ТОП 10:

Вопрос 1 НПА: понятие, конструктивные признаки



НПА – документ, содержащий нормы права и принятый в особом порядке государственными органами или уполномоченными государством лицами.

Признаки:

1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2. Особый порядок подготовки и принятия;

3. Должен выражать волю и интересы народа;

4. Обладает высшей юридической силой;

5. Регулирует наиболее важные общественные отношения;

6. Носит общеобязательный характер;

7. Действуют длительное время;

8. Применяться могут бесчисленное количество раз.

Преимущества НПА:

· Исходит строго от определённых правотворческих органов

· Принимается в чётко обозначенном порядке

· Имеет установленную форму и реквизиты

· Может быть изменён в зависимости от социальных потребностей

Особенности:

1. Имеет государственный характер;

2. Принимается строго определёнными субъектами, специально уполномоченными на то государством;

3. Принимается строго в определённой процедуре;

4. Имеют пространственные и временные пределы действия;

5. Всегда содержат юридические нормы.

 

Вопрос 2 Юридическая техника. Восполнение пробелов и разрешение коллизий.

Юридическая техника – это система правил, приёмов и средств, используемых для разработки, оформления, толкования, систематизации и учёта нормативных правовых актов и других юридических документов.

Виды юридической техники:

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

· Правила построения НПА: логическая последовательность изложения нормативного материала(выделение общих предписаний(общая часть) и конкретных установлений(особенная часть)); структуризация нормативного материала по разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям.

· Правила оформления актов: название, указание на издавший орган, дата и место принятия, подпись должностного лица, регистрационный номер, печать.

· Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний: терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий.

Различают:

а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории – «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.; б) специально‑юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»;

в) специальные неюридические термины или специально‑технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.

К категории средств формулирования норм права относят:

Использование юридических конструкций – построение нормативного материала по типу связи между его элементами (юридический состав правонарушения).

Правовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсылки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмоциональное восприятие определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн государства, мантия судьи и др.

· Язык и стиль нормативного правового акта. Требования:

а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускаются полностью освоенные иностранные слова (например референдум, кредит, конвенция);

в) формулирование норм в форме долженствующе‑предписывающего и констатирующе‑предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля.

· Правила опубликования нормативных правовых актов: источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой, порядок вступления в юридическую силу нпа, обратная сила закона, действие акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

· Приемы, способы систематизации НПА– их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.

2. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ

Ø Правила оформления и построения правоприменительных актов;

Ø Способы легализации документов, т. е. придания им юридической силы;

Ø Способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;

Ø Способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;

Ø Способы процедурно‑процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно‑розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т. д.

 

Способы преодоления(восполнения) пробелов:

1. Аналогия закона – это юридическое решение конкретной ситуации на основе правовой нормы, которая регулирует схожее (аналогичное) отношение;

2. Субсидиарное применение права – межотраслевая аналогия закона; когда для преодоления пробелов в одной отрасли законодательства используются нормы другой отрасли.

3. Аналогия права - это юридическое решение конкретной ситуации на основе общих принципов и смысла права при отсутствии схожей законодательной нормы.

 

Способы устранения коллизий:

1. Принятие нового акта взамен коллидирующих или отмена одного из противоречащих друг другу актов.

2. Разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы.

3. Судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское.

4. Официальное толкование нормативных правовых актов, в том числе судебные толкования.

5. Законодательное закрепление возможности обжаловать те или иные акты или действия в судебном или административном порядке; опротестование актов органами прокуратуры в установленном порядке.

6. Согласительно‑примирительные процедуры.

7. Ввод временных или специальных режимы. Эти режимы могут включать приостановление действия какого‑либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица

8. Превентивные меры:

· действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, в рамках законов, а также в пределах закрепленной компетенции;

· предварительные юридические экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в законодательстве;

· систематизацию действующего законодательства, что делает его обозримым и позволяет своевременно выявлять коллизии;

· периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;

· анализ эффективности нормативных правовых актов, что способно установить коллизии в праве;

· предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале, что позволяет предотвратить коллизии в праве.

 


 

26.

 

Вопрос 1 Понятие нормы права. Логическая структура: общая и отраслевая.

Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Норма права – установленное (санкционированное) государством общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений силой государственного принуждения.

Структура нормы права – совокупность составляющих её элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность.

Элементы структуры нормы права:

Гипотеза – те условия, юридически важные обстоятельства с которыми возникает следующая часть нормы. Диспозиция – само правило поведения, т.е. права и обязанности сторон. Санкция – неблагоприятные последствия, которые возникают, если нарушена диспозиция.
ЕСЛИ…, ТО…, ИНАЧЕ… .

 

ГИПОТЕЗА

· простая – содержит одно условие, обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы;

· сложная – ставит действие нормы в зависимость от двух и более обстоятельств. Все условия необходимы одновременно;

· альтернативная – ставит действие нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

ДИСПОЗИЦИЯ

· простая – лишь называет поведение, но не раскрывает его существенные признаки;

· описательная – описывает все существенные признаки поведения;

· ссылочная – не излагает правило поведения, а отсылает для ознакомления к другой норме права.

 

Ø Абсолютно-определённая – исчерпывающе формулирует правило поведения;

Ø Относительно-определённая – даёт возможность уточнить правило поведения в каждом конкретном случае в пределах нормы;

Ø Бланкетная – отсылает к правилу поведения, содержащемуся в другом акте;

Ø Отсылочная – отсылает к правилу поведения, содержащемуся в том же акте, но к другой его статье.

САНКЦИЯ

· Простые – предусматривают один вид ответственности;

· Сложные – несколько видов ответственности.

 

По степени юридической определённости:

Ø Абсолютно-определённые – точно указан размер неблагоприятных последствий;

Ø Относительно-определённые – установлены границы неблагоприятных последствий (от минимума до максимума);

Ø Альтернативные – «или, либо», содержат указание на несколько возможных санкций.

 

По способу воздействия на регулируемые отношения:

§ Поощрительные

§ Компенсационные – определяют виды и порядок компенсации потерпевшему от чьих-либо неправомерных действий;

§ Правовосстановительные – направлены на восстановление нарушенного права;

§ Карательные - устанавливаются для наказания правонарушителя и для предупреждения нежелательных, вредных и опасных действий.

Вопрос 2 Понятие толкования права. Виды толкования.

Толкование права – процесс, который имеет место когда необходимо установить смысл нормативных положений.

1. Толкование права – сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление точного смысла правовой нормы, раскрытие выраженной в ней воли законодателя.

Включает в себя:

1. Уяснение – усвоение содержания нормы самим субъектом (для себя);

2. Разъяснение – изложение смысла нормы для других.

Процесс толкования правовых норм – совершение определённым субъектом совокупности действий в строгом их наборе, последовательности и системе, соответствующим образом оформленные и доведённые до сведения адресатов правовых норм.

Виды толкования права:

1. ПО ОБЪЁМУ

· Буквальное (адекватное) – смысл, который вложил законодатель в норму права полностью совпадает со смыслом, который вытекает из текста нормы права;

· Расширительное (распространительное) – смысл, который вложил законодатель в норму права шире, чем смысл, вытекающий из текста нормы;

· Ограничительное – смысл, который вложил законодатель в норму права уже, чем смысл, который вытекает из текста нормы.

2. ПО СУБЪЕКТУ

Ø НЕОФИЦИАЛЬНОЕ

· Обыденное – любым гражданином;

· Профессиональное – исходит от лица, имеющего специальное образование;

· Доктринальное – осуществляется учёными-юристами в научных статьях, монографиях, комментариях кодексов.

Ø ОФИЦИАЛЬНОЕ

· Казуальное – компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него;

· Нормативное – разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права. Делится на:

o Аутентичное (авторское) – исходит от органа издавшего данный акт; вправе давать все правотворческие органы, но в отношении только своих актов.

o Легальное – носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт.

Нормативное и казуальное толкование права подразделяют на два подвида:

§ Судебное – разъяснение норм права, осуществляемое судом;

§ Административное – даётся исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов, труда.


 

 

27.

1)

По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

дефинитивные — содержат определения юридических понятий;

декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;

оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.

коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

 

2)

Способ толкования — осуществляемая субъектами права деятельность, направленная на установление с помощью совокупности приемов, анализа и синтеза закона, позволяющая раскрыть смысл конкретных нормативных предписаний.

 

Способы толкования:

  1. Грамматический — уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста нормативного акта (знаки препинания, союзы, вводные слова)
  2. Логический — исследование не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта
  3. Систематический способ — уяснение содержания правовой нормы в их взаимосвязи с учетом их места и значения в данном нормативном акте
  4. Историко-политический — уяснение смысла правовой нормы на основе уяснения историко-политических условий
  5. Специально-юридический — уяснение смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники
  6. Телеологический — установление целей принятия нормы права
  7. Функциональный — рассмотрение условий принятия акта

 

Виды толкования норм права

  1. По объему

1. Буквальное (адекватное) толкование — смысл, вложенный законодателем в норму права, полностью совпадает со смыслом, который вытекает из текста нормы права

2. Расширительный (распространительный) — смысл, вложенный законодателем в норму права, шире смысла, вытекающего из текста нормы права

3. Ограничительный — смысл, вложенный законодателем в норму права, уже смысла, вытекающего из текста нормы права

  1. По субъекту

1. Официальное (аутентичное) — в тех случаях, когда оно дается органом, издавшим акт

1. Легальное — осуществляется органами в соответствии с представленными полномочиями. Обязательно для всех субъектов, попадающих под действие нормы

2. Конституционное толкование — разъяснение конституционного суда в случае запроса

2. Неофициальное толкование (не является обязательным)

1. Обыденное толкование (гражданами)

2. Доктринальное толкование (учеными-юристами)

Компетентное (юристами-практиками, прокурорскими работниками, судьями)


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.167.194 (0.014 с.)