Право и государство и их соотношение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право и государство и их соотношение.



Право и государство и их соотношение.

Проблема соотношения государства и права сводится к вопросу о том, что первично, и что в большей степени от чего зависит. Существует пять основных позиций:

1.Этатистская: государство является главным институтом общества, государство предшествует праву. Подчиненное положения права относительно государства. Право рассматривается с точки зрения инструментальной ценности для общества. Государство устанавливает такое право, которое считает необходимым.

2.На основе естественно-правовой теории: предполагает существование права до и независимо от государства. Государство – продукт права, так как утверждается предшествующим государству правопорядком. Из этой концепции возникла теория правового государства.

3.Дуалистическая: государство и право не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние друг на друга.

4.Позитивистская: идея самоограничения государства. Издавая законы, государство ограничивает себя ими.

5.Либерально-демократическая: идея связанности государства правом. Исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом.

Два главных воздействия права на государство:

- Право оформляет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве.

- Право воздействует на государство при его отношениях с населением. Право определяет пределы воздействия государства на личность, право придает деятельности государства легальный характер.

Современное государство не может существовать без права.

Государство тоже воздействует на право:

- является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации; оказывает влияние в процессе правотворчества и правоприменения, государство участвует в систематизации права.

- обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности.

- оказывает праву идеологическую поддержку.

Воздействие государства на право выражается в юридической (правовой) политике – комплекс идей, задач, целей, программ, принципов, реализуемых обществом в сфере действия права, на основе права и посредством права. Определяется общим политическим курсом государства в правовой сфере. Интегрирующим направлением выступает конституционно-правовая политика:

- главенство конституции

- выработка единых стандартов прав, свобод и законных интересов личности

- общегосударственные гарантии законности и правопорядка

- формирование ключевых принципов любой государственной деятельности

Анализируя связь государства и права, нужно помнить, что право относительно самостоятельно по отношению к государству.

Законотворческий процесс. Понятие и стадии.

Законотворческий процесс должен пройти следующие стадии:

- вынесение законодательной инициативы

- обсуждение законопроекта (сессионно, или на заседании з/д органа)

- принятие закона

- опубликование закона – промульгация (Российская газета, Парламентский вестник, Собрание законодательства РФ)

Датой принятия ФЗ считается дата принятия его Госдумой. ФКЗ – обеими палатами парламента, президент не может наложить вето.

1. Стадия законодательной инициативы – внесение в парламент законопроекта или законопредложения. В РФ право зд инициативы есть у Президента, Совета Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда по вопросам своего ведения и у субъектов РФ в лице их законодательных представительных органов.

2. Стадия обсуждения проходит на пленарных заседаниях и в специальных комитетах и комиссиях. На первом чтении обсуждается целесообразность закона. На втором – предлагаются поправки, закон изучается постатейно. На третьем – со всеми поправками депутатов и редакционными.

3. Принятие закона проходит в форме голосования. В РФ ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы и в течение 5 дней передается Совету Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Федерации за него проголосовало большинство от общего числа членов. СФ должен в течение 14 дней рассмотрение. Обязательному одобрению подлежат законы о вопросах федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, денежной эмиссии и т.п.; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты госграницы; войны и мира. Если СФ не принял закон, может быть созвана согласительная комиссия. Госдума может преодолеть несогласие СФ, набрав две трети голосов на повторном голосовании. При ФКЗ – от Госдумы две трети, от СФ три четверти депутатов. Президент не имеет право вето и должен в течение 14 дней подписать закон.

4. Стадия промульгации предполагает официальное провозглашение закона. В течение 5 дней закон направляется президенту и в течение 14 он его подписывает. Президент обладает правом вето в отношении федеральных законов. Можно преодолеть вето путем получения в обеих палатах двух третей голосов. Тогда президент подписывает закон в течение 7 дней. ФЗ вступают в силу по истечению 10 дней со дня их официального опубликования.


 

 

1)Предмет ТГП

Право выступает в роли регулятора общественных отношений, закрепляет тот или иной общественный строй.

Предмет — круг вопросов, относящихся к возникновению, развитию и функционированию государства и права, это все элементы, принципы, институты государства и права. Объект ТГП включает в себя предмет и метод ТГП.

ТГП — вводная, абстрактная, методологическая, фундаментальная наука.

 

2)Действие нпа в пространстве,времени, и по кругу лиц

Действие НПА во времени

Момент вступления в силу нормативно-правовых актов:

1. С даты, указанной в самом НПА

2. С момента опубликования

3. Введение в действие поэтапно

4. С момента принятия (постановления правительства). Момент принятия и момент опубликования никогда не совпадают

5. НПА вводится в действие со дня его подписания должностным лицом (указы президента РФ, распоряжения правительства, в т.ч. акты, содержащие государственную тайну либо сведения конфиденциального характера). Время между подписанием и опубликованием не должно превышать 10 дней.

Прекращение действия НПА:

1. По истечении срока, на который НПА был принят

2. С изменением обстоятельств, на которые был рассчитан НПА

3. При отмене данного акта другим актом

Отмене устаревших НПА посвящаются специальные правовые акты

«Закон обратной силы не имеет» - распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Исключения: положения УК будут иметь обратную силу, если они устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание; обратная сила закона может быть установлена прямым указанием законодателя.

Действие НПА в пространстве

НПА действуют безраздельно на всей территории РФ. Но есть акты ограниченного территориального действия, если речь идет о районах крайнего севера. В РФ входят суша, морское пространство, воздушное пространство, недра, континентальный шельф, условная территория (посольства и консульства РФ за рубежом, воздушные, морские, речные, космические корабли под флагом или знаком РФ, кабели, трубопроводы, продолженные в открытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря). Если на условной территории применяются правила международного договора.

 

Действие НПА по кругу лиц

Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом: главы представительств и члены дипломатического персонала.

Совершая преступление за границей, гражданин РФ отвечает по законам РФ. Исключения: если в стране пребывания возможна ответственность.


Систематизации нпа

Систематизация законодательства - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.

Виды систематизации законодательства:

1. инкорпорация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юр. значение. Принципы инкорпорации:

· хронологическая (по времени их принятия)

· тематическая (по определенной тематике)

· Инкорпорация разделяется на:

1. официальную (Собрание законодательства РФ)

2. неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, ссылаться в процессе рассмотрения юр.дел нельзя.)

2. учет - деятельность по сбору нормативных актов, их хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию.

3. консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юр. значение.консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

4. кодификация - объединение нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность.логичность. (Принятие 1 и 2 частей НК РФ). Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

В настоящее время наиболее распространенной "продукцией" кодификации являются:

· основы законодательства - кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;

· кодексы - систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.);

· уставы - кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.);

· положения - кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.д.);

· правила - кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).

 


 

 

Методология ТГП

Свой предмет ТГП изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе исторического познания.

Под методом любой науки понимается совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний.

Методология не только изучает и применяет научные методы, но и сама разрабатывает их для более глубокого исследования существующих и вновь возникающих государственно-правовых процессов и явлений. Методы могут быть объективными и субъективными. Объективность им придает то, что они зависят от предмета изучения, от уровня накопленных знаний, от культуры общества. Они субъективны, т.к. определяются мировоззрением исследователей.

Методология не является неизменной. Она зависит от конкретной цивилизации, духовной жизни общества.

 

Методы разделяются по группам:

 

Общефилософские (мировоззренческие)

Общенаучные (общие) методы

Частнонаучные (частные, специальные) методы

 

Общефилософские методы служат основанием, на котором развивается наука ТГП. Например:

 

А) Метафизика – исследует высшие, умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире

Б) Диалектика – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления

В) Материализм – философское направление, исходящие из того, что мир материален, существует не зависимо от сознания человека

 

На основе материалистического и диалектического подходов формулируются выводы о том, что:

А) Гос-во и право – реально существующие явлении

Б) изучая гос-во и право надо учитывать их развитие

В) государственно-правовые явления следует изучать, опираясь на юр. Практику

 

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях знаний, во всех общественных науках. Выделяют исторический, логический, системный и функциональный методы.

 

А) Исторический – направлен на изучение хронологии развития гос-ва и права

Б) Логический – основывается на использовании таких приемов, как анализ (разложение целого на части) и синтез (воссоединение целого из частей), индукция (на основе частного знания позволяет получать знания общего) и дедукция (на основе общего знанияприходит к знанию частному).

В) Системный – исследование государственно-правовых явления как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью.

Г) Функциональный – позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия.

 

Частнонаучные методы представляют собой использование ТГП научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. К ним относят:

 

А) Метод конкретно-социологических исследований – анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юр. Практики.

 

Б) Метод моделирования – состоит в изучении государственно-правовых процессов путем воспроизведения анализируемых явлений

 

В) Статический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов.

 

Г) Метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения.

 

Д) Математический метод – способ оперирования с количественными характеристиками.

Е) Кибернетический метод – прием, позволяющий с помощью кибернетики познать государственно-правовые явления.

Ж) Синергетический метод – изучает саморегулирующиеся процессы и явления

З) Метод альтернатив – направлен на решение научных проблем путем сопоставления и критики противоположных теорий.

И) Сравнительно-правовой метод – состоит в сопоставлении различных гос-ных и правовых систем в целях выявления сходства между ними.

К) Формально-юридический метод – изучает внутреннее строение гос-ва и права.

Методология теории гос-ва обладает многообразием приемов и способов познания государственно-правовых явлений.

Юридическая техника

Юр. техника – совокупность правил, приемов, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юр. документов. Имеет целью оптимальное регулирование общественных отношений, обеспечение доступности нормативного материала, адекватное словесное выражение воли законодателя. Направлена на создание качественных юр. актов, совершенных как по форме, так и по содержанию.

Подразделяют на законодательную и правоприменительную.

Законодательная включает в себя:

1. Правила построения НПА

2. Правила оформления НПА

3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний

4. Язык и стиль НПА

5. Правила опубликования НПА

6. Правила систематизации НПА – их учет, инкорпорация, кодификация

Правоприменительная техника включает в себя:

1. Правила оформления и построения правоприменительных актов

2. Способы легализации документов, т.е. придания им юр. силы

3. Способы и приемы толкования юридических норм

4. Способы разрешения коллизий в праве

5. Способы процедурно-процессуального оформления юр. практики


 

1) Теория государства и права в системе социальных юридических наук

Историко-правовые науки вплотную примыкают к теории государства и права, представляют ее своеобразное ответвление. Они тоже изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государства и права. Теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые.

По отношению к отраслевым наукам теория государства и права выступает как обобщающая, синтезирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Теория государства и права является исходной по отношению к другим юридическим наукам, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.

2)Юридическая деятельность и ее разновидности

Юридическая деятельность – это волевые действия юристов, основанные на юридическом мышлении, которое формируется на основе изучения юриспруденции. Юридическая деятельность включает в себя помимо рациональной стороны еще и моральную.

Существуют различные виды юридической деятельности: судебная, адвокатская, толкование права, нотариальная, прокурорская.

 


1. Характеристика социального и нормативного устройства первобытного общества.

 

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество.

 

Характеристика социальных норм догосударственного периода.

Социальные нормы выражали социально-экономическое состояние племени (рода, поселения) — мононорма. Главная ее цельвыжить.

 

Признаки социальных норм первобытного периода:

  1. Регуляция отношений между людьми.
  2. Все мононормы были обычаями.
  3. Нормы существовали в сознании людей.
  4. Мононорма обеспечивалась силой привычки.
  5. Способ регулирования — система табу (запретов)

Этапы развития первобытного общества

  1. Первобытное стадо

 

  1. Этап присваивающей экономики.

- человек довольствовался тем, что давала ему природа, занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы – камни и палки.

- Родовая община (кровное родство, общая собственность, ведение совместного хозяйства). Представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования – в родовые объединения, племена, союзы племен.

- Особенностью был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда.

- Власть носила общественный характер

- В первобытной общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь); Его власть не была наследственной

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни. Существовала выборность и сменяемость первых двух институтов власти, никаких льгот они не имели.

Религиозные функции выполнял жрец, шаман.

Власть основывалась в значительной мере на авторитете какого‑либо члена общины, она называется потестарной (от лат. Мощь).

 

Для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких‑либо преимуществ;

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе – это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер,

Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

 

  1. Неолитическая революция — коренной переход от присваивающего хозяйства к производящему. Становление матриархата.

Высшая власть — общее собрание. Повседневное управление осуществлял старейшина. Власть опиралась на авторитет, уважение и обычаи.

Переход к развитым формам земледелия (поливному, подсечно‑огневому,

и т. д.), а в сфере скотоводства – к пастбищному, отгонному и др.

Сущность неолитической революции в том, что для удовлетворения своих жизненных потребностей человек был вынужден перейти к подлинно трудовой деятельности, в том числе к изготовлению орудий труда.

Перестройка организации властных отношений, появление ранних государственных образований – раннеклассовых городов‑государств.

Производящая экономика объективно привела к разделению труда, что способствовало выделению следующих групп населения:

а) организаторов производства;

б) непосредственных работников, выполняющих трудовые функции;

в) работников информационных систем, осуществляющих учет труда и распределение его результатов;

г) работников, контролирующих соблюдение норм и правил, регламентирующих указанные выше процессы.

Производящая экономика привела к росту производительности труда и появлению прибавочного продукта, что в свою очередь, привело к становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной) и как следствие – к дальнейшему расслоению общества по социальному признаку.

Постепенно формируются классы, слои в обществе, различающиеся по своим интересам и потребностям.

Юридические документы

 

Под юридическим документом понимается внешнее словесно-оформленное выражение воли, закрепляющее правомерное или противоправное поведение и соответствующий результат.

Существует понятие документа в узком смысле: это деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-либо.

 

Юридические документы выступают материальными носителями правовой информации.

С помощью изучения юридических документов можно узнать о правовой жизни конкретного общества, страны, народа в тот или иной исторический отрезок времени.

Юридический документ, как правило, текстовой правовой акт на бумажном носителе, хотя с развитием электронной информации появляются и документы на машинных носителях.

Принято выделять следующие свойства (признаки) юридических документов:

1) содержат информацию, имеющую юридическую значимость; при этом содержание должно соответствовать характеру документа;

2) им присуща официальность: они исходят от органов или лиц, уполномоченных выдавать или принимать данные документы, например судебные решения, приказы министров, различного рода удостоверения личности, свидетельства о рождении, смерти и т. д.;

3) имеют особое внешнее оформление, так называемые реквизиты, в том числе сведения о субъекте, который выдал документ, адресате, которому выдан документ, и содержат сведения о нем, объекте. Названные и другие реквизиты являются обязательными для юридического документа и придают ему юридическую силу;

4) сопутствуют всем стадиям правового регулирования – правотворчеству, правореализации и т. д.

 

Классификация юридических документов осуществляется по разным основаниям. Так, А.В. Малько выделяет четыре группы правовых актов‑документов:

а) нормативные правовые акты, содержащие нормы права;

б) правоприменительные акты‑документы, содержащие индивидуальные властные

предписания;

в) интерпретационные акты‑документы, полученные в результате официального толкования юридических норм и нормативных актов;

г) акты, возникшие в результате договора (соглашения) между соответствующими субъектами и содержащие как юридические нормы (нормативные договоры), так и индивидуально‑правовые решения (сделки между различными субъектами).

Классификация, предложенная А.В. Малько, охватывает практически все документы – акты юридического содержания.

 

В юридической науке часто наблюдается инструментальный подход к юридической технике.

Она рассматривается как совокупность лишь технических приемов в сфере правотворчества и

правореализации. Но юридическая техника имеет не только прикладное, но и фундаментальное

значение в правовой сфере. Это обусловлено прежде всего значением юридических категорий,

понятий, конструкций, юридической терминологии, используемой в правотворчестве, при

совершенствовании действующего законодательства, а также в процессе его применения.

 

 


 

1)Предпосылки и особенности возникновения права

 

В целом причины возникновения права аналогичны причинам, породившим государство:

1. переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2. разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3. появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

6. появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества.

 

Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано. Является результатом его деятельности при сложившихся экономических, классовых условиях. Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Право, выполняя функции общесоциальные, играло роль нормативно-классового регулятора (регулировало в интересах экономически господствующего класса) например, принцип талиона. Появляются специализированные органы.

 

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

4. Правила юр техники

Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники.

правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

- языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

- логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

- гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).


 

Предпосылки появления государственности

разделение труда

совершенствование орудий труда

деление людей на классы (излишки производства, появление частной собственности)

Для контроля за людьми, для предотвращения классовой вражды выделяется новая организация - Государство. Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

 

Причины возникновения государства:

1. переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2.разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3.появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4. появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества.

 

2) Понятие системы права

Система права - исторически сложившаяся, системная, целостная, динамическая, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.


 

Основные теория происхождения государства и права

Государства:

1. Потестарная теория (кризисная) — утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства.

2. Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов "тео" - бог и "логос" -учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.

В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской.

Представители: Иосиф Волоцкий, Фома Аквинский, Жан Маритен, Ф,Лебюфф, Д.Эйве

3. Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель. Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Филмера "Патриархия, или Естественная власть короля" (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен - в более крупные общности, вплоть до государства.

Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России - Николаем Михайловским (1842- 1904).

В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551-479 до н.э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье.

4. Договорная, или естественно-правовая, теория в отдельных своих положениях зародилась еще в V-IV вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора. К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583- 1645), главное сочинение которого "О праве войны и мира"; Т. Гоббс (Англия, 1588-1677), взгляды которого отражены в труде "Левиафан"; Дж. Локк (Англия, 1632-1704), изложивший свою позицию в работе "Два трактата о правлении"; Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712-1778), написавший сочинение "Общественный договор"; А.Н. Радищев (Россия, 1749-1802).

Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении "войны всех против всех" и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования государства люди жили хорошо ("золотой век" человечества), обладали прирожденными (естественными) правами и свободами. Однако после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство - изобретение богачей, которые обманом уговорили бедных объединиться в государство, якобы в интересах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные интересы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.133 с.)