Вопрос 1 Способы изложения норм права в НПА 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1 Способы изложения норм права в НПА



1. Прямой – статья акта содержит одну норму, причём все её элементы сразу.

2. Отсылочный – статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта.

3. Бланкетный – в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определённых правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены.

 

В зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют способы:

· Абстрактный – норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия;

· Казуистический – моделируемые действия излагаются путём перечисления или указания на их индивидуальные признаки.

 

 

Вопрос 2 Акты толкования права: понятие, виды. Роль толкования права в различных типах правовых систем.

Акт толкования – это официальный юридический документ, разъясняющий смысл и содержимое какого-либо правового положения (нормативного правового акта или отдельной статьи).

Особенности:

· закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;

· представляют собой официальный акт‑документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т.д.;

· имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально‑конкретные юридические разъяснения;

· принимаются в определенной процедурно‑процессуальной форме;

· носят властный, обязательный характер;

· обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия;

· вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;

· являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами;

· по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т. е. распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования.

Виды:

1. ПО ВНЕШНЕЙ ФОРМЕ:

· Письменные - имеют определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится толкование, когда акт вступает в действие и др.

· Устные

2. ПО СУБЪЕКТУ:

Ø Акты законодательных органов (Напр., Федерального Собрания)

Ø Акты судебного толкования (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ)

Ø Акты толкования исполнительных органов власти (Правительства РФ)

Ø Акты органов прокуратуры (Генерального прокурора РФ)

3. ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ:

· Нормативного толкования

· Казуального толкования

· Аутентического толкования

· Делегированного толкования

4. ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ – могут иметь разную степень обязательности; это зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.

5. ПО ОТРАСЛЯМ:

· Уголовно-правовые

· Административно-правовые

· Гражданско-правовые

· и другие.

6. Судебного и административного толкования.

Особенности актов судебного толкования:

§ имеют характер официального документа;

§ обязательны для нижестоящих судов;

§ оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства.

7. ПО СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ акты делегированного толкования делятся на:

· акты общего действия - постановления Конституционного Суда РФ, обязательные для всех субъектов;

· акты ограниченного действия - постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обязательны только для арбитражных судов.

 

Роль толкования права:

Толкование - важнейшая составляющая процесса применения права. Без толкования нет и не может быть правоприменения.

Толкование права – уяснение и разъяснение правовых норм.

 


 

Понятие правотворчесва.

Правотворчество - деятельность государственных органов (в случае референдума — всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

9. Монопольную деятельность, поскольку все нормы права создаются гос-вом

10. созидательно-интеллектуальную деятельность, поскольку она связанна с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности

11. процессуальную деятельность, так как она имеет определённые стадии, осуществляется в установленном порядке

Понятие механизма правового регулирования. Его элементы.

Механизм правового регулирования - система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. (проф. А.В. Малько)

Проф. В.В. Лазарев усматривает главное назначение механизма правового регулирования в том, что он позволяет раскрыть процесс перевода предписаний права в реальное правомерное поведение человека. Такое понимание механизма правового регулирования представляется наиболее предпочтительным (!).

Элементы механизма правового регулирования.

Некоторые учёные, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют две её полярных элемента:

нормативную основу, или нормы права, выражающие главные способы воздействия права - дозволения, запреты, обязывания.

результативную основу - способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии).

Между этими двумя элементами существуют промежуточные звенья - юридические факты, правоотношения.

А.В.Малько называет пять основных стадий, или элементов, механизма правового регулирования:

нормы права

юридический факт или юридический состав

правоотношение

акты реализации прав и обязанностей

охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент)

С.С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит: юридические нормы,правоотношения,акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, индивидуальные предписания,акты примениея права (факультативный элемент).


 

30.

 

I.Виды правотворчества:
1. В зависимости от субъектов:
1.2. Правотворчество народа (на референдуме).
1.3. Правотворчество государственных органов.
1.4. Правотворчество должностных лиц. Должностное лицо — гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти и управления, наделенный правом принимать правовые акты.
1.5. Правотворчество органов местного самоуправления.
1.6. Правотворчество общественных организаций.
2. В зависимости от значимости:
2.1. Законотворчество.
2.2. Делегированное правотворчество.
2.3. Подзаконное правотворчество.

 

 

II.

Типы,методы и способы правового регулирования. Пределы правового регулирования

Предмет правового регулирования показывает, что регламентирует право вообще и конкретная отрасль в частности.

 

Метод — каким образом право осуществляет свою регулятивную роль.

 

Структура предмета правового регулирования:

1. Субъекты

2. Объекты

3. Социальные факты, с которыми связывают возникновение общественных отношений

 

Структура метода правового регулирования:

1. Установление границ правового регулирования

2. Закрепление в нормативных актах прав и обязанностей субъектов отношений, предписания о должном и возможном их поведении

3. Наделение субъектов правоспособностью и дееспособностью

4. Ответственность в случае нарушения установлений

 

Наряду с общим методом существует конкретный метод правового регулирования:

Императивный метод — метод властных предписаний, содержащий нормы-запреты (уголовное, административное, финансовое, публичное право)

Диспозитивный метод дает альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона (гражданское право).

Метод поощрения — в трудовом праве, где существуют льготные системы поощрения работников.

Метод автономии и равенства сторон характерен для процессуальных отраслей права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.013 с.)