Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеалистическая философия платона
Платон (427-347 до н.э.) - великий древнегреческий мыслитель родился в 427 г. до н.э. на острове Эгина в Сароническом заливе в очень знатной, но небогатой семье. Отца его звали Аристон он происходил из рода последнего афинского царя Кодре, а мать – Перектиона из семьи давшей Афинам Солона. Настоящее его имя – Аристокл, Платон это прозвище, которое по преданию придумал ему Сократ за ширину двух частей тела: груди и лба (от греч. plarus-широкий, полный). Он получил «тщательное и блестящее» образование обычное для юноши из аристократической семьи: чтение и письмо, грамматика и математика, гимнастика и музыка. Он становится победителем Олимпийских и Немейских игр. В юности, Платон увлекался стихосложением, писал трагедии и комедии. Однако после знакомства с Сократом, в 407 г.до н.э., он сжигает все свои произведения и полностью посвящает себя философии, но поэзия не исчезает, она переходит в философию Платона, столько в ней одухотворённого и возвышенного. Сократ для Платона стал не только учителем, но и научным руководителем и придирчивым критиком его первых работ, близким товарищем, отцом-воспитателем, духовным пастырем. Привлечение Сократа к суду и вынесение ему смертного приговора Платон воспринял как личную трагедию, которую не мог вынести, не заболев. Мучительный психологический кризис заставляет Платона покинуть Афины на пять лет. В течении этих пяти лет он путешествует по городам-государствам Средиземного моря. В 388 г. до н.э. он едет консультантом на Сицилию к правителю Сиракуз тирану Дионисию Старшему, а в 366 и 361 гг – к его сыну Дионисию Младшему с целью реализовать свой проект идеального государства, Но раздражённый указаниями настойчивого гостя Дионисий Младший продает философа в рабство. Его выкупил на торгах случайно там появившийся поклонник любомудрия Анникерид. В 387 г. до н. э. Платон купил рощу в северо-западном пригороде Афин рядом с храмом герою Академу и основывает там школу, получившую название Академии. Академия Платона – это не только уникальное образовательное учреждение, не имеющее аналогов в древнем мире, это прообраз ново- европейских университетов далёкого будущего. Это и учебное заведение, и научный центр, и религиозно-философский союз, требовавший подвижничества и аскезы – упражнения в добродетели, и особенно в воспитании своей воли. Помимо напряжённой интеллектуальной работы слушатели Академии добровольно ограничивали себя в сне, воздерживаются от мясоедения и от плотской любви. Процветает любовь платоническая, для которой, как утверждает французская поговорка, не нужно ломиться в сад. достаточно лишь запаха одной розы. Во главе Академии стоит схоларх, избираемый из её членов, это своего рода ректор, определяющий перспективы развития Академии. Академия просуществовала почти тысячу лет и была закрыта в 529 году н.э по приказу византийского императора Юстиниана. В эпоху Возрождения, во Флорентийской республике усилиями Козимо Медичи в 1459 году возрождается платоновская Академия (просуществовала до 1521 г.), где блистали своими талантами Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандолла, Пьетро Помпонацци.
Платон – первый из греческих мыслителей, чьё учение дошло до нас не в разрозненных отрывках, не в субъективном пересказе интерпретаторов, а в подлинных сочинениях. Основная часть его произведений написана в форме диалога с использованием диалектического метода доведённого им до совершенства, где основным действующим лицом был Сократ. Под именем Платона до нас дошли 34 диалога, 13 писем и речь «Апология Сократа». В подлинности многих работ учёные сомневаются до сих пор, подлинными считаются 23 диалога. Основные диалоги: «Государство», «Политик», «Законы», «Менон», «Софист», Критий», «Пир», «Федр» и т.д. Теория идей. Платон – объективный идеалист. Он делит мир на две неравноценные части: 1. мир идей; 2. материальный мир. Материальный мир, который нас окружает и, который мы познаём, своими чувствами является лишь отражением мира идей, то есть материальный мир вторичен. Это - кажущееся бытие, непостоянные тени, так как все явления и предметы материального мира преходящи. Они возникают, изменяются, гибнут и поэтому не могут быть подлинно сущими. Наш мир – это только искажённая тень, отражение настоящего мира в подобии кривого зеркала. Мир идей – это подлинное бытие, так как идеи неизменны, неподвижны и вечны. В мире идей находятся идеи-образцы (эйдосы) и души человеческие. Наш мир – это мир теней, копия, несовершенный слепок с мира идей. Он существует лишь постольку, поскольку существуют сами идеи. Так, дерево в нашем мире теней существует, поскольку есть идея дерева в далёком мире идей, а искусство приносит удовольствие, поскольку есть идея прекрасного. Много внимания он уделяет вопросу иерархизации идей, то есть располагает их от высшей к низшей. Выше всех он ставит идеи красоты, истинности и справедливости, далее идеи, выражающие физические процессы и явления – идеи огня, движения, цвета, звука и т. д. Далее идеи живых существ: животных, человека. Далее идеи предметов и т. д. А на самые низшие места он ставил корысть, зависть, зло и т. д.
Гносеология. В процессе познания он выделяет две ступени. Чувственное познание – это вторичное несущественное знание, поскольку при помощи органов чувств мы можем познать лишь материальный мир (мир теней), а это кажущееся бытие. Рациональное познание – истинное, настоящее познание, проникающее в мир идей. Основой этой ступени познания является теория припоминания, душа принадлежит обоим мирам - миру теней и миру идей. Душа до рождения человека пребывала в идеальном мире (мире идей), созерцая его красоту. Однако, воплотившись в теле человека, она забывает обо всём, поэтому познать – значит вспомнить. Душа вспоминает те идеи, с которыми она встречалась и которые она познала, в то время когда ещё не соединилась с телом, когда свободно существовала в мире идей. Эти воспоминания тем сильнее и ярче чем дольше душе не удаётся соединиться с телом. Сократ как раз и занимался тем, что пытался «разбудить» истину, изначально присутствующую в душе, своими наводящими вопросами в споре. Платон приводит пример в диалоге «Менон», где Сократ, разговаривая с юношей, при помощи наводящих вопросов подводит его к формулированию теоремы Пифагора, хотя юноша никогда не учился математике. Учение о душе. Душа нематериальна, вечна, невидима. Она живёт в мире идей на своей неподвижной звезде до момента назначенного «роком», чтобы опуститься на землю и воплотиться в тело. Первое воплощение всегда происходит в человеческое тело. Дальнейшая её судьба зависит от её поведения в этом теле. Если душа жила потребностями тела, то впоследствии она воплощается в тела животных, характер которых соответствовал её поведению в теле человека. Души пьяниц и обжор воплощаются в свиней, души поэтов, музыкантов – в певчих птиц, души тиранов в хищников и т. п. Если же душа помнила о своём истинном назначении и творила добро, то после смерти тела она возвращается на свою звезду и ждёт момента для своего нового воплощения в человеческое тело. Душа состоит из трёх частей, иерархически упорядоченных. Высшая часть – разум, средняя – воля и благородство, низшая - влечения и чувственность. В зависимости, от того, какая из частей души у человека преобладает, он совершает поступки, если высшая и средняя, то возвышенные и благородные, если низшая, то дурные и низкие. Политика. Политическим вопросам посвящены диалоги: «Государство», «Законы» и «Политик». В диалоге «Государство» он даёт классификацию форм государства и выделяет их пять: · аристократия;
· тимократия; · олигархия; · демократия; · тирания. Аристократия (от греч. aristos – лучший, благородный + kratos – власть) это идеальное государство. Здесь он выделяет три сословия (по аналогии с человеческой душой): философы-правители, ассоциируется с высшей частью, разумной, воины – с волей и благородством, ремесленники и земледельцы – с влечением и чувственностью. Сословия не равны, замкнуты и наследственны. Переход из низшего сословие в высшее категорически запрещён, деление людей на сословия Платон считал обязательным условием прочности государства. Он считал, что в первых двух сословиях не должно быть частной собственности, так как она является главной причиной общественных противоречий и конфликтов, раскалывающей общество на богатых и бедных и побуждающих граждан думать, прежде всего, о своих личных интересах. Они должны посвятить свою жизнь служению общему благу. В-первых двух сословиях существует коллективная собственность, они живут и питаются сообща, средства к существованию им поставляет 3-е сословие. У философов и воинов нет семьи, мужчины и женщины имеют равные права, дети общие их воспитывает государство. Эти ограничения не распространяются на третье сословие, но за определённую свободу частной жизни они платят гражданским бесправием. Тимократия – власть честолюбивых. Появление частной собственности, обращение свободных людей в рабов приводит к установлению власти воинов – тимократии. Его главный недостаток - постоянные войны. Платон ставил её на 4 место и считал плохой формой государства. Олигархия (от греч. oligarchia – власть немногих). Завоевания увеличивают богатства частных лиц. Богатые не допускают к власти бедных, устанавливают имущественный ценз на занятие государственных должностей. Усиливается раскол на богатых и бедных. Народ запугивают и подавляют с помощью армии. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Олигархию Платон ставил на 2 место. Демократия (от греч. demos - народ +kratos – власть) – власть народа. Это правление отличается бурной и изменчивой политической жизнью, а также плохим управлением. Главные недостатки: уравнивание людей разного достоинства, некомпетентность, пренебрежение к знаниям, к заслугам, воля случая, замещение должностей по жребию. Платон к демократии относился не очень хорошо, говорил, что она лучше плохой, но хуже хорошей и ставил её на 3 место. Тирания (от греч. tyrannos) – единоличное правление тирана, жестокое, деспотичное правление. Воспользовавшись избытком свободы и беспорядком к власти, приходит тиран. Устанавливается тирания. Для неё характерно: беззаконие, доносительство, уничтожение политических противников и людей, имеющих своё мнение. Платон считал тиранию наихудшей формой государства.
Попытки реализовать на практике свой проект идеального государства не увенчались успехом. В конце жизни, разочаровавшись он данную классификацию сводит к двум формам правления: к монархии и демократии к обоим он относился плохо к одной из-за избытка свободы к другой из-за избытка власти.
О с н о в н ы е п о н я т и я: · аристократия (от греч. aristos – лучший. благородный + kratos – власть) – форма правления при которой власть принадлежит представителям родовой знати; · демократия (от греч. demos - народ +kratos – власть) – народовластие; · иерархия - (от греч. hiros-священный и arche-власть) – расположение частей или элементов целого от высшего к низшему; · олигархия (от греч. oligarchia – власть немногих) – власть небольшой группы богатых людей: · тирания (от греч. tyrannos) – единоличное правление тирана, жестокое, деспотичное правление. · ценз – ограничение. Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969; 2. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005; 3. Гайденко П. История греческой философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. –М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000; 4. Гомперц Т.Греческие мыслители в 2 тт. С-Пб., 1999; 5. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005; 6. Мамардашвили М. Лекции по античной философии.- М.: «Аграф», 1998; 7. Платон. Апология Сократа. Пер.М.С. Соловьёва М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.- 160; 8. Платон Государство. Законы. Политик /Предисл. Е. И. Темнова. - М.: Мысль, 1998.-798с.,1 л. портр.-(Из классического наследия); 9. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. В.Н.Карпова. – СПб.: Азбука, 2000; 10. Платон: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. Р.В. Светлова; сост., примеч. В.Л. Селиверстова, СПб.: РХГИ, 2001. – 648 с. (Русский путь) 11. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: Центр, 1997.- 272 с.; 12. Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000. 13. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994; 14. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.40-41; 15. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998; 16. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.
Лекция №7
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.022 с.) |