Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И управление социально-культурной сферой↑ Стр 1 из 46Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 31. Управление образованием.......................... 484 § 1. Организационно-правовые формы управления образованием............................... 484 § 2. Учреждения образования............................... 492 § 3. Органы местного самоуправления и образование.......... 497 § 4, Государственный контроль деятельности образовательных учреждений........................... 497 Глава 32. Управление здравоохранением..................... 499 § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением...................................... 499 § 2. Учреждения здравоохранения........................... 505 § 3. Местное самоуправление и здравоохранение............. 508 § 4. Санитарно-эпидемиологический надзор.................. 509 Глава 33. Управление наукой................................ 514 § 1. Организационно-правовые формы управления наукой..... 514 § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества... 517 Глава 34. Управление культурой............................ 522 § 1. Организационно-правовые формы управления культурой............................................. 522 § 2. Местное самоуправление и культура.................... 528 Глава 35. Управление в области социальной защиты граждан... 529 § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан................... 529 Раздел X. Административное право и управление административно-политической сферой............. 537 Глава 36. Управление обороной.............................. 537 § 1. Организационно-правовые формы управления обороной... 537
....... 541 Глава 37. Управление безопасностью § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью......................................... 546 § 2. Государственная граница, ее защита и охрана............ 550 Глава 38. Управление внутренними делами § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами............................... § 2. Органы местного самоуправления и управления в области внутренних дел........................... § 3. Служба в органах внутренних дел................... § 4. Милиция.......................................... § 5. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения................... 568 § 6. Государственный пожарный надзор.................. § 7. Паспортная система................................. § 8. Внутренние войска................................ Глава 39. Управление иностранными делами § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами......................
§ 2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом...................... 581 § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации...................... 583 Глава 40. Управление юстицией............................. 587 § 1. Организационно-правовые формы управления юстицией... 587 § 2. Регистрация актов гражданского состояния.............. 589 § 3. Организация нотариальной службы...................... 590 § 4. Адвокатура........................................... 594 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РАЗДЕЛ I АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Государственное управление Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации объективно связано с социальным явлением, получившим в Древнем Риме обозначение латинским термином "administratio", что означает руководство, управление. Государственное управление — разновидность социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.). Термин "государственное управление" широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности. Конституция РФ 1993 г. отказалась от этого термина. Вместо него в оборот введен новый термин — "исполнительная власть". Объясняется это конституционным провозглашением принципа разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х гг. Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определялись следующими характеристиками: 4 Раздел I. Административное право в правовой системе РФ а) государственное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти; б) государственное управление — деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство); в) государственное управление — прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления', г) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства была обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства; д) государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной деятельности. Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординацион-ность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т. п. В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти, являющегося основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти, то есть Советов различных уровней. В своих основных организационных проявлениях эти органы были "привязаны" прямо или опосредованно к системе Советов народных депутатов. Глава 1. Государственное управление, исполнительная власть 5 Изложенное позволяет обратить внимание еще на два принципиальных обстоятельства. Прежде всего — государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти. Второе обстоятельство связано с тем, что при характеристике государственного управления акцентируется его исполнительное назначение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительством? Суть данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, то есть в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и сам законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов. Но он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, нуждающихся в упорядочивающем, то есть постоянном управляющем воздействии. Вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте. Значит, исполнение — это, в рассматриваемом аспекте, и есть, по существу, непосредственная государственно-управленческая деятельность, то есть управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения — законодательный либо исполнительно-распорядительный орган (исполнение закона либо подзаконного нормативного акта). Таковы наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению как разновидности социального управления.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.012 с.) |