Билет № 10. Основные подходы к понятию государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 10. Основные подходы к понятию государства.



 

С давних времен мыслители пытались ответить на воп­рос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спра­шивал и одновременно отвечал: "Да и что такое государ­ство, как не общий правопорядок?" У Цицерона было нема­ло последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, рус­ский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что "государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства". Словом, многие ученые характеризовали государство как организа­цию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков дан­ного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение полу­чило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре эле­мента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) пра­вительство. "Под именем государства, — писал Г. Ф. Шершеневич, — понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти".

Рассматриваемое определение, верно отражающее не­которые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обще­ством, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (пра­вительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных при­знаков государства называли принудительную власть: "При­нудительная власть есть во всяком человеческом общежи­тии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было".

Не согласны с приведенным понятием и сторонники пси­хологической теории права. " Государство не совокупность людей определенного рода, — утверждал Ф. Ф. Кокошкин,а отношения между ними, форма общежития, изве­стная психическая связь между ними". Однако "форма об­щежития", форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого слож­ного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в част­ности, писал: "Ведь государство нельзя социологически оп­ределить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству".

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что эта " та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все граж­данское общество данной эпохи находит свое сосредоточе­ние". Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, соглас­но которому "государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим". В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: "Государство — это есть машина для поддержания господ­ства одного класса над другим"'.

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определе­ния походят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, ука­занные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обыч­но определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный ап­парат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее су­щественные черты и признаки государства и в целом при­емлема, но в ней слабо отражена связь государства и обще­ства. Поэтому мы (Корельский и Перевалов) считаем, что более точной будет следую­щая формулировка: государство — это политическая орга­низация общества, обеспечивающая его единство и целост­ность, осуществляющая посредством государственного ме­ханизма управление делами общества, суверенную публич­ную власть, придающая праву общеобязательное значе­ние, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие го­сударства, но больше подходит к современному государ­ству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важ­нейшими общественными делами. В то же время государ­ство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантиро­вать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Можно выделить две точки зрения на современное определение понятия государства:

· Политико-правовая: государство рассматривается как организация общества, государство - это аппарат.

· Социологическая: государство представляет собой союз людей (Тихомиров Л.А.)

Билет 11

Понятие государства.

1. самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее; сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель).

2. Государство – союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой (Цицерон).

3. общество людей, которое само распоряжается и управляет собой (И. Кант).

4. общая воля, является выражением преобладающей силы (Локк).

5. отношение воль множества людей, союзное единство оседлых людей, обладающее первичной государственной властью; корпорация населяющего определенную территорию народа (Еллинек).

6. юридическая персонификация, юридическое воплощение нации (Эсмен).

7. результат естественной дифференциации в обществе между властвующими и подвластными, т.е. те люди, которые располагают властью благодаря тому, что сильнее других (Дюги).

8. естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать правопорядок (Гумплович).

9. соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. (Шершеневич).

10. общественный союз, представляющий собою самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми (Коркунов).

11. юридический институт, который выступает как фактор интеграции общества в единое целое (Кокошкин).

12. подавление одного класса другим и выражение воли правящего класса. (Ленин и Маркс).

13. организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (Матузов, Малько).

14. политико-территориальная суверенная организация публичной власти классового общества, охватывающая все население на определенной территории, устанавливающая правопорядок и располагающая аппаратом принуждения для его обеспечения.

15. исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом (проф. Гойман-Червонюк).

Признаки государства:

Государство есть совокупность правил, которые реализуются принудительно.
Государство – относительно централизованный правопорядок:

1) правопорядок как целое, охватывающее определенную территорию;

2) публичное право (регулирование деятельности государственного аппарата)


Кельзен выделял три момента осуществление правопорядка:

· Территория – «естественное условие». Это пространство, на котором осуществляется государственная власть.
Что показывает:

a) Территориальную организацию населения;

b) Власть над лицами, не являющимися гражданами, но находящимися на его территории.

 

· Население. Применительно к государству, население – это субъектный состав, на который распространяется государственная власть. Сюда относятся и иностранцы, и граждане, и лица без гражданства. Население выступает и как объект, на который направлена гос. власть, так и как субъект. Как субъект, население осуществляет свою власть не как целое, а лишь посредством представителей большинства.

 

· Власть. Здесь большое значение играет суверенитет, как внешний(независимость во внешних отношениях), так и внутренний(верховенство внутри собственной территории)

 

Периоды развития понятия суверенитета:

a) XVI в. Суверенитет короля. Власть верховна перед церковью, аристократией, империей. (Жан Боден)

b) XVIII в. Национальный суверенитет. Суверенитет принадлежит нации и воля ее реализуется через представителей. (Э.Ж.Сийес - не уверена в правильности написания фамилии)

c)XVIII Народный суверенитет. (Ж.-Ж. Руссо)

 

Из данных признаков в правовых формах осуществляется население и власть

.

К территории можно также отнести: государственные границы.
К населению: язык, гражданство, народный суверенитет
К власти: суверенитет (свойство власти), государственный аппарат(институциональная форма организации деятельности властвующих).

 

Остальные признаки государства как:

· Финансово-налоговая система

· Международное признание (относится к XX в.)

· Общеобязательный характер актов государства. (Морозова Л.А.)

· Символы, атрибуты, памятные даты. (Марченко)

 

Их принято считать факультативными.

 

 

Билет 12

 

Сущность государства.

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Определить сущность государства, значит, установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Существует 2 основных подхода к трактовке сущности государства:

1. Классовый.

Сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Государство рассматривалось как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Вместе с тем марксистская теория (по крайней мере, теоретически) признавала, что государство помимо классовых осуществляет и общесоциальные функции, присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов (оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе – экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др.). Однако социалистическое государство трактовалось как «орудие выражения интересов большинства населения».

2. Общесоциальный.

Классовой концепции государства противостоит множество других, возникших в разные периоды истории и рассматривающих государство как организацию для выполнения общих дел (концепции мыслителей древности Платона, Демокрита, Цицерона, современные теории плюралистической демократии, государства всеобщего благоденствия, социального и правового государства и т.д.). Сущность государства видится в его назначении служить обществу, способности объединять все общество, разрешать противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства.

 

Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами политического государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие союзы и организации. Именно гражданское общество составляет реальную основу государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.180.175 (0.022 с.)