Идеалистическая философия платона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеалистическая философия платона



Платон (427-347 до н.э.) - великий древнегреческий мыслитель родился в 427 г. до н.э. на острове Эгина в Сароническом заливе в очень знатной, но небогатой семье. Отца его звали Аристон он происходил из рода последнего афинского царя Кодре, а мать – Перектиона из семьи давшей Афинам Солона. Настоящее его имя – Аристокл, Платон это прозвище, которое по преданию придумал ему Сократ за ширину двух частей тела: груди и лба (от греч. plarus-широкий, полный). Он получил «тщательное и блестящее» образование обычное для юноши из аристократической семьи: чтение и письмо, грамматика и математика, гимнастика и музыка. Он становится победителем Олимпийских и Немейских игр. В юности, Платон увлекался стихосложением, писал трагедии и комедии. Однако после знакомства с Сократом, в 407 г.до н.э., он сжигает все свои произведения и полностью посвящает себя философии, но поэзия не исчезает, она переходит в философию Платона, столько в ней одухотворённого и возвышенного. Сократ для Платона стал не только учителем, но и научным руководителем и придирчивым критиком его первых работ, близким товарищем, отцом-воспитателем, духовным пастырем. Привлечение Сократа к суду и вынесение ему смертного приговора Платон воспринял как личную трагедию, которую не мог вынести, не заболев. Мучительный психологический кризис заставляет Платона покинуть Афины на пять лет. В течении этих пяти лет он путешествует по городам-государствам Средиземного моря. В 388 г. до н.э. он едет консультантом на Сицилию к правителю Сиракуз тирану Дионисию Старшему, а в 366 и 361 гг – к его сыну Дионисию Младшему с целью реализовать свой проект идеального государства, Но раздражённый указаниями настойчивого гостя Дионисий Младший продает философа в рабство. Его выкупил на торгах случайно там появившийся поклонник любомудрия Анникерид. В 387 г. до н. э. Платон купил рощу в северо-западном пригороде Афин рядом с храмом герою Академу и основывает там школу, получившую название Академии. Академия Платона – это не только уникальное образовательное учреждение, не имеющее аналогов в древнем мире, это прообраз ново- европейских университетов далёкого будущего. Это и учебное заведение, и научный центр, и религиозно-философский союз, требовавший подвижничества и аскезы – упражнения в добродетели, и особенно в воспитании своей воли. Помимо напряжённой интеллектуальной работы слушатели Академии добровольно ограничивали себя в сне, воздерживаются от мясоедения и от плотской любви. Процветает любовь платоническая, для которой, как утверждает французская поговорка, не нужно ломиться в сад. достаточно лишь запаха одной розы. Во главе Академии стоит схоларх, избираемый из её членов, это своего рода ректор, определяющий перспективы развития Академии. Академия просуществовала почти тысячу лет и была закрыта в 529 году н.э по приказу византийского императора Юстиниана. В эпоху Возрождения, во Флорентийской республике усилиями Козимо Медичи в 1459 году возрождается платоновская Академия (просуществовала до 1521 г.), где блистали своими талантами Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандолла, Пьетро Помпонацци.

Платон – первый из греческих мыслителей, чьё учение дошло до нас не в разрозненных отрывках, не в субъективном пересказе интерпретаторов, а в подлинных сочинениях. Основная часть его произведений написана в форме диалога с использованием диалектического метода доведённого им до совершенства, где основным действующим лицом был Сократ. Под именем Платона до нас дошли 34 диалога, 13 писем и речь «Апология Сократа». В подлинности многих работ учёные сомневаются до сих пор, подлинными считаются 23 диалога. Основные диалоги: «Государство», «Политик», «Законы», «Менон», «Софист», Критий», «Пир», «Федр» и т.д.

Теория идей.

Платон – объективный идеалист. Он делит мир на две неравноценные части: 1. мир идей; 2. материальный мир. Материальный мир, который нас окружает и, который мы познаём, своими чувствами является лишь отражением мира идей, то есть материальный мир вторичен. Это - кажущееся бытие, непостоянные тени, так как все явления и предметы материального мира преходящи. Они возникают, изменяются, гибнут и поэтому не могут быть подлинно сущими. Наш мир – это только искажённая тень, отражение настоящего мира в подобии кривого зеркала. Мир идей – это подлинное бытие, так как идеи неизменны, неподвижны и вечны. В мире идей находятся идеи-образцы (эйдосы) и души человеческие. Наш мир – это мир теней, копия, несовершенный слепок с мира идей. Он существует лишь постольку, поскольку существуют сами идеи. Так, дерево в нашем мире теней существует, поскольку есть идея дерева в далёком мире идей, а искусство приносит удовольствие, поскольку есть идея прекрасного. Много внимания он уделяет вопросу иерархизации идей, то есть располагает их от высшей к низшей. Выше всех он ставит идеи красоты, истинности и справедливости, далее идеи, выражающие физические процессы и явления – идеи огня, движения, цвета, звука и т. д. Далее идеи живых существ: животных, человека. Далее идеи предметов и т. д. А на самые низшие места он ставил корысть, зависть, зло и т. д.

Гносеология.

В процессе познания он выделяет две ступени. Чувственное познание – это вторичное несущественное знание, поскольку при помощи органов чувств мы можем познать лишь материальный мир (мир теней), а это кажущееся бытие.

Рациональное познание – истинное, настоящее познание, проникающее в мир идей. Основой этой ступени познания является теория припоминания, душа принадлежит обоим мирам - миру теней и миру идей. Душа до рождения человека пребывала в идеальном мире (мире идей), созерцая его красоту. Однако, воплотившись в теле человека, она забывает обо всём, поэтому познать – значит вспомнить. Душа вспоминает те идеи, с которыми она встречалась и которые она познала, в то время когда ещё не соединилась с телом, когда свободно существовала в мире идей. Эти воспоминания тем сильнее и ярче чем дольше душе не удаётся соединиться с телом. Сократ как раз и занимался тем, что пытался «разбудить» истину, изначально присутствующую в душе, своими наводящими вопросами в споре. Платон приводит пример в диалоге «Менон», где Сократ, разговаривая с юношей, при помощи наводящих вопросов подводит его к формулированию теоремы Пифагора, хотя юноша никогда не учился математике.

Учение о душе.

Душа нематериальна, вечна, невидима. Она живёт в мире идей на своей неподвижной звезде до момента назначенного «роком», чтобы опуститься на землю и воплотиться в тело. Первое воплощение всегда происходит в человеческое тело. Дальнейшая её судьба зависит от её поведения в этом теле. Если душа жила потребностями тела, то впоследствии она воплощается в тела животных, характер которых соответствовал её поведению в теле человека. Души пьяниц и обжор воплощаются в свиней, души поэтов, музыкантов – в певчих птиц, души тиранов в хищников и т. п. Если же душа помнила о своём истинном назначении и творила добро, то после смерти тела она возвращается на свою звезду и ждёт момента для своего нового воплощения в человеческое тело.

Душа состоит из трёх частей, иерархически упорядоченных. Высшая часть – разум, средняя – воля и благородство, низшая - влечения и чувственность. В зависимости, от того, какая из частей души у человека преобладает, он совершает поступки, если высшая и средняя, то возвышенные и благородные, если низшая, то дурные и низкие.

Политика.

Политическим вопросам посвящены диалоги: «Государство», «Законы» и «Политик». В диалоге «Государство» он даёт классификацию форм государства и выделяет их пять:

· аристократия;

· тимократия;

· олигархия;

· демократия;

· тирания.

Аристократия (от греч. aristos – лучший, благородный + kratos – власть) это идеальное государство. Здесь он выделяет три сословия (по аналогии с человеческой душой): философы-правители, ассоциируется с высшей частью, разумной, воины – с волей и благородством, ремесленники и земледельцы – с влечением и чувственностью. Сословия не равны, замкнуты и наследственны. Переход из низшего сословие в высшее категорически запрещён, деление людей на сословия Платон считал обязательным условием прочности государства. Он считал, что в первых двух сословиях не должно быть частной собственности, так как она является главной причиной общественных противоречий и конфликтов, раскалывающей общество на богатых и бедных и побуждающих граждан думать, прежде всего, о своих личных интересах. Они должны посвятить свою жизнь служению общему благу. В-первых двух сословиях существует коллективная собственность, они живут и питаются сообща, средства к существованию им поставляет 3-е сословие. У философов и воинов нет семьи, мужчины и женщины имеют равные права, дети общие их воспитывает государство. Эти ограничения не распространяются на третье сословие, но за определённую свободу частной жизни они платят гражданским бесправием.

Тимократия – власть честолюбивых. Появление частной собственности, обращение свободных людей в рабов приводит к установлению власти воинов – тимократии. Его главный недостаток - постоянные войны. Платон ставил её на 4 место и считал плохой формой государства.

Олигархия (от греч. oligarchia – власть немногих). Завоевания увеличивают богатства частных лиц. Богатые не допускают к власти бедных, устанавливают имущественный ценз на занятие государственных должностей. Усиливается раскол на богатых и бедных. Народ запугивают и подавляют с помощью армии. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Олигархию Платон ставил на 2 место.

Демократия (от греч. demos - народ +kratos – власть) – власть народа. Это правление отличается бурной и изменчивой политической жизнью, а также плохим управлением. Главные недостатки: уравнивание людей разного достоинства, некомпетентность, пренебрежение к знаниям, к заслугам, воля случая, замещение должностей по жребию. Платон к демократии относился не очень хорошо, говорил, что она лучше плохой, но хуже хорошей и ставил её на 3 место.

Тирания (от греч. tyrannos) – единоличное правление тирана, жестокое, деспотичное правление. Воспользовавшись избытком свободы и беспорядком к власти, приходит тиран. Устанавливается тирания. Для неё характерно: беззаконие, доносительство, уничтожение политических противников и людей, имеющих своё мнение. Платон считал тиранию наихудшей формой государства.

Попытки реализовать на практике свой проект идеального государства не увенчались успехом. В конце жизни, разочаровавшись он данную классификацию сводит к двум формам правления: к монархии и демократии к обоим он относился плохо к одной из-за избытка свободы к другой из-за избытка власти.

 

О с н о в н ы е п о н я т и я:

· аристократия (от греч. aristos – лучший. благородный + kratos – власть) – форма правления при которой власть принадлежит представителям родовой знати;

· демократия (от греч. demos - народ +kratos – власть) – народовластие;

· иерархия - (от греч. hiros-священный и arche-власть) – расположение частей или элементов целого от высшего к низшему;

· олигархия (от греч. oligarchia – власть немногих) – власть небольшой группы богатых людей:

· тирания (от греч. tyrannos) – единоличное правление тирана, жестокое, деспотичное правление.

· ценз – ограничение.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969;

2. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005;

3. Гайденко П. История греческой философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. –М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000;

4. Гомперц Т.Греческие мыслители в 2 тт. С-Пб., 1999;

5. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005;

6. Мамардашвили М. Лекции по античной философии.- М.: «Аграф», 1998;

7. Платон. Апология Сократа. Пер.М.С. Соловьёва М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000.- 160;

8. Платон Государство. Законы. Политик /Предисл. Е. И. Темнова. - М.: Мысль, 1998.-798с.,1 л. портр.-(Из классического наследия);

9. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. В.Н.Карпова. – СПб.: Азбука, 2000;

10. Платон: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. Р.В. Светлова; сост., примеч. В.Л. Селиверстова, СПб.: РХГИ, 2001. – 648 с. (Русский путь)

11. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: Центр, 1997.- 272 с.;

12. Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000.

13. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994;

14. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.40-41;

15. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998;

16. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

 

Лекция №7

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.022 с.)