Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие , принципы и сущность права.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие, принципы и сущность права.
Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, самостоятельное значение: если понятие права отражает основные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право, в чем его внутренняя основа. Вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права, определяющей право как волю, возведенную в закон экономически господствующими классами. Она прямо подчеркивает классовую сущность права. С общесоциальных позиций право определяется как обеспеченный государственным принуждением мощный социальный нормативный регулятор, определитель возможного и обязательного поведения. По мнению других представителей общесоциальной концепции право определяется как охраняемое государственным принуждением форма упорядоченности общественных отношений. С точки зрения третьих сущность права – общая воля, которая выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масштаба, меры поведения и деятельности людей. Право регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных социальных сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества. В современных обществах приоритет имеют интересы всего общества. Система права. Понятие и структура нормы права Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права. Иными словами, система права - это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства. Основные структурные элементы системы права: а) нормы права; б) институты права, в) отрасли права. Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права). Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения). Виды критериев распределения норм права по отраслям права: а) предмет правового регулирования; б) метод правового регулирования. Предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом. Метод правового регулирования - это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования. Среди способов правового регулирования различают: а) обязывание; б) дозволение; в) запрещение. При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве - запрещения. К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения). Правовая культура Правовая культура — система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определённой общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности[16]. Для многонациональных и мультирелигиозных обществ характерно одновременное существование в рамках одного государства нескольких правовых культур. Например, Россия является многонациональным государством, поэтому в нём одновременно существуют элементы русской, мусульманской, цыганской и других этнических правовых культур. Также выделяется правовая культура как общества в целом, так и отдельной личности (индивидуума). Разные виды правовых культур несопоставимы между собой, каждая из них имеет свою определённую самоценность. Выделяются четыре разновидности проявлений правовой культуры[17]: · правовые идеи; · правовые нормы и институты; · правовые поступки; · правовые учреждения. Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения, уровня развития правовой деятельности (правотворческой и правореализуещей), и уровня развития всей системы законодательства[18]. Правовая культура человека выражается в способности пользоваться своим правом, действовать в рамках права, а также в наличии правовой грамотности[19]. Правореализация Реализация права — возложение предписаний правовых норм в поведение людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни. Формами реализации права являются: · Использование — активная реализация субъектами: гражданами, организациями, государственными органами тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве. · Исполнение — это воплощение в жизнь обязывающих норм, когда субъект совершает какое-либо действие, которое ему вменялось законом в обязанность. · Соблюдение — реализация пассивной обязанности, заключающейся в воздержании от совершения каких-либо действий, которые были запрещены. Особой формой реализации права является его применение, спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неопределённый круг лиц.
Принципы права.
установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного. В научной и учебной литературе используется целый ряд критериев классификации принципов права и соответственно подразделения их на различные группы.
Статья 364. Содержание коллективного договора Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также настоящим Кодексом в предусмотренных им случаях. Коллективный договор может содержать положения об (о): 1) организации труда и повышении эффективности производства; 2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников; 3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним; 4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха; 5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды; 6) заключении и расторжении трудовых договоров; 7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников; 8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда; 9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения; 10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей; 11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов; 12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя; 13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников; 14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки; 15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора; 16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации; 17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника; 18) других трудовых и социально-экономических условиях. Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью. НАКАЗАНИЕ И ЕГО ВИДЫ Статья 47. Понятие наказания Наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Статья 48. Виды наказаний 1. К лицам, совершившим преступления, применяются следующие основные наказания: 1) общественные работы; 2) штраф; 3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 4) исправительные работы; 5) ограничение по военной службе; 6) арест; 7) ограничение свободы; 8) исключен; 9) лишение свободы; 10) пожизненное заключение; 11) смертная казнь (до ее отмены). 2. Кроме основных наказаний, к лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие дополнительные наказания: 1) лишение воинского или специального звания; 2) конфискация имущества. 3. Общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания. Статья 49. Общественные работы 1. Общественные работы заключаются в выполнении осужденным бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающими применением общественных работ. 2. Общественные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Осужденными, обучающимися в учреждениях образования либо имеющими постоянное место работы, общественные работы отбываются не свыше четырех часов в день в свободное от учебы или основной работы время. Осужденными, не обучающимися в учреждениях образования и не имеющими постоянного места работы, общественные работы с их согласия могут отбываться свыше четырех, но не более восьми часов в день. 3. По усмотрению суда общественные работы могут назначаться и в качестве дополнительного наказания к штрафу или лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 4. Общественные работы не могут быть назначены: 1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; 2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет; 3) беременным женщинам; 4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; 5) инвалидам I и II группы; 6) военнослужащим; 7) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства; 8) лицам, больным активной формой туберкулеза. 5. В случае возникновения в период отбывания лицом общественных работ обстоятельств, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания. Статья 50. Штраф 1. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом в случаях, установленных настоящим Кодексом. 2. Размер штрафа определяется с учетом размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и устанавливается в пределах от тридцати до одной тысячи базовых величин. При этом размер штрафа, назначаемого лицу за совершенное им преступление, предусмотренное содержащей административную преюдицию статьей Особенной части настоящего Кодекса, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке. 3. В случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, заменяет штраф общественными работами в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса. Статья 51. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от одного года до пяти лет. 2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания может назначаться судом и в случае, когда этот вид наказания не предусмотрен в статье Особенной части настоящего Кодекса, если, исходя из характера совершенного лицом преступления, связанного с занимаемой должностью или с занятием определенной деятельностью, суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. 3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может назначаться в качестве дополнительного наказания к общественным работам и штрафу. 4. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания, дополнительного наказания к исправительным работам, ограничению по военной службе, при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении наказания, если исполнение дополнительного наказания не отсрочено, срок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется со дня вступления приговора суда в законную силу. При назначении этого наказания в качестве дополнительного к аресту, ограничению свободы или лишению свободы оно распространяется на все время отбывания осужденным основного наказания и сверх того – на срок, установленный приговором. Статья 52. Исправительные работы 1. Исправительные работы устанавливаются на срок от шести месяцев до двух лет и отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного. 2. Из заработка по основному месту работы осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати пяти процентов, но не менее одной базовой величины ежемесячно. 3. Исправительные работы не могут быть назначены: 1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; 2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет; 3) беременным женщинам; 4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; 5) инвалидам I и II группы; 6) военнослужащим и резервистам; 7) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства; 8) лицам, больным активной формой туберкулеза, не имеющим постоянного места работы. 4. Вместо исправительных работ назначается ограничение по военной службе: 1) офицерам; 2) иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. 5. Военнослужащим срочной военной службы, а также резервистам вместо исправительных работ назначается арест на срок до шести месяцев. 6. В случае возникновения в период отбывания лицом исправительных работ обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание. Статья 53. Ограничение по военной службе 1. Ограничение по военной службе назначается офицерам и иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение воинских преступлений, а также вместо исправительных работ, предусмотренных за иные преступления. 2. Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати пяти процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. 3. Ограничение по военной службе не может быть назначено: 1) лицам, имеющим выслугу лет для назначения пенсии, либо достигшим предельного возраста состояния на военной службе, либо имеющим право на увольнение по состоянию здоровья; 2) беременным женщинам; 3) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. 4. В случае возникновения в период отбывания лицом наказания в виде ограничения по военной службе обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, а также других обстоятельств, являющихся основанием для увольнения с военной службы в соответствии с законодательством, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание. Статья 54. Арест 1. Арест состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. 2. Арест не может быть назначен: 1) исключен; 2) беременным женщинам; 3) женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов; 4) инвалидам I и II группы. 3. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте военной комендатуры. Статья 55. Ограничение свободы 1. Ограничение свободы состоит в наложении на осужденного обязанностей, ограничивающих его свободу, и нахождении его в условиях осуществления за ним надзора органами и учреждениями, ведающими исполнением наказания. 2. Ограничение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до пяти лет. 3. Наказание в виде ограничения свободы назначается с направлением в исправительное учреждение открытого типа. С учетом личности виновного, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, наличия у него постоянного места жительства суд может назначить наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. 4. Ограничение свободы не может быть назначено: 1) военнослужащим срочной военной службы; 2) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства. 5. Ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа не может быть назначено: 1) лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора; 2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет; 3) беременным женщинам; 4) женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов; 5) инвалидам; 6) лицам, которым назначены принудительные меры безопасности и лечения, лицам, больным активной формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом либо не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания. 6. Осужденные к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, осужденные к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, за исключением лиц, перечисленных в части 5 настоящей статьи или обучающихся в учреждениях образования на очной (дневной) форме обучения, привлекаются к труду в обязательном порядке органами и учреждениями, ведающими исполнением наказания. 7. В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в период отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа суд по представлению учреждения, на которое возложено исполнение наказания, принимает решение о переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа или освобождает осужденного от дальнейшего отбывания наказания. Статья 56. Исключена Статья 57. Лишение свободы 1. Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двенадцати лет, за особо тяжкие преступления – на срок более двенадцати лет, но не свыше пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека, – на срок не свыше двадцати пяти лет. 2. Срок лишения свободы за преступления, совершенные по неосторожности, не может превышать семи лет. 3. Совершеннолетним лицам отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в исправительных колониях в условиях поселения, исправительных колониях в условиях общего, усиленного, строгого или особого режимов или в тюрьме. 4. Мужчинам отбывание наказания назначается: 1) осуждаемым к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, – в исправительных колониях в условиях поселения; 2) осуждаемым впервые к лишению свободы за умышленные преступления, не представляющие большой общественной опасности, либо менее тяжкие преступления – в исправительных колониях в условиях общего режима; 3) осуждаемым впервые к лишению свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления – в исправительных колониях в условиях усиленного режима; 4) при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, – в исправительных колониях в условиях строгого режима; 5) осуждаемым к лишению свободы при особо опасном рецидиве – в исправительных колониях в условиях особого режима. 5. Женщинам отбывание наказания назначается: 1) осуждаемым к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, – в исправительных колониях в условиях поселения; 2) другим осуждаемым к лишению свободы за умышленные преступления – в исправительных колониях в условиях общего режима; 3) при особо опасном рецидиве – в исправительных колониях в условиях строгого режима. 6. В зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела суд с указанием мотивов принятого решения может назначить отбывание лишения свободы: 1) осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, – в исправительных колониях в условиях общего режима; 2) другим осужденным к лишению свободы, но при отсутствии особо опасного рецидива – в исправительных колониях в условиях общего, усиленного или строгого режима. 7. Лишение свободы в виде заключения в тюрьме может быть назначено на часть срока наказания, но не более чем на пять лет: 1) при особо опасном рецидиве; 2) совершеннолетним лицам, совершившим особо тяжкие преступления, осуждаемым за них к лишению свободы на срок свыше пяти лет. 8. По отбытии лицом, осужденным к лишению свободы на срок свыше двадцати пяти лет, двадцати лет лишения свободы суд, учитывая поведение осужденного, состояние его здоровья или возраст, может освободить осужденного от отбывания части наказания, превышающей двадцать пять лет лишения свободы. Статья 58. Пожизненное заключение 1. В качестве исключительной меры наказания как альтернатива смертной казни допускается применение пожизненного заключения за преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. 2. Пожизненное заключение не может быть назначено: 1) лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет; 2) женщинам; 3) мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора шестидесяти пяти лет. 3. Осужденные к пожизненному заключению отбывают наказание в исправительной колонии особого режима или в тюрьме. 4. По отбытии двадцати лет лицом, осужденным к пожизненному заключению, либо лицом, которому смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, суд, учитывая поведение осужденного, состояние его здоровья или возраст, может заменить дальнейшее отбывание пожизненного заключения лишением свободы на определенный срок, но не свыше пяти лет. Статья 59. Смертная казнь 1. В качестве исключительной меры наказания допускается применение смертной казни – расстрела за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах (до отмены смертной казни). 2. Смертная казнь не может быть назначена: 1) лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет; 2) женщинам; 3) мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора шестидесяти пяти лет. 3. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным заключением. Статья 60. Лишение воинского или специального звания При осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление лицо, имеющее воинское или специальное звание, может быть по приговору суда лишено этого звания. Статья 61. Конфискация имущества 1. Конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. 2. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями настоящего Кодекса. 3. Конфискация имущества не может назначаться в качестве дополнительного наказания к штрафу или исправительным работам. 4. При конфискации части имущества суд должен указать, какая часть имущества подлежит конфискации, или перечислить предметы, подлежащие конфискации. 5. Не подлежит конфискации имущество, жизненно необходимое для осужденного и лиц, находящихся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь. 6. Независимо от категории преступления и вида назначенного наказания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства орудий и средств совершения преступления, принадлежащих осужденному; вещей, изъятых из оборота; имущества, приобретенного преступным путем, дохода, полученного от использования этого имущества, а также предметов, которые непосредственно связаны с преступлением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу.
Понятие, принципы и сущность права.
Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, самостоятельное значение: если понятие права отражает основные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право, в чем его внутренняя основа. Вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права, определяющей право как волю, возведенную в закон экономически господствующими классами. Она прямо подчеркивает классовую сущность права. С общесоциальных позиций право определяется как обеспеченный государственным принуждением мощный социальный нормативный регулятор, определитель возможного и обязательного поведения. По мнению других представителей общесоциальной концепции право определяется как охраняемое государственным принуждением форма упорядоченности общественных отношений. С точки зрения третьих сущность права – общая воля, которая выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масштаба, меры поведения и деятельности людей. Право регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных социальных сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества. В современных обществах приоритет имеют интересы всего общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.102 (0.017 с.) |