ТОП 10:

Вопрос 1. Органы внутренних дел СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.).



Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме гитлеровского фашизма, в освобождении народов Европы от рабства и уничтожения. Высокой ценой была достигнута эта Великая Победа. Более 27 млн. граждан страны погибли в тяжелейшей в мировой истории войне, в руинах лежали тысячи городов, сёл и деревень, фабрик и заводов, сельскохозяйственных объектов. Достаточно высоким был и уровень криминализации общества. В этой, далеко не простой внутренней и сложной международной обстановке, характеризовавшейся противостоянием двух мировых систем, началось восстановление народного хозяйства, одним из важнейших условий для успешного решения этой сложнейшей задачи, было обеспечение общественного порядка в стране, борьба с преступностью, значительно выросшей в условиях войны и в послевоенные годы. В решении этой задачи особая роль отводилась правоохранительным органам.

 

В послевоенные годы в области государственного и правового строительства наметилось две основных, равных по силе тенденции. Во-первых, это ликвидация последствий войны как первоочередная задача государства, которая представляла собой комплекс мер, направленных на восстановление экономики и перестройку государственного аппарата, его приспособление к мирным условиям, «изменение форм и методов государственного, хозяйственного и политического руководства»[52].

После войны были ликвидированы, либо преобразованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обстоятельствами военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промышленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства, была упразднена Ставка Верховного Главнокомандования и т.п.

Вторая тенденция заключалась тенденция в ужесточении государственного и партийного контроля над обществом. Изменился подход к формированию идеологии и руководящих государственных и партийных кадров, что находило своё воплощение в усилении национально-патриотических мотивов, культа вождя, воссоздании политических символов, повышении роли Секретариата ЦК и УК ЦК партии и т.п.[53].

Безусловно, последствия войны сказывались на состоянии правопорядка в стране и требовали соответствующей корректировки структуры и основных направлений деятельности правоохранительных органов. В большей степени эти изменения способствовали расширению полномочий всей системы правоохранительных органов и повышению их роли в общегосударственном масштабе. При этом особая роль в этой системе отводилась органам НКВД.

В послевоенные годы структура НКВД претерпела определённые изменения и включала в себя шесть главных управлений: Главное управление милиции (ГУМ); Главное управление войск НКВД, Главное управление по борьбе с бандитизмом; Главное управление пожарной охраны; Главное управление по делам военнопленных и интернированных лиц; Главное управление колоний и лагерей; четыре управления: Управление шоссейных дорог (УШОСДОР); Управление МПВО; Тюремное управление; Хозяйственное и архивное управление, а также отдел кадров; отдел секретного делопроизводства; финансовый отдел; отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью; общество «Динамо»[54].

Круг задач, возложенных на органы НКВД, был чрезвычайно широк. Поэтому часть функций НКВД, связанных с обеспечением государственной безопасности были переданы специализированным органам госбезопасности. 15 ноября 1945 г. для «оперативно-чекистского обслуживания» объектов спецназначения (занятых созданием атомной бомбы) в составе НКГБ СССР был организован отдел «К». Совместным приказом НКГБ и НКВД СССР № 0014-0032 от 10 января 1946 г. отдел «С» (разведка и обработка материалов по атомной проблеме) был передан из НКВД СССР в НКГБ СССР[55].

Важной вехой в процессе реформирования государственно-политической сферы явилась министерская реформа. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобразованы в соответствующие Советы министров, а наркоматы — в министерства. Наркомат внутренних дел СССР стал именоваться Министерством внутренних дел СССР (МВД СССР), а НКГБ СССР - Министерством государственной безопасности СССР (МГБ СССР).

По мере восстановления народного хозяйства часть функций НКВД (МВД) СССР, не свойственных министерству, передавалась соответствующим министерствам и ведомствам.

В годы Великой Отечественной войны органы милиции испытывали постоянный количественный и качественный некомплект, доходящий в отдельных регионах до 50 и более процентов. Её комплектование в эти годы было чрезвычайно затруднено. Ушедших на фронт сотрудников милиции заменили не всегда отвечающими требованиям по профпригодности, морально-нравственным и психологическим качествам, состоянию здоровья и образования люди. Практически такими же кадрами комплектовалась милиция и в первые послевоенные годы. Многие из них были активными участниками войны, имели боевой опыт (на начало 1948 г. в рядах милиции служили 24 Героя Советского Союза). В милиции же был нужен не только боевой опыт, но и иные, специальные знания и опыт, поучить которые можно лишь в учебных заведениях и в процессе практической деятельности. Обеспечить же потребность в кадрах для милиции учебные заведения не могли, так как в годы войны выпуск специалистов из них был значительно сокращён. Таким образом, в рядах милиции проходили службу сотрудники, значительная часть которых не соответствовала требованиям, предъявлявшимся к кадрам милиции[56]. Необходимы были меры для устранения количественного и качественного некомплекта милиции.

Принимались меры по повышению социальной защищённости сотрудников министерства. Так, приказом МВД СССР № 0310 от 30 сентября 1946 г. генералам и офицерам МВД СССР с 1 октября 1946 г. были установлены новые оклады по специальным званиям в следующих размерах: генерал-полковник – 2.200; генерал-лейтенант – 1900; генерал-майор – 1600; полковник - 1300; подполковник – 1100; майор - 900; капитан – 700; старший лейтенант – 600; лейтенант – 500; младший лейтенант – 400 рублей в месяц[57]. Установленные должностные оклады в среднем были выше среднего заработка по стране, что сыграло немаловажную роль в повышении престижности службы в органах внутренних дел.

Холодная война, в которую был втянут Советский Союз в послевоенные годы, осложняла международную обстановку и диктовала необходимость уделить особое внимание вопросам государственной безопасности. В этой связи было произведено перераспределение сил и средств между МВД и КГБ СССР в пользу Министерства государственной безопасности. Так, в январе 1947 г. совместным приказом МВД и МГБ СССР № 0074-0029 была оформлена передача внутренних войск из МВД в МГБ СССР. Было образовано Главное Управление внутренних войск МГБ СССР. Министерству государственной безопасности были пере­даны соединения и части общей численностью 71322 человека, а также Саратовское военное училище и Сортавальская военная школа.

С января 1947 г. по октябрь 1949 г. из системы МВД в МГБ были также переданы, транспортная милиция, войска по охране важных объектов промышленности и железных дорог, пограничные войска, милиция и Государственное хранилище ценностей.

На внутренние войска как составную часть МГБ СССР и его вооруженную силу возлагались следующие задачи:

1) войсковое обеспечение мероприятий органов советской развед­ки по ликвидации вооруженных банд националистов;

2) оказание помощи органам госбезопасности в изъятии вражеской агентуры;

3) несение службы по поддержанию общественного порядка в городах и населенных пунктах;

4) выполнение специальных заданий МГБ СССР по обеспечению государственной безопасности страны;

5) охрана важнейших предприятий и учреждений, имеющих государственное значение. В связи с широким развертыванием работ по созданию ядерного и термоядерного оружия и средств его доставки Постановлением Совета Министров СССР от 20 апреля 1946 года на внутренние войска была возложена задача по охране всех важнейших научно-исследовательских институтов и лабораторий Академии наук СССР. Для её выполнения были созданы специальные части войск МВД, руководство которыми осуществляло вновь созданное специальное отделение Управления войск МВД СССР (в последующем Управление спецчастей внутренних войск МВД СССР). В течение 1946 - 1947 гг. под охрану войск было принято 6 объектов, требовавших соблюдения особой секретности. В дальнейшем по мере роста объема служебно-боевых задач формировались новые специальные части и соединения. 6 апреля 1948 года специальные части войск МВД СССР и Краснознаменная школа усовершенствования политсостава войск МВД СССР были переданы из МВД СССР в МГБ СССР[58].

В соответствии с совместным приказом МВД и МГБ СССР № 0075-0030 от 21 января 1947 г. транспортная милиция была передана из МВД в МГБ СССР, в составе которого было образовано Главное управление охраны МГБ СССР на железнодорожном и водном транспорте[59].

После окончания Великой Отечественной войны существенно сократился объем задач, выполняемых частями НКВД-МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог, так как многие предприятия народного хозяйства переходили на выпуск мирной продукции, а железнодорожные сооружения, заводы и фабрики охранялись уже не войсками, а военизированной охраной. Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1946 года войска МВД были освобождены от охраны грузов на железных дорогах. В ведение МВД оставалась охрана особо важных объектов промышленности и железных дорог. Однако, вскоре на основании постановления Совета Министров СССР № 1130-405сс от 6 апреля 1948 г. совместным приказом МВД и МГБ СССР № 00369-00141 от 9 апреля 1948 г. из МВД в МГБ были переданы войскам по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог. Численность войск составляла 7301 человек[60]. К маю 1951 года почти все части МВД, охранявшие во время войны особо важные предприятия промышленности и железные дороги, были расформированы.

Серьёзные изменения претерпели и органы милиции. Постановлением Советского правительства в октябре 1949 года милиция из подчинения МВД СССР была передана в ведение МГБ СССР. Данное решение было обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. Прежде всего, это ухудшение криминальной обстановки в стране и активизация антисоветских националистических группировок после завершения Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Как отмечалось в предыдущих темах, военные и ряд послевоенных лет, как правило, сопровождались общим, порой весьма значительным подъемом уровня преступности. Особенно резко возрастает количество тяжких и особо опасных преступлений. Если органами МВД в 1944 г. было зарегистрировано 7131 убийство, а в 1945 г. – 7969, то в 1946 г. было зафиксировано – 10218[61]. Особенно этот рост был заметен в крупных и столичных городах. Так, в Ленинграде и Ленинградской области. в первом квартале 1945 г. Управлением НКВД было зафиксировано 5331 уголовное проявление, во втором – 5680, в третьем – 6106, в четвертом - 8503 уголовных преступлений. Высокий уровень преступности сохранялся и в 1946 г.

Очевидно, что на обострение криминальной ситуации в стране оказала влияние и амнистия, проведенная сразу после окончания войны, в результате которой вышли на свободу 730 тыс. осужденных за уголовные преступления, значительная часть которых продолжила преступную деятельность. Как показывают отчеты МВД, в Ленинграде и Ленинградской области среди привлечённых к уголовной ответственности в июле - сентябре 1945 г. 28, 4 % составляли амнистированные после войны преступники[62]. Если во втором квартале 1945 г. было зарегистрировано 7732 преступления, то в четвёртом уже 10432[63]. На этой почве росло недовольство населения бессилием власти, и подобные настроения становились известными партийному руководству и толкали его на применение жестких мер. От руководителей правоохранительных органов требовали улучшения работы и, прежде всего, объяснения причин роста преступности.

Особые требования предъявлялись к органам милиции, занимавшим важное место в правоохранительной системе. Их функции носили комплексный характер и в послевоенный период заметно расширились. Были организованы такие новые службы, как служба по розыску граждан, пропавших без вести, отдел боевой подготовки личного состава милиции и др. Увеличилось численность сотрудников милиции, составившая к концу 1950 года 232548 чел., однако сотрудников явно не хватало для обеспечения всех направлений её деятельности. В определённой степени это объяснялось и тем, что органы милиции были переподчинены МГБ СССР и во многом переориентированы на оказание содействия органам государственной безопасности. Всего был передан (без транспортной милиции) 205351 сотрудник милиции[64].

Особым направлением деятельности милиции в послевоенные годы была борьба с бандитизмом, в том числе в районах, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками (области Украины, Белоруссии, Прибалтики), в которых действовали банды террористов- националистов, противодействующих советской власти. Так, в феврале 1947 г. во Львове членами Украинской социалистической радикальной партии был взорван четырехэтажный дом, где жили семьи военнослужащих, советских и партийных работников. Взрыв был приурочен к 23 февраля – 29-й годовщине Красной Армии[65].

В послевоенные годы в связи с ростом преступлений против личности Президиум Верховного Совета СССР 4 июня 1947 г. принял Указ «Об усилении охраны личной собственности граждан». Указом устанавливалась уголовная ответственность за кражу личного имущества граждан, разбои, вводился новый состав преступления – недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном разбое.

Важным направлением деятельности милиции явилась борьба с экономическими преступлениями. Принятый 4 июня 1947 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», предусматривавший более строгие меры наказания за посягательство на государственную и общественную собственность, существенно расширил правовую основу деятельности милиции в борьбе с этими видами преступлений.

Большую опасность (в условиях послевоенной карточной системы) представляла спекуляция и махинации с продовольственными карточками. С целью их предотвращения на рынках всех крупных городов были сформированы филиалы отделений милиции. В крупных универмагах и комиссионных магазинах Ленинграда были создавались пикеты милиции и функционировали оперативно-подвижные группы для пресечения спекуляции.

Проведение денежной реформы в 1947 г. повлекло за собой закрепление сотрудников милиции за банками и сберкассами в целях предотвращения, пресечения и профилактики возможных случаев ограбления, спекулятивных сделок, злоупотреблений[66].

Чрезвычайно важным направлением деятельности органов милиции в послевоенный период была профилактика и борьба с преступностью несовершеннолетними. В годы войны миллионы детей потеряли своих родителей, что породило массовую детскую беспризорность и безнадзорность, способствовало росту правонарушений среди несовершеннолетних. В послевоенные годы этой проблеме было уделено большое внимание, использовался опыт решения этой проблемы, накопленный в первые годы Советской власти.

Задача предупреждения, пресечения и профилактики преступлений несовершеннолетних решалась органами милиции совместно с министерствами просвещения, здравоохранения и детскими учреждениями. Основная тяжесть работы с безнадзорными подростками ложилась на детские комнаты милиции. Вместе с тем, органы милиции не раз являлись инициаторами широких общественных движений, направленных на устранение причин, порождающих детскую беспризорность и преступность. Так, по инициативе милиции в г. Горький при крупных домоуправлениях были созданы родительские комитеты, которые взяли на учет всех детей школьного возраста, установили действенный контроль за их учебой и поведением, проводили с ними масштабную внеклассную воспитательную работу. Эта инициатива была подхвачена во многих республиках, краях, областях[67].

Административная деятельность милиции в послевоенные годы занимала одно из важных мест в охране общественного порядка и включала в себя организацию и практическое осуществление наружной службы, надзор за соблюдением правил разрешительной системы, охрану и конвоирование преступников и задержанных, борьбу с бродяжничеством, хулиганством, обеспечение паспортного режима и безопасности дорожного движения. Большой объём задач выполняла наружная служба милиции, в которую входили: служебные наряды постовых и патрульных милиционеров, дежурные оперативных групп и инспекторский состав, выделяемый для контроля за несением патрульно-постовой службы. На служебные наряды возлагалось обеспечение порядка на улицах городов, других общественных местах, пресечение преступлений и иных антиобщественных действий, охрана от преступных посягательств государственного, общественного и личного имущества[68].

С 12 мая 1948 г. вводилось ежедневное ночное патрулирование с 00.00 до 3.00. С 27 июня 1949 г. устанавливалось дежурство по отделениям милиции старших оперуполномоченных в две смены. Таким образом, руководство осуществляло маневр имеющимися силами с целью максимального использования личного состава в интересах службы[69].

Серьёзной проблемой в органах милиции оставалась служебная дисциплина. Её укреплению способствовало введение в 1948 г. нового Устава постовой и патрульной службы милиции, который предусматривал ряд новых положений. В нем по-новому определялись обязанности нарядов, предусматривалось введение офицерских постов милиции, устанавливались категории постов, порядок закрепления за ними милиционеров, подчеркивалась строгая ответственность постовых и патрульных за качество несения службы.

В июле 1948 г. был введен в действие новый Дисциплинарный устав милиции. Он определял сущность дисциплины в милиции, которая заключается в строгом и точном соблюдение всеми сотрудниками милиции порядка и правил, установленных законами, уставами милиции и приказами министра внутренних дел Союза ССР. Устав предусматривал виды взысканий и поощрений, права начальников по их наложению и др.

.

Принимались меры по повышению эффективности воспитательной работы. Для её организации и проведения был необходим особый подход, специалисты, профессионально занимающиеся идейно-воспитательной и культурно-просветительной работой[70]. По согласованию с ЦК ВКП(б) в апреле 1949 г. МВД СССР издал приказ, согласно которому в городских и районных отделах милиции вводились должности заместителей начальников этих органов по политической части. К концу 1950 г. в территориальных органах милиции, учебных заведениях и других подразделениях милиции действовало 215 политотделов и политчастей, штаты которых были значительно расширены. 19 июня 1952 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О работе политотдела Главного управления милиции МГБ СССР, которым вводились единые типовые штаты политорганов милиции. В постановлении особое внимание уделялось усилению партийного руководства милицией, активизации и повышению качества партийно-политической работы[71].

В те же годы был принят ряд партийно-государственных документов, оказавших положительное влияние на организацию охраны общественного порядка и улучшение воспитательной работы с сотрудниками милиции. Так, в 1952 г. была учреждена Коллегия МВД СССР, на заседаниях которой рассматривались важнейшие вопросы работы министерства, заслушивались отчёты руководителей, в том числе и о состоянии политико-воспитательной работе с личным составом.

Важные задачи в послевоенный период продолжали выполнять конвойные войска. В связи с приемом под охрану значительного количества военнопленных численность этих войск после окончания Великой Отечественной войны возросла. В 1946 году конвойные войска МВД СССР насчитывали 20 дивизий, 90 полков и 18 отдельных батальонов, в которых проходили службу около 150 тысяч человек. На 1 января 1948 года они охраняли 1497 лагерных отделений и госпиталей военнопленных. В последующем их количество в связи с репатриацией военнопленных постоянно уменьшалось. В начале 1951 го­да в составе этих войск было уже 92 тысячи человек.

6 мая 1951 года Совет Министров СССР принял постановление о реорганизации конвойных войск в конвойную и внутреннюю охрану и значительном сокращении их численности. Внутренние войска МГБ и войска правительственной ВЧ связи были включены во внутреннюю охрану МГБ СССР. Части войск МГБ, находившиеся за границей, и дивизия имени Ф.Э. Дзержинского были оставлены как внутренние войска. Изменилось и наименование соединений, частей и подразделений войск, к офицерским и генеральским званиям добавлялись слова: «внутренней охраны».

Постановление устанавливало следующую структуру войск и охраны: Главное управление внутренней охраны МГБ СССР с соответствующими управлениями и отделами; управление охраны округа; отдел (вместо дивизии); отряд (вместо полка); дивизион (вместо батальона); команда (вместо роты); группа (вместо взвода). Порядок комплектования и прохождения службы личным составом оставался прежним, аналогичным порядку Советской Армии. Конвойная охрана освобождалась от охраны тюрем МВД и МГБ, особых лагерей, где содержались лица, осужденные за опасные преступления, а также лагерей с военными преступниками из числа бывших военнопленных. Эти задачи были возложены на военизированную охрану Главного управления лагерей (ГУЛАГа) МВД СССР, куда передавался для дальнейшего прохождения службы личный состав расформированных частей. За конвойной охраной оставалось выполнение задач по эшелонному, плановому и городскому конвоированию осужденных. Численность конвойной охраны сокращалась более чем в два раза.

В целом, принятые меры способствовали реализации предложений Советского Союза о сокращении Вооруженных Сил, с которыми он неоднократно выступал на международной арене, а также уменьшению расходов на содержание войск МГБ-МВД. За 7 послевоенных лет войска МГБ-МВД (без пограничных войск) сократились более чем в 4 раза. Их численность стала меньше предвоенной в 2,5 раза. Вместе с тем проведенная в 1951 году реорганизация внутренних и конвойных войск в соответствующие виды охраны привела к ослаблению общевоинских начал в их строительстве.

Сложной проблемой, с которой столкнулись правоохранительные органы в послевоенный период, была нехватка профессиональных кадров. В это время на работу в органы МВД пришло значительное количество бывших фронтовиков, отличившихся в боях, но не имевших опыта работы в мирных условиях, что требовало разработки комплекса мер по укреплению аппарата МВД, особенно уголовного розыска, увеличения численности его состава, ускоренной переподготовки кадров всех уровней. Кадровая политика нуждалась в совершенствовании. В этой связи в феврале 1947 г. в Главном управлении милиции МВД был создан отдел кадров, а на местах – отделения кадров, что положительно сказалось на подборе, расстановке и воспитании личного состава, помогло успешно решить проблему «кадрового голода» в послевоенный период[72].

Одной из важных проблем в деятельности милиции конца 40-х – 50-х гг. явилась слабое взаимодействие с населением и их общественными организациями. В период культа личности Сталина в области законности и правопорядка были допущены многочисленные нарушения, которые не могли обойти стороной и органы МВД. По оценкам исследователей, была серьезно нарушена их связь с местными органами, что затрудняло комплектование милиции, не позволяло активно привлекать граждан к охране общественного порядка. Многочисленные репрессии, беззаконие, мелочная регламентация повседневной жизни граждан приводили к недовольству масс, к образованию пропасти между правоохранительными органами и населением[73]. Смерть Сталина и последующее изменение политического курса, связанного с преодолением последствий культа личности, не могли не отразиться на силовых структурах.

Глобальной проблемой послевоенного периода, как уже отмечалось, являлся высокий уровень преступности по стране. В уголовной статистике МВД в 40-е гг. преступления разделялись на уголовные, хозяйственные и прочие (нарушение правил дорожного движения, приведшие к аварии, нарушение паспортного режима и т.д.). Специфическую категорию составляли хозяйственные преступления, к которым относили преступные действия в различных сферах экономики, направленные на получение прибыли в результате нарушения установленных законом правил хозяйственной деятельности. Борьбу с такого рода правонарушениями вели Отделы (отделения) по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) при Управлениях, городских и районных отделах милиции.

Особое место в уголовной статистике занимали имущественные преступления, наиболее распространенными среди которых были кражи. Они составляли в среднем 60 – 70 % зарегистрированных уголовных преступлений. До 1947 г. кражи делились на простые и квалифицированные. С 1947 г. получила распространение другая классификация: по объекту: кражи государственной собственности и личного имущества. Наряду с ростом имущественных преступлений во второй половине 40-х гг. наблюдался и подъем уровня преступлений против общественного порядка – хулиганских проявлений. В то время под хулиганством понимались дерзкие нарушения общественного порядка, вызывающее поведение в общественных местах, буйство, нанесение беспричинных оскорблений и побоев гражданам. Подавляющее число хулиганских проявлений отмечалось в крупных городских центрах[74]. Борьба с хулиганством возлагалась в основном на аппарат уголовного розыска милиции[75].

В июле 1946 года органы уголовного розыска подверглись реформированию. В частности, отдел уголовного розыска ГУМ МВДСССР был реорганизован в Управление уголовного розыска (УУР). За счет сокращения технического состава и некоторых иных второстепенных должностей увеличивались оперативные сотрудники уголовного розыска. Опытные оперативники, ранее работавшие в уголовном розыске, возвращались в него из других подразделений и служб.

Была проведена реорганизации и наружной службы. В соответствии с приказом НКВД СССР от 17 января 1946 года, за постами милиции закреплялся постоянный состав милиционеров, переброска с поста на пост без особого разрешения начальников управлений милиции запрещалась. К ночному патрулированию в городах привлекался офицерский и технический состав милиции, военные комендантские патрули и внутренние войска, а за счет бригад содействия милиции выставлялись дополнительные посты.

В июне 1947 года были реорганизованы и органыБХСС. Так, отдел борьбы с хищениями социалистической собственности ГУМ МВД СССР был преобразован в Управление БХСС.

В этом же году на особое положение была переведена милиция Москвы и столиц союзных республик, Ленинграда, Архангельска, Мурманска и Владивостока. Подразделения милиции в этих городах были построены по войсковому принципу, на них были распространены уставы Советской Армии, значительно улучшалась их техническая оснащенность и материально-бытовое обеспечение сотрудников.

В феврале 1948 года в составе Главного управления милиции МВДСССР, управлений милиции республик, краев и областей были созданы следственные аппараты.

Все эти и некоторые другие меры привели к определенной стабилизации криминальной обстановки. В 1947 году общее количество преступлений по сравнению с 1946 годом снизилось на 17 процентов.

Вместе с тем, общий уровень преступности в стране оставался достаточно высоким, что было отмечено в директиве МВД СССР в мае 1948 года. Более того, отмечалось и снижение эффективности борьбы с преступностью. На основании анализа отчётности о состояния преступности в стране, проведённого органами МВД и МГБ, и оценки реальной оперативной обстановки было принято решение о дальнейшем реформировании правоохранительной системы, приспособления ее к новым условиям мирного времени.

В июле 1950 г. в состав МГБ было передано ГУ МВД СССР по оперативному розыску. В августе 1952 г. военизированная охрана ГУЛАГа МВД СССР была отнесена к ведению МГБ.

В августе 1950 г. МГБ СССР осуществило реорганизацию Главного управления милиции. В его составе было образовано три новых структуры: Управление милицейской службы (охрана общественного порядка и безопасности в стране, проведение административных мероприятий по исполнению законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих управление в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью); Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией; Управление уголовного сыска.

Соответствующим образом менялась структура управления милиции и на нижестоящем уровне. Кроме того, был создан политический отдел милиции и значительно расширены штаты политорганов территориальных подразделений милиции.

В эти годы несколько увеличилось количество преступлений, связанных с хищением социалистической собственности. В этой связи в октябре 1952 года Совет Министров СССР возложил на милицию охрану объектов торговли и учреждений и предприятий промышленности. Для этого в составе Управления милицейской службы ГУМ МГБ СССР был создан Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие структурные подразделения на местах. Вневедомственная охрана быстро развивалась. В последующем в ней были организованы оперативные подразделения и создана «ночная милиция».

Важной вехой в реформировании правоохранительной системы страны явилось постановление ЦК КПСС и СоветаМинистров СССР от 15 марта 1953 года, в соответствии с которым было осуществлено объединение министерств внутренних дел и государственной безопасности в единое Министерство внутренних дел СССР и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Соединения и части внутренней и конвойной охраны, а также пограничные войска остались в составе МВД СССР, а войска правительственной ВЧ связи в непосредственном подчинении КГБ при Совете Министров СССР.

Вывод:

В послевоенный период в значительной степени изменился профиль деятельности милиции, уголовного розыска и других подразделений органов внутренних дел в связи с включением их в структуру МГБ СССР, превратившееся к 1953 г. в мощное оперативно-войсковое ведомство, которому подчинялись все подразделения государственной безопасности, пограничные и внутренние войска, милиция и военизированная охрана. А МВД СССР стало небольшим производственно-строительным министерством, лишённым почти всех оперативных подразделений и занятым производством с использованием в качестве рабочей силы заключённых, спецпереселенцев и военнопленных[76].

Тем не менее, объем выполняемых министерством внутренних дел страны функций оставался очень значительным. Важное место в его деятельности занимала хозяйственная деятельность, осуществляемая по преимуществу силами заключенных ГУЛАГа. Произошло четкое разграничение правоохранительной сферы и сферы государственной безопасности.

В последующие годы в связи с изменением политического курса наблюдалась уже другая тенденция – происходит укрупнение и объединение министерств и ведомств правоохранительной направленности. Создаётся Министерство внутренних дел СССР как единый комплекс силовых структур, основной функцией которого является обеспечение безопасности и охрана правопорядка на всех уровнях: государственном, республиканском, местном.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.014 с.)