Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Румынии и Чехословакии в 1945 г.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Таким образом, охрана тыла действующей Красной Армии с первых и до последних дней Великой Отечественной войны являлась важной и масштабной задачей государства. В годы войны органы и войска НКВД являлись своего рода кадровым резервом для Красной Армии. 26 июня 1941 года было принято решение о формировании дивизий из войск НКВД для действующей армии. В соответствии с решением Ставки Главного командования приказом НКВД СССР от 29 июня 1941 г. № 00837 создается оперативная группа для формирования 15 стрелковых дивизий. В каждую дивизию из войск НКВД было выделено по 500 человек командно-начальствующего состава и по 1000 человек младшего начальствующего и рядового состава (остальной личный состав призывался из запаса). Командирами дивизий были назначены выделенные из Красной Армии и войск НКВД опытные военачальники. По окончании формирования и кратковременной боевой учебы все дивизии были направлены в армии Резервного, Северного и Западного фронтов. Все сформированные дивизии прошли тяжелый и героический боевой путь, были отмечены боевыми наградами и почетными наименованиями, две из них стали гвардейскими. В октябре 1942 г. ГКО поручил сформировать Отдельную армию войск НКВД в составе 6 дивизий. На командные и политические должности в действующую армию были направлены опытные генералы и офицеры Наркомата внутренних дел, в их числе: И.И. Масленников, К.И. Ракутин, В.А. Хоменко, В.М. Шарапов, К.Ф. Телегин Ф.Н. Шилов, Е.В. Козик, Д.П. Онуприенко и др. За первые 4 года войны на формирование Красной Армии было направлено 111272 воина Наркомата внутренних дел. Всего в состав Красной Армии были переданы Отдельная армия и 29 дивизий войск НКВД. 23 из них были награждены орденами, а четыре - стали гвардейскими. 20 июля 1941 года наркомат государственной безопасности, выделенный в феврале 1941 г. из НКВД, был вновь объединен с наркоматом внутренних дел СССР. Основная структура органов внутренних дел не претерпела существенных изменений, но были усилены меры по эффективности следственной и оперативной работы. Условия войны и военного законодательства потребовали расширения функций органов внутренних дел, к ним прибавились: · организация истребительных батальонов; · осуществление режимных мероприятий в местностях, объявленных на военном и осадном положении; · охрана ценностей при их эвакуации в восточные районы страны; · борьба с вражескими агентами, паникерами, распространителями всякого рода провокационных слухов и измышлений; · борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью, устройство детей, потерявших родителей при эвакуации и других обстоятельствах военного времени; · борьба с военным и трудовым дезертирством; · выявления лиц, уклоняющихся от призыва и мобилизации; · борьба со спекуляцией, злоупотреблениями в сфере распределения продуктов, мародерством; · осуществление режимных мероприятий в местностях, объявленных на военном и осадном положении; · организация местной противовоздушной обороны; · организация противопожарной безопасности; · осуществление функционирования ИТУ; · охрана тыла действующей Красной Армии; · обеспечение противодействия противнику при помощи радиосредств; · непосредственное участие в боевых действиях на фронтах и др. 31 июля 1941 г. была объявлена структура центрального аппарата Народного комиссариата внутренних дел СССР (9 тыс. чел). Она включала в себя главные управления: госбезопасности, пограничных и внутренних войск, рабоче-крестьянской милиции, уголовного розыска РКМ, исправительно-трудовых лагерей, по делам военнопленных и интернированных, пожарной охраны, по борьбе с бандитизмом, шоссейных дорог; управления: войск по охране тыла действующей армии, административно-хозяйственное; отделы: водной и железнодорожной милиции, штаб истребительных батальонов и другие подразделения. В связи с созданием единого наркомата на местах были сформированы районные и городские отделы и отделения НКВД (в ряде крупных промышленных городов вместо отделов были сформированы управления). Начальники районных и городских отделений милиции являлись заместителями начальников РО НКВД. Важно отметить, что милиция в основном сохранила довоенную централизованную структуру. Главное управления милиции (ГУМ) во главе с комиссаром 1 ранга А.Г. Галкиным состояло уголовного розыска, наружной службы, железнодорожной, водной и ведомственной милиции, ГАИ, ОБХСС и других подразделений. Куратором милиции, пожарной охраны, местного ПВО, тюремного управления и штаба истребительных батальонов стал И.А. Серов. Важное значение для усиления борьбы с преступностью в военное время имел приказ НКВД от 30 сентября 1941 г. о выделении из состава ГУМ отдела по борьбе с бандитизмом (ОББ) во главе со старшим майором госбезопасности Церетели. Реорганизация 1941 г. позволила сосредоточить все силы для обеспечения внутренней безопасности государства. В военное время особую опасность приобретает распространение ложных слухов. Указом ПВС СССР от 6 июля 1941 года вводилась уголовная ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. По приговору Военного трибунала подобные деяния карались тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет. 2 июля 1941 г. постановлением СНК СССР в стране была введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне. На предприятиях, в учреждениях, жилых домах создаются формирования местной противовоздушной обороны (МПВО). Задачи милиции в системе местной противовоздушной обороны городов заключались в обеспечении бесперебойного функционирования групп самозащиты домов, кварталов и участков. Милиции вменялось контролировать соблюдение населением, руководителями предприятий и учреждений правил МПВО: правильность подачи сигналов воздушной тревоги, выполнение ответственными дежурными по МПВО своих функциональных обязанностей. Сотрудники милиции должны были осуществлять руководство защитой объектов во время бомбежек, поддерживать порядок в очагах поражения, охранять места неразорвавшихся авиабомб и снарядов, ликвидировать последствия налетоввражеской авиации и артобстрелов, оказывать всестороннюю помощь в отправке раненых, обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей погибших, помогать в тушении пожаров и в работе аварийно-восстановительных служб. Участковые уполномоченные вели широкую разъяснительную работу среди горожан по повышению бдительности и строжайшего соблюдения правил светомаскировки. В Москве, Ленинграде и других прифронтовых городах состояние внутренней боеготовности было актуально на всем протяжении войны. В приказании начальника УНКВД Ленинграда и области П.Н. Кубаткина от 9 июня 1943 года требовалось от руководителей подразделений принять все меры по предупреждению проникновения вражеских парашютистов и диверсантов в город. В нем предписывалось истребительным батальонам и МПВО организовать на территории района постоянные наблюдательные посты за воздухом, особенно в ночное время. При задержании вражеских парашютистов тщательно допрашивать и направлять немедленно в отдел контрразведки «Смерш». Личный состав МПВО находился на казарменном положении, однако бойцы не считались мобилизованными в армию. К весне 1942 г. формирования МПВО действовали в 230 городах численностью около 6 тыс человек, из них в Москве – 600 человек, в Ленинграде – 300 человек. 19 сентября 1941 года ГКО принял постановление о введении осадного положения в Москве, по которому устанавливался более строгий режим, чем по военному положению, расширялись права и полномочия органов НКВД и должностных лиц. Если в местностях, объявленных на военном положении, неисполнение постановлений военных властей наказывались в административном порядке лишением свободы до 6 месяцев или штрафом до 3 тыс. рублей, то при осадном положении дела о нарушении общественного порядка подлежали рассмотрению в военных трибуналах, а провокаторы, диверсанты, бандиты и грабители подлежали расстрелу на месте. Анализ материалов Московской военной комендатуры от 14 декабря 1941 года показывает, что с 20.10. по 13.12.1941 г. по различным причинам было задержано 121.955 человек, из них осуждено 4.741, расстреляно по приговорам военных трибуналов 357 и 15 расстреляно на месте. Несмотря на полную блокаду Ленинграда, в городе осадное положение не вводилось, действовал режим военного положения, хотя и с некоторыми элементами осадного. Это нашло отражение в организации внутренней обороны города (ВОГ). На УНКВД Ленинграда возлагались дополнительные задачи по подготовке выделенных оборонительных рубежей внутри города, обучению личного состава тактике борьбы с авиадесантами и ведение уличных боев. По плану ВОГ личный состав подразделений милиции был сведен в стрелковую дивизию, но продолжал нести службу по своим штатным должностям. Такая же дивизия была сформирована и из сотрудников пожарной охраны. С момента объявления сбора все категории сотрудников милиции и пожарной охраны должны были прибывать в подразделения. В годы войны важнейшей проблемой для страны были беспризорные дети. Эвакуация детей шла из прифронтовых районов в глубь страны: в Куйбышевскую, Пермскую, Саратовскую и другие области. На работников милиции возлагалась задача сбора беспризорных и безнадзорных детей и при необходимости сопровождение их в район эвакуации. Однако дети нередко попадали под влияние уголовных элементов и становились на преступный путь. В соответствии с решением СНК СССР от 23 января 1942 г. о выявлении безнадзорных детей и размещении их в приемниках-распределителях НКВД, правоохранительные органы и, прежде всего, милиция усилили работу по этой линии. В апреле 1943 года было учреждено «Положение о комиссиях по устройству детей, оставшихся без родителей». В обязанности этой комиссии входило предупреждение детской беспризорности и безнадзорности, охрана прав несовершеннолетних и трудоустройство подростков. Наиболее сложная проблема с беспризорностью была в блокадном Ленинграде. Подтверждением этому являются показатели работы «детской группы» по розыску детей и родителей, сформированной в Управления милиции Ленинграда, которая за первые два года войны разыскала 1.867 родителей и 2.250 детей. В соответствии с решением Ленгорисполкома «О мероприятиях по борьбе с детской безнадзорностью» было создано 17 новых детских домов во всех районах города, а также приемники-распределители на 100-150 коек. Кроме того, были организованы комиссии по борьбе с детской безнадзорностью, в состав которой входили и сотрудники милиции. Указ ПВС СССР от 26 декабря 1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий» установил, что рабочие и служащие предприятий военной промышленности являются на период войны мобилизованными и закрепленными за ними для постоянной работы. Самовольный уход рабочих и служащих с этих предприятий квалифицировался как дезертирство. В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприятий и строек военной промышленности, ПВС СССР указом от 13 февраля 1942 года на период военного времени ввел мобилизацию трудоспособного городского населения. Уклонение от мобилизации влекло уголовную ответственность. С первых месяцев войны в Ленинград устремились толпы беженцев, в том числе шпионы и дезертиры, что потребовало усиленного режима в проверке документов. Например, 29 июля 1941 года Управление НКВД Ленинграда и области своим приказом «Об усилении борьбы с дезертирством и проверки документов» предписывало городским и районным органам, привлекая весь оперативный и строевой состав, систематизировать проверки документов и повысить бдительность: «…добиваясь устранения веских сомнений в личности проверяемого…». Начальнику отдела уголовного розыска Управления милиции прямо указывалось: «… совместно с представителями комендантского Управления организовывать облавы в общественных местах с поголовной проверкой документов и задержанием беспаспортных граждан и военнослужащих, не имеющих необходимых документов…». 16 января 1942 года ГКО принял постановление «О порядке передвижения военнообязанных в военное время и ответственности за уклонение от воинского учета». Наряду с этим постановлением были изданы приказы: НКВД СССР от 24 января 1942 г. и УНКВД на местах, которые предписывали выявлять лиц, уклоняющихся от призыва и мобилизации, во всех населенных пунктах, а за уклонение от воинского учета привлекать виновных к ответственности по ст.193 п.10 УК РСФСР. Дезертиры, как правило, были участниками различных банд и серьезно осложняли оперативную обстановку в тылу войск Красной Армии. СНК СССР своим постановлением от 30 мая 1942 года указал, что дезертиры, уличенные в грабежах, вооруженных налетах и контрреволюционной деятельности, привлекаются к уголовной ответственности за бандитизм, а члены их семей подлежат ссылке на 5 лет в отдаленные местности страны. Так, в Ленинграде за 1942 год было зарегистрировано 645 преступлений по ст.59-3 УК РСФСР (бандитизм) при 77% раскрываемости и 122 вооруженных ограблений (ст. 167 ч.3 УК РСФСР) при 75,5% раскрываемости. С этими видами преступности удалось справиться только к концу блокады. Одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел была беспощадная борьба с хищениями продовольствия. 18 июля 1941 года Совнарком СССР принял постановление «О введении карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в Москве, Ленинграде и в отдельных городах и пригородах Московской и Ленинградской областей». Особо остро проблема продовольствия стояла в Ленинграде. В период блокады города милиция вела борьбу с хищением продовольствия, кражами карточек и хлеба «на рывок», с попытками подделки продовольственных и промтоварных карточек. За период самого неблагополучного 1942 года было совершено около 10 тыс. госкраж при 83,7% раскрываемости, а прочих краж свыше 12 тыс. За период с 1 июля 1941 г. по 30 апреля 1943 г. в блокадном Ленинграде сотрудниками ОБХСС было привлечено к уголовной ответственности 11059 чел. У арестованных были изъяты ценности, промтовары и продукты питания на сумму свыше 200 млн. руб. Всего за годы блокады к уголовной ответственности по линии ОБХСС привлекались 13545 чел. Борьба со спекуляцией и хищениями продовольствия велась повсеместно. В Московской области в сентябре 1941 года 3-м отделением БХСС были вскрыты факты по обвинению торговцев и других в расхищении социалистической собственности. В 1942-1943 гг. в Омской области были привлечены к уголовной ответственности несколько тысяч спекулянтов и расхитителей социалистической собственности. У спекулянтов было изъято и возвращено государству более 3 млн. рублей. Во фронтовых городах к преступникам-мародерам применялись самые строгие меры. Так, в соответствии с решением Сталинградского городского комитета обороны и приказом начальника гарнизона они расстреливались на месте без суда и следствия. Важнейшей задачей милиции в годы войны являлась охрана общественного порядка. В военное время органы внутренних дел должны были руководствовались постановлениями ГКО и СНК, Военного совета фронта и округов, местных советских органов, приказами НКВД СССР, УНКВД и начальников (комендантов) военных гарнизонов. Это требовало жесткой регламентации их деятельности. Необходимо было усилить работу по пресечению всех видов преступлений, особенно тех, которые наносили непосредственный ущерб обороне страны. Значительную помощь милиции в этом оказали комсомольские организации страны. 25 июня 1941 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мероприятиях по военной работе в комсомоле», в котором предложил создать при горкомах и райкомах комсомола бригады в помощь органам милиции по охране государственной собственности, наблюдению за порядком на улицах, соблюдению населением правил светомаскировки и противопожарной безопасности. Наиболее актуальной эта проблемы была в блокадном городе. В соответствии с постановлением Военного Совета Ленинградского фронта 26 августа 1941 года Ленинградский ГК ВЛКСМ принял решение о формировании полка революционного порядка. Полк в различные периоды 1941-1942 гг. насчитывал от 2-х до 6 тыс. человек. Служебные наряды несли службу с оружием. Правовой базой для выполнения поставленных полку задач являлось временное положение. Постановлениями ГКО, военными советами фронтов и округов перед органами милиции ставились непосредственные задачи об ужесточении пропускного и паспортного режима. Только за октябрь и ноябрь 1941 г. на второй заградительной линии сотрудники Ленинградской городской милиции задержали более 15 тыс. человек. За годы блокады сотрудники милиции так же, как и все ленинградцы, страдали от голода, холода, бомбежек. По официальным сведениям от истощения умерло 970 сотрудников, а всего погибло более тысячи человек. С первых дней войны важнейшей задачей для страны стало обеспечение надежной пожарной охраны предприятий и учреждений и жилых домов. В городах страны работники пожарной охраны стали обучать население приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты жилого сектора и др. Очищались от мусора чердаки и лестничные клетки, разбирались сараи, заборы и строительные леса. Разработанные ЦНИИ ПО огнезащитные составы позволили в кратчайшие сроки при минимальных затратах повысить огнестойкость деревянных конструкций промышленных предприятий, жилых домов и хозяйственных построек. Задачи пожарной охраны в системе МПВО заключались в поддержании оперативной связи и координации своих действий с группами самозащиты. Стройная система противопожарных постов и звеньев, дружин и команд свела до минимума расчет противника на массовые пожары. Ни в одном городе, крупном населенном пункте не было сплошных или массовых пожаров. Самый яркий пример тому – блокадный Ленинград, города ближнего Подмосковья, где общими усилиями были отбиты практически все атаки с воздуха, имевшие целью вызвать крупные пожары. Большую помощь в борьбе с пожарами оказали комсомольские организации. В соответствии с постановлением ЦК ВЛКСМ от 17 июля 1941 г. «О создании комсомольских взводов противопожарной охраны» создавались подразделения для противопожарного обслуживания городских районов. В Ленинграде было создано формирование в 400 комсомольцев, а затем и комсомольский противопожарный полк, личный состав которого внес большой вклад в дело укрепления пожарной охраны в городе. В блокадном городе около 2 тысяч пожарных погибли от снарядов и бомб, голода и холода. Лицам, осужденным в годы войны за прогулы, бытовые и должностные преступления, представлялась возможность искупить вину перед обществом. В соответствии с Указами ПВС СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 года из мест лишения свободы были досрочно освобождены указанные категории заключенных с направлением лиц призывного возраста в Красную Армию. Не освобождались из мест лишения свободы до окончания войны лица, судимых за измену Родине, шпионаж, террористические акты, диверсии, активное участие в троцкистских и иных антипартийных группировках и осужденные за бандитизм. Их количество составляло 17000 человек. По мере освобождения территории, оккупированной немецко-фашистскими войсками, органы НКГБ-НКВД СССР проводили работу по выявлению лиц, служивших в специальных воинских формированиях «власовцев»), в полиции, пособничавших фашистским оккупантам. В соответствии с Указом ПВС СССР от 19 апреля 1943 г. их содержание предусматривалось в лагерях для осужденных на каторжные работы. В Воркутинском, Норильском, Северо-Восточном, Дальневосточном и Джезказганском ИТЛ они использовались на тяжелых подземных работах в угольных шахтах, на добыче золота и олова. С самого начала военных действий в местах лишения свободы стали распространяться пораженческие настроения, активизировалась антисоветская агитация, проявлялись акты саботажа. В целях пресечения подобных действий и укрепления дисциплины в лагерях и колониях в феврале 1942 года была введена «Инструкция о режиме содержания и охране заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВДСССР в военное время». Оперативно-служебные наряды охраны получили право в ряде случаев применять оружие без предупреждения (при побеге и преследовании заключенных, при нападении на администрацию и конвой). При злостном сопротивлении заключенных охрана лагеря, если это сопротивление грозило серьезными последствиями и не могло ликвидироваться иными мерами, имела право после двукратного предупреждения применять оружие. Допускалось его применение при отказе заключенных приступить к работе. Неприменение сотрудниками оружия, когда к этому вынуждала обстановка, влекло за собой судебную или административную ответственность, что открывало дорогу для произвола. Основной задачей ГУЛАГа НКВДСССР в годы войны являлось укомплектование ИТЛ и ИТК заключенными, занятыми на строительстве важнейших предприятий оборонного значения. К 1944 году заключенные работали на 650 предприятиях страны и принимали непосредственное участие в выпуске танков, самолетов, пушек, боеприпасов и другой военной продукции. Изменение характера уголовных репрессий в годы войны по отношению к лицам, осуждаемым за прогулы, бытовые и незначительные должностные преступления, привело к тому, что исправительно-трудовые учреждения пополнялись главным образом осужденными за государственные и иные особо опасные преступления. Это существенным образом повлияло на уголовно-правовую характеристику заключенных и еще больше осложнило работу личного состава мест лишения свободы. Что касается амнистии, то впервые она проводилась по директиве НКВД и Прокуратуры СССР от 21 января 1945 года. Эта мера была распространена на женщин, имевших детей в возрасте до 7 лет. В декабре 1942 года наркомат внутренних дел обратился в ГКО страны с предложением об организации в составе внутренних войск службы по забивке немецких радиостанций. Отсутствие помех создавало благоприятные условия командованию противника для управления своими войсками. 16 декабря 1942 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о формировании в составе внутренних войск радиодивизионов по забивке радиостанций противника на поле боя.Они существенно осложнили управление немецко-фашистскими войсками. В последующем эта служба была передана в КГБ. После коренного перелома в ходе войны, в апреле 1943 г. происходит новое разделение НКВД СССР на три ведомства: НКВД СССР, НКГБ СССР и Управление контрразведки «Смерш» НКО СССР. В связи со значительными масштабами националистического движения в Прибалтике, Западных районах Украины и Белоруссии ОББ 1 декабря 1944 г. был реорганизован в Главное управление, в его состав был включен и штаб истребительные батальонов. Для усиления борьбы с бандформированиями в указанных регионах были созданы округа внутренних войск, а на местах - управления и отделы по борьбе с бандитизмом. Всего в годы войны внутренние войска во взаимодействии с сотрудниками милиции и госбезопасности провели более 9 тыс. операций, обезвредив около 150 тыс. бандитов. Однако и после войны потребовалось несколько лет упорной борьбы по окончательной ликвидации бандитизма. По мере освобождения советской территории от противника возникала необходимость в организации гарнизонной службы в населенных пунктах, эта задача также была возложена Постановлением ГКО СССР от 4 января 1942 г. на внутренние войска. На завершающем этапе войны значительно увеличился объем задач конвойных войск. К апрелю 1945 г. они охраняли 710 различных лагерей, тюрем и других объектов. Только на охрану военнопленных войска ежедневно расходовали 30 тыс. человек. Таким образом, органы внутренних дел внесли весомый вклад в победу над врагом. Подвиг сотрудников милиции был высоко оценен: Ленинградская и Московская милиции были награждены орденами Красного Знамени, а пожарная охрана – орденами Ленина.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.011 с.) |