Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимулы деятельности государственных служащих

Поиск

Их можно подразделить на три группы: а) льготы; б) меры поощрения; в) меры правовой ответственности.

Льготы. Они различны и, как правило, устанавливаются при­менительно к тем или иным категориям государственных служащих. В частности, федеральные государственные служащие имеют право на ежегодную оплату стоимости проезда к месту отдыха и обрат­но; на медицинское обслуживание, в том числе членов семьи, за счет средств бюджета; в установленных случаях льготы по налогообло­жению, на жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома, построенных за счет средств республиканского бюджета. Предус­мотрены надбавки к должностным окладам за особые условия служ-


 
\

164 Раздел II. Субъекты административного права

бы, выслугу лет, классный чин, а также денежные выплаты по итогам службы за квартал и год, и др.

Меры поощрения. Общие меры поощрения установлены зако­нодательством о труде, специальные — правовыми актами, пре­дусматривающими особенности правового статуса конкретных ка­тегорий государственных служащих.

Общими мерами поощрения являются денежная премия, объ­явление благодарности, награждение ценным подарком и др.

К служащим могут быть применены также меры поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных зва­ний, присуждения государственных премий.

Государственными наградами РФ являются: звание Героя Рос­сийской Федерации; ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Основания и порядок награждения ими регламентируется Положением о госу­дарственных наградах Российской Федерации, утвержденным Ука­зом Президента РФ от 2 марта 1994 г. с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 6 января 1999 г.1, положениями о почет­ных званиях, утвержденными Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 13412.

Специальные меры поощрения также разнообразны: досроч­ное присвоение специального звания, классного чина, перевод на государственную должность более высокой категории и др.

Меры поощрения, выражая высокую оценку и одобрение дея­тельности государственных служащих, направлены на повышение эффективности государственной деятельности.

Ответственность государственных служащих содержит зна­чительный, хотя и своеобразный, потенциал стимулирования дей­ственности служебной деятельности. Она органично связана с пра­вовыми основами этой деятельности государственных служащих, необходимостью строжайшего соблюдения ими государственной и служебной дисциплины, законности. Их нарушения государствен­ными служащими, особенно наделенными юридически-властными полномочиями, затрагивают непосредственно интересы государства, могут ущемлять права и свободы граждан.

Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. "О мерах по укреп­лению дисциплины в системе государственной службы" на руково­дителей федеральных органов исполнительной власти и глав испол­нительной власти субъектов РФ возложена персональная ответ­ственность за состояние исполнительской дисциплины в соответ­ствующих органах. Им предусмотрена возможность применения мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам этих органов за однократное грубое нарушение дис-

1 САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 775; Российская газета. 1999. 26 янв.

2 Российская газета. 1996. 13 февр.


Глава 8. Государственные служащие

циплины в системе государственной службы. При этом однократ­ным грубым нарушением дисциплины признаны: а) нарушение фе­деральных законов; б) неисполнение или ненадлежащее исполне­ние таких актов и вступивших в законную силу решений судов.

За такого рода нарушения должностные лица и работники вы­шеназванных органов могут быть, как подчеркнуто в указе, направ­лены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены ква­лификационного разряда (классного чина, воинского или специаль­ного звания). К ним могут быть применены и другие правоограниче-ния. Они не подлежат в течение года премированию, представле­нию к награждению государственными наградами и т. д. (п. 4 Указа).

Однократные грубые нарушения дисциплины в системе госу­дарственной службы, повлекшие последствия в виде нарушения нормального режима функционирования судов и системы государ­ственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершен­ные преднамеренно, являются основанием для привлечения винов­ных лиц к административной и уголовной ответственности в соот­ветствии с законодательством РФ. Последнее обстоятельство дол­жно быть подчеркнуто специально и особо. Применение мер видов ответственности, предусмотренных указом, должно соответствовать законам, устанавливающим дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, изменения и дополнения в которые не могут быть внесены указами Президента РФ. Например, законода­тельством пока не предусмотрена административная ответствен­ность должностных лиц органов исполнительной власти за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение вступивших в законную силу решений судов и т. п.

В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дисцип­линарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Регулирование последних двух видов ответственности выходит за рамки административного права. Воп­росы дисциплинарной, административной и материальной ответ­ственности (в том числе государственных служащих) по админис­тративному праву рассматриваются в IV разделе.

О муниципальной службе

Правовое регулирование основ муниципальной службы отно­сится к компетенции органов государственной власти РФ, а к пол­номочиям таких же органов ее субъектов — законодательство о муниципальной службе.

В соответствии с законом РФ и законами ее субъекта право­вая регламентация муниципальной службы определяется уставом муниципального образования, включая требования к должностям,


 

Раздел II. Субъекты административного права


 


статус муниципального служащего, условия и порядок прохожде­ния муниципальной службы, управление службой.

В настоящее время общие принципы организации муниципаль­ной службы и основы правового положения муниципальных служа­щих в РФ установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"1; в субъектах РФ приняты законы о муниципальной службе.

Муниципальная служба — профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Муниципальные должности подразделяются на: а) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципаль-,ных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуп­равления, выборные должностные лица местного самоуправления), | а также должности, замещаемые на основании решений предста- | вительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в составе указанных органов в резуль­тате муниципальных выборов; б) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Муниципальным служащим является гражданин РФ, испол­няющий в порядке, определенном уставом муниципального обра- 1 зования в соответствии с федеральными законами и законами субъ- | екта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципаль­ной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Права и обязанности муниципального служащего устанавли­ваются уставом муниципального образования или нормативным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

С муниципальной службой связаны ограничения муниципаль­ных служащих, аналогичные тем, которые установлены для госу­дарственных служащих. Так, муниципальный служащий не впра- I ве заниматься другой оплачиваемой деятельностью; быть депута­том Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законода­тельного (представительного) органа местного самоуправления и т.д.

Виды поощрений, а также дисциплинарной ответственности муниципального служащего и порядок их применения устанавли­ваются нормативными правовыми актами органов местного самоуп- I равления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.


. ' Глава 9

ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ

§ 1. Понятие и виды предприятий, учреждений

Предприятия и учреждения — разновидности организаций, осуществляющих, в отличие от органов исполнительной власти, не руководство, а экономические, социально-культурные и иные фун­кции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически-властными полномочиями и не явля­ются субъектами управления (исключение составляют учреждения, представляющие собой форму органов управления).

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация1. Она занимается производством продук­ции, выполнением работ, оказанием услуг.

Учреждение — некоммерческая организация2, выполняет соци­ально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизвод­ственного характера (например, учреждения образования, культу­ры, здравоохранения и др.). Различия между предприятиями и уч­реждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности. Вместе с тем деятельности предприятий часто сопут­ствует выполнение отдельных функций, характерных для учреж­дений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характер­ную для предприятий (например, в научно-исследовательских уч­реждениях часто функционируют экспериментальные и другие за­воды, различные производственные подразделения).

В Гражданском кодексе РФ обозначены государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), отнесенные к разновидностям коммерческих организаций и организационно-пра­вовых форм юридических лиц — субъектов гражданского права.


СЗ РФ. 1998. №> & Ст. 224.

1 Коммерческой признается организация, преследующая извлечение при­были в качестве основной цели своей деятельности/

2 Некоммерческой признается организация, не имеющая извлечение при­были в качестве активной цели своей деятельности и не распределяющая по­лученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).


 

 

Раздел П. Субъекты административного права


Глава 9. Предприятия, организации и учреждения


 


Юридические лица, являющиеся коммерческими организаци­ями, могут создаваться также в таких организационно-правовых формах, как хозяйственные товарищества и общества, производ­ственные кооперативы. В отличие от унитарных они относятся к корпоративным организациям (см. гл. 4 ГК РФ). С точки зрения ГК эти организации не являются предприятиями, хотя реально в со­ответствующих формах могут функционировать заводы, фабрики и им подобные организации сферы производства и обращения.

Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним собствен­ником имущество с вытекающими из этого определенными законом последствиями. Имущество же иных коммерческих организаций принадлежит им на праве собственности. По сравнению с ними уни­тарные предприятия ограничены в праве распоряжения закреплен­ным за ними имуществом.

Унитарные предприятия на правах хозяйственного ведения могут учреждать в качестве юридических лиц дочерние предпри­ятия.

В ГК РФ предприятие рассматривается также как определен­ный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132) — объект гражданс­кого права.

Следовательно, понятие предприятия, по ГК РФ, является су­губо специальным, основанным на особенностях гражданско-право­вого режима имущества, закрепленного за ним собственником, и на признании предприятием определенного имущественного комплекса.

Однако коммерческие организации являются субъектами и объектами других отраслей права (административного, финансо­вого, трудового и др.). Поэтому в правовых актах термин "пред­приятие" часто употребляется в качестве родового понятия, охва­тывающего все виды коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовых форм как юридических лиц1. Но уже имеются акты, в которых отражена дифференциация организаций, данная в ГК РФ.

Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Они подразделяются в зависимости от:

а) видов собственности — на частные, государственные и му­ниципальные. Государственные предприятия могут быть федераль­ными и субъектов Российской Федерации (казенные предприятия могут быть только федеральными); муниципальные — районного, городского, поселкового и сельского значения;

1 Термин "предприятие" относится также ко всем коммерческим орга­низациям, если иное не вытекает из текста.


б) от организационно-правовых форм коммерческих органи­заций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответ­ственностью, открытые и закрытые акционерные общества; государ­ственные и муниципальные предприятия; производственные коопе­ративы.

При этом унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Они в зависимости от объема и ха­рактера полномочий по распоряжению принадлежащим им имуще­ством подразделяются на унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основан­ные на праве оперативного управления, являющиеся федеральны­ми казенными предприятиями.

Многообразны виды предприятий, определяемые их отрасле­вой производственно-технологической специализацией. Различают:

промышленные предприятия — заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.;

сельскохозяйственные предприятия — кооперативы, совхозы, акционерные общества и др.;

строительные предприятия — строительные управления, ко­оперативы, мостостроительные поезда и др.;

транспортные предприятия — железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо и другие предприятия железнодо­рожного транспорта; пароходства, порты и другие предприятия водного транспорта; объединения, аэропорты и другие предприятия гражданской авиации; автопредприятия, автокомбинаты автомо­бильного транспорта; территориальные управления трубопроводного транспорта и т. д.;

предприятия связи — узлы связи, почтамты, телеграфы, те­лефонные станции и др.;

предприятия торговли — универмаги, гастрономы, различные специализированные магазины;

жилищно-коммуналъные предприятия — жилищно-эксплуа­тационные конторы, ремонтно-эксплуатационные управления, теп­лоемкости, энергосети и др.

В зависимости от организационно-правового статуса можно различать предприятия, входящие и не входящие в систему орга­нов управления, других образований.

По общему правилу, предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев их единых организационных систем.

Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином произ­водственном процессе. Например, предприятия железнодорожного транспорта основной деятельности находятся в иерархическом под-


 

 

Раздел П. Субъекты административного права


Глава 9. Предприятия, организации и учреждения


 


чинении органам системы Министерства путей сообщения, осуще­ствляющим по определенным вопросам оперативное руководство этими предприятиями.

Принудительное включение предприятий, не подпадающих под установленные исключения, в какие-либо организационные систе­мы, противоречит закону.

ГК РФ разрешает коммерческим организациям по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциа­ций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных инте­ресов. Входящие в объединения коммерческие организации сохра­няют свою самостоятельность и права юридического лица. Руково­дящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

В зависимости от принципа, положенного в основу организа­ции управления предприятием, можно различать предприятия, уп­равляемые непосредственно собственником, и предприятия, управ­ляемые органами, уполномоченными собственниками. Например, согласно п. "г" ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуще­ствляет управление федеральной собственностью. В свою очередь, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 10 февраля 1994 г. "О делегировании полномочий Правительства Рос­сийской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности"1 делегировало ряд указанных полно­мочий Государственному комитету Российской Федерации по управ­лению государственным имуществом (ныне — Министерство иму­щественных отношений РФ) органам, осуществляющим координа­цию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления.

Правовые нормы, закрепляющие виды учреждений, рассредо­точены по правовым актам, регулирующим отношения в отдельных отраслях и сферах социально-культурной и административно-по­литической деятельности — здравоохранения, образования, куль­туры, иностранных дел и т. д. Например, в Законе РФ от 10 июля 1995 г. "Об образовании"2, Основах законодательства РФ об охра­не здоровья граждан от 21 июля 1993 г.3, Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г.4 и др.

Учреждения могут быть частными, государственными, муни­ципальными. Они, как правило, специализируются на выполнении


определенного вида деятельности (учреждения здравоохранения, учреждения образования и т. д.).

Однако ГК РФ признает учреждениями также организации, выполняющие управленческие функции, то есть органы управле­ния. А Закон РФ от 14 апреля 1995 г. "Об общественных объедине­ниях" выделяет негосударственные учреждения в разновидность общественных объединений1.

§ 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на четыре основные группы:

а) нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех видов собственности;

б) нормы, адресуемые государственным предприятиям и уч­реждениям;

в) нормы, адресуемые муниципальным предприятиям и орга­низациям2;

г) нормы, адресуемые негосударственным корпоративным пред­приятиям и учреждениям.

Нормы группы "а" закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами прежде всего исполнительной власти. Они в качестве принципов устанав­ливают: запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий; государственную регистрацию пред­приятий, порядок ее осуществления и основания для отказа в ре­гистрации; обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Предприятия, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать законодатель­ство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природопользования, правила безопасности на про­изводстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защи­те здоровья работников предприятий, населения и потребителей продукции, антимонопольное законодательство и т. д.

Уполномоченные государственные органы осуществляют кон­троль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой


1 САПП РФ. 1994. № 8. Ст. 593. 2 Российская газета. 1996. 23 янв. 3 ВВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318. 4 ВВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

1 Российская газета. 1995. 25 мая.

2 См.: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государ­ственного и муниципального имущества" // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.


 

Раздел П. Субъекты административного права

части могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, предус­мотренные законодательством. Предприятия признаны субъекта­ми определенных видов административных правонарушений (зе­мельного законодательства, правил и норм в области строитель­ства и т. д.).

В определенных случаях предприятия обязаны получать раз­решение на занятие данным видом хозяйственной деятельности.

Наличие общего в содержании административно-правового ста­туса предприятий сочетается с его особенностями, присутствующи­ми прежде всего в статусе государственных, муниципальных и не­государственных, корпоративных предприятий. Положение законо­дательств о том, что предприятиям, независимо от вида собствен­ности и их организационно-правовых форм, гарантируются равные условия деятельности, является алогичным, имеющим больше по­литическую, чем правовую концепцию.

Особенности административно-правового статуса государст­венных предприятий проистекают из того, что государство явля­ется собственником таких предприятий. К ведению государствен­ных органов относятся: создание предприятий; определение пред­мета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и ос­вобождение от должности руководителей1; доведение в установлен­ных случаях государственных заказов; реорганизация и ликвида­ция государственных предприятий.

Некоторые виды деятельности разрешаются только государ­ственным предприятиям, функционирование которых в соответству­ющей части подчиняется режиму разрешительной системы — про­изводство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.

Должностные лица государственных предприятий наделены полномочиями государственно-властного характера. На них распро­страняется дисциплинарная власть уполномоченных государствен­ных органов и должностных лиц.

Выше обозначены некоторые общие элементы правового статуса государственного предприятия. Однако на административно-право­вой статус государственных предприятий существенным образом влияет правовой режим их имущества. Как известно, с этой точки зрения они подразделяются на два вида: основанные на праве хозяй­ственного ведения и на праве оперативного управления, создаваемые в виде федеральных казенных предприятий (см. ст. 114, 115 ГК РФ).

1 См. ст. 295, 296 ГК РФ. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных предприятиях" // Российская газета. 2002. 3 дек.


 

 

Глава 9. Предприятия, организации и учреждения

Реализация государственными предприятиями полномочий в отношении закрепленного за ними имущества в случаях, предусмот­ренных законом, опосредуется властеотношениями с государствен­ными органами, осуществляющими от имени собственников, то есть Российской Федерации и ее субъектов, их полномочия права соб­ственности. Такие отношения могут возникнуть в связи с необхо­димостью получения согласия предприятием на распоряжение иму­ществом, с осуществлением контроля уполномоченным государ­ственным органом за его сохранностью и правильным использова­нием и т. д. Но поскольку право хозяйственного ведения дает больше самостоятельности в распоряжении имуществом собственника, чем право оперативного управления, то объем и характер властеотно-шений, в которых могут участвовать действующие на их основе государственные предприятия, различаются. В отношении предпри­ятий, основанных на праве оперативного управления, уполномочен­ные государственные органы наделены решающей властью по бо­лее широкому кругу вопросов. Ибо такое предприятие реализует полномочия в отношении закрепленного за ним имущества: а) в пределах, установленных законом; б) в соответствии с целями сво­ей деятельности; в) заданиями собственника и г) назначением иму­щества. Оно может распоряжаться этим имуществом с согласия соб­ственника, который вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Предприятию же, основанному на праве хозяй­ственного ведения, необходимо, например, согласие собственника на распоряжение лишь недвижимым имуществом.

Административно-правовой статус федеральных казенных предприятий имеет и другие, четко выраженные специфические черты.

Федеральные казенные предприятия создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федераль­ной собственности. Учредительным документом казенного предпри­ятия является устав, утверждаемый Правительством РФ. Оно же вправе принимать решения и о реорганизации и ликвидации тако­го предприятия.

В отношении федеральных казенных предприятий предусмот­рен режим директивного планирования. Он установлен постановле­нием Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)"1.

Казенные предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с планами-заказами и планами их развития. Они впра­ве осуществлять только ту деятельность, которая разрешена упол-

1 Российская газета. 1994. 16 нояб.


 

 

Раздел П. Субъекты административного права


Глава 9. Предприятия, организации и учреждения


 


помоченным государственным органом. Последний утверждает и доводит до казенного предприятия обязательный для исполнения план-заказ по установленным показателям с учетом плана разви­тия предприятия.

По согласованию с уполномоченным органом формируется план развития казенного предприятия, предусматривающий определен­ные мероприятия и задания.

Постановлением установлен особый порядок финансирования как выполнения плана-заказа, так и плана развития казенного пред­приятия.

Иными словами, казенными предприятиями осуществляется непосредственное государственное управление с использованием директивного планирования.

Особенности административно-правового статуса муниципаль­ных предприятий. Их статус чаще всего определяется нормами и положениями, адресуемыми одновременно государственным пред­приятиям. Главная особенность в том, что их статус реализуется в основном в отношениях с органами местного самоуправления.

В частности, отношениям органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями посвящены ст. 30 и 31 Федерального закона об общих принципах местного самоуправления в РФ. Этим органам предоставлено пра­во создавать предприятия, учреждения и организации для осуще­ствления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорга­низации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящих­ся в муниципальной собственности, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и уволь­няют руководителей указанных предприятий, учреждений и орга­низаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руко­водителями указанных предприятий, учреждений и организаций строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым зако­нодательством.

Муниципальные предприятия не создаются со статусом, ана­логичным статусу казенного предприятия.

Однако следует учитывать, что субъектами властных отноше­ний с муниципальными предприятиями являются в соответствую­щих случаях органы местного самоуправления и администрации городов и районов, еще не отнесенных к органам местного самоуп­равления.

Необходимо иметь в виду, что детальное правовое положение
государственных и муниципальных предприятий должно быть уре­
гулировано специальным законом о государственных и муниципаль­
ных предприятиях.. • •


Органом управления предприятия или учреждения является администрация, осуществляющая функции оперативного управле­ния им.

В соответствии с п. 4 ст. 113 ГК РФ органом унитарного пред­приятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Пред­ставляется, что в данном случае имеется в виду орган юридическо­го лица, а не управленческий орган, которым традиционно призна­ется администрация предприятия, возглавляемая руководителем.

Управленческие полномочия администрации распространяются на отношения внутри предприятия, учреждения. Возглавляет ад­министрацию единоличный руководитель (директор, начальник, ректор и т. д.), ответственный за всю работу предприятия или уч­реждения, в том числе за работу аппарата управления им.

В руках администрации находятся все необходимые для непо­средственного руководства процессами производственно-хозяйствен­ной, социально-культурной и иной деятельности предприятий, уч­реждений распорядительные полномочия юридически-властного характера.

Администрация государственного предприятия, учреждения обеспечивает как их интересы, так и интересы государства. Наем руководителя предприятия, учреждения — прерогатива государ­ства. Многие должностные лица являются одновременно субъектами трудовых и государственно-служебных отношений.

Руководитель предприятия наделен определенными полномо­чиями по представительству, распоряжению имуществом, средства­ми и организации работы предприятия. Он действует от имени пред­приятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, поль­зуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, из­дает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия. Равенство основных полномочий руководителей всех предприятий призвано обеспечить нормальные условия для рабо­ты предприятий, а также устранить обезличку в ответственности за их функционирование.

Особенности административно-правового статуса негосудар­ственных корпоративных предприятий1. Такие предприятия дей-

1 В административно-правовом статусе как государственных, так и не­
государственных предприятий определенных категорий могут присутствовать
специфические черты. Например, они предусмотрены нормативными актами
° приватизации предприятий автомобильного транспорта, имеющих мобили­
зационные задания. В уставе акционерных обществ должны отражаться обя­
зательства по выполнению мобилизационных заданий, приравненных к зака­
зам для республиканских нужд. Имеются конкретные особенности в статусе
предприятий иных категорий.,.


 

 

Раздел II. Субъекты административного права


Глава 9. Предприятия, организации и учреждения


 


ствуют в пределах административно-правового режима, характер­ного для всех предприятий, независимо от их организационно-пра­вовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Его влияние на данные предприятия более ограниченно, чем на государ­ственные. Оно, по общему правилу, не решает конкретных вопро-; сов их учреждения, определения профиля, организации управле­ния. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринима­телями, которые имеют значение для государственных органов как правомерные или неправомерные юридические факты.

В органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, имеются представители государства. В соответствии с Феде­ральным законом "О приватизации государственного и муниципаль­ного имущества в Российской Федерации" от 21 декабря 2001 г.1 Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при преобразовании государствен­ных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акци­онерные общества либо принятии решений о продаже находящих­ся в государственной или муниципальной собственности акций та­ких обществ могут принимать решения об использовании в отно­шении них специального права на участие соответственно РФ, ее субъектов и муниципальных образований в управлении ими. В та­ком случае они назначают своих представителей в совет директо­ров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества. Представители наделены существенными правами: имеют право вето при принятии общим собранием от­крытого акционерного общества решения о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении его в новой редакции; о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационных балансов; об изменении уставного капитала; о заключении определенных сделок и т. д. Кроме того, они назначают своих представителей в органы управления откры­тых акционерных обществ, акции которых закреплены в государ­ственной или муниципальной собственности. Представителями мо­гут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ2. В ак­ционерном обществе "Газпром" создана коллегия, возглавляемая заместителем Председателя Правительства РФ.

1 Российская газета. 2002. 26 янв.

2 Российская газета. 1997- 2 авг.


Таким образом, влияние государства на негосударственные предприятия является специфическим, не носящим характера го­сударственного руководства их основной деятельностью.

Государственное руководство государственными предприяти­ями также является преимущественно общим, но функционально более ориентированным, чем негосударственными. Оно осуществля­ется в условиях производственно-хозяйственной и финансовой са­мостоятельности, пределы которой могут зависеть от отраслевой специфики. Свою деятельность они осуществляют под руководством вышестоящего органа, который, однако, лишен права осуществлять непосредственное управление их деятельностью. Лишь в ограничен­ных случаях государственные органы решают конкретные вопросы относительно государственных и негосударственных предприятий.

Управление негосударственными коммерческими организаци­ями имеет своеобразные организационные формы. В этой сфере фор­мируются органы: а) коллективные, имеющие в своем составе лиц, не входящих в "штаты" данной организации, но участвующие в при­нятии решений с правом решающего голоса (общие собрания); б) коллегиальные органы — организационно и юридически оформ­ленн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.013 с.)