Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неолитическая революция объективно привела первобытное общество к его расслоению, появлению классов и затем – к возникновению государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нормативная система первобытного общества. Социальные нормы — правила, регулирующие отношения между людьми. Социальные нормы первобытного общества.
В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционно‑бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф А.И. Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами. Они регулировали следующие виды общественных отношений: 1) брачно‑семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами общины; 5) правила ведения войн между племенами. Мононормы представляли собой единые, общие для всех правила поведения.
Чаще всего мононормы имели форму запретов (табу), воспринимались как предписания от сверхъестественных сил.
.Для нормативной системы этого периода характерна тотемная форма, т. е. объявление какого‑либо животного или растения священным. Тотемная форма выступала экологическим регулятором и была своеобразной «Красной книгой». Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания. Все способы нормативного регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы; они способствовали формированию наиболее эффективных форм присвоения предметов природы. Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины. Непререкаемость обычаев опиралась на связь и общность интересов членов общины Было и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы управления. Выводы о нормативной системе этапа присваивающей экономики. 1. Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, на сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время выжить. 2. Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения. 3. Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных, обрядово‑ритуальных требований. 4. Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты (табу), и лишь потом появились дозволения и позитивные обязывания. 5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.
В период перехода от присваивающей к производящей экономике происходят существенные изменения в нормативной системе. Под воздействием социально‑экономических факторов мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем их расщепления, а также появления новых позитивно‑обязывающих норм. В ней возникает специальный пласт норм, отличающихся от мононорм. Это знаменует появление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, а постепенно и представляет собой на первом этапе санкционированные государством обычаи. Отсюда его название – обычное право. Оно формируется путем, с одной стороны, приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой – введения новых правил поведения, не известных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением. Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода – появление первых письменных источников – агрокалендарей. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей.
Итак, возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к которым можно отнести: 1) необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории; 2) потребность в поддержании этого порядка в условиях расслоения общества, появления различий и даже конфликтов; 3) необходимость регулирования обмена между народами, установления соседских взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния. Качественное отличие регулятивной системы производящей экономики от нормативной системы периода присваивающей экономики состояло в следующем. Во‑первых, происходит расщепление мононорм и их постепенное перерастание в нормы морали, права, религиозные нормы. Во‑вторых, усложнилась структура регулирования поведения людей; сложились четыре способа данного регулирования: что надо обязательно делать (что должно); что разрешено делать (что можно); что запрещено делать (нельзя делать) и что безразлично для общества, т. е. человек может поступать по своему усмотрению. В‑третьих, появление письменных источников, фиксирующих правила поведения, и жесткая привязка этих правил к земледельческому производству – агрокалендари. Организация специального аппарата контроля за соблюдением агрокалендарей. В‑четвертых, общесоциальное содержание нормативного регулирования, т. е. оно было сориентировано на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем эти правила политизируются, т. е. приобретают классовое содержание. В‑пятых, право появилось не вдруг, не на пустом месте, а сначала происходило санкционирование обычаев, которые перерастали в обычное право и становились строго обязательными для всех. Их государство признавало и ставило под свою защиту. Процесс формирования права отличается длительностью, имеет ряд этапов и специфику у разных народов. В‑шестых, право возникает объективно на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики, свободного труда общинников‑земледельцев и ремесленников.
Юридические документы
Под юридическим документом понимается внешнее словесно-оформленное выражение воли, закрепляющее правомерное или противоправное поведение и соответствующий результат. Существует понятие документа в узком смысле: это деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо.
Юридические документы выступают материальными носителями правовой информации. С помощью изучения юридических документов можно узнать о правовой жизни конкретного общества, страны, народа в тот или иной исторический отрезок времени. Юридический документ, как правило, текстовой правовой акт на бумажном носителе, хотя с развитием электронной информации появляются и документы на машинных носителях. Принято выделять следующие свойства (признаки) юридических документов: 1) содержат информацию, имеющую юридическую значимость; при этом содержание должно соответствовать характеру документа; 2) им присуща официальность: они исходят от органов или лиц, уполномоченных выдавать или принимать данные документы, например судебные решения, приказы министров, различного рода удостоверения личности, свидетельства о рождении, смерти и т. д.; 3) имеют особое внешнее оформление, так называемые реквизиты, в том числе сведения о субъекте, который выдал документ, адресате, которому выдан документ, и содержат сведения о нем, объекте. Названные и другие реквизиты являются обязательными для юридического документа и придают ему юридическую силу; 4) сопутствуют всем стадиям правового регулирования – правотворчеству, правореализации и т. д.
Классификация юридических документов осуществляется по разным основаниям. Так, А.В. Малько выделяет четыре группы правовых актов‑документов: а) нормативные правовые акты, содержащие нормы права; б) правоприменительные акты‑документы, содержащие индивидуальные властные предписания; в) интерпретационные акты‑документы, полученные в результате официального толкования юридических норм и нормативных актов; г) акты, возникшие в результате договора (соглашения) между соответствующими субъектами и содержащие как юридические нормы (нормативные договоры), так и индивидуально‑правовые решения (сделки между различными субъектами). Классификация, предложенная А.В. Малько, охватывает практически все документы – акты юридического содержания.
В юридической науке часто наблюдается инструментальный подход к юридической технике. Она рассматривается как совокупность лишь технических приемов в сфере правотворчества и правореализации. Но юридическая техника имеет не только прикладное, но и фундаментальное значение в правовой сфере. Это обусловлено прежде всего значением юридических категорий, понятий, конструкций, юридической терминологии, используемой в правотворчестве, при совершенствовании действующего законодательства, а также в процессе его применения.
1)Предпосылки и особенности возникновения права
В целом причины возникновения права аналогичны причинам, породившим государство: 1. переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера; 2. разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов; 3. появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества; 6. появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества.
Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано. Является результатом его деятельности при сложившихся экономических, классовых условиях. Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Право, выполняя функции общесоциальные, играло роль нормативно-классового регулятора (регулировало в интересах экономически господствующего класса) например, принцип талиона. Появляются специализированные органы.
Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право. 4. Правила юр техники Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы: - языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.); - логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.); - гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).
Предпосылки появления государственности разделение труда совершенствование орудий труда деление людей на классы (излишки производства, появление частной собственности) Для контроля за людьми, для предотвращения классовой вражды выделяется новая организация - Государство. Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.
Причины возникновения государства: 1. переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера; 2.разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов; 3.появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества; 4. появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества.
2) Понятие системы права Система права - исторически сложившаяся, системная, целостная, динамическая, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.
Основные теория происхождения государства и права Государства: 1. Потестарная теория (кризисная) — утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства. 2. Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов "тео" - бог и "логос" -учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Представители: Иосиф Волоцкий, Фома Аквинский, Жан Маритен, Ф,Лебюфф, Д.Эйве 3. Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель. Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Филмера "Патриархия, или Естественная власть короля" (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен - в более крупные общности, вплоть до государства. Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России - Николаем Михайловским (1842- 1904). В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551-479 до н.э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье. 4. Договорная, или естественно-правовая, теория в отдельных своих положениях зародилась еще в V-IV вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора. К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583- 1645), главное сочинение которого "О праве войны и мира"; Т. Гоббс (Англия, 1588-1677), взгляды которого отражены в труде "Левиафан"; Дж. Локк (Англия, 1632-1704), изложивший свою позицию в работе "Два трактата о правлении"; Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712-1778), написавший сочинение "Общественный договор"; А.Н. Радищев (Россия, 1749-1802). Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении "войны всех против всех" и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования государства люди жили хорошо ("золотой век" человечества), обладали прирожденными (естественными) правами и свободами. Однако после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство - изобретение богачей, которые обманом уговорили бедных объединиться в государство, якобы в интересах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные интересы. 5. Создателями марксистской (классовой) теории являются К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), изложившие свои взгляды в совместных работах "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", а также в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". В последующем данная теория получила развитие в работах В.И. Ленина (1870-1924) "Государство и революция" и в лекции "О государстве". Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления - политика, право, юридические учреждения и др. зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают и некоторой самостоятельностью. Согласно марксистской теории, государство возникло в силу экономических причин - общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. В силу этих факторов и произошло разложение, а затем исчезновение первобытно-общинного строя, а впоследствии появление государства как организации экономически господствующего класса. Ф. Энгельс, в частности, писал, что государство - это продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание того, что общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала их в границах порядка. И такой силой, вышедшей из общества, но ставящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него, является государство. Ф. Энгельс утверждал, что поскольку государство возникло из потребности сдерживать противоположные классы, оно служит экономически господствующему классу, который при помощи государства становится одновременно и политически господствующим классом и приобретает благодаря этому новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса. В.И. Ленин также писал: "Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления появился и особый институт - государство". При этом государство есть продукт непримиримости классовых противоречий. 6. Теория насилия объясняет возникновение государства результатом действия военно- политического фактора - завоеванием одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе. Представителями данной теории являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921); австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909); немецкий социалист К. Каутский (1854-1938) и др. Л. Гумплович, в частности, утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим. По мнению К. Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победителей присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань, подати, создает аппарат принуждения для управления побежденными. Эта теория опиралась на конкретные исторические факты и события. Действительно, Франкское государство возникло в результате войн. Но восточнославянские государства формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был вторичным, сопутствующим, а не главным в возникновении государственной организации общества. 7. Основу расовой теории составляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации. Основателями расовой теории являются социолог Ж. Габино (1816-1882) (Франция) и немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900). Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами. 8. Органическая теория получила наибольшую известность в XIX столетии. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер (1820-1903), который в своей работе "Основание социологии" использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни существ, сопоставлял организацию и функционирование общества и биологических организмов, выясняя их сходство и различия. В результате такого сопоставления он обнаружил некоторые закономерности, в частности, общество, как и живой организм подвержено стадийности развития, например переход от простого к сложному. Это усложнение Г. Спенсер видел в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и др. Само же общество функционирует подобно человеческому организму, человеческому телу, но имеются пределы биологизации общества. Что касается причин происхождения государства, то Г. Спенсер исходил из теории насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых; с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают различные сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации. По мнению Г. Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека, т.е. растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть есть средство для достижения людских целей. Также представители: И.Блунчли, Р.Вормс. 9. Психологическая теория утверждала, что люди образовали государство в силу врожденной потребности жить вместе. Появление государства объясняется особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причинами возникновения государства Л.И. Петражицкий считал определенное состояние психики людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов, шаманов привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Представители: Цицерон, Н.Макиавелли, Л.И. Петражицкий, Д.Фрезер, З.Фрейд, Н.М.Коркунов, Ф.Ф.Кокошкин, М.А. Рейснер. Права: 1. Естественно-правовая теория, основателем является Гуго Гроций. Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями существования человека, его жизнедеятельности. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права. Сторонники этой концепции утверждали, что естественные права – это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость. Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права. Во всяком случае, право не обязано своим происхождением государству и его институтам. 2. Теологическая теория происхождения права. Одним из идеологов этой теории считается Фома Аквинский. В основу теологического учения положен тезис о существовании высшего божественного закона, который составляет основу действующего права. В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные источники, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы – заповеди Моисея – были даны человечеству Богом. Вот как об этом говорится в Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». Земной порядок поддерживается законами – велениями разума, которые установлены и обнародованы для общего блага уполномоченными органами. Такие законы имеют признаки: 1) разумность, 2) соответствие общему благу, 3) компетентность органа, устанавливающего закон, 4) обнародование. Во главе системы права находится вечный закон, Божественный разум, управляющий миром. Вечный закон нельзя ставить под сомнение, он проявляется сам собой, он не обнародуется. Вторым по силе и значению идет закон естественный, который отражает вечный закон в людях. Естественный закон отражается в положительном законе (позитивное право). Так, необходимость наказания за убийство основывается на естественном законе, но какое конкретно будет наказание и как оно будет осуществлено – это вопросы позитивного закона. Положительные законы закрепляют несовершенство реального человека. Именно это предопределяет потребность в божественном законе, который содержится в Библии. Данная теория до сих пор востребована. В некоторой мере объясняется это тем, что законы современного государства освещаются божественной силой и авторитетом. Это гарантирует законам эффективность, а государству – силу. 3. Историческая школа права сложилась в первой половине XIX века в Германии. Основатели – Ф. К. Савиньи, Густав Гуго. Историческая школа выступила против естественно-правовой доктрины. В работах Ф.К. Савиньи и его сторонников основное внимание уделялось обычному праву, множеству локальных правовых систем Европы того времени. Согласно взглядам сторонников исторической школы право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Задача ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, имея готовое право, должен его переработать в законодательство. Право, по Савиньи, – продукт развития народного духа. Искусственные конструкции, в том числе кодификации, бесцельны, безжизненны, зачастую формальны, не могут эффективно жить. Созданные помимо народного духа, не опосредуемые им, такие конструкции мертвы. Живое право подобно росту организма зародыша: идет медленное, плавное раскрытие его субстанции в движениях национального духа. Сначала оно живет в форме обычаев, затем в деятельности юристов, которые его систематизируют, никогда не теряя органической связи с демократическим правосознанием. Одно из ценнейших завоеваний исторической школы – намерение превзойти понимание права как производной выдумки, застывшего неизменного постулата природы и дать его трактовку как исторического закономерного явления. Фридрих Карл Савиньи свои взгляды изложил в работе «О призвании нашего времени к законодательству и наука права» (1814). По его мнению, право с момента его зарождения, подобно языку, нравам имеет объективные начала, свойственные данному этносу. Право органически связано с народным характером, поэтому им управляет закон внутренней необходимости. Право живет в народе вовсе не в юридических нормах и институтах, а в его живом восприятии и органической связи. Право сохраняется силой предания, обусловленной постепенной незаметной сменой поколений. Историческая школа права утверждала, что право – объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости понятия «народный дух». 4. Марксистская теория происхождения права основывается на материалистическом подходе. Основателями данной теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно марксистской концепции связь права с государством, экономическим строем, классовыми структурами, принуждением и насилием является неразрывной. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества. Насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права. В марксистской теории утверждается, что правовые нормы обладают классовым характером. Право выступает формой закрепления социального неравенства и частной собственности. Право, согласно марксистской теории, является временным инструментом и соответствует государственному периоду. До государства и при коммунизме, когда государство отомрет, отпадет необходимость в праве. Положительным моментом марксистской теории происхождения права является использование принципа диалектики, оценка права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, выявление связи права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений, – все это, несомненно, дало сильный толчок развитию теоретико-правовой мысли. Достоинством марксистского учения является его последовательный материалистический характер. Выработанные в данной теории дефиниции и по сей день не утратили своей актуальности. Так, в рамках марксистского учения имеет место следующее определение права: право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса, которое достаточно востребовано в современных учениях о сущности права. Недостатком данной теории является понимание права как надстройки над экономическим базисом. Такой подход существенно умаляет значение права, лишает его самостоятельной ценности. 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА Родоначальником данной теории является Л.И Петражицкий. Он признаёт правом конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида. Петражицкий утверждает, что основные причины возникновения права усматриваются не в окружающей экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсах» и эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании права. Другие представители психологического направления тоже видят истоки права в психике, эмоциях людей. Это или «психологическая потребность подчинения и повиновения», или «чувство коллективного взаимодействия», или «чувство подражания».
Система права и правовая система СИСТЕМА ПРАВА — объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы. Своих регулятивных целей добивается благодаря так называемому системному эффекту — тому обстоятельству, что его нормы определенным образом взаимосвязаны друг с другом, находятся в определенной зависимости, внутренне устроены и согласованы, т.е. образуют определенную систему. Для выражения системного характера права в юридической науке используется категория «система права». Системное построение права означает, что оно представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.). Также это внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. С. п. выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране общественные отношения. Все составляющие ее нормы находятся между собой в такой же по своему характеру взаимосвязанности, как и все регулируемые ими общественные отношения. Ее особенности: · Отрасли имеют свой предмет и метод прав. Рег-ния · С.п. объединяет отрасли · Он уже чем система закон-ва · Ее первичная ячейка – норма права · Связи по вертикали (?? – не уверен, Чупрова, вроде, говорила так) · Это исходное начало · Это содержание права · Носит объективный характер Система права, как и система законодательства, является составной частью правовой системы. Правовая система охватывает все правовые явления, всю правовую действительность, все юридические нормы, принципы, институты, правовые учреждения, правовые взгляды, идеи, представления о праве. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА представляет собой
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.012 с.) |