Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XVII право международной безопасностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Назначение современного международного права заключается прежде всего в том, чтобы «избавить грядущие поколения от ужасов новой мировой войны» (преамбула Устава ООН), т. е. обеспечить международную безопасность. Международная безопасность – двуединое состояние международной системы, при котором: 1) обеспечивается национальная безопасность каждого из государств; 2) исключаются любые нарушения мира и соблюдаются общепризнанные принципы международного права. Достижение международной безопасности – это императив международных отношений. Современная международная ситуация характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений, в которой возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция – многополярного мира – проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Вторая тенденция – глобализации – «проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права».[212] Согласно Концепции национальной безопасности РФ, национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов. Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях остается существенным. Однако характер современных угроз национальной безопасности таков, что ни одно государство не сможет защитить себя только собственными средствами. Основные угрозы национальной безопасности России в международной сфере следующие: ♦ стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности (ООН и ОБСЕ); ♦ опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; ♦ укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на Восток; ♦ возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; ♦ распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; ♦ ослабление интеграционных процессов в СНГ; ♦ возникновение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы России и внешних границ СНГ; ♦ притязания на территорию России, а также попытки других государств противодействовать укреплению России, помешать реализации национальных интересов и ослабить позиции России в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Серьезную угрозу национальной безопасности России представляет терроризм. В современном мире национальную безопасность невозможно обеспечить только наращиванием военной мощи. Гонка вооружений подрывает не только международную, но и национальную безопасность. Следовательно, международная безопасность государств может быть только взаимной и всеобщей. Обеспечение международной безопасности возможно на основе международного права, выработавшего универсальные юридические средства обеспечения мира и предотвращения войны, которые условно можно разделить на 5 областей: политическую, военно-силовую, экономическую, гуманитарную, информационную. Перечисленные правовые средства обеспечения международной безопасности носят международно-правовой характер, так как их претворение в жизнь регламентируется соответствующими международными договорами. Перечень этих средств не является исчерпывающим. Кроме того, перечисленные правовые средства различны: а) по своему содержанию (одни из них предполагают меры исключительно мирного свойства, другие – принудительные меры, вплоть до использования вооруженных сил ООН);[213] б) по их роли в обеспечении международной безопасности (от более узкой направленности, например предотвращения внезапного нападения, до уничтожения материальных средств ведения войны); в) по сфере применения (от ограничения территорий одного государства, например при проведении политики нейтралитета, до глобальных масштабов, например при создании универсальной системы коллективной безопасности). Основными средствами обеспечения международной безопасности являются: безусловное уважение государствами общедемократических принципов международного права; справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов в соответствии с нормами международного права; выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма, включая безопасность пользования международными наземными, воздушными и морскими коммуникациями; разработка комплекса мер, нацеленных на укрепление доверия между государствами, на создание действенных гарантий от нападения. Большой вклад в обеспечение международной безопасности вносят системы коллективной безопасности, создаваемые государствами на универсальной и региональной основах, а также политика нейтралитета, проводимая некоторыми государствами. Коллективная безопасность – это система совместных мероприятий государств (всего мира или отдельного региона) в целях обеспечения международной безопасности. Теория и практика обеспечения международной безопасности с помощью создания систем коллективной безопасности является приоритетом внешнеполитической деятельности России. Современное международное право предусматривает две организационные формы создания систем коллективной безопасности: универсальную (всемирную) организацию безопасности, например в рамках ООН; организацию безопасности в регионах, например в СНГ в рамках Договора о коллективной безопасности (1992).[214] Объем прав и полномочий в каждой из этих систем различный. Универсальная система коллективной безопасности основана на признании того факта, что мир неделим, что агрессия против какого-либо государства может привести к всеобщей войне. Система коллективных действий, согласно Уставу ООН, включает: ♦ меры, направленные на запрещение применения силы и угрозы силой в отношениях между государствами (ст. 2, п. 4); ♦ меры, предусматривающие мирное разрешение международных споров (гл. VI); ♦ меры по сокращению вооруженных сил, вооружений и разоружению (ст. 11, 26, 47); ♦ меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII); ♦ временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); ♦ принудительные меры без использования Вооруженных сил ООН (ст. 41); ♦ принудительные меры с использованием Вооруженных сил ООН (ст. 42). Средствами обеспечения коллективной безопасности являются: разоружение, разрешение спорных вопросов мирным путем и создание системы принудительных мер против агрессора. Главная ответственность за обеспечение универсальной системы коллективной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН, решения которого носят обязательный характер для всех государств. Политика России в универсальной системе безопасности направлена на: ♦ упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН; ♦ обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности; ♦ защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера; развитие отношений с государствами СНГ согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов; ♦ полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах; содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других организаций; ♦ достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере; ♦ выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения; ♦ адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности; ♦ содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения; ♦ развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом.[215] Концепция внешней политики России в области безопасности предусматривает, что наша страна выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. Она неукоснительно выполняет взятые на себя обязательства по соблюдению действующих договоров и соглашений в области ограничения и сокращения вооружений, а также участвует в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как ее национальным интересам, так и интересам безопасности других государств. Россия готова идти на дальнейшее сокращение своего ядерного потенциала на основе двусторонних договоренностей с США, а также многосторонних договоров с участием других ядерных держав при условии, что стратегическая стабильность в ядерной области не будет нарушена. Россия подтверждает неизменность своего курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки. Наша страна, как сторонник укрепления и развития соответствующих международных режимов, выступает за создание глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.[216] Россия намерена твердо придерживаться своих обязательств по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и призывает присоединиться к нему все государства мира. Наша страна видит укрепление стратегической стабильности в обеспечении информационной безопасности; намерена и далее содействовать укреплению региональной стабильности путем участия в процессах сокращения и ограничения обычных вооруженных сил, а также применения мер доверия в военной области; считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с Уставом ООН. Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН, Россия намерена продолжать активно участвовать в операциях по поддержанию мира, проводимых как под эгидой ООН, так и в отдельных случаях региональными и субрегиональными организациями. Необходимость и степень такого участия будут соизмеряться с национальными интересами и международными обязательствами страны. Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру; что применение силы в нарушение Устава ООН является нелегитимным и угрожает стабилизации всей системы международных отношений. Неприемлемы попытки внедрить в международный оборот концепции типа «гуманитарной интервенции» и «ограниченного суверенитета» в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН. Будучи готовой к предметному диалогу по совершенствованию правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации, Россия исходит из того, что поиск конкретных форм реагирования международного сообщества на различные острые ситуации, включая гуманитарные кризисы, должен вестись коллективно, на основе соблюдения норм международного права и Устава ООН. Важным является участие России в проводимых под эгидой ООН мероприятиях по ликвидации стихийных и техногенных катастроф, разрешению других чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам. Важнейшая внешнеполитическая задача – борьба с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах. Россия выступает за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в области внешней политики безопасности. Прямая обязанность любого государства – защита своих граждан от террористических посягательств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию террористических актов против граждан и интересов других стран, и непредоставление убежища террористам. Россия целенаправленно противодействует незаконному обороту наркотиков и росту организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в двустороннем и многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов. Региональные (территориальные) системы коллективной безопасности создаются наряду с универсальной системой коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Перед ними стоят соответствующие задачи применительно к конкретным географическим районам. После Второй мировой войны удалось создать основы обеспечения мира и безопасности на Европейском континенте. Вкладом в европейскую безопасность явились международные договоры, в которых закреплялась нерушимость границ в Европе. 1 августа 1975 г. в Хельсинки государства – участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписали Заключительный акт, в котором получили закрепление принципы межгосударственных взаимоотношений, отвечающие требованиям мирного сосуществования, сохранения и упрочения мира на всем континенте.[217] Региональная система создана в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ).[218] Россия, Армения и другие его участники учредили региональную международную Организацию ДКБ (ОДКБ). Целями этой организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам. Организация ДКБ сотрудничает с государствами, не являющимися ее членами, поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Она содействует формированию демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права. Основные направления деятельности Организации ДКБ включают формирование в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, создание коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, а также подготовку военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечение их необходимым вооружением и военной техникой. Государства ДКБ принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (вооруженных сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами ДКБ, после проведения неотложных консультаций. Они координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности и осуществляют это в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными межправительственными организациями при главенствующей роли ООН. Государства ДКБ вырабатывают согласованные внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности, принимают меры по развитию договорно-правовой базы и по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности. Рабочие органы ОДКБ представляют собой: а) Совет коллективной безопасности (СКБ); б) Совет министров иностранных дел; в) Совет министров обороны; г) Комитет секретарей советов безопасности. Постоянно действующим рабочим органом Организации ДКБ является секретариат. Функции и порядок их работы регламентируются Уставом ОДКБ,[219] а также отдельными положениями, утверждаемыми СКБ. Членом ОДКБ может стать любое государство, которое разделяет ее цели и принципы и готово принять на себя обязательства, содержащиеся в ее Уставе. Решение о приеме в организацию принимается СКБ. Любое государство-член вправе выйти из организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации ДКБ государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе из организации не позднее чем за 6 месяцев до даты выхода. Статус наблюдателя при Организации ДКБ может быть предоставлен государству, не являющемуся ее членом, а также международной организации. Решение о предоставлении или прекращении статуса наблюдателя принимается СКБ. Правоспособность ОДКБ распространяется на территории каждого государства-члена в соответствии с соглашением о правовом статусе ОДКБ (2002).[220] Статус формирований сил и средств системы коллективной безопасности определяется Соглашением (2000),[221] исходя из того, что воинские формирования одной страны (нескольких стран) для выполнения указанных задач могут быть временно направлены на территорию другой страны только по ее просьбе или с ее согласия по решению СКБ, для совместного отражения внешней военной агрессии, проведения совместных контртеррористических операций или командно-штабных и войсковых учений. Региональные приоритеты внешней политики России состоят в обеспечении соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами СНГ задачам национальной безопасности страны, а также в развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами СНГ. Отношения с каждым из них строятся с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы России, в том числе в вопросе обеспечения прав российских соотечественников. Исходя из концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия определяет характер своего взаимодействия как со странами СНГ, так и с его объединениями, в первую очередь с Таможенным союзом, Организацией ДКБ. Первостепенное значение имеет укрепление Союза Белоруссии и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств. Развитие экономического сотрудничества стран СНГ включает создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов. В частности, Россия добилась присвоения особого статуса Каспийскому морю, который позволяет прибрежным государствам осуществлять взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом взаимных интересов.[222] Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Нормотворческий потенциал, накопленный этой организацией после принятия в 1975 г. Хельсинкского заключительного акта, сохраняет свою актуальность. Россия решительно против сужения функций ОБСЕ. Россия добивается превращения адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе в эффективное средство обеспечения европейской безопасности, а также придания мерам доверия всеобъемлющего характера, что подразумевает коалиционную деятельность и деятельность военно-морских сил. Исходя из собственных потребностей в построении гражданского общества, Россия участвует в деятельности Совета Европы. Ключевое значение для России имеют отношения с Европейским союзом. Процессы, происходящие в ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в Европе. Рассматривая эти процессы как объективную составляющую европейского развития, Россия добивается должного учета своих интересов, в том числе применительно к сфере двусторонних отношений с отдельными странами – членами ЕС. Россия видит в ЕС одного из своих важнейших политических и экономических партнеров и стремится к развитию с Союзом интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества. Характер отношений России с ЕС определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (1994), учреждающего партнерство между Россией, с одной стороны, и ЕС – с другой. Отдельные проблемы учета российских интересов в процессе расширения и реформирования ЕС решаются на основе Стратегии развития отношений России с Европейским союзом (1999). Предметом особого внимания является формирующийся военно-политический характер ЕС. Реально оценивая политическую роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте. Необходимая база для этого заложена в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО (1997). Интенсивность сотрудничества зависит от выполнения ключевых положений этого документа, в первую очередь касающихся неприменения силы и угрозы силой, неразмещения на территориях новых членов НАТО группировок обычных вооруженных сил, ядерного оружия и средств его доставки. Вместе с тем по ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности России, а порой прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения альянсом силовых операций вне зоны его действия без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО. В отношениях России с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения сложившихся хозяйственных и культурных связей, преодоления кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами. Россия выступает за то, чтобы повернуть отношения с Литвой, Латвией и Эстонией в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение прибалтийскими государствами российских интересов, в том числе соблюдение прав русскоязычного населения этих стран. Наша страна готова к сохранению инфраструктуры сотрудничества с США. Российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности. Прежде всего это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных региональных конфликтов. Только при активном диалоге с США возможно решение вопросов ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений. Во взаимных интересах поддерживать регулярные двусторонние контакты на всех уровнях, не допускать пауз в отношениях, сбоев в переговорных процессах по основным политическим, военным и экономическим вопросам. Азия имеет все возрастающее значение во внешней политике России, что обусловлено ее принадлежностью к этому региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Россия участвует в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона – форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, в созданной при инициативной роли России «шанхайской пятерке» (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с Китаем и Индией. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с этими странами по всем направлениям. Наша страна выступает за устойчивое развитие добрососедских отношений с Японией, отвечающих национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжает поиск взаимоприемлемого решения об оформлении международно-признанной границы между двумя государствами. Принципиальное значение для России имеет общее оздоровление ситуации в Азии, где нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов. Россия участвует в решении корейской проблемы, в поддержании сбалансированных отношений с Северной и Южной Кореей. Россия прилагает последовательные усилия в целях достижения прочного и справедливого политического урегулирования ситуации в Афганистане, недопущения экспорта терроризма и экстремизма из этой страны на южные рубежи СНГ. Она добивается стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива и Северную Африку. Используя свой статус коспонсора мирного процесса, Россия проводит линию на активное участие в нормализации обстановки в этом регионе. Рассматривая Средиземноморье как связующий узел Ближнего Востока, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия проводит курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что способствует продвижению российских экономических интересов, в том числе в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей. При определении региональных приоритетов своей политики безопасности Россия учитывает интенсивность и направленность формирования основных мировых центров, степень готовности государств к расширению взаимодействия с Россией, в том числе по отдельным аспектам и видам безопасности: общественной, экологической, промышленной[223] и др. Нейтралитет как государственная политика, проводимая некоторыми странами, является одним из международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Нейтральным является такое государство, которое заранее раз и навсегда отказалось от участия во всех войнах, кроме случаев самообороны. Политика нейтралитета, первоначально сложившаяся в форме неучастия отдельного государства в войне, приобрела более широкое значение в современных международных отношениях и воплотилась в конкретные обязательства, связанные не только с периодом военных действий, но и с мирными отношениями между государствами. Существуют следующие виды нейтралитета: постоянный, позитивный, традиционный. Постоянный нейтралитет – это международно-правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы (блоки), не разрешать строительство военных баз иностранных государств на своей территории. Целостность и неприкосновенность такого государства, с одной стороны, закрепляются законодательным актом соответствующего государства, с другой – может гарантироваться международным договором, участниками которого являются некоторые государства. Так, постоянно нейтральным государством является Швейцария, нейтралитет которой был установлен актом относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 ноября 1815 г. и гарантирован Австрией, Францией, Великобританией, Россией, Португалией, Пруссией. Швейцария вносит значительный вклад в развитие международных отношений, чему способствует избранный ею статус постоянного нейтралитета, который не помешал ей стать в 2002 г. членом ООН. В числе постоянно нейтральных государств – Австрия, нейтралитет которой закреплен в Федеральном конституционном законе о нейтралитете Австрии (1955), в котором говорится, что в целях прочного утверждения своей внешней независимости и обеспечения неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Постоянный нейтралитет Австрии гарантирован Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии (1955). Постоянно нейтральным государством является также Мальта в соответствии с Декларацией о нейтралитете Мальты (1981). Указанная Декларация принята к сведению в итоговом документе Мадридской встречи ОБСЕ. Позитивный нейтралитет, или движение неприсоединения, предполагает неучастие в военных группировках государств. Движение неприсоединения руководствуется на международной арене следующими принципами: борьба против империализма, колониализма и неоколониализма, апартеида, расизма, включая сионизм, и всех форм гегемонизма и экспансионизма за мирное сосуществование государств, обеспечение международного мира и безопасности, разрядку международной напряженности, прекращение гонки вооружений, в особенности ядерных, и достижение всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, за перестройку международных экономических отношений на справедливых и демократических началах, за новый международный информационный порядок. Высшим форумом движения неприсоединения являются конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, созываемые один раз в 3 года. Государство, на территории которого проходит конференция, становится государством-координатором, а глава этого государства или его правительство – председателем движения неприсоединения, который обеспечивает постоянную связь между неприсоединившимися странами и представляет движение неприсоединения на международной арене. Реализация решений конференции возложена на Координационное бюро, созданное в 1973 г. Члены бюро избираются на основе принципа представительства по регионам.[224] Традиционный нейтралитет – это нейтралитет государства, не оформленный в международном договоре, но соблюдаемый государством добровольно в течение длительного времени. Например, Швеция нейтральна уже более 160 лет. Основным признаком традиционного нейтралитета является то, что он выражает нейтральную позицию государства во время войны. Обычно в начале войны такие государства заявляют о своем нейтралитете. Традиционный нейтралитет отличается от постоянного тем, что государство придерживается нейтралитета постоянно – как во время войны, так и в мирное время. Традиционный нейтралитет не связан с международно-правовыми обязательствами и может быть прекращен в одностороннем порядке в любой момент. Политика постоянного нейтралитета подразумевает большее число прав и обязанностей нейтрального государства. Постоянный нейтралитет имеет отношение ко всем войнам; традиционный же нейтралитет – к отдельной войне. Нейтральное государство обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие государства, т. е. оно имеет права на политическую независимость и территориальную целостность, на самооборону от агрессии, на представительство в других государствах и международных организациях и др. В то же время нейтральное государство выполняет и определенные обязанности: не участвует в военных конфликтах на стороне одного из воюющих, не принимает участия в военных союзах, созданных другими государствами; не предоставляет свою территорию иностранным государствам для создания военных баз; не вступает в экономические союзы, участие в которых будет противоречить международно-правовому статусу нейтралитета; в своей внешней политике нейтральное государство руководствуется принципами мирного сосуществования; нейтралитет государства носит гуманитарный характер (оказание добрых услуг и посредничества, предоставление своей территории для работы международных конференций, органов ООН и др.). Разоружение является одним из международно-правовых средств обеспечения международной безопасности.[225] Сегодня международно-правовое содержание понятия «разоружение» весьма усложнилось. Разоружение подразумевает: прекращение гонки вооружений, сокращение вооружений; запрещение или ограничение применения определенных видов оружия; ликвидацию средств ведения войны вплоть до роспуска всеми государствами мира своих вооруженных сил, упразднение военных учреждений, прекращение производства и уничтожение всех видов вооружений с сохранением лишь ограниченных сил по обеспечению внутреннего порядка. Всеобщее и полное разоружение – конечная цель усилий всех государств. Ее достижению призваны служить меры по частичному разоружению, которые предусматривают: ♦ ограничение стратегических вооружений; ♦ запрещение размещения оружия массового уничтожения в природных средах и географических районах; ♦ полное запрещение и уничтожение видов оружия; ♦ запрещение дальнейшей разработки оружия массового поражения и его совершенствования. Ограничение стратегических наступательных вооружений (СНВ) является одним из основных направлений борьбы за обеспечение международной безопасности. Благодаря усилиям нашей страны удалось заключить ряд важных соглашений. Договор СНВ—1[226] был заключен между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1991). Согласно этому Договору, каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои стратегические наступательные вооружения, в том числе межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР и БРПЛ и вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы в дальнейшем суммарные количества не превышали: 1600 единиц для развернутых МБР и связанных с ними пусковых установок, развернутых БРПЛ и связанных с ними пусковых установок, и развернутых тяжелых бомбардировщиков, в том числе 154 единицы для развернутых тяжелых МБР и связанных с ними пусковых установок; 6000 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками. Каждая из Сторон ограничивает суммарный забрасываемый вес своих развернутых МБР и развернутых БРПЛ таким образом, чтобы в дальнейшем такой суммарный забрасываемый вес не превышал 3600 тонн. Помимо точных параметров Договор содержит юридические положения о продолжении разоруженческого диалога между его сторонами. Договор СНВ—2[227] о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений был заключен между Российской Федерацией и США (1993). Этот договор продолжил логику процесса разоружения и определил, что суммарные количества вооружений для каждого из сторон не превышают: 2160 единиц для боезарядов БРПЛ; 1200 единиц для одинарных боезарядов МБР; 650 единиц для боезарядов тяжелых МБР. По выполнении
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.014 с.) |