Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет тгп. Место тгп в системе общественных и юр. Наук.

Предмет ТГП. Место ТГП в системе общественных и юр. наук.

Предмет изучения ТГП составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений.

Предметом ТГП выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Раскрывая место ТГП в системе общественных наук, можно подчеркнуть, что это тоже общественная наука, т.к. она изучает явления, существующие в обществе.

Теснее всего ТГП связана с общественными науками как – философия, политология, социология, эк. наука и др. все эти науки изучают государст во и право, но под своим углом зрения.

Т.о., определяя место ТГП в системе других общественных наук, следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, и у нее свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с др. общественными науками.

Место ТГП в системе юр. наук можно подразделить на след. группы:

1) теоретико-исторические науки – ТГП, история гос. и права зарубежная и отечественная, история правовых и политических учений.

2) отраслевые юр. науки – гр. право, уг. право, конституционное право, административное, сейчас добавились и налоговое,, банковское,, экологическое, ПСО, атомное, космическое право. Отраслевые науки занимаются исследованием одной сферы государственно-правовой жизни.

3) прикладные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, суд. психиатрия, суд. статистика и др.

4) организационные науки – судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.

5) международные науки – международное публичное, межд. частное право, морское, космическое право и др.

ТГП можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.

Методология ТГП.

Метод – это совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний. Методология - учение о методах познания.

Методы ТГП:

1) общефилософские (мировоззренческие);

2) Общенаучные (общие);

3) Частнонаучные (частные, специальные).

1)Общефилософские служат основанием на котором развивается наука ТГП.

- метафизика – это то, что следует после физики (часть философского учения Аристотеля).

- диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и их изменении и развитии.

- материализм – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от человека; материя существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи.

2) Общенаучные методы это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Выделяют следующие методы:

- исторический - требует, чтобы гос-но-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, исторических традиций, культуры, обычаев и др.;

- логический – основывается на исполнении таких приемов как анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ – процесс мысленного или фактического на части. Синтез – предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Индукция – логический прием, позволяет на основе частного знания получать знание общего. Дедукция – это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного.

- системный – лежит исследование гос-но-правовых явлений как систем;

- функциональный – позволяет выявить в гос-но-правоых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия.

3) Частнонаучные методы – использование ТГП научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

- метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необх. информации о важнейших сторонах юр. практики.

- метод моделирования – один из главных методов изучения гос-но-правовой действительности, состоит в изучении гос-но-правовых процессов, институтов в моделях.

- статистический метод- получение количественных показателей гос-но-правовых явлений и процессов.

- метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проектв какого-либо решения.

- математический метод – способ оперирования с количественными характеристиками (применяется в криминалистике, суд. экспертизе при исследовании следов преступлений).

- кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать гос-но-правовые явления.

- синергетический метод – взаимодействие различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию.

Собственно юридические методы. К ним относятся:

- сравнительно-правовой метод – состоит в сопоставлении различных гос-х и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

- формально-юридический метод – традиционный для юр. науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права.

 

Функции ТГП.

Значение ТГП наиболее полно раскрывается в ее функциях.

1) Гносеологическая функция. Гносеология – теория познания, изучения действительности. Данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, и тенденции развития.

2) Онтологическая ф. Онтология – учение о бытии.выполняя данную Ф., общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем.

3) Эвристическая ф. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничевется познанием и объяснением основных закономерностей гос-но-правовой действительности, а открывает новые закономерности в прогрессе гос-но-правовых явлений.

4) Методологическая ф. заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания гос-но-правовых явлений используются отраслевыми юр. науками как средство решения отраслевых теоретических проблем.

5) Идеологическая ф. присуща всем общественным наукам. ТГП неразрывнр связана с политико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д.

6) Воспитательная ф. проявл. в 3-х формах:

- имеет обучающее значение, т.к. призвана знакомить студентов с исходным понятием правовой науки;

- способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры;

- вооружает гос. органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере гос-но-правовой жизни.

7) Практически – организаторская ф. содержание которой объемно и многообразно. Например, ТГП разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва способствует своими выводами к принятию совершенных НПА и т.д.

8) Прогностическая ф. состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии гос-ва и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития.

Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга.

 

Внутренние функции гос-ва.

Внутренние Ф. гос-ва – это основные направления деят-ти гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям гос-ва относят: политическую, эк-кую, соц-ную, экологическую, налогообложения и фин. контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

1) Политическая ф. все функции гос-ва носят политический хар-р. Политическая ф. составляет обеспечение народовластия; создание жизнеспособного демократического общества; позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим направлениям деятельности гос-ва.

2) Экономическая ф. – т.е. обеспечение благоприятных условий эк-го развития (в условиях распределительной – господство гос. собственности гос-во монопольно регулирует эк. отношения, или рыночной экономики – свобода предпринимательской деятельности и равенство всех форм собственности).

3) Социальная ф. – обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.

4) Экологическая ф. - обусловлена социальной обязанностью гос-ва обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

5) Налогообложение и финансовый контрольналоговая ф. призвана обеспечить и гарантировать практически все направления деятельности гос-ва.

Фин. контроль – один из видов гос. контроля за образованием, распределением и использованием всез ресурсов финансовой системы страны, в эту систему включаются не только гос. финансы, но и рынок ц/бумаг, валютные ценности и др.

6) Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка – обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий демократического гос-ва. Выполнение данной ф. осуществляются системой правоохранительных органной, среди которых большая роль принадлежит судам, ОВД, гос. безопасности и др.

Внешние функции гос-ва.

Внешние Ф. гос-ва – это основные направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование гос-ва в современном мире, который становится все более взаимозависимым.

К внешним функциям гос-ва относят: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отношений, в т.ч. в решении глобальных проблем современности.

1) Функция интеграции в мировую экономику – основывается на признании взаимозависимости гос-в в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в т.ч. производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др.

2) Функция обороны – основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности.

3) Ф. поддержания мирового порядка – предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз.

4) Ф. сотрудничества с другими гос-ми в различных сферах, в.ч. в решении глобальных проблем – ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом, не могут быть решены на национальном или региональном уровне и требуют международного реагирования.

 

Классификации власти:

1) с точки зрения социального уровня различают власть:

- в масштабе всего общества;

- внутри коллектива (организации);

- в отношениях между индивидами.

2) на политическую и неполитическую.

3) в зависимости от способа организации власти:

- на демократическую и недемократическую.

4) Легальная - власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона, и легитимная власть – это власть, признанная населением страны, которое ей доверяет.

Особенности гос. власти:

1) Реализуется через гос-во и его органы - только гос. власть имеет аппарат принуждения;

2) Публична - Под публичностью понимается – общественный хар-р гос. власти;

3) Суверенна, обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне. В условиях демократии гос. суверенитету предшествует суверенитет народа. Народный суверенитет первичен по отношению к гос. суверенитету.

4) Универсальна – распространяется на всю территорию страны и все ее население;

5) Обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юр. хар-ра.

Понятие гос-го механизма.

В юр. литературе понятие «механизм гос-ва» не явл. однозначным.

Одни ученые под механизмом гос-ва понимают – аппарат гос-ва, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется гос. власть; другие включают сюда органы гос-ва и гос. организации.

Механизм гос-ва понимается в 2-х аспектах: в узком смысле – как органы гос-ва, и в широком – как совокупность гос. органов и организаций.

Особенности механизма государства:

1. Это целостная иерархическая система государствен­ных органов и организаций. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целя­ми;

2. Первичными структурными звеньями механизма являются государственные органы и организации, в которых работают гос. служащие (чиновни­ки, иногда их называют управленцами).

3. Механизм служит средством осуществления гос. власти и функций гос-ва;

4. Для обеспечения государственно-властных велений механизм имеет орудия принуждения – тюрьмы, вооруженные силы и др.;

5. Сложность и многообразие органов гос-ва и гос-х организаций. Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед гос-м на том или ином этапе его развития.

 

Происхождение права.

Возникновение права — закономерное следствие услож­нения общественных взаимосвязей, углубления и обостре­ния социальных противоречий и конфликтов. Обычаи пере­стали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципи­ально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулирован­ные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Из­меняются процедура и порядок обеспечения реализации пра­вовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государ­ства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, жен­щины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль тра­диций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В ев­ропейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

 

Основные учения о праве.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему.

Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально – психологическими особенностями.

Существуют след. основные концепции права:

1) Естественно-правовая – право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.).

Основные идеи:разделяется право и закон; право отождествляется с моралью; источник прав человека содержится в самой челов-кой природе (права дпются либо от природы, либо от Бога).

2) Историческая – право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.).

Основные идеи: право – историч. явление; право – это правовые обычаи.

3) Нормативная – право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.).

Основные идеи: исходным явл. представление о праве как о системе норм; право это сфера должного, а не сущего;

4) Материалистическая – право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.).

Основные идеи: право как классовое явление; право – это нормы, уст-мые и охраняемые гос-м.

5) Психологическая – право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.).

Основные идеи: психика людей – мораль, право, гос-во; понятие и сущность права выводятся из психолог-х закономерностей (правовые эмоции людей); правовые переживания делятся на 2 вида – позитивные (исх. от гос-ва) и интуитивные (личные, автономные)

6) Социологическая – право есть реализация законов, юр-кие действия (Эрлих, Муромцев, паунд и др.).

Основные идеи: разделяют право и закон; право – это юр. действия, практика, применение законов – «теория живого права»; формируют «живое право» – только судьи вв процессе.

Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юр-го мировоззрения общества. Все эти учения не раз уже были востребованы практикой.

 

 

Принципы права.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы подразделяются на свойственные праву в целом:

- общеправовые; - отраслевые; - межотраслевые.

К общеправовым относятся:

- п. справедливости (соразмерность труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание);

- демократизм (право исходит от власти народа);

- гуманизм (человечность, нет пыток, наказания);

- юр-кое равенство всех перед законом и судом;

- единство прав и обязанностей;

- п. законности;

- неотвратимость наказания.

К отраслевым относится:

- свобода труда (в трудовом праве);

- принцип индивидуализации наказания (в УП);

- всеобщность защиты гр. прав (ГП);

- презумпция невиновности (в УПП).

К межотраслевым относят:

- принцип состязательности и гласности (в ГПП и УПП);

- неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве);

- равенство сторон (в ГП и Семейном праве).

Структура нормы права.

Структура нормы права – это совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостсоятельность.

В науке принято выделять след. структурные элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию.

Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одной из них делает норму ущербной.

Гипотеза нормы права указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Гипотеза как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, времени, месту.

Гипотезы нормы права бывают: простые, сложные, альтернативные.

Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру дозволенного и должностного поведения. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции нормы права не существует.

Диспозиции нормы права бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и бланкетные.

Санкция нормы права – указание на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция гос-ва на такого рода деяния.

Санкция содержит меры не только наказания, но и предупредительного хар-ра (например, снос самовольно возведенного объекта, отмена админ. акта, привод, задержание и т.п.).

Санкции нормы права бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и альтернативные.

Формы (источники) права.

Форма права – это способ выражения вовне гос-ной воли, юр-ких правил поведения.

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юр-ким явлениям следует понимать под источником права 3 фактора: 1) источник в материальном смысле (матер. условия жизни общества; форма собст-ти; интересы и потребности люде); 2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины, правосознание); 3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Источники права – это исходящие от гос-ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Выделяют 4 основные формв права:

1) Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (К., законы, подзаконные акты и т.п.).

2) Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее к правовым последствиям (напрмер, ст. 5 ГК РФ – отдельные имущ-ые отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

3) Юридический прецедент – это судебное и административное решение по конкретному юр. делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен в США, Англии, Канаде – здесь публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о преценденте).

4) Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992г.; коллективный договор).

 

Частное и публичное право.

Юр. нормы можно подразделить на 2 большие группы:

- на частное и публичное право.

Для деления права на частное и публичное необходим характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и гос. структурами общества. Если лицо явл. независимым субъектом права – такое право частное. Если субъект выступает как часть социального целого – такое право публичное.

К частному праву относят те отрасли, кот призваны обеспечить интересы частных лиц (гражд, банковское, страх, патентное).

К публичному праву относят отрасли государств, администр, уголовного права.

Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в хар-ре и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения.

Если частное право – область свободы и частной инициативы, то публичное – сфера власти и подчинения.

Частное право состоит из отраслей гр-го, предпринимательского, семейного права, а публичное – из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и др.

Выделяют след. критерии, в зависимости от которых нормы права относят к ЧП или ПП.:

1) интерес (если ЧП призвано регулировать частные интересы, то ПП – общественные, гос-ые);

2) предмет правового регулирования (если ЧП свойственны нормы, регулирующие имущ-ые отношения, то ПП – неимущественные;

3) метод правового регулирования (в ЧП господствует метод координации, то в ПП – субординация);

4) имущественный интерес участников отношений

(в ЧП - они характеризуются имущественной самостоятельностью).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты ЧП, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещение морального ущерба и др.

 

 

Акты применения норм права.

Акт применения норм права – властное предписание уполномоченного гос. органа или должностного лица, которое выносится им в результате разрешения конкретного юр. дела.

Требования к содержанию актов: законность, обоснованность, справедливость.

Требование к форме актов устанавливаются законом и подзаконными актами. Письменные акты подписываются долж. лицом, их утвердившим, с датой.

Если акт написан от руки – текст разборчив. В акте должно быть ясно существо принятого решения.

Акт содержит 4 части: вводную, описательную, мотивированную, резолютивную (где содержится властное веление с указанием на норму права).

По хар-ру правоприменения акты разнообразны и квалифицируются по разл. основаниям:

1) По хар-ру регулятивного воздействия на общ-ые акты делятся на: исполнительные (констатируют возникновение конкретных прав и обяз-тей субъектов в связи с их правомерным поведением); и правоохранительные (издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (например, акты следственных, судебных, прокурорских органов и т.д.)).

2) По субъектам – правоприменителям выделяют: акты главы гос-ва, правительственные акты, акты юрисдикционных органов, органов гос. управления.

3) По форме различают: указы Президента ненормативного хар-ра, приказы, протоколы, решения и др.

4) По способу принятия акты могут быть: коллегиальными и единоличными.

5) По юр. значению: основные и вспомогательные.

6) По способам выражения: акты – документы, акты – действия, акты – символы.

7) по времени действия: однократного действия и длящегося действия.

 

 

Состав правонарушения.

Юр. состав правонарушения – это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юр. отв-ти.

Юр. состав правонарушения содержит 4 обязательных элемента: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

Субъект правонарушения – м.б. как физ. так и юр. лица.

Субъективная сторона характеризует правонарушение с точки зрения его виновности. Вину определяют через психическое отношение лица к своему поведению. Различают 2 основные формы вины: умысел и неосторожность.

Объект правонарушения это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общ-ые отношения, видовым – жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.

Объективная сторона – характеризуется правонарушением с точки зрения:

- деяния;

- наступивших вредных (опасных) последствий;

- причинную связь между деянием и вредным результатом. Причем эта связь должна быть прямой, непосредственной.

- места, времени, условий и др. обстоятельств совершения правонарушения, а также способа и средств его совершения.

 

Мусульманское право.

Относится к религиозным правовым системам, т.к. основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т.д. и включает в себя не только юр. нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.

(Ирак, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Ливан, Судан).

Особенности мусульманского права:

1) Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. Нормы МП представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки.

МП определяет мотивы, которые мусульманин должен знать: посты, милостыни, паломничества.

2)Выделяют 4 гл. источника МП: 1) Коран священная книга мусульман; 2) Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий; 3) Иджма – согласие мусульманского общества об обязанностях мусульманина; 4) Кияз – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

3) В структуре МП отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяют в качестве основных отраслей: уголовное (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков), судебное (судья единолично рассматривает дела) и семейное право (это право личного статуса, регулирует не только семейные но и наследственные отношения и некоторые другие).

 

 

Предмет ТГП. Место ТГП в системе общественных и юр. наук.

Предмет изучения ТГП составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений.

Предметом ТГП выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Раскрывая место ТГП в системе общественных наук, можно подчеркнуть, что это тоже общественная наука, т.к. она изучает явления, существующие в обществе.

Теснее всего ТГП связана с общественными науками как – философия, политология, социология, эк. наука и др. все эти науки изучают государст во и право, но под своим углом зрения.

Т.о., определяя место ТГП в системе других общественных наук, следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, и у нее свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с др. общественными науками.

Место ТГП в системе юр. наук можно подразделить на след. группы:

1) теоретико-исторические науки – ТГП, история гос. и права зарубежная и отечественная, история правовых и политических учений.

2) отраслевые юр. науки – гр. право, уг. право, конституционное право, административное, сейчас добавились и налоговое,, банковское,, экологическое, ПСО, атомное, космическое право. Отраслевые науки занимаются исследованием одной сферы государственно-правовой жизни.

3) прикладные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, суд. психиатрия, суд. статистика и др.

4) организационные науки – судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.

5) международные науки – международное публичное, межд. частное право, морское, космическое право и др.

ТГП можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.

Методология ТГП.

Метод – это совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний. Методология - учение о методах познания.

Методы ТГП:

1) общефилософские (мировоззренческие);

2) Общенаучные (общие);

3) Частнонаучные (частные, специальные).

1)Общефилософские служат основанием на котором развивается наука ТГП.

- метафизика – это то, что следует после физики (часть философского учения Аристотеля).

- диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и их изменении и развитии.

- материализм – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от человека; материя существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи.

2) Общенаучные методы это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Выделяют следующие методы:

- исторический - требует, чтобы гос-но-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, исторических традиций, культуры, обычаев и др.;

- логический – основывается на исполнении таких приемов как анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ – процесс мысленного или фактического на части. Синтез – предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Индукция – логический прием, позволяет на основе частного знания получать знание общего. Дедукция – это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного.

- системный – лежит исследование гос-но-правовых явлений как систем;

- функциональный – позволяет выявить в гос-но-правоых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия.

3) Частнонаучные методы – использование ТГП научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

- метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необх. информации о важнейших сторонах юр. практики.

- метод моделирования – один из главных методов изучения гос-но-правовой действительности, состоит в изучении гос-но-правовых процессов, институтов в моделях.

- статистический метод- получение количественных показателей гос-но-правовых явлений и процессов.

- метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проектв какого-либо решения.

- математический метод – способ оперирования с количественными характеристиками (применяется в криминалистике, суд. экспертизе при исследовании следов преступлений).

- кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать гос-но-правовые явления.

- синергетический метод – взаимодействие различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию.

Собственно юридические методы. К ним относятся:

- сравнительно-правовой метод – состоит в сопоставлении различных гос-х и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

- формально-юридический метод – традиционный для юр. науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права.

 

Функции ТГП.

Значение ТГП наиболее полно раскрывается в ее функциях.

1) Гносеологическая функция. Гносеология – теория познания, изучения действительности. Данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, и тенденции развития.

2) Онтологическая ф. Онтология – учение о бытии.выполняя данную Ф., общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем.

3) Эвристическая ф. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничевется познанием и объяснением основных закономерностей гос-но-правовой действительности, а открывает новые закономерности в прогрессе гос-н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.021 с.)