Международный трибунал по бывшей Югославии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный трибунал по бывшей Югославии.



Междунаро́дный трибуна́л по бы́вшей Югосла́вии (МТБЮ) — структура ООН. Заявленная цель создания - восстановление справедливости в отношении жертв военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида, совершённых во время войн в Югославии в 1991—2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях. Находится в Гааге. Полное название — «Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года».

[править]История

В октябре 1992 года Совет Безопасности ООН учредил комиссию экспертов по расследованию и анализу информации о нарушениях Женевских конвенций и других норм международного права на территории бывшей Югославии. За год с небольшим специалисты исследовали 65 тысяч полученных из разных источников материалов, провели 32 исследовательские миссии. Выводы гласили: всемирной организации надлежит немедленно создать судебный орган для расследования и наказания военных преступлений.

В мае 1993 года был создан МТБЮ для преследования лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права на территории бывшей Югославии в период с 1 января 1991 года и до даты, которую СБ определит после восстановления мира (резолюции № 808 и 827). Резолюция о создании Трибунала была принята единогласно.[1]

Председательствовавший на заседании СБ 25 мая 1993 постоянный представитель России Юлий Воронцов заявил: «Виновные в массовых преступлениях…, в нарушениях законов и обычаев войны, преступлениях геноцида, а также против человечности, должны понести заслуженное наказание. Особенно важным представляется тот факт, что впервые в истории не победитель судит побеждённого, а все международное сообщество в лице Трибунала вынесет свой вердикт тем, кто грубо попирает не только нормы международного права, но и просто человеческие представления о нравственности и гуманности».[2]

[править]Полномочия

Трибунал имеет мандат Совета Безопасности ООН — резолюция 827, принятая 25 мая 1993 года. Этим он отличается от классических международных судов, которые создаются международным договором.

Статья вторая Устава МТБЮ говорит о полномочии Трибунала осуществлять судебное преследование лиц, совершающих или отдающих приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенцийот 12 августа 1949 года, а именно следующих действий, направленных против лиц или имущества, пользующихся защитой Женевской конвенции: 1) умышленное убийство; 2) пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; 3) умышленное причинение тяжких страданий или нанесения увечья или нанесение ущерба здоровью; 4) незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью; 5) принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; 6) умышленное лишение прав военнопленного или гражданского лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство; 7) незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица; 8)взятие гражданских лиц в качестве заложников.

МТБЮ рассматривает военные преступления, совершённые на территории Югославии с 1991 года, связанные с нарушениями Женевской конвенции, нарушением правил ведения войны и геноцидом.

Деятельность Трибунала ограничена временными и географическими рамками. Согласно уставу, территориальная юрисдикция трибунала распространяется на территорию бывшей Югославии (кромеСловении

), а завершение последнего процесса означает упразднение самого суда.

Трибунал имеет полномочия судить конкретных лиц, но не организации и не правительства. Максимальноенаказание

, которое вправе вынести Трибунал — пожизненное заключение.

Трибунал планировал закончить рассмотрение всех имеющихся дел к 2009 году, а к 2010 году — все апелляции.

[ править ]Состав

Трибунал состоит из следующих частей: судебного органа, состоящего из двух Судебных палат и одной Апелляционной палаты, секретариата обвинителя и судебных палат. В настоящее время в состав Трибунала входят 27 судей: 16 постоянных и 12 судей ad litem.

[ править ]Деятельность

Основная статья: Список обвинённых Международным трибуналом по бывшей Югославии

Всего за время существования трибунала было проведено 142 судебных процесса (в том числе 92 против сербов, 33 против хорватов, 8 против косовскихалбанцев, 7 против боснийских мусульман и 2 против македонцев). Обвинения Гаагского трибунала выдвинуты против лидеров боснийских сербовРатко Младича и Радована Караджича. Также обвиняемым на судебном процессе в Гааге являлся бывший президент Югославии Слободан Милошевич, скончавшийся в тюрьме Трибунала.

25 мая 1993 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 827 и таким образом учредил Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) ad hoc ("на случай"). Инициативу разработки резолюции № 827 выдвинула Франции. Россия была одним из авторов проекта резолюции. Оригинальная идея - учредить международный уголовный суд, основываясь на VII главе Устава ООН, а не на международном договоре, - принадлежала Генеральному секретарю ООН Бутросу Гали.

МТБЮ полномочен осуществлять судебное преследование лиц, которые: совершают или отдают приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 года (статья 2 Устава); нарушают законы и обычаи войны (статья 3); совершают геноцид (статья 4) или другие деяния, названные в п.3 статьи 4; ответственны за преступления против человечности, совершаемые в ходе вооруженного конфликта, как международного, так и внутреннего (статья 5.) Таким образом, деяния, названные во всех статьях, кроме статьи 5, должны быть, строго говоря, совершенными только в международных конфликтах.

В статье 8 Устава определено только начало временной юрисдикции МТБЮ - с 1 января 1991 года, т.е. почти за семь месяцев до того, как первые республики СФРЮ, Словения и Хорватия объявили о своей независимости, и за 11 месяцев до того, как они были признаны в качестве суверенных государств. В связи с чем неизбежен вопрос об обоснованности применения норм международного гуманитарного права в отсутствие международного конфликта. МТБЮ в одних случаях рассматривает конфликты как международные, вне зависимости от того, таковы они на самом деле или нет. А в других, напротив, - утверждает, что международный характер конфликта не является необходимым условием применения международных норм. С этим можно согласиться, но только тогда речь должна идти о применении этих норм национальными судами.

Изъятие физических лиц из юрисдикции государства возможно: если государство совершило международное преступление (случай Нюрнбергского и Токийского трибуналов); или же если государство добровольно соглашается с этим, став участником международного договора (случай Международного уголовного суда). Ибо "каждое государство обладает правом судить своих собственных граждан за военные преступления или преступления против человечности". После 10 лет работы МТБЮ решил наконец "поделиться" юрисдикцией: в январе обвинитель дель Понте обсуждала возможность передать какие-то дела судам Боснии и Герцеговины, однако сочла, что суды Сербии и Черногории к этому не готовы. Правда, 19 мая, во время своего последнего визита в Белград, дель Понте высказала предположение о возможном проведении слушаний и в Сербии.

Прекращение действия юрисдикции Трибунала вообще не установлено: резолюция № 827 неопределенно говорит о "дате, которая будет определена СБ после восстановления мира". В сентябре 2001 года Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сказал, что МТБЮ может завершить свою работу к 2008 году. Позже, в январе 2003 года, Карла дель Понте пообещала, что Трибунал будет работать до тех пор, пока на свободе находятся лидеры боснийских сербов Караджич и Младич. Все это выглядит достаточно произвольным для трибунала ad hoc.

 

90. Принципы международного экологического права.

 

К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств.

Специфические принципы международного экологического права – категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП. Обычно выделяется следующие принципы:

окружающая среда – общая забота человечества;

окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества;

свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;

рациональное использование окружающей среды;

содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;

взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;

предосторожный подход к окружающей среде;

право на развитие;

предотвращение вреда;

предотвращение загрязнения окружающей среды;

ответственность государств;

отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития,

• неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами,

• устойчивое, т.е. экологически обоснованное, социальное и экономическое развитие,

• равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств),

• запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду),

• регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях,

• предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде,

• сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях,

• научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий,

• контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды,

• мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду,

• международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде, вызванный действиями на территории государства, находящейся под его юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 7053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.137.184 (0.021 с.)