Идеальное государство Платона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеальное государство Платона.



В своих произведениях «Государство» и «Законы» Платон впервые сформулировал целостное учение об общественном устройстве, центральное место в котором занимает представление об идеальном государстве. Государство, по мнению Платона, возникает вследствие того, что отдельный человек не способен самостоятельно удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. Задача государства обеспечить реализацию общих интересов граждан. Обеспечению общих интересов должны быть подчинены их частные интересы.

Идеальное государство, по Платону, — это сообщество граждан, в котором граждане, в соответствии со своими природными способностями делятся на три сословия: философов, воинов (стратегов)и трудящихся. Каждое из этих сословий должно выполнять определенные общественные функции. Власть в государстве должна принадлежать философам, поскольку они обладают добродетелью мудрости ипоэтому способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые цари и владыки, не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия — до тех пор государство не избавится от зол».На воинов в государстве Платона возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны общественного порядка. Трудящиеся должны были производить материальные блага. Платон живет в рабовладельческом обществе, но ничего не пишет о рабах. Рабство у него как бы вынесено «за скобки», как само собой разумеющая предпосылка, как условие деятельности свободной части общества — граждан государства.

Идеальная форма правления государством, по Платону — аристократическая («аристократов духа») либо монархическая, смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей нескольким или одному. В реальной же жизни возникают разнообразные отклонения от идеала государства, которые Платон располагает по нисходящей линии в порядке все возрастающего их «ухудшения» по сравнению с идеальными формами; тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Наилучшая форма государства Аристотеля.

Если Платон искал идеальное государство, то Аристотель в качестве наилучшей предпочитает рекомендовать одну из существующих форм государства. В качестве такой формы он рассматривает политию. В политии, по его мнению, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. В ней доминирует средний элемент во всех сферах общественной жизни: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во власти – средний слой. В целом же Аристотель утверждает необходимость подчинения частных интересов интересам государства.

Понятие политического конфликта.

Понятие «политический конфликт» в переводе с латинского означает столкновение.

Боулдинг и его сторонники рассматривают конфликт как «ситуацию конкуренции», в которой стороны осознают несовместимость настоящих или будущих потенциальных позиций и каждая стремится занять позицию, несовместимую со стремлением другой.

Конфликты, по Далю, можно разделить на три вида:

1) Биполярные и мультиполярные в зависимости от числа противостоящих участников конфликта.

2) Коммулятивные и перекрещивающиеся – в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта.

3) Конфликты, ведущие к поляризации и сегментации в зависимости от степени и уровня антагонизма участников конфликта. Поляризация – глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречия между которыми мирными средствами не разрешимы. Сегментация – дробление общества на ряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом стабильность общества гарантирована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций.

Главной причиной политических конфликтов является социальная дифференциация общества, определяющая несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей. Поэтому для начала необходимо определить понятие социального конфликта – это силовое, динамическое взаимодействие, осуществляемое двумя или большим числом сторон, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием с другой, делает невозможным реализацию ее целей и интересов.

Важным источником политических конфликтов являются также идейные расхождения различных политических субъектов, касающиеся основополагающих ценностей и приоритетов развития.

В целом можно сказать, что предметом политических конфликтов во всех их разновидностях лежит обладание государственной властью, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценностей и символы, являющиеся базой политической власти. Отсюда можно вывести следующее определение политического конфликта. Политический конфликт - это разновидность социальных конфликтов, представляющих собой силовые взаимодействия двух или большего числа сторон, оспаривающих друг у друге распределение власти, ресурсов, авторитета, влияния.

Сущность национальной безопасности.

Сочетая собственные интересы и потребности других государств, нация может обеспечить свою безопасность. Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность, выступать субъектом международного права.Понятие «безопасность» для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность государства предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.

 

Характеристика национальных интересов.

Что движет деятельностью государства на международной арене, во имя чего оно вступает в разносторонние отношения с другими странами? В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике - национальные интересы. Национальный интерес представляет собой осознание коренных потребностей государства и отражение их в деятельности его лидеров. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества.

Концепция «национального интереса» была разработана Моргентау. Он определил понятие «интереса» в категориях власти. Понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) национальной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Внешняя политика независимого государства, по мнению Моргентау, должна опираться на некую физическую, политическую и культурную «реальность», способную осознать природу и сущность собственного национального интереса. Такой «реальностью» выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разделенном на блоки, союзы мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации стремятся к защите своей, физической, политической и культурной самобытности (идентичности) перед лицом вторжения извне.

Любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.173 (0.008 с.)