Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет № 10. Основные подходы к понятию государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: "Да и что такое государство, как не общий правопорядок?" У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что "государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства". Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена. В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. "Под именем государства, — писал Г. Ф. Шершеневич, — понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти". Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: "Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было". Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. " Государство не совокупность людей определенного рода, — утверждал Ф. Ф. Кокошкин, — а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними". Однако "форма общежития", форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство. Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: "Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству". Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что эта " та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение". Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому "государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим". В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: "Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим"'. Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения походят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка. В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы (Корельский и Перевалов) считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. Можно выделить две точки зрения на современное определение понятия государства: · Политико-правовая: государство рассматривается как организация общества, государство - это аппарат. · Социологическая: государство представляет собой союз людей (Тихомиров Л.А.) Билет 11 Понятие государства. 1. самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее; сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель). 2. Государство – союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой (Цицерон). 3. общество людей, которое само распоряжается и управляет собой (И. Кант). 4. общая воля, является выражением преобладающей силы (Локк). 5. отношение воль множества людей, союзное единство оседлых людей, обладающее первичной государственной властью; корпорация населяющего определенную территорию народа (Еллинек). 6. юридическая персонификация, юридическое воплощение нации (Эсмен). 7. результат естественной дифференциации в обществе между властвующими и подвластными, т.е. те люди, которые располагают властью благодаря тому, что сильнее других (Дюги). 8. естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать правопорядок (Гумплович). 9. соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. (Шершеневич). 10. общественный союз, представляющий собою самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми (Коркунов). 11. юридический институт, который выступает как фактор интеграции общества в единое целое (Кокошкин). 12. подавление одного класса другим и выражение воли правящего класса. (Ленин и Маркс). 13. организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (Матузов, Малько). 14. политико-территориальная суверенная организация публичной власти классового общества, охватывающая все население на определенной территории, устанавливающая правопорядок и располагающая аппаратом принуждения для его обеспечения. 15. исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом (проф. Гойман-Червонюк). Признаки государства: Государство есть совокупность правил, которые реализуются принудительно. 1) правопорядок как целое, охватывающее определенную территорию; 2) публичное право (регулирование деятельности государственного аппарата)
· Территория – «естественное условие». Это пространство, на котором осуществляется государственная власть. a) Территориальную организацию населения; b) Власть над лицами, не являющимися гражданами, но находящимися на его территории.
· Население. Применительно к государству, население – это субъектный состав, на который распространяется государственная власть. Сюда относятся и иностранцы, и граждане, и лица без гражданства. Население выступает и как объект, на который направлена гос. власть, так и как субъект. Как субъект, население осуществляет свою власть не как целое, а лишь посредством представителей большинства.
· Власть. Здесь большое значение играет суверенитет, как внешний(независимость во внешних отношениях), так и внутренний(верховенство внутри собственной территории)
Периоды развития понятия суверенитета: a) XVI в. Суверенитет короля. Власть верховна перед церковью, аристократией, империей. (Жан Боден) b) XVIII в. Национальный суверенитет. Суверенитет принадлежит нации и воля ее реализуется через представителей. (Э.Ж.Сийес - не уверена в правильности написания фамилии) c)XVIII Народный суверенитет. (Ж.-Ж. Руссо)
Из данных признаков в правовых формах осуществляется население и власть . К территории можно также отнести: государственные границы.
Остальные признаки государства как: · Финансово-налоговая система · Международное признание (относится к XX в.) · Общеобязательный характер актов государства. (Морозова Л.А.) · Символы, атрибуты, памятные даты. (Марченко)
Их принято считать факультативными.
Билет 12
Сущность государства. Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Определить сущность государства, значит, установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает. Существует 2 основных подхода к трактовке сущности государства: 1. Классовый. Сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Государство рассматривалось как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Вместе с тем марксистская теория (по крайней мере, теоретически) признавала, что государство помимо классовых осуществляет и общесоциальные функции, присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов (оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе – экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др.). Однако социалистическое государство трактовалось как «орудие выражения интересов большинства населения». 2. Общесоциальный. Классовой концепции государства противостоит множество других, возникших в разные периоды истории и рассматривающих государство как организацию для выполнения общих дел (концепции мыслителей древности Платона, Демокрита, Цицерона, современные теории плюралистической демократии, государства всеобщего благоденствия, социального и правового государства и т.д.). Сущность государства видится в его назначении служить обществу, способности объединять все общество, разрешать противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства.
Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами политического государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие союзы и организации. Именно гражданское общество составляет реальную основу государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.008 с.) |