ТОП 10:

Вопрос 3. Основные задачи курса, особенности его периодизации и структура



Задачи, стоящие перед курсом истории органов внутренних дел, можно разделить на две группы - задачи общего характера и непосредственные, конкретные задачи.

Задачи общего характера раскрывают назначение курса в целом, показывают его место и роль в системе учебных дисциплин Университета в том объеме знаний, который дается курсантам и слушателям в процессе их обучения.

Курс истории органов внутренних дел является специальным курсом, дающим учащимся историко-правовую основу подготовки, подкрепляя знания, полученные ими в результате изучения общественных, управленческих и других дисциплин, историческим опытом развития органов внутренних дел.

Таким образом, история органов внутренних дел призвана обеспечить специальную историко-правовую подготовку курсантов и слушателей, составить исторический фундамент их теоретических и практических знаний.

Реформирование органов внутренних дел должно осуществляться на глубокой научной основе путем учета многих факторов политических, экономических, социальных, технических, психологических, правовых.

Необходим поиск оптимальных процедур осуществления полицейской деятельности, выработка качественно новых требований к кандидатам на полицейские должности, анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта в правоохранительной сфере, и в целом на базе научных исследований создание качественно обновленной полицейской системы.

Непосредственными задачами курса являются:

- глубокое овладение курсантами и слушателями знаниями о возникновении и развитии органов внутренних дел России, выработка объектив­ной оценки их деятельности на различных исторических этапах с учетом конкретных условий;

- рассмотрение места и роли органов внутренних дел в механизме государства;

- приобретение учащимися необходимого для профессионального выполнения служебных обязанностей объема знаний;

- формирование у курсантов и слушателей государственного патриотизма, гордости за свою службу в органах внутренних дел России, других высоких моральных качеств, необходимых работникам правоохранительных органов;

- расширение у курсантов и слушателей юридического и политического кругозора, содействие формированию и развитию их теоретического мышления и правовой культуры;

- изучение опыта комплектования и обучения, форм и методов деятельности органов внутренних дел дореволюционной России, советского государства и постсоветской России, использование положительного опыта в практической работе. Причем речь идет не о простом копировании, а о творческом использовании опыта прошлого в современных условиях.

Для истории особое значение имеет периодизация, то есть способ систематизации исторического материала. Научная периодизация одно из наиболее важных условий правильного построения курса.

Периодизация исторической науки может строиться на основе учения об естественноисторическом процессе смены одних общественно-экономических формаций другими, определяемом в конечном счете развитием производительных сил и соответствующих им производственных отношений.

Каждой общественно-экономической формации (кроме первобытно­общинной) соответствует конкретный тип государства. Социально-экономическая и политическая природа данного типа государства решающим образом влияет на сущность аппарата управления, его отдельных звеньев, в том числе и органов внутренних дел. Поэтому периодизация истории органов внутренних дел строится с учетом типа государства, а значит с учетом общественно-экономических формаций.

Любая периодизация достаточно условна. Но данный подход предоставляет возможность рассмотреть основные государственные и правовые изменения, а также связанные с этим тенденции в развитии органов внутренних дел.

Периодизация курса «История органов внутренних дел» строится в соответствии с историческим процессом развития нашего государства.

В ней необходимо отметить некоторые особенности:

- органы внутренних дел начали формироваться с началом зарождения Русского государства, однако большинство государственных структур на первом этапе совмещали как внутренние, так и внешние функции. Специальных (регулярных) государственных и полицейских органов, в современном представлении, тогда не было;

- формирование специальных органов внутренних дел (приказов) начинается в Московском централизованном государстве с XV века;

- окончательно регулярная система органов внутренних дел складывается в России в период образования Российской империи, в ре­зультате реформ Петра I в начале XVIII века;

- особенное значение в развитии системы органов внутренних дел Российского государства имело создание в 1802 году Министерства Внутренних Дел, в состав которого вошли как некоторые из уже существующих, так и вновь созданные организационные структуры;

- после Октябрьской революции правоохранительные органы сначала решительно преобразуются, но постепенно происходит возврат к историческим традициям, усиливается роль специализации, разделения функций между службами.

По структуре курс содержит десять тем. В рамках крупных периодов, соответствующих общественно-экономическим формациям, в обеих частях курса предусмотрены более конкретные периоды, выделение которых обусловлено теми или иными социально-экономическими или политическими факторами. В частности, изменениями в правоохранительном механизме государства, становлении и развитии полицейских органов.

Установление конкретных периодов имеет важное значение, так как позволяет проследить проблемные моменты в развитии органов внутренних дел внутри общественно-экономической формации. Каждая проблема выделена в самостоятельную тему.

Первая тема «Предмет, метод и задачи курса История органов внутренних дел» показывает значение курса истории органов внутрен­них дел России в деле подготовки квалифицированных сотрудников для органов внутренних дел, раскрывает место Истории органов внутренних дел в системе других наук, изучаемых в ВУЗе. В рамках темы изучается периодизация курса, его цели и задачи, дается характеристика имеющейся литературы по проблемам, предлагаются темы рефератов и сообщений к семинарским занятиям. Лектор освещает особенности изучения курса, порядок сдачи зачета по курсу.

Во второй теме «Организационно-правовые основы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в России до образования регулярной полиции» раскрывается практика поддержания и охраны общественного порядка и борьба с пре­ступностью в Киевской Руси и в Новгородской республике, показана структура десятичной системы управления. После образования Русского централизованного государства принимается ряд законодательных актов, регламентирующих понятие правопорядка и общественного порядка. Появляются Приказы тайных дел. Сыскной, Разбойный и Стрелецкий как органы охраны государственного строя и борьбы с преступностью, объезжие головы, решеточные приказчики и земские ярыжные, формы и методы их деятельности по охране правопорядка.

В теме рассматриваются наиболее известные монастырские тюрьмы, остроги и съезжие избы как одни из первых мест лишения свободы на Руси.

6 апреля 1649 года принимается Указ «О городском благочинии», который положил начало организации пожарной охраны в стране.

В теме номер три «Становление и реформирование регулярной по­лиции в Российской империи XVIII века – первой половине ХIХ века» раскрываются предпосылки и особенности образования полиции, основные направления, формы и методы ее деятельности. Обсуждается необходимость создания органов полиции на местах в ходе губернской реформы второй половины XVIII века. Показана роль Преображенского приказа. Тайной канцелярии и Секретной экспедиции Сената как органов политической полиции в стране.

В рамках данной темы говорится о дальнейшем реформировании полицейских органов. Особое внимание уделяется реформам государственного механизма в начале XIX века и их значению для развития органов внутренних дел.

Рассматривается образование Министерства внутренних дел и Ми­нистерства полиции, их структура. Роль военных поселений, гарнизонных батальонов и инвалидных команд в охране правопорядка, создание От­дельного корпуса внутренней стражи. В ходе лекции рассматриваются причины и особенности образования и деятельности третьего отделения канцелярии императора как «высшей полиции» в стране и корпуса жандармов, а также особенности деятельности мест лишения свободы (Свод учреждений и уставов о содержании под стражей и о ссыльных 1832 г.).

Тема четвёртой темы «Развитие органов внутренних дел Российской империи (вторая половина XIX века-1917год)». В ходе лекции рассматривается реформа уездной полиции и жандармерии, показаны причины образования и особенности деятельности сыскных отделений, раскрываются особенности комплектования, обучения и социального обеспечения чинов полиции и пожарной охраны.

Объясняются причины ликвидации третьего отделения канцелярии императора, образования Охранных отделений и сосредоточения всех ор­ганов полиции в ведении МВД. Обсуждаются особенности создания еди­ной тюремной системы, конвойных команд и перевод всех мест лишения свободы под управление МВД. Затем изучаются реформы полицейских органов в годы революции 1905-1907 гг., последующей реакции, первой мировой войны и февральской буржуазно-демократической революции (1917 гг.)».

Много внимания уделяется реформированию сыскных и охранных отделений, правовой основе их деятельности. Подчеркивается, что для успешной борьбы с преступностью органы полиции используют достижения науки и техники (методы идентификации преступников, фотография, дактилоскопия и т.п.).

Создаются специализированные виды полиции (фабричная, речная). Выявляются причины ликвидации Департамента полиции и отдельного корпуса жандармов после февральской буржуазно-демократической революции 1917 года и создания в марте 1917 года Народной милиции Временного правительства, а также особенности деятельности сыскных отделений в этот период.

Тема номер пять «Становление и развитие органов внутренних дел в 1917-1924гг.» открывает второй раздел курса. На занятиях рассматриваются предпосылки и особенности образования милиции, правовые основы деятельности НКВД РСФСР и милиции, их организационная структура, задачи, формы и методы деятельности, причины и ход реформирования.

Лектор раскрывает необходимость создания таких органов милиции, как уголовный розыск, следственно-розыскная и ведомственная милиция, на­учно-технических служб. Говорится об образовании войск ВЧК - ГПУ, войск внутренней службы. Особое внимание уделяется особенностям системы Советских исправительно-трудовых учреждений, их правовому положению, структуре и подчиненности, а также образованию Советской пожарной охраны.

В рамках шестой темы «Деятельность органов советского государства в 1925-1941гг.» основное внимание уделяется: организационно-правовым основам деятельности Советской милиции по организации единого паспортного режима в стране, охране правопорядка и борьбе с преступностью, пьянством, детской беспризорностью и безнадзорностью и привлечения для этого широких слоев общественности. На занятии рассматриваются особенности комплектования и обучения сотрудников органов внутренних дел, введение специальных званий и знаков различия. Говорится о создании органов БХСС, ГАИ, развитии наружной службы милиции. Раскрываются особенности реформирования войск ОГПУ - НКВД, системы мест лишения свободы и подразделений пожарной охраны.

В седьмой теме «Органы внутренних дел в период Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)» рассматриваются причины реформирования НКВД и центральных аппаратов, особенности деятельности милиции, по­жарной охраны, войск НКВД и мест лишения свободы в прифронтовой зо­не и в местностях, объявленных на военном и осадном положениях. Рас­крыта роль сотрудников органов внутренних дел в вооруженной защите Отечества. Показана деятельность населения по охране правопорядка и борьбе с преступностью в годы войны.

Восьмая тема охватывает большой промежуток времени: «Деятельность органов внутренних дел Советского государства (1945 – первая половина 1985года)» раскрывает особенности деятельности органов внутренних дел в период восстановления народного хозяйства и на территориях, освобожденных от гитлеровских войск, причины образо­вания МВД СССР и его реформирования, изменения в организационной структуре органов внутренних дел. Лектор отмечает, что в этот период ре­организуется научно-техническая служба, образуется вневедомственная охрана, органы внутренних дел получают право ведения предварительного следствия. Изучаются вопросы реформирования системы мест лишения свободы, в частности их перевод в Министерство юс­тиции, а также образование в составе МВД СССР Главного управления внутренних и конвойных войск, реорганизации пожарной охраны в крупных городах и её военизация, образования добровольных пожарных об­ществ.

Девятая тема «Реформирование органов внутренних дел СССР (вторая половина 1985года -1991г.)» Развитие и реформирование органов внутренних дел рассматриваются во взаимосвязи с общественно-политическими процессами, происходящими в России. Раскрыты причины и процесс организации единой централизован­ной системы борьбы с преступностью и создания подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Рассматриваются реформы паспортной системы, ГАИ, пожарной охраны, внутренних войск, пенитенциарной сис­темы. Обсуждается проблема привлечения населения к охране обществен­ного порядка и борьбе с преступностью.

Завершает курс десятая тема «Становление и развитие органов внутренних деле Российской Федерации». Дается обзор состояния органов внутренних дел в наши дни, трудности её функционирования и обеспечения. Исследуются проблемы во взаимоотношениях между полицией и обществом, полицией и СМИ.

После изучения курса при отсутствии неисправленных неудовлетворительных оценок, полученных на семинарских занятиях, учащийся допускается к сдаче зачета. Вопросы для подготовки к зачету можно найти в методических материалах по курсу или взять в методическом кабинете кафедры Истории государства и права.

Вопросы для подготовки к зачету, литература к каждой теме дана в программе учебного курса и в методических рекомендациях для проведения семинарских и практических занятий по «Истории органов внутренних дел». В библиотеке университета находятся авторефераты и диссертации, связанные с историей органов внутренних дел России, которые необходимо использовать при изучении курса и подготовке к семинарским занятиям, при подготовке к зачету.

ЛЕКЦИЯ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИИ ДО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГУЛЯРНОЙ ПОЛИЦИИ

Вопросы лекции:

1. Органы правопорядка и борьбы с преступностью в Древнерусском государстве

2. Система органов, выполнявших полицейские функции в Московском государстве; организационно-правовые основы их деятельности

3. Организация мест лишения свободы и борьбы с пожарами.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.007 с.)