспечения правопорядка в стране. Удалось достичь серьёзных успехов в обеспечении правопорядка на улицах городов и других населённых пунктов. Достаточно хорошо была отработана система подбора кадров по рекомендациям общественных организаций и трудовых коллективов, значительно улучшилась профессиональная подготовка и переподготовки кадров, сформировалась четкая система воспитательной работы. Политико-воспитательные аппараты накопили значительный опыт руководства воспитательной работой с личным составом, многое сделали по повышению культурного уровня и профессионального мастерства. Большое внимание уделялось изучению и распространению передового опыта служебной деятельности. Совершенствовались формы и методы взаимодействия с общественностью.
Важной вехой в сложном процессе реформирования системы государственных органов явилось принятие в 1977 г. новой Конституции, законодательно закрепившей руководящую и направляющую роль Коммунистической партии как ведущей силы общества. На основе Конституции 1977 г. совершенствовалась и система правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о Верховном Суде СССР, о государственном арбитраже СССР, об адвокатуре СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачи входило: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства. Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных советов. Закон о государственном арбитраже СССР упорядочивал систему арбитражных органов, в которую входили: арбитражные суды автономных республик, краев, областей, городов, а также автономных областей и округов. На основании закона об адвокатуре и республиканских положений об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, занимавшихся адвокатской деятельностью. Были конкретизирован круг прав и обязанностей адвоката[95]. Изменения затронули и внутренние войска. Период «холодной войны», экономического и промышленного шпионажа требовал изменения отношения к транспортным узлам, магистралям, сопутствующим сооружениям и повышения бдительности при их охране. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 января 1978 г. «Об усилении охраны искусственных сооружений на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах» в войсках были созданы две специальные дивизии, численность которых составляла 10, 4 чел. Основной задачей вновь сформированных соединений являлось обеспечение безопасности особо важных объектов, к которым были отнесены узловые железнодорожные магистрали, станционные сооружения и другие объекты, находящиеся в непосредственной близости от них. В 1979 – 1980 гг. реформирование подразделений внутренних войск МВД СССР продолжилось. Были созданы зональные (региональные) управления внутренних войск МВД СССР, сформирован ряд новых войсковых структур. В войсках появились новые виды службы (авиационная, водолазная), под охрану приняты атомные электростанции, объекты Госбанка СССР. В штаты войск были введены бронепоезда, зенитные средства и другие виды боевой техники. В 1983 г. была пересмотрена численность управленческих структур внутренних войск. В целом по стране усилился военно-промышленный комплекс, обеспечивший в условиях «холодной войны» стратегический паритет СССР и США[96]. Данные меры диктовались особенностями внешней и внутренней политики СССР, ее взаимоотношениями с западными державами, международно-политической обстановкой. Особую роль в функционировании политического управления страной играл КГБ СССР, возглавляемый Ю.Андроповым, который был членом Политбюро ЦК КПСС и членом Правительства. В своей деятельности он опирался, как и руководители всех министерств, на коллегию министерства и партком, располагая при этом колоссальным аппаратом в центре и на местах. В КГБ насчитывалось вместе с погранвойсками 400 тыс. человек. Это делало КГБ совершенно уникальным политическим институтом, способным влиять на развитие всей государственной жизни. В составе аппарата КГБ имелось 5 главных управлений: разведки, контрразведки, погранохраны, спецсвязи, охраны Конституции (фактически подавление инакомыслия) и 11 технических управлений. Среди этих управлений особое значение приобрело пятое управление по охране Конституции, которое занималось фактически контролем идеологической деятельности противников существующего государственного строя[97]. Особое внимание уделялось дисциплине труда. В городах в рабочее время организовывались облавы на лиц, уклоняющихся от выполнения трудовых обязанностей и тунеядцев. В начале 80-х гг. все более отчетливо проявлялась неэффективность советской бюрократической системы. Несмотря на широкую структуру органов власти, общественных организаций, аппарат КПСС на основании Конституции СССР по-прежнему контролировал и руководил всей политической, экономической и культурной жизнью страны. Попытки партийных лидеров Ю.А.Андропова и К.У.Черненко оживить деятельность административного аппарата в силу объективных обстоятельств успехом не увенчались, но привели к серьезным переменам в руководстве министерствами и ведомствами[98]. Репрессивные меры в отношении руководящего звена МВД в большой степени отрицательно сказались на деятельности МВД и судьбе его сотрудников. В декабре 1982 г. министр МВД Н.А. Щелоков, обвиненный в злоупотреблении служебных положением, был отстранен от занимаемой должности, лишен всех государственных наград (кроме боевых), и исключен из партии. 13 декабря 1984 г. он покончил жизнь самоубийством. Приход к управлению страной и министерством новых людей не привел к серьёзным переменам, в том числе и в правоохранительной сфере, так как ожидать от партийного, государственного руководства объективного анализа глубинных причин деградации общества и государственных структур было бессмысленно. В рамках социалистического выбора и концепции народной милиции, главными причинами недостатков в работе признавались отступления от ленинских принципов кадровой политики, нарушение государственной и партийной дисциплины, низкий уровень идейно-политического воспитания[99]. Вместе с тем, можно констатировать тот факт, что одной из негативных тенденций в правоохранительной сфере в 70 – 80-е гг., было морально-нравственное разложение части руководителей и рядовых сотрудников правоохранительных органов, проявившейся в злоупотребления служебным положением, фальсификации показателей работы, низком уровне борьбы с преступностью, утрате доверия населения. Статистика свидетельствовала о том, что преступность со второй половины 60-х годов имела устойчивую тенденцию к росту. За десятилетие (1973 - 1982 гг.) общая преступность увеличилась вдвое, а количество тяжких и насильственных преступлений на 50%. Общее замедление темпов экономического развития способствовало росту преступлений экономического характера, которые за 1978 по 1988 гг. выросли почти на 40%[100]. Нарастание социально-экономических, политических и иных трудностей в 80-е годы наложили свой отпечаток на кадры органов внутренних дел и их деятельность. Локальные военные конфликты, криминальные "разборки" в борьбе за передел сфер влияния и общенародной собственности, системный кризис, поразивший общество, экономику и государство, повлияли на различные сферы жизнедеятельности и изменение системы система ценностей. В работе политических органов МВД всё больше и больше был заметен отрыв от решаемых личным составом служебных задач, что в условиях стагнации и застоя в стране, усилившейся криминализации общества, ослаблении темпов развития требовало внесения изменений в организацию работы с личным составом. Всё это сказалось на кадровом обеспечении МВД, возникли проблемы с отбором, расстановкой, обучением и воспитанием личного состава, с закреплением в органах внутренних дел высокопрофессиональных кадров. Значительная часть положительного опыта была утрачена. Вопросы профессионализма, юридической компетентности, оснащения органов внутренних дел техникой, специальными средствами, снаряжением и связью отходили на второй план. Истинное положение дел или замалчивалось, или скрывалось, а еще чаще, искажалось. Эти негативные явления привели к «разложению» и перерождению части руководителей и рядовых сотрудников, распространению обмана и фальсификации фактов, к потере престижа милиции в глазах народа. Такое положение дел вызывало серьёзную озабоченность партийно-государственного руководства, которое приняло ряд мер по исправлению ситуации. Из органов внутренних дел по служебному несоответствию, за нарушение законности и дисциплины за период с 1983 по 1985 гг. были уволены 161 тыс. сотрудников[101]. В июле 1983 г. в системе МВД СССР были восстановлены политические органы, на которые, кроме решения организационных и воспитательных задач, была возложена обязанность непосредственно участвовать в подборе, обучении, воспитании и аттестовании кадров, привлекать всех руководителей органов и подразделений внутренних дел к активному участию в воспитательной работе с личным составом. В целях исправления ситуации и усиления борьбы с преступностью был разработан комплекс мер, направленных на обновление кадров МВД. Принимались срочные меры по усилению ОВД бывшими сотрудниками партийных органов и сотрудниками КГБ. На службу в органы внутренних дел партийными организациями было направлено 55 тыс. коммунистов[102]. Но в изменившейся обстановке этих мер было явно недостаточно, переломить ситуацию так и не удалось. Нужны были кардинальные перемены во всех сферах общественной жизни. И они начались с приходом к власти нового политического руководства, приступившего к осуществлению серии реформ в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Необходимы были кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни общества: социально-политической, экономической, идеологической, культурной и др. Выводы: Рассмотренный в лекции период был одним из сложных и противоречивых в истории нашей страны. В эти десятилетия были и серьёзные достижения во всех сферах общественной жизни, в экономике, науке, искусстве, но были и большие просчёты, приведшие великую страну к застою. Эти процессы не могли обойти и правоохранительную сферу, органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, на различных этапах строительства и деятельности которых они решали различные по сложности и масштабам задачи. Условно его мы можем разделить на три этапа: 1) органы внутренних дел СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.); 2) органы внутренних дел Советского государства период либерализации общественных отношений (1953 – 1968 гг.); 3) органы внутренних дел СССР в период принятия новой Конституции СССР (1974 г. – начало 90-х гг. ХХ в.). В послевоенные годы (1945-1953 гг.) их основная задача заключалась в преодолении последствий войны в правоохранительной сфере и борьба с преступностью, возросшей в годы войны и в послевоенный период под влиянием объективных и субъективных факторов в условиях сформировавшегося в стране командно-административной системы. В период наметившейся тенденции либерализации общественных отношений (1953 – 1973 гг.) произошли определённая демократизация управления государством, укрепление законности, были предприняты попытки стабилизировать криминальную ситуацию и выработать комплекс эффективных мер по противодействию преступности. Особенностью данного периода является акцентирование внимание на вопросах функционирования системы ИТУ, что явилось прямым следствием длительной «сталинской эпохи». В 70-е – середине 80-х годов, характеризующихся как период застоя, правоохранительная система оказалась в состоянии серьёзного кризиса, обусловленного общим кризисом власти. Очевидная необходимость перемен была по-своему интерпретирована партийным и государственным руководством. В сложившейся ситуации для правоохранительных органов приоритетными направлениями становятся кадровая политика, взаимодействие с общественностью и социально-правовая защита сотрудников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.009 с.) |