Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VIII право международных организацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современные международные отношения, политический диалог и сотрудничество государств немыслимы без форумов доброй воли и компромисса. Государства мира поставили перед собой благородные цели: избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права человека и в равенство прав больших и малых наций, обеспечить справедливость и соблюдение норм международного права, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. Перенесение высоких целей в практическую плоскость требует создания организаций перманентного отстаивания aison d'etre (оснований своего бытия) в видоизменяющейся международной среде. Во второй половине ХХв. система международных отношений трижды претерпевала коренные изменения: установление послевоенного мироустройства победителями во Второй мировой войне, биполярное противостояние времен «холодной войны» и переход к глобализации,[100] крушение колониализма и появление новых государств. Развитие экономических, политических связей между государствами, научно-технические достижения закономерно обусловили появление и рост числа международных конференций и организаций, которые стали центрами сотрудничества государств. Международные конференции – временные коллективные органы, где официальные представители государств-участников обсуждают и принимают решения по всем вопросам, представляющим взаимный интерес. Международные конференции могут быть межправительственными и неправительственными. Они носят различные наименования (конгрессы, совещания, встречи и др.), однако это не влияет на юридическую силу принимаемых ими решений. Международные конференции проводятся на различных уровнях: глав государств и правительств, министров, специальных уполномоченных; созываются по инициативе одного, нескольких государств или международной организации. Участниками международных конференций, как правило, являются представители заинтересованных государств. Порядок работы конференции определяется правилами процедуры, которые предусматривают условия обсуждения, голосования, опубликования дипломатических документов, протоколов и заключительных актов на официальных языках. Так, официальными языками ООН, согласно ее Уставу (ст. 111), являются русский, английский, французский, испанский, китайский, арабский. Состав делегаций по структуре определяется правилами процедуры конференций. Обычно делегация каждого государства состоит из аккредитованных представителей, необходимого числа их заместителей, а также советников и экспертов. Общие положения, касающиеся состава делегаций на конференциях, созываемых межправительственными организациями или под их эгидой, регламентируются Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975). Помимо главы делегации, делегация может включать делегатов, дипломатический персонал, административно-технический и обслуживающий персонал. Каждая делегация, как правило, представляет одно государство. Независимо от характера конференции (политического или технического) участвующие в ней делегации официально представляют интересы направивших их суверенных государств, следовательно, должны обладать всеми необходимыми возможностями для выполнения своих задач (ст. 51). Рабочий язык – это язык, на котором выступают делегаты. Он устанавливается в зависимости от состава участников конференции. Если какая-либо делегация выступает на другом языке, то, как правило, она сама обеспечивает перевод на рабочий язык конференции. Правила процедуры международных конференций представляют собой юридический документ, который принимается от имени делегаций, участвующих в конференции. Каких-либо единых правил процедуры для проведения конференций не выработано. Условно можно говорить об обычных нормах в этой области. Правила процедуры регламентируют следующие аспекты работы конференций: ♦ порядок утверждения повестки дня; ♦ порядок образования вспомогательных органов; ♦ установление необходимого кворума для начала работы (обычно – простое большинство зарегистрировавшихся делегаций); ♦ полномочия председателя; ♦ очередность выступлений; ♦ очередность постановки на голосование процедурных предложений и др. Решения конференции могут приниматься единогласно или большинством голосов (простым или квалифицированным). Широкое распространение получила практика принятия решений путем консенсуса.[101] Каждая делегация на конференции имеет только один голос. В этом правиле находит, в частности, свое выражение принцип суверенного равенства государств. Голосование может быть открытым или тайным. Конференции считаются законченными, когда достигается цель их работы в виде заключения тех или иных соглашений или после того, как участники переговоров приходят к выводу о невозможности соглашения из-за непримиримости точек зрения представленных государств. Окончание конференции обычно оформляется заключительным актом или протоколом, подписанным всеми участниками. Существуют и другие формы, например декларации, заявления. Принятие окончательного документа не означает, что государства уже взяли на себя соответствующие обязательства, но свидетельствует о том, что ими выработана определенная норма. Признание ее обязательной реализуется в соответствии с национальным законодательством. Если международная конференция созывается для заключения мирных договоров, то ее решения обязательны для всех участников. Международные конференции могут закреплять в своих решениях общепризнанные нормы и принципы международного права. Такие решения обязательны для государств. Например, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) закреплены императивные принципы международного права. Международные организации представляют собой постоянно действующие объединения двух или более государств, созданные на основе международного договора, наделяющего эти объединения правами и обязанностями в отдельных областях международного сотрудничества. Право международных организаций – это отрасль современного международного права, система норм которой определяет правовое положение международных организаций (структуру, компетенцию, порядок деятельности и порядок принятия ими решений), а также условия их сотрудничества друг с другом и с государствами.[102] ♦ По юридической природе и их роли в международных отношениях международные организации делятся на межправительственные, межпарламентские и неправительственные; ♦ по направлениям деятельности различают общие организации (ООН) и специальные организации (ИКАО, ИМКО, Интерпол Евроюст и др.); ♦ по числу участников международные организации делятся на универсальные (ООН) и региональные (СНГ, Европейский союз, Лига американских государств и др.). Международные межправительственные организации (ММО) создаются для достижения определенных целей в отдельных областях международных отношений.[103] Такие международные организации нельзя приравнивать к суверенным государствам. Они являются производными субъектами международного права. Их появление и ликвидация зависят от воли создающих их государств, которая выражена в учредительном акте; в нем же закрепляются права и обязанности международной организации, а также ее цели, задачи и компетенция. В деятельности всех органов международных, межправительственных организаций участвуют официально назначенные представители и делегации; при ряде организаций существуют специальные представительства государств. Поскольку участниками международных организаций являются суверенные государства, то они не могут приобретать наднационального характера. Международные неправительственные организации (МНПО) – это любые международные организации, не учрежденные на основании межправительственных соглашений. Такие организации обладают рядом прав и обязанностей: они могут заключать договоры о найме персонала, владеть движимым и недвижимым имуществом, выступать в судебных и арбитражных органах. Некоторые из них имеют консультативный статус в системе ООН. Установлены две категории такого статуса: I категория (общий консультативный статус) предоставляется тем МНПО, которые связаны с большинством видов деятельности Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), могут вносить постоянный и существенный вклад в деятельность ООН (Всемирная федерация профсоюзов, Межпарламентский союз и др.); II категория (специальный консультативный статус) предоставляется МНПО, имеющим специальную компетенцию лишь в отдельных видах деятельности ЭКОСОС (Международная ассоциация юристов-демократов, Международная организация журналистов и др.). МНПО представляет собой широкое и массовое антивоенное движение, в котором активно действуют люди различного социального положения, политических взглядов и идейных убеждений. Юридическую природу международных организаций составляют международные соглашения (учредительные акты) о создании таких организаций. В этих соглашениях регулируются вопросы компетенции, членства, порядок принятия решений и другие условия. Деятельность международных организаций применительно к конкретному государству-участнику определяется национальным законодательством этого государства и характером его политической интеграции в системе международных отношений. Организация Объединенных Наций (ООН) занимает центральное место в современных международных отношениях. В ее создании решающую роль сыграл Советский Союз. ООН сформировалась в ходе борьбы народов против фашизма.[104] Первым международным соглашением, в котором выдвигалась идея создания международной организации по поддержанию международного мира, была Декларация Советского Союза и Польши от 4 декабря 1941 г., в которой говорилось о необходимости создания международной организации, основанной на уважении к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех государств. Эта идея получила одобрение союзных государств, подписавших 1 января 1942 г. Декларацию Объединенных Наций[105] (отсюда и было взято название для этой международной организации). Следующим шагом на пути к созданию ООН стала Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Англии (19–30 октября 1943 г.). В принятой декларации[106] выражалась необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые.[107] В соответствии с Московской декларацией 21 августа 1944 г. была проведена конференция по выработке Устава будущей международной организации, на которой в основном были согласованы предложения по Уставу, структуре, функциям главных органов ООН.[108] На Крымской конференции (февраль 1945 г.) были достигнуты соглашения о порядке голосования в Совете Безопасности и о составе первоначальных членов будущей организации, а также принято решение созвать 25 апреля 1945 г. международную конференцию для принятия Устава ООН. В ее работе участвовали 50 государств, и она закончилась подписанием Устава ООН 26 июня 1945 г.[109] После его ратификации и сдачи ратификационных грамот пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств Устав ООН, который является величайшим нормативным актом всех времен и народов, вступил в силу 24 октября 1945 г.[110] Цели ООН закреплены в главе I Устава ООН, которая содержит две статьи: первая закрепляет цели, вторая – принципы ООН. Таким образом, Устав ООН рассматривает цели и принципы в тесной, нерасторжимой связи. Первая цель ООН – поддержание международного мира и безопасности. Для достижения этой цели государства взяли на себя обязательство принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира. Второй целью ООН является развитие дружественных отношений между народами, т. е. не только предотвращение актов агрессии и опасных для мира ситуаций, но и осуществление широкой программы развития сотрудничества между членами ООН. Третья цель ООН – быть центром международного сотрудничества в экономической, социальной, культурной, гуманитарной и других областях. Цели ООН соответствуют основным принципам,[111] в соответствии с которыми должны действовать как сама организация, так и ее члены. Эти принципы конкретизируют, уточняют цели и определяют пути и методы их достижения. Членство в ООН, согласно ст. 4 Устава ООН, открыто для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и могут и желают эти обязательства выполнять.[112] Прием в ООН производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности (ст. 4, п. 2), принятой голосами не менее девяти членов Совета Безопасности, включая совпадающие голоса постоянных его членов; решение Генеральной Ассамблеи принимается большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН (ст. 18, п. 4). Государства, систематически нарушающие Устав ООН, могут быть исключены из ООН решением Генеральной Ассамблеи ООН по рекомендации Совета Безопасности (ст. 6). Бюджет ООН складывается из членских взносов государств. Общие расходы ООН определяются Комитетом по административным и бюджетным вопросам и утверждаются Генеральной Ассамблеей ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи по бюджетным вопросам утверждаются большинством в две трети голосов и имеют обязательную юридическую силу для государств – членов ООН. После утверждения бюджета его доходная часть распределяется между государствами-членами в соответствии со шкалой взносов. Кроме регулярного бюджета, пополняемого за счет членских взносов, ООН получает добровольные взносы и из других источников. Структура ООН, согласно ст. 7 Устава организации, включает главные и вспомогательные органы. Последние создаются главными органами по мере необходимости. Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд, Секретариат. Генеральная Ассамблея ООН состоит из представителей всех государств – членов ООН. Свою работу она организует, собираясь ежегодно на сессии. Также могут созываться специальные сессии по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. В случае совершения акта агрессии против одного из членов ООН по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН в течение 24 часов может быть созвана чрезвычайная специальная сессия. Свои функции во время сессий Генеральная Ассамблея выполняет с помощью семи главных комитетов: комитета по политическим вопросам и вопросам безопасности; специального комитета; комитета по экономическим и финансовым вопросам; комитета по специальным, гуманитарным и культурным вопросам; комитета по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий; комитета по административным и бюджетным вопросам; комитета по правовым вопросам. Для координации работы комитетов создается Генеральный комитет в составе председателя Ассамблеи, его семнадцати заместителей и председателей семи главных комитетов. Являясь главным органом ООН, Генеральная Ассамблея правомочна обсуждать любые вопросы, относящиеся к полномочиям любого из органов ООН, и давать рекомендации членам ООН и Совету Безопасности (Устав ООН, ст. 10). Генеральная Ассамблея правомочна: рассматривать общие принципы международного сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности и давать рекомендации; проводить исследования и давать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, развития международного права и его кодификации, осуществления прав и основных свобод человека и содействия международному сотрудничеству в экономической и социальной областях, в области культуры, образования и здравоохранения (ст. 11). Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других главных органов. Полномочия Генеральной Ассамблеи ограничены с учетом особых полномочий Совета Безопасности. Одно из таких ограничений составляют споры, в отношении которых Совет Безопасности выполняет функции, возложенные на него Уставом ООН; любой вопрос, по которому необходимо принять решение о действиях, передается Генеральной Ассамблеей на рассмотрение Совету Безопасности до или после его обсуждения (ст. 11). Другая категория полномочий Генеральной Ассамблеи касается принятия в организацию новых членов, исключение из членов ООН, выборы: непостоянных членов Совета Безопасности, Генерального секретаря, членов ЭКОСОС, Совета по опеке, Международного суда. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет ООН. Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее один голос. Решения по важным вопросам (выборы непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Международного суда, Генерального секретаря, прием в ООН и исключение из ООН) принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов. Принятые по таким вопросам решения (рекомендации) юридически не обязывают членов ООН. Однако ни одно государство, состоящее в ООН, не может не учитывать моральной силы этих резолюций как выражения мнения большинства государств мира. При оценке юридической силы резолюций Генеральной Ассамблеи ООН следует иметь в виду не юридическую форму, а их политическое значение для международного сообщества, влияние на внутреннюю и внешнюю политику отдельных государств. Некоторые резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющие определяющее значение для сохранения мира и принятые единогласно (консенсусом), являются обязательными для всех стран (например, резолюция № 3314 от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии»). Совет Безопасности занимает особое место в системе главных органов ООН, которое обусловливается характером его полномочий. Для обеспечения быстрых и эффективных действий на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности; государства – члены ООН согласились в том, что при исполнении этих своих обязанностей, вытекающих из такой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24). Он организуется таким образом, чтобы функционировать непрерывно. Для этой цели каждый из его членов должен быть всегда представлен в центральных учреждениях ООН. 31 января 1992 г. было впервые созвано заседание Совета на высшем уровне с участием глав государств и правительств и министров иностранных дел. Совет может проводить свои заседания не только в центральных учреждениях ООН. Так, в 1972 г. он заседал в Аддис-Абебе (Эфиопия), в 1973 г. – в Панаме (Панама). Характер полномочий Совета Безопасности наложил отпечаток на его состав, функции, порядок деятельности и способ принятия решений. В отличие от Генеральной Ассамблеи, Совет Безопасности является постоянно действующим главным органом. Устав ООН исходит из того, что Совет Безопасности должен обеспечивать быстроту и эффективность действий ООН (ст. 24, п. 1). С этой целью Совет Безопасности организован таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно (ст. 28). Каждый член Совета Безопасности постоянно имеет своего представителя в месте пребывания ООН; эти представители поочередно (в течение одного месяца) выполняют обязанности председателя Совета Безопасности. По своему составу Совет Безопасности немногочислен. В него входят 15 государств, из которых 5 являются постоянными членами – Россия, США, Англия, Франция и КНР и 10 – непостоянными, избирающимися Генеральной Ассамблеей ООН сроком на два года без права немедленного переизбрания.[113] На постоянных членов Совета Безопасности возложено главное бремя ответственности за судьбы человечества. Особая роль Совета Безопасности проявляется также и в принятии им решений. В соответствии со ст. 25 Устава ООН государства взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Вопросы, обсуждаемые в Совете Безопасности, делятся на процедурные и непроцедурные. Решения по непроцедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса не менее 9 членов Совета Безопасности, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Принцип единогласия («правило вето») постоянных членов Совета Безопасности исключает возможность превращения ООН в орудие давления одного государства или группы государств и служит претворению в жизнь принципов мирного сосуществования всех государств, что является наиболее существенной гарантией обеспечения мира. По процедурным вопросам решение считается принятым, если за него голосовали не менее 9 любых членов Совета Безопасности. Совет Безопасности наделен большими полномочиями в деле мирного разрешения споров между государствами. Эти полномочия закреплены в главе VI Устава ООН. Так, согласно ст. 33, Совет Безопасности может потребовать от сторон разрешения их спора мирными средствами, перечисленными в этой статье; Совет Безопасности может сам расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным трениям (ст. 34), а также рекомендовать процедуру или методы урегулирования спора (ст. 35). Решения по урегулированию спора принимаются не менее чем девятью голосами, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Если в споре участвует постоянный член Совета Безопасности, то он воздерживается от участия в голосовании. Согласно главе VII Устава ООН, Совет Безопасности уполномочен определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии, а также выносить решения о принятии мер для поддержания или восстановления международного мира. Только Совет Безопасности вправе предпринимать принудительные действия, направленные на поддержание или восстановление мира. Совет Безопасности может принять меры, не связанные с использованием вооруженных сил, включающие полное или частичное прерывание экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио– или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41). Если эти меры окажутся недостаточными, то Совет Безопасности может предпринять действия воздушными, морскими или сухопутными силами для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 42). Вооруженные силы ООН – это контингенты вооруженных сил государств – членов ООН, представляемые в распоряжение Совета Безопасности для поддержания или восстановления международного мира и безопасности в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Вооруженные силы ООН действуют лишь в исключительных случаях, когда другие меры оказались недостаточными.[114] Создание Вооруженных сил ООН – это исключительное право Совета Безопасности; ему же принадлежит исключительная компетенция в решении всех вопросов, связанных с созданием и функционированием таких сил, включая стратегическое и тактическое руководство, состав, численность, структуру, командование, снаряжение, снабжение и финансирование. Все решения, касающиеся Вооруженных сил ООН, принимаются Советом Безопасности только при единогласии всех его постоянных членов. Согласно Уставу ООН, Совету Безопасности должны предоставляться вооруженные силы в виде национальных контингентов (ст. 44, 45) на основании соглашения между Советом Безопасности и государством – членом ООН, давшим согласие на выделение своих войск в распоряжение Совета Безопасности (ст. 43). В таком соглашении должны определяться численность и род войск, степень их готовности, характер предоставляемых средств обслуживания и помощи. Соглашение одобряется Советом Безопасности и ратифицируется подписавшим его государством.[115] При формировании Вооруженных сил ООН принимается во внимание принцип справедливого географического представительства, предусматривающий участие в этих силах вооруженных контингентов от стран всех регионов мира. Поступая в распоряжение Совета Безопасности, контингенты войск сохраняют свой национальный статус: они подчиняются дисциплине согласно своим уставам; во главе их стоят командиры, назначенные органами соответствующего государства. Следовательно, ООН не имеет собственных вооруженных сил и не может их создавать, а пользуется военным потенциалом членов мирового сообщества. Все вопросы, связанные с организацией Вооруженных сил ООН, а также с командованием ими, находятся в компетенции Совета Безопасности. Стратегическое руководство такими войсками призван осуществлять Военно-штабной комитет (ВШК) под руководством Совета Безопасности. Согласно ст. 47 Устава ООН, ВШК состоит из начальников или представителей штабов постоянных членов Совета Безопасности, а также из рабочего аппарата.[116] При создании Вооруженных сил ООН большое значение имеют вопросы снабжения, предоставления им различного рода снаряжения, транспорта и другой помощи, в том числе финансовой. Все эти вопросы регулируются соглашениями, заключаемыми в соответствии со ст. 43 Устава ООН. Порядок финансирования Вооруженных сил ООН, а также общая сумма расходов и шкала взносов устанавливаются Генеральной Ассамблеей ООН. В истории были попытки обойти положения Устава ООН путем ликвидации исключительной компетенции Совета Безопасности на создание Вооруженных сил ООН и наделения такой компетенцией Генеральной Ассамблеи ООН. Например, в 1950 г. в связи с агрессией против КНДР так называемые Вооруженные силы ООН были созданы на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, не обладающей данными полномочиями. С 1948 г. Советом Безопасности ООН было организовано более 50 операций по поддержанию мира. Деятельность по поддержанию мира первоначально задумывалась как средство урегулирования межгосударственных конфликтов и предусматривала развертывание военного персонала из ряда стран под командованием ООН в целях сдерживания вооруженных конфликтов и их урегулирования. В настоящее время деятельность по поддержанию мира все чаще осуществляется в связи с внутригосударственными конфликтами. Диапазон задач, выполняемых Вооруженными силами ООН, широк: от мирного разъединения противоборствующих сторон до оказания им содействия в осуществлении мирного сотрудничества. Это означает оказание помощи в осуществлении мирных соглашений, наблюдение за прекращением огня, создание буферных зон (зон разъединения воюющих сторон) и политических институтов, сотрудничество с правительствами, неправительственными организациями и местными объединениями граждан в целях оказания чрезвычайной помощи, демобилизации участников военных формирований и их реинтеграции в жизнь гражданского общества, разминирования территорий, организации и проведения выборов и содействия налаживанию мирной жизни. Хотя в Уставе ООН нет упоминания об операциях по поддержанию мира, на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет учреждает миссии по поддержанию мира и определяет их мандат. Пять постоянных членов Совета – Китай, Россия, Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Франция – могут наложить вето на любое решение, касающееся операций по поддержанию мира. Генеральный секретарь осуществляет руководство и управление этими операциями и представляет Совету соответствующие доклады. Через Департамент операций по поддержанию мира Генеральный секретарь разрабатывает политику и процедуры и выносит рекомендации относительно учреждения новых и функционирования уже существующих миссий. Военнослужащие миссий ООН по поддержанию мира не присягают на верность ООН. Правительства, которые добровольно предоставляют военный и гражданский персонал, четко оговаривают условия его участия в миротворческих операциях. За правительствами остается решающее слово в вопросах (включая дисциплинарные и кадровые), касающихся использования их воинских контингентов, которые служат под флагом ООН. Участники операций по поддержанию мира носят национальную военную форму. Для обозначения их принадлежности к миротворческим силам они также носят голубые береты или каски и отличительные знаки с эмблемой ООН. Военнослужащие – участники операций по поддержанию мира получают вознаграждение от правительств своих стран в соответствии с национальным законодательством. ООН возмещает расходы странам, добровольно предоставляющим воинские контингенты для операций по поддержанию мира, по единообразной ставке. ООН также выплачивает странам компенсацию за имущество, вооружение и технику, предоставляемые в распоряжение миссий ООН. Все государства – члены ООН делят риск, с которым связана деятельность по поддержанию мира и безопасности. С 1948 г. свой персонал в различные периоды времени предоставляли 123 государства. По состоянию на 2000 г. 89 стран предоставляли военнослужащих и гражданский полицейский персонал численностью около 38тысяч человек. Наиболее многочисленные контингенты предоставляли: Индия – 4460 человек, Нигерия – 3441, Иордания – 3400, Бангладеш – 2394 и Гана – 1894. Небольшое островное государство Фиджи принимало участие практически во всех миротворческих операциях ООН; то же самое можно сказать о Канаде. Государства, не являющиеся членами ООН, также вносят свой вклад в миротворческую деятельность, предоставляя денежные средства, медицинское оборудование и персонал и др. Принудительные действия юридически неравнозначны операциям ООН по поддержанию мира. Они традиционно осуществляются с согласия противоборствующих сторон и предусматривают развертывание миротворческих операций для выполнения соглашений, достигнутых этими сторонами. В случае с принудительными действиями Совет Безопасности уполномочивает государства – члены ООН принимать все необходимые меры для достижения поставленной цели. При этом согласие сторон не обязательно. За историю существования ООН принудительные меры предпринимались лишь несколько раз: во время войн в Персидском заливе, Сомали, Руанде, Гаити, Боснии и Герцеговине, Албании и Восточном Тиморе. Эти операции осуществлялись не под командованием ООН. Ими руководила какая-либо одна страна или группа стран. Например, командование международными силами, развертывание которых в Восточном Тиморе было санкционировано Советом Безопасности в 1999 г., осуществляла Австралия, а в их состав входили военнослужащие из 22 государств – членов ООН. В Боснии и Герцеговине многонациональные силы, возглавляемые НАТО, в 1995 г. сменили миротворческую миссию ООН. В июне 1999 г. Совет Безопасности санкционировал международное присутствие по безопасности в Косове; оно осуществляется под руководством НАТО и совместно с миротворческой миссией ООН. В соответствии со ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности может потребовать от государств – членов ООН применения санкций – мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Ссылаясь на главу VII Устава ООН, Совет Безопасности вводил такие санкции в отношении Анголы, Афганистана, Гаити, Ирака, Либерии, Ливии, Руанды, Сомали, Судана, Сьерра-Леоне, Эритреи и Эфиопии, ЮАР, бывших Югославии и Южной Родезии. По мере урегулирования кризисов введенные санкции были полностью отменены. Таким образом, Совет Безопасности может играть эффективную роль в деле сохранения мира. «При всех своих недостатках Совет Безопасности остается незаменимым инструментом в моменты острых международных кризисов, тем местом, где может быть замедлено стремительное развитие событий и найден путь избежания роковой конфронтации».[117] Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) является главным органом, координирующим экономическую и социальную деятельность ООН и специализированных учреждений и организаций. Он организует исследования, составляет доклады и дает рекомендации по международным вопросам в экономической и социальной областях, в сферах культуры, образования, здравоохранения, мировой торговли, освоения природных ресурсов, международной защиты прав и свобод человека, народонаселения, предупреждения преступности и др. ЭКОСОС координирует деятельность специализированных учреждений. Он состоит из 54членов, одна треть которых ежегодно переизбирается Генеральной Ассамблеей ООН на три года.[118] По установившейся практике постоянные члены Совета Безопасности переизбираются в ЭКОСОС на каждый очередной срок. Высший орган ЭКОСОС – сессия, которая созывается два раза в год. Каждый член Совета имеет один голос. Решения ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов. Органами Совета являются три сессионных комитета – экономический, социальный и координационный. В Совете функционирует много вспомогательных органов. Под руководством ЭКОСОС действуют 5 региональных экономических комиссий: для Европы, Западной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Африки, Азии и Тихого океана. Рассмотрим деятельность Совета по опеке. Система опеки была распространена на некоторые территории, находившиеся ранее под мандатом Лиги Наций, а также на территории, отторгнутые от вражеских государств в результате Второй мировой войны. Всего под международной опекой находилось 11 территорий. После принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960) эти территории стали независимыми государствами. В настоящее время под опекой ООН нет ни одной территории. Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г, после того как последняя остававшаяся подопечной территория – Палау – обрела независимость. Секретариат – постоянно действующий административный орган ООН, в состав которого входят Генеральный секретарь и назначаемый им персонал. Генеральный секретарь – главное административное должностное лицо ООН, назначаемое Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет. Секретариат работает под руководством Генеральной Ассамблеи, а в ряде случаев – под контролем Совета Безопасности, выполняет главным образом административно-технические функции по обслуживанию ООН; на него возложены также обязанности по составлению и исполнению бюджета, сбору взносов, координации социально-экономической деятельности ООН и ее специализированных учреждений. Таким образом, Организация Объединенных Наций занимает важнейшее место в системе международных отношений как центр сотрудничества суверенных независимых государств. Россия всегда рассматривала ООН как действенный инструмент мира. «Главным центром регулирования международных отношений в XXI в. должна оставаться Организация Объединенных Наций. Россия будет решительно противодействовать попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах».[119] Региональные организации, в отличие от ООН, которая призвана обеспечить мир и безопасность своих членов, решают локальные задачи. Устав ООН разрешает создавать региональные международные организации по вопросам поддержания международного мира и безопасности при условии, что их деятельность будет соответствовать целям и принципам ООН (ст. 52). Региональные международные организации строятся на общепризнанных принципах международного права. Основанием правомерности региональной организации является ее соответствие Уставу ООН, который требует от государств – участников регионального соглашения приложить все усилия для достижения мирного разрешения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.199 (0.011 с.) |