Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти



Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнитель­ной власти, в осуществлении ее функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномо­чий в системе исполнительной власти РФ заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устрой­ство Российского государства.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграни­чении предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов РФ (ст. 5 Кон­ституции РФ).

Система органов исполнительной власти в РФ строится и фун­кционирует на основе принципов федерализма, сочетания центра­лизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции РФ.

Принцип федерализма в системе органов исполнительной вла­сти обусловлен государственным устройством России. В структур­ном плане он проявляется в том, что в общую систему этих орга­нов входят:

а) федеральные органы исполнительной власти;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной обла­сти, автономных округов.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совме­стного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполни­тельной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ об­разуют единую систему исполнительной власти в Российской Фе­дерации (ст. 77 Конституции РФ). Вместе с тем федеральные орга­ны исполнительной власти и органы исполнительной власти субъек­тов РФ в силу особенностей, присущих статусу РФ и ее субъектов, представляют собой относительно самостоятельные системы.

В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов исполнительной власти и


 

 

Раздел П. Субъекты административного права


Глава 6. Органы исполнительной власти


 


взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предме­тов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами; во-вторых, Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов ор­ганов государственной власти РФ и ее субъектов. В главном концеп­ция сводится к тому, что законные акты федеральных органов ис­полнительной власти обязательны для аналогичных органов субъек­тов РФ; законные акты органов исполнительной власти субъектов РФ подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти; в-третъих, одной из правовых форм регулирования взаи­моотношений между федеральными органами исполнительной вла­сти и органами исполнительной власти субъектов РФ становятся административные договоры, соглашения. Они признаются в каче­стве элемента механизма реализации принципа федерализма преж­де всего в сфере функционирования исполнительной власти. Феде­ральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуще­ствление части своих полномочий, если это не противоречит Консти­туции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы испол­нительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществле­ние части своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ).

Передача оформляется соглашением, заключаемым в соответ­ствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"1. В нем определены стороны, предмет, срок действия, ответственность за нарушение, процедура подготовки, подписания, введения в действие соглашения.

Принцип сочетания централизации и децентрализации тес­но связан с принципом федерализма, но не тождествен ему. Не тож­дествен потому, что сочетание этих его элементов может иметь место на различных уровнях и не обязательно сопутствует только федеративному государственному устройству.

Указанный принцип оказывает большое влияние на функцио­нирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с орга­нами исполнительной власти субъектов РФ. Централизованное осу­ществление исполнительной власти может сосредоточиваться в ру­ках федеральных органов и органов субъектов РФ в пределах, оп­ределенных законодательством. В общегосударственном масштабе

СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.


более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения РФ, она несколько ослабляется в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих видов ведения, как изве­стно, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной влас­ти (ст. 73 Конституции РФ). В последнем случае соотношение цен­трализации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется самими субъектами РФ.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он (они) должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При этом отсут­ствует "расщепление" предметов ведения и полномочий по верти­кали, что имеет место при совместном ведении. При децентрализа­ции предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обрета­ют высокую степень независимости от властных полномочий выше­стоящих органов исполнительной власти.

Особой разновидностью децентрализации является делегиро­вание органом исполнительной власти части своих полномочий под­чиненному органу в целях удобства управления на основе прибли­жения его к объектам. Например, федеральными органами испол­нительной власти создаваемым ими территориальным органам. В этом случае децентрализация осуществляется в виде деконцентра-ции полномочий, передачи их от вышестоящего к нижестоящему органу. На осуществление деконцентрированных полномочий может серьезным образом влиять вышестоящий орган. Создание подобных органов способно служить организационно-правовым средством ре­шения общефедеральных и территориальных задач на основе сме­щения тяжести управления с центра на места, а также усиления взаимодействия между субъектами РФ. Целесообразность взаимо­действия между названными органами может возникнуть при осу­ществлении полномочий как по предметам ведения РФ, так и ее совместного ведения с субъектами РФ.

Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовать ее единство в мно­гообразии.

Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблю­дать Конституцию РФ и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов РФ.

Одним из важных аспектов принципа законности является обя­зательность строгого соблюдения положений Конституции РФ о соотношении актов органов государственной власти РФ и ее субъек­тов. Они сформулированы в ст. 76. В частности, законы и иные нор­мативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией


 

Раздел II. Субъекты административного права

РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и норма­тивным правовым актом РФ, изданным вне пределов ведения РФ и ее совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.

Система органов исполнительной власти создается в соответ­ствии с конституционным разграничением полномочий в этой обла­сти между РФ и ее субъектами. К ведению РФ относятся установ­ление системы федеральных органов исполнительной власти, поряд­ка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти (п. "г" ст. 71 Конституции РФ).

В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установ­ление общих принципов организации системы органов государствен­ной власти (п. "н" ст. 72 Конституции РФ). На уровне РФ по дан­ному вопросу должны приниматься федеральные законы. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается эти­ми субъектами самостоятельно в соответствии с основами консти­туционного строя РФ и общими принципами организации предста­вительных (законодательных) и исполнительных органов государ­ственной власти, установленных федеральными законами.

Систему федеральных органов исполнительной власти в зави­симости от их организационно-правовых форм можно определить лишь на основе совокупности правовых актов: Конституции РФ, указов Президента РФ от 14 августа 1996 г. "О системе федераль­ных органов исполнительной власти"1, от 17 мая 2000 г. "О струк­туре органов исполнительной власти"2. Ее образуют:

а) Правительство РФ;

б) федеральные министерства;

в) государственные комитеты РФ;

г) федеральные комиссии России;

д) федеральные службы России;

е) российские агентства; '.,
ж) федеральные надзоры;

з) иные федеральные органы исполнительной власти3. Система органов исполнительной власти субъектов РФ в общем виде определена Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об об-

1 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4081.

2 СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168.

3 Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, образован Комитет РФ по финансовому мониторингу в качестве федерального органа исполнительной власти, в новой форме, не предусмот­ренной Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // См. Положение о Комитете РФ по фи­нансовому мониторингу, утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1311.


 

 

Глава 6. Органы исполнительной власти

щих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"1. Ее образуют:

а) высший орган исполнительной власти субъекта РФ;

б) иные органы исполнительной власти субъекта РФ. Их фор­мы определяются самими субъектами Российской Федерации.

Правительство РФ

Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ. Оно — орган государственной власти, осуществляет исполни­тельную власть в РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ.

Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации"2 Пра­вительство РФ организует исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществ­ляет систематический контроль за их исполнением органами испол­нительной власти, принимает меры по устранению нарушений за­конодательства РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Прави­тельства РФ принадлежит Президенту, который назначает Пред­седателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), а также его заместителей и федеральных министров.

Все члены Правительства участвуют в его заседаниях с пра­вом решающего голоса.

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом. Он возглавляет Правительство; определяет в соответствии с Консти­туцией РФ, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами, указами Президента РФ основные направле­ния деятельности Правительства и организует его работу; пред­ставляет Правительство в РФ и за пределами ее территории; ве­дет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных мини­стров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

1 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.

2 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.


ПО

Раздел П. Субъекты административного права

Заместители Председателя и федеральные министры прини­мают участие в выработке и реализации политики Правительства, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обес­печивают их исполнение.

Заместители Председателя Правительства в порядке распре­деления обязанностей между ними координируют работу мини­стерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и про­екты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Министры как члены Правительства участвуют в рассмотре­нии и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум. Его решения не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое имеет право отменить любое решение своего Президиума.

Законом определен круг вопросов, решения по которым могут приниматься только на заседаниях Правительства РФ, например, о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении, о внесении Правительством РФ законопро­ектов в Государственную Думу и др. (ст. 28 Федерального консти­туционного закона "О Правительстве Российской Федерации").

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него а) Конституцией РФ; б) федеральными законами; в) нормативны­ми указами Президента РФ.

В Конституции РФ его функции и полномочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Он завершается формулировкой, что Правительство РФ "осуществляет иные пол­номочия, возложенные на него Конституцией Российской Федера­ции, федеральными законами, указами Президента Российской Фе­дерации". Это, прежде всего, означает, что оно — орган исполни­тельной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается "иных" конституционных полномочий, то их конкрет­ные виды немногочисленны. Например, оно дает заключения по оп­ределенным законопроектам (п. 3 ст. 104) и др.

Конституционные полномочия Правительства РФ отражены в Федеральном конституционном законе о Правительстве, в котором они конкретизированы, а также закреплены многие другие его пол­номочия. В целом полномочия Правительства РФ, предусмотренные в указанном законе, с допуском условности можно подразделить на следующие группы:

а) полномочия по вопросам руководства федеральными орга­нами исполнительной власти. Так, Правительство руководит рабо­той данных органов и контролирует их деятельность, а также ко­ординирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ; для


 

 

Глава 6. Органы исполнительной власти

осуществления своих полномочий может создавать свои территори­альные органы; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов иных федеральных органов исполнитель­ной власти.

Правительство утверждает положения о подчиненных ему ор­ганах исполнительной власти. Ему предоставлено право учреждать организации, образовывать координационные, совещательные орга­ны, а также органы при Правительстве РФ и др.;

б) общие полномочия. В их пределах оно организует реализа­цию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осу­ществляет регулирование в социальной сфере; обеспечивает един­ство системы исполнительной власти в РФ и контролирует деятель­ность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.;

в) полномочия в различных сферах: экономической, социаль­но-культурной, административно-политической, внешних отноше­ний. Они конкретизированы применительно к особенностям соответ­ствующих сфер.

В числе ключевых полномочий, которые призвано осуществ­лять Правительство РФ, можно назвать следующие. На него воз­ложены: разработка и обеспечение исполнения федерального бюд­жета; проведение в стране единой финансовой, кредитной и денеж­ной политики1, а также единой государственной политики в облас­ти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Оно организует разработку и исполнение прогнозов экономического и социального развития России; утверждает и обес­печивает выполнение важнейших федеральных программ. На него возложено обеспечение проведения единой государственной поли­тики в области экологии. Оно координирует работу органов испол­нительной власти по совместному проведению природоохранитель-ных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения; принимает меры по лик­видации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихий­ных бедствий.

На Правительство РФ возложено управление федеральной' собственностью. Им принимаются в установленном порядке реше­ния о создании и ликвидации федеральных унитарных государ­ственных предприятий. Оно делегирует свои полномочия федераль­ным органам государственной власти по управлению и распоряже­нию объектами федеральной собственности. Некоторые из них, о чем уже говорилось, делегированы Государственному комитету Рос­сийской Федерации по управлению государственным имуществом (ныне Министерство имущественных отношений Российской Феде­рации) — по вопросам создания и реорганизации федеральных предприятий, назначения представителей государства в акционер­ных обществах и т. д. Федеральным органам исполнительной влас-


 

 

Раздел П. Субъекты административного права


Глава 6. Органы исполнительной власти


 


ти, на которые возложены координация и регулирование деятель­ности в соответствующих отраслях (сферах) управления, оно де­легировало совершение таких юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предпри­ятий, как утверждение уставов в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Министерством имущественных отношений РФ; на­значение на должность и освобождение от должности руководите­лей федеральных предприятий; заключение, изменение и растор­жение контрактов с этими руководителями.

На него возложено обеспечение реализации принципов прива­тизации государственных и муниципальных предприятий; руковод­ство приватизацией федеральной собственности.

Правительство РФ 'осуществляет разнообразные полномочия в области административно-политической деятельности. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов государства, по обеспе­чению обороны страны и государственной безопасности; по обеспе­чению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внеш­ней политики РФ. Правительство объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомствен­ных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента РФ, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязатель­ные к исполнению в РФ. Правительство же обеспечивает и испол­нение издаваемых им актов.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избран­ным Президентом. Но предусматривается возможность и его досроч­ной отставки.

Случаи и порядок его отставки установлены Конституцией РФ (ст. 117). Правительство само может подать в отставку; решение о его отставке может принять Президент РФ; недоверие ему может быть выражено Государственной Думой, которая выносит по это­му вопросу постановление, принимаемое большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; вопрос о доверии Правительству может быть поставлен перед Государственной Ду­мой его Председателем. При отказе в доверии Президент может принять решение об отставке Правительства РФ.

Основания для отставки Правительства в Конституции РФ не обозначены.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до сформи­рования нового Правительства РФ.


Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

В правовом положении данных органов имеются общие и спе­цифические черты. Общим является то, что:

а) они представляют собой в организационно-правовом отноше­нии самостоятельные, обособленные звенья; пользуются самостоя­тельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, а также с Правительством РФ, между собой и с однопрофильными нижестоящими органами;

б) выполняют специализированные задачи и функции феде­рального значения в пределах компетенции, установленной норма­тивными правовыми актами;

в) в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, правовыми актами Президента и Прави­тельства РФ. Права каждого из них индивидуализируются положе­нием о данном органе, в концентрированном виде выражающем его задачи, функции, компетенцию, основы организации;

г) руководители федеральных органов (министерств и др.) об­ладают рядом однородных полномочий в решении определенных вопросов. Они утверждают структуру и штатное расписание цент­рального аппарата данного органа; в пределах предоставленной компетенции назначают и освобождают работников; утверждают положения о структурных подразделениях органа и решают дру­гие вопросы.

Руководители этих органов несут персональную ответствен­ность за выполнение возложенных на возглавляемые ими органы задач и осуществление ими своих функций;

д) имеется совпадение основных правовых форм их деятель­ности. Ими являются приказы, распоряжения, инструкции. В поло­жениях о конкретных органах исполнительной власти называются также указания, положения, наставления, правила, уставы. Но та­кой подход не связан с тем или иным их видом.

Общее состоит также в том, что перечень видов указанных органов устанавливается Президентом РФ. В соответствии с дан­ным перечнем создаются конкретные федеральные органы испол­нительной власти.

Наряду с общими правовой статус федеральных органов испол­нительной власти включает специфические черты, установленные применительно к их определенным организационно-правовым фор­мам. Различия имеются в:

а) характере их деятельности.

Министерство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, призванный осуществлять различные по своему характеру виды деятельности; проводить государственную политику в установленной сфере; осуществлять управление в со-


 

 

Раздел II. Субъекты административного права


Глава 6. Органы исполнительной власти


 


ответствующей области; координировать здесь деятельность иных федеральных органов исполнительной власти, но только в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.

Юридические особенности функций и полномочий федераль­ных министерств определяются, во-первых, прежде всего тем, явля­ется ли министерство органом отраслевого или межотраслевого уп­равления; во-вторых, спецификой порученных ему сфер и отраслей. Министерства межотраслевой компетенции осуществляют преиму­щественно функции координации и регулирования, а также реша­ют конкретные вопросы в порядке реализации данной функции.

Министерства отраслевой компетенции осуществляют разно-плановые функции, "привязанные" к функционированию и разви­тию соответствующей отрасли. Они участвуют в формировании го­сударственной политики, а также обеспечивают ее проведение в отрасли; разрабатывают и реализуют федеральные целевые и от­раслевые программы по развитию отрасли; выступают государ­ственными заказчиками продукции, используемой в отрасли и т. д.

Вместе с тем каждое отраслевое министерство выполняет раз­нообразные задачи и функции соответствующего отраслевого про­филя (см. Часть вторую учебника).

Государственный комитет Российской Федерации, федераль­ная комиссия — федеральные органы исполнительной власти, при­званные осуществлять на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению; функциональ­ное регулирование в определенной сфере деятельности.

Федеральная служба России, российское агентство, федераль­ный надзор России являются федеральными органами исполнитель­ной власти, осуществляющими специальные (исполнительные, кон­трольные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах.

Следует отметить, что в нормативных правовых актах не обо­значены основания создания различных форм федеральных орга­нов исполнительной власти, выполняющих однородную по своему характеру деятельность;

б) их подчинении. С этой точки зрения они подразделяются на две группы.

Характерным для правового положения большинства феде­ральных органов исполнительной власти является то, что они на­ходятся в ведении Правительства РФ. К другой группе относятся органы, руководство которыми осуществляет Президент РФ по воп­росам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными кон­ституционными законами, федеральными законами.

К федеральным органам исполнительной власти, подведом­ственным Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Кон­ституцией РФ либо иными законодательными актами РФ, относятся, например, министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел,


федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, федеральная служба безопасности РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Федеральная служба внешней разведки РФ и др.

Таким образом, Президенту РФ напрямую подчинены в основ­ном органы, представляющие атрибуты государства как политичес­кой организации, обладающей аппаратом принуждения.

Однако характер конституционных полномочий Президента таков, что в силу необходимости их осуществления в сфере его вли­яния оказываются и другие федеральные органы исполнительной власти. Например, Президент РФ назначает и освобождает от дол­жности федеральных министров независимо от того, какие мини­стерства они возглавляют.

Очевидно, что прямое подчинение федеральных органов испол­нительной власти Президенту РФ ограничивает полномочия Пра­вительства РФ по руководству соответствующими органами, ослаб­ляет его влияние на них и контроль за их деятельностью;

в) определении их правового статуса. Положения о федераль­ных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом, а о других федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ;

г) назначении и освобождении руководителей. Оно также осу­ществляется с учетом вышеназванных групп органов. Президентом РФ назначаются руководители подведомственных ему органов фе­деральной исполнительной власти, а руководители других — Пра­вительством РФ;

д) правовом положении руководителей федеральных органов исполнительной власти. Кроме особенностей в подчинении, назна­чении на должность и освобождении от должности специфика их статуса выражается в том, что министерства возглавляют входящие в состав Правительства РФ федеральные министры. Осуществляя руководство возглавляемыми министерствами, министры одновре­менно участвуют в принятии правительственных актов с правом решающего голоса. Государственный комитет, федеральная комис­сия возглавляется, соответственно, председателем Государствен­ного комитета РФ, председателем федеральной комиссии России; федеральную службу возглавляет руководитель (директор) феде­ральной службы России, российское агентство — генеральный ди­ректор российского агентства; федеральный надзор — начальник федерального надзора России. Их руководители не входят в состав Правительства по должности и не имеют права решающего голо­са при решении им тех Или иных вопросов.

Кроме того, руководители некоторых федеральных органов исполнительной власти являются одновременно первыми замести­телями или заместителями Председателя Правительства РФ. Со­ответствующие органы подчиняются, во-первых, Правительству РФ


 

 

Раздел П. Субъекты административного права


Глава 6. Органы исполнительной власти


 


как таковому, во-вторых, возглавляющим их первым заместителям либо заместителям в текущей деятельности;

е) способах организации и решении подведомственных вопро­сов. Министерства являются единоначальными органами. Министры руководят возглавляемыми министерствами на основе единонача­лия, несут персональную ответственность за выполнение возложен­ных на соответствующие министерства задач и функций.

В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должнос­ти, а также других руководящих работников системы министерства. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельно­сти министерства и принимает соответствующие решения большин­ством ее членов в форме постановлений. Решения коллегии прово­дятся в жизнь, как правило, приказами министра. В случае разно­гласий между коллегией и министром министр проводит в жизнь свое решение. Вместе с тем докладывает о разногласиях, в зависи­мости от формы подчинения министерства, Президенту и Прави­тельству РФ либо лишь Правительству, если он находится только в его прямом подчинении. Члены коллегии вправе сообщить Прези­денту и Правительству свое особое мнение по принятому решению.

Государственные комитеты, федеральные комиссии по опре­делению должны быть и некоторые из них действительно являют­ся коллегиальными органами в юридическом смысле слова. Ими, как коллегиальными органами, образуются коллегии в составе пред­седателя комитета (председатель коллегии), его заместителей, ру­ководящих работников комитета и подведомственных ему органи­заций.

В положениях о такого рода государственных комитетах, дей­ствовавших ранее, дифференцировались компетенция комитета как коллегиального органа, его председателя, коллегии, в том числе и правовые формы их решений. Чаще всего комитеты принимали по вопросам своей компетенции постановления, а их председатели — приказы, инструкции, давали указания. Постановления являлись межведомственными актами, а акты председателя издавались по внутриведомственным вопросам.

Государственный комитет, федеральная комиссия как колле­гиальные органы не равнозначны органам, осуществляющим дея­тельность на коллегиальной основе. Ведь на такой же основе дей­ствуют и единоначальные органы. Известно, что в этих целях в них создаются коллегии.

Государственные комитеты, являющиеся единоначальными органами, строятся обычно по модели министерств.

Правовое положение федеральных служб, российских агентств, федерального надзора во многом аналогично тому, которое зани-


мают государственные комитеты, федеральные комиссии. Это ка­сается порядка их образования, назначения руководителей, под­чиненности, утверждения положений о них. Особенности связаны с комбинированием их специальных функций, соотношением их удельного веса в деятельности конкретных органов этих видов. Хотя, строго говоря, возложенные на них "исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие..." функции в различном соотно­шении входят в сферу деятельности и других федеральных орга­нов исполнительной власти. Для деятельности федеральных служб, агентств, надзора, как правило, характерна лишь их большая спе­циализация.

В зависимости от характера функций и полномочий федераль­ные органы исполнительной власти могут быть сведены с извест­ным допуском условности в следующие группы:

а) органы, осуществляющие руководство отраслями, либо их однородными комплексами;

б) органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию1',

в) органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения;

г) органы по определенным общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам',

д) иные органы, выполняющие специфические по своему харак­теру функции.

Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:

а) экономики. Это министерства: энергетики, экономического развития и торговли, сельского хозяйства и др.; государственные комитеты РФ: по рыболовству, по строительству и жилищно-ком-мунальному комплексу; федеральные комиссии: по рынку ценных бумаг, энергетическая комиссия; федеральные службы: земельного кадастра России, по финансовому оздоровлению и банкротству, агентства: по судостроению, по государственным резервам и т. д.;

б) социально-культурной деятельности. Министерства: обра­зования, здравоохранения, культуры и Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму;

в) административно-политической деятельности. Министер­ства: обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и др.; службы: Федеральная пограничная служба РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Феде­ральная служба охраны РФ, Федеральная служба безопасности и др.

1 К каждой из этих групп могут принадлежать органы различных орга­низационных форм.


5 Административное право РФ

 


 

Раздел И. Субъекты административного права

Функции отдельных органов запрограммированы на несколь­ко сфер. Например, Министерство экономического развития и тор­говли.

В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали общие основы правового положения федераль­ных органов исполнительной власти.

Объем и характер их полномочий определяются особенностя­ми порученных им отраслей и сфер деятельности.

Федеральные органы, действующие в экономической и соци­альной сферах, осуществляют общее руководство соответствующи­ми отраслями.

Как правило, предприятия, учреждения и организации выве­дены из их прямого административного подчинения по вопросам их основной деятельности. В компетенцию федеральных органов ис­полнительной власти не входит всестороннее руководство этими объектами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.098 с.)