Соотношение типа и формы государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение типа и формы государства.



ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

1. Предмет теории государства и права.

2. Методология теории государства и права.

3. Теория государства и права в системе юридических и иных гуманитарных наук.

4. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

5. Причины и формы возникновения государства.

6. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

7. Соотношение общества и государства.

8. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

9. Понятие и определение государства.

10. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

11. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

12. Правовое государство: понятие и принципы формирования.

13. Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства..

14. Понятие формы государства.

15. Соотношение типа и формы государства.

16. Форма государственного правления: понятие и виды.

17. Форма государственного устройства: понятие и виды.

18. Политический режим: понятие и виды.

19. Место и роль государства в политической системе общества.

20. Понятие и классификация функций Российского государства.

21. Характеристика основных внутренних функций Российского государства.

22. Характеристика основных внешних функций Российского государства.

23. Формы осуществления функций государства.

24. Механизм государства: понятие и структура.

25. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

26. Орган государства: понятие, признаки и виды.

27. Понятие, сущность и определение права.

28. Понятие права в объективном и субъективном смысле.

29. Принципы права: понятие и виды.

30. Соотношение экономики, политики и права.

31. Правовая политика: понятие и основные приоритеты.

32. Функции права: понятие и классификация.

33. Понятие и структура правосознания.

34. Правовая культура: понятие и структура.

35. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы.

36. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

37. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

38. Понятие нормы права. Отличие правовых норм от иных социальных норм.

39. Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

40. Эффективность правовых норм.

41. Структура нормы права.

42. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

43. Классификация норм права.

44. Понятие и виды форм права. Источники права.

45. Правотворчество: понятие, принципы и виды.

46. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

47. Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права.

48. Закон в системе нормативно-правовых актов.

49. Основные стадии законодательного процесса в РФ.

50. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

51. Систематизация нормативных актов: понятие, виды.

52. Понятие и структурные элементы системы права.

53. Частное и публичное право.

54. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

55. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

56. Институт права: понятие и виды.

57. Соотношение системы права и системы законодательства.

58. Понятие и основные принципы законности.

59. Понятие правопорядка. Соотношение и взаимосвязь законности, правопорядка и демократии.

60. Гарантии законности: понятие и виды.

61. Основные правовые системы современности.

62. Формы реализации права. Применение как особая форма его реализации.

63. Основные стадии процесса применения норм права.

64. Юридические коллизии и способы их разрешения.

65. Акт применения правовых норм: понятие, особенности и виды.

66. Толкование права: понятие и виды по субъектам.

67. Акты официального толкования: понятие и виды.

68. Способы и объем толкования правовых норм.

69. Пробелы в праве и способы их преодоления. Аналогия закона и аналогия права.

70. Юридическая практика: понятие и структура.

71. Правовое отношение: понятие и признаки.

72. Предпосылки возникновения правоотношений.

73. Понятие и виды субъектов правоотношений.

74. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность субъектов права.

75. Правовой статус личности: понятие и структура.

76. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура.

77. Объект правоотношения.

78. Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав.

79. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы.

80. Правомерное поведение: понятие, виды и мотивация.

81. Понятие, признаки и виды правонарушений.

82. Юридический состав правонарушения.

83. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

84. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность. Презумпция невиновности.

85. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

86. Основные теории происхождения государства.

87. Социологическая теория права.

88. Естественно-правовая теория.

89. Историческая школа права.

90. Психологическая теория права.

91. Реалистическая школа права.

92. Нормативистская теория права.

93. Юридическая техника.

 

 

1. Предмет теории государства и права.

Предметом ТГП являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь, сущность формы содержания государственно-правовых явлений, законности, правопорядка, правомерное поведение.

Специфика предмета ТГП:

1.Изучает закономерности возникновения, развития, функционирования государственно-правовых явлений. Где понимается:

· закономерности – устойчивые связи явлений и процессов, которые выражают их сущность. Закономерности явлений обусловлены конкретной исторической обстановкой,

· возникновение – процесс появления сущности нового качества,

· развитие – приобретений появившейся сущности новых качеств или утрата старых,

· функционирование – взаимосвязь процесса появления с другими процессами и явлениями.

2.Государство и право в рамках ТГП изучаются в единстве,

3.Результаты исследований выражаются в теоретических понятиях и категориях: сущность, механизм, функции и др.,

4.Государство и право изучаются в их динамике, которая выражается в их функционировании.

Объект ТГП как юридической науки является государственно-правовая действительность.

Предмет и объект тесно взаимосвязаны между собой, но полностью не совпадают, т.к. объект – это круг явлений и процессов, на изучение которых направлены несколько родственных наук, а предмет – круг явлений и процессов, изучением которых занимается конкретная наука. Таким образом, понятие «объекта» шире, и его составной частью является понятие «предмета» науки.

 

 

2. Методология теории государства и права.

Метод науки – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, полу­чаются новые знания.

Все методы, используемые при исследовании предмета ТГП можно поделить на 3 группы:

1. общефилософские методы (метафизика, диалектика).

a. Метафизика позволяет изучать процессы и явления такими, какие они есть в статике и покое.

b. Диалектика как метод познания дает возможность исследователю изучить процессы и явления государственно-правовой действительности в их постоянном развитии, движении и взаимодействии друг с другом. Диалектический метод основан на 3 основных законах диалектики:

i.Закон перехода количественных изменений в качественные

ii.Закон единства и борьбы противоположностей

iii.Закон отрицания отрицания

Создатель: Аристотель

Вильгельм Гегель отказался от привычных философских терминов. Создатель законов.

2. общенаучные методы – способы и приемы исследования, которые используются на различных этапах познания различных наук. Эта группа методов представлена такими, как:

a. анализ – метод, с помощью которого возможно разложение сложных предметов и явлений на составные части, изучение которых в отдельности позволяет получить представление о явлении в целом.

b. синтез – противоположность анализа, составные части чего-либо складываются в единое целое. Методы анализа и синтеза чаще всего рассматриваются как единое целое.

c. индукция – метод, основанный на движении мысли от частного к общему

d. дедукция – от общего к частному

e. системный метод – позволяет наиболее детально изучить структуру государственно-правовых явлений и взаимодействие составляющих их элементов

f. функциональный – основан на изучении предметов и явлений в процессе их реального действия или функционирования

3. частно-научные:

a. формально-юридический – позволяет на основе анализа понятий право и государство изучить их анатомию

b. метод правового эксперимента – способствует уяснению закономерностей внедрения теоретических положений на практике

c. сравнительно-правовой

 

 

3. Теория государства и права в системе юр. и иных гум. наук.

Система юриспруденции подразделяется на следующие группы юридических наук:

1. ТГП как общая теоретическая отрасль юридической науки,

2. Историко-правовые науки (ИГПЗС, ИГПО, ИППУ),

3. Специальные отраслевые юридические науки (КП, УП, АП, ГП и др.)

4. Юридические науки тесно связанные со специальными отраслевыми, но имеющие свой предмет изучения (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия),

5. Международные науки: МЧП и МПП.

ТГП выполняет роль общей исходной теоретической основы для существования и развития других юридических наук.

В свою очередь ТГП опирается на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых наук, обобщая и анализируя их данные по различным вопросам.

ТГП со всеми гуманитарными науками объединяет общий объект познания, в качестве которого выступает человеческое общество.

Связь ТГП и философии. ТГП использует философские категории и всеобщие понятия (прогресс, функция, свобода, развитие и др.). В развитие ТГП большую роль играют философские методы познания. В свою очередь философия опирается на выработанный ТГП материал, и который помогает формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

Связь ТГП и политологии. Используя политические знания, данные, ТГП рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зрения их внутреннего строения, формы, сущности, но и под углом зрения на их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений. В свою очередь политология использует понятия ТГП.

 

 

4. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Единствосостоит в том, что государство и право:

1. возникают и развиваются совместно;

2. имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3. выступают средствами управления, инструментами власти;

4. призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общ-ные интересы;

5. основаны на едином базисе, опред-ся соц-но-экон-ми и дух-ми факторами тд

Различия между государством и правом:

1. если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2. если государство выражает силу, то право — волю;

3. если первичным элементом государства является государствен­ный орган, то первичным элементом права — норма;

4. они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права:

1. с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует изменяет, отменяет второе (правотворче­ство), а также реализует и охраняет его (правоприменения);

2. с другой стороны, право воздействует на гос-во, упорядо­чивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компе­тенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношениймежду государст­вом и правом:

1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2. когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).

 

5. Причины и формы возникновения государства.

Объединению общества способствовали и меняющиеся климатические условия. Исчезновение крупных животных привело к расформированию больших охотничьих коллективов. На их основе возникали небольшие семейные группы, которые вели кочевой образ жизни, вступая в дружеские союзы с другими.

Люди начали замечать, что большую пользу приносит не охота на животных, а их разведение. Появляется скотоводство, которое позволило иметь не только постоянный источник питания, но и дополнительную продукцию.

Специализируясь на земледелии и скотоводстве, а потом и на ремесле, люди были вынуждены обмениваться продуктами. В этой связи появляется класс купцов. Произошло 3 крупных разделения труда:

· отделение земледелия от скотоводства

· выделение ремесленников

· появление купцов

Они привели к повышению производительности труда, к получению относительно избыточных продуктов, которые накапливались у отдельных лиц, постепенно становясь их собственностью.

Таким образом, появляется частная собственность. Она стала основой расслоения общества на богатых и бедных, основой появления классов. Указанный выше процесс принято называть процессом перехода от присваивающей (собирательной) экономике к производящей. И факторы этого процесса называют причинами возникновения государства.

3 формы возникновения государства:

1. древнеафинскую (классическую) – особое значение в этом процессе имели реформы трех государственных деятелей: Тезия, Солона, Клисфена. Поделившие население сначала по роду трудовой деятельности, затем по имущественному признаку и потом закрепивших их проживание на определенной территории.

2. древнеримскую – процесс формирования государства у древних римлян был обусловлен борьбой между патрициями и плебеями. Патриции составляли коренную римскую аристократию, плебеи являлись бесправным пришлым населением и первоначально не допускались к управлению обществом.

3. древнегерманскую – появление государства у древних германцев ускорилось завоеванием ими огромной территории римской империи, для управления которой органы власти родового строя были непригодны. В тех исторических условиях нельзя было не принять многочисленные населения римлян в родовые поселения германцев, не господствовать над ними. Поэтому становится необходимой иная организация власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.

4. Азиатская форма возникновения государства характеризуется тем, что формированию государства способствовали климатические условия, обусловившие необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. При этом, родоплеменная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов постепенно трансформировалась в государственные органы. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы и классовые расслоения.

 

6. Признаки гос-ва, отличающие его от общ-ой власти родового строя.

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

 

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от власти родового строя:

1. если первобытная власть основывалась на кровном родстве, то государство основывается на территориальной общности своих членов. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени).

2. государство представляет собой такую организацию публичной власти, которая не совпадает со всем населением. Власть носит политический характер. Государство обладает аппаратом управления и принуждения.

3. для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, профессионально занимающихся управлением, устанавливается система различных налогов и сборов – финансовая система государства

4. основным средством управленческого воздействия со стороны государства становится право.

5. суверенитет – верховенство государства на своей территории и независимость на международной арене.

 

7. Соотношение общества и государства.

Общество — (в шир. смысле) совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) истори­чески конкретный тип социальной системы, определенная форма об­щественных отношений.

Государство – это особая суверенная тер-ная организация полит-ой власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Го­сударство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Гос-во занимает в общ-ве центральное положение и играет в нем главную роль. По хар-ру гос-ва можно судить о харак­тере всего общества, его сущности.

Гос-во по отношению ко всему обществу выступает как сред­ство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общ-ную безопасность), а по отношению к противникам господству­ющего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологические рамки общества и государства тоже не совпада­ют: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, го­сударство приобретает по отношению к нем) относительную самосто­ятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изме­няется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия

 

 

8. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают прису­щее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной, общности людей (рода, племени, семьи, общест­венной организации, партии, государства, общества и т.н.); она — важ­нейшее средство функционирования социальных структур и институ­тов.

Государственная власть представляет собой особую разновид­ность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государствен­ная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими зве­ньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. Согласно другой точке зрения, понятие «поли­тическая власть» тождественно понятию «государственная власть», гак как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии.

Гос-ная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на гос-ное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

1. распространяется на все общество;

2. носит публично-политический характер;

3. опирается на государственное принуждение;

4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, полити­ками и т.п.);

5. система налогов;

6. деление населения по территориальному признаку и др.

 

 

9. Понятие и определение государства.

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

С точки зрения отражения в управленческой деятельности определенных интересов в современной ТГП принято разделять 2 стороны сущности государства:

1. формальная – состоит в том, что государство является особой организацией политической власти, выступая в качестве инструмента организации жизни общества и средства управления им

2. содержательная – показывает социальное назначение государства и позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах государство осуществляет свою управленческую деятельность

 

Подходы к сущности государства:

1. классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса,

2. общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Выделяют также религиозный, национальный и расовый подход.

 

 

10. Признаки гос-ва, отличающие его от др организаций и учреждений общ-ва.

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

Государство – организация непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществление власти опосредовано, через государство, в различной мере и в различных формах сотрудничая с ним.

Признаки:

1. государство является единственным официальным представителем в пределах своих территориальных границ - всего общества, всего населения.

2. для управления обществом государство располагает мощным разветвленным аппаратом управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

3. государство – единственная организация, обладающая суверенитетом. Суверенитет – это верховенство государственной власти на своей территории и независимость его на международной арене. Таким образом, суверенитет бывает внутренним и внешним.

4. законы, издаваемые государством, обязательны для всех на его территории как коллективных, так и индивидуальных юридических и физических лиц

5. государство имеет специально созданный карательный аппарат и органы принуждения,

6. государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7. для создания аппарата управления и органов принуждения, государство располагает мощной финансовой системой.

8. тесная связь с правом.

 

 

11. Типология гос-ва: формационный и цивилизационный подходы.

Тип гос-ва – это совокупность общих признаков, свойственных, как правило, исторически обособленной группе гос-в и выраженных в единстве их экономической основы, классовой сущности и соц-го назначения гос-ва.

1. Формационный подход:

· был разработан в рамках марксистской теории права.

· тип гос-ва определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структуры и его классовой сущностью.

· История рассматривалась как естес-ный истор-кий процесс смены общ-но экон-ких формаций. Каждая формация предопределяет тип гос-ва.

· Общ-но-экономическая формация состоит из экон-кого базиса и надстройки. Типы гос-в: рабовладельческое. феодальное, буржуазное, социалистическое

Достоинства формационного подхода

1. продуктивна сама идея делить гос-ва на основе социаль­но-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2. показывает поэтапность, естест-но-исторический хар-р развития государства.

Недостатки формационного подхода:

1. ход развития буржуазного гос-ва наглядно обнаружил одно из самых уязвимых мест марксистской теории, которое заключается в заданном программировании на длительную перспективу однолинейного движения истории: все формации выстраиваются в единый ряд, и все народы как бы «обязываются» проходить весь путь от одной формации к другой, от одного государства к другому.

2. Критически надо отнестись и к связанному с формационным подходом мнением о том, что социалистическое государство – это исторически последний и в этом смысле, высший тип государства.

2. Цивилизационный подход:

· основными критериями вы­ступают духовные признаки — культурные, религиозные, националь­ные, психологические и пр.

· А. Тойнби: цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающееся общностью религ-ных, нац-ных, геогр-ких и др. признаков.

· В зависи­мости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китай­скую, западную, православную и т.п.

Достоинства цивилизационного подхода:

1. выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2. в связи с расширением количества духовных критериев, кото­рые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Недостатки цивилизационного подхода:

1. недооцениваются социально-экономические факторы;

2. по сути дела это типология не столько государства, сколько об­щества.

 

12. Правовое государство: понятие и принципы формирования.

Правовое государство – это демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Принципы формирования правового государства:

1. Признание человека основной социальной ценностью, гарантированность его прав и свобод,

2. Подчинение государства гражданскому обществу, предполагающее господства права и верховенство закона,

3. Взаимная ответственность государства и личности. Гражданин несет перед государством все виды ответственности, в то время как государство отвечает перед ним лишь в гражданско-правовом порядке, возмещая причиненный вред.

4. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью закрепленной системы сдержек и противовесов.

5. Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

 

 

13. Разделение вл. как принцип организации и деят-ти прав-го гос-ва.

Д. Локк и Ш. Монтескье: для утверждения полит-ой свободы, обеспечения законности и устра­нения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос-ную власть на закон-ную (избранную народом), испол-ную (назначаемую представительным органом власти) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания винов­ных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей другие, должна осуществлять свои функции посред­ством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу­ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограниче­ний в отношении конкретной гос-ной власти: законодатель­ной, исполнительной, судебной.

В законодательной власти используется до­вольно жесткая юрид-кая процедура закон-ного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право приме­нить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Дея­тельность КС РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательст­ва, запреты на принятие ею актов, затрагивающих отношения, кото­рые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отне­сти сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Прав-ву, запрет ответственным работникам испол-ных органов избираться в состав закон-ных структур, заниматься коммер­ческой деят-тью.

В судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средст­ва, выражающиеся в К РФ, процесс-ном законод-тве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на за­щиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состяза­тельности процесса, отводе судей и т.п.

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые за­прещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничи­ваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозво­лено только то, что прямо разрешено законом».

 

 

14. Понятие формы государства.

Форма государства — это способ организации политической влас­ти, включающий форму правления, форму государственного устрой­ства и политический режим.

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их теоретической обособленности, характер их взаимоотношений друг с другом и населением и методы организации государственной власти.

Форма государства представляет собой сочетание трех элементов:

1. форма правления – это порядок организации высших органов гос-ной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. (монархия, республика)

2. форма национально-государственного устройства – это территориальная структура государства, соотношение между государством и его территориальными единицами.(унитарные, федеративные)

3. политический режим – это совокупность средств и способов осуществления государственной власти. (демократический, антидемократический)

 

 

Правовой обычай

· обычаи - одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. Они возникли как результат многократного повторения и обобщения наиболее рациональных вариантов общественно-значимого поведения людей.

· Обычай исторически и фактически предшествовал закону.

· В настоящее время институт обычая стал все чаще и чаще применяться в нашем современном законодательстве.

· Все существующие обычаи можно условно разделить на 3 группы:

Нормативно-правовой акт

· ему принадлежит особое место среди названных форм права (законодательство)

· в отличие от других нормативных актов, НПА характеризуется следующими свойствами:

i.является результатом правотворческой деятельности компетентных органов государства или уполномоченных на то социальных организаций и направлен на создание, изменение или отмену юридических норм

ii.содержание акта составляют охраняемые государством нормы права

iii.правовые предписания, зафиксированные в акте являются выражением государственной воли

iv.принимается и реализуется НПА в особом процессуальном порядке

v.имеет строго определенную документальную форму (закон, указ)

 

 

45. Правотворчество: понятие, принципы и виды.

правотворчество – особая форма управленческой деятельности государства, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов, выраженная в создании, изменении или отмене правовых норм.

В подходах к его пониманию обозначились 2 направления:

1. в узком смысле, под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентным органом

2. в широкой трактовке данный процесс исчисляется с момента правотворческого замысла и вплоть до практической реализации юридической нормы

Несмотря на разницу в подходах к понимаю правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных правовых актов.

Правотворчество – одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений.

Сам правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести:

1. демократизм и гласность правотворчества

2. профессионализм – правотворческим делом должны заниматься люди, которые понимают что это. Только он понимает правильность, эффективность, качественность принимаемых решений.

3. законность

4. научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой

3 разновидности (вида) правотворчества:

1. правотворчество государственных органов Юридическая сила нормативного акта, принятого тем/иным органом соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом такого правотворчества могут быть различного рода подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, инструкции и т.д.)

2. санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций, результатом которой являются подзаконные нормативные акты, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию

3. народное правотворчество (референдум) –С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению и вступают в свою законную силу в день их опубликования. Нормативные акты, принятые путем референдума обладают, как и законы, высшей юридической силой.

 

46. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

НПА – это изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

В отличие от других нормативных актов, НПА характеризуется следующими свойствами:

1. является результатом правотворческой деятельности компетентных органов государства или уполномоченных на то социальных организаций и направлен на создание, изменение или отмену юридических норм

2. содержание акта составляют охраняемые государств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.86.29 (0.145 с.)