XVII право международной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XVII право международной безопасности



Назначение современного международного права заключается прежде всего в том, чтобы «избавить грядущие поколения от ужасов новой мировой войны» (преамбула Устава ООН), т. е. обеспечить международную безопасность.

Международная безопасность – двуединое состояние международной системы, при котором: 1) обеспечивается национальная безопасность каждого из государств; 2) исключаются любые нарушения мира и соблюдаются общепризнанные принципы международного права. Достижение международной безопасности – это императив международных отношений. Современная международная ситуация характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений, в которой возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция – многополярного мира – проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Вторая тенденция – глобализации – «проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права».[212]

Согласно Концепции национальной безопасности РФ, национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях остается существенным. Однако характер современных угроз национальной безопасности таков, что ни одно государство не сможет защитить себя только собственными средствами.

Основные угрозы национальной безопасности России в международной сфере следующие:

♦ стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности (ООН и ОБСЕ);

♦ опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

♦ укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на Восток;

♦ возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

♦ распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

♦ ослабление интеграционных процессов в СНГ;

♦ возникновение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы России и внешних границ СНГ;

♦ притязания на территорию России, а также попытки других государств противодействовать укреплению России, помешать реализации национальных интересов и ослабить позиции России в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Серьезную угрозу национальной безопасности России представляет терроризм.

В современном мире национальную безопасность невозможно обеспечить только наращиванием военной мощи. Гонка вооружений подрывает не только международную, но и национальную безопасность. Следовательно, международная безопасность государств может быть только взаимной и всеобщей.

Обеспечение международной безопасности возможно на основе международного права, выработавшего универсальные юридические средства обеспечения мира и предотвращения войны, которые условно можно разделить на 5 областей: политическую, военно-силовую, экономическую, гуманитарную, информационную.

Перечисленные правовые средства обеспечения международной безопасности носят международно-правовой характер, так как их претворение в жизнь регламентируется соответствующими международными договорами. Перечень этих средств не является исчерпывающим. Кроме того, перечисленные правовые средства различны: а) по своему содержанию (одни из них предполагают меры исключительно мирного свойства, другие – принудительные меры, вплоть до использования вооруженных сил ООН);[213] б) по их роли в обеспечении международной безопасности (от более узкой направленности, например предотвращения внезапного нападения, до уничтожения материальных средств ведения войны); в) по сфере применения (от ограничения территорий одного государства, например при проведении политики нейтралитета, до глобальных масштабов, например при создании универсальной системы коллективной безопасности).

Основными средствами обеспечения международной безопасности являются: безусловное уважение государствами общедемократических принципов международного права; справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов в соответствии с нормами международного права; выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма, включая безопасность пользования международными наземными, воздушными и морскими коммуникациями; разработка комплекса мер, нацеленных на укрепление доверия между государствами, на создание действенных гарантий от нападения. Большой вклад в обеспечение международной безопасности вносят системы коллективной безопасности, создаваемые государствами на универсальной и региональной основах, а также политика нейтралитета, проводимая некоторыми государствами.

Коллективная безопасность – это система совместных мероприятий государств (всего мира или отдельного региона) в целях обеспечения международной безопасности. Теория и практика обеспечения международной безопасности с помощью создания систем коллективной безопасности является приоритетом внешнеполитической деятельности России. Современное международное право предусматривает две организационные формы создания систем коллективной безопасности: универсальную (всемирную) организацию безопасности, например в рамках ООН; организацию безопасности в регионах, например в СНГ в рамках Договора о коллективной безопасности (1992).[214] Объем прав и полномочий в каждой из этих систем различный.

Универсальная система коллективной безопасности основана на признании того факта, что мир неделим, что агрессия против какого-либо государства может привести к всеобщей войне. Система коллективных действий, согласно Уставу ООН, включает:

♦ меры, направленные на запрещение применения силы и угрозы силой в отношениях между государствами (ст. 2, п. 4);

♦ меры, предусматривающие мирное разрешение международных споров (гл. VI);

♦ меры по сокращению вооруженных сил, вооружений и разоружению (ст. 11, 26, 47);

♦ меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

♦ временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

♦ принудительные меры без использования Вооруженных сил ООН (ст. 41);

♦ принудительные меры с использованием Вооруженных сил ООН (ст. 42).

Средствами обеспечения коллективной безопасности являются: разоружение, разрешение спорных вопросов мирным путем и создание системы принудительных мер против агрессора. Главная ответственность за обеспечение универсальной системы коллективной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН, решения которого носят обязательный характер для всех государств. Политика России в универсальной системе безопасности направлена на:

♦ упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;

♦ обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности;

♦ защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера; развитие отношений с государствами СНГ согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов;

♦ полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах; содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других организаций;

♦ достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

♦ выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;

♦ адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;

♦ содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

♦ развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом.[215]

Концепция внешней политики России в области безопасности предусматривает, что наша страна выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. Она неукоснительно выполняет взятые на себя обязательства по соблюдению действующих договоров и соглашений в области ограничения и сокращения вооружений, а также участвует в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как ее национальным интересам, так и интересам безопасности других государств. Россия готова идти на дальнейшее сокращение своего ядерного потенциала на основе двусторонних договоренностей с США, а также многосторонних договоров с участием других ядерных держав при условии, что стратегическая стабильность в ядерной области не будет нарушена.

Россия подтверждает неизменность своего курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки. Наша страна, как сторонник укрепления и развития соответствующих международных режимов, выступает за создание глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.[216]

Россия намерена твердо придерживаться своих обязательств по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и призывает присоединиться к нему все государства мира. Наша страна видит укрепление стратегической стабильности в обеспечении информационной безопасности; намерена и далее содействовать укреплению региональной стабильности путем участия в процессах сокращения и ограничения обычных вооруженных сил, а также применения мер доверия в военной области; считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с Уставом ООН.

Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН, Россия намерена продолжать активно участвовать в операциях по поддержанию мира, проводимых как под эгидой ООН, так и в отдельных случаях региональными и субрегиональными организациями. Необходимость и степень такого участия будут соизмеряться с национальными интересами и международными обязательствами страны.

Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру; что применение силы в нарушение Устава ООН является нелегитимным и угрожает стабилизации всей системы международных отношений. Неприемлемы попытки внедрить в международный оборот концепции типа «гуманитарной интервенции» и «ограниченного суверенитета» в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН. Будучи готовой к предметному диалогу по совершенствованию правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации, Россия исходит из того, что поиск конкретных форм реагирования международного сообщества на различные острые ситуации, включая гуманитарные кризисы, должен вестись коллективно, на основе соблюдения норм международного права и Устава ООН. Важным является участие России в проводимых под эгидой ООН мероприятиях по ликвидации стихийных и техногенных катастроф, разрешению других чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам. Важнейшая внешнеполитическая задача – борьба с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах.

Россия выступает за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в области внешней политики безопасности. Прямая обязанность любого государства – защита своих граждан от террористических посягательств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию террористических актов против граждан и интересов других стран, и непредоставление убежища террористам. Россия целенаправленно противодействует незаконному обороту наркотиков и росту организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в двустороннем и многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов.

Региональные (территориальные) системы коллективной безопасности создаются наряду с универсальной системой коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Перед ними стоят соответствующие задачи применительно к конкретным географическим районам.

После Второй мировой войны удалось создать основы обеспечения мира и безопасности на Европейском континенте. Вкладом в европейскую безопасность явились международные договоры, в которых закреплялась нерушимость границ в Европе. 1 августа 1975 г. в Хельсинки государства – участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписали Заключительный акт, в котором получили закрепление принципы межгосударственных взаимоотношений, отвечающие требованиям мирного сосуществования, сохранения и упрочения мира на всем континенте.[217]

Региональная система создана в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ).[218] Россия, Армения и другие его участники учредили региональную международную Организацию ДКБ (ОДКБ). Целями этой организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам. Организация ДКБ сотрудничает с государствами, не являющимися ее членами, поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Она содействует формированию демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.

Основные направления деятельности Организации ДКБ включают формирование в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, создание коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, а также подготовку военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечение их необходимым вооружением и военной техникой. Государства ДКБ принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (вооруженных сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами ДКБ, после проведения неотложных консультаций. Они координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности и осуществляют это в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными межправительственными организациями при главенствующей роли ООН. Государства ДКБ вырабатывают согласованные внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности, принимают меры по развитию договорно-правовой базы и по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности.

Рабочие органы ОДКБ представляют собой: а) Совет коллективной безопасности (СКБ); б) Совет министров иностранных дел; в) Совет министров обороны; г) Комитет секретарей советов безопасности. Постоянно действующим рабочим органом Организации ДКБ является секретариат. Функции и порядок их работы регламентируются Уставом ОДКБ,[219] а также отдельными положениями, утверждаемыми СКБ.

Членом ОДКБ может стать любое государство, которое разделяет ее цели и принципы и готово принять на себя обязательства, содержащиеся в ее Уставе. Решение о приеме в организацию принимается СКБ. Любое государство-член вправе выйти из организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации ДКБ государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе из организации не позднее чем за 6 месяцев до даты выхода. Статус наблюдателя при Организации ДКБ может быть предоставлен государству, не являющемуся ее членом, а также международной организации. Решение о предоставлении или прекращении статуса наблюдателя принимается СКБ.

Правоспособность ОДКБ распространяется на территории каждого государства-члена в соответствии с соглашением о правовом статусе ОДКБ (2002).[220] Статус формирований сил и средств системы коллективной безопасности определяется Соглашением (2000),[221] исходя из того, что воинские формирования одной страны (нескольких стран) для выполнения указанных задач могут быть временно направлены на территорию другой страны только по ее просьбе или с ее согласия по решению СКБ, для совместного отражения внешней военной агрессии, проведения совместных контртеррористических операций или командно-штабных и войсковых учений.

Региональные приоритеты внешней политики России состоят в обеспечении соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами СНГ задачам национальной безопасности страны, а также в развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами СНГ. Отношения с каждым из них строятся с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы России, в том числе в вопросе обеспечения прав российских соотечественников.

Исходя из концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия определяет характер своего взаимодействия как со странами СНГ, так и с его объединениями, в первую очередь с Таможенным союзом, Организацией ДКБ. Первостепенное значение имеет укрепление Союза Белоруссии и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств.

Развитие экономического сотрудничества стран СНГ включает создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов. В частности, Россия добилась присвоения особого статуса Каспийскому морю, который позволяет прибрежным государствам осуществлять взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом взаимных интересов.[222]

Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Нормотворческий потенциал, накопленный этой организацией после принятия в 1975 г. Хельсинкского заключительного акта, сохраняет свою актуальность. Россия решительно против сужения функций ОБСЕ.

Россия добивается превращения адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе в эффективное средство обеспечения европейской безопасности, а также придания мерам доверия всеобъемлющего характера, что подразумевает коалиционную деятельность и деятельность военно-морских сил. Исходя из собственных потребностей в построении гражданского общества, Россия участвует в деятельности Совета Европы.

Ключевое значение для России имеют отношения с Европейским союзом. Процессы, происходящие в ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в Европе. Рассматривая эти процессы как объективную составляющую европейского развития, Россия добивается должного учета своих интересов, в том числе применительно к сфере двусторонних отношений с отдельными странами – членами ЕС.

Россия видит в ЕС одного из своих важнейших политических и экономических партнеров и стремится к развитию с Союзом интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества. Характер отношений России с ЕС определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (1994), учреждающего партнерство между Россией, с одной стороны, и ЕС – с другой. Отдельные проблемы учета российских интересов в процессе расширения и реформирования ЕС решаются на основе Стратегии развития отношений России с Европейским союзом (1999). Предметом особого внимания является формирующийся военно-политический характер ЕС.

Реально оценивая политическую роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте. Необходимая база для этого заложена в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО (1997). Интенсивность сотрудничества зависит от выполнения ключевых положений этого документа, в первую очередь касающихся неприменения силы и угрозы силой, неразмещения на территориях новых членов НАТО группировок обычных вооруженных сил, ядерного оружия и средств его доставки.

Вместе с тем по ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности России, а порой прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения альянсом силовых операций вне зоны его действия без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО.

В отношениях России с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения сложившихся хозяйственных и культурных связей, преодоления кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами. Россия выступает за то, чтобы повернуть отношения с Литвой, Латвией и Эстонией в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение прибалтийскими государствами российских интересов, в том числе соблюдение прав русскоязычного населения этих стран.

Наша страна готова к сохранению инфраструктуры сотрудничества с США. Российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности. Прежде всего это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных региональных конфликтов. Только при активном диалоге с США возможно решение вопросов ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений. Во взаимных интересах поддерживать регулярные двусторонние контакты на всех уровнях, не допускать пауз в отношениях, сбоев в переговорных процессах по основным политическим, военным и экономическим вопросам.

Азия имеет все возрастающее значение во внешней политике России, что обусловлено ее принадлежностью к этому региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Россия участвует в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона – форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, в созданной при инициативной роли России «шанхайской пятерке» (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).

Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с Китаем и Индией. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с этими странами по всем направлениям.

Наша страна выступает за устойчивое развитие добрососедских отношений с Японией, отвечающих национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжает поиск взаимоприемлемого решения об оформлении международно-признанной границы между двумя государствами.

Принципиальное значение для России имеет общее оздоровление ситуации в Азии, где нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов. Россия участвует в решении корейской проблемы, в поддержании сбалансированных отношений с Северной и Южной Кореей.

Россия прилагает последовательные усилия в целях достижения прочного и справедливого политического урегулирования ситуации в Афганистане, недопущения экспорта терроризма и экстремизма из этой страны на южные рубежи СНГ. Она добивается стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива и Северную Африку. Используя свой статус коспонсора мирного процесса, Россия проводит линию на активное участие в нормализации обстановки в этом регионе.

Рассматривая Средиземноморье как связующий узел Ближнего Востока, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия проводит курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что способствует продвижению российских экономических интересов, в том числе в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей.

При определении региональных приоритетов своей политики безопасности Россия учитывает интенсивность и направленность формирования основных мировых центров, степень готовности государств к расширению взаимодействия с Россией, в том числе по отдельным аспектам и видам безопасности: общественной, экологической, промышленной[223] и др.

Нейтралитет как государственная политика, проводимая некоторыми странами, является одним из международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Нейтральным является такое государство, которое заранее раз и навсегда отказалось от участия во всех войнах, кроме случаев самообороны. Политика нейтралитета, первоначально сложившаяся в форме неучастия отдельного государства в войне, приобрела более широкое значение в современных международных отношениях и воплотилась в конкретные обязательства, связанные не только с периодом военных действий, но и с мирными отношениями между государствами. Существуют следующие виды нейтралитета: постоянный, позитивный, традиционный.

Постоянный нейтралитет – это международно-правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы (блоки), не разрешать строительство военных баз иностранных государств на своей территории. Целостность и неприкосновенность такого государства, с одной стороны, закрепляются законодательным актом соответствующего государства, с другой – может гарантироваться международным договором, участниками которого являются некоторые государства.

Так, постоянно нейтральным государством является Швейцария, нейтралитет которой был установлен актом относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 ноября 1815 г. и гарантирован Австрией, Францией, Великобританией, Россией, Португалией, Пруссией. Швейцария вносит значительный вклад в развитие международных отношений, чему способствует избранный ею статус постоянного нейтралитета, который не помешал ей стать в 2002 г. членом ООН.

В числе постоянно нейтральных государств – Австрия, нейтралитет которой закреплен в Федеральном конституционном законе о нейтралитете Австрии (1955), в котором говорится, что в целях прочного утверждения своей внешней независимости и обеспечения неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Постоянный нейтралитет Австрии гарантирован Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии (1955).

Постоянно нейтральным государством является также Мальта в соответствии с Декларацией о нейтралитете Мальты (1981). Указанная Декларация принята к сведению в итоговом документе Мадридской встречи ОБСЕ.

Позитивный нейтралитет, или движение неприсоединения, предполагает неучастие в военных группировках государств. Движение неприсоединения руководствуется на международной арене следующими принципами: борьба против империализма, колониализма и неоколониализма, апартеида, расизма, включая сионизм, и всех форм гегемонизма и экспансионизма за мирное сосуществование государств, обеспечение международного мира и безопасности, разрядку международной напряженности, прекращение гонки вооружений, в особенности ядерных, и достижение всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, за перестройку международных экономических отношений на справедливых и демократических началах, за новый международный информационный порядок.

Высшим форумом движения неприсоединения являются конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, созываемые один раз в 3 года. Государство, на территории которого проходит конференция, становится государством-координатором, а глава этого государства или его правительство – председателем движения неприсоединения, который обеспечивает постоянную связь между неприсоединившимися странами и представляет движение неприсоединения на международной арене. Реализация решений конференции возложена на Координационное бюро, созданное в 1973 г. Члены бюро избираются на основе принципа представительства по регионам.[224]

Традиционный нейтралитет – это нейтралитет государства, не оформленный в международном договоре, но соблюдаемый государством добровольно в течение длительного времени. Например, Швеция нейтральна уже более 160 лет. Основным признаком традиционного нейтралитета является то, что он выражает нейтральную позицию государства во время войны. Обычно в начале войны такие государства заявляют о своем нейтралитете. Традиционный нейтралитет отличается от постоянного тем, что государство придерживается нейтралитета постоянно – как во время войны, так и в мирное время. Традиционный нейтралитет не связан с международно-правовыми обязательствами и может быть прекращен в одностороннем порядке в любой момент. Политика постоянного нейтралитета подразумевает большее число прав и обязанностей нейтрального государства. Постоянный нейтралитет имеет отношение ко всем войнам; традиционный же нейтралитет – к отдельной войне.

Нейтральное государство обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие государства, т. е. оно имеет права на политическую независимость и территориальную целостность, на самооборону от агрессии, на представительство в других государствах и международных организациях и др. В то же время нейтральное государство выполняет и определенные обязанности: не участвует в военных конфликтах на стороне одного из воюющих, не принимает участия в военных союзах, созданных другими государствами; не предоставляет свою территорию иностранным государствам для создания военных баз; не вступает в экономические союзы, участие в которых будет противоречить международно-правовому статусу нейтралитета; в своей внешней политике нейтральное государство руководствуется принципами мирного сосуществования; нейтралитет государства носит гуманитарный характер (оказание добрых услуг и посредничества, предоставление своей территории для работы международных конференций, органов ООН и др.).

Разоружение является одним из международно-правовых средств обеспечения международной безопасности.[225] Сегодня международно-правовое содержание понятия «разоружение» весьма усложнилось. Разоружение подразумевает: прекращение гонки вооружений, сокращение вооружений; запрещение или ограничение применения определенных видов оружия; ликвидацию средств ведения войны вплоть до роспуска всеми государствами мира своих вооруженных сил, упразднение военных учреждений, прекращение производства и уничтожение всех видов вооружений с сохранением лишь ограниченных сил по обеспечению внутреннего порядка.

Всеобщее и полное разоружение – конечная цель усилий всех государств. Ее достижению призваны служить меры по частичному разоружению, которые предусматривают:

♦ ограничение стратегических вооружений;

♦ запрещение размещения оружия массового уничтожения в природных средах и географических районах;

♦ полное запрещение и уничтожение видов оружия;

♦ запрещение дальнейшей разработки оружия массового поражения и его совершенствования.

Ограничение стратегических наступательных вооружений (СНВ) является одним из основных направлений борьбы за обеспечение международной безопасности. Благодаря усилиям нашей страны удалось заключить ряд важных соглашений.

Договор СНВ—1[226] был заключен между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1991). Согласно этому Договору, каждая из Сторон сокращает и ограничивает свои стратегические наступательные вооружения, в том числе межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР и БРПЛ и вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы в дальнейшем суммарные количества не превышали: 1600 единиц для развернутых МБР и связанных с ними пусковых установок, развернутых БРПЛ и связанных с ними пусковых установок, и развернутых тяжелых бомбардировщиков, в том числе 154 единицы для развернутых тяжелых МБР и связанных с ними пусковых установок; 6000 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками. Каждая из Сторон ограничивает суммарный забрасываемый вес своих развернутых МБР и развернутых БРПЛ таким образом, чтобы в дальнейшем такой суммарный забрасываемый вес не превышал 3600 тонн. Помимо точных параметров Договор содержит юридические положения о продолжении разоруженческого диалога между его сторонами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.038 с.)