Общее между правом и религией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее между правом и религией



1. Право и религия являются средством воздействия на поведение людей.

2. Нормы права и религиозные нормы документально зафиксированы(нормы права в нпа, а религиозные нормы в священных книгах: Библии, Коране и т.п.)

Различие между правом и религией

1. Религия появилась в догосударственный период, а право с появление государства.

2. Выполнение религиозных предписаний обязательно только для приверженцев той или иной религии, правовые предписания обязательны для всех членов общества независимо от религиозной принадлежности.

3.. Пространственное действие религии шире чем у права, так как право регулирует только наиболее важные общественные отношения. Личные взаимоотношения не регулируются правом.

Простые и сложные юридические (фактические) составы.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Фактический состав – совокупность необходимых для возникновения правоотношения юридических фактов.

Простой фактический состав – это совокупность юридических фактов, относящихся к одной отрасли права, между которыми существует свободная, нежесткая связь.

Сложный юридический состав – это совокупность разнородных юридических фактов различно отраслевой принадлежности, между которыми существует жесткая зависимость, необходимо соблюдение определенного порядка накопления фактов, т.к. накопление очередного факта влечет дальнейшее развертывание юридических связей.


Право и политика. Право и культура
Понятие реализации права. Формы реализации права

 

Право и политика

Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние.

Общее у них, во‑первых, то, что и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. Во‑вторых, их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты.

Вместе с тем это различные явления. Различия между ними заключаются в следующем:

1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т. е. право не исчерпывает всей государственной политики;

2) политика – более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях;

3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования.

В теории государства и права сложились два противоположных подхода к трактовке соотношения политики и права.

Первый подход исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, не зависимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.

Второй подход состоит в том, что приоритет отдается праву: право трактуется как фундамент всех политических процессов.

 

Правовая культура

Определяют правовую культуру и как систему взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере.

Важно подчеркнуть, что правовая культура:

1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;

2) отражает качественное состояние правовой жизни страны, поэтому для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;

3) является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев);

4) составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;

5) во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6) служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Иначе говоря, правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие: знания о праве; отношение к праву; навыки правового поведения.

 

Правовая культура проявляется главным образом на трех уровнях: обыденном, профессиональном и теоретическом.

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.

Профессиональный уровень правовой культуры присущ лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне.

Данный уровень отличается высокой степенью знания права и – понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права, и т. д.

Государство и общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя в этих целях правовое воспитание и правовое просвещение. Они включают в себя: а) правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.); б) правовую пропаганду через средства массовой информации, выпуск разнообразной юридической литературы, создание компьютерных баз данных («Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс»), распространение правовой информации через Интернет; в) правовое образование как целенаправленную организацию системы познавательного и воспитательного воздействия с заранее определенными задачами познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами.

Реализация права

Под реализацией права принято понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, физических лиц).

Выделяют внутреннюю и внешнюю стороны, или уровни, действия права. Внутренняя сторона (уровень) связана с восприятием права. Здесь специфика действия права заключается главным образом в том, чтобы вызвать у адресатов формирование мотивов правомерного поведения и подавить мотивы к неправомерным действиям.

Внешняя сторона действия права включает в себя социально‑правовое действие, т. е. реальное функционирование права. Она связана с формами и методами, присущими праву, с формами и методами правомерного поведения и действий обязанных лиц.

Реализация права характеризуется следующими особенностями:

1) она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т. е. воздержание от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное – нарушает ее;

2) сформулированные в нормативных правовых актах предписания, установления, правила поведения и действий находят в результате их реализации фактическое воплощение;

3) реализация права служит средством обеспечения правопорядка в обществе;

4) в реализации права заинтересован главным образом тот субъект, который обладает субъективными правами;

5) осуществляется в различных формах, что обусловлено разнообразием общественных отношений; спецификой содержания различных норм права; различием средств воздействия на поведение людей; положением субъектов в системе правового регулирования; многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.

Формы

По характеру действий субъектов, степени их активности обычно выделяют четыре формы реализации права – соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. В данной форме реализуются главным образом нормы‑запреты. Это пассивная форма действий, она протекает незаметно, не фиксирована и характерна для реализации норм уголовного, административного, налогового права.

Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы (например, обязанность исполнить договор, уплатить налоги, выплачивать алименты несовершеннолетним детям).

Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы: избирательное право, право на жилище, на частную собственность и др.

Использование прав зависит от усмотрения субъекта, за которым они закреплены. Никакой ответственности за неиспользование своих прав законодательством не предусмотрено. Но это относится только к физическим лицам. Что касается государственных органов и должностных лиц, то неосуществление ими своих полномочий является правонарушением.


 

1. Ценность права и правовые ценности

ценность права - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.Само существование правового государства есть признание социальной ценности права. Личностная ценность права состоит, прежде всего, в том, что право является источником свободы личности, входящей в определенную социальную общность. С помощью права удается разрешить противоречие между личной свободой и общим благом. При этом право указывает пути движения к различным ценностям, придавая общественным отношениям такие свойства как доступность, оперативность, надежность, одинаковость, безопасность.

Среди правовых ценностей — справедливость, естественное право, конституция, закон, суд и т. д. Всеобщее признание получили такие правовые ценности как правовое государство, разделение властей, права человека.

2) Правоприменение, как форма реализации права.

Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции.

Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты.

Признаки правоприменения:

1. это властно-императивная форма реализации права

2. осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами.

3. носит процессуальный характер

4. состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью

5. имеет под собой соответствующие юридических основания

6. связано с вынесением правоприменительных актов.

7. является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов

8. направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Стадии правоприменительного процесса:

1) Установление фактических обстоятельств дела. Главной целью является выяснение объективной истины по делу, проведение осмотра места происшествия (исследование вещдоков, экспертизы и т.д.), установления мотивов, выяснение причин, поиск истины.

2) Выбор нормы права и юридическая квалификация дела. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить какое преступление совершено умышлено или неосторожно, установить прямой или косвенный умысел, неосторожность (самонадеянность или небрежность)

3) Проверка и толкование нормы права. Данная стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение противоречий, коллизий, пробелов.

4) Решение дела. В результате проведенных вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (приговор по уголовному делу, решение по гр.делу)

5) Контрольно-исполнительная стадия. Заключительная стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения.


 

Понятие источника права

1. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни

общества или способ бытия людей. Иногда данные источники права называют социальной основой

права.

Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу

данной правовой системы.

Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы

внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о

правилах, моделях поведения субъектов права.

В литературе приводятся следующие определения юридических источников

- это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве.

. 2Правоприменительный акт. Классификация.

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы

1. По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения акты подразделяются

на: исполнительные и правоохранительные.

Исполнительные правоприменительные акты констатируют возникновение конкретных прав и

обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением.

Правоохранительные акты издаются в профилактических целях или для охраны норм права от

возможных нарушений, например акты следственных, судебных, прокурорских органов.

2. По субъектам-правоприменителям выделяют акты главы государства, правительственные

акты, акты юрисдикционных органов, органов государственного управления.

3. По форме различаются указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы,

решения и др.

4. По способу принятия (процедуре) акты могут быть коллегиальными и единоначальными.

5. По юридическому значению правоприменительные акты делятся на основные и вспомогательные. К основным обычно относят решения суда по гражданским делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии.

Группу вспомогательных актов составляют протоколы осмотра места происшествия, очной ставки, постановление суда оназначении медицинской экспертизы, о наложении ареста на имущество для обеспечения иска и др.

6. По способам выражения правоприменительного решения акты делятся на:

а) акты-документы;

б) акты-действия (например, удаление свидетеля из зала суда);

в) акты-символы (дорожные знаки, обозначение запретной зоны).

7. По времени действия акты могут быть

-однократного (одномоментного) действия (например, штраф, взимаемый контролером за безбилетный проезд)

-длящегося действия (например, выплата назначенной пенсии, действие приговора суда).


1)Классификация источников права

 

Правовой обычай

Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, включённое государством в систему правовых норм и признаваемый источником права. Вместе правовые обычаи образуют обычное право. В России обычаи в качестве источников права официально признаются в первую очередь в сфере гражданского права, где действуют так называемые обычаи делового оборота.

Нормативный договор

Представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.

Судебный прецедент

Суде́бный прецеде́нт — решение определённого суда по конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы. В качестве источника права прецедент доминирует в системах общего права.

Правовая доктрина

Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую тематику, может становиться источником права, если санкционируется государством.

Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт — документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативно-правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. В России и ряде других стран существенно деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты, при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые исполнительной.

Религиозные нормы

В некоторых государствах играют важную роль. Принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам. В первую очередь это относится к теократическим государствам.Мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных деятелей, некоторых догматах теологической теории.

Принципы права

Принципы права - это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

Судебная практика

Применительно к России:

1) У судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов

2. в судебном порядке можно обжаловать любые решения, действия и бездействия государственных органов и органов местного самоуправления.

3. наделение судов функцией нормоконтроля - контроль за содержанием законов и иных НПА.

4. восполнение пробелов в законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел.

5. разъяснения пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ служат основанием для разрешения конкретных дел общими и арбитражными судами.

Международное право

Конституции многих государств закрепляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источниками внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последним.

 

2)Понятие пробельности в праве

Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.


24.

Общая характеристика отдельных видов источников права

Коллизионность в праве.

 

Источники права

Выделяются источники права: 1) в материальном сысле; 2) в идеальном смысле; 3) в юридическом, или формальном, смысле.

 

1. Источник права в материальном смысле — развивающиеся общественные отношения, способ производства материальной жизни, формы собственности

2. Источник права в идеальном смысле — правовое сознание (концепции, идеи, теории, чувства, представления людей о действующем и желаемом праве)

3. Источник права в юридическом (формальном) смысле — формы выражения объективизации нормативной государственной воли.

 

В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозначает юридические источники.

 

[ Юридические источники – это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве. (проф. А.В. Мицкевич)

 

Юридические источники – это официально-документальные и иные формы и способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значания. (В. И. Червонюк)]

 

Известны следующие виды источников права:

1. Правовой обычай.

Считается исторически первым источником права. Обычай приобретает правовой характер после одобрения или признания его государством.

Имеет локальный характер, стихийность и спонтанность, ритуальность, казуистичность, традиционность.

Пример: Ст. 5 ГК РФ — обычаи делового оборота (правила поведения, сложившиеся в какой-либо области предпринимательства, не предусмотренные законом). Существуют сборники обычаев морских портов и обычаев морской торговли.

 

2. Судебный прецедент.

-Это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

 

1)обладает общеобязательной юридической силой;

2) результат правотворческой деятельности судов;

3) находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как:

А) законом может быть отменено действие судебного прецедента;

Б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;

В) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

При прецедентной форме права прецедент имеет ведущее значение среди других источников права.(Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Канада, США) Отечественная юриспруденция официально не признает прецедент в качестве источника права.

 

3. Правовая доктрина.

В теории государства и права отсутствует общепризнанное определение данного понятия. Вместе с тем отмечается, что суждения и мнения отдельных ученых юристов являются лишь высказанными точками зрения, а не образуют правовой доктрины в целом. Её образует выработанная юридической наукой система взглядов на проблемы правового регулирования общественных отношений и иные государственно-правовые явления, которые основываются на общих принципах и ценностях и отражают закономерности и тенденции их развития.

Признаки правовой доктрины:

1) она результат профессиональной научной деятельности;

2)служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

3) имеет особую форму выражения – научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т.д.

4) обладает общезначимостью, т.к. отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Выделяют три вида правовой доктрины: 1) общеправовая; 2) отдельной отрасли права;3) отдельного правового института.

 

4. Нормативный договор.

Соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих НПА. На его основе формируются новые нормы права.

Особенности нормативных договоров:

1) ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;

2) представляют собой согласованное волеизъявление не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственными полномочиями;

3) содержат нормы права, регулирующие не только действия непосредственных участников договора, но и иных коллективных и индивидуальных субъектов;

4) заключаются на основе норм публичного права – конституционности договорных условий;

5) подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;

6) оформляются по определенным процедурно – процессуальным правилам;

7) занимают в правовой системе место, близкое к нормативным правовым актам, поскольку дополняют действующее законодательство, конкретизируют его, служат средством разрешения юридических коллизий и восполнения пробелов в правовом регулировании общественных отношений.

Нормативные договоры по своему содержанию не могут противоречить действующему законодательству, выходить за пределы законов и закрепленной компетенции субъектов публичного права, следовательно, играют роль дополнительного источника права.

Пример: Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ»

5. Религиозные нормы.

Играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемы государством законы не могут противоречить религиозным нормам. Это относится а первую очередь к теократическим государствам.

Пример: в мусульманских странах важнейшим источником права считаются: Коран – священная книга всех мусульман; Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда и т.д.

6. Принципы права.

Выступают источником права практически во всех правовых системах.

Это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права и получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

Принципы права имеют прямое регулирующие значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Конституции РФ.

Выделяются принципы:

Общеправовые – присущи всем без исключения отраслям права: законности, равенства перед законом, справедливости, гуманизма.

Межотраслевые – присущи нескольким отраслям.(например, независимость судей и пр.)

Отраслевые – отражают специфику той или иной отрасли права.(например, принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях.)

7. Судебная практика.

Все больше утверждается как источник права. Применительно к России:

1) Появление у судов функции оценки законов и иных НПА.

2) Расширение правозащитной функции судов.

3) Наделение судов функцией нормоконтроля (контроля за содержанием законов и иных НПА)

5) разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ служат основанием для разрешения конкретных дел общими и арбитражными судами.

8. Международное право.

Один из важнейших источников права. Конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источниками внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними. Нормы международного права применимы как в сфере частного, так и в сфере публичного права.

9. Нормативно правовые акты.

Главный источник права.

Принятие данных актов относится у монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Признаки НПА:

1) письменная форма;

2) содержание составляют нормы права, т.е. правила поведения;

3) исходят от государства

4) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»

5) иерархическая подчиненность актов.

Иерархия НПА:

Законы

Подзаконные акты (Указы президента, постановления Правительства, акты министерств и др.)

 

Коллизионность в праве

 

Коллизия – различие норм права, регулирующих одно и то же общественное отношение.

Юридические коллизии – противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

Виды коллизий:

1) между нормами права;

2) между НПА

3) компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц;

4) актов толкования;

5) юридических процедур;

6) между национальным и международным правом.

Причины возникновения коллизий:

Объективные – связаны с динамикой развития общественных отношений

Субъективные – обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий гос. Органов и должностных лиц.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.153 с.)