Основные подходы к пониманию сущности государства. Понятие государства и его признаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к пониманию сущности государства. Понятие государства и его признаки



Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории права и государства. Познать природу государства - значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон, форм бытия как самостоятельный институт. Раскрытие сущности государства предполагает анализ государства как политической организации зрелого, сформировавшегося классового общества.

Существование государства в качестве политической организации в обществе связано, прежде всего, с тем, что оно является особой организацией политической власти.

Политическая власть обладает концентрированной силой, превращающей ее в действенный фактор социального бытия.

Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами политического государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие союзы и организации. Именно гражданское общество составляет реальную основу государства.

Таким образом, государство и гражданское общество представляет единство формы и содержания, в котором форма представлена политическим государством, а содержание - гражданским обществом. Не менее важная характеристика государства состоит в том, что оно представляет собой структурную организацию. Это находит свое выражение в наличии у него специального аппарата в лице людей, обладающих публично-властными полномочиями и профессионально занимающихся выполнением функций управления и руководства, охраной экономического, социального и политического строя общества, в том числе путем принуждения. Именно эта характеристика государства как организации публичной власти делает государство особой политической организацией. Государство - не единственное орудие осуществления политической власти. Наряду с ним имеются и другие достаточно эффективные средства реализации этой власти, которые носят негосударственный характер. Среди них - политические движения и партии, профсоюзы, трудовые коллективы и т.д. От них государство отличается четко структурированной системой специальных государственных органов, осуществляющих его многочисленные внутренние и внешние функции.

Еще одной принципиальной характеристикой государства выступает его существование в качестве территориальной организации. Имеется в виду разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Если негосударственные организации в состоянии объединять людей по мировоззрению, политическим устремлениям, роду занятий и т.д., то специфическая черта государственной организации состоит в объединении населения определенной территории с последующим разделением последней на административно-территориальные единицы. Другими словами, эта черта заключается в строгом ограничении государством своей территории. На эту территорию распространяется власть, правовые нормы государства, т.е. его юрисдикция.

С характеристикой государства как особой организации политической власти, как структурной и территориальной организации тесно связан и целый ряд других принципиально важных специфических черт государства, которые отличают его от других элементов политической системы общества. Важнейшими среди них являются:

1. Монополия на принудительную власть в отношении населения. Никакая иная организация общества не имеет права на применение силы, во всяком случае, без санкции государства.

2. Суверенитет государственной власти, т.е. ее верховенство и независимость от какой-либо иной власти, право и возможность осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества внутри и вне страны.

3. Издание законов и правил, обязательных для всего населения, без изъятия, граждан данного государства.

4. Взимание налогов и сборов на содержание государственного аппарата, формирование общенационального бюджета. Таким образом, сущность государства состоит в том, что его надо рассматривать как определенную ассоциацию, члены которой интегрируются в единое целое публично-властными структурами и отношениями. В государстве как политической организации особого рода воля всех членов общества организуется в единую волю, выступает как единая государственная воля.

Такой подход облегчает понимание сущности государства. В истории общественно-политической и правовой мысли существует несколько тенденций понимания социального назначения государства. Одна из них - теория индивидуальной свободы человека и обязанности государства гарантировать эту свободу от чьего-либо вмешательства (А. Смит, С. Милль, Б. Констант, Дж. Локк). В этой теории главным полагается наличие экономической и личной свободы. Негативным ее последствием является глубокое неравенство граждан.

Другая теория, разработанная Ж.-Ж. Руссо, не противопоставляла индивидуальную свободу равенству. Согласно этой теории, принципу равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, задача которой - обеспечение равенства. Эта тенденция развита в трудах П. Новгородцева, который полагал, что необходимо развить принцип равенства в сторону уравнения социальных условий жизни.

По мере развития общества преобладает подход, ориентированный на усиление социального назначения государства, которое выражается в сглаживании несправедливости, неравенства. Именно государство должно осуществлять свою деятельность в сфере защиты прав человека.

Социальное назначение государства состоит в перераспределении доходов между слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы. Необходимо государственное финансирование научных исследований и культурных программ.

В качестве перспективной цели государство должно стремиться к выравниванию положения людей.

Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.
Классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми.
Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии.
В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Социальное назначение государства вытекает из его сущности

Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами. В отличие от страны, государство не имеет национальных требований к своим гражданам.

 

Признаки государства:

Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):

конституция, военная доктрина, законодательство.

Публичная власть:

глава государства (правительство), парламент, суд.

Управление и планирование:

нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика), собственная денежная система, налоговые сборы, государственная казна;

Собственность (ресурсы);

Территория;

Население;

Наличие подчиненных организаций: охрана правопорядка, вооружённые силы, периферийные административные организации.

Наличие государственного языка (языков);

Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо);

Гражданство;

Государственные символы.

Кроме перечисленных, в качестве признаков можно рассматривать и иные политические, экономические и социальные аспекты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.013 с.)