Исторические типы и формы государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические типы и формы государства



 

Типы формы Рабовладель-ческое Феодальное Капиталистическое
форма правления республика и монархия княжество и королевство (типичные формы), феод., городск. форма (в редких случаях) республика (парламенская или президентская) и монархия (конституционная или парламентарная)
политический режим рабовладель-ческая демократия, аристократия и деспотия абсолютизм, представи-тельская организация феодалов и феодальная демократия в городской республике формально- демократический и открытый диктаторский (фашизм)
форма гос. устройства города-государства: полисы и империи (царства) децентра-лизованное (раздробленное) и централизованное государство федерация формальная, конфедерация, унитарное государство

 

Формы государства представляют собой:

Форму правления – структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенций между ними (монархия и республика).

Форму территориального устройства – административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти (унитарное государство, федерация).

Форму государственного режима – совокупность способов и методов осуществления политической власти государством (демократический и тоталитарный), (см. рис. 5.16).

 

 

Рис. 5.16. Формы государственного режима

 

Государство правовое – вид демократического государства, политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие права человека и народов.

Социальной основой правового государства служит гражданское общество, без признания которого ни государство, ни право не могут считаться легитимными.

Гражданское общество – общество развитых социально-экономических, политических и духовно-нравственных отношений, высокой общественной и социально-политической структуры, социальной и политической активности своих граждан, отделенное и независимое от государства, строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства.

Легитимность – признанность обществом или его большей частью власти, прав и полномочий какого-либо лица, органа, организации или объединения, их поведения, политики и практической деятельности.

Важной чертой правового государства является реальное осуществление разделения, взаимодействия и взаимного контроля трех основных ветвей власти – представительной (законодательной), исполнительной и судебной — при особой роли последней, выступающей в правовом государстве гарантом соблюдения законности и права.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое политика, право, закон?

2. Назовите основной элемент политической жизни общества.

3. Какие организации и учреждения составляют политическую организацию общества?

4. Какие вы знаете функции политики?

5. Назовите основные теории происхождения государства.

6. Каковы признаки государства, его функции?

7. Назовите формы правления и формы государственного устройства.

8. Что такое демократия?

9. Что такое гражданское общество?

10. Что такое «легитимность власти»?

 

Список литературы

 

1. Андреев Л. С. Политика и общество: историко-философский аспект. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 139 с.

2. Арутюнян Ю. В. Особенности структуры общества постсоветской России // Социс. – 2002. – № 9. – С.34–46.

3. Барулин В. С. Социальная философия: учеб. для вузов. – М., 1999. – 560 с.

4. Бранский В. П. Теоретические основания по социальной синергетике // Вопросы философии. – 2000. – №4. –С.112–129.

5. Гуторов В. А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической традиции // ПОЛИС. – 2001. – № 1. – С.3–18.

6. Гринин Л. Е. Философия, социология и теория истории: пособие для студентов по социальной философии и социологии. – Волгоград: Учитель, 2000. – 357 с.

7. Дармоненко С. В. Проблемы семьи и семейной жизни /
С. В. Дармоненко, Д. П. Елизарин // Социально-политический журнал. – 1994. – № 9, 10. – С.20–28.

8. Заславская Т. И. Социальная структура, гражданское общество. Личность и гражданское общество. – М., 1999. – 260 с.

9. Комнов Н. И. Роль инноваций в развитии отношении и общества // Проблемы прогнозирования. – 2003. – №3. – С. 24–42.

10. Конзауров В. И. Лекция № 7. Классы, социальные слои и страты // Социология: курс лекций / В. И. Конзауров, А. С. Страданченков. – М., 2000. – С. 250–310.

11. Моисеева Т. П. Материализм и рыночные производственные отношения. – Уфа: УГАТУ, 1999. – 101 с.

12. Оконская Н. Б. Импринтинг как системный механизм эволюции общества // Философские науки. – 2001. – №1. – С.114–124.

13. Радаев В. В. Социальная стратификация / В. В. Радаев,
О. И. Шкаратан. – М., 1996. – 318 с.

14. Руткевич М. Н. Общество как система. Социологические очерки. – СПб., 2001. – 444 с.

15. Соловьев А. И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // ПОЛИС. – 2001. – № 2. – С.16–27.

16. Социальная философия и социология: учеб. пособие для вузов / под ред. С. А. Хмелевской. – М.: Логос, 2000. – 160 с.

17. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. –2003. – №8. –С.5–17.

18. Тоффлер А. Новая волна на Западе. – М., 1986.

19. Тонорин Б. Н. Сильное государство – объективная потребность времени // Вопросы философии. – 2001. – № 7. – С.12–21.

20. Файзуллин Ф. С. Демократизация российского государства / Ф. С. Файзуллин, И. В. Нигматуллина. – СПб.; Уфа, 1999. – 136 с.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Современное российское общество: системный анализ.

2. Идеология и ее роль в общественной жизни.

3. Диалектика производительных сил и производственных отношений в современной России.

4. Человек как субъект истории.

5. Социальная структура современного российского общества.

6. Депопуляция населения России как социальная проблема.

7. Проблема преодоления избыточного социального неравенства в трансформирующемся российском обществе.

8. Проблемы молодой семьи и пути их решения.

9. Формирование среднего класса в Российском обществе: проблемы и пути их решения.

10. Проблемы развития национальных отношений в современной России.

11. Роль политики в общественной жизни.

12. Пути и методы построения гражданского общества в России.

13. Общественные организации молодежи.

14. Проблемы преобразования политической системы на современном этапе.

 

 

ТЕМА 6.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

1. Духовное производство и общественное сознание.

 

2. Производство духовных ценностей, духовная жизнь общества, общественное сознание, их соотношение.

3. Структура общественного сознания и его элементы. Уровни общественного сознания: обыденное и теоретическое.

4. Общественная психология и идеология. Общественное мнение. Массовое сознание.

5. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.

6. Формы общественного сознания и виды духовной деятельности:

а) Критерии выделения форм общественного сознания, их взаимосвязь;

б) Экономическое сознание, его значение;

в) Политическое и правовое сознание;

г) Нравственное сознание как регулятор человеческой жизнедеятельности. Классовое и общечеловеческое в морали. Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики.

д) Эстетическое сознание: сущность и структура. Искусство, его специфика и функции.

е) Религиозное и атеистическое сознание. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм.

 

Основные понятия: духовная жизнь, духовные ценности, обыденный и теоретический уровни общественного сознания, общественная психология, идеология, массовое сознание, общественное мнение, форма общественного сознания.

 

Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества и всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д.

На протяжении длительного време­ни общественное сознание, духовная жизнь общества или не различа­лись вообще, или различались очень мало. Во всяком случае, между этими характеристиками усматривались скорее терминологические, нежели концептуальные различия. Между тем опыт последних десяти­летий показал, что эти понятия, хотя они относятся к одной и той же духовной реальности, все же отражают ее разные грани. Наиболее обстоятельное исследование специфики духовной жизни общества проведено профессором А. К. Уледовым[90].

А. К. Уледов считает, что духовная жизнь общества есть «жизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, являющегося одним из важнейших видов об­щественного производства, с отношениями между людьми в процес­се духовного производства, с духовным общением…»[91].

Он выде­ляет в духовной жизни общества такие элементы, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, духов­ные отношения. Иначе говоря, духовная жизнь людей предстает имен­но как их жизнь, включающая в себя коммуникации людей, обмен информацией, формирование, удовлетворение определенных потреб­ностей, их непосредственное общение. Тем самым в категории «ду­ховная жизнь общества» приоткрылось еще одно существенное каче­ство общественного сознания, духовной стороны жизни общества.

При разграничении общественного сознания и духовной жизни был использован и критерий разных уровней общественной жизни. При таком подходе духовная жизнь общества трактовалась как характеристика особого – структурно-социологического – среза общества.

Итак, социальная философия характеризует общественное созна­ние, духовную жизнь общества как сложнодифференцированное, многокачественное общественное образование. Чем дальше развива­ется общественная жизнь, тем глубже развертывается философско-социологическое познание духовной реальности общества, тем больше раскрывается богатство и разнообразие ее различных граней, качеств. На современном этапе теоретические представления о духовной сто­роне общественной жизни можно уподобить не фотографии, на ко­торой в одном ракурсе, с одной стороны описывается эта сторона, а голографическому отражению, охватывающему объемно, с разных сторон это общественное явление.

Одной из важнейших характеристик духовной жизни, общественного сознания является духовное производство. Оно представляет собой производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также всю систему деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Духовное производство призвано удовлетворять, прежде всего, комплекс духовных потребностей общества. Именно духовные потребности, т.е. нужда людей и общества в целом в создании и освоении духовных ценностей (потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира и т.п.) являются первым звеном в цепочке духовной деятельности общества.

Здесь конечным продуктом специализированной общественной духов­ной деятельности выступает общественное сознание. Духовное производство является производством сознания в определенной общественной форме. «Общественный характер духовного труда, производящего идеальную форму общественного отноше­ния (или общественную форму сознания), и является главным определяющим признаком духовного производства»[92] (рис. 6.1).

Общественное сознание включается во все стороны общественной жизни, становится необходимым, существенным моментом всей истории человечества. Оно присутствует в любой человеческой деятельности, являясь ее субъективной сторо­ной. Это активная сила, оказывающая воздей­ствие на общественное бытие, причем воздействие это может быть различным по своей направленности. Общественное сознание включает в себя общие, иногда существенные, иногда поверхностные представления, мысли, чувства, которые присущи коллективному субъекту. Оно регули­рует поведение людей, объединяет их и реализуется в со­ответствующей деятельности.

 

 

Рис. 6.1. Основные функции духовного производства

 

Сохраняя на всех этапах общественной жизни фундаментальное свойство отражать общественное бытие, общественное сознание вместе с тем является многокачественным образованием. Для познания многокачественности общественного сознания социальная филосо­фия использует соответствующие методологические средства. Посколь­ку современная трактовка общественного сознания неотделима от понимания методологических подходов, в контексте которых оно изу­чается и оценивается, остановимся на их характеристике.

Прежде всего, следует выделить аспектный подход. Центральная идея этого подхода заключается в том, что общественное сознание необходимо исследовать, учитывая различные грани жизнедеятельнос­ти общественного субъекта, в рамках которых возникают, функциони­руют и развиваются те или иные элементы общественного сознания. Таким образом, в общий механизм соотношения общественного со­знания и общественного бытия как бы включается такое промежуточ­ное звено, как особая грань жизнедеятельности общественного субъек­та, которая существенно корректирует само содержание общественно­го сознания и его роль в обществе. На этой основе выделяются познавательный и социологический аспекты общественного сознания.

Познавательный аспект общественного сознания основывается на оценке общественного сознания и его элементов как идеального от­ражения, объективного мира, общественного бытия. Стержнем этого аспекта является проблема истины. Все уровни, виды общественного сознания здесь интегрируются, дифференцируются по тому, отража­ют они или нет объективную истину, а если отражают, то с какой глубиной, в каких формах.

Социологический аспект общественного сознания предполагает оценку общественного сознания и его элементов с позиций их роли и значения для деятельности общественного субъекта. Стержнем этого аспекта является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта, роль в обоснова­нии, развертывании его деятельности. Выделение социо­логического аспекта общественного сознания позволило предложить более глубокую интерпретацию идеологии как способа духовной дея­тельности человека, объяснить жизнестойкость всякого рода фетиши­стских форм общественного сознания, разграничить целеполагание, мотивацию человеческой деятельности на всеобщетеоретическом и обыденно-практическом уровнях, решить ряд других проблем.

Дифференциация гносеологического и социологического аспектов позволила выявить в общественном сознании различные структуры, каждая из которых сориентирована на удовлетворение специфи­ческих запросов общественного субъекта. Гносеологическая структура раскрывает сложный, многозначный процесс общественного позна­ния, социологическая – не менее сложный и разветвленный меха­низм общественной мотивации человеческой деятельности. Причем эти структуры не обязательно выводятся одна из другой.

Общественная жизнь развернута не только по вертикали (скажем, по разным типам деятельности, общественных отношений, по сферам и т.д.), но и по горизонтали – на дистанции от мира социальных явлений до сущностей первого, второго и последующих порядков. Созна­ние общества, будучи универсальным родовым признаком человечес­кой жизнедеятельности, естественно, также связано с различными уровнями жизни общества. Оно функционирует и как форма ориента­ции личности в рамках эмпирических жизненных ситуаций, и как форма жизнедеятельности микро- и макросоциальных общностей, и как составная часть механизмов использования и действия законов общественного развития, и как своеобразное противостояние объек­тивной природе общественных законов.

Анализ сознания под этим углом зрения позволил выявить его определенную многослойность, показал, что каждый уровень общества требует учета определенных принципов подхода к сознанию об­щества. Иначе говоря, и в данном социальном пространстве выявля­ется определенная многокачественность общественного сознания, духовной жизни общества. Учет этой многокачественности позволил более четко определить место и специфику категории «общественное сознание» среди всех категорий, отражающих духовную реальность общества. Категория общественного сознания это не своеобразное вместилище всех и всяческих духовных явлений в обществе. Содержа­ние категории «общественное сознание» отвечает критерию социаль­ной целостности, она приложима только к обществу как целому.

Отметим еще одну, пожалуй, важнейшую, грань сознания общества, сознания человека. Суть ее в том, что сознание выступает как сама человеческая жизнь, как грань жизни. Иначе говоря, созна­ние бытийственно. С этой точки зрения и общественное сознание вы­ступает не только как идеальный образ общества, регулятив его дея­тельность, но и как сама жизнь общества, сама общественная жизнь. В таком отношении сознание трактуется как духовность. В этом плане можно видеть большие резервы рационального в различных идеалис­тических моделях общественной жизни.

Следует подчеркнуть, что выявившаяся многокачественность ду­ховной жизни отнюдь не означает, что эта жизнь не является единой, целостной. В духовной жизни общества нет ничем не связанных, отдельно друг от друга существующих «духовных жизней», «аспектов» и т.д. Нет, это именно тесно друг с другом связанные, взаимопронизы­вающие друг друга стороны, грани, аспекты единой целостности.

Общественное сознание имеет структуру, существует в различных формах (см. рис. 6.2).

 

 

Рис. 6.2. Структура общественного сознания

 

Различаясь между собой по объекту и способам отражения, формы общественного сознания находятся в тесном взаимо­действии друг с другом. По глубине отражения обществен­ное сознание делится на обыденное и научное. Обыденное сознание отражает внешнюю сторону общественной жиз­ни, т.е. непосредственный жизненный опыт.

 

Теоретичес­кое сознание обосновывает сущность, законы предметов и процессов, хотя ошибки и искажения при этом возможны. Оно базируется на научном знании, его обобщении в философских концепциях. Общественное сознание в со­циально дифференцированном обществе отражает обще­ственное бытие с позиций определенных социальных сло­ев, групп, классов, что является его идеологическим аспек­том. Поскольку любой человек, так или иначе, включен в определенные социальные общности, имеет определен­ные интересы, он всегда будет воспринимать явления с определенных идеологических позиций. Если они отра­жают реальное положение дел, тогда знание будет объек­тивным, истинным.

Помимо обыденного и теоретического сознания выде­ляется еще особая форма отражения – общественная пси­хология. Она не тождественна ни обыденному, ни теорети­ческому сознанию, ни идеологии. Психология содержит в себе ярко выраженный оценочный момент, определенные чувства и переживания в связи с общественными процес­сами, принимая в умах людей эмоциональную окраску. Нерешенные назревшие проблемы общественной жизни могут вызвать смутное недовольство, проявляться в виде беспорядков, бунтов, восстаний и т. п., формировать определенный психологический настрой.

Общественная психология так же, как и обыденное сознание, относится к числу генетически первичных форм отражения действительности. Она представляет собой совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, переживаний, волеизъявлений и т.д.

Соотношение непосредственных и опосредованных воздействий на общественную психологию является зачастую очень противоречивым. Определяющая роль в этом комплексе воздей­ствий, в конечном счете, принадлежит самой общественной реальности.

С од­ной стороны, общественная психология прямо зависит от реального положения дел в обществе, с другой – общественная психология, в особенности ее слож­ные формы, существенно зависит от теоретического сознания, идео­логического воздействия (рис. 6.3).

 

 

 

Рис. 6.3. Общественная психология и идеология

 

Феномен идеологии в современном обществе сложен и в определенной мере противоречив. Вероятно, с этим связаны различные трактовки сущности идеологии. Пожалуй, наиболее распрост­ранено понимание идеологии как теоретического систематизирован­ного сознания, выражающего интересы определенного класса[93]. Однако в современных условиях идеология должна быть понята как более общее духовное явление. Ее основным качеством является то, что она отра­жает и выражает интересы не только класса, но и социальной груп­пы, общности вообще. Поскольку же эти интересы всегда связаны с определенной прагматической направленностью, постольку в идеологии велик удельный вес целеполагания, связанного с разработкой ориен­тиров, программ деятельности социальной общности. Главное в идеологии то, что она отра­жает суть какого-то интереса, является духовным средством его реа­лизации. И до тех пор, пока у группы, общности, человечества есть какие-то интересы, есть необходимость их реализации – до тех пор будет существовать идеология. Классовая же идеология лишь исторический вариант идеологии вообще.

Точно так же теоретичность и систематизированность сами по себе не выражают сущности идеологии. Конечно, она может воплощаться в теоретическую систематизированную форму — и это, возможно, наиболее точное выражение ее содержания, но она может существо­вать и на обыденном, социально-психологическом уровне. Например, классовый инстинкт, психологические установки, определяющие от­ношение одной национально-этнической общности к другой, не ме­нее идеологичны, чем программы политических партий, ибо они вы­ражают природу социального интереса и служат его реализации.

Качественная специфика идеологии выявляется в ее соотношении с наукой, познанием в целом. Если для научного познания главным является отраже­ние объективных законов, объективной истины при определенном отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, имен­но этот интерес, его выражение, реализация являются главными. Ко­нечно, абсолютизировать это различие, лишать идеологию познаватель­ного момента, а познание – идеологического было бы неправильно, но все же основная природа идеологии как феномена общественного сознания определена областью общественного интереса.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая – рациональным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть поверхностный, но необходимый этаж сознания, поскольку благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей (табл. 6.1).

Таблица 6.1

 

Соотношение общественной психологии и идеологии
в различных формах общественного сознания

Формы общественного сознания Общественная психология Общественная идеология
Политическое сознание Массовое политическое сознание (чувство классовой солидарности, патриотизма) Теории о классах, государстве, политические лозунги
Правовое сознание Массовые представления о законном и незаконном, о справедливости Правовые теории и кодексы
Нравственное сознание Нравственные чувства и представления об элементарных правилах человеческого общежития, привычки, обычаи, традиции, моральные качества личности Этические теории, моральные принципы, кодексы, идеалы
Эстетическое сознание Эстетические чувства и представления (о прекрасном, безобразном и др.) Эстетические теории
Философия Наивный реализм, элементы миросозерцания, выраженные в народной мудрости, пословицах, мифах Философские и социологические теории
Религиозное сознание Религиозные чувства, вера Богословские теории, религиозные догматы.
Наука Эмпирические знания из опыта повседневной жизни и практики (донаучные знания) Система знаний о мире, выраженная в понятиях, законах, формулах, теориях

Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действи­тельности, которое составляет своеобразный базис для возник­новения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущ­ность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных сторонах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, сведению к минимуму, других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания, до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему. Поэтому и то и другое вместе могут быть определены как сознание эмпирическое, стихийно воз­никающее в процессе повседневной житейской практики и харак­терное для основной массы членов общества. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Не­редко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому слою. Это неправомерно и в особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.

Обратимся к анализу соотношения понятий «общественное» и «индивидуальное сознание». Очевидно, что сознание индивида носит действительно общественный характер, ибо его развитие, содержание и функционирование определяется теми социальными условиями, в которых он живет. Однако сознание отдельного индивида далеко не тождественно ни сознанию общества в целом, ни даже сознанию той социальной группы, к которой он принадлежит.

Индивидуальное сознание есть отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и деятельности. Это значит, что в сознании индивида сосуществуют (в одних случаях гармонично сочетаясь друг с другом, а в других – находясь в антагонистическом противоре­чии) различные духовные пласты и элементы, связанные с воз­действием сознания того или иного класса, малых социальных групп (например семьи), национального сознания и, наконец, общественного сознания эпохи. Таким образом, индивидуаль­ное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности. Общее в индивидуальном соз­нании отражает те стороны общественного бытия, которые ха­рактерны для данной исторической эпохи и для данной обще­ственно-экономической формации. Особенное – это отраже­ние принадлежности его к данному классу, нации, социальной и профессиональной группе и т.д. Единичное – это все то, что связано с индивидуальностью данной личности, что отличает ее от других членов общества. Уникальность, неповторимость сознанию индивида придает именно специфическое сочетание в каждом отдельном случае элементов единичного, особенного и общего.

Взаимодействие, взаимоотношения общественного и индивидуального сознания носят диалектически противоречивый характер. С одной стороны, индивидуальное сознание проникну­то и, как правило, в массе своей организовано общественным сознанием, «насыщено» им. Но с другой стороны, содержание самого общественного сознания имеет своим единственным ис­точником сознание индивидуальное. И то, что для многих выступает как абсолютно надличностное, неперсонифицированное, на самом деле было внесено в общественное сознание конкретными личностями и теми, имена которых мы помним (Эпикур, Кант, Шекспир, Чайковский, Фома Аквинский, A. Бэкон, Маркс, Коперник, Эйнштейн), и теми тысячами и сотнями тысяч, имена которых в том же самом общественном сознании не сохранились. Выдающийся отечественный историк Е. В. Тарле писал: «Вряд ли что может быть труднее для историка извест­ного идейного движения, как разыскивание и определение на­чала этого движения. Как зародилась мысль в индивидуальном сознании, как она себя поняла, как перешла к другим людям, к первым неофитам, как постепенно видоизменялась...»[94]. Про­слеживая (и прежде всего по первоисточникам) этот путь, исто­рик воспроизводит на конкретном материале механизм вклю­чения инноваций индивидуального сознания в содержание об­щественного.

Еще одна важная закономерность: функционирование идеи уже включенной в содержание общественного сознания, ее «жизнь» или, напротив, возможное «умирание» также неотрывны от индивидуального сознания. Если идея длительное время не функционирует ни в одном индивидуальном сознании, она выхо­дит в «тираж погашения» и в сознании общественном, т.е. умирает.

Для правильного понимания характера, содержания, уровня и направленности индивидуального сознания большое значе­ние имеет успешно развиваемая нашим обществоведением в последние десятилетия категория «социальная микросреда». Упот­ребление этой категории позволяет вычленить из общего пред­ставления «социальная среда» конкретный и чрезвычайно важный ее фрагмент. Дело в том, что социальная среда, фор­мирующая духовный мир индивида, не есть нечто единое и одноплоскостное. Это и мегасреда – огромный современный мир вокруг человека с его политическим, экономическим и идей­но-психологическим противоборством и в то же время единст­вом. Это и макросреда – скажем, наше недавно еще советское, а сейчас постсоветское общество. Это и микросреда – непо­средственное социальное окружение человека, в качестве основных компонентов (референтных групп) которого выступают семья, первичный коллектив (учебный, трудовой, армейский и т.д.) и приятельское окружение. Понять духовный мир дан­ного конкретного индивида можно только с учетом воздейст­вия на его сознание мега-, макро- и микросреды, причем воз­действия неравномерного в каждом конкретном случае.

Сегодня категория «социальная микросреда» получила права гражданства во многих науках – в правоведении, педагогике, социологии, социальной психологии и т.д. И каждая из этих наук на богатейшем материале подтверждает чрезвычайно большую роль микросреды в формировании личности и ее дальнейшей жизнедеятельности. При всей значимости объективных соци­ально-экономических условий жизни весьма важным, может быть даже решающим, для формирования нормативных уста­новок личности является нередко идеологический и социаль­но-психологический климат в семье, трудовом коллективе, приятельском окружении. Именно они непосредственно созда­ют тот интеллектуальный и моральный стержень личности, на котором затем будет основано либо моральное и правомерное, либо аморальное и даже преступное поведение. Разумеется, ин­дивидуальные особенности сознания детерминируются не только микросредой: необходимо учитывать не в меньшей степени и антропологические (биологические и психологические) особен­ности самой личности, обстоятельства ее личной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 966; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.072 с.)