ТОП 10:

Международные преступления и преступления международного характера



Основание привлечения к уголовной ответственности ф/л - совершение ими международного преступления или уголовного преступления международного характера.

Международные преступления - особо опасные для человеческой цивилизации нарушения основных принципов и норм МП.

Классификация международных преступлений в соответствии с Уставом Международного военного трибунала 1945:

1)преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров, соглашений или заговоры, направленные на осуществление любого из вышеперечисленных действий);

2)военные преступления (нарушение законов и обычаев ведения войны - убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, потерпевших кораблекрушение на море; убийства заложников, ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью и т.п.):

3)преступления против человечности (убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные по политическим, расовым или религиозным мотивам).

Классификация международных преступлений в соответствии с Римским Статутом Международного уголовного суда (МУС) 2002:

1) Преступления геноцида - действия, направленные на уничтожение полностью или частично какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группу путем:

а) убийства членов такой группы;

б) причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

в) умышленного создание для какой-либо группы жизненных условий, рассчитанных на ее полное или частичное
физическоеуничтожение;

г) мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственной передача детей из одной человеческой группы в другую.

2)Преступления против человечности:

а) предумышленное убийство;

б) истребление (предумышленное убийство большого количества людей; включает лишение людей пищи и
медикаментов с намерением их уничтожения);

в) порабощение (осуществление прав собственности над человеком; включает торговлю людьми);

г) депортация или насильственное переселение людей (принуждение покинуть свои законные земли без учета
требований международного законодательства (депортация - с пересечением государственных границ));

д) заключение в тюрьму или применение других жестоких методов лишения свободы, нарушающих основные
принципы международного законодательства;

е) пытки (умышленное причинение физических или душевных страданий человеку, находящемуся в заключении или
под следствием);

ж) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к занятию проституцией, насильственное
оплодотворение, насильственная стерилизация и прочие преступные деяния сравнимой тяжести (могут также попасть под
юрисдикцию МУС как пытки или военные преступления);

з) преследование определенной группы людей по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным,
религиозным, половым или другим мотивам, недопустимым с точки зрения международных законов;

и) насильственное сокрытие человека (арест, задержание или похищение государством или политической
организацией, с их разрешения или согласия и с последующим отказом подтвердить факт лишения свободы или отказом о его
судьбе с намерением лишить его защиты закона на продолжительный срок);

к) апартеид (антигуманные действия режима систематического угнетения и подавления одной расовой группой некоторой другой, с намерением дальнейшей поддержки его существования и другие антигуманные действия схожего характера, вызвавшие сильные страдания, причинившие серьезный ущерб физическому или душевному здоровью).

3) Военные преступления (нарушения законов и обычаев ведения войны - обширный перечень; МУС вправе расследовать военные преступления, совершенные во время военных конфликтов и гражданских войн).

4)Преступления агрессии (МУС будет осуществлять юрисдикцию в отношении преступления агрессии, как только на Конференции по обзору будет принято приемлемое положение, которое должно содержать его определение и условия, при которых МУС будет осуществлять в отношении него юрисдикцию).

Преступления международного характера - общественно опасное деяние, посягающее на международные отношения, международный правопорядок (затрагивающее интересы нескольких государств), в отношении которого принята специальная международная конвенция либо положение о нем есть в другой международной конвенции, носящей более общий характер.

Классификация преступлений международного характера:

1)преступления, посягающие на стабильность МО (терроризм; захват воздушного судна; акты, направленные против безопасности гражданской авиации; хищение ядерного материала; незаконное радиовещание);

2)преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (легализация преступных доходов; фальшивомонетничество; незаконный оборот наркотических и психотропных веществ; посягательство на культурные ценности);

3)преступления, посягающие на личные права человека (рабство, работорговля и сходные с ними преступления; эксплуатация проституции; распространение порнографии, пытки);

4)преступления, совершаемые ан море (пиратство; повреждение подводного кабеля или трубопровода; столкновение морских судов; загрязнение морской среды).

 

101. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного
характера

Вопросы борьбы с преступностью относятся к сфере внутреннего законодательства каждого государства (однако, проблема борьбы с глобализацией преступности не может быть решена в рамках ограниченных национально-государственных средств и методов).

Принцип сотрудничества государств является императивной нормой, одним из принципов МП, закрепленных в Уставе ООН, Декларации о принципах МП 1970 и Заключительном акте СБСЕ 1975.

Факторы, обусловливающие сотрудничество государств в борьбе с преступностью:

1) особый характер определенных преступлений, посягающих на интересы нескольких государств либо
представляющих опасность для международного сообщества;

2)потребности координацииусилий по предотвращению и пресечению преступных деяний;

3)потребности по оказанию взаимной правовой помощи по УД. Направления сотрудничества государств в борьбе с престустью:

 

1)разработка многосторонних конвенций по регламентации отдельных отраслей или институтов МП, содержащих нормы, касающиеся определенныхмеждународных преступлений;

2) совмещение договорных и институционных форм межгосударственного сотрудничества с использованием потенциала специальных учреждений (пример: Интерпол) и универсальных международных организаций и органов системы ООН;

3)сочетаниеуниверсальных и локальных средств сотрудничества;

4) согласование международно-правовых и внутригосударственных норм и механизмов, охватывающих уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты сотрудничества.

Основные виды сотрудничества (в соответствии с его основными направлениями - сотрудничеством путем заключения международных договоров и сотрудничества в рамках международных организаций):

1)конвенционное (осуществляется в форме заключения многосторонних универсальных, региональных и двусторонних локальных соглашений);

2)институционное (осуществляется в рамках комитетов и комиссий, создаваемых в соответствии с международными договорами, международных универсальных организаций, специализированных учреждений ООН, Интерпола и Европола).

Результат реализации принципа сотрудничества (согласование квалификаций преступлений, представляющих опасность для нескольких государств; координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений; установление юрисдикции над преступлениями и преступниками; обеспечение неотвратимости наказания; оказание правовой помощи по УД, включая выдачу преступников).

Формы конвенционного сотрудничества:

1)Двустороннее сотрудничество (заключение двусторонних соглашений по вопросам оказания правовой помощи по УД, выдачи преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются).

Пример (соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью РФ с Финляндией, Швецией, США и другими странами).

2)Региональные сотрудничество:

а) члены Организации американских государств приняли Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за него 1971;

б) государства - члены ЕС заключают соглашения о выдаче преступников, признании приговоров по УД, правовой помощи, борьбе с легализацией преступных доходов;

в) страны СНГ подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 (регламентирует сотрудничество по вопросам выдачи преступников, осуществления уголовного преследования, обмена информацией об обвинительных приговорах и судимости).

Двустороннее и региональное сотрудничество, ограничиваясь узким кругом участников, не позволяет в полной мере координировать деятельность государств в борьбе с преступлениями международного характера, затрагивающими интересы международного сообщества в целом.

3) Универсальное сотрудничество (осуществляется на основе многосторонних международных договоров,
являющихся источниками международного уголовного права).

Характерные черты указанных договоров:

1)фиксация права всех без исключения государств быть их участниками;

2)определение состава преступления в качестве общего стандарта;

3)обязательства государств - участников обеспечить соответствие международной и национальной регламентации, гарантирующее законодательную квалификацию преступления международного характера какуголовно наказуемого;

4)решение вопроса оразделении юрисдикции государств - участников.

102. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция,
юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде

Основание привлечения к уголовной ответственности ф/л - совершение ими международного преступления или уголовного преступления международного характера.

Ф/л (граждане государств и лица без гражданства), совершившие указанные преступления, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с:

1)действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения;

2)национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают.

За совершение отдельных преступлений (пиратство или угон воздушного судна) ф/л могут быть привлечены к уголовной ответственности по законам государства, захватившего пиратов или угонщиков воздушного судна. К ф/л применимы положения:

1) Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968;

2)конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений;

3) конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам.

Главный принцип - неотвратимость наказания за совершение указанных преступлений.

Международный уголовный суд (МУС) (Статут МУС принят в 1998 г. на Дипломатической конференции ООН, вступил в силу с 01.07.2002; Ассамблея государств - участников избрала 18 судей).

МУС учрежден как постоянный орган, уполномоченный осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за международные преступления, и дополняет национальные органы уголовной юстиции (обладает юрисдикцией в отношении преступлений геноцида; преступлений против человечества; военных преступлений и преступлений агрессии).

Принципы деятельности МУС:

1)принцип индивидуалънойуголовной ответственности (не влияет на ответственность государств по МП);

2) принцип комплементарности (дополнительности) (уголовное преследование за совершение международных преступлений осуществляет национальная юстиция, а МУС дополняет ее в случаях, когда государство не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом).

Полномочия МУС ограничены во времени и в пространстве:

1)уполномочен рассматривать только международные преступления, совершенные после 01.07.2002;

2)к суду привлекаются только граждане государств, ратифицировавших Статут, или те, кто соверши преступления на территории данных государств.

Лицо, совершившее преступление, подпадающее под юрисдикцию МУС, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию, если это лицо:

1)совершает такое преступление индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо;

2)приказывает, подстрекает или побуждает совершить такое преступление (если это преступление совершается или имеет место покушение на преступление);

3)с целью облегчить совершение такого преступления пособничает, подстрекает или иным образом содействует его совершению, включая предоставление средств для его совершения;

4)любым другим образом способствует его совершению или покушению на совершение группой лиц, действующих с общей целью (содействие должно оказываться умышленно или в целях поддержки преступной деятельности).

Статут МУС:

1)не применяется в отношении лиц, не достигших 18 лет на момент совершения преступления;

2)применяется в отношении всех лиц независимо от их должностного положения;

3)устанавливает ответственность командиров и других начальников за деяния подчиненных;

4)закрепляет отсутствие сроков давности по преступлениям, подпадающим под юрисдикцию МУС;

5)устанавливает, что лицо не подлежит уголовной ответственности, если в момент совершения деяния оно в момент совершения деяния (страдало психическим заболеванием; находилось в состоянии интоксикации; действовало разумно для защиты себя, другого лица или имущества, являвшегося особо важным для их выживания).

Органы МУС (Президиум, Апелляционное отделение, Судебная палата, Палата предварительного производства, Канцелярия прокурора, Секретариат).

В своей деятельности МУС применяет Статут, Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания, а там, где уместно - применимые договоры, принципы и нормы МП.

Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. (учрежден СБ ООН в 1993 г.; процессуальная деятельность определяется Статутом 1993 и Правилами процедуры и доказывания 1994).

Трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц:

1)нарушающих законы и обычаи войны (применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий; бессмысленное разрушение населенных пунктов; нападение на незащищённые населенные пункты или здания);

2)совершающих геноцид;

3)ответственных за следующие преступления, совершаемые в ходе вооруженного конфликта международного и внутреннего характера и направленные против гражданского населения (убийство; истребление; порабощение; депортация; заключение в тюрьму; пытки; изнасилование; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам).

Юрисдикция Трибунала (распространяется на ф/л и имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов (на любом этапе может попросить национальные суды передать ему производство по делу)).

Органы Трибунала (Судебные камеры (по 11 судей), Апелляционная камера, Обвинитель, Секретариат) (судьи Трибунала избираются ГА ООН из представляемого СБ ООН списка; обвинитель назначается СБ ООН по рекомендации Генерального секретаря ООН),

Государства сотрудничают с Трибуналом в вопросах расследования и судебного преследования лиц, обвиняемых в совершении серьезных нарушений международного гуманитарного права.

Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 01.01.1994 по 31.12.1994 (Статут Трибунала утвержден резолюцией СБ ООН 1994; процессуальная деятельность определяется Статутом и Правилами процедуры и доказывания).

Трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц:

1)совершивших геноцид и другие международные преступления;

2)совершивших или отдавших приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 о защите жертв

войны.

Юрисдикция Трибунала (распространяется на ф/л и имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов (на любом этапе может попросить национальные суды передать ему производство по делу)).

Органы Трибунала (две Судебные камеры (по 11 судей), Апелляционная камера, Обвинитель, Секретариат) (Обвинитель Трибунала по бывшей Югославии является также Обвинителем Трибунала по Руанде),

 

103. Международная борьба с преступлениями на воздушном транспорте. Конвенции. Примеры
Конвенции:

1)Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях на борту ВС 1963 (указанные деяния не квалифицировались как преступления; конвенция носила рекомендательный характер).

2)Конвенция о борьбе с незаконным захватом ВС 1970 (подготовлена в рамках ИКАО):

а) преступлением является незаконный захват ВС или осуществление контроля над ним путем насилия, угрозы применения насилия и любой другой форы запугивания, а также соучастие в совершении таких действий;

б) на совершенное преступление распространяется юрисдикция государства регистрации ВС, или государства, на территории которого приземлилось ВС с преступниками на борту, или государства, на чьей территории скрываются преступники;

в) Конвенция применяется только в случае, если место взлета или фактической посадки ВС, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов территории государства регистрации ВС.

Для целей Конвенции ВС находится в полете с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки.

3)Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 - к преступлениям относятся:

а) совершение акта насилия по отношению к лицу, находящемуся на борту ВС в полете;

б) разрушение или повреждение ВС, находящегося в эксплуатации;

в) установка на судне или помещение вещества с целью разрушения ВС;

г) повреждение или разрушение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию;

д) сообщение заведомо ложных сведений и создание этим угрозы безопасности полета.

4) Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную
гражданскую авиацию 1988 к Монреальской конвенции
- любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и
преднамеренно с использованием любогоустройства, вещества или оружия:

а) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть;

б) разрушает или серьезно повреждает оборудование и сооружения аэропорта, обслуживающего международную гражданскую авиацию, либо расположенные в аэропорту ВС, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта (если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту).

Для целей Конвенции ВС находится в эксплуатации с начала его предполагаемой подготовки наземным персоналом или экипажем для конкретного полета до истечения 24 часов после посадки.

Конвенции применяются только к гражданским ВС (в случае совершения действий, перечисленных в конвенциях, пот отношению к государственным ВС применяется принцип юрисдикции государства флага).

В целях реализации положений конвенций государства - участники взяли обязательства установить уголовную ответственность за перечисленные в них деяния (УК РФ содержит только один состав преступления (ст.211 «Угон ВС или водного транспорта либо ж/д подвижного состава»); акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а отдельный состав не выделяются (ответственность установлена ст.267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения»)).







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.012 с.)