ТОП 10:

Вопрос 1. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и борьбе с преступностью



Перестройка, начатая в 1985 году, открыла новый этап в развитии системы органов внутренних дел страны, Процесс суверенизации союзных республик привел к изменению правового статуса их государственных органов, в том числе и органов внутренних дел. Многие структурные преобразования в системе органов внутренних дел обусловливались изменениями в общественном и государственном строе, стремлением отыскать такие организационные формы, которые наиболее полно соответствовали бы новым явлениям в криминальной сфере.

Как справедливо замечают ученые: «Подлинная ценность права зависит от того, насколько прогрессирует сама юридическая техника, насколько развиты различные формы правоприменительной деятельности».[103]

Росли показатели преступности, особенно увеличивалось число лиц, совершивших повторные преступления. Ранее судимыми в 1985 году было совершено каждое четвертое преступление, а каждое восьмое преступление было совершено группой лиц.

Постепенно, как и в других областях общественной и государственной жизни, в системе МВД упор начал делаться на количественные показатели, на хороший отчет. Смена руководства МВД СССР в начале 80-х годов повлекла чистку кадров личного состава милиции по мотивам несоответствия занимаемым должностям и морального разложения. Были допущены перегибы и определенную часть уволенных сотрудников восстановили на работе, но все равно количество уволенных было внушительным.

С 1982-го по 1986 год были заменены 4700 начальников ГРОВД - основного звена системы органов внутренних дел. Снизились показатели, характеризующие продолжительность службы работников уголовного розыска, БХСС, следствия.

В условиях переходного периода, характерной чертой является частая смена руководителей различных звеньев государственного аппарата. Это подтверждается последним периодом существования МВД СССР: с 1986 по 1991 год сменилось четыре министра: А.В.Власов, Б.К.Пуго, В.В.Бакатин, В.П.Баранников.

Возникали проблемы, связанные с нарушениями законности сотрудниками ОВД. Так, в 1988 были привлечены к ответственности за нарушения законности 9,9 тысяч сотрудников, больше на 12,2% по сравнению с предыдущим годом, привлечены к уголовной ответственности 1475 человек, наказаны за укрытие и фальсификацию дел почти две тысячи человек.

16 мая 1985 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об усилении борьбы с пьянством», а 17 мая 1985 года было издано постановление Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Алкоголизм способствует совершению преступлений и борьба с ним влечет снижение преступности.

В 1986 году впервые за 10 лет в РСФСР снизился общий объем преступности на 5,5% и на 15,6% количество таких тяжких преступлений как убийства, разбои, кражи. Одновременно за спекуляцию спиртными напитками и самогоноварение в 1986 году было привлечено к ответственности 260 тысяч человек, что в два раза больше, чем в предшествующем году.

Предпринимались меры, направленные на укрепление службы участковых инспекторов. Только в 1986 году их штатная численность была увеличена на 13,3%. В декабре 1986 года в Главном управлении охраны общественного порядка МВД СССР было создано Управление по организации работы участковых инспекторов милиции и их взаимодействию с общественностью.

В 1987 году оперативная обстановка продолжала оставаться стабильной. В РСФСР сокращение преступности составило 11,4%. 397 тысяч человек было привлечено к ответственности за изготовление самогона.

В ноябре 1987 года были образованы отряды милиции специального назначения (спецназ). Согласно приказу МВД СССР от 3 октября 1988 года вместо спецназа были образованы отряды милиции особого назначения (ОМОН), основные задачи которых – поддержание правопорядка при проведении различных массовых мероприятий, стихийных бедствиях, катастрофах, участие в проведении сложных правоохранительных операций.

В 1988 году начался резкий рост преступности (официально зарегистрировано один миллион 867 тысяч преступлений), который продолжился и в 1989 году и в последующий рассматриваемый период.

Причинами такого положения были: экономический спад, товарный дефицит, потеря большой частью населения - идеологических и моральных ориентиров, замена государственной поставки водочной продукции – самодельной и зачастую некачественной.

Отражался и возникший некомплект в органах внутренних дел, дестабилизация кадровой ситуации в милиции. В её основе лежала несвоевременность шагов по улучшению материально-бытовых условий жизнедеятельности сотрудников милиции, их правовой и социальной защите, усугублявшейся односторонней, а нередко конъюнктурной подачей средствами массовой информации истории органов милиции и их современного состояния. Если раньше из милиции увольнялись преимущественно лица с небольшим стажем работы, теперь же - в основном, имеющие большой опыт, квалифицированные профессионалы, которым предлагали более выгодные условия работы в различных коммерческих организациях.

Имелся большой некомплект личного состава, особенно в патрульно-постовой службе и среди участковых, каждый четвертый вновь принятый оставался необученным, около половины сотрудников к 1991 году имели стаж не свыше трех лет, то есть имели явно недостаточный опыт работы.

14 августа 1989 года Верховный Совет СССР принял постановление «О решительном усилении борьбы с преступностью», которым предусматривалось создание в СССР, союзных и автономных республиках, краях, областях, республиканских, краевых, областных центрах Временных комитетов по борьбе с преступностью в составе руководителей органов прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности, судов и юстиции, а также народных депутатов, избранных или работающих на соответствующей территории. Положение о Временных комитетах было принято в октябре 1989 года.

6 октября 1989 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «Об образовании союзно-республиканского Министерства внутренних дел РСФСР». 27 октября Верховный Совет РСФСР законодательно утвердил данный указ. Было образовано Министерство внутренних дел РСФСР.

В соответствии с этим постановлениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР соответственно от 25 и 28 декабря 1989 г. были внесены изменения в структуру центральных аппаратов МВД СССР, министерств внутренних дел союзных республик, утверждена структура центрального аппарата МВД РСФСР.

Она включала в себя руководство МВД РСФСР (министр В.П.Трушин и 7 заместителей, коллегия - 17 человек), Главное управление уголовного розыска, Главное управление БХСС, шестое управление, Главное следственное управление, Главное управление по охране общественного порядка, Главное управление по исправительным делам, Главное управление лесных ИТУ, управление государственной автомобильной инспекции, управление пожарной охраны, управление профилактической службы, управление внутренних дел на транспорте.

Кроме того, предусматривалось создание следующих служб обеспечения (функциональных): политическое управление, организационно-инспекторское управление, экспертно-криминалистическое управление, управление кадров, управление капитального строительства, медицинское управление, хозяй­ственное управление, отдел военно-мобилизационной работы и гражданской обороны, оперативно-техническое управление, управление материально-технического снабжения, отдел по взаимодействию со средствами массовой информации, управление делами.

При МВД РСФСР действовали также: республиканский информационный центр, главное управление охраны, управление торговли.

Структура МВД СССР была схожей, но в его составе помимо указанных входили: Управление политико-воспитательной работы, Главное управление внутренних войск, пятое главное управление (служба по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы), Управление вневедомственной охраны, отдел спецперевозок и др.

Росло количество лиц, употребляющих наркотики, количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств составило в 1985 году - 35862. Штатная численность соответствующего отдела ГУУР МВД СССР составляла 12 человек, а общая численность сотрудников, занятых борьбой с незаконным оборотом наркотиков – 409 человек в 1986 году.

В 1989 году отдел по борьбе с наркотиками был реорганизован в третье управление ГУУР МВД СССР по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлениями, связанными с иностранными гражданами. Только в 1990 году, несмотря на сложную и значимую общественную проблему распространения наркомании, было создано специализированное Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР. Кроме центральных органов в его структуру вошли семь межрегиональных отделов по борьбе с наркобизнесом с общей численностью около тысячи сотрудников.

На современном этапе предлагается включить в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации – Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков. Тогда будут объединены усилия по борьбе с наркопреступностью, упростится обмен оперативной и иной служебной информацией, увеличатся агентурные возможности и материально-технические ресурсы, появятся возможности для ликвидации дублирующих тыловых служб.[104]

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 сентября 1985 года устанавливалось, что осужденные за менее опасные умышленные преступления и осужденные, переведенные из охраняемых колоний, должны содержаться в разных колониях-поселениях.

29 апреля 1988 года МВД СССР издал приказ «О совершенствовании структуры аппаратов МВД, ГУВД, УВД по управлению учреждениями и органами, исполняющими наказания», согласно которому управления (отделы) ИТУ МВД, ГУВД, УВД были переименованы в управления (отделы) по исправительным делам. Была утверждена их структура.

14 июля 1988 года было утверждено Положение о Главном (Объединенном) управлении по исправительным делам (ГУИД) МВД СССР. В его задачи входило: организационно-методическое руководство деятельностью ИТУ, лечебно-трудовых, лечебно-воспитательных профилакториев, следственных изоляторов, инспекций исправительных работ, спецкомендатур. В августе 1988 года была подготовлена «Доктринальная модель Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза СССР и союзных республик».

12 июня 1990 года Первым съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация «О государственном суверенитете РСФСР». Съезд постановил, что МВД РСФСР подчинено только Совету Министров РСФСР и взаимодействует с МВД СССР.

6 марта 1991 года был принят Закон СССР «О советской милиции». Провозглашалось, что советская милиция – государственная правоохранительная вооруженная организация, защищающая граждан, их права, свободы и законные интересы, советское общество и государство от преступных и иных противоправных посягательств.

К задачам советской милиции были отнесены: обеспечение личной безопасности граждан, общественной безопасности и охрана общественного порядка; предупреждение преступлений и других правонарушений; быстрое и полное раскрытие преступлений; защита собственности от противоправных посягательств; участие в оказании социальной и правовой помощи населению; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий.

Запрещалось привлекать милицию для выполнения задач, не возложенных на неё законодательством. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность милиции.

Разграничение полномочий между союзной и республиканской милицией планировалось проводить следующим образом. К ведению союзной милиции были отнесены полномочия: по определению стратегии борьбы с преступностью; по разработке и координации межреспубликанских программ по борьбе с преступностью и охране общественного порядка; руководство милицией на транспортных системах страны; управление силами и средствами милиции при проведении общесоюзных и межреспубликанских мероприятий по борьбе с преступностью и охране общественного порядка; борьба с наиболее опасными преступлениями; охрана специальных и особо режимных объектов союзного значения; обеспечение единой системы контроля и информационно-аналитической деятельности милиции; организация выполнения законодательства СССР о паспортной системе, о гражданстве, о въезде и выезде из СССР, по вопросам приобретения, хранения и перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, взаимодействие с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом).

К ведению республиканской милиции согласно закону относилось: предупреждение преступлений и других правонарушений, пресечение и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; управление милицией на транспортных системах республик; розыск преступников и лиц, без вести пропавших; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах компетенции милиции; обеспечение безопасности дорожного движения, организация учета и регистрации автотранспорта; выполнение законодательства о паспортной системе, о въезде и выезда из СССР, по вопросам гражданства; контроль за приобретением, хранением и перевозкой огнестрельного оружия и боеприпасов, открытием и функционированием объектов по перечню, определяемому законодательством СССР; участие в оказании социальной и правовой помощи населению; организация и осуществление охраны имущества на основе договоров.

18 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О милиции». Его структуру составляют следующие части: общие положения; организация милиции в РФ; обязанности и права милиции; применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; служба в милиции; гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции; финансирование и материально-техническое обеспечение милиции.

Милиция согласно указанному закону призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы человека, собственность, интересы общества или государства от преступных и иных противоправных посягательств. Она наделена правом применения мер принуждения.

Милиция характеризуется как система государственных органов исполнительной власти. Численность милиции, содержащейся за счет государственного бюджета, определяется Правительством.

Принципами деятельности милиции являются: законность, гуманизм, уважение прав человека, гласность.

В состав криминальной милиции входят: оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач.

В состав милиции общественной безопасности (местной милиции) входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и иные подразделения.

22 октября 1991 года Совет Министров РСФСР утвердил Положение о Министерстве внутренних дел РСФСР, в котором были определены задачи, функции и структура центрального аппарата МВД РСФСР.

2 августа 1991 года на базе Организационно- инспекторского управления был образован Штаб МВД России.

25 декабря 1991 года Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия.

После распада СССР в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» и «О денонсации Договора об образовании СССР» все органы, учреждения и организации Министерства внутренних дел СССР, находившиеся на территории Россий­ской Федерации, перешли под юрисдикцию России с включением их в систему МВД РСФСР.

Вскоре была предпринята попытка очередного объединения органов внутренних дел и органов государственной безопасности. 19 декабря 1991 г. Президент РСФСР издал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», но Конституционный Суд 14 января 1992 г, признал данный указ не соответствующим Конституции РСФСР. 15 января 1992 г. новым президентским указом указ от 19 декабря был признан утратившим силу.

Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1 было утверждено Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В нём содержались следующие разделы: общие положения; прием на службу и перемещение по службе сотрудников ОВД; порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава ОВД; служебная дисциплина; условия службы; профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников ОВД; прекращение службы в ОВД; восстановление в должности, специальном звании и на службе в ОВД; заключительные положения.

На состоянии ОВД отрицательно отражался рост социально-политической напряженности в обществе, межнациональные конфликты, ухудшение экономической ситуации. Криминогенная обстановка, несмотря на принимаемые меры, продолжала оставаться сложной. Резко ухудшились условия финансирования милиции, ее технической оснащенности, укомплектования кадрами и т.д.

В этих условиях МВД России осуществляло поиск того, как путем наименьших финансовых и других материальных затрат оптимизировать процесс оперативно-служебной деятельности, повысить управляемость милиции, системы органов внутренних дел и внутренних войск в целом, и на этой основе добиться эффективных результатов в борьбе с преступностью и в обеспечении общественной безопасности.

Проведенная реорганизация правоохранительных органов привела к тому, что Министерство внутренних дел Российской Федерации стало представлять собой систему государственных органов исполнительной власти, которая отвечает за внутреннюю безопасность государства.

Можно сформулировать вывод, что необходимо реально строить уголовно-правовую политику, основываясь на объективном изучении процессов происходящих в обществе, имеющихся в распоряжении полицейских органов сил и средств.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.012 с.)