История органов внутренних дел России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История органов внутренних дел России



МВД России

Санкт-Петербургский университет

 

 

История органов внутренних дел России

 

(Курс лекций)

Санкт-Петербург


УДК 351.74

ББК 67.401.133.1

И 90

Ахмедов Ч.Н., Назаренко А.М. Фролов В.В. и др. История органов внутренних дел. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2012. – 351с.

Курс лекций подготовлен в соответствии с учебными планами по специальностям: по специальностям: 0303502.65 – судебная экспертиза; 030505.65 – правоохранительная деятельность; 080109.65 - бухгалтерский учет, анализ и аудит; 030301.65 – психология; 230201.65 - информационные системы и технологии; 050711.65 – социальная педагогика; 04104 – организация работы с молодежью; 090103 – организация и технология защиты информации; 030505 –правоохранительная деятельность; 030301–психология

Рассматриваемый в работе материал дает возможность проследить ис­торию возникновения и развития органов внутренних дел, установить взаимосвязь и преемственность в развитии органов внутрен­них дел, уяснить общие черты и характерные отличия на различных исторических этапах развития государства. В связи с реформированием МВД РФ и принятием ФЗ- №3 от 7 февраля 2011 г. «О полиции» материалы актуализированы по состоянию на октябрь 2012. Протокол № 6, от 16 октября 2012 г.

Курс лекций предназначен для курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России.

Авторы курса лекций:

Ахмедов Ч.Н., канд. юрид. наук, доцент – введение; заключение; тема 3; тема 10 (в соавторстве с Назаренко А.М.);

Байкеева С.Е., канд. юрид. наук, доцент – тема 2;

Гутман М.Ю., докт. юрид. наук, профессор – тема 8;

Киикова Л.К., канд. юрид. наук – тема 4;

Мишина Е.В., канд. юрид. наук – тема 6;

Назаренко А.М., канд., ист. наук, доцент – тема 10 (в соавторстве с Ахмедовым Ч.Н.);

Панфилец А.В, канд. ист. наук – тема 5;

Сидоренко В.П., докт. ист. наук, профессор – тема 7;

Фролов В.В., канд. юрид. наук, доцент – тема 1; тема 9.

ББК 67.401.133.1 УДК 351.74

Рецензенты:

В.М. Чибинев, доктор юридических наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет);

Н.С. Нижник, доктор юридических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

© Санкт-Петербургский университет

МВД России. 2012

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.. 6

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ». 9

Вопрос 1. Предмет и значение курса, его место в системе учебных дисциплин университета. 9

Вопрос 2. Методология курса. 13

Вопрос 3. Основные задачи курса, особенности его периодизации и структура 20

ЛЕКЦИЯ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИИ ДО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГУЛЯРНОЙ ПОЛИЦИИ.. 28

Вопрос 1. Органы правопорядка и борьбы с преступностью в Древнерусском государстве. 28

Вопрос 2. Система органов, выполнявших полицейские функции в Московском государстве; организационно-правовые основы их деятельности. 33

Вопрос 3. Организация мест лишения свободы и борьбы с пожарами. 43

ЛЕКЦИЯ 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ ПОЛИЦИИ В РОССИИ ИМПЕРИИ В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.. 49

Вопрос 1. Становление и развитие регулярной полиции в XVIII веке. 49

Вопрос 2. Образование Министерства внутренних дел и Министерства полиции; организационно-правовые основы их деятельности. 55

Вопрос 3. Становление и развитие политической полиции в России. 64

Вопрос 4. Организация пожарного дела в России в XVIII в. 81

ЛЕКЦИЯ 4. РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В. – 1917 Г.). 90

Вопрос 1. Органы внутренних дел Российской империи во второй половине XIX века. 90

Вопрос 2. Создание единой, общегосударственной тюремной системы. 109

Вопрос 3. Изменения в структуре, составе и функциях полиции Российской империи в период революции 1905-1907 гг. 113

Вопрос 4. Особенности организации и основные функции органов по поддержанию правопорядка в период правления Временного буржуазного правительства. 125

ЛЕКЦИЯ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПЕРИОД СОЗДАНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (1917 - 1924 ГГ.) 141

Вопрос 1. Формирование и деятельность органов внутренних дел Советского государства в период Октябрьской революции и гражданской войны.. 141

Вопрос 2. Развитие органов внутренних дел советской России в начале
20-х гг. 158

ЛЕКЦИЯ 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1925 – 1941 ГГ. 171

Вопрос 1. Правовые основы и основные направления деятельности ОВД по борьбе с преступностью в условиях НЭПа и в предвоенные годы.. 171

Вопрос 2. Образование в СССР общесоюзной службы по борьбе с пожарами. Возникновение и развитие органов исполнения наказаний. 194

ЛЕКЦИЯ 7. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.) 211

Вопрос 1. Организационная структура, задачи и особенности деятельности органов внутренних дел в военное время. 212

Вопрос 2. Органы внутренних дел в борьбе с вражеской агентурой и диверсантами 227

Вопрос 3. Сотрудники органов внутренних дел в боях с врагом. 231

ЛЕКЦИЯ 8. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ (1945 – 1985 ГГ.). 240

Вопрос 1. Органы внутренних дел СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.). 240

Вопрос 2. Органы внутренних дел Советского государства в период либерализации общественных отношений в стране (1953 – 1973 гг.). 257

Вопрос 3. Органы внутренних дел СССР в 70-е – первой половине 80-х годов. 271

ЛЕКЦИЯ 9. РЕФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1985 ГОДА -1991Г.) 282

Вопрос 1. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и борьбе с преступностью.. 282

Вопрос 2. Создание подразделений по борьбе с организованной преступностью 291

ЛЕКЦИЯ 10. «СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 308

Вопрос 1. Создание, структура и основные направления деятельности МВД России 308

Вопрос 2. Законодательное закрепление оснований организации и функционирования органов внутренних дел Российской Федерации. 322

Вопрос 3. Новый этап в истории органов внутренних дел - образование полиции в Российской Федерации. 330

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 339

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 343

 

ВВЕДЕНИЕ

Устойчивый рост социально-политической напряженности и экономических противоречий российского общества предопределяет концептуальные изменения в деятельности государственно-властных структур. Негативным элементом реформирования российского государства выступает высокий уровень преступности, непрофессионализм сотрудников правоохранительных органов, потеря доверия полиции со стороны простых граждан. Это требует решительных целенаправленных, последовательных и эффективных государственных мер, направленных на устранение имеющихся недостатков.

Сегодня безопасность является не только одним из неотъемлемых прав человека, но и важнейшей общественной ценностью. Задачами обеспечения прав и свобод человека, правопорядка, общественной безопасности, борьбы с правонарушениями и преступлениями занимаются все государственные, муниципальные органы, а также многие общественные организации. Органы внутренних дел в современной России занимают особое место в государственном механизме, в системе органов исполнительной власти, поскольку выступают наиболее масштабным по объему выполняемых правоохранительных функций институтом.

Органы внутренних дел являются одним из главных субъектов управления внутренней безопасностью в России, изучение истории которых поможет сделать правильные выводы при построении современной системы органов внутренних дел.

В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и среднего специального образования в вузах системы Министерства внутренних дел России преподается специальная дисциплина "История органов внутренних дел", которая призвана решать задачи по содействию мировоззренческому, нравственному становлению личности будущего специалиста – сотрудника органов внутренних дел. Вместе с тем она занимает особое место, так как ее основной целью является создание информационных, интеллектуальных, методических условий для ознакомления курсантов и слушателей с историей становления и развития той сферы общественной деятельности, в которой им предстоит реализоваться как специалистам.

Рост научного интереса к различным, в том числе историческим аспектам деятельности органов внутренних дел имеет свои причины. Усложнение общественных процессов в современном мире придает особую значимость издавна стоящей перед человечеством задаче по целенаправленной организации, сознательному регулированию и разумному устройству жизни. Прогнозирование, планирование, принятие решений, мобилизация и организация необходимых для их осуществления сил и ресурсов, контроль за выполнением и многие другие действия, составляющие в совокупности содержание управленческой деятельности, становятся чрезвычайно важными.

Предметом учебной дисциплины "История органов внутренних дел" является место и роль органов внутренних дел в жизни общества, государственном механизме, обусловленность их деятельности материальными, социальными, культурными факторами, закономерности функционирования и развития системы органов внутренних дел в целом и ее отдельных элементов. Она тесно взаимосвязана с общеисторическими и историко-правовыми дисциплинами, что отражается в пересечении предметной области, единстве методологической и методической основ, общности источниковой базы.

История становления и развития органов внутренних дел в России на протяжении веков показывает, что на чинов полиции и сотрудников милиции возлагались различные функции, но важнейшей из них по-прежнему остается охрана общественного порядка и борьба с преступностью.

В курсе лекций рассматриваются основные этапы развития полиции и милиции России, становление и формирование регулярной полиции в России, образование Министерства внутренних дел и Министерства полиции, развитие политической, городской и сельской полиции, организация и деятельность органов внутренних дел Советского государства, становление и развитие органов внутренних дел в Российской федерации, а также организационно-правовые основы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на каждом рассматриваемом этапе.

 

 

Вопрос 2. Методология курса

Одним из важнейших условий познания предмета той или иной нау­ки, учебной дисциплины является метод - научный ключ к рассмотрению объективного существа общественных явлений, изучаемых данной наукой, учебной дисциплиной.

Слово «метод» в переводе с древнегреческого буквально означает «путь, направление к чему-либо». Если путь наш правильный, мы сможем достигнуть нашей цели.

Метод позволяет искать новое знание, создавать науку, как систему знаний, способную к обогащению новыми принципами, идеями и видами[4].

Отсюда понятна важность правильного выбора методов, приемов и подхо­дов в любой деятельности, в том числе - в изучении Истории органов внутренних дел.

Понимая под методологией совокупность методов, подходов, применяемых в процессе изучения проблем данной научной дисциплины, следует указать на две их основные группы: философские и специально-научные. Среди философских методов познания выделяют, прежде всего, с одной стороны диалектико-материалистический, с другой - религиозно-идеалистический и метафизический методы.

Успешное решение задач, стоящих перед историко-правовыми науками, возможно только на основе подлинно научной методологии. Такой методологией является диалектический материализм, являющийся общефилософской базой для объяснения государственно-правовых явле­ний и процессов, их всестороннего изучения. Адекватной и полезной будет такая методология, которая позволит исследовать предмет и выразит его существенные признаки и элементы.

Методологию составляют различные подходы и методы.

Диалектико-материалистический подход к изучению государства и права отвергает их божественный, непознаваемый характер, видит первопричину возникновения и развития государства и права в экономическом базисе, в социально-экономическом строе общества. В то же время он требует учитывать географические, биологические, демографические, личностно-психологические и другие факторы, влияющие на исторический процесс.

Диалектико-материалистический метод раскрывает наиболее общие закономерно­сти движения человеческой мысли к истине, концентрируя все наиболее важное и существенное, что содержится в других методах, включает в себя их богатство, так же как всеобщее впитывает особенное и единичное.[5]

Его использование помогает более глубокому пониманию сущности правоохранительной деятельности, полицейских органов, за­кономерностей развития полицейских подразделений.

Диалектический метод требует рассмотрения всех исторических явлений не изолированно, а в органической связи со всеми фактора­ми и условиями, требует их всемерного выявления и анализа.

Только с учетом законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, пе­рехода количественных изменений в качественные, а также благодаря использова­нию таких диалектических категорий, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действитель­ность, можно правильно осмыслить и проанализировать роль полиции в обществе, ход развития органов внутренних дел.

Диалектико-материалистическому методу в истории (историческому материализму) противостоят религиозно-идеалистический и схоластический (догматиче­ский) методы. Они исходят из божественного происхождения государства и права, божественной предопределенности всех происходящих в них из­менений, отрицают зависимость развития государства и права от экономического базиса.

Диалектико-материалистический метод, составляя основу историко-правовых наук, предполагает использование и других специально-научных методов исследования.

Для изучения «Истории органов внутренних дел России» важное значение имеют такие методы и подходы, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой, формально-правовой и системный.

Курс Истории органов внутренних дел строится в соответствии с требованиями принципа историзма. Это означает, что все развитие органов внутренних дел, как дореволюционной России, так и советского государства рассматривается в тесной неразрывной связи с теми общественными процессами, в которых происходила их деятельность.

Методология отражает познание, выясняет возможности познавательных механизмов. Историческое толкование права означает как учет политической и криминогенной ситуации, состояния духовной и материальной культуры российского общества, состояние экономики, степень защищенности права собственности, так и само официальное толкование норм полицейского права того времени. Историческое толкование норм полицейского права неизбежно включает в себя «оценочные понятия…язык права того времени, характерные для него средства и приемы юридической техники». [6]

Конкретизируя приведенное положение применительно к Истории органов внутрен­них дел России, нужно, указать, что принцип историзма позволяет проследить процесс их зарождения и развития в тесной связи с конкретными явлениями социально-экономического и политического характера, в различные исторические периоды. Например, только при таком подходе можно полностью уяснить причины возникновения в России в эпоху утверждения абсолютной монархии (первая четверть XVIII в.) специального полицейского аппарата - регулярной полиции, явившейся одним из главных инструментов государства в борьбе с преступностью и народными волнениями.

Под методологией права понимается применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, катего­рий, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений[7].

Причем юридическому методу присущ правовой взгляд на мир[8].

При рассмотрении истории органов внутренних дел нужно связывать анализ с социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в стране в указанные исторические периоды, особенно когда возникали общественные, государственные, социально-экономические кризисы.

Соблюдение принципа историзма при изучении истории органов внутренних дел - необходимое условие познания роли и значения исторического опыта их деятельности, условие овладения этим опытом с целью помочь при разрешении современных служебных задач.

В ходе обучения используются примеры из юридической практики, проводятся воспитательные примеры, когда сотрудник полиции проявляет героизм, спасая людей.

Сотрудник полиции не должен быть равнодушен: к чужой боли, к чужим страданиям, к чужой беде. Чужой беды не бывает.

Сотрудник полиции должен думать, прежде чем совершать следственные и оперативно-розыскные мероприятия, не нарушать прав человека и гражданина, выполнять предписания закона.

При исследовании данного комплекса вопросов активно применяется системный метод. Современная полицейская система представляет собой социально-правовую ценность, является итогом многовекового развития цивилизации. Вместе с развитием общества происходят изменения в правоохранительной сфере и в методах правового воздействия, принимаются законы, призванные регулировать новые общественные отношения, отменяются устаревшие ограничения и запреты.

Системный подход к полицейской деятельности предполагает укрепление и развитие форм и методов взаимодействия ее субъектов, учет разнообразных общественных факторов, воздействующих на режим законности.

Например, обоснованно предлагается «смягчать негативные последствия резкого социального расслоения, более эффективно и адресно организовывать социальную помощь».[9]

Следует искать и внедрять новые формы обеспечение правопорядка новые способы урегулирования конфликтов.

Содержание «полицейская система» не может быть раскрыто вне связанности данного понятия с понятием «полицейский орган» «полицейская деятельность». Поскольку связь элементов в системе подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого, постольку и анализ структуры начинается с выявления компонентного состава системы. Являясь единым целостным образованием, правоохранительная система имеет присущую ей структуру. Возникает потребность в структурном анализе.

Его необходимость вытекает из специфики системного и функционального методов, сходных тем, что посредством каждого из них, так или иначе выясняются и анализируются структурные элементы системы.

Функциональный подход к правовым явлениям предполагает не только установление составляющих их элементов, но и изучение этих элементов в изменении, движении, развитии. Функциональный анализ возможен только в динамичных системах, способ­ных к изменениям. Таковой и является полицейская система.

Рас­крыть процесс правового регулирования полицейской системы невозможно без выяснения внутренних компонентов регулирования, установления элементов, ее составляющих.

Формально-юридический метод активно используют при толковании и применении права. Право как формально определенное правило поведения нередко предполагает строго определенную формализованную процедуру толкования и правореализации.

С формально - юридическим методом тесно связаны логические приемы изучения полицейского права – такие, как анализ, синтез, выдвижение гипотез. Суть анализа состоит в мысленном расчленении изучаемого предмета на составные части. Синтез состоит в обобщении различных фактов и явлений. Гипотеза – это предположение о путях развития системы органов внутренних дел, требующее подтверждения.

Ценность математического, кибернетического метода состоит в возможности с его помощью проводить работу по сбору и хранению информации о деятельности правоохранительных органов. Это допустимо в тех случаях, когда то или иное качество или явление можно подверг­нуть количественному анализу, выразить относительно простыми элементами, под­дающимися количественным измерениям. С помощью математического метода можно успешно проверить, например, эффективность воздействия норм полицейского права на различные группы населения, оценить количество совершенных на определенном временном отрезке преступлений, а затем на основе этих исследований уже сделать соответствующие выводы об эффективности либо неэффективности полиции в конкретном регионе.

Социальные исследования показывают, как реализуется назначение полицейских органов, как они решают стоящие перед ними задачи, какова их эффективность и какие нужны меры для того, чтобы найти более оптимальные организационные формы их функционирования. Социально-правовые исследования ведутся на основе социологических приемов, а именно изучение практики применения закона, анкетиро­вание, интервьюирование самих полицейских, различных групп населения. Невозможно оценить социальную эффективность полицейской деятельности, не проводя соответствующих социально-правовых исследований.

В связи с большим объемом учебного материала основным учебным методом работы учащихся по овладению знаниями является самостоятельная работа по изучению рекомендованной литературы и других источников, в том числе диссертационных исследований, осуществляемая в соответствии с методическими заданиями.

В учебном процессе большую роль играют также лекции и семинарские занятия, на которых слушатели и курсанты не только пассивно усваивают преподносимый преподавателями материал, но и сами активно участвуют на семинарах и практических занятиях в обсуждении поставленных вопросов, совместно обсуждают наиболее трудные разделы.

Учитывая важность курса «История органов внутренних дел» в деле подготовки грамотных специалистов для органов внутренних дел, повышения их правовой культуры, воспитания гордости за выбранную профессию в рамках курса курсантам и слушателям предлагается по желанию написание реферата по предлагаемой тематике.

В учебно-методическом кабинете кафедры Истории государства и права слушатели и курсанты могут воспользоваться литературой и другими пособиями по данному курсу, получить необходимые консультации у дежурного преподавателя.

На кафедре функционирует научный кружок, в рамках которого курсанты и слушатели встречаются с ветеранами и практическими сотрудниками различных подразделений органов внутренних дел, а также самостоятельно проводят научные изыскания по интересующей их проблематике.

В учебном процессе используются возможности проводимых научных конференций, в которых слушатели и курсанты при­нимают активное участие путем подготовки выступлений по тем или иным проблемам становления и деятельности органов внутренних дел.

Комплексное применение всей совокупности методов изучения Истории органов внутренних дел позволит слушателям и курсантам успешно усво­ить программный материал данного курса.

ЛЕКЦИЯ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИИ ДО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГУЛЯРНОЙ ПОЛИЦИИ

Вопросы лекции:

1. Органы правопорядка и борьбы с преступностью в Древнерусском государстве

2. Система органов, выполнявших полицейские функции в Московском государстве; организационно-правовые основы их деятельности

3. Организация мест лишения свободы и борьбы с пожарами.

 

Вопрос 2. Образование Министерства внутренних дел и Министерства полиции; организационно-правовые основы их деятельности

Образование министерств было выражением стремления к реформированию внутренней политики. 8 сентября 1802 года издается Манифест об учреждении министерства[14], в котором в самом общем виде определяются принципы их организации, сфера деятельности, место в государственном механизме.

Было образовано восемь министерств: Министерство внутренних дел, в котором сосредоточивалась реализация значительного объема внутренних функций государства-от охраны правопорядка до развития государственной промышленности; Министерство военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, финансов, народного просвещения. Министерства создавались на основе действовавших ранее центральных органов управления, таких как коллегии, конторы. В Манифесте об учреждении министерств подчеркивалась личная ответственность министра за состояние дел во вверенном ему ведомстве. "Министр должен иметь непрерывное сношение со всеми местами, под управлением его состоящими, быть сведущим о всех делах, которые в них производятся".

Министры имели право законодательной инициативы. Ежегодно они должны были представлять отчеты о деятельности министерства императору и в Сенат. Формально Сенат мог отменить распоряжение министра, если оно не соответствовало действующему законодательству. Но поскольку министры имели право личного доклада императору и часто исполняли его устные распоряжения или получали от него одобрение своих действий. Каждое министерство получило так называемый ״Наказ״, где определялись его задачи.

Самым большим и многофункциональным стало Министерство внутренних дел. Его глава согласно ״Манифесту об учреждении министерств״ должен был "пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи"[15].

Первым министром внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей, крупнейший государственный деятель России первой половины XIX века, один из инициаторов и авторов проекта создания министерств. Начальником канцелярии министерства внутренних дел был назначен Михаил Михайлович Сперанский, ставший затем знаменитым государственным деятелем, "светилом российской бюрократии"[16].

Структура МВД была определена исходя из возложенных на него большого объема внутренних функций государства. Управление новым министерством было сосредоточено в Департаменте Министерства внутренних дел, образованном 7 января 1803 года[17]. Он был разделен на четыре экспедиции: 1) Экспедиция попечения о народном продовольствии; 2) Экспедиция спокойствия и благочиния; 3) Экспедиция государственного хозяйства; 4) экспедиция общественного призрения. Каждая экспедиция состояла из двух отделений.

В компетенцию первой из них входило снабжение государства жизненными припасами и заведывание публичными зданиями.

Вторая экспедиция была одной из наиболее больших и состояла из двух отделений. Первое отделение занималось делами земской полиции, а второе делами городской. К компетенции первого отделения относились: ведомости о происшествиях; распоряжения о безопасности на сухом пути и на реках; повиновение крестьян законной власти; случаи соблазна вере, ереси и разъяснение ложных слухов и писем; сведения о земских повинностях, отправляемых крестьянами; способы проведения этих повинностей в известность и единообразие; отваждение крестьян от произвольных требований; производство генерального межевания по наделению казенных крестьян землями и по проведению в известность поземельных владений. В компетенции второго отделения входило: обеспечение безопасности улиц от пожаров и воровства; содержание полицейской команды; чистота и освещение; охранение добрых нравов; обуздание мотовства, безмерной роскоши, жестокостей; надзор за запрещенными книгами, соблазнительными зрелищами, подозрительными обществами и людьми; сбор сведений о городских общественных доходах, сборах и повинностях; способы уравнения в постое, в освещении, в содержании мостов, ночной стражи; сведений о состоянии губернских рот и штатных команд. Второе отделение руководило городской полицией и пожарными командами, контролировало соблюдение Устава Благочиния. В него также направлялись жалобы на полицию.

К компетенции третей экспедиции относились: вопросы усовершенствования земледелия, управления государственными фабриками и заводами, добычей торфа, каменного угля, обеспечения переселением крестьян на новые земли, наблюдение за состоянием дорог.

В ведении четвертой экспедиции находились больницы и другие "богоугодные заведения", а также содержание тюрем.

Для обеспечения функций Министерство внутренних дел, выходящих за рамки полицейского управления, 31 декабря 1803 г. при министерстве был создан Медицинский совет[18], как совещательный орган для усовершенствования медицинской науки и практики, а также для контроля за деятельностью медицинскими и фармацевтических учреждений Российской империи. (рассмотрения научных вопросов управления медицинской частью, который с связи выполнением разного рода функции по эпизоотии и каждым днем росла формирования такого рода органа – может быть годиться.)

В 27 июня 1808г. из отделения мануфактур экспедиции государственного хозяйства было образовано главное правления мануфактур[19], а 9 июня 1806 г. в введение МВД перешло также управление почтой[20].

В канцелярии МВД готовились проекты совершенствования деятельности, развития структуры, уточнения функций не только МВД, но и других министерств, что провело к фактическому подчинению ему губернаторов, т.е. системы административно-полицейского управления на местах. Манифестом 8 сентября 1802 г. министру внутренних дел было предписано «относиться» всем военным (по гражданской части) и гражданским губернатором, как по всем делам губернского правления, так и по делам приказов общественного призрения, казенным палатам по делам об устройстве и содержании публичных заведений. Это обстоятельство означало зависимость от министра внутренних дел как губернской администрации, так и губернских дворянских обществ, т.е. ставило его в центр вертикали власти, созданной екатерининской губернской реформой и Манифестом 8 сентября 1802 г[21].

Одним из основных вопросов, которые пришлось решать руководству МВД, было не только качественное комплектование чинов полиции, но и материальное обеспечение служащих полиции. Из за мизерности получаемых окладов, были выявлены случаи получения ״небезгрешных доходов״. Для борьбы с этим в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции: "на жалование по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи".

Заметным явлением общественно-политической, культурной жизни России в начале XIX века стало издание министерством внутренних дел в 1804-1809 гг. первого в России официального периодического журнала. Он назывался "Санкт-Петербургский журнал". В его издании принимали участие министр внутренних дел В. Л. Кочубей, М. М. Сперанский и даже сам император Александр I.

С 1809 по 1819 год МВД издавало официальную газету "Северная почта". Она выходила два раза в неделю и была важнейшим источником информации для большинства населения страны (особенно в период Отечественной войны 1812 года) о событиях, происходящих в России и за рубежом.

Создание Министерства полиции.

Определенная в 1806 году структура МВД и круг его задач оставались без изменений до 1810 года, когда произошла очередная значительная реорганизация системы государственного управления, в результате которой было образовано Министерство полиции.

Вторая экспедиция называлась "экспедицией спокойствия и благочиния", в её компетенции находилось управление полицией. Она состояла из двух отделений. На первое отделение возлагались сбор сведений о происшествиях,­ предотвращение "ложных слухов". В задачу сельской полиции входило и наблюдение за "повиновением крестьян законной власти". Второе отделение руководило городской полицией и пожарными командами. В него также направлялись жалобы на полицию.

По поручению императора М. М. Сперанский подготовил проект реорганизации органов власти и управления - "Введение к уложению государственных законов". Документ предусматривал создание выборной законодательной Государственной Думы, Государственного Совета и значительную реорганизацию министерств. Особое внимание он уделял роли и значению деятельности полиции в обществе.

По замыслу М.М. Сперанского, Министерство внутренних дел должен было иметь попечение о производительных силах страны и быть совершенно чуждым полиции охранительной. Министерство полиции сосредоточивало свои усилия на поддержании внутреннего порядка.

Реализована была только часть проекта. В 1810 году создается Государственный Совет и почти одновременно издается Манифест "О разделении государственных дел по министерствам", который предусматривал создание специального Министерства полиции. В задачи нового министерства помимо борьбы с преступностью должны были войти: проведение рекрутского набора в армию; охрана государственных запасов продовольствия; таможенный контроль; содержание и трудоиспользование осужденных; обеспечение исправности и безопасности путей сообщения.

Министерство полиции должно было также осуществлять явный и тайный надзор за иностранцами в России, выполнять цензурные функции.

О введении Положения о министерствах в России и о создании Министерства полиции было объявлено в Манифесте от 25 июля 1811 года. Он назывался "Общее учреждение министерств". Наряду с усилением единоначалия и персональной ответственности министров вводились такие новые органы, как совет министра, в состав которого входили высшие чиновники министерства и могли приглашаться "сведущие люди"; при директоре Департамента создавалось так называемое общее присутствие, состоящее из начальников отделений.

Для Министерства полиции, было разработано и одновременно с "Общим учреждением министерств" опубликовано "Учреждение и наказ министру полиции", ставшее нормативной основой его организации и деятельности. Составной частью в нем были "Правила особенной ответственности министра полиции". Действуя в "обстоятельствах чрезвычайных" (определение и условия "чрезвычайности" не давались) министр полиции мог требовать в свое распоряжение войска, причем минуя военного министра и давая непосредственные распоряжения командирам полков.

Специальный параграф "Общего учреждения министерств" предусматривал освобождение министра от ответственности за превышение власти, если он действовал "в видах общей безопасности".

Первым министром полиции был назначен генерал - адъютант императора А. Д. Балашов, который с начала Отечественной войны 1812 года находился при действующей армии, выполняя особо важные поручения царя, в том числе вел переговоры с Наполеоном.

Исполняющим обязанности, а фактически министром полиции, до 1819 года был С. К. Вязмитинов, в прошлом - первый военный министр России (1802-1808 гг.). Одновременно с управлением Министерством полиции он был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. По свидетельству современников, "сколько бы бесполезных жертв подозрения пало бы в Петербурге (в 1812 году), если бы не опытность и человеколюбие С. К. Вязмитинова". Он был известен как музыкант-любитель и автор либретто популярных в то время о­пер.

Министерство полиции состояло из трех департаментов:

1)Департамента полиции хозяйственной;

2)Департамента полиции исполнительной;

3)Медицинского департамента; и двух канцелярий министра - общей и особенной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 5855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.069 с.)