Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Своими ресурсами и богатствамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Право народа на свободное пользование своими природными ресурсами и богатствами было выдвинуто развивающимися странами в ходе их борьбы за независимость против колониального угнетения. Впервые оно было сформулировано в резолюции, принятой на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1952 г., провозглашавшей, что «право народов распоряжаться своими собственными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать является их неотъемлемым суверенным правом».7 Связь указанного права с суверенитетом подчеркивалась в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. Право народов на свободное пользование своими ресурсами и богатствами конкретизировано в ст. 1 (ч. 2) обоих Пактов о правах человека, где оно трактуется следующим образом: 1) каждый народ может пользоваться этим правом для достижения своих целей; 2) пользование правом свободного и полного распоряжения своими естественными богатствами и ресурсами не может наносить ущерба обязательствам, вытекающим из экономического сотрудничества, основанного на взаимной выгоде, следующей из международного права; 3) ни один народ не может быть лишен средств к существованию. Акценты, сделанные в Пакте, объяснялись происходившей в период их разработки и принятия национально–освободительной борьбой бывших колоний, стремлением защитить экономические права возникающих новых независимых государств и, с другой стороны, предостеречь их от чрезмерного использования права на национализацию и гарантировать стабильность равноправных экономических договоров. Этим объясняется, что указанное право рассматривалось как неотъемлемый элемент нового экономического порядка, получившего регламентацию в Декларации об установлении нового экономического порядка 1974 г. и Хартии экономических прав и обязанностей государств.8 В Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г. было подчеркнуто, что данное право может быть как коллективным, так и индивидуальным. Суверенное право народов пользоваться своими природными ресурсами и богатствами было положено в основу института правопреемства государственной собственности, государственных долгов и архивов, что было закреплено в Конвенции 1983 г. Право народа на мир и безопасность Право народа на мир тесно связано с основной целью и принципами международного права, направленными на поддержание и обеспечение международного мира и безопасности, ибо только в условиях мира возможно эффективное осуществление индивидуальных и коллективных прав и свобод. Пакт о гражданских и политических правах предусматривает такие гарантии реализации этого права, как запрещение пропаганды войны, а также выступления «в пользу национальной расовой или религиозной ненависти», представляющих «подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию» (ст. 20). Африканская хартия прав человека и народов рассматривает указанное право как глобальное, провозглашая, что все народы имеют право на мир в национальном и международном масштабах (ст. 23). На обеспечение права народов на мир направлены все системы коллективной безопасности как в рамках ООН, так и других международных организаций (ОБСЕ, СНГ, НАТО). В Декларации о праве народов на мир, одобренной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 39/11 от 12 ноября 1984 г., провозглашалось, что обеспечение мирной жизни для народов является священным долгом каждого государства.9 В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. в качестве ключевой цели, которой придается особо важное значение, объявляется освобождение народов «от бедствий войн, будь то внутри государства или между государствами» (разд. II, п. 8). В качестве обеспечительных мер для выполнения поставленной цели Декларация предлагает добиваться устранения угроз, создаваемых оружием массового поражения, выполнять договора, связанные с контролем над вооружениями, а также соглашения по международному гуманитарному праву и правам человека, предпринимать согласованные действия по борьбе с международным терроризмом, с транснациональной преступностью, включая торговлю людьми, контрабандный провоз и торговлю наркотиками, а также повышать эффективность ООН в зоне поддержания мира и безопасности. Право народов на развитие Право народов на развитие имеет особое значение для развивающихся стран и направлено на преодоление отсталости и ликвидацию их зависимого положения. Хотя до сих пор отсутствует общепризнанное определение права на развитие, его разработка с самого начала связывалась с реализацией основных прав и свобод человека. Так, Комиссия международного права ООН еще в 1981 г. подчеркивала, что право на развитие неотделимо от прав человека и должно пониматься как процесс, постоянно создающий условия, при которых каждый человек может законно пользоваться своими экономическими, социальными, культурными и политическими правами.10 Право на развитие впервые получило закрепление в Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г., устанавливающей, что все народы имеют право на экономическое, социальное и культурное развитие, сохраняя при этом свободу и индивидуальность (ст. 22). В 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию, регламентирующую право на развитие, квалифицируя его как индивидуальное и коллективное право, при котором могут быть «осуществлены все права и основные свободы» (ст. 1).11 Декларация тысячелетия ООН 2000 г. акцентирует внимание на том, с какими проблемами сталкиваются развивающиеся страны в эпоху глобализации при осуществлении права на развитие. Поэтому предлагается предпринять усилия, которые бы включали на глобальном уровне политику и меры, отвечающие потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой, и разрабатывались и осуществлялись бы при их эффективном участии (разд. I, п. 5). Это меры, направленные на искоренение нищеты и списание всей официальной задолженности на двустороннем уровне, на беспошлинный доступ всех экспортных товаров наименее развитых стран на рынки развитых стран, на оказание более щедрой помощи в целях развития тем странам, которые пытаются использовать свои ресурсы для искоренения нищеты (разд. III, п. 15). Право народов на благоприятную окружающую среду Право народов на благоприятную окружающую среду впервые было отражено в Стокгольмской Декларации принципов 1972 г., где указывалось на необходимость достижения гармонизации развития и охраны окружающей среды, а также на поощрение политики развивающихся государств в области защиты окружающей среды (принципы 8–16).12 В схожей трактовке закрепляет это право Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., статья 24 которой, способствуя развитию народов, гласит, что все народы имеют право на удовлетворительную окружающую среду. Новое понимание права народов на благоприятную окружающую среду было закреплено в Декларации Рио–де–Жанейро 1992 г. по окружающей среде и развитию, связывающей данное право с устойчивым развитием.13 Оно включает ряд требований социально–экономического и экологического характера. Социально–экономические требования касаются мер, направленных на борьбу с нищетой, регулированием роста населения, изменением структуры потребления, сохранением здоровья человека, сотрудничеством в области защиты окружающей среды. К экологическим требованиям относятся меры, направленные на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, охрану атмосферы, сохранение лесов, биологического разнообразия, рациональное использование водных ресурсов. Указанные требования конкретизированы в специальных конвенциях (Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция о водно–болотных угодьях, имеющих международное значение, 1971 г.). Декларация тысячелетия ООН 2000 г. провозгласила уважение к природе ценностью XXI в., подчеркнув, что право на благоприятную окружающую среду может быть обеспечено только осмотрительностью, новой этикой бережного и ответственного отношения к пользованию живыми организмами и природными ресурсами. Только таким образом можно сохранить те огромные богатства, которые дарованы природой для наших потомков (раздел I, п. 4). Исходя из критерия субъекта прав и свобод, можно также классифицировать права и свободы по их принадлежности к особым социальным группам. Как было показано выше, в праве прав человека различается категория уязвимых групп, которые в силу физического состояния или статуса должны пользоваться особой защитой, что выражается в обладании ими специальными правами, закрепленными в Конвенциях и Декларациях по правам человека. Так, в Конвенции о статусе беженцев 1951 г. за ними закрепляется право на невысылку в страну их гражданства; в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. – право на уравнивание их прав с мужчинами во всех сферах деятельности; в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным меньшинствам закрепляется право на культурную автономию, исповедание своей религии и отправление религиозных обрядов. Критерий правомерного ограничения прав и свобод Все права и свободы, исходя из данного критерия, делятся на неограничиваемые ни при каких обстоятельствах и подлежащие правомерному ограничению со стороны государств на основаниях, предусмотренных в конвенциях. В Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и Европейской Конвенции 1950 г. к категории прав и свобод, в отношении которых невозможны ограничения со стороны государства, относятся право на жизнь, недопустимость пыток и жестокого обращения, медицинских экспериментов, рабства и любых форм принуждения, право на судебную защиту, свобода убеждений, право на правосубъектность, недопустимость лишения свободы за невыполнение договорного обязательства. Все остальные права и свободы могут подвергаться ограничениям в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, нравственности, уважения прав и свобод других людей (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека). Приоритетность прав и свобод Неделимость прав и свобод человека, их взаимосвязь и взаимозависимость, провозглашенные Венской Декларацией и Программой действий 1993 г., не означают, что среди них нельзя выделить те, которым нельзя отдать преимущество. Очевидно, что таким преимуществом пользуется право человека на жизнь. Без соблюдения этого права, все другие права и свободы теряют свое значение. Этим объясняется принятие в 1989 г. II Факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах и VI Протокола к Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г., запрещающих вынесение приговора о смертной казни судом, что делает право на жизнь действительно абсолютным, не подлежащим никаким ограничениям.14
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.109.45 (0.009 с.) |