Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические типы и формы государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формы государства представляют собой: Форму правления – структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенций между ними (монархия и республика). Форму территориального устройства – административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти (унитарное государство, федерация). Форму государственного режима – совокупность способов и методов осуществления политической власти государством (демократический и тоталитарный), (см. рис. 5.16).
Рис. 5.16. Формы государственного режима
Государство правовое – вид демократического государства, политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие права человека и народов. Социальной основой правового государства служит гражданское общество, без признания которого ни государство, ни право не могут считаться легитимными. Гражданское общество – общество развитых социально-экономических, политических и духовно-нравственных отношений, высокой общественной и социально-политической структуры, социальной и политической активности своих граждан, отделенное и независимое от государства, строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства. Легитимность – признанность обществом или его большей частью власти, прав и полномочий какого-либо лица, органа, организации или объединения, их поведения, политики и практической деятельности. Важной чертой правового государства является реальное осуществление разделения, взаимодействия и взаимного контроля трех основных ветвей власти – представительной (законодательной), исполнительной и судебной — при особой роли последней, выступающей в правовом государстве гарантом соблюдения законности и права.
Контрольные вопросы 1. Что такое политика, право, закон? 2. Назовите основной элемент политической жизни общества. 3. Какие организации и учреждения составляют политическую организацию общества? 4. Какие вы знаете функции политики? 5. Назовите основные теории происхождения государства. 6. Каковы признаки государства, его функции? 7. Назовите формы правления и формы государственного устройства. 8. Что такое демократия? 9. Что такое гражданское общество? 10. Что такое «легитимность власти»?
Список литературы
1. Андреев Л. С. Политика и общество: историко-философский аспект. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 139 с. 2. Арутюнян Ю. В. Особенности структуры общества постсоветской России // Социс. – 2002. – № 9. – С.34–46. 3. Барулин В. С. Социальная философия: учеб. для вузов. – М., 1999. – 560 с. 4. Бранский В. П. Теоретические основания по социальной синергетике // Вопросы философии. – 2000. – №4. –С.112–129. 5. Гуторов В. А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической традиции // ПОЛИС. – 2001. – № 1. – С.3–18. 6. Гринин Л. Е. Философия, социология и теория истории: пособие для студентов по социальной философии и социологии. – Волгоград: Учитель, 2000. – 357 с. 7. Дармоненко С. В. Проблемы семьи и семейной жизни / 8. Заславская Т. И. Социальная структура, гражданское общество. Личность и гражданское общество. – М., 1999. – 260 с. 9. Комнов Н. И. Роль инноваций в развитии отношении и общества // Проблемы прогнозирования. – 2003. – №3. – С. 24–42. 10. Конзауров В. И. Лекция № 7. Классы, социальные слои и страты // Социология: курс лекций / В. И. Конзауров, А. С. Страданченков. – М., 2000. – С. 250–310. 11. Моисеева Т. П. Материализм и рыночные производственные отношения. – Уфа: УГАТУ, 1999. – 101 с. 12. Оконская Н. Б. Импринтинг как системный механизм эволюции общества // Философские науки. – 2001. – №1. – С.114–124. 13. Радаев В. В. Социальная стратификация / В. В. Радаев, 14. Руткевич М. Н. Общество как система. Социологические очерки. – СПб., 2001. – 444 с. 15. Соловьев А. И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // ПОЛИС. – 2001. – № 2. – С.16–27. 16. Социальная философия и социология: учеб. пособие для вузов / под ред. С. А. Хмелевской. – М.: Логос, 2000. – 160 с. 17. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. –2003. – №8. –С.5–17. 18. Тоффлер А. Новая волна на Западе. – М., 1986. 19. Тонорин Б. Н. Сильное государство – объективная потребность времени // Вопросы философии. – 2001. – № 7. – С.12–21. 20. Файзуллин Ф. С. Демократизация российского государства / Ф. С. Файзуллин, И. В. Нигматуллина. – СПб.; Уфа, 1999. – 136 с.
Темы рефератов и докладов
1. Современное российское общество: системный анализ. 2. Идеология и ее роль в общественной жизни. 3. Диалектика производительных сил и производственных отношений в современной России. 4. Человек как субъект истории. 5. Социальная структура современного российского общества. 6. Депопуляция населения России как социальная проблема. 7. Проблема преодоления избыточного социального неравенства в трансформирующемся российском обществе. 8. Проблемы молодой семьи и пути их решения. 9. Формирование среднего класса в Российском обществе: проблемы и пути их решения. 10. Проблемы развития национальных отношений в современной России. 11. Роль политики в общественной жизни. 12. Пути и методы построения гражданского общества в России. 13. Общественные организации молодежи. 14. Проблемы преобразования политической системы на современном этапе.
ТЕМА 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 1. Духовное производство и общественное сознание.
2. Производство духовных ценностей, духовная жизнь общества, общественное сознание, их соотношение. 3. Структура общественного сознания и его элементы. Уровни общественного сознания: обыденное и теоретическое. 4. Общественная психология и идеология. Общественное мнение. Массовое сознание. 5. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь. 6. Формы общественного сознания и виды духовной деятельности: а) Критерии выделения форм общественного сознания, их взаимосвязь; б) Экономическое сознание, его значение; в) Политическое и правовое сознание; г) Нравственное сознание как регулятор человеческой жизнедеятельности. Классовое и общечеловеческое в морали. Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики. д) Эстетическое сознание: сущность и структура. Искусство, его специфика и функции. е) Религиозное и атеистическое сознание. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм.
Основные понятия: духовная жизнь, духовные ценности, обыденный и теоретический уровни общественного сознания, общественная психология, идеология, массовое сознание, общественное мнение, форма общественного сознания.
Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества и всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д. На протяжении длительного времени общественное сознание, духовная жизнь общества или не различались вообще, или различались очень мало. Во всяком случае, между этими характеристиками усматривались скорее терминологические, нежели концептуальные различия. Между тем опыт последних десятилетий показал, что эти понятия, хотя они относятся к одной и той же духовной реальности, все же отражают ее разные грани. Наиболее обстоятельное исследование специфики духовной жизни общества проведено профессором А. К. Уледовым[90]. А. К. Уледов считает, что духовная жизнь общества есть «жизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, являющегося одним из важнейших видов общественного производства, с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением…»[91]. Он выделяет в духовной жизни общества такие элементы, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, духовные отношения. Иначе говоря, духовная жизнь людей предстает именно как их жизнь, включающая в себя коммуникации людей, обмен информацией, формирование, удовлетворение определенных потребностей, их непосредственное общение. Тем самым в категории «духовная жизнь общества» приоткрылось еще одно существенное качество общественного сознания, духовной стороны жизни общества. При разграничении общественного сознания и духовной жизни был использован и критерий разных уровней общественной жизни. При таком подходе духовная жизнь общества трактовалась как характеристика особого – структурно-социологического – среза общества. Итак, социальная философия характеризует общественное сознание, духовную жизнь общества как сложнодифференцированное, многокачественное общественное образование. Чем дальше развивается общественная жизнь, тем глубже развертывается философско-социологическое познание духовной реальности общества, тем больше раскрывается богатство и разнообразие ее различных граней, качеств. На современном этапе теоретические представления о духовной стороне общественной жизни можно уподобить не фотографии, на которой в одном ракурсе, с одной стороны описывается эта сторона, а голографическому отражению, охватывающему объемно, с разных сторон это общественное явление. Одной из важнейших характеристик духовной жизни, общественного сознания является духовное производство. Оно представляет собой производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также всю систему деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Духовное производство призвано удовлетворять, прежде всего, комплекс духовных потребностей общества. Именно духовные потребности, т.е. нужда людей и общества в целом в создании и освоении духовных ценностей (потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира и т.п.) являются первым звеном в цепочке духовной деятельности общества. Здесь конечным продуктом специализированной общественной духовной деятельности выступает общественное сознание. Духовное производство является производством сознания в определенной общественной форме. «Общественный характер духовного труда, производящего идеальную форму общественного отношения (или общественную форму сознания), и является главным определяющим признаком духовного производства»[92] (рис. 6.1). Общественное сознание включается во все стороны общественной жизни, становится необходимым, существенным моментом всей истории человечества. Оно присутствует в любой человеческой деятельности, являясь ее субъективной стороной. Это активная сила, оказывающая воздействие на общественное бытие, причем воздействие это может быть различным по своей направленности. Общественное сознание включает в себя общие, иногда существенные, иногда поверхностные представления, мысли, чувства, которые присущи коллективному субъекту. Оно регулирует поведение людей, объединяет их и реализуется в соответствующей деятельности.
Рис. 6.1. Основные функции духовного производства
Сохраняя на всех этапах общественной жизни фундаментальное свойство отражать общественное бытие, общественное сознание вместе с тем является многокачественным образованием. Для познания многокачественности общественного сознания социальная философия использует соответствующие методологические средства. Поскольку современная трактовка общественного сознания неотделима от понимания методологических подходов, в контексте которых оно изучается и оценивается, остановимся на их характеристике. Прежде всего, следует выделить аспектный подход. Центральная идея этого подхода заключается в том, что общественное сознание необходимо исследовать, учитывая различные грани жизнедеятельности общественного субъекта, в рамках которых возникают, функционируют и развиваются те или иные элементы общественного сознания. Таким образом, в общий механизм соотношения общественного сознания и общественного бытия как бы включается такое промежуточное звено, как особая грань жизнедеятельности общественного субъекта, которая существенно корректирует само содержание общественного сознания и его роль в обществе. На этой основе выделяются познавательный и социологический аспекты общественного сознания. Познавательный аспект общественного сознания основывается на оценке общественного сознания и его элементов как идеального отражения, объективного мира, общественного бытия. Стержнем этого аспекта является проблема истины. Все уровни, виды общественного сознания здесь интегрируются, дифференцируются по тому, отражают они или нет объективную истину, а если отражают, то с какой глубиной, в каких формах. Социологический аспект общественного сознания предполагает оценку общественного сознания и его элементов с позиций их роли и значения для деятельности общественного субъекта. Стержнем этого аспекта является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта, роль в обосновании, развертывании его деятельности. Выделение социологического аспекта общественного сознания позволило предложить более глубокую интерпретацию идеологии как способа духовной деятельности человека, объяснить жизнестойкость всякого рода фетишистских форм общественного сознания, разграничить целеполагание, мотивацию человеческой деятельности на всеобщетеоретическом и обыденно-практическом уровнях, решить ряд других проблем. Дифференциация гносеологического и социологического аспектов позволила выявить в общественном сознании различные структуры, каждая из которых сориентирована на удовлетворение специфических запросов общественного субъекта. Гносеологическая структура раскрывает сложный, многозначный процесс общественного познания, социологическая – не менее сложный и разветвленный механизм общественной мотивации человеческой деятельности. Причем эти структуры не обязательно выводятся одна из другой. Общественная жизнь развернута не только по вертикали (скажем, по разным типам деятельности, общественных отношений, по сферам и т.д.), но и по горизонтали – на дистанции от мира социальных явлений до сущностей первого, второго и последующих порядков. Сознание общества, будучи универсальным родовым признаком человеческой жизнедеятельности, естественно, также связано с различными уровнями жизни общества. Оно функционирует и как форма ориентации личности в рамках эмпирических жизненных ситуаций, и как форма жизнедеятельности микро- и макросоциальных общностей, и как составная часть механизмов использования и действия законов общественного развития, и как своеобразное противостояние объективной природе общественных законов. Анализ сознания под этим углом зрения позволил выявить его определенную многослойность, показал, что каждый уровень общества требует учета определенных принципов подхода к сознанию общества. Иначе говоря, и в данном социальном пространстве выявляется определенная многокачественность общественного сознания, духовной жизни общества. Учет этой многокачественности позволил более четко определить место и специфику категории «общественное сознание» среди всех категорий, отражающих духовную реальность общества. Категория общественного сознания это не своеобразное вместилище всех и всяческих духовных явлений в обществе. Содержание категории «общественное сознание» отвечает критерию социальной целостности, она приложима только к обществу как целому. Отметим еще одну, пожалуй, важнейшую, грань сознания общества, сознания человека. Суть ее в том, что сознание выступает как сама человеческая жизнь, как грань жизни. Иначе говоря, сознание бытийственно. С этой точки зрения и общественное сознание выступает не только как идеальный образ общества, регулятив его деятельность, но и как сама жизнь общества, сама общественная жизнь. В таком отношении сознание трактуется как духовность. В этом плане можно видеть большие резервы рационального в различных идеалистических моделях общественной жизни. Следует подчеркнуть, что выявившаяся многокачественность духовной жизни отнюдь не означает, что эта жизнь не является единой, целостной. В духовной жизни общества нет ничем не связанных, отдельно друг от друга существующих «духовных жизней», «аспектов» и т.д. Нет, это именно тесно друг с другом связанные, взаимопронизывающие друг друга стороны, грани, аспекты единой целостности. Общественное сознание имеет структуру, существует в различных формах (см. рис. 6.2).
Рис. 6.2. Структура общественного сознания
Различаясь между собой по объекту и способам отражения, формы общественного сознания находятся в тесном взаимодействии друг с другом. По глубине отражения общественное сознание делится на обыденное и научное. Обыденное сознание отражает внешнюю сторону общественной жизни, т.е. непосредственный жизненный опыт.
Теоретическое сознание обосновывает сущность, законы предметов и процессов, хотя ошибки и искажения при этом возможны. Оно базируется на научном знании, его обобщении в философских концепциях. Общественное сознание в социально дифференцированном обществе отражает общественное бытие с позиций определенных социальных слоев, групп, классов, что является его идеологическим аспектом. Поскольку любой человек, так или иначе, включен в определенные социальные общности, имеет определенные интересы, он всегда будет воспринимать явления с определенных идеологических позиций. Если они отражают реальное положение дел, тогда знание будет объективным, истинным. Помимо обыденного и теоретического сознания выделяется еще особая форма отражения – общественная психология. Она не тождественна ни обыденному, ни теоретическому сознанию, ни идеологии. Психология содержит в себе ярко выраженный оценочный момент, определенные чувства и переживания в связи с общественными процессами, принимая в умах людей эмоциональную окраску. Нерешенные назревшие проблемы общественной жизни могут вызвать смутное недовольство, проявляться в виде беспорядков, бунтов, восстаний и т. п., формировать определенный психологический настрой. Общественная психология так же, как и обыденное сознание, относится к числу генетически первичных форм отражения действительности. Она представляет собой совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, переживаний, волеизъявлений и т.д. Соотношение непосредственных и опосредованных воздействий на общественную психологию является зачастую очень противоречивым. Определяющая роль в этом комплексе воздействий, в конечном счете, принадлежит самой общественной реальности. С одной стороны, общественная психология прямо зависит от реального положения дел в обществе, с другой – общественная психология, в особенности ее сложные формы, существенно зависит от теоретического сознания, идеологического воздействия (рис. 6.3).
Рис. 6.3. Общественная психология и идеология
Феномен идеологии в современном обществе сложен и в определенной мере противоречив. Вероятно, с этим связаны различные трактовки сущности идеологии. Пожалуй, наиболее распространено понимание идеологии как теоретического систематизированного сознания, выражающего интересы определенного класса[93]. Однако в современных условиях идеология должна быть понята как более общее духовное явление. Ее основным качеством является то, что она отражает и выражает интересы не только класса, но и социальной группы, общности вообще. Поскольку же эти интересы всегда связаны с определенной прагматической направленностью, постольку в идеологии велик удельный вес целеполагания, связанного с разработкой ориентиров, программ деятельности социальной общности. Главное в идеологии то, что она отражает суть какого-то интереса, является духовным средством его реализации. И до тех пор, пока у группы, общности, человечества есть какие-то интересы, есть необходимость их реализации – до тех пор будет существовать идеология. Классовая же идеология лишь исторический вариант идеологии вообще. Точно так же теоретичность и систематизированность сами по себе не выражают сущности идеологии. Конечно, она может воплощаться в теоретическую систематизированную форму — и это, возможно, наиболее точное выражение ее содержания, но она может существовать и на обыденном, социально-психологическом уровне. Например, классовый инстинкт, психологические установки, определяющие отношение одной национально-этнической общности к другой, не менее идеологичны, чем программы политических партий, ибо они выражают природу социального интереса и служат его реализации. Качественная специфика идеологии выявляется в ее соотношении с наукой, познанием в целом. Если для научного познания главным является отражение объективных законов, объективной истины при определенном отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реализация являются главными. Конечно, абсолютизировать это различие, лишать идеологию познавательного момента, а познание – идеологического было бы неправильно, но все же основная природа идеологии как феномена общественного сознания определена областью общественного интереса. Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая – рациональным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть поверхностный, но необходимый этаж сознания, поскольку благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей (табл. 6.1). Таблица 6.1
Соотношение общественной психологии и идеологии
Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений. Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных сторонах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, сведению к минимуму, других. В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания, до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему. Поэтому и то и другое вместе могут быть определены как сознание эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому слою. Это неправомерно и в особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано. Обратимся к анализу соотношения понятий «общественное» и «индивидуальное сознание». Очевидно, что сознание индивида носит действительно общественный характер, ибо его развитие, содержание и функционирование определяется теми социальными условиями, в которых он живет. Однако сознание отдельного индивида далеко не тождественно ни сознанию общества в целом, ни даже сознанию той социальной группы, к которой он принадлежит. Индивидуальное сознание есть отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и деятельности. Это значит, что в сознании индивида сосуществуют (в одних случаях гармонично сочетаясь друг с другом, а в других – находясь в антагонистическом противоречии) различные духовные пласты и элементы, связанные с воздействием сознания того или иного класса, малых социальных групп (например семьи), национального сознания и, наконец, общественного сознания эпохи. Таким образом, индивидуальное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности. Общее в индивидуальном сознании отражает те стороны общественного бытия, которые характерны для данной исторической эпохи и для данной общественно-экономической формации. Особенное – это отражение принадлежности его к данному классу, нации, социальной и профессиональной группе и т.д. Единичное – это все то, что связано с индивидуальностью данной личности, что отличает ее от других членов общества. Уникальность, неповторимость сознанию индивида придает именно специфическое сочетание в каждом отдельном случае элементов единичного, особенного и общего. Взаимодействие, взаимоотношения общественного и индивидуального сознания носят диалектически противоречивый характер. С одной стороны, индивидуальное сознание проникнуто и, как правило, в массе своей организовано общественным сознанием, «насыщено» им. Но с другой стороны, содержание самого общественного сознания имеет своим единственным источником сознание индивидуальное. И то, что для многих выступает как абсолютно надличностное, неперсонифицированное, на самом деле было внесено в общественное сознание конкретными личностями и теми, имена которых мы помним (Эпикур, Кант, Шекспир, Чайковский, Фома Аквинский, A. Бэкон, Маркс, Коперник, Эйнштейн), и теми тысячами и сотнями тысяч, имена которых в том же самом общественном сознании не сохранились. Выдающийся отечественный историк Е. В. Тарле писал: «Вряд ли что может быть труднее для историка известного идейного движения, как разыскивание и определение начала этого движения. Как зародилась мысль в индивидуальном сознании, как она себя поняла, как перешла к другим людям, к первым неофитам, как постепенно видоизменялась...»[94]. Прослеживая (и прежде всего по первоисточникам) этот путь, историк воспроизводит на конкретном материале механизм включения инноваций индивидуального сознания в содержание общественного. Еще одна важная закономерность: функционирование идеи уже включенной в содержание общественного сознания, ее «жизнь» или, напротив, возможное «умирание» также неотрывны от индивидуального сознания. Если идея длительное время не функционирует ни в одном индивидуальном сознании, она выходит в «тираж погашения» и в сознании общественном, т.е. умирает. Для правильного понимания характера, содержания, уровня и направленности индивидуального сознания большое значение имеет успешно развиваемая нашим обществоведением в последние десятилетия категория «социальная микросреда». Употребление этой категории позволяет вычленить из общего представления «социальная среда» конкретный и чрезвычайно важный ее фрагмент. Дело в том, что социальная среда, формирующая духовный мир индивида, не есть нечто единое и одноплоскостное. Это и мегасреда – огромный современный мир вокруг человека с его политическим, экономическим и идейно-психологическим противоборством и в то же время единством. Это и макросреда – скажем, наше недавно еще советское, а сейчас постсоветское общество. Это и микросреда – непосредственное социальное окружение человека, в качестве основных компонентов (референтных групп) которого выступают семья, первичный коллектив (учебный, трудовой, армейский и т.д.) и приятельское окружение. Понять духовный мир данного конкретного индивида можно только с учетом воздействия на его сознание мега-, макро- и микросреды, причем воздействия неравномерного в каждом конкретном случае. Сегодня категория «социальная микросреда» получила права гражданства во многих науках – в правоведении, педагогике, социологии, социальной психологии и т.д. И каждая из этих наук на богатейшем материале подтверждает чрезвычайно большую роль микросреды в формировании личности и ее дальнейшей жизнедеятельности. При всей значимости объективных социально-экономических условий жизни весьма важным, может быть даже решающим, для формирования нормативных установок личности является нередко идеологический и социально-психологический климат в семье, трудовом коллективе, приятельском окружении. Именно они непосредственно создают тот интеллектуальный и моральный стержень личности, на котором затем будет основано либо моральное и правомерное, либо аморальное и даже преступное поведение. Разумеется, индивидуальные особенности сознания детерминируются не только микросредой: необходимо учитывать не в меньшей степени и антропологические (биологические и психологические) особенности самой личности, обстоятельства ее личной жизни.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.12 (0.014 с.) |