Принципы организации и функционирования механизма гос-ва: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и функционирования механизма гос-ва:



(стр. 127 Лазарев.Липень)

· гуманизм (чел-к, его права и свободы явл. высш. ценностью…..бла-бла-бла ст. 2 Конст. РФ)

· демократизм (народ – единственный непосредственный носитель власти ст. 3 Конст РФ)

· гласность (информированность насел. о деятельности гос. органов; естественно, в определенных случаях этот пункт ограничивается гос. тайной)

· разделение властей (сис-ма сдержек и противовесов, дабы избежать злоупотреблений властью)

· законность (вся деят. гос. органов урегулирована нормами права)

· национальное равноправие (равный доступ граждан РФ к гос. службе ч.4 ст.32 Конст; (независимо от национальности); здесь скорее подразумевается не только национальное, но и равноправие вообще)

· централизм ( иерархическая структура органов гос. вл)

· научный подход к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров

· сочетание единоначалия и коллегиальности в принятии реш-й (единолично реш-я принимаются быстро, четко и оперативно; коллегиальный метод позволяет найти более взвешенный подход к проблеме, рассмотреть ее с разных сторон, НО к недостаткам коллегиального метода относятся: недостаточная оперативность, отсутствие четкой позиции, непоследовательность в проведении определенной политики, дороговизна коллегиальных процедур.
т.к. ни один из методов не совершенен - эти два метода сочетаются

III. Третий подход:

Существует позиция в соответствии с которой под аппаратом гос-ва понимаются все органы гос-ва в статике, а под механизмом гос-ва - те же органы, но в динамике.

Изучая аппарат гос-ва, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного гос. органа,

а изучая механизм гос-ва – непосредственно о деятельности гос. органов, об их взаимодействии между собой

Понятия и виды органов гос-ва

Гос. орган – лицо или организованная группа лиц, специально предназначенная для реализации гос. власти в предусмотренных законом случаях

ИЛИ

Гос. орган – самостоятельное подразделение гос. аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией (Лазарев. Липень)

Гос органы очень многообразны и могут подразделяться в зависимости от различных критериев/признаков:

Ø создаются и функционируют на основании права

Ø действую т от имени гос-ва

Ø финансируется гос-м и имеет мат. базу и финансовые ср-ва

Ø обладают определенной структурой (соответствующие подразделения, гос. служащие)

Ø структурная и функциональная обособленность по признаку специализации (компетенции):

· предмет ведения

· властные полномочия (делятся на общие: в пределах своей компетенции принимают реш-я по любым вопросам (ГД, Правительство и пр.) и специальные: осущ. деятельность в к/л одной сфере общественной жизни(МинОбр, МинЗдравСоцРазвития))

Т.е. гос. орган - самостоятельный элемент гос. аппарата

Ø порядок наделения полномочиями

· избрание

· назначение

Ø функционально разделение:

· законодательная вл.

· исполнительная вл

· судебная вл.

· (контрольно-надзорная вл)* иногда выделяют

Ø функциональное взаимодействие гос. органов друг с другом в процессе реализации своих полномочий

Ø по времени функционирования

· временные

· постоянные

Ø по способу принятия реш-я

· коллегиально

· единолично

 

Три основные формы деятельности гос.органов:

· правотворческая (разработка и издание нпа)

· правоисполнительная (реализация норм права)

· правоохранительная (обеспечении соблюдения правовых норм)

Билет 23

Понятие и определение права

Право:

· совокупность общеобязательных норм

· субъективное право

· наука, изучающая правовые нормы

Позитивное(объективное право) – сис-ма общеобязательных формально определенных норм, применяемых или санкционированных гос-м и обеспеченных силой гос. принуждения.

Субъективное право – юр. возможность совершать определенные действия; мера возможного поведения субъектов правоотношения

Естественное право – совокупность определенных идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право для того, чтобы адресаты норм позитивного права оценивали их, как справедливые, целесообразные, разумные правила человеческого поведения. Законы могут быть правовыми и неправовыми (в зависимости от того, совпадают они с нормами Естественного права или нет)

Моральное право (право на совершение поступков) – вывод конкретного чел-ка о том, что он (или к/л другой) не нарушает морал. норм, если совершает определенный поступок

В зависимости от подхода к пониманию права (+правовые школы):

1. Нормативистский подход. Господствующий на сегодняшний день в юридической науке тип правопонимания

Право – гос. воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой гос-ва.

Дж. Остин «Всякое право – команда, приказ»

Кельзен: Право – данная функционирующая сис-ма норм (иерархия норм)

В.В. Лазарев: «Право – сис-ма общеобязательных установленных и обеспечиваемых гос-м норм, предназначенных для регулирования отношений в общ-ве»

 

 

2. Естественно-правовой подход

«Право – сис-ма нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей часть в законодательстве и регулирующая общественные отношения.» В.К. Бабаев

«Право – сис-ма общественного порядка; по содержанию право есть средство общественного согласи; по форме право нормативно закрепленная и реализованная справедливостьР.З.Лившиц

Либертарно-юридическая теор. Нерсесянца

«Пр. – нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отнош.»

 

3. Социологич. школа права
Роско Паунд: «
Право – три взаимосвязанных его проявления в соц. жизни, доступные эмпирическому наблюдению и изучению, - правопорядок, совокупность предписаний и правоприменительная деятельность в суде или администрации»

Коркунов «Право – сфера разграничения интересов между властвующим и подвластными»

 

4. Историческеая шк. права: (Пухта, Гуго, Савиньи)

Право – историческое проявление народного духа, органический продукт тайных внутренних сил народ, результат опыта прошлых времен

 

5. Психологическая теор. Пр.:

Право – совокупность психических переживаний личностью долга и обязанностей, которые имеют императивно-атрибутивный (повелительно-притязательный хар-р) Петражицкий

6. марксистское правопонимание:

право – закрепленная в законе воля господствующего класса

Билет 24.

Типы правопонимания.

Для подготовки к ответу на вопрос логично было бы просмотреть таблицу по типам правопонимания

1. Нормативный подход. Право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Подход основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон.(О.Конт, Г.Кельзен, Дж. Остин, И.Бентам, К.Бергбом,А.Эсмен)

2. Нравственный (философский, естественно-правовой). Признает началом права его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Наряду с законодательством существует высшее, подлинное право как идеальное начало.(Аристотель, Г.Гроций, Т.Гоббс,Дж.Локк,, Ж.Ж.Руссо, Монтескье)

3. Социологический. Познание права как социального явления, которое относительно независимо от государства. Правоотношения противопоставляются и предшествуют нормам права, право – это реальное поведение субъектов.(Е.Эрлих, Р.Паунд, К.Ллевеллин, Дж.Фрэнк)

4. Либертарно-юридический.( В.С.Нерсесянц, В.А. Четвернин)

а) Легистский (право – продукт государства)

б) Юридический (право – нечто объективное, не зависящее от произвола государственной власти)

- естественно-правовая концепция

- либертарно-юридическая концепция (право – нормативное выражение принципа формального равенства)

5. Интегративный. Право - система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы.

6. Психологический. Право – комплекс эмоциональных переживаний человека императивно-атрибутивного характера.(Г. Тард, Л. Петражицкий)

7.Исторический. Право выражается в обычае, «духе народа». Государство создано чтобы защищать обычай. (Г.Гуго, К. фон Савиньи, Ф.Пухта)

Подход Кто творит (производит) право Где искать право Кто корректирует право Роль суда
Нормативистский Нормотворческие органы государства В законах и подзаконных актах Законодатель и другие компетентные нормотворческие органы Суд только применяет право
Социологический Индивиды и их сообщества В самих Общественных отношениях Судьи, администраторы Выявляет, устанавливает и корректирует право
Психологический Участники правовых отношений В психике индивидов Субъекты правотворчества и законодатель Охрана или напротив, отвержение права
Естественно-правовой Бог, природа В воле Бога, в природе общества и человека Церковь и государство Следование естественному Праву (даже вопреки закону)
Интеграционный Все те, чьи веления признаются общеобязательными Во всем, что официально защищается в качестве обязательных правил Все те, на кого Официально возложена Обязанность корректировать Право Разные роли, в зависимости от признания места судебных учреждений

Марксистский подход - право как часть надстройки над экономическим базисом общества; рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.(Маркс, Энгельс)

Узкое (нормативное) - см. выше

Широкое понимание права - понятие права включает в себя не только нормы, но и другие правовые явления: правосознание, правоотношения, субъективные права, акты применения права -> необходимость рассмотрения его в действии + отражение в понятии права всех важнейших проявлений его возникновения и функционирования.

 

Билет 25.

Социальная ценность права.

Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Понять социальную ценность права — значит, уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем.

Во-первых, с помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях.

Во-вторых, благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

В-третьих, право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости.

В-пятых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм., Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

 

Билет 26

26. Принципы права

- общие правовые начала и идеи, на базе которых реализуется право в обществе, на которые опирается та или иная правовая система.

 

Существует несколько свойств принципов права:

1. наличие основополагающего характера;

2. отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3. отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

4. системность;

5. устойчивость;

6. фиксирование в законодательстве;

7. отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8. наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

 

 

 

Социально-правовые принципы отображают систему ценнос­тей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.).

 

Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования соб­ственно права как специфического социального феномена и в за­висимости от сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, внутриотраслевые прин­ципы, или принципы институтов права.

 

Специально-правовые

Принципы права могут

А)специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах-принципах) — в конституциях, преамбулах законов, кодексах

б) составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм (т.е. выводятся из самого содержания норм права).

В) сформулированы юридической практикой, например: «выслу­шаем и другую сторону», «res judicta» (решенный окончательно судом вопрос не подлежит рассмотрению вновь тем же судом или судом параллельной юрисдикции), «никто не может передать дру­гому больше прав, чем он сам имеет», «бремя доказательства воз­лагается на сторону, предъявившую иск»; принципы незлоупот­ребления правом и др.

 

1. Отраслевые (выражают особенности той или иной отрасли права): принцип равенства сторон в имущественных отношениях и принцип обеспечения договорной дисциплины для гражданского права, принцип индивидуализации наказания для уголовного права, обеспечение свободы труда и занятости для трудового права.

2. Межотраслевые (характерные для нескольких отраслей): гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, принцип состязательности – процессуальные отрасли. Для уголовного и административного, например, принцип личной ответственности.

3. Общеправовые (основные): принцип равенства перед законом, гуманизма (неотъемлемы естественные права человека), справедливости (например, соразмерность наказания с содеянным), законности, принцип ответственности за виновное деяние.

Билет 27

27. Функции права

 

 

 

Функция права в ее классическом понимании представляет собой единство двух моментов: а) роли (назначения) права в обществе; б) основных направлений его воздействия на общественные отношения.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом

1. экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;

2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

3. культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);

4. воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;

 

Если обще социальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи

 

1. Регулятивная функция — это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.

Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения следующим образом:

Во-первых, путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан.

Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах. В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий Интересам всего населения страны. В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, а также возможность вызывать к жизни новые общественные отношения, потребность в которых возникает на каждом конкретном этапе общественного развития (например, закрепление в законодательных актах разнообразных форм собственности в период перехода от тоталитарного к демократическому правовому государству).

 

2. Охранительная функция — это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие права выражается в следующем:

— в определении запретов на совершение противоправных деяний;

— в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний;

— в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.

 

Билет 28

 

Термин «система права».

Соотношение понятий «система права и правовая система».

 

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и

общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое.

Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые

признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему.

«Правовая система как философское понятие — это некое целостное

явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и

взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих,

так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне

системы».[2]

Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть

выражения, нужно четко различать два понятия - «правовая система» и

«система права». Первое - это взятые в единстве основные правовые явления

данной страны - и собственно право, и правовая идеология, и судебная

(юридическая) практика. «Понятие «правовая система» имеет существенное

значение для характеристики права той или иной страны».[3] Обычно, в этом

случае говорится о «национальной правовой системе», например, Азербайджана,

Великобритании, Китая, Японии.

И вот в отношении той или иной страны использование понятия

«национальная правовая система» очень важно потому, что в ней наряду с

собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная

(юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь

зависит весь строй, «весь мир» правовых явлений.

Именно поэтому признаку выделяют семьи правовых систем:

- семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы

- романо-германское право (в этих системах на первом месте

стоит закон);

- семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем -

прецедентное право Великобритании, США (в этих системах

доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика,

прецедент);

- семья религиозно - традиционных, заидеологизированных систем

- мусульманское право, советское право (здесь главную роль

играют религия, партийная идеология).

 

Второе же, система права, касается только самого права, его строения.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не может

создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена

реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать

потребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает

потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного

прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом

произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего

объективных потребностей общественной жизни.

Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее

составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая

сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой

структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных

функций, а следовательно, и социальной значимости.

В-третьих, система права как целостное образование охватывает все

нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный

многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и

отраслей права.

«В системе права действуют связи четырех уровней:

- между элементами нормы права;

- между нормами, объединенными в правовые институты;

- между институтами соответствующей отрасли права;

- между отдельными отраслями права».[4]

 

«Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в

единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе

с тем в разделении права на относительно самостоятельные части».[5]

 

Билет 34

Источник права (форма права) – способ выражения вовне государственной воли, объективирования юридических правил поведения (Малько).Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.2.

Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. 3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).\5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических процессов.

Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

 

Билет 39

 

39. Понятие системы права. Частное и публичное право.

Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.

В основе построения системы права лежат следующие принципы:

· Принцип верховенства прав и свобод человека;

· Принцип законности;

· Принцип компетентности;

· Принцип формализованности;

· Принцип общедоступности;

· Принцип приоритета международно-правовых источников;

· Принцип перспективного действия нормы;

- и ряд других.

При этом основным является иерархическая организация правовых норм по юридической силе. Отметим также принцип сочетания единства и специализации правовых норм.

Термин «система права» не тождественен термину «правовая система». Последняя категория шире, поскольку включает совокупность всех правовых явлении в обществе, а не только правовые нормы.

Следует также различать систему права (деление юридических норм на отрасли и институты) и систему законодательства, т.е. деление нормативных правовых актов на определенные части. Это результат целенаправленной деятельности законодателя, формирование им всего массива актов, регулирующих общественные отношения. Система права служит основой для деления законодательства на отрасли и институты, побуждает законодателя издавать нормативные акты, придерживаясь, в первую очередь, устоявшегося деления права на отрасли и институты. Отраслями законодательства, например, являются конституционное, гражданское, трудовое право и др.

Вместе с тем в современной правовой системе существуют также комплексные отрасли законодательства, которые складываются из норм различных отраслей права (законодательство о здравоохранении, образовании, транспорте, связи, лесное право и др.). За последние годы в Российской Федерации активно формируются новые комплексные отрасли законодательства (налоговое, таможенное право, законодательство о приватизации и др.).

Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.

Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, "кирпичиком" системы права из которых данная система права строится.

Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица - все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ - это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д..

Подотрасль права - это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы - определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.

Правовые отрасли - это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм. Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения. Разнообразие, общественных отношений обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право - в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.

Метод регулирования отрасли права - это совокупность приемов, способов, средств правового воздействия на общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод - как, каким образом это регулирование осуществляется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.489 с.)