Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм международного контроля в рамках ООНСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Универсальный механизм международного контроля в области прав человека в структурном плане представляет собой совокупность внедоговорных и договорных (конвенционных) органов международного контроля. Как было сказано выше, внедоговорные органы международного контроля создаются в рамках универсальных международных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью в области прав человека. К ним относятся ООН, МОТ, ЮНЕСКО. ООН обладает наиболее сложным и разработанным международным контрольным механизмом, что обусловлено ролью этой организации, выступающей от имени международного сообщества, и ее мандатом – «осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1 п. 3). Кроме того, как уже указывалось, в Уставе ООН закреплена правовая база для формирования и развития института международной защиты прав человека. Механизм международного контроля ООН включает как главные органы (уставные), так и вспомогательные (внеуставные), специально созданные для осуществления контроля за соблюдением государствами прав человека.
Уставные органы ООН
К главным органам ООН, имеющим контрольные функции в области прав человека, относятся: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Генеральный Секретарь, Международный Суд. Совет Безопасности Совет Безопасности как главный орган занимает особое место в системе коллективной безопасности ООН. Согласно Уставу, на него возложена «главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности». Причем государства–члены ООН согласились с тем, что «при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени» (ст. 24). Столь важный статус Совета Безопасности обусловливает специфику его полномочий и придание его решениям (резолюциям), в отличие от других органов ООН, обязательной юридической силы. К основной функции Совета Безопасности относится «определение существования любой угрозы миру и акта агрессии» и принятие решения о том, «какие меры следует предпринять… для поддержания или восстановления международного мира и безопасности» (ст. 39). На первый взгляд, указанная функция Совета Безопасности не имеет отношения к правам человека, однако, принимая во внимание отсутствие в международном праве общепризнанного понятия «угроза миру», а также тесную связь грубейших нарушений прав человека с вооруженными конфликтами, следует считать оправданной практику Совета Безопасности по квалификации грубых и массовых нарушений прав человека как «угрозы миру» и принятию резолюций о применении соответствующих санкций в отношении государства–нарушителя. Впервые Совет Безопасности использовал указанные полномочия в отношении Родезии (ныне Зимбабве) в 1965 г. Квалифицировав расистский режим в Родезии как «угрозу миру», он призвал все государства разорвать отношения с ней и установил эмбарго на торговлю нефтью и бензином.1 В дальнейшем Совет Безопасности стал активно использовать широкое толкование «угроза миру» и применять экономические санкции в случае массовых нарушений прав человека в различных странах: против Ирака (1990 г.), Югославии (1991 г.), Ливии (1992 г.), Либерии (1992 г.), Анголы (1993 г.), Сьерра–Леоне (1997 г.), режима «Талибан» в Афганистане (1999 г.).2 В чрезвычайных ситуациях, связанных с грубым и систематическим нарушением прав человека, Совет Безопасности, используя свое право согласно статье 42 Устава, «может принимать решение о применении вооруженной силы» для прекращения массовых нарушений прав человека. Так, Совет Безопасности ООН санкционировал применение вооруженной силы в Гаити в 1994 г. в связи с ухудшением гуманитарной ситуации, систематическим нарушением гражданских прав военной диктатурой, свергнувшей законное правительство. Расширение контрольных функций в практике Совета Безопасности выразилось в принятии им мер по привлечению к уголовной ответственности физических лиц, включая высших должностных лиц государства, за совершение преступлений, связанных с грубым нарушением прав человека (этнические чистки, политика геноцида). На основании резолюций Совета Безопасности были созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии [резолюция 827 (1993 г.)] и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. [резолюция 955 (1994 г.)]. В настоящее время указанные трибуналы активно работают и осуществляют юрисдикцию в отношении таких преступлений как геноцид и преступления против человечности. Генеральная Ассамблея В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается «обсуждать любые вопросы и дела в пределах Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных Уставом» (ст. 10). Включение в круг обсуждаемых Генеральной Ассамблеей вопросов, прав человека подтверждается в статье 13 Устава, гласящей, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях «осуществления прав и свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, из Устава вытекает, что контрольные полномочия в области прав человека Генеральная Ассамблея осуществляет в следующих формах: обсуждение, организация исследований, вынесение резолюций–рекомендаций. Вопросы, касающиеся прав человека, включаются в повестку дня каждой ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи. Кроме того, проводятся специальные сессии, посвященные конкретной проблеме в области прав человека, например, специальная сессия Генеральной Ассамблеи, проведенная в 2000 г. по теме «Женщины в 2000 г.: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в 21 веке».3 В настоящее время в центре внимания Генеральной Ассамблеи находятся вопросы, связанные с борьбой против дискриминации, расизма, ксенофобии во всех формах, защита прав уязвимых групп населения. Методы и способы, которые применяет Генеральная Ассамблея для осуществления своих полномочий в области защиты прав человека, весьма разнообразны. Среди них следует выделить нормотворческую деятельность: все международные соглашения в области прав человека, разрабатываемые специальными органами ООН (Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин), обсуждаются в III Комитете Генеральной Ассамблеи (Комитет по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры), а затем принимаются на сессии Генеральной Ассамблеи путем вынесения резолюции одобрения. Широко используется в практике деятельности Генеральной Ассамблеи принятие резолюций, касающихся проведения всемирных конференций (например, Всемирная конференция по правам человека 1993 г., Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ней нетерпимости 2001 г.). В ходе таких конференций обсуждаются наиболее острые проблемы, разрабатываются предложения и рекомендации, направленные на повышение эффективности защиты прав человека. Так, в итоговых документах Венской конференции по правам человека (Декларации и Программе действий) получили закрепление новые концептуальные подходы к пониманию прав человека, их роли в международных отношениях, определены приоритеты в области прав и свобод человека. Государства ориентированы на скорейшую ратификацию важнейших международных соглашений в области прав человека, особенно Пактов о правах человека, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, установлены сроки ратификации. Предложено увеличение ресурсов, выделяемых на деятельность ООН в области прав человека, Генеральной Ассамблее рекомендовано провозгласить Десятилетие коренных народов мира и Десятилетие в области образования по правам человека, а также провести структурные изменения – ввести пост Верховного Комиссара по правам человека. В дальнейшем деятельность государств и ООН была направлена на реализацию предложений и рекомендаций Венской конференции по правам человека. Большие возможности для осуществления мониторинговых функций Генеральной Ассамблеи дает провозглашение Международных Десятилетий, посвященных правам конкретной социальной группы либо общей проблеме, связанной с правами человека. Так, декада 1983–1992 гг. была объявлена Генеральной Ассамблеей Международным Десятилетием инвалидов Организации Объединенных Наций; декада 1994–2004 гг. – Международным Десятилетием в области образования по правам человека; декада 1994–2000 гг. – Международным Десятилетием коренных народов мира. Проведение таких десятилетий сопровождается разработкой комплекса конкретных мер правового и организационного характера, охватывающих все формы работы Генеральной Ассамблеи: разработка и принятие международно–правовых документов, проведение международных конференций, обсуждение хода выполнения программы декады на сессии Генеральной Ассамблеи, с последующим принятием конкретных рекомендаций, учреждение новых структурных подразделений. Иллюстрацией может служить проведение Международного Десятилетия женщин Организации Объединенных Наций (1976–1985 гг.). В рамках указанного Десятилетия ГА ООН в 1979 г. была принята Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, проведены три всемирные международные конференции по проблемам женщин. Причем на III конференции был выработан документ, определявший «Перспективы стратегии в области улучшения положения до 2000 г.», который способствовал прогрессу в этой области. Однако в ходе обсуждения Программы Десятилетия и особенно рекомендаций указанного документа III конференции на сессиях Генеральной Ассамблеи было отмечено, что многие рекомендации документа не выполняются. Это послужило причиной созыва IV Всемирной конференции по проблемам женщин в 1995 г. и разработки Факультативного Протокола к Конвенции 1979 г., принятого ГА ООН в 1999 г. Данный Протокол наделил контрольный орган за соблюдением Конвенции 1979 г. – Комитет против дискриминации – правом принимать индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения государствами положений Конвенции. Кроме того, в рамках проведения Десятилетия ГА ООН были приняты резолюции, учреждающие новые структурные подразделения: Международный фонд ООН для развития в интересах женщин, который является добровольным фондом, содействующим повышению политической и экономической роли женщин в развивающихся странах, и Международный учебный и научно–исследовательский институт по улучшению положения женщин, осуществляющий образовательные функции (разработка исследовательских и учебных программ с целью понимания гендерных проблем, усиления активности женщин в общественной и политической жизни, обеспечение их равенства с мужчинами).4 Генеральная Ассамблея осуществляет контрольные полномочия и через систему контрольных конвенционных органов (комитетов), учрежденных на базе универсальных международных конвенций, принятых в рамках ООН. Все они представляют доклады о своей деятельности в ГА и получают соответствующие рекомендации. В практике деятельности ГА, особенно в 1970–1980–е гг., было распространено обсуждение поведения государств, систематически нарушающих права населения, проживающего на их или контролируемых ими территориях, с вынесением резолюции–осуждения в отношении этих государств (например, в отношении Израиля за нарушения прав палестинцев на оккупированной территории Палестины). В настоящее время такая практика практически отсутствует. Важная роль Генеральной Ассамблеи в области защиты прав человека усиливается разработкой и принятием международно–правовых документов стратегического характера, в которых определяются долгосрочные, ключевые задачи развития международного сотрудничества по правам человека. К таким документам относится Декларация тысячелетия ООН 2000г. В ней в качестве фундаментальных ценностей в области прав человека провозглашаются: свобода, трактующаяся как право жить и растить своих детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости; равенство, означающее, что ни один человек, ни одна страна не может быть лишена возможностей пользоваться благами развития, а также гарантированное равенство прав и возможностей мужчин и женщин; солидарность, что означает решение глобальных проблем в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости; терпимость, означающая, что при всем многообразии религий, языков и культур люди должны уважать друг друга, и существующие различия в рамках общества и между обществами не должны служить поводом для преследования, «а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества». К важнейшим задачам, которые стоят перед международным сообществом в области осуществления прав человека, Декларация относит: искоренение нищеты, обеспечение права на развитие наименее развитых стран, обеспечение равного доступа ко всем уровням образования для всех; осуществление стратегии, дающей молодым людям во всем мире реальный шанс найти достойную работу, гарантирование права на жизнь путем сокращения материнской и детской смертности и масштабов распространения ВИЧ/СПИДа, защита уязвимых групп населения, особенно детей, беженцев, перемещенных лиц, всего гражданского населения, испытывающих наибольшие страдания в результате стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов. Декларация ориентирует государства на необходимость добиваться полной защиты всех прав человека для всех.5 Следует отметить, что контроль за выполнением положений Декларации возложен на ГА ООН, которая должна регулярно рассматривать ход осуществления положений Декларации. В частности, в 2005 г. предусмотрено проведение обзора выполнения Декларации в рамках ГА. Экономический и Социальный Совет Непосредственная защита прав и свобод человека возложена Уставом на Экономический и Социальный Совет (далее – Совет). Это выражается в первую очередь в подробной регламентации Уставом компетенции ЭКОСОС и форм ее реализации. В Уставе указывается, что Совет уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех (ст. 62), представлять проекты конвенций ГА по вопросам, входящим в его компетенцию, созывать международные конференции (ст. 62). Совет имеет право получать от государств–членов и специализированных учреждений ООН доклады о мерах, предпринятых ими в связи с выполнением его рекомендаций, представлять их ГА и сообщать последней замечания по этим докладам (ст. 64). Кроме того, он имеет право создавать «комиссии по поощрению прав человека». Структура Совета и практика его деятельности полностью соответствуют уставным положениям. В структуру Совета входит Комиссия по правам человека, Подкомиссия по поощрению и защите прав человека, Комиссия по положению женщин, учрежденные им и осуществляющие основные функции по защите и контролю за соблюдением прав человека государствами. Все указанные органы подчинены Совету, который утверждает их решения, обсуждает их ежегодные доклады о работе, вынося соответствующие замечания, с последующим представлением этих докладов ГА ООН. Все конвенционные органы по контролю за соблюдением государствами универсальных международных соглашений по правам человека, принятых в рамках ООН, также отчитываются перед Советом, ежегодно представляя ему доклады о своей деятельности. Значительны нормотворческие полномочия Совета в области разработки и принятия международных соглашений и международных стандартов по правам человека. Все проекты конвенций и деклараций по правам человека, разрабатываемые Комиссией по правам человека и Комиссией по положению женщин, представляются для обсуждения и замечаний в Совет, а затем передаются для окончательного принятия в ГА. Кроме того, Совет выступает в качестве принимающего и утверждающего органа в отношении ряда важных международно–правовых документов по правам человека рекомендательного характера, которые касаются отправления правосудия и защиты прав лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.); Меры, гарантирующие права тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.); Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней (1989 г.). Большую работу проводит Совет через систему своих региональных комиссий и Комиссию по устойчивому развитию по оказанию содействия в реализации права на развитие в отношении слаборазвитых африканских стран и малых островных государств, население которых страдает от нищеты, голода и болезней. Так, в ходе заседаний высокого уровня в 2004 г. Совет принял Декларацию министров о мобилизации ресурсов и создании благоприятных условий для искоренения нищеты в контексте осуществления Программы действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001–2010 гг., принятой в 2001 г. Декларация призывает страны–доноры выделить наименее развитым странам более 0,2 от валового национального дохода в качестве официальной помощи в целях развития.6 Следует отметить важность постоянных структурных изменений организационной системы Совета, направленных на повышение его роли в поощрении и защите прав человека. В частности, в 2000 г. Совет принял решение об учреждении нового вспомогательного органа – Постоянного форума по вопросам коренных народов, который наделен правом давать консультации по вопросам, представляющим интерес для коренных народов. В 2004 г. Совет создал специальные консультативные группы (по Бурунди и Гвинее–Бисау) с целью повышения его роли в Африканских странах. Указанные группы должны содействовать налаживанию сотрудничества между властями стран и международным сообществом с целью содействия в мобилизации донорской поддержки на этапе перехода от оказания чрезвычайной помощи к обеспечению развития. Анализ различных форм деятельности Экономического и Социального Совета позволяет прийти к выводу, что его тесное сотрудничество с функциональными и региональными комиссиями, а также конвенционными контрольными органами при сохранении руководящей роли Совета позволяет ему быть не только центральным форумом для обсуждения проблем, связанных с поощрением, уважением и соблюдением прав человека, но и вырабатывать практические рекомендации, адресованные государствам–членам ООН и международным контрольным органам, способствуя повышению эффективности их действий в области защиты прав человека. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций В Уставе ООН раскрываются в отличие от других главных органов полномочия Генерального секретаря ООН в отношении защиты прав человека. Устав закрепляет статус Генерального секретаря как главного административного должностного лица организации, присутствующего в этом качестве на заседаниях всех вышеупомянутых главных органов ООН и выполняющего иные функции, возлагаемые этими органами (ст. 97–98). Генеральный секретарь как главное административное лицо выступает от имени ООН во всех взаимоотношениях с государствами и другими международными организациями. В Уставе подчеркивается, что Генеральный секретарь ежегодно представляет доклад Генеральной Ассамблее о деятельности ООН. Это не только доказывает представительский характер должности Генерального секретаря, но и его право принимать участие во всех направлениях деятельности ООН, включая и защиту прав человека. Многогранность функций Генерального секретаря вытекает из статьи 99 Устава, устанавливающей право «доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые могут угрожать поддержанию мира и безопасности». Об активной деятельности Генерального секретаря в области защиты прав человека, формах и способах, которые он использует с целью содействия уважению и соблюдению прав человека, свидетельствует структура Секретариата ООН, возглавляемого и формируемого Генеральным секретарем. В структуру Секретариата входят Департамент по политическим вопросам, Департамент операций по поддержанию мира, Управление по координации гуманитарной деятельности, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Департамент общественной информации. Председатели указанных департаментов и управлений являются заместителями Генерального секретаря. На современном этапе деятельность Генерального секретаря ООН направлена на реализацию целей и задач, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН 2000 г. В области защиты прав человека они определены как искоренение нищеты и причин, ее порождающих, защита уязвимых групп, особенно детей и всего гражданского населения в условиях чрезвычайных гуманитарных ситуаций, вооруженных конфликтов, геноцида, осуществление права на развитие с учетом особых потребностей Африки, права человека, демократия и управление. Исходя из этого, можно сделать вывод, что функциональная направленность структурных органов соответствует осуществлению поставленных задач. Компетенция структурных органов включает: консультирование и содействие Генеральному секретарю, анализ ситуации в кризисных регионах и дача рекомендаций, административное и материально–техническое обеспечение проводимых мер. Так, Департамент по экономическим и социальным вопросам собирает и обрабатывает информацию по социальным, экономическим и экологическим вопросам, предоставляет ее государствам для обсуждения и выработки решений, консультирует заинтересованные правительства в выработке программ по устойчивому развитию, вопросам гендерного равенства, улучшению положения женщин. Кроме того, Генеральный секретарь назначает своих представителей и посланников в страны и регионы, которые характеризуются нестабильностью политических режимов, внутренними вооруженными конфликтами, сопровождающимися насилием, беззаконием, нарушениями прав человека (Специальный представитель в Сомали, Специальный посланник в Судане, Специальный советник по Колумбии). Так, учрежденная Генеральным секретарем в 2003 г. Канцелярия Специального советника по Западной Африке должна следить за осуществлением рекомендаций Генерального секретаря, касающихся предотвращения конфликтов, обеспечения прочного мира и устойчивого развития с целью ускорения возвращения миллионов перемещенных лиц. В круг полномочий Канцелярии входит также обеспечение поддержки международного сообщества в осуществлении Программы «Новое партнерство в интересах развития Африки» (НЕПАД) путем проведения информационной, пропагандистской и аналитической работы.7 Тесно сотрудничает Генеральный секретарь ООН с новым специальным органом по защите прав человека – Управлением Верховного комиссара по правам человека, чему способствует статус Верховного комиссара, являющегося заместителем Генерального секретаря. Генеральный секретарь посылает миссии в районы кризисных ситуаций, связанных с грубым и массовым нарушением прав человека, с целью выявления причин, установления фактов нарушения, выработки рекомендаций правительству и информирования Совета Безопасности ООН (например, миссия в Бурунди, миссия в Судане). Значительна роль Генерального секретаря в области защиты прав человека, в период проведения миротворческих операций ООН, руководителем которых он официально является. Направляемые с санкции Совета Безопасности в районы вооруженного конфликта, миротворческие миссии способствуют соблюдению соглашений о перемирии между враждующими сторонами, стабилизации ситуации и восстановлению политических и правовых механизмов с целью прекращения насилия и массовых нарушений прав человека. Основным методом практической деятельности Генерального секретаря является метод превентивной дипломатии, выражающийся в предоставлении добрых услуг с целью начала переговорного процесса с правительством государства либо конфликтующих государств для предотвращения или урегулирования конфликта, стабилизации обстановки, разрешения проблем, связанных с соблюдением прав человека (отмена смертной казни, освобождение заключенных). Содержание и результативность метода превентивной дипломатии, используемого Генеральным секретарем, можно проиллюстрировать на примере его деятельности в Судане. Вооруженный мятеж на западе Судана, начавшийся в 2004 г. и сопровождавшийся многочисленными актами насилия против гражданского населения, внесудебными расправами, неадекватная реакция правительства Судана на действия мятежников привели к значительным человеческим жертвам, массовому перемещению гражданского населения на территорию соседних стран (преимущественно Чада), приобретая характер полномасштабной чрезвычайной ситуации. В этих условиях с согласия правительства Судана Генеральным секретарем были посланы две миссии для оценки гуманитарной ситуации и положения с правами человека. Генеральный Секретарь лично посетил Судан и Чад с целью выработки рекомендаций по устранению причин и смягчению последствий конфликта. Результатом визита стало подписание коммюнике, согласно которому правительство Судана и ООН взяли на себя широкий круг обязательств, которые должны быть выполнены с целью урегулирования конфликта. Для контроля за выполнением обязательств был создан специальный механизм, сопредседателями которого стали министр иностранных дел Судана и Специальный представитель Генерального секретаря по Судану.8 Широко используются в практике деятельности Генерального секретаря ежегодные доклады о работе ООН, причем две трети содержания доклада посвящены деятельности по разрешению проблем, связанных с правами человека. Спецификой таких докладов является то, что они содержат не только информативный материал, но и рекомендации и предложения Генерального секретаря. В частности, в докладе, представленном Генеральным секретарем Генеральной Ассамблеей в августе 2004 г., сформулирован ряд основополагающих правил, которыми должны руководствоваться органы ООН при ведении переговоров о заключении мирных соглашений и предоставлении мандатов на проведение миротворческих операций. К ним относятся: отказ от любой амнистии за акты геноцида, военные преступления, преступления против человечности; необходимость того, чтобы национальные суды были независимыми и беспристрастными и соответствовали международным стандартам, обеспечивали признание и уважение прав потерпевших и исключали возможность вынесения судом смертной казни в отношении правонарушителей. Заслуживает внимания инициатива Генерального секретаря, сформулированная в его докладе «Укрепление ООН: программа дальнейших преобразований», по созданию эффективных организаций, занимающихся правами человека на страновом уровне, с целью обеспечения защиты прав человека в долгосрочном плане. Разработанный на основе этой инициативы Управлением Верховного комиссара по правам человека совместно с группой ООН по вопросам развития и Исполнительным комитетом по гуманитарным вопросам совместный план действий на период 2004–2006 гг. направлен на оказание помощи государствам–членам, по их просьбе в создании национальных систем защиты прав человека. Анализ деятельности Генерального секретаря ООН позволяет сделать вывод, что Генеральный секретарь не только вносит весомый практический вклад в разрешение проблем, связанных с соблюдением прав человека, но и способствует совершенствованию механизма защиты прав человека как в рамках ООН, так и на внутригосударственном уровне. Международный суд ООН Согласно Уставу, Международный суд является главным органом ООН (ст. 92), и каждое государство–член ООН обязуется выполнять решения Международного суда по тому делу, в котором оно является стороной (ст. 94). В соответствии со Статутом Международного суда он обладает достаточно широкой компетенцией: рассматривает юридические споры, касающиеся толкования международного договора; любые вопросы международного права; наличие факта, который в случае установления является нарушением международного обязательства; характер и размер возмещения за нарушение международного обязательства (ст. 36).9 Следовательно, в контексте международной защиты прав человека Суд имеет право толковать международные конвенции по правам человека, рассматривать любые нарушения международных обязательств в области прав человека, определять форму материальной ответственности государства, виновного в нарушении международного обязательства по правам человека. Вместе с тем число дел, рассмотренных Судом, крайне невелико. Это обусловлено, ограниченностью субъектов, которые могут обращаться в Суд. Только государства имеют право обращаться в Суд за рассмотрением споров. Физические и юридические лица такого права лишены. Среди межправительственных организаций только «ООН в лице главных органов и международные организации, имеющие статус специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ и др.), а также МАГАТЭ могут обращаться за консультативным заключением по юридическим вопросам» (ст. 65 Статута). Сдерживающий эффект имеет и процедура обращения в Суд: стороны – государства подписывают соглашение–меморандум, подтверждающее их согласие на обращение в Суд и определяющее круг вопросов для рассмотрения Судом, либо заявляют путем одностороннего акта (Декларации) о признании обязательной юрисдикции Суда (таких деклараций немного – 60, что составляет небольшой процент по сравнению с общим количеством государств–членов ООН – 191). Как признание обязательной юрисдикции Международного суда рассматривается положение международного договора, предусматривающее обращение в Суд в случае разногласий между государствами–участниками договора по поводу его применения и толкования. Только Конвенция о пресечении и наказании геноцида 1948 г. содержит такое положение. Ряд других конвенций по правам человека (Конвенция о пресечении и наказании апартеида 1973 г., Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации) предусматривает возможность обращения государств в Суд, если они не достигли согласия в отношении любых иных средств разрешения спора. К наиболее значимым решениям по рассмотренным Судом спорам, содержащим правовую квалификацию прав человека, относятся следующие решения: по иску Боснии и Герцеговины к Союзной Югославии (1996 г.) относительно ее ответственности за акты геноцида в отношении мусульманского населения в период вооруженных конфликтов; по иску Парагвая против США (1998 г.), по иску Федеративной Республики Германии против США (1999 г.) относительно нарушения США права консульских учреждений указанных государств на защиту своих арестованных и привлеченных к уголовной ответственности граждан. Так, в решении по иску Боснии и Герцеговины Суд указал, что «содержащиеся в Конвенции о геноциде права и обязанности являются правами и обязанностями erga omnes (международного сообщества в целом). Поэтому обязанность каждого государства предотвращать преступления геноцида и наказывать за него территориально не ограничивается Конвенцией».10 Суд подчеркивал особую значимость основополагающих прав человека как обязательств erga omnes и в своих Консультативных заключениях. В частности, в Консультативном заключении по запросу Совета Безопасности ООН, который касался юридических последствий, вытекающих из присутствия ЮАР в Намибии (1970 г.), Суд заявил, что «политика Правительства ЮАР в Намибии, направленная на полное физическое разделение рас и этнических групп, представляет собой полное отрицание фундаментальных прав человека в нарушение целей и принципов Устава ООН». Поэтому противоправность присутствия ЮАР в Намибии должна быть признана всеми государствами в том смысле, что ЮАР создает «erga omnes противоправность ситуации, представляющей нарушение международного права».11 Кроме того, Суд в своих решениях при рассмотрении споров высказывал свою позицию относительно правомерности методов обеспечения прав человека, используемых в практике государств. В решении по иску Никарагуа против США (1986 г.) по обвинению последних в военной и полувоенной деятельности против Никарагуа Суд заявил, что «использование силы не может считаться допустимым методом обеспечения уважения к правам человека… Защита прав человека, преследующая гуманитарные цели, не может быть использована для минирования портов, разрушения зданий … и не может служить правовым основанием для оправдания поведения Соединенных Штатов».12 Изложенные аргументы Международного суда ООН широко используются в доктрине международного права для доказательства противоправности гуманитарных интервенций, часто применяемых США и в настоящее время.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.013 с.) |