Лекция 1. Происхождение государства. Сущность государства и его функции.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Происхождение государства. Сущность государства и его функции.



Государство явилось закономерным этапом в развитии человеческого общества и знаменует собой переход от естественного состояния общества к цивилизованной форме совместного проживания людей. Государство является аппаратом управления общественными процессами. Оно призвано содействовать развитию общества, удовлетворению общественных потребностей. Наиболее важные общественные отношения регулируются государством посредствам права. Сущность государства как особого явления нельзя уяснить, не рассмотрев вопросов о его происхождении, о тенденциях его развития и преобразования.

В истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало и развивалось без государства и без права. Человек современного кроманьонского типа появился около 40 тыс. лет назад, а первые государства появились лишь 5-6 тыс. лет назад. Лежащая в основе догосударственного общества присваивающая экономика включала в себя охоту, собирательство, рыболовство. Человек использовал то, что давала ему природа.

В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение родовой общины. В условиях первобытного стада существовали весьма примитивные орудия труда (камни, палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. В позднем палеолите на смену первобытному человеческому стаду приходит родовой строй, основанный на кровном родстве, общей собственности и совместном ведении хозяйства. В процессе совершенствования орудий труда присваивающая экономика постепенно вытесняется производящей экономикой. В науке этот период называют «неолитической революцией». Именно тогда зародилось скотоводство и земледелие, появились ремесла. В усложнившемся домашнем хозяйстве господствующее положение стали занимать женщины (матриархат).

С развитием скотоводства, плужного земледелия, усиливается значимость мужского труда и на смену матриархату приходит патриархат, а на смену групповому – парный брак.

Складывается патриархальная семейная община, характерная для заключительной стадии родового строя. Источником власти являлась вся родовая община. Все важнейшие вопросы решались на общем собрании. Повседневное управление осуществлял старейшина, избираемый всеми членами рода. Власть, построенная на началах первобытной демократии, опиралась на авторитет, обычаи, а также и на возможность жесткого принуждения, исходящего от всего рода (карательные органы отсутствовали).

С приходом к производящей экономике усложнилась организация производства, возникла потребность в новых управленческих, организационных функциях. Общественное разделение труда, специализация и разделение функций заметно увеличили производительность труда и способствовали нарастанию социального неравенства, отделению верхушки общества от основной массы производителей, и присвоению ими накапливаемого прибавочного продукта. Наряду с такими общими закономерностями как появление частной собственности, деление общества на классы, на процесс возникновения государства повлияли:

  • демографические факторы (переход от кочевого к оседлому образу жизни, к моногамной семье);
  • психологические факторы (природный страх человека, понимание необходимости создания органа управления, стоящего над обществом);
  • антропологические факторы (стремление к коллективному совместному проживанию, несмотря на эгоизм и агрессивность человека);
  • геополитические факторы (опасность насилия со стороны других племен);
  • географические факторы (выход к морям способствовал ускорению развития товарно-денежных отношений);
  • этнические факторы (деление на свободных и рабов на основе этнических различий).

Общие закономерности возникновения и развития государстване следует смешивать с конкретными условиями и формами его образования. Природно-климатические, географические, религиозные и другие факторы оказывали влияние на процессы социального расслоения и обусловливали конкретные пути становления и развития государственной организации и правовой системы. На стадии разложения родового строя и его прихода к государству, пути восточных и европейских государств разошлись.

В большинстве регионов (Азии, Африки) первые государства возникли в зонах поливного земледелия, что требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ и вело к необходимости единого централизованного руководства огромными массами людей. Здесь устойчивой оказалась социально-экономическая структура родового строя, земельная община, коллективная собственность. Общинники считались свободными, но постепенно и земля и жизнь всех подданных стали собственностью государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом. Таким образом, в основе экономики лежала государственная форма собственности, а частная собственность имела второстепенное значение.

Образование государства на Западе происходило иначе, чем на Востоке. Разрушение родовой общины и переход к государственной организации осуществлялись в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. С точки зрения марксистской методологии считалось, что этот путь формирования государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако современные исследования доказывают, что раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Древних Афинах и Риме. Таким образом, западный путь можно назвать не типичным, а уникальным, характерным лишь для вышеназванных государств.

Своеобразным был путь формирования государства у древних германцев и славян. Появление государства ускорилось завоеванием ими владений Римской империи и неспособностью родоплеменного строя обеспечить управление на большой территории, вследствие чего возникла потребность создания государственных административно-территориальных структур.

Древнейшие государственные образования первоначально возникали как города – государства. Селение, в котором жили свободные общинники – земледельцы, превращается из родовой общины в соседскую. Оно выделяется в хозяйственный и религиозный центр – город. Этот центр с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом – государством.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством. Причины и условия возникновения права во многом аналогичны причинам, породившим государство, так как они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть, является средством осуществления политики конкретного государства, а государство устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы. В первобытном обществе отношения между людьми регулировались главным образом обычаями (мононормами). Они расценивались как данные свыше. Наиболее ценные из них, проверенные многими поколениями, были санкционированы государством и стали источником права (обычным правом). В отличие от мононорм правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты, исходящие от государства и охраняются специальными органами государства.

Существует множество теорий, объясняющих происхождение государства. (Теологическая теория). Государство рассматривалось как явление, дарованное людям «свыше». Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно постичь природу государства с точки зрения авторов теории – А. Августина, Ф. Аквинского – невозможно, а потому следует лишь верить и безропотно подчиняться правителям.

Патриархальная теория. Ее основателями считаются Платон и Аристотель, которые считали, что возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом, являющимся отцом всех подданных.

Теория общественного договора была разработана в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, А.Н. Радищева. Согласно этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое разными авторами понималось по-разному. Для Руссо это означало неограниченную личную свободу, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Ради мира и благополучия люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передав ему часть своих прав. Суверенитет принадлежит народу, а правители как уполномоченные народа обязаны отчитываться перед ним и сменяться по его воле.

Органическая теория получила широкое распространение в трудах Г. Спенсера. Государство понимается как результат эволюции животного мира – это организм, отношение, между частями которого аналогичны отношениям между частями живого существа. Социальная эволюция понимается лишь как разновидность эволюции биологической.

Теория насилия разрабатывается в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского. Причину происхождения государства они видели в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Психологическая теория (Н.М. Коркунов, Л. Петражицкий, З. Фрейд). Сторонники этой доктрины обосновывают происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием. Государство понимается как продукт противоречий между сильными, активными личностями и пассивной массой, способной лишь подчиняться.

Материалистическая теория (классовая) Основными представителями этого учения являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Они связывают появление государства с естественными процессами возникновения семьи, частной собственности, расколом на этой основе общества на классы и созданием экономически господствующим классом государства, ставшего органом насилия и подавления неимущих классов. Государство рассматривается как временное явление и перестанет существовать тогда, когда исчезнут классы и антагонистическая непримиримость между ними.

Особенностью рассмотренных теорий, является то, что их представители ставили перед собой задачу создать универсальную теорию происхождения государства и права, способную объяснить причины и процесс возникновения любого государства.

Практика показывает, что подобные попытки являются бесперспективными. Каждая из представленных концепций достаточно субъективна и ограничена.

В настоящее время в отечественной науке доминирует многофакторный подход к первоначальному возникновению государства. Этот процесс рассматривается как обусловленный различными причинами. Весьма трудно и едва ли возможно выделить ведущий фактор, детерминирующий процесс возникновения государства. Существует определенное научное согласие в характеристике предпосылок образования государства, среди которых выделяются экономические, демографические, экологические, психологические, военно-политические и другие факторы. Многофакторный подход в понимании причин происхождения государства позволяет учитывать разнокачественность государства и в его дальнейшем развитии.

Существует множество различных определений понятия государства. Аристотель считал, что «государство – это соединения многих родов ради лучшей, современной жизни». Цицерон охарактеризовал государство как «союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы». Джон Локк представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы». В. Ленин рассматривал государство, как «организацию населения для подавления какого-либо класса».

Современный подход основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства. Сущность государства видится в его способности объединять все общество, является средством достижения социального согласия и компромисса. Следует отметить, что классовое и общесоциальное начало не исключают друг друга. Правящие классы выражают волю тех социальных сил, которые они представляют, а с другой стороны, современное государство привержено общечеловеческим идеалам и использует демократические средства управления обществом. Классовое и общесоциальное начало сочетаются в разных вариантах: в демократическом государстве доминирует общесоциальное начало, в тоталитарном государстве – классовое.

В современной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки.

К важнейшим, определяющим признакам государства принято относить:

1. Наличие публичной и политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. Государственная власть осуществляется органами, образующими государственный аппарат, который а) осуществляет управление обществом, б) обладает властными полномочиями, в) имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты, г) состоит из особого слоя людей, для которых работа в государственном органе является профессией. Государство располагает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами, которые обладают правом легального применения принуждения по отношению к тем, кто не подчинится предписаниям государственной власти.

2. Территориальная организация населения неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление и очерчивает пределы осуществления государственной власти.

3. Государственный суверенитет является одним из основных признаков государства. Он означает верховенство государственной власти внутри страны, и независимость государства во взаимоотношениях с другими государствами.

4. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства означает исключительные полномочия государства осуществлять правотворчество. Только государство может установить правовой порядок в обществе и принуждать его к исполнению.

5. Государственная казна – составляет один из ключевых признаков государства. Это понятие включает в себя: налоги, обязательные платежи, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги – все это важнейшие источники доходов государства, необходимые для поддержания жизнедеятельности общества.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

Научное познание государства обязательно предполагает рассмотрение его функций.

Функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.Они вытекают из природы, из нужд самого общества и обретают характер государственных функций. Существенными признаками государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства. Важнейшими общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан.

Функции носят устойчивый характер. Но с развитием общества, с переходом к новому типу государства ряд функций обновляется, изменяется, однако сохраняется и их преемственность. В демократических государствах функции прямого подавления и насилия становятся второстепенными, и ведущее значение приобретают организаторские функции государства, направленные на решение задач демократического строительства.

Задачи и функции государства – явления взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства выражается его социальное назначение в конкретный исторический период, они исходны по отношению к его функциям, являются их предпосылкой. Функции же представляют собой средства реализации стоящих перед государством задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций, так как по сравнению с функциями государства они обладают относительно узким, локальным характером и распространяются не на всю деятельность государства, а лишь на отдельные его части.

Функции государства можно классифицировать по многим основаниям. Их подразделяют в зависимости от продолжительности действия на постоянные (действующие на всех этапах развития государства) и временные. По значению в общественной жизни функции можно подразделить на основные и неосновные, по формам их реализации на правотворческие, правоохранительные, правоприменительные.

Наиболее распространенной является подразделение функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. Они очень разнообразны и практически охватывают все сферы жизни общества и государства: экономическую, социально-политическую, правоохранительную, экологическую.

Экономическая функция государства представляет собой выработку долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая и другая политика. Государство обеспечивает правовую базу в области государственного кредита, финансового субсидирования, налогообложения. В отношении особо важных отраслей экономики (энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика) государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или же основного держателя акций.

Политическая функцияв современном демократическом государстве предполагает, прежде всего, обеспечение народовластия, формирование органов власти, реализацию волеизъявления народа в форме правотворчества, обеспечение государственного суверенитета, формирование условий для самоорганизации и самоуправления народа формирование демократического гражданского общества, защиту конституционного строя. Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как она создает условия для эффективного выполнения других функций.

Социальная функция определяется задачами государства в социальной сфере: обеспечение общественного благополучия, социальная защита малообеспеченных граждан, поддержка здравоохранения, образования, культуры.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядкаозначает деятельность государства, направленную на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В современном государстве особое внимание уделяется и правоохранительной деятельности, ибо ее эффективность – один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности правительства и правящей политической элиты.

Экологическая или природоохранительная функциястановится все более актуальной в условиях ухудшения экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной сферы.

Функция налогообложения и финансового контроля предполагает использование налогов в качестве инструмента экономической и социальной политики. С помощью налогов государство покрывает расходы на содержание государственного аппарата, перераспределяет доходы среди различных групп и слоев населения, обеспечивает развитие страны. Основной задачей финансового контроля является проверка финансовых обязательств перед государством, предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.

Внешние функциигосударства – это основные направления деятельности на международной арене. Это – функции интеграции государства в мировую экономику на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества, функции обороны страны, отвечающие требованиям национальной безопасности, функции поддержания мирового порядка, предотвращения войны, функции разоружения, сокращения химического и ядерного оружия, функции сотрудничества с другими государствами в различных сферах, поиск взаимоприемлемых решений, проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.186.91 (0.02 с.)