Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная правосубъектность народов (наций)

Поиск

Современное международное право содержит нормы, за­крепляющие право народов и наций на самоопределение. Од­ной из целей Устава ООН является развитие дружественных отношений между нациями "на основе уважения принципа рав­ноправия и самоопределения народов". Устав ООН и многие другие международные акты рассматривают категории "народ" и "нация" как идентичные понятия. Принцип самоопределения сыграл выдающуюся роль в достижении после второй мировой войны колониальными народами независимости, в создании са­мостоятельных национальных государств.

Согласно Декларации о предоставлении независимости ко­лониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамб­леей ООН 14 декабря 1960 г., "все народы имеют право на само­определение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие". Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрыва­ется через его национальный суверенитет, означающий, что ка­ждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития.

Если народы (нации) обладают правом на самоопределе­ние, то на всех государствах лежит обязанность это право ува­жать. Данная обязанность охватывает признание и тех между­народных правоотношений, в которых субъектом выступает народ (нация). Таким образом, неотъемлемое от народа (нации) право на самоопределение, связанное с его национальным суве­ренитетом, является основанием его международной правосубъектности.

Исторически данная правосубъектность народа (нации) ярко проявилась в период крушения колониализма после окончания второй мировой войны. В современный период, когда абсолют­ное большинство бывших колониальных народов добилось не­зависимости*, значение принципа самоопределения подчерки­вается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический ста­тус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмот­рению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

 

* Сохранилось около двух десятков колониальных владений, управляемых шестью государствами: в их числе Виргинские острова, Бермудские остро­ва, Новая Каледония, Токелау, Гибралтар. ООН по-прежнему констатиру­ет колониальный статус Восточного Тимора — бывшего владения Португа­лии, не признавая присоединения этой территории в 1976 г. к Индонезии.

 

Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен ре­шаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаи­мосвязанных друг с другом основных принципов международ­ного права. Реализация самоопределения одним народом в рам­ках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. В связи с этим в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 1992 г. было сказано: "Не отрицая право народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного во­леизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориаль­ной целостности и принципа соблюдения прав человека".

Следовательно, необходимо различать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государст­венности. Если в первом случае национальный суверенитет на­рода еще не обеспечен государственным суверенитетом, то во втором случае народ уже реализовал свое право на самоопределение, и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства — самостоятельного субъекта междуна­родного права. Самоопределение народа внутри многонациональ­ного государства вовсе не предполагает обязательности отделе­ния и создания собственного самостоятельного государства. В первую очередь такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства.

Субъектами международного права, как правило, являют­ся народы (нации), находящиеся в колониальной зависимости от метрополии, но борющиеся за независимость и создание су­веренного государства путем реализации права на самоопреде­ление.

Такой народ (нация) обладает как способностью иметь ме­ждународные права и обязанности, так и способностью само­стоятельно осуществлять их. Но эти органически связанные друг с другом способности, составляющие правосубъектность наро­да (нации), имеют специфику, отличающую международную правосубъектность нации от международной правосубъектности государства. Народ (нация) в процессе борьбы за создание независимого государства способен участвовать в международ­ных отношениях лишь по "вопросам, касающимся реализации права на самоопределение. В связи с этим народ (нация) имеет основные права, в том числе право заключать с государствами, международными организациями, с другими реализующими свой национальный суверенитет народами международные догово­ры, присоединяться к многосторонним международным согла­шениям. От имени народа при заключении международных до­говоров или при присоединении к ним выступают представ­ляющие народ органы, сложившиеся в ходе борьбы за незави­симость: фронт национального освобождения, временное пра­вительство, руководство политической партии, пользующиеся поддержкой большинства населения.

Колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявле­ние в любой форме с целью получения независимости от мет­рополии, включая права на установление с суверенными 'госу­дарствами официальных отношений, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций.

Одним из основных прав народа (нации) является право на международно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов международного права.

 

78. Понятие и источники международного экономического права.

 

Развитие международных экономических отношений, появление новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества, а также создание многочисленных международных экономических и научно-технических организаций обусловило возрастание роли международного права в их регулировании. В настоящее время сложилась отрасль международного права — международное экономическое право, — которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права.

Предметом международного экономического права являются международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К ним относятся торговые отношения, а также коммерческие отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т.п.

К субъектам международного экономического права относятся, прежде всего, государства, которые вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической деятельности. К субъектам международного экономического права относятся также межгосударственные экономические и иные организации, а также торгово- экономические объединения, к которым, в частности, относятся зоны (ассоциации) свободной торговли, таможенные союзы, экономические союзы и другие.

Источниками данной отрасли являются:

акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Устав ГАТТ, Соглашение о создании Межгосу­дарственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.);

торговые соглашения (Соглашение между правительствами РФ и Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве 1993 г., Про­токол 1995 г. между правительствами РФ и Кубы о товарообороте и платежах на 1995 год и др.);

соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение между правительствами РФ и Египта об экономическом и техничес­ком сотрудничестве 1994 г. и др.);

соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительствами России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г. и др.);

соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедера­цией по налоговым вопросам1986 г., Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией 1995 г., Соглашение между правительствами России и Грузии о координации деятельности же­лезнодорожного транспорта 1995 г., Соглашение между правитель­ствами России и Туркмении о сотрудничестве в области связи 1995 г., Соглашение между правительствами России и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертифи­кации 1994 г. и т.д.);

соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-про­даже товаров 1974 г. (Россией не ратифицирована). Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Россия участвует). Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. (в силу не вступила) и др.).

Большую роль в международных экономических отношениях играют документы международных неправительственных организа­ций, например, Международной торговой палаты. В числе таких документов можно назвать: Унифицированные правила по инкассо 1978 г., Правила Инкотермс 1990 г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1994 г. и т.д. Имея харак­тер рекомендаций, указанные документы стано

 

79. Влияние международного права на внутригосударственное право.

 

Существует ряд областей государственной жизни, в которых влияние международного права на сферу национально-правового регулирования проявляется наиболее активным и заметным образом. Прежде всего это

1) сфера внешнеполитическая, закрепляемая соответственно в основных законах государств - конституциях. Конститу­ционные принципы внешней политики Советского государства, а также республик, входящих в его состав, в том числе и России (запрещение пропаганды войны, содействие сотрудничеству с другими странами, под­держание и укрепление мира и безопасности и т.д.), зафиксированные в национально-правовых актах, сказались на реальном ходе нормотворче­ства в международном праве. В данном случае необходимо рассмотреть неотделимый от этого обратный процесс.

Конституция Российской Федерации идет намного дальше по пути создания необходимых материально-правовых предпосы­лок для реального воздействия внутригосударственных норм на развитие международного права, с одной стороны, и усвоение демократических стандартов, выработанных международным правом, - с другой.

Так, се­годня Конституция России включает не отдельные принципы междуна­родного права как основы правовой системы, а все " общепризнанные принципы и нормы международного права" ( ст. 13). Причем важное зна­чение имеет тот факт, что положения, относящиеся к вышеуказанному, содержатся в разделе, определяющем иерархию, т.е. соподчинение соот­ветствующих предписаний, действующих в государстве.

2)Другой областью, которая непосредственно подвержена воздействию международного права, выступает внутригосударственное регулирование организации и обеспечения в целом внешних сношений данной страны с другими государствами (дипломатическое представительство, представи­тельство в международных организациях), а также заключение, исполне­ние и денонсация международных договоров.

3) Не менее важной является область защиты и осуществления прав и свобод человек а. Положение в современном мире сегодня таково, что государства не могут не полагаться на разработанные в международной сфере стандарты прав человека при создании национально-правовых норм или в ходе правоприменительной деятельности. Если государство является стороной в Международных пактах о правах человека 1966 г. и если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, то в с» ст. 2 (п, 2) Пакта о гражданских и политических правах оно обязуется принять меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществле ния прав, признаваемых в Пакте.

Чтобы активно присутствовать на международной арене и участвовать в решении конкретных международных проблем, государства должны вступать в разнообразные политические и иные отношения с другими государствами, заключать международные договоры, причем делать не только сообразуясь со своими нормами национального законодатель- ства, но и подчиняться нормам и принципам международного права, таким образом, чтобы избежать коллизии, следует иметь такое национальное право, которое не противоречило бы установлениям международного права. Подобное согласование международного и внутригосударствен^ го права может быть обеспечено несколькими способами.

Механизм согласования, увязки междунар- го и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями.

Среди юридических форм согласования международного и внутриго сударственнрго права в науке международного права различают:транс- формацию (прямую и опосредствованную), инкорпорацию, рецепцию, отсылку к международному договору1.

Под прямой трансформацией в международно-правовой ли чаще всего понимают то, что международный договор, заключенный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона. При этом аргументация связывается с конституциями государств,

которые объявляют международное право либо частью права страны, либо превышающим силу законов. Как устанавливается в ст. VI Консти­туции США, договоры, которые заключены или будут заключены Со­единенными Штатами, являются верховным правом страны, и судьи ка­ждого штата обязываются их исполнять, даже если бы в конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие им постановле­ния. В ст. 55 Конституции Франции закрепляется: "Договоры и согла­шения, должным образом ратифицированные и одобренные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов, с момента опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой сторо­ной".

В Конституции Российской Федерации 1993 г. соответствующая воля государства в вопросе соотношения международного и национального права выражена недвусмысленным образом: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (п. 4 ст. 15).

В части определения, какие же международные договоры входят в ее правовую систему, Конституция РФ, как представляется, придерживает­ся аналогичных с французским подходом позиций: международные дого­воры Российской Федерации - это те соглашения, на юридическую обя­зательность которых для себя она согласилась в той или иной преду­смотренной внутригосударственным и международным правом форме (подписания, ратификации, присоединения и тд.).

При опосредствованной трансформации имеется в виду, что конституция или другие законодательные акты государств регламентируют во­прос о способах введения в действие международных договоров внутри государств. Термин "трансформация" носит условный характер, так как в дейст­вительности нормы международного права не утрачивают присущей им правовой природы. Никакого "превращения" одних норм в другие не происходит и произойти не может. Сущность явления, именуемого трансформацией, состоит в обеспечении государством посредством своих властных полномочий выполнения своих международных обязательств.-

. В этом плане подразумевается вся совокупность мер, предпринимаемых государством в целях обеспечения исполнения.международно-правового обязательства в пределах национальной территории. Например, в связи с подписанием Российской Федерацией 17 марта 1992 г. Конвенции о трансграничном воздействии промышленные аварий правительство России издало специальное постановление от 4 ноября 1993 г. № 1118 "О принятии Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий", содержащем перечень действий компетентных государственных органов по реализации участия Российской Федерации в названной Конвенции, в том числя устанавливающее обязанность МИД РФ уведомить депозитария о принятии Конвенции Правительством РФ, возлагающее организацию выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции, н|аГосударственный комитет по охране окружающей среды, а выполнена" функции по оповещению и действиям при ликвидации последствий пр> мышленных аварий - на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС Российской Федерации).

В случае, если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.

Если в национальном законе в индивидуальной или общей форме за|фиксировано правило о том, что при расхождении норм национальной права и норм международного договора в регулировании определенна общественных отношений применяются нормы международного договора, речь идет об отсылке к международным договорам. Так, п. 4 ст. l| Конституции Российской Федерации гласит, что если "международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В данном случае это формула общей (генеральной) отсылку Обычные же отсылки к международным договорам часто применяются в специальных актах по отдельным вопросам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.013 с.)