ТОП 10:

I ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА



И. Н. Глебов

Международное право

 

 

 

Издательство: Дрофа, 2006 г.; 368 стр.

 

В учебнике изложены основы международного публичного права:

 

отражены особенности исторического развития международно-правового знания;

показана специфика различных отраслей международного права;

раскрыт характер международно-правовых норм, действующих в областях обеспечения безопасности, борьбы с преступностью, урегулирования вооруженных конфликтов и международной ответственности.

 

Для студентов вузов, обучающихся по специальностям и направлениям юридического профиля, для офицеров, адъюнктов, курсантов и слушателей государственных образовательных учреждений, в которых изучаются военные и специальные аспекты современного международного права, а также для всех, кто интересуется правовой культурой, дипломатией и внешней политикой Российского государств

 

 

Оглавление

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

I ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

II ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

III ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

IV СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

V ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

VI ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

VII ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ И КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО

VIII ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

IX ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

X ПРАВО СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

XI МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

XII ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

XIII МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

XIV МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

XV МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

XVI МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

XVII ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

XVIII ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

XIX РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

XX МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

XXI МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

ТЕМЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

УКАЗАТЕЛИ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Российское государство обладает величайшим международно-правовым опытом. Многие древние хартии, договоры и трактаты, канонизированные человечеством как эталон юридической мудрости, хранят печать российской государственности. Со времен договоров русских князей Олега (907, 911), Игоря (945) и Святослава (971) этот опыт заключает в себе тысячелетнее международно-правовое бытие России.

В современных международных отношениях наша страна выполняет миссию по поддержанию эффективной системы международной безопасности. Обеспечение защищенности Российского государства от внешних и внутренних угроз основывается на правовых методах. При решении этой задачи учитываются фундаментальные особенности международного права, исторические условия развития и психология российского общества.

Одной из основных проблем разработки эффективной международной стратегии России является создание атмосферы общенационального понимания и уважения международного правового законодательства.

Российский международно-правовой потенциал создает необходимые предпосылки для формирования устойчивых общенациональных ценностей и интересов, консолидации усилий в достижении политической стабильности в обществе, укрепления государственности, обеспечения безопасности гражданина и общества, формирования устойчивых норм нравственного поведения в политике, экономике и общественной жизни.

Изучение международного права в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования России предусмотрено Государственным образовательным стандартом. Международное право преподается и во многих военно-учебных и специальных учреждениях, осуществляющих подготовку офицеров-юристов.

Этот учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям юридического профиля, для офицеров Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов внутренних дел Российской Федерации, адъюнктов, преподавателей, курсантов и слушателей государственных образовательных учреждений, в которых изучаются военные и специальные аспекты современного международного права, а также внешнеполитические проблемы национальной безопасности России.

Курс международного права имеет три главные цели: общеобразовательную, правоведческую и практическую. Международно-правовые знания представляют собой сложный комплекс, при изучении которого требуются широкий кругозор и правовая культура, а также высокое профессиональное мастерство. Комплекс этих знаний необходим непосредственно в боевых условиях, при решении служебных задач, особенно в процессе взаимодействия с военнослужащими дружественных армий или сотрудниками правоохранительных служб зарубежных государств, а также международных организаций.

В учебнике отражены особенности международного права, действующего в областях обеспечения безопасности, борьбы с преступностью, урегулирования вооруженных конфликтов и международной ответственности. Структура и содержание учебника соответствуют программе и тематическому плану курса международного публичного права, который изучается в ряде ведущих московских университетов.

Особое внимание уделено рассмотрению в международно-правовых аспектах действующих доктринальных источников: Концепции национальной безопасности, Концепции внешней политики, Концепции совместной оборонной политики Союза Белоруссии и России, Основ пограничной политики, Военной доктрины, Морской доктрины Российской Федерации и др.

Знание международного права российскими офицерами-юристами способствует обеспечению правового статуса граждан, принятию законных и обоснованных решений в сложных условиях современной военно-политической обстановки, повышению боевой готовности сил национальной безопасности, профессиональной культуры должностных лиц, укреплению дисциплины, предупреждению правонарушений, поддержанию правопорядка и законности.

Целью учебника является формирование у студентов, курсантов и слушателей прочных основ знаний в области современного международного права, выработка стойкого правового мировоззрения при анализе сложных явлений современных международных отношений, а также воспитание навыков предметно-юридического подхода к осмыслению и применению в профессиональной деятельности международно-правовых норм. Поэтому автор считает важным давать подробные ссылки на теоретические и нормативные источники.

Обеспечение обороноспособности и безопасности нашей Родины требует от офицеров постоянного совершенствования своей юридической грамотности и внедрения исторического правового опыта в практику. Учебник усилен историческим разделом, который может способствовать укреплению правового мировоззрения не только студентов юридических вузов, но и офицеров России.

Данное издание отличается профессионально ориентированным отбором нормативного материала и освещением общественно-политических и международных событий с позиций патриотизма, государственного служения национальным интересам Российской Федерации.

Автор

 

IX ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

Отрасль европейского права[128] объединяет международно-правовые источники, определяющие региональное сотрудничество европейских государств, независимо от их членства в Европейском союзе (ЕС). Россия, не будучи членом Евросоюза, участвует практически во всех правовых механизмах европейского сотрудничества. Европейское право представляет собой специфическую систему, возникшую на стыке международного и внутригосударственного права государств Европы. В этой системе самостоятельное место принадлежит международно-правовой интеграции государств – членов Европейского союза.

Право Европейского союзапредставляет собой внутреннее право международной организации – Европейского союза и включает в себя ее юридические источники, цели, принципы, самостоятельный предмет и оригинальный метод правового регулирования.[129] Право Европейского Союза сложилось в ходе развития социально-экономической интеграции западноевропейских государств в результате реализации наднациональной компетенции созданных ими международных институтов.

Центральным звеном права Европейского союза являются так называемые ценности Союза, определяющие его смысл и развитие. К ценностям Союза относится, например, принцип верховенства права Евросоюза. Он означает, что Конституция и правовая система, принятые институтами Евросоюза во исполнение полученных полномочий, пользуются приматом в отношении правовой системы государств – членов ЕС. Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС без какой-либо трансформации на территории государств – членов ЕС.

К числу общих ценностей ЕС относятся принципы: уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и на уважении прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов. Они обеспечивают плюрализм, недискриминацию, веротерпимость, правосудие, солидарность и равенство женщин и мужчин.

Система источников права ЕС включает в себя две основные группы актов – акты первичного права и акты вторичного права.

Первичное право ЕС включает все учредительные договоры Евросоюза – Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (1951), Римский договор (1957), Договор о Евроатоме (1957), Маастрихтский договор о Европейском союзе (1992), а также международные договоры, изменяющие и дополняющие их: Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ (1965), Бюджетный договор (1970, 1975), Единый европейский акт (1986), Амстердамский и Ниццкий договоры о реформе ЕС (1997, 2001), а также Конституция Европейского союза (2004).

Вторичное право ЕС включает акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. К актам вторичного права относятся регламенты, директивы, решения органов ЕС, акты индивидуального применения, рекомендации и заключения. Существенный массив актов этой категории образуют документы о координации («общие ориентиры», «общая позиция», «совместная акция», «общая стратегия» и др.). Отдельную категорию составляют акты юрисдикции – решения Европейского суда.

Общей тенденцией развития права Европейского союза является кодификация норм первичного и вторичного права союза. Лаакенская декларация ЕС (2001) закрепила эту тенденцию, в результате чего была создана Конституция Евросоюза.

Конституция Евросоюзабыла подписана 29 октября 2004 г. в Риме – там же, где в 1957 г. поставили свои подписи под договорами о создании Европейского экономического сообщества и Европейского атомного сообщества представители стран – основательниц ЕС – Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Конституция ЕС представляет собой уникальный юридический фолиант, содержащий 5 глав, 448 статей общим объемом около 500 страниц. Конституция вступит в силу после ее ратификации всеми странами – участницами Евросоюза.

Членство в Евросоюзе вправе приобрести любое европейское государство, которое уважает общие цели и ценности Союза и готово их развивать (Конституция ЕС, ст. 1–2, 1—58). Любое европейское государство, которое пожелает стать членом ЕС, должно направить заявление в Совет ЕС и уведомление в Европарламент. Решение о членстве принимает консенсусом Совет ЕС по согласованию с Еврокомиссией и Европарламентом. Это решение предваряется заключением соглашений государства-кандидата с каждым из государств – членов ЕС. Государствами – членами Евросоюза являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония – всего 25 стран. В 2005 г. в качестве кандидатов на вступление в Евросоюз рассматривались Болгария, Румыния, Турция и Хорватия.

Становление Евросоюза происходило по мере усиления интеграционных процессов в Западной Европе, которое прошло путь от Европейского объединения угля и стали, через Европейское экономическое сообщество к полномасштабному Союзу. Европейский союз сегодня – это организация со сложной, комплексной структурой, складывающейся из многих компонентов. Функционирование каждого из них подчиняется разным по характеру и содержанию правовым актам. Важным условием целостности Евросоюза выступает также наличие единой системы руководящих органов и институтов.

На рубеже XXI в. Евросоюз вступил в новый этап преобразований, цель которых – сделать эту организацию более демократической и способной эффективно функционировать. Амстердамский договор (1997) и Ниццкий договор (2001) внесли изменения в содержание учредительных документов Евросоюза. В 2002 г. был созван «Конвент о будущем Союза», в который вошли депутаты Европарламента, Еврокомиссии, представители глав государств и правительств. Председателем Конвента стал бывший президент Франции В. Жискар д'Эстэн, под руководством которого была осуществлена разработка Конституции Евросоюза.

Евросоюз обладает международной правосубъектностью (Конституция ЕС, ст. 1–7) и выступает как надгосударственная (наднациональная) организация, в пользу которой государства ЕС добровольно ограничили свой суверенитет. Евросоюз – это государственно-подобное образование, постепенно эволюционирующее в сторону конфедерации. Он наделен статусом международной межправительственной организации.

Федерализация представляет собой долгосрочную доминанту современного развития Евросоюза. По мере разворачивания интеграционных процессов федерализация воплощается в построении общего рынка, на основе которого создается пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное перемещение товаров, людей, услуг и капиталов (Договор об учреждении Европейского сообщества, ст. 14). Наряду с этим Евросоюз уважает равенство государств-членов, а также их национальную самобытность, неотъемлемую от их основных политических и конституционных структур, включая региональное и местное самоуправление.

ЕС уважает неотъемлемые функции государства, включая обеспечение его территориальной целостности, поддержание правопорядка и обеспечение национальной безопасности (Конституция ЕС, ст. 1–5).

Ц е л и Евросоюза, состоят в обеспечении мира и благосостояния его народов, сохранении ценностей Союза (Конституция ЕС, ст. 1–3). Евросоюз предлагает своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, внутренний рынок, где конкуренция свободна и совершенна. Союз функционирует для обеспечения устойчивого развития Европы, основанного на сбалансированном экономическом росте и стабильности цен, высококонкурентной социально-ориентированной рыночной экономике, стремясь к обеспечению полной занятости и общественного прогресса, а также достижения высокого уровня защиты и улучшения качества окружающей среды. Он способствует научно-техническому прогрессу. ЕС борется с социальным отторжением и различными формами дискриминации и способствует обеспечению правосудия и социальной защиты, равенства женщин и мужчин, солидарности между поколениями и защиты прав ребенка. ЕС способствует экономической, социальной и территориальной сплоченности и солидарности между государствами-членами. Евросоюз уважает богатство культурного и языкового многообразия и обеспечивает сохранение и развитие европейского культурного наследия.

В своих отношениях с остальным миром Евросоюз утверждает и продвигает свои ценности и интересы. Он способствует миру, безопасности и устойчивому развитию планеты, солидарности и взаимному уважению между народами, свободной и честной торговле, ликвидации бедности и защите прав человека, в особенности – прав ребенка, а также строгому соблюдению норм и развитию международного права, включая уважение принципов Устава ООН. Достижение этих целей осуществляется строго в рамках полномочий, предоставленных ЕС Конституцией и другими актами.

Компетенция Евросоюзаопределяется принципами: а) атрибутивности, б) субсидиарности, в) пропорциональности (Конституция ЕС, ст. 1—11).

Принцип атрибутивности означает, что ЕС действует в рамках той компетенции, которой его наделили государства-члены; вопросы, не подпадающие под юрисдикцию Союза, остаются в компетенции государств-членов.

Принцип субсидиарности предполагает, что если цели предполагаемого действия не могут быть достигнуты в достаточной мере на национальном, региональном или локальном уровнях с участием государств-членов, то они должны быть более успешно достигнуты Союзом в тех областях, которые не подпадают под его исключительную юрисдикцию.

Принцип пропорциональности состоит в том, что содержание и форма инициатив Евросоюза не могут идти далее того, что необходимо для достижения его целей.

В случаях когда Евросоюз обладает исключительной компетенцией в определенной сфере, он является единственной структурой, которая вправе осуществлять законодательную деятельность и принимать юридически обязательные акты, в то время как государства – члены ЕС имеют такое право либо при условии, что Союз уполномочил их, либо имеют цель реализации актов ЕС. Союз и государства-члены могут совместно осуществлять законодательную деятельность и совместно принимать юридически обязательные акты. Государства-члены координируют свою политику в сферах, отнесенных к компетенции ЕС. За Союзом закрепляется право определять и реализовывать общую внешнюю политику и политику безопасности, включая вопросы, относящиеся к общей оборонной политике. ЕС обладает правом поддерживать, координировать и дополнять действия государств-членов без ущерба для их национальной юрисдикции.

Исключительная компетенция Евросоюза (Конституция ЕС, ст. 1—13) распространяется на следующие сферы:

а) таможенный союз;

б) становление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка;

в) кредитно-денежная политика для тех государств-членов, валютой которых является евро;

г) сохранение морских биоресурсов в рамках общей политики рыболовства;

д) общая торговая политика;

е) заключение международных соглашений в сфере внутренних дел.

Сфера с о в м е с т н о й компетенции ЕС и государств-членов включает:

а) внутренний рынок;

б) социальную политику;

в) экономическое, социальное и территориальное сплочение;

г) сельское хозяйство, рыболовство, за исключением защиты морских биоресурсов;

д) охрану окружающей среды;

е) защиту прав потребителя;

ж) транспорт;

з) трансъевропейские сети;

и) энергетику;

к) пространство свободы, безопасности и правосудия;

л) социальное обеспечение и здравоохранение;

м) исследования, технологическое развитие и космонавтика и др.

В гуманитарной сфере сотрудничества ЕС обладает правом вести политику от лица всех государств-членов, однако это не должно создавать препятствий для реализации ими своих прав.

Гражданство Евросоюзадополняет национальное гражданство и не заменяет его. Гражданством Союза обладает каждый гражданин государства – члена ЕС. Граждане Евросоюза пользуются правами и выполняют ряд обязанностей. Так, они пользуются правом свободного передвижения и выбора места жительства на территории государств – членов ЕС. Граждане ЕС вправе участвовать в голосовании и выдвигать свою кандидатуру на выборах в Европейский парламент. Они пользуются защитой ЕС, находясь на территории третьих стран. Граждане ЕС вправе обращаться с жалобами в Европейский парламент, в институты и консультативные органы Союза на любом из языков ЕС и вправе получать ответы на том же языке. Эти права реализуются в соответствии с условиями и ограничениями, установленными правом Евросоюза.

Институциональная структура Евросоюзанаправлена на продвижение его ценностей и достижение его целей, обеспечение неизменности, эффективности и преемственности его курса и действий. В институциональную структуру входят: а) Европейский парламент; б) Европейский совет; в) Совет министров; г) Европейская комиссия; д) Суд Евросоюза.

Каждый институт действует в пределах полномочий, возложенных на него правом ЕС, и в соответствии с установленными процедурами и условиями. Институты ЕС придерживаются принципа взаимного честного сотрудничества (Конституция ЕС, ст. 1—19).

Европейский парламентсовместно с Советом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он осуществляет также функции политического контроля и консультирования; избирает председателя Евроко-миссии. Европарламент состоит из 750 представителей граждан Союза, избираемых на пропорциональной основе. Государство – член ЕС имеет не менее 6 и не свыше 96 мест в Европарламенте. Члены Европарламента избираются сроком на 5 лет в ходе всеобщих и прямых, свободных и тайных выборов. Европарламент избирает из числа своих членов председателя и других должностных лиц.

Европейский советгенерирует развитие Союза и определяет его общие политические ориентиры и приоритеты, но не осуществляет законодательную деятельность. В состав Евросовета входят его председатель, главы государств или правительств государств-членов, председатель Ев-рокомиссии, а также министр иностранных дел ЕС. Евросовет созывается председателем ежеквартально или по мере необходимости, когда того требует повестка дня. Решение Евросовета принимаются на основе принципа консенсуса.

Совет министров ЕСсовместно с Европейским парламентом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он разрабатывает политический курс и выполняет координирующие задачи. Совет министров состоит из представителей государств-членов на уровне министров, которые занимаются данными вопросами и правомочны выражать волю своих государств в соответствующих сферах. Он принимает решение квалифицированным большинством.

Европейская комиссияследует общим интересам ЕС и выступает с соответствующими инициативами. Она обеспечивает реализацию права ЕС и мер, принятых его структурами, занимается наблюдением за применением права Союза под контролем суда ЕС. Комиссия формирует бюджет и руководит осуществлением программ ЕС. Она осуществляет исполнительную и координирующую функции. За исключением общей внешней политики и политики безопасности Еврокомиссия выражает интересы ЕС, обеспечивает представительство Союза на международной арене. Комиссия осуществляет ежегодное и долгосрочное планирование межинституциональных мер. Законодательные акты Союза могут быть приняты только по инициативе Комиссии. Члены Комиссии выбираются сроком на 5 лет на основе их компетентности в европейских делах из числа лиц, чья беспристрастность не вызывает сомнения.

В состав Еврокомиссии входят по одному представителю от каждого государства-члена, председатель и министр иностранных дел Союза, являющийся одним из заместителей председателя. По истечении 5-летнего срока работы Комиссия обновляется на две трети состава на основе системы справедливой ротации между государствами-членами. Эта система устанавливается решением, принимаемым единогласно Европейским советом на основе адекватного представительства всех государств-членов в демографическом и геогеографическом плане.

При осуществлении своих полномочий Еврокомиссия должна быть абсолютно независимой и беспристрастной. Ее членам запрещается запрашивать и принимать инструкции со стороны национальных правительств или других институтов, органов, учреждений или организаций. Члены Еврокомиссии обязаны воздерживаться от любых действий, несовместимых с их обязанностями или выполнением поставленных задач. Еврокомиссия как орган несет ответственность перед Европарламентом, который может выдвинуть ей резолюцию порицания. В этом случае члены Еврокомиссии обязаны коллективно уйти в отставку.

Суд Европейского союзавключает суд, суд общей юрисдикции и специализированные суды. Он обеспечивает соблюдение, трактовку и применение права ЕС. Суд состоит из одного судьи от каждого из государств – членов ЕС. В работе Суда ЕС участвуют генеральные адвокаты ЕС. В Суд ЕС общей юрисдикции назначается не менее чем по одному судье от каждого государства – члена ЕС. Судьи и генеральные адвокаты Суда и судьи Суда общей юрисдикции выбираются из числа лиц, чья компетентность, независимость находятся вне всяких сомнений. Они назначаются с общего согласия правительствами государств-членов сроком на 6 лет. Судьи и генеральные адвокаты, срок полномочия которых истек, могут быть назначены вновь. Суд ЕС вправе принимать решения относительно действий государств – членов ЕС, институтов ЕС, физических и юридических лиц. По запросу национальных судов государств-членов он принимает предварительные решения, связанные с трактовкой права ЕС или законности актов, принятых институтами ЕС.

Сотрудничество России и Евросоюзаосуществляется на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (подписано в 1994 г., вступило в силу в 1997 г.). Оно предусматривает развитие углубленных отношений между Россией и Европейским союзом в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой, гуманитарной областях; определяет основные цели, направления и механизмы сотрудничества.

Ключевую роль в институциональной системе взаимодействия играют встречи на высшем уровне по формуле: Президент РФ – Председатель Европейского совета и Председатель Комиссии ЕС. Такие встречи проходят два раза в год.

Именно Россия стала первым партнером, по отношению к которому была выработана Коллективная стратегия ЕС (1999), которая сформировала политическую основу отношений между сторонами.

10 мая 2005 г. в Москве состоялся XV саммит «Россия – ЕС», итогом которого стало принятие основополагающих договоренностей – «дорожных карт» по формированию четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты.

Сформирован механизм взаимодействия Правительства РФ и Комиссии ЕС. Два раза в год организуются консультации Министра иностранных дел РФ с министерской «тройкой» ЕС. Ежегодно во время сессии ГА ООН проходят встречи министров иностранных дел России и стран – членов ЕС. Действуют Постоянный совет партнерства на уровне министров, Комитет сотрудничества на уровне старших должностных лиц, а также Комитет парламентского сотрудничества. Проводится регулярный обмен мнениями в контексте формирующейся в рамках ЕС европейской политики в области безопасности и обороны.

В соответствии с Совместным заявлением от 27 апреля 2004 г. Россия ратифицировала Протокол о распространении сотрудничества России и ЕС на вновь принятые в Евросоюз страны. Наиболее спорными во взаимоотношениях России и ЕС остаются проблемы русскоязычного населения Латвии и Эстонии, а также калининградского грузового транзита.

Динамично развиваются торгово-экономические отношения. Товарооборот между Россией и ЕС составляет свыше 125 млрд евро. На долю Евросоюза приходится более 50 процентов российского внешнеторгового оборота и около 70 процентов накопленного иностранного капитала в экономике России. Россия занимает пятое место (после США, Швейцарии, Китая и Японии) в списке стран – экспортеров в ЕС и шестое место – среди покупателей европейской продукции.

Россия возглавляет список стран – поставщиков в ЕС природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов. В рамках продолжающегося энергодиалога ведется работа по созданию условий для наращивания поставок российских энергоносителей, включая электроэнергию, в страны ЕС, а также встречное инвестирование в топливно-энергетический комплекс России.

Развивается диалог России и ЕС с целью выработки адаптированных к складывающимся условиям механизмов сотрудничества и правовой базы.

В соответствии с положениями Коллективной стратегии Европейский союз намерен работать с Россией для достижения следующих принципиальных целей: укрепление демократии; интеграция России в общее европейское экономическое и социальное пространство; сотрудничество по укреплению стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами; решение общих задач на европейском континенте (таких, как: энергетическая политика; ядерная безопасность; защита окружающей среды; борьба с организованной преступностью, торговлей наркотиками и людьми, «отмыванием денег»).

Россия следует Стратегии развития отношений с ЕС до 2010 г., в которой определены задачи развития отношений России и ЕС и способы решения этих задач. Эта стратегия нацелена на строительство единой Европы без разделительных линий, а также на взаимосвязанное и сбалансированное укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе.

Политический диалог России и ЕС ориентирован на создание более тесных экономических и политических связей, содействие переходу России к рыночной экономике, укрепление демократических институтов и уважение прав человека в России, создание новых форм консультаций и сотрудничества для повышения международной безопасности.

Вопросы, обсуждаемые в рамках политического диалога, включают внутренние события в ЕС и России (как, например, расширение ЕС, Конвент ЕС, европейская политика безопасности и обороны, ход реформ в России) и сотрудничество в решении международных вопросов (в таких регионах, как Ближний Восток, Ирак, Западные Балканы, Афганистан, Молдавия). Большое внимание в двусторонних дискуссиях уделяется борьбе с терроризмом.

Европейская политика безопасности и обороны, проводящаяся с 1999 г., нацелена на создание гражданского и военного потенциала Евросоюза, необходимого для ведения различных гуманитарных операций, операций по поддержанию мира и операций по принуждению к миру, которые часто называют «Петерсбергскими миссиями». Россия, например, приняла участие в первой операции – полицейской миссии ЕС в Боснии и Герцеговине, которая началась 2003 г. В перспективе сотрудничество охватит общие стратегические политические отношения и особенно отношения в области безопасности.

Россия и ЕС расширяют диалог по вопросам безопасности и кризисного регулирования с целью реагирования на современные глобальные и региональные вызовы и основные угрозы, особенно такие, как терроризм, распространение оружия массового уничтожения, существующие и потенциальные региональные и локальные конфликты.

Юстиция и внутренние дела – относительно новая область сотрудничества ЕС и России. Наша страна направляет свои усилия на предотвращение такой незаконной деятельности, как торговля наркотиками, «отмывание денег», организованная преступность, незаконная миграция, торговля людьми и автомобильные кражи. Сотрудничество также включает в себя содействие развитию пограничной инфраструктуры, совершенствование таможенных и пограничных постов и повышение профессионального уровня их сотрудников. И Евросоюз, и Россия рассматривают эти направления работы как приоритетные. Ведется диалог о безвизовом режиме между ЕС и Россией.

Отношения России и Европейского союза в области юстиции и внутренних дел основаны на Плане действий против организованной преступности (2000). Борьба с терроризмом является важнейшим аспектом сотрудничества между ЕС и Россией в этой области. Достигнуто соглашение о сотрудничестве в обмене технической и стратегической информацией между Европолом и Россией. Развиваются следующие направления взаимодействия России и ЕС: борьба с легализацией доходов от незаконной деятельности; борьба с незаконной миграцией, противодействие торговле людьми; совершенствование пограничного контроля (включая таможенный контроль) на пунктах пересечения границы между Россией, странами – членами ЕС и третьими странами. Сюда входит модернизация служб и оборудования на пограничных пунктах и повышение профессионального уровня офицеров таможенных и пограничных служб.

Содействие Евросоюза реформе российской судебной и правовой системы ведется путем обучения судей, судебных администраторов и сотрудников арбитражных судов для укрепления правовой защиты прав граждан и участников экономической деятельности.

Финансовыми инструментами сотрудничества между ЕС и Россией является программа «Тасис», ориентированная на правовую защиту участников экономической деятельности, защиту прав граждан и обучение судей и других госслужащих. Европейская инициатива в области демократии и прав человека обеспечивает предоставление грантов неправительственным организациям, работающим в области демократизации и прав человека.

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Понятие международного публичного права.

2. Юридические свойства международного права.

3. История международного права: Древний Рим, Древний Египет и Древняя Греция.

4. История международного права: средневековая Западная Европа.

5. История международного права: Российская империя.

6. История международного права: основные научные школы.

7. Функции международного права и его исполнение.

8. Политика и сила в международном праве.

9. Источники международного права, свойства и классификация норм.

10. Система международного права (отрасли и институты).

11. Кодификация и прогрессивное развитие международного права.

12. Соотношение внутригосударственного законодательства и международного права.

13. Международная правосубъектность в федерациях (на примере Российской Федерации).

14. Понятие и виды субъектов международного права.

15. Понятие суверенитета в международном праве.

16. Признание государств в международном праве.

17. Правопреемство в международном праве.

18. Субъекты международного права.

19. Принцип неприменения силы или угрозы силой.

20. Принцип мирного разрешения международных споров.

21. Принцип невмешательства во внутренние дела.

22. Принцип сотрудничества государств.

23. Принцип равноправия и самоопределения народов.

24. Принцип суверенного равенства государств.

25. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

26. Принцип нерушимости границ.

27. Принцип территориальной целостности.

28. Принцип уважения прав человека.

29. Понятие и источники права международных договоров.

30. Международный договор как основной источник международного права.

31. Классификация международных договоров.

32. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров.

33. Способы прекращения международных договоров.

34. Дипломатическое право: понятие и источники.

35. Органы внешних сношений государства.

36. Понятие и источники консульского права.

37. Функции консула.

38. Дипломатические привилегии и иммунитеты.

39. Понятие права международных организаций.

40. Международные конференции.

41. Классификация международных организаций.

42. Организация Объединенных Наций (ООН): понятие и цели.

43. Структура ООН и полномочия ее главных органов.

44. Совет Безопасности ООН.

45. Организация Североатлантического договора (НАТО).

46. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

47. Международно-правовой статус Интерпола.

48. Понятие и источники Европейского права.

49. Понятие населения в международном праве.

50. Гражданство (подданство) в международном праве.

51. Международно-правовой статус иностранцев.

52. Международная защита прав и свобод человека.

53. Всеобщая декларация прав человека (1948).

54. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.057 с.)