Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доктринальные аспекты понятия права прав человека↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Доктринальные аспекты понятия права прав человека Право прав человека – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, которые устанавливают международные стандарты прав и свобод личности, закрепляют обязанности государства по реализации и судебной защите прав и свобод человека и механизм международного контроля за их соблюдением государством. В современной доктрине международного права нет унифицированного подхода как к названию данной отрасли, так и к определению статуса прав человека в системе международного права. Советская концепция, опираясь на позицию Советского Союза, рассматривавшую права человека как область преимущественно внутригосударственной компетенции, относила права человека к предмету изучения лишь в рамках права вооруженных конфликтов или международного гуманитарного права (такое название вместо «право вооруженных конфликтов» было введено в международно–правовой обиход на Женевской дипломатической конференции 1974–1977 гг. по международному гуманитарному праву и в настоящее время является доминирующим). Так, профессор И. П. Блищенко считал, что международное гуманитарное право включает три части: международно – правовые нормы, определяющие права и свободы человека в мирное время; международно – правовые нормы, определяющие режим элементарных прав и свобод человека во время вооруженных конфликтов, и нормы, касающиеся ограничений применения и производства отдельных видов оружия.1 Поэтому тема «Права человека» не была ни в тематике учебных программ, ни в советских учебниках по международному праву. С 1990 г. позиция советской доктрины кардинально меняется. Права человека становятся объектом пристального внимания исследователей, их включают в учебные программы, учебники по международному праву, им посвящают учебные пособия и монографии. Причем, если в первых работах (Курс международного права, 1992 г., т. 6. Р. А. Мюллерсон. «Права человека: идеи, нормы, реальность», 1991 г.), статус прав человека в системе международного права, не определялся, то в последующих работах, начиная с 1995 г. им уже дается юридическая оценка, характеризующаяся разнообразием терминов и научных подходов. В частности, в учебниках по международному праву под редакцией Г. В. Игнатенко, изданных в 1995 и 1999 гг., используется термин «международное гуманитарное право» для обозначения отрасли, регулирующей права человека «в нормальных ситуациях мирного времени... и в условиях вооруженных конфликтов с целью их максимально возможной гуманитаризации». Причем целесообразность комплексного толкования термина «международное гуманитарное право» мотивируется тем, что несмотря на традиционное использование этого термина для обеспечения норм, относящихся к защите жертв войны, в настоящее время объект регулирования международного гуманитарного права значительно расширился и касается «всей области гуманитарного сотрудничества в целом и в любых условиях».2 Такой же широкой структурной трактовки международного гуманитарного права, состоящей их двух подотраслей – прав человека и международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов – придерживался коллектив авторов Московского института международных отношений и Дипломатической академии в изданных ими учебниках «Международное право» в 1995 и 1998 гг. Однако в новом учебнике «Международное право», изданном в 2000 г. и подготовленном кафедрой международного права МГИМО, используется термин «международная защита прав человека» для определения отрасли права, регулирующей права человека. «Международное гуманитарное право определяется в обычном понимании как отрасль права, регулирующая защиту жертв вооруженных конфликтов».3 Такая же позиция отражена в учебнике «Международное публичное право» Московской государственной юридической академии. В авторском учебнике по международному праву профессора И. И. Лукашука используются термины «права человека» и «международное право прав человека», квалифицирующиеся как отрасли международного права.4 В монографии российского профессора В. А. Карташкина «Права человека в международном праве и внутригосударственном праве» хотя и используется термин «права человека», но уже для определения широко трактуемой отрасли права, включающей нормы и принципы, закрепляющих «обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов».5 Для западной доктрины всегда было характерно признание прав человека объектом регулирования самостоятельной отрасли международного права. Причем для ее определения использовались термины «международные права человека» (International Human Rights), «право международных прав человека» (International Human Rights Law), «право прав человека» (Human Rights Law).6 На различиях международного гуманитарного права, применяемого к ситуациям вооруженных конфликтов, и права прав человека как отдельных отраслей международного права настаивали юристы Международного комитета Красного креста. Такое разнообразие мнений обусловлено, с одной стороны, взаимосвязью права прав человека и права вооруженных конфликтов, с другой стороны – их различиями.
Литература Блищенко И. И. Обычное оружие и международное право. М., 1983. Карташкин В. А. Права человека в международном праве и внутригосударственном праве. М., 1995. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. М., 1997. Международное право. Под ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунова. М., 1999. Международное право. Под. ред. Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой. М., 2000. Права человека: Сборник международно–правовых документов. Сост. В. В. Щербов. Мн., 1999. The International Dimensions of Human Rights // Ed. K. Vasak. UNESCO. Paris. 1982.
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Философская концепция прав человека и ее регламентация Становление и развитие международно–правового Регулирования прав человека Международно–правовая доктрина и формирование международного сотрудничества государств в области защиты прав Человека в XVI–XIX вв.
Для международно–правовой теории XVI–XIX вв. права человека не были актуальными, хотя ее представители разделяли воззрения философов–просветителей относительно естественно–правовой природы прав человека. Так, русский юрист–международник Ф. Мартенс утверждал, что все цивилизованные государства признают за человеком как таковым безотносительно к его подданству и национальности известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью.[22] Швейцарский юрист И. Блюнчли считал, что естественные права человека должны уважаться как в мирное, так и военное время.[23] Такой же позиции придерживался немецкий юрист А. Гефтер. Права человека рассматривались в доктрине лишь в контексте правомерности военного вмешательства в случае их грубого нарушения на территории государства. Уже в XVII в. основатель международного права голландский юрист Гуго Гроций обосновывал справедливость войны «ради защиты чужих подданных, если над ними творят беззаконие».[24] Русские профессора Ф. Мартенс и Н. Захаров, австриец Ф. Лист признавали гуманитарную интервенцию вполне обоснованной, когда «христианское население подвергается варварскому гонению и избиению» или «вторжение необходимо для охраны общих интересов человечества».[25] В целом же теория относила права человека к внутренней компетенции государства, подразумевая при этом исключительно европейские, христианские, цивилизованные государства. Этим объясняется, что в классическом международном праве права человека как отдельный институт не регулировались. Международные соглашения как многостороннего, так и двустороннего характера были направлены на защиту христианских религиозных меньшинств и борьбу с работорговлей. В частности, в 1555 г. в Аугсбурге был заключен договор, согласно которому «в свободных городах Священной Римской империи население двух вероисповеданий (католики и лютеране) должно было жить мирно и спокойно».[26] Принцип веротерпимости был подтвержден в Вестфальском мирном договоре 1648 г., навязанном Германии Францией после 30–летней войны. По этому договору германский империализм обязывался предоставить свободу вероисповедания всем жителям Германии.[27] Европейские страны, перераспределяя между собой колонии на Американском и Африканском континентах (Гентское соглашение 1713 г. и Парижское соглашение 1763 г. между Францией и Великобританией), закрепляли права католиков.[28] В XIX в. вопрос о веротерпимости стал увязываться с национальной принадлежностью, что получило отражение в Генеральном акте Венского конгресса 1815 г. Берлинский конгресс 1878 г. обязал Болгарию, Сербию, Румынию и Черногорию соблюдать интересы национальных меньшинств. Согласно Берлинскому акту 1878 г., турецкий султан должен был периодически информировать европейские державы о принятых мерах по обеспечению прав армянских меньшинств, что можно рассматривать как зарождение международных форм контроля.[29] Греко–турецкий договор о границах 1881 г. и Константинопольская конвенция между Австро–Венгерской монархией и Турцией 1897 г. продолжили практику защиты религиозных национальных меньшинств, провозгласив принцип терпимости. В XIX в. объектом международно–правовой регламентации стала борьба с работорговлей, что закреплялось в Генеральном акте Венского конгресса 1815 г. и решениях Берлинской конференции 1884–1885 гг. по Центральной Африке. В 1890 г. на Брюссельской конференции была принята конвенция, предусматривающая меры по прекращению преступлений, связанных с торговлей африканскими рабами. Однако вышеуказанные конвенции, хотя и оказали влияние на дальнейшее международно–правовое регулирование этих вопросов, не свидетельствовали о формировании системы международной защиты прав человека в силу крайне узкой направленности таких соглашений и ограниченной сферы территориального действия.
Литература Владимиров В. Л. Международная организация труда. М., 1959. Всеобщая Декларация прав человека. 45–я годовщина. 1948–1993. ЮНЕСКО. Париж. 1995. Гроций Г. О праве войны и мира. Т. 3. М., 1956. Действующее международное право. Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т.1. М., 1996. Джонсон Г. Мандат Организации Объединенных Наций в области прав человека // Всеобщая Декларация прав человека. 45–я годовщина. 1948–1993 гг. ЮНЕСКО. Париж, 1994. Иванов С. И. Проблемы международного регулирования труда. М., 1982. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII–XIX вв. М., 1957. Конституция Республики Беларусь с изменениями, внесенными в 1996 г. Мн., 2002. Кочарян В. В. Международное право и национальные меньшинства. Ереван, 1999. Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. Нерсесянц В. С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.) // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. Павлова Л. В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. // Бел. журн. междунар. права и междунар. отношений. 1998. № 5. Пейн Т. Избранные произведения. Изд–во АН СССР. М., 1959. Права человека: Сб. международно–правовых документов / Сост. В. В. Щербов. Мн., 1999. Сокол С. Ф. Социологическая и политическая мысль в Белоруссии во второй половине 16 в. Мн., 1974. Статут Вялікага Княства Літоўскага 1588. Мн., 1998. Хартия Европейского Союза об основных правах. Комментарии / Отв. ред. С. Ю. Кашкин. М., 2001. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Сост. В. Н. Садиков. М., 1973. Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанности. М., 1993. Черони У. Права человека. Демократия. Светская этика // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. Lindholm T. Active I A new beginning // The Universal Declaration of Human Rights. A commentary Scandinavian University Press. 1992.
ГЛАВА III ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА IV КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА Обязанности человека
Права и обязанности человека тесно взаимосвязаны и определяют статус личности в обществе. Идеал свободной личности не означает абсолютную свободу поведения человека в обществе, а ограничивается ответственностью перед обществом и другими людьми. Такая специфика взаимоотношений подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая провозглашает, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом», потому что только оно способно обеспечить «полное и свободное развитие личности» (ст. 29). Однако в современном международном праве нет универсальных международных документов, которые столь же детально регламентируют обязанности человека, как его права. Доминирующее положение прав человека объясняется тем, что перед международным сообществом Уставом ООН была поставлена цель «вновь утвердить веру в достоинство и основные права человека», которые и получили международно–правовую трактовку. Обязанности человека формулируются в международных соглашениях лишь в общем плане соотношения прав личности и общества. Упоминавшаяся статья 29 Всеобщей декларации прав человека заявляет, что каждый человек имеет обязанности перед обществом. Преамбулы Пактов о правах человека 1966 г. содержат положения, более расширительно толкующие обязанности человека, рассматривая их как обязанности «в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит». Кроме того, положения об обязанностях человека можно вывести из ряда статей Пакта о гражданских и политических правах, закрепляющих отдельные права человека (ст. 19, 20). Вместе с тем региональные документы в области прав человека (Африканская декларация прав и обязанностей человека 1948 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.) подробно трактуют обязанности человека. Причем Американская декларация раскрывает концепцию взаимозависимости прав и обязанностей человека, которая сводится к следующему: 1) выполнение обязанностей человеком является необходимым условием прав всех; 2) права и обязанности тесно взаимосвязаны во всех сферах деятельности человека; 3) право выражает свободу личности, обязанность подчеркивает достоинство этой свободы (ст.2–6).31 Обязанности человека разделяются на две категории: обязанности личности перед обществом и обязанности личности перед другими людьми. Обязанности личности перед обществом включают: 1. Обязанность поддерживать мир и безопасность. Она основывается на целях, закрепленных в Уставе ООН, предусматривающих необходимость «проявлять терпимость, жить вместе, в мире друг с другом как добрые соседи; объединять силы для поддержания международного мира и безопасности» (преамбула). Данная обязанность состоит в поддержке каждым лицом мер правительства и международных организаций, направленных на реализацию договоров по запрещению производства, накоплению и применению оружия массового уничтожения, сокращению вооружения, запрещению испытания ядерного оружия, на разрешение международных споров мирными средствами, предотвращение межнациональных конфликтов. 2. Обязанность воздерживаться от пропаганды войны, расовой, национальной и религиозной ненависти. Данная обязанность вытекает из статьи 20 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., запрещающей пропаганду войны, а также выступления в пользу расовой, религиозной или национальной ненависти, представляющие подстрекательство к вражде или насилию. Подобное запрещение содержится и в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., рассматривающей организованную и всякую другую деятельность, которая поощряет расовую дискриминацию или подстрекает к ней, как преступление, караемое законом (ст. 5). 3. Обязанность содействовать поощрению, уважению и соблюдению прав и свобод человека. Эта обязанность закреплена в преамбулах Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека и международных пактах о правах человека, где подчеркивается, что каждое лицо путем обучения и образования должно содействовать уважению прав и свобод и обеспечивать их всеобщее и полное признание. Кроме того, в качестве гарантии выполнения этого обязательства статьи 30 Декларации и пункта 5 преамбул Пактов о правах человека устанавливают недопустимость совершения отдельным лицом или группой лиц действий, направленных на уничтожение прав и свобод, закрепленных в указанных документах. 4. Обязанность уважать международное право. В международно–правовых документах закреплены международные стандарты в области прав человека, которые в силу их универсальности должно соблюдать любое государство в лице его органов и должностных лиц. Особое место занимают нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Положения статьи 3, одинаковой по содержанию во всех четырех Женевских конвенциях 1949 г. о защите жертв вооруженных конфликтов, запрещают применять пытки, истязать и убивать раненых, военнопленных, гражданское население «всегда и повсюду». 5. Обязанность содействовать всеобщему благосостоянию. Данная обязанность обуславливается Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., который предусматривает возможность ограничений указанных прав со стороны государства только «исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе» (ст. 4). В Американской декларации эта обязанность регламентируется более детально, требуя от каждого человека сотрудничать с государством и обществом в целях обеспечения социальной безопасности и благосостояния в соответствии со своими возможностями и существующими условиями. 6. Обязанность соблюдать законы. Данная обязанность является основополагающим принципом любого государства, гарантирует поддержание правопорядка в стране. Требование соблюдать закон каждым лицом, проживающим на территории государства, имеет решающее значение для реализации международных стандартов в области прав человека. Все международные соглашения по правам человека накладывают обязанность на государства принять соответствующие законы для осуществления прав и свобод человека, закрепленных в них (например, ст. 2 Пактов о правах человека 1966 г.). Кроме того, закон легализует разрешаемые международным правом ограничения прав и свобод со стороны государства. В законе должны содержаться требуемые международными обязательствами в области прав человека запрещения лицам заниматься деятельностью, дискриминирующей или унижающей других лиц. 7. Обязанность защищать окружающую среду. Эта обязанность вытекает из цели Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., выраженной в статье II, согласно которой «каждый человек имеет право на достаточный жизненный уровень для него и его семьи.... включая непрерывное улучшение условий жизни». 8. Обязанность участвовать в социальном прогрессе и развитии. Выполнение этой обязанности каждым членом общества создает реальные гарантии для реализации экономических и социальных прав. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах прямо указывается, что государство в пределах имеющихся у него ресурсов и с помощью сотрудничества в экономических и технических областях может постепенно осуществить указанные права (ст. 2). Данная обязанность, тесно связанная с обязанностью трудиться как способом обеспечения социального прогресса общества, подчеркивается в Декларации социального прогресса и развития 1969 г. В Американской декларации прав и обязанностей человека, Африканской хартии прав человека и народов (ст. 6) закрепляется обязанность каждого человека трудиться в соответствии со своими способностями для удовлетворения своих потребностей или на благо общества. К обязанностям человека перед другими лицами относятся: 1. Обязанность уважать других лиц. Указанная обязанность носит основополагающий характер, базируясь на статьях 1 и 2 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей, что все люди рождаются равными в своем достоинстве и правах, независимо от расы, цвета кожи, пола, национальности, религии, социального положения и статуса территории, на которой они проживают. Данное положение является ключевым как для универсальных, так и региональных соглашений в области прав человека. Причем все они подчеркивают необходимость уважения человеческого достоинства при осуществлении такого права, как свобода мысли и информации. Так, в статье 19 Пакта о гражданских и политических правах говорится «об особой обязанности и особой ответственности». Идентичные положения содержатся в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод 1950 г. (ст. 10) и Американской конвенции о правах человека 1969 г. (ст. 13). Кроме того, уважение прав других лиц указывается в качестве основного правомерного основания для ограничения прав и свобод. Во всех международных соглашениях по правам человека гарантией выполнения обязанности уважать права других лиц являются статье 30 Всеобщей декларации прав человека и статье 3 Пактов о правах человека 1966 г., запрещающие любым лицам заниматься деятельностью, направленной на уничтожение прав и свобод человека. 2. Обязанность соблюдать нормы, касающиеся запрещения пыток и защиты человеческого достоинства. Запрещение пыток и других видов бесчеловечного обращения и наказания, унижающих человеческое достоинство, включено в качестве обязательной нормы во все международные соглашения в области прав и свобод человека. В 1984 г. принята Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, дающая толкование термину «пытка» и закрепляющая обязанность государства привлекать к уголовной ответственности лиц, применяющих пытки и другие жестокие наказания, независимо от должностного положения лица (ст. 2–4). Кроме того, указанные запретительные положения не подлежат никаким ограничениям со стороны государств и никакие обстоятельства, «состояние войны, внутренняя нестабильность, любое другое чрезвычайное положение не могут служить оправданием пыток» (ст. 2). Пакт о гражданских и политических правах распространяет недопустимость унижающего человеческое достоинство обращения на лиц, лишенных свободы (ст. 10). Указанное положение раскрывается в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г. (правило 31) и Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 г. (принципы 1, 6). 3. Обязанность осуществлять свои политические права. Данная обязанность основывается на политических правах граждан принимать участие в управлении страной непосредственно или через избранных ими представителей. Эти права закреплены во Всеобщей декларации прав человека (ст. 21) и Пакте о гражданских и политических правах (ст. 25). В Американской декларации прав и обязанностей человека названная обязанность трактуется как участие во всеобщих выборах в стране, гражданином которой данное лицо является. 4. Обязанность содействовать развитию культуры включает пропаганду культуры, ее уважение и сохранение. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. регламентирует данную обязанность как сохранение и укрепление позитивных африканских культурных ценностей в своих отношениях с другими членами общества. Обязанности содействовать развитию культуры корреспондируется право человека участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством и пользоваться благами научного прогресса, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека (ст. 27) и Пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 15). Таким образом, анализ обязанностей человека показывает их тесную связь с основными правами человека, соблюдение которых находится в прямой зависимости от выполнения обязанностей каждым членом гражданского общества.
Контрольные вопросы 1. Назовите классификационные критерии для систематизации прав и свобод. Раскройте классификацию прав и свобод по субъекту. 2. Классифицируйте права и свободы по содержанию. 3. Сгруппируйте права и свободы, исходя из критерия правомерных ограничений со стороны государства и приоритетности прав и свобод. 4. Покажите специфику классификационных критериев, используемых в Хартии об основных правах, принятой в рамках Европейского Союза. 5. Охарактеризуйте институт дерогации (правомерных ограничений прав и свобод по Европейской конвенции 1950 г.) 6. Раскройте содержание обязанностей человека.
Литература Бахин С. В. О классификации прав и свобод, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991. № 2. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская Социальная Хартия. М., 1998. Действующее международное право. Т.1–3. М., 1996–1997. Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э.. Европейское право в области прав человека. Практика и комментарий. М., 1997. Ковалев А. А. Проблема коллективных прав народов в международном праве // Советский ежегодник международного права. М., 1987. Международное гуманитарное право в документах / Сост. Ю. М. Колосов, И. И. Котляров. М., 1996. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы / Под ред. А. Л. Адамишина и др. М., 1999. Объединенные Нации. Генеральная Ассамблея. Резолюции. Седьмая сессия. Нью–Йорк. 1953. Права человека: Сб. междунар.–правовых документов / Сост. В. В. Щербов. Мн., 1999. Свобода личности в праве. Сер. иссл. 3. ООН. Нью–Йорк, 1993. Хартия о правах человека: Комментарий / Под ред. Кашкина С. Ю. 2001. European Court of Human Rights «Lawless Case, Judgment of 1 July 1961 Publications of the European Court of Human Rights». Ser. A. 1960–1961. Par. 54–63. T. Cv. Boven Distinguishing. Criteria of Human Rights // The International Dimensions of Human Rights. Еd. К. Vasak. V.1. UNESCO. 1982.
ГЛАВА V Структура и функции
Как было показано выше, процесс формирования института международной защиты прав человека начался с принятия Устава ООН, закрепившего в общей форме цели и направления стратегии ООН в этой области и определившего органы, ответственные за ее реализацию. Целью ООН провозглашалось «осуществление международного сотрудничества… в поощрении и развитии уважения к правам человека для всех, без различия расы, пола, языка, религии» (ст. 1 п. 3) путем содействия ООН «всеобщему уважению и соблюдению прав человека» (ст. 55) и «совместных и самостоятельных действий государств–членов в сотрудничестве с ООН» (ст. 56). Устав определял органы, уполномоченные содействовать международному сотрудничеству, а именно: Генеральную Ассамблею (ст. 13); Экономический и Социальный Совет (ст. 68); Совет по опеке (ст. 87–88). Однако уставные положения давали узкую трактовку международной защите прав человека, ограничив ее функцию координацией международного сотрудничества государств. Это объяснялось тем, что большинство стран, особенно социалистических и развивающихся, относило права человека к исключительно внутренней компетенции государства. Вместе с тем нельзя отрицать важнейшую роль Устава в создании правовой основы для формирования механизма международной защиты прав человека, особенно в области разработки международных стандартов и деятельности международных контрольных органов. Активная нормотворческая работа Комиссии по правам человека привела к принятию в 1948 г. ГА ООН Всеобщей декларации прав человека и в 1966 г. – Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, получивших название Билль о правах человека. Дальнейшая разработка международных стандартов шла в направлении детализации, конкретизации положений указанных международных документов. В итоге к концу 1980–х гг. XX в. было разработано свыше 70 международных соглашений, охватывающих важнейшие сферы применения прав человека. Параллельно с кодификационным процессом шло создание международных контрольных органов как в рамках универсальных международных организаций (в ООН – Комиссия по правам человека, в МОТ – Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций), так и на базе международных соглашений универсального характера (Комитет против расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет против пыток) или регионального характера (Европейская комиссия и Европейский суд по правам человека). Процедуры контроля, используемые международными органами, были самыми разнообразными: от анализа докладов государств, ратифицировавших международные соглашения, на предмет наличия национального законодательства по реализации международных обязательств, до рассмотрения жалоб государств на государства и индивидуальных жалоб, касающихся нарушений государством международных стандартов. Однако в последнем случае требовалось явно выраженное признание государством юрисдикции международных контрольных органов. Введение в международную практику указанных органов и наделение их юрисдикционными полномочиями говорит о существенных изменениях позиции государств, относивших права человека к их внутренней компетенции. Следует отметить, что хотя Советский Союз, Украина и Белоруссия в 1973 г. в числе первых государств ратифицировали Пакт о гражданских и политических правах человека, юрисдикцию Комитета по правам человека по рассмотрению жалоб они признали лишь в 1990–е гг. XX в. Эволюция в распределении функций международного и внутреннего права в области прав человека явственно прослеживается в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В первом документе СБСЕ – Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., придавшем принципу уважения прав и основных свобод человека статус принципа международного права, устанавливается баланс равноправного взаимодействия международной и внутригосударственной защиты прав человека. Государства должны «поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод», постоянно уважать их в своих взаимоотношениях, «прилагать усилия, совместно и самостоятельно», действовать в соответствии с условиями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека.1 Венский итоговый документ СБСЕ 1989 г., закрепивший обязанность государств «гарантировать эффективное осуществление прав и основных свобод человека», положил начало процессу утверждения главенствующей роли международных стандартов по правам человека.2 Наиболее полную регламентацию приоритет международных стандартов перед национально–правовым регулированием прав человека получил в документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. Согласно этому документу, любое государство имеет право «свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы». Исходя из этого права, обязанность государств «обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву».3 Завершающим этапом в утверждении приоритетности международной защиты прав человека явился документ Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г., который подчеркнул, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства закона, носят международный характер», представляют «непосредственный и законный интерес для всех государств и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».4 Итак, в документах СБСЕ дается более широкая трактовка международной защиты прав человека в плане приоритетности международного правового регулирования перед национальным. Функции международной и национальной защиты прав человека разграничены следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты (обязательства) в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением, на национальном уровне государства приводят свое законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение. Такое распределение функций международного и национального права в области регулирования прав человека получило универсальное признание. Так, в Декларации тысячелетия ООН 2000 г., принятой главами государств и правительств, провозглашается: «Мы не пожалеем усилий… для обеспечения уважения всех общепризнанных прав человека и основных свобод… и преисполнены решимости… добиваться полной защиты и поощрения во всех наших странах гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав для всех».5 Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение институту международной защиты прав человека: это система международных органов и процедур универсального и регионального характера, функционирующих в направлении разработки международных стандартов в области прав и свобод человека и осуществления контроля за их соблюдением государствами. В структурном отношении институт международной защиты прав человека состоит из международных органов, созданных в рамках международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ОБСЕ и ЛАГ), и конвенционных органов, созданных на базе универсальных и региональных соглашений по правам человека. К функциям международной защиты прав человека относятся: · разработка деклараций–рекомендаций; · кодификационная деятельность (разработка международных соглашений (конвенций) по правам человека); · контроль за соблюдением государствами международных обязательств по правам человека.
Прав человека
Международный контроль является неотъемлемым компонентом международной защиты прав человека. В то же время международный контроль – это самостоятельный институт международного права, тесно связанный со всеми отраслями международного права, особенно с правом международных договоров, и базирующийся на положениях Устава ООН. Так, в преамбуле Устава в качестве цели международного сообщества провозглашается создание условий, «при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из международных договоров и иных источников международного права», а в статье 2 закрепляется в качестве принципа международного права добросовестное выполнение государствами своих международных обязательств. Следовательно, институт международного контроля призван обеспечить соблюдение государствами договорных обязательств, способствуя тем самым установлению господства права в международных отношениях. Международный контроль относится к сравнительно новым институтам международного права, но приоритетная роль в его регламентации принадлежит праву прав человека. Он впервые стал применяться в отношении соблюдения государствами международных соглашений, заключенных в рамках МОТ и ЮНЕСКО, и получил закрепление в форме судебного контроля в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Причем особенностью международного контроля за соблюдением государствами своих международных обязательств по правам человека является то, что он осуществляется либо самими государствами через специально созданный международный орган, учрежденный на базе соответствующего международного договора, либо международными организация
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.205.95 (0.017 с.) |