Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодификационный процесс по правам человека

Поиск

 

Кодификационная деятельность Совета Европы включает:

1) разработку и принятие конвенций, закрепляющих основополагающие права и свободы (Европейская конвенция о защите основных прав и свобод 1950 г. с Протоколами к ней, Европейская социальная хартия 1961 г., пересмотренная в 1996 г., Европейская культурная конвенция 1954 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.);

2) конвенции, касающиеся грубых нарушений прав человека (Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г., Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением биологии и медицины 1997 г., Европейская конвенция о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества 1974 г., Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1977 г.);

3) конвенции, касающиеся защиты прав отдельных социальных групп (Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся–мигрантов 1977 г., Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1992 г., Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений 1983 г., Европейская конвенция о передаче ответственности за беженцев 1980 г., Европейская конвенция о применении прав ребенка).2

При этом большинство конвенций Совета Европы носят открытый характер, и к ним может присоединиться и государство – не член Совета Европы (например, Республика Беларусь, не являясь членом Совета Европы, присоединилась к Европейской культурной конвенции, Европейской хартии местного самоуправления и др.).

Общепризнано, что основополагающим международно–правовым документом, принятым в рамках Совета Европы, является Конвенция о защите основных прав и свобод 1950 г. (далее Конвенция 1950 г.). Все остальные международные соглашения и резолюции, принятые Советом Европы, конкретизировали либо дополняли ее содержание. Конвенция базируется на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 г., закрепляя фундаментальные права и свободы, хотя каталог прав, содержащихся в Конвенции, значительно уже, чем во Всеобщей декларации. В Конвенции нет социально–экономических и культурных прав, что отражало позицию западно европейских стран, согласно которой гражданские и политические права относятся к юридическим. Вместе с тем объем гражданских и политических прав Конвенции не совпадал ни со Всеобщей декларацией, ни с принятым в 1966 г. универсальным договором – Пактом о гражданских и политических правах. Поэтому в дальнейшем каталог прав Конвенции дополнялся путем принятия Протоколов, что сделало ее содержание в целом аналогичным Пакту о гражданских и политических правах, при большей конкретизации ряда прав и свобод и возможных правомерных ограничений (всего к 2004 г. принято 14 протоколов, касающихся ряда прав и свобод, процедурных вопросов и реформирования Суда).3

Так, 6-й Протокол, принятый в 1983 г., впервые гарантировал право на жизнь, запретив применение смертной казни даже по судебному приговору, за исключением возможности вынесения такого приговора за военные преступления.

13–м Протоколом, принятым в 2002 г., и уже вступившим в силу, смертный приговор был запрещен во всех ситуациях. Следует отметить, что указанная абсолютная гарантия права на жизнь также является нововведением европейского права, так как II Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, аналогичный по содержанию 6-му Протоколу к Конвенции, был принят в 1989 г.

Вместе с тем следует отметить, что Конвенция в отличие от Пакта о гражданских и политических правах не содержит коллективных прав (право наций на самоопределение, право народа распоряжаться своими ресурсами), исходя из западноевропейской концепции о том, что Конвенция должна регулировать лишь индивидуальные права человека.

Европейская социальная хартия, принятая в 1961 г. (далее Хартия), дополняет Европейскую конвенцию 1950 г., регламентируя социальные и экономические права.4

Принятие отдельного международного соглашения по социальным и экономическим правам отражало позицию западноевропейских стран, рассматривающих такие права как программные, реализация которых зависит от ресурсов и уровня развития государства. Этим обусловлена специфика содержания, структура и обязательность положений, закрепленных в Хартии.

По содержанию Хартия отличается от Всеобщей декларации прав человека и от Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В Хартии, с одной стороны, уже каталог прав (отсутствуют культурные права, права на собственность, образование, на создание профсоюзов, право на достаточный жизненный уровень, включая право на питание, жилье); с другой стороны, более конкретизированы и гарантированы совпадающие права (право на труд, право на социальное обеспечение). Кроме того, Хартия включает ряд новых прав, касающихся регулирования труда женщин, подростков, право на профессиональную ориентацию и подготовку, право на получение услуг со стороны социальных служб, право на защиту трудящихся–мигрантов и членов их семей.

В структурном плане Хартия состоит из 4 частей. В 1–й части перечисляются все права, закрепленные в Хартии. Во 2–й части дается детальная трактовка, закрепленных в 1–й части прав. В 3–й части содержится одна статья, определяющая юридическую обязательность прав, перечисленных в первых двух частях (ст. 20). 1–я часть Хартии объявляется «декларацией целей, к достижению которых будут стремиться» участники Хартии. Во 2–й части выделяются 7 прав, 5 из которых государства–участники по своему выбору должны признать для себя обязательными путем сдачи Генеральному Секретарю документа об одобрении или сдачи на хранение ратификационной грамоты (ст. 20 п. 2).

К ним относятся:

· право на труд (ст. 1),

· право на объединение (ст. 5),

· право на заключение коллективных договоров (ст. 6),

· право на социальное обеспечение (ст. 12),

· право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13),

· право семьи на социальную правовую и экономическую защиту (ст. 16),

· право на защиту трудящихся–мигрантов и членов их семей (ст. 19).

В 4–й части закреплен контрольный механизм за соблюдением Хартии. Однако содержание Хартии не являлось стабильным, в нее вносились изменения и дополнения.

В 1988 г. был принят Протокол к Хартии, дополнивший ее текст новыми статьями, которые закрепляли права, гарантирующие реализацию права на труд и социальную защиту, а именно: право на равные возможности и равные условия в сфере занятости и профессии, без дискриминации по признаку пола; право на информацию и консультации; право принимать участие в определении и улучшении труда и производства; право лиц преклонного возраста на социальную защиту.

Наиболее радикальным изменениям Хартия подверглась в 1996 г. с принятием Пересмотренной Европейской социальной хартии, которая вступила в силу в 1999 г.5 Пересмотр Хартии был обусловлен необходимостью учета новых тенденций в социальном законодательстве европейских стран, принятием новых конвенций и рекомендаций МОТ, а также директив Евросоюза в области регулирования трудовых отношений и социальной политики.

В Пересмотренной хартии были усилены гарантии защиты прав женщин, занятых на ночных работах, повышен до 18 лет возраст для использования на опасных и вредных работах, введена обязанность государств защищать детей от «пренебрежения, насилия и эксплуатации» (ст. 17). Среди новых гарантий обеспечения права на труд и социальную защиту следует указать: недопустимость увольнения без уважительной причины и право на компенсацию, если это произошло (ст. 24); право трудящихся на защиту достоинства во время работы, предотвращение сексуальных преследований (ст. 26); право на защиту представителей трудящихся, даже если они не являются членами профсоюзов (ст. 28); право на защиту от бедности и социального исключения (ст. 30); право на жилье (ст. 31), изложенное более конкретно, чем в Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Увеличилось и количество прав, которые государства должны признать для себя обязательными: любые шесть из девяти [перечень был дополнен правом детей и молодежи на защиту (ст. 7); правом на равные возможности и равное обращение в занятости и выборе рода занятий (ст. 20)].

Следует отметить, что государства–члены Совета Европы по–разному относятся к признанию Европейской социальной хартии 1961 г. и ее пересмотренному варианту. Так, если Хартию 1961 г. ратифицировали 26 государств из 46 государств–членов Совета Европы, то Пересмотренную Хартию – только 17 стран.

В 1954 г. была принята Европейская культурная конвенция, целью которой является содействие тому, «чтобы граждане всех государств–членов и других европейских стран, присоединившихся к ней, изучали языки, историю и культуру других стран и общую культуру для всех», а также «принятие совместных мер по поощрению культурных мероприятий, представляющих интерес для Европы».6

Таким образом, в международных соглашениях, принятых в рамках Совета Европы, был закреплен весь каталог основных прав и свобод, причем с более детальной трактовкой и гарантиями, чем в универсальных международно–правовых документах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.210 (0.008 с.)