Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные отношения, регулируемые административным правом

Поиск

Административное право представляет собой отрасль право­вой системы РФ, которая призвана регулировать общественные отношения, непосредственно связанные с государственно-управлен­ческой деятельностью, а потому обобщенно и называются управлен­ческими. Такого рода отношения, многообразные по своему харак­теру, и составляют предмет административного права.

Следовательно, не все общественные отношения, по своей при­роде являющиеся управленческими, могут быть отнесены к пред­мету административного права. В частности, это отношения, воз­никающие в связи с функционированием негосударственных фор­мирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т. п.).

В них превалируют воля и интересы членов данных объеди­нений, выражаемые не в юридических нормах (например, в устав­ных нормах). Но это не означает, что административное право без­различно к организации и деятельности негосударственных фор­мирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воз­действие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривает­ся действующим законодательством.

При этом достигается цель "подчинения" деятельности такого рода формирований требованиям общего правового режима в сфе­ре государственного управления, обеспечения законности их задач и функций. Эта цель достигается установлением обязательной их государственной регистрации, регламентацией их взаимоотношений с субъектами исполнительной власти, осуществлением государ­ственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона, административно-правовых норм и т. п. В от­дельных случаях административное право регламентирует и неко­торые стороны внутренней жизни негосударственных формирова­ний (например, применительно к трудовым коллективам), а также может предоставлять им возможность использовать за пределами их внутренней организации определенную долю полномочий внеш­не-властного характера, в принципе не свойственных им в силу их общественной, а не государственной (публично-правовой) природы.


 

 

Раздел I. Административное право в правовой системе РФ


Глава 2. Предмет и метод административного права


 


Тем не менее, главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявля­ются его особенности — это функционирование системы исполни­тельной власти. Соответственно административное право фактичес­ки выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и дей­ствующим законодательством РФ на субъектов исполнительной вла­сти, функционирующих в рамках разделения властей. Поэтому ад­министративное право отчетливо выражает все особенности, при­сущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или — правом управления). Закрепляя соответствующие правила поведе­ния в сфере государственного управления, оно придает управлен­ческим общественным отношениям характер правоотношений.

Для правильного понимания предмета административного пра­ва необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых проливает свет на его реальное место в российской пра­вовой системе, на его служебную роль.

Во-первых, свое регулятивное воздействие административное право оказывает на управленческие общественные отношения, при­давая им тем самым упорядоченный, то есть соответствующий ин­тересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся те виды такого рода отношений, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности. В них субъект испол­нительной власти проявляет себя функционально и компетенци-онно именно в качестве такового. Его функционирование есть пря­мое выражение механизма (системы) исполнительной ветви единой государственной власти.

Данную область общественных отношений традиционно назы­вают сферой государственного управления, в рамках которой субъ­екты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственны­ми, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них средствами (методами). Границы сферы государственного управления, в которой возникают обще­ственные отношения, регулируемые административным правом, определяются прежде всего наличием специальных субъектов — органов исполнительной власти (исполнительных органов).

Данное условие имеет существенное значение, так как далеко не всякое общественное отношение в сфере практической деятель­ности различных субъектов исполнительной власти и даже с их участием может быть бесспорно отнесено к числу управленческих, составляющих предмет административного права. Иначе говоря, не все управленческое тождественно административно-правовому.

Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие действия, которые в соответствии с нормами российского законо-


дательства регламентируются не административным, а другими от­раслями права (например, заключение гражданско-правовых сде­лок). Фактически в сфере государственного управления могут дей­ствовать нормы гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, причем ими регулируются лишь отдель­ные стороны деятельности исполнительных органов1. Значит, на­личие субъекта исполнительной власти в данном общественном от­ношении не всегда достаточно для того, чтобы квалифицировать его в качестве управленческого и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом оформлении. Например, конституцион­ные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правитель­ства РФ — высшего звена системы органов исполнительной влас­ти страны — с Государственной Думой, то есть с органом законо­дательной власти. Субъект исполнительной власти налицо, однако отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут воспринимать­ся в качестве таковых, и регулируются они нормами конституци­онного права.

Во-вторых, административное право регулирует те отношения с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных именно на них управленческих функций. Имеется в виду практи­ческая реализация принадлежащих им юридически-властных пол­номочий. Без таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управлен­ческие функции. Управленческие отношения представляют собой "поле" применения полномочий и осуществления функций именно субъектов исполнительной власти. Иначе само государственное уп­равление и, соответственно, административное право, юридически его "обслуживающее", становятся беспредметными.

В-третьих, следует особо подчеркнуть, что управленческими по своей сути могут быть общественные отношения, входящие в пред­мет трудового, финансового и даже гражданского права, что, однако, не исключает их из механизма административно-правового регули­рования.

Вряд ли в силу этого можно утверждать, что административ­ное право регулирует все управленческие отноигения, за исключе­нием тех, которые закреплены за другими отраслями права. Пос­ледняя оговорка аргументируется, в частности, тем, что, якобы, управленческая деятельность администрации предприятий регули­руется трудовым правом, а управленческая деятельность, связан­ная с финансами, — финансовым правом. Но это далеко не так, а,

См., например, ст. 3, 8, 13, 51 ГК РФ.


 

 

Раздел I. Административное право в правовой системе РФ


Глава 2. Предмет и метод административного права


 


скорее, наоборот: если имеет место реализация юридически-влас­тных полномочий исполнительного характера, административное право не может быть "вытеснено" нормами сопредельных правовых отраслей. Поскольку субъекты исполнительной власти (исполнитель­ные органы) в соответствии с российским законодательством фун­кционируют в качестве обязательной стороны в различного рода общественных отношениях имущественного, финансового, природо­охранного, предпринимательского и прочего характера, постольку и в названных сферах возникают управленческие отношения, со­ставляющие предмет административного права.

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей их уча­стников выделяются следующие наиболее типичные их виды:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной влас­ти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной вла­сти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящими­ся в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и исполнитель­ными органами системы местного самоуправления;

д) между субъектами исполнительной власти и негосударст­венными хозяйственными и социально-культурными объединени­ями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.);

е) между субъектами исполнительной власти и общественны­ми объединениями;

ж) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех названных видах управленческих отношений непре­менно участвует тот или иной исполнительный орган. Без него уп­равленческие отношения в административно-правовом смысле воз­никать не могут, ибо только он в состоянии в юридической форме выражать волю и интересы государства, практически реализовы­вать в исполнительном варианте государственную власть. Поэтому такого рода отношения не могут возникать между гражданами, между общественными объединениями и внутри них. Отношения между коммерческими структурами, основанные на договорных на­чалах, регламентируются не административным, а гражданским правом, так как они связаны не с управленческой, а с хозяйствен­ной (имущественной) деятельностью.

В современных условиях управленческие отношения в адми­нистративно-правовом аспекте могут быть классифицированы также


с учетом государственного устройства Российской Федерации. Основой в данном случае служат Федеративный договор и его ве­дущие позиции, закрепленные Конституцией Российской Федера­ции (ст. 5, 71—72). По этому критерию можно выделить следующие основные управленческие отношения:

а) между органами федеральной исполнительной власти и ис­полнительными органами субъектов Федерации, то есть республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов федераль­ного значения. Это, например, отношения между Правительством РФ и правительствами республик, администрацией краев, областей и т. п.;

б) между органами исполнительной власти различных однопо-рядковых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т. п.);

в) между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и входящего в его состав автономного округа).

Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения и, соответ­ственно, административно-правового регулирования. По этому кри­терию выделяются две группы таких отношений:

а) внутренние или внутриорганизационные, внутрисистемные. Это отношения, связанные с формированием управленческих струк­тур, определением основ взаимодействия между ними и их подраз­делениями, с распределением обязанностей, прав и ответственнос­ти между работниками аппарата органа управления и т. п. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самооргани­зации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а так­же каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица;

б) внешние — отношения, связанные с непосредственным воз­действием на объекты, не входящие в систему (механизм) испол­нительной власти (например, на граждан, на общественные объе­динения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятия­ми и учреждениями, так как они не являются субъектами испол­нительной власти.

Изложенные позиции, относящиеся к общей характеристике управленческих отношений, составляющих предмет административ­ного права, нуждаются в некоторых дополнениях.

Во-первых, в специально предусмотренных действующим за­конодательством РФ или подзаконными административно-правовы­ми нормами случаях в управленческих отношениях, регулируемых административным правом, субъект исполнительной власти может


 

 

Раздел I. Административное право в правовой системе РФ


Глава 2. Предмет и метод административного права


 


отсутствовать. Но он в подобной ситуации обязательно заменяется равнозначной по юридическому смыслу стороной, которая наделе­на необходимым объемом юридически-властных полномочий. Эта сторона получает тем самым возможность выступать уже и от имени государства.

Так, органы местного самоуправления могут наделяться зако­ном отдельными государственными полномочиями с передачей не­обходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

Во-вторых, особо следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполни­тельной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (ад­министрацией) системы местного самоуправления, с другой. В со­ответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Однако эти органы не могут быть исключены из числа возможных участ­ников управленческих отношений, регулируемых административ­ным правом1.

В-третьих, управленческая деятельность имеет место не только в сфере государственного управления и внутренней жизни негосу­дарственных формирований. Практически ее отдельные проявления можно обнаружить и в процессе функционирования органов зако­нодательной (представительной) и судебной власти, а также орга­нов прокуратуры. Например, в процессе руководства их рабочим аппаратом, его деятельности и т. д.

Подобного рода внутриорганизационные отношения также ре­гулируются нормами административного права. Кроме того, суды (судьи) часто реализуют юридически-властные полномочия, харак­терные для исполнительных органов (например, при наложении административных взысканий, рассмотрении и разрешении жалоб граждан на неправомерные действия органов управления и долж­ностных лиц). Естественно, что такого рода их действия и возника­ющие при этом отношения прямо "вписываются" в предмет адми­нистративного права.

Следовательно, предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосред­ственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнитель­ной власти;

1 Например, в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 7 июля 2000 г., высшее должностное лицо субъекта РФ может в установленных случаях отрешить главу муниципального образования от должности.


б) управленческие отношения внутриорганизационного харак­тера, возникающие в процессе деятельности субъектов законода­тельной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъ­ектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере "внутренней" жизни обществен­ных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.

Административное право в рамках своего предмета создает оп­ределенный правовой режим организации и деятельности прежде всего субъектов исполнительной власти в полном соответствии с их конституционным назначением, а также поведения всех иных уча­стников регулируемых управленческих отношений. В этом заклю­чается основное проявление служебной роли данной отрасли рос­сийского права, его регулятивная функция.

Таким образом, административное право — отрасль россий­ской правовой системы, представляющая собой совокупность пра­вовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реа­лизации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятель­ности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.014 с.)