Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Органы внутренних дел СССР в 70-е – первой половине 80-х годов.

Поиск

Новый этап политического и социально-экономического развития СССР, связываемый с именем Л.И.Брежнева, в российской историографии получил наименование «годы застоя» или «период кризиса социализма». В этот период основными тенденциями государственного строительства, в том числе и в экономической сфере, являлись: ориентирование на стабильность, отказ от реформ, бюрократизация государственного аппарата, укрепление власти коммунистической политической элиты, именовавшейся официально «номенклатурой». Важнейшим элементом системы был партийный аппарат, который подменял выборные советские и партийные органы и руководил всеми политическими организациями.

В сложившейся в 60-е годы системе министерств и ведомств страны, Министерство внутренних дел СССР имело своей главной задачей борьбу с преступностью и поддержание правопорядка. Особенностью этой деятельности в рассматриваемый период было то, что она осуществлялась при активном содействии трудовых коллективов, общественности и молодежных организаций, благодаря чему удалось достигнуть определенных успехов в сфере обеспечения общественного порядка. Однако статистика свидетельствовала о том, что преступность с конца 60-х – начала 70-х годов имела устойчивую тенденцию к росту. Так, за десятилетие с 1973 по 1982 г. общее число ежегодно совершаемых преступлений выросло почти вдвое. Увеличилось количество преступлений, связанных с производством и сбытом винно-водочной продукции, спекуляцией и хищением социалистической собственности. Общее число преступлений экономического характера выросло с 1978 по 1988 гг. на 39 процентов[90].

Особое внимание в 70-80-е гг. уделялось вопросам профилактики преступлений и правонарушений, а также взаимодействию с общественностью, совершенствованию государственной системы в этой сфере. На основании приказов и распоряжений МВД СССР эта тема постоянно обсуждалась на различных уровнях и находила практическое воплощение в виде принимаемых организационных и кадровых решений. Согласно приказу министра Н.А.Щелокова, профилактическая служба была включена в Управление уголовного розыска, в структуре которого появились два новых отдела: отдел общей профилактики и отдел индивидуальной профилактики. В функции отдела общей профилактики входили задачи по использованию средств массовой информации в профилактической деятельности, привлечению общественности, трудовых коллективов для создания атмосферы нетерпимости к правонарушениям, разработке программ предупреждения конкретных видов преступлений.

Отдел индивидуальной профилактики осуществлял методическое руководство деятельностью участковых, инициировал создание опорных пунктов милиции, занимался организацией индивидуальной профилактики с людьми, потенциально склонными к противоправному поведению[91].

Особая роль в сфере профилактики преступлений и правонарушений отводилась партийным органам. Так, основные задачи и функции центров правопорядка и организации профилактической работы по месту жительства осуществляли районные, городские комитеты коммунистической партии[92]. Они же утверждали перечень предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав центра и состав координационного совета. Руководители территориальных комитетов компартии периодически заслушивали отчеты о работе центра, ставили отдельные задачи, диктуемые оперативной обстановкой. Координационный совет центра охраны правопорядка в работе взаимодействовал со многими районными, городскими органами и организациями. Членами координационного совета являлись представители основных организаций, принимающих участие в работе центра охраны правопорядка[93].

Таким образом, вопросы профилактики преступлений и правонарушений стали общегосударственной и соответственно общепартийной задачей, и в общественно-политической обстановке 70-х годов решалось достаточно эффективно.

В 1973-1977 гг. было разработано и введено в действие большое число нормативно правовых актов, оказавших положительное большое влияние на положение милиции в стране и её деятельность. Назовём некоторые из них: введение специальных званий для сотрудников органов внутренних дел, аналогичные воинским (1973 г.) и окладов по ним (1977 г.); утверждение нового текста Присяги рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Положения о порядке её принятия (1973 г.); приняты новые Положение о советской милиции, которое чётко определило правовой статус милиции (1973 г.) и Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел (1974 г.), а также целый ряд документов, способствовавших улучшению материального обеспечения сотрудников милиции[94].

Большое внимание было уделено и совершенствованию организации воспитательной работы с личным составом. В 1974 г. вместо Отдела по политико-воспитательной работе МВД СССР создаётся Управление по политико-воспитательной работе МВД СССР. Приказом МВД № 344 от 9 декабря 1974 г. было определено его место в системе МВД СССР, основные задачи и функции. 1 августа 1975 г. вводится в действие «Руководство по работе с кадрами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел». Оно содержало положения по организации работы с кадрами, их учёбе, методику рассмотрения писем и заявлений и др.

Таким образом, в 60-е и 70-е годы ХХ века в органах внутренних дел был наработан огромный опыт борьбы с преступностью, соблюдения законности и обеспечения правопорядка в стране. Удалось достичь серьёзных успехов в обеспечении правопорядка на улицах городов и других населённых пунктов. Достаточно хорошо была отработана система подбора кадров по рекомендациям общественных организаций и трудовых коллективов, значительно улучшилась профессиональная подготовка и переподготовки кадров, сформировалась четкая система воспитательной работы. Политико-воспитательные аппараты накопили значительный опыт руководства воспитательной работой с личным составом, многое сделали по повышению культурного уровня и профессионального мастерства. Большое внимание уделялось изучению и распространению передового опыта служебной деятельности. Совершенствовались формы и методы взаимодействия с общественностью.

 

Важной вехой в сложном процессе реформирования системы государственных органов явилось принятие в 1977 г. новой Конституции, законодательно закрепившей руководящую и направляющую роль Коммунистической партии как ведущей силы общества.

На основе Конституции 1977 г. совершенствовалась и система правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о Верховном Суде СССР, о государственном арбитраже СССР, об адвокатуре СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик.

Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачи входило: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.

Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных советов.

Закон о государственном арбитраже СССР упорядочивал систему арбитражных органов, в которую входили: арбитражные суды автономных республик, краев, областей, городов, а также автономных областей и округов.

На основании закона об адвокатуре и республиканских положений об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, занимавшихся адвокатской деятельностью. Были конкретизирован круг прав и обязанностей адвоката[95].

Изменения затронули и внутренние войска. Период «холодной войны», экономического и промышленного шпионажа требовал изменения отношения к транспортным узлам, магистралям, сопутствующим сооружениям и повышения бдительности при их охране. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 января 1978 г. «Об усилении охраны искусственных сооружений на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах» в войсках были созданы две специальные дивизии, численность которых составляла 10, 4 чел. Основной задачей вновь сформированных соединений являлось обеспечение безопасности особо важных объектов, к которым были отнесены узловые железнодорожные магистрали, станционные сооружения и другие объекты, находящиеся в непосредственной близости от них.

В 1979 – 1980 гг. реформирование подразделений внутренних войск МВД СССР продолжилось. Были созданы зональные (региональные) управления внутренних войск МВД СССР, сформирован ряд новых войсковых структур. В войсках появились новые виды службы (авиационная, водолазная), под охрану приняты атомные электростанции, объекты Госбанка СССР. В штаты войск были введены бронепоезда, зенитные средства и другие виды боевой техники. В 1983 г. была пересмотрена численность управленческих структур внутренних войск.

В целом по стране усилился военно-промышленный комплекс, обеспечивший в условиях «холодной войны» стратегический паритет СССР и США[96]. Данные меры диктовались особенностями внешней и внутренней политики СССР, ее взаимоотношениями с западными державами, международно-политической обстановкой.

Особую роль в функционировании политического управления страной играл КГБ СССР, возглавляемый Ю.Андроповым, который был членом Политбюро ЦК КПСС и членом Правительства. В своей деятельности он опирался, как и руководители всех министерств, на коллегию министерства и партком, располагая при этом колоссальным аппаратом в центре и на местах. В КГБ насчитывалось вместе с погранвойсками 400 тыс. человек. Это делало КГБ совершенно уникальным политическим институтом, способным влиять на развитие всей государственной жизни. В составе аппарата КГБ имелось 5 главных управлений: разведки, контрразведки, погранохраны, спецсвязи, охраны Конституции (фактически подавление инакомыслия) и 11 технических управлений. Среди этих управлений особое значение приобрело пятое управление по охране Конституции, которое занималось фактически контролем идеологической деятельности противников существующего государственного строя[97]. Особое внимание уделялось дисциплине труда. В городах в рабочее время организовывались облавы на лиц, уклоняющихся от выполнения трудовых обязанностей и тунеядцев.

В начале 80-х гг. все более отчетливо проявлялась неэффективность советской бюрократической системы. Несмотря на широкую структуру органов власти, общественных организаций, аппарат КПСС на основании Конституции СССР по-прежнему контролировал и руководил всей политической, экономической и культурной жизнью страны. Попытки партийных лидеров Ю.А.Андропова и К.У.Черненко оживить деятельность административного аппарата в силу объективных обстоятельств успехом не увенчались, но привели к серьезным переменам в руководстве министерствами и ведомствами[98]. Репрессивные меры в отношении руководящего звена МВД в большой степени отрицательно сказались на деятельности МВД и судьбе его сотрудников. В декабре 1982 г. министр МВД Н.А. Щелоков, обвиненный в злоупотреблении служебных положением, был отстранен от занимаемой должности, лишен всех государственных наград (кроме боевых), и исключен из партии. 13 декабря 1984 г. он покончил жизнь самоубийством.

Приход к управлению страной и министерством новых людей не привел к серьёзным переменам, в том числе и в правоохранительной сфере, так как ожидать от партийного, государственного руководства объективного анализа глубинных причин деградации общества и государственных структур было бессмысленно. В рамках социалистического выбора и концепции народной милиции, главными причинами недостатков в работе признавались отступления от ленинских принципов кадровой политики, нарушение государственной и партийной дисциплины, низкий уровень идейно-политического воспитания[99].

Вместе с тем, можно констатировать тот факт, что одной из негативных тенденций в правоохранительной сфере в 70 – 80-е гг., было морально-нравственное разложение части руководителей и рядовых сотрудников правоохранительных органов, проявившейся в злоупотребления служебным положением, фальсификации показателей работы, низком уровне борьбы с преступностью, утрате доверия населения.

Статистика свидетельствовала о том, что преступность со второй половины 60-х годов имела устойчивую тенденцию к росту. За десятилетие (1973 - 1982 гг.) общая преступность увеличилась вдвое, а количество тяжких и насильственных преступлений на 50%. Общее замедление темпов экономического развития способствовало росту преступлений экономического характера, которые за 1978 по 1988 гг. выросли почти на 40%[100].

Нарастание социально-экономических, политических и иных трудностей в 80-е годы наложили свой отпечаток на кадры органов внутренних дел и их деятельность. Локальные военные конфликты, криминальные "разборки" в борьбе за передел сфер влияния и общенародной собственности, системный кризис, поразивший общество, экономику и государство, повлияли на различные сферы жизнедеятельности и изменение системы система ценностей. В работе политических органов МВД всё больше и больше был заметен отрыв от решаемых личным составом служебных задач, что в условиях стагнации и застоя в стране, усилившейся криминализации общества, ослаблении темпов развития требовало внесения изменений в организацию работы с личным составом. Всё это сказалось на кадровом обеспечении МВД, возникли проблемы с отбором, расстановкой, обучением и воспитанием личного состава, с закреплением в органах внутренних дел высокопрофессиональных кадров. Значительная часть положительного опыта была утрачена. Вопросы профессионализма, юридической компетентности, оснащения органов внутренних дел техникой, специальными средствами, снаряжением и связью отходили на второй план. Истинное положение дел или замалчивалось, или скрывалось, а еще чаще, искажалось. Эти негативные явления привели к «разложению» и перерождению части руководителей и рядовых сотрудников, распространению обмана и фальсификации фактов, к потере престижа милиции в глазах народа.

Такое положение дел вызывало серьёзную озабоченность партийно-государственного руководства, которое приняло ряд мер по исправлению ситуации. Из органов внутренних дел по служебному несоответствию, за нарушение законности и дисциплины за период с 1983 по 1985 гг. были уволены 161 тыс. сотрудников[101]. В июле 1983 г. в системе МВД СССР были восстановлены политические органы, на которые, кроме решения организационных и воспитательных задач, была возложена обязанность непосредственно участвовать в подборе, обучении, воспитании и аттестовании кадров, привлекать всех руководителей органов и подразделений внутренних дел к активному участию в воспитательной работе с личным составом. В целях исправления ситуации и усиления борьбы с преступностью был разработан комплекс мер, направленных на обновление кадров МВД. Принимались срочные меры по усилению ОВД бывшими сотрудниками партийных органов и сотрудниками КГБ. На службу в органы внутренних дел партийными организациями было направлено 55 тыс. коммунистов[102].

Но в изменившейся обстановке этих мер было явно недостаточно, переломить ситуацию так и не удалось. Нужны были кардинальные перемены во всех сферах общественной жизни. И они начались с приходом к власти нового политического руководства, приступившего к осуществлению серии реформ в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Необходимы были кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни общества: социально-политической, экономической, идеологической, культурной и др.

Выводы:

Рассмотренный в лекции период был одним из сложных и противоречивых в истории нашей страны. В эти десятилетия были и серьёзные достижения во всех сферах общественной жизни, в экономике, науке, искусстве, но были и большие просчёты, приведшие великую страну к застою. Эти процессы не могли обойти и правоохранительную сферу, органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, на различных этапах строительства и деятельности которых они решали различные по сложности и масштабам задачи. Условно его мы можем разделить на три этапа: 1) органы внутренних дел СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.); 2) органы внутренних дел Советского государства период либерализации общественных отношений (1953 – 1968 гг.); 3) органы внутренних дел СССР в период принятия новой Конституции СССР (1974 г. – начало 90-х гг. ХХ в.).

В послевоенные годы (1945-1953 гг.) их основная задача заключалась в преодолении последствий войны в правоохранительной сфере и борьба с преступностью, возросшей в годы войны и в послевоенный период под влиянием объективных и субъективных факторов в условиях сформировавшегося в стране командно-административной системы.

В период наметившейся тенденции либерализации общественных отношений (1953 – 1973 гг.) произошли определённая демократизация управления государством, укрепление законности, были предприняты попытки стабилизировать криминальную ситуацию и выработать комплекс эффективных мер по противодействию преступности. Особенностью данного периода является акцентирование внимание на вопросах функционирования системы ИТУ, что явилось прямым следствием длительной «сталинской эпохи».

В 70-е – середине 80-х годов, характеризующихся как период застоя, правоохранительная система оказалась в состоянии серьёзного кризиса, обусловленного общим кризисом власти. Очевидная необходимость перемен была по-своему интерпретирована партийным и государственным руководством. В сложившейся ситуации для правоохранительных органов приоритетными направлениями становятся кадровая политика, взаимодействие с общественностью и социально-правовая защита сотрудников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.009 с.)