Платон о классификации форм государства и их характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платон о классификации форм государства и их характеристика.



Платон о классификации форм государства и их характеристика.

В своих произведениях «Государство» и «Законы» Платон впервые сформулировал целостное учение об общественном устройстве, центральное место в котором занимает представление об идеальном государстве. Государство, по мнению Платона, возникает вследствие того, что отдельный человек не способен самостоятельно удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. Задача государства обеспечить реализацию общих интересов граждан. Обеспечению общих интересов должны быть подчинены их частные интересы.

Идеальное государство, по Платону, — это сообщество граждан, в котором граждане, в соответствии со своими природными способностями делятся на три сословия: философов, воинов (стратегов)и трудящихся. Каждое из этих сословий должно выполнять определенные общественные функции. Власть в государстве должна принадлежать философам, поскольку они обладают добродетелью мудрости ипоэтому способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые цари и владыки, не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия — до тех пор государство не избавится от зол».На воинов в государстве Платона возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны общественного порядка. Трудящиеся должны были производить материальные блага. Платон живет в рабовладельческом обществе, но ничего не пишет о рабах. Рабство у него как бы вынесено «за скобки», как само собой разумеющая предпосылка, как условие деятельности свободной части общества — граждан государства.

Идеальная форма правления государством, по Платону — аристократическая («аристократов духа») либо монархическая, смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей нескольким или одному. В реальной же жизни возникают разнообразные отклонения от идеала государства, которые Платон располагает по нисходящей линии в порядке все возрастающего их «ухудшения» по сравнению с идеальными формами: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Между этими формами государственного устройства, по мнению Платона, существует определенная логическая взаимосвязь. Тимократия – это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства государство раскладывается как бы на две части: одна – богатые, другая – бедные. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства. В демократическом государстве, по мнению Платона, осуществляется власть демоса, черни, толпы. Демократическое государство «сверх должного опьянено свободой». При отсутствии разумного регулятора свобода ведет к анархии, хаосу в государственных делах. В условиях общественного беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства.

 

Общее и особенное в политическом развитии современной России.

Общее: в современной России в целом происходят те же самые процессы, что и во всем мире, никакого особого пути у России нет.

Особенное:

ü Огромность территории;

ü Россия – это самое большое, но самое северное государство (климат земли меняется с запад на восток и зависит от многих факторов);

ü Неосвоенность в экономическом отношении огромных российских просторов. (с 20 в. В ней различают – северо-западная часть (Санкт-Петербург), Урал, центральная часть (Москва), Кузбасс и далее по затухающей. Демографический кризис – огромная территория без народа);

ü Многоконфиссиональность и полиэтничность (наличие нескольких мировых религий – христианство, ислам, буддизм, др. внутренних религий, множество народов, говорящих на разных языках.)

 

 

Классификация и характеристика форм государства Аристотелем.

Аристотель связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ общением. Государство рассматривается им как высшая форма общения, общественных связей. Сущность государства Аристотель видел в политическом общении людей, соединившимся для достижения каких-либо целей. «Люди соединяются в одно ради пользы, доставляя друг другу необходимое для жизни. Кажется, что и государственное общение образовалось и существует ради пользы. Пользу же имеют в виду и законодатели, говоря, что справедливо то, что полезно для всех».

Аристотель проводит классификацию существующих форм государственного правления на правильные и неправильные. В основе этой классификации лежит принцип: служит ли данная форма правления достижению общей пользы или личному благу правителей. Правильной он считает такую форму государственного устройства, при котором преследуется общее благо, независимо от того правят ли один, немногие или многие. Неправильной – такую форму, при которой преследуются частные цели. Между этими двумя группами он устанавливает определенную взаимосвязь. Неправильные формы выступают как отклонения от правильной. В первую группу входят монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Однако, если Платон искал идеальное государство, то Аристотель в качестве наилучшей предпочитает рекомендовать одну из существующих форм. В качестве такой формы он рассматривает политию. В политии, по его мнению, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. В ней доминирует средний элемент во всех сферах общественной жизни: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во власти – средний слой. В целом же Аристотель утверждает необходимость подчинения частных интересов интересам государства.

 

Соотношение реформы и революции.

Революция - преобразование общества в целом и замена господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного раз­вития, порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы являются насиль­ственными и предполагают открытое столкновение борю­щихся за господство групп. Революции приводят к резкому разрыву с институциональными механизмами передачи высшей власти в политической системе. Орга­низация и отношения социальных классов существенным образом изменяются. Появляется новая полити­ческая элита, управляющая на основе других ценностей и институтов и осуществляющая развитие общества в со­ответствии с ранее невиданным проектом.

Реформы ведут к общественным изменениям, не подрывая основ власти правящего класса. Реформирование осуществляется созна­тельно и целенаправленно группой людей или лидером. Со­храняется постоянный контроль за ходом политического процесса, власть регулирует отношения между социальны­ми группами во имя сохранения общественного порядка. Реформы пытаются решать определенные, четко стоящие проблемы и не ставят перед собой гигантскую цель полного преобразования общества на основе идеальной мо­дели. Реформы представляют собой ряд ответов на наиболее острые проблемы общества и характеризуются духом праг­матизма. Успех реформистской политики зависит от своевременности ее проведения, запоз­давшие реформы не приводят к смягчению социальной на­пряженности. В противном случае может быть открыт путь к революционным процессам, к предотвращению которых как раз и стремилась реформистская стратегия. Революции и реформы протекают в обществе, нахо­дящемся на переломном этапе своего существования.

 

Типология и ресурсы власти.

Особенности различных элементов власти: субъекта, объекта, ресурсов и процесса — могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Одной из наиболее содер­жательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами:

2) Экономическая власть -контроль над экономичес­кими ресурсами, собственность на различного рода матери­альные ценности. В обычные, относительно спокойные пе­риоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «эко­номический контроль - не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с осталь­ными, а это контроль над средствами достижения всех наших целей». В своем воздействии на политику экономи­ческая власть обладает следующими свойствами: связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями людей; универсальность мотивационного воздействия (широчайшие воз­можности денег); постоянство воздействия; незаметность и широкие способности проникновения (носитель экономической власти - деньги).

3) Соци­альная власть - распределе­ние положения в социальной структуре — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государст­ва обладают большой социальной властью. С помощью со­циальной политики они могут влиять на общественное по­ложение широких слоев населения, обретая тем самым их лояльность и поддержку.

4) Культурно-информационная (духовно-информацион­ная) власть - власть над людьми с помо­щью научных знаний, информации и средств их распро­странения. Кроме того, она включает моральную, религиозную и некоторые другие виды властей, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обще­стве из всех видов духовного влияния на первый план вы­двигается научно-информационная власть. Знания исполь­зуются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированиюсознанием и поведением людей вопреки их интересам и воле, основанно­му на специальных методах обмана.

5) Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государ­ства - важнейшая особенность последней. Насилие, физи­ческое принуждение могут использоваться и неполитичес­кой властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом - главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группи­ровки и т.д.

6) Политическая власть находится в особом отношении ко всем другим властям в обществе, поскольку она обычно включает в большей или меньшей степени все другие отме­ченные разновидности властей. Отличительные признаки политической власти:

ü легальность использования силы в пределах государства;

ü верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникнове­ния в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

ü публичность, т.е. политическая власть, в отличие от личной, при­ватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

ü моноцентричность, наличие в лице государства единого центра принятия реше­ний. В отличие от политической власти, экономическая, социальная и духов­но-информационная власти полицентричны (здесь сущест­вует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов);

ü многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только при­нуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Типология власти не сводится к рассмотренным выше видам властей. В зависимости от того что выбирается основой для классификации можно привести довольно много различных классификаций. В зависимости от субъектов власть бывает: автократическая (самодержавие); олигархическая (группократия); самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются: мегауровень (международные организации); макроуровень (центральные органы государства); мезоуровень (подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)); микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).

Ресурсы власти - средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти – это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (СМИ), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Существует несколько классификаций ресурсов.

Ресурсы делятся: утилитарные ресурсы (материальные и другие социальные блага); принудительные (меры уголовного и административного воздействия); нормативные (средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека). Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Деление ресурсов в соответствии со сферами деятельности: экономические (материальные ценности), социальные (способность повышения/пониже­ния социального статуса, места в социальной иерархии), политико-силовые (оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди) и культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения - институты науки и образования, СМИ).

Демографический ресурс - специфический ресурс власти - человек, который создает другие ресурсы. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс.

 

 

Виды избирательных систем.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума). На преодоление недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и недостатки. Важнейший из них - относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису.

К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей.

В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе

 

8. Социализм и социал-демократия Социалистическими называют различные политические движения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся утвердить новый общественный строй, лишенный недостатков, “язв” капитализма: эксплуатации человека человеком, всех форм социального неравенства, войн, произвола государства и т.д Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория “научного социализма” (коммунизма) стремились доказать, что коммунизм — это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней осуществляется в процессе социалистической революции, которая совершается под руководством рабочего класса и его политической партии — коммунистов. Диктатура (власть, не ограниченная законом) пролетариата рассматривается как форма политической организации общества, обеспечивающая возможность построения коммунизма — общества без классов, без государства, с уровнем развития производительных сил столь высоким, что создается возможность всеобщего изобилия, распределения по потребностям. Главным результатом социалистической революции, произошедшей в России и других странах, стало гигантское обобществление — национализация средств производства, их собственником стало государство. Повсеместно это вызвало огромный рост государственного аппарата и масштабов его вмешательства в жизнь граждан. Государство стало основным механизмом реализации практически всех функций социального организма. Возникло общество тотального государственного контроля, активно использующее для его осуществления всякого рода репрессивные меры. Отсутствие экономической инициативы, которая, естественно, не может существовать в условиях всеобщей регламентации, оборачивается снижением заинтересованности в росте производительности труда, а по Марксу, именно высокий уровень производительности труда есть основной признак общественно-экономической формации более высокого типа. Возникло очевидное техническое отставание обществ социалистического типа от своих “капиталистических” антиподов, а основные цели коммунистического строительства: экономический рост и изобилие, сокращение роли и размеров государства, а потом его, как и классов, постепенное отмирание, распределение по потребностям — оказываются не только нереализованными, но и нереализуемыми, утопическими. Эта ситуация, создавшаяся в конце XX в., показала неудачу коммунистического эксперимента,привела к развалу социалистической системы, значительно подорвала позиции коммунистического движения как политической силы. Более жизнеспособными оказались те политические движения социалистической ориентации, которые свою цель видели не в радикальном переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении, увеличения зависимости аппарата власти от населения, замещения классовой борьбы социальной солидарностью и т.д. Сформировавшиеся в конце XIX в. социал-демократические партии и движения отказываются от таких постулатов коммунизма, как диктатура пролетариата, классовая борьба и социалистическая революция, принимают в качестве важнейших политических ориентиров ценности демократии, солидарности, свободы, исходят из понимания, что их политическая реализация может быть не единовременным актом, но результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп. “Социалистическая мечта человечества” оказалась нереальной, но последствиями борьбы за ее осуществление стали черты реальной социальной политики, практикуемой ныне почти каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным граждан, государственная помощь культуре, образованию, науке и т.д.

 

29. Понятие, функции и структура политических партий Термин “партия” в переводе с латинского означает “часть”, “группа”. Он получил распространение еще в Древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII—XIX вв.). Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые, хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами.Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов. Функции политических партий:— выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;— активизация и интеграция определенной части людей;— борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);— подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;— разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;— политическое воспитание общества в целом или его части;— подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты. Структуру политических партий составляют партийный аппарат, рядовые члены (партийная масса). Социальную базу составляют сторонники партии. Виды политических партий Политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они весьма многообразны. Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:1) по социальной направленности программы и деятельности:социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.2) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами; демократические и антидемократические;8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.Данная классификация, как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и довольно условна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости от которых партии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и та же партия может быть рассмотрена с различных позиций, классифицирована по разным основаниям.

50. Лоббизм: понятие и условия существования Само слово “лоббизм” неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как позитивный, так и негативный смысл. Если говорить о последнем, то, как правило, термин “лоббизм” здесь приобретает сугубо отрицательное звучание, в чем-то напоминающее “блат”, “протекционизм”, “подкуп”, “покупку голосов” в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам других, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью чего принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно благодаря подобной практике “влияния” на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая, не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.Позитивный же смысл характеризует лоббизм как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качество института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов столь же неотъемлемый признак общества, как и наличие в нем самих этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится пр влечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния “групп давления” на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.).Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Наблюдается такая закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где больше реальной власти. То есть лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая “отметина”. И, наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.Для становления лоббизма как полноценного института необходимо существование двух условий:1) большого многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения, “специализации”;2) расширения доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета в их осуществлении. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для этих групп и слоев управленческие решения.

21. Понятие и сущность государства. Теория его происхождения

Государство – это основное средство осуществле­ния политической власти, центральный институт политической системы.

Основными атрибутами (существенными признаками) государства являются территория, население, публичная власть.

Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это суша, недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве..

Важнейшим атрибутом государства является наличие отдельной oт общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением.

Итак,государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов..
К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образова­тельную, культурно-воспитательную и др.

Экономическая функция заключается в организации, координа­ции, регулировании экономических процессов с помощью налого­вой и кредитной политики, создания стимулов экономического рос­та или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономиче­ской стабильности.

Социальная функция государства – забота о человеке как о члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании кадров управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении по­литической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставления людям равных возможностей его получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в экономической, политической, культурной и других сферах, а также функцию обороны страны.

Обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальная целостность составляют национальную безопасность любого государства.

Национальная безопасность является той категорией политики, которая обозначает способы, средства, формы обеспечения национальных интересов как внутри страны, так и в системе международных отношений. Выработке политики национальной безопасности предшествует формирование концепции национальных интересов.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки-теория государства и права

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Фома Аквинский (1225-1274).
2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.
3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства.

5. Теория насилия. Наибо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 8104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.224.147.211 (0.059 с.)