Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды социальных общностей и их особенности↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Окончание табл.5.3
Социальная структура общества – понятие историческое. Каждый тип общества в зависимости от характера и способа воспроизводства обладает определенной социальной структурой. Так, первобытно-общинный строй имел родоплеменную организацию, в которой род одновременно выступал трудовым и семейным коллективом, а также формой социально-этнической общности. В рабовладельческом обществе возникают классы рабовладельцев и рабов, появляются профессиональные группы, формируется народность как форма этнической общности, утверждается моногамная семья и т. д. В условиях феодализма образуются классы феодалов и крестьян, которые по мере трансформации экономических отношений уступают свое место новым социальным общностям: при капитализме – классу наемных работников (рабочему классу) и буржуазии, а при социализме – рабочему классу, крестьянству и интеллигенции. На этапе индустриального общества происходит формирование и развитие наций, растет многообразие отраслевых и профессиональных групп, меняется структура территориальных общностей. Однако к концу XX столетия становится очевидным, что индустриальное общество, которому схематично соответствовали капиталистическая и социалистическая формации, исчерпало возможности дальнейшего развития. В последние десятилетия происходят существенные изменения в содержании социальных групп и слоев, характере их взаимодействия. Появляются новые признаки в идентификации социальных общностей, возрастает социальная мобильность, формируются правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников, новый средний класс. Активно протекают процессы социальной дифференциации, появляются новые промежуточные группы, возникают крупные региональные наднациональные и надгосударственные образования. История общества свидетельствует, что тенденцией развития социальной структуры является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимости от уровня технико-технологического базиса и типа цивилизации. Социальная структура в определяющей степени зависит от экономической основы общества, но она обладает относительной самостоятельностью и различным образом влияет на экономические отношения, политическую, духовную и другие сферы общественной жизни. На протяжении исторического развития общества наиболее представительным звеном социальной структуры являются классы как большие социальные общности. Каждому типу общества в зависимости от характера и технико-технологического уровня производства соответствуют свои определенные классы. Объективными предпосылками возникновения классов явились: 1) возникновение частной собственности на средства производства; 2) появление прибавочного продукта; 3) развитие производительных сил; 4) общественное разделение труда. В результате воздействия данных предпосылок формировалось и закреплялось отношение определенных групп людей к собственности, определялись их положение и социальный статус. Основным критерием при дифференциации классовых общностей является их отношение к собственности (владение, пользование, распоряжение). Классы – большие группы людей, различающиеся: 1) по их месту в исторически определенной системе общественного производства, 2) по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, 3) по их роли в общественной организации труда, 4) по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (Ленин В. И.)[81]. Характеристики класса как социальной общности: - специфическая роль, своеобразная функция в совокупной трудовой деятельности общества; - определенное развитие экономического интереса класса и степень подчиненности всей жизнедеятельности членов данного класса этому интересу; - развитие образа жизни, общего для всех представителей класса; - определенные черты социально-психологического облика данных людей, их установок, ценностных ориентаций. Впервые классы возникают в период становления рабовладельческого общества, когда в результате роста производительных сил стало возможным получение прибавочного продукта, становление частной собственности и системы экономического неравенства между людьми. Класс, владевший средствами производства и большей долей национального богатства, занимавший монопольное положение в системе организации и управления обществом и производством, являлся не только экономически, но и политически господствующим классом. Общность интересов и корпоративная солидарность классов всегда относительны и наиболее широко проявляют себя в критические периоды истории (войны, революции). Вторая половина XX столетия вносит свои коррективы и в систему критериев определения социального состава классов. Происходящие сдвиги в технологических и организационных основах информационного общества вызывают и соответствующие изменения структуры собственности. Если ранее, как правило, отношения владения, пользования и распоряжения средствами производства характеризовали социальный статус одного лица, то в настоящее время происходит разделение этих правомочий собственника между различными индивидами. Это является одной из причин того, что фактор собственности определяется как необходимое, но еще недостаточное условие для идентификации классовых границ.
Все большее значение приобретают факторы власти и контроля, профессиональной принадлежности, уровня доходов, положения индивидов на рынке труда, специфики их политической и культурной ориентации и другие. Так, например, в экономически развитых странах высший слой менеджеров формально хотя и не является собственником средств производства, но по своему профессиональному статусу и уровню доходов эта социальная группа рассматривается как неотъемлемая часть современного правящего класса. С другой стороны, многие рабочие в настоящее время имеют высшее образование, владеют определенным количеством капитала в форме акций, облигаций и т. д., но это, однако, не служит основанием для зачисления их в другие классы. Это свидетельствует о необходимости наряду с фактором собственности использовать и другие критерии классовой идентификации. Среди них определяющее значение имеют факторы власти и контроля. Только комплексное использование вышеназванных критериев позволяет правильно определить социальный состав современных классов. Классы как большие социальные общности не являются однородными, а включают в себя множество социально и функционально сложных и взаимосвязанных между собой групп людей, занимающих определенное место в исторически сложившейся системе общественного производства. Это означает, что социально-классовая дифференциация в современном обществе включает в себя его деление не только на классы, но и внутриклассовые слои, а также межклассовые группы, выделяемые в соответствии с социально-экономическими, культурологическими, поведенческими и другими характеристиками. Многообразие элементов, образующих социальную структуру современного общества, позволяет говорить о ее сложности, сравнительной динамичности и новизне по сравнению с социальной структурой предшествующего общественного строя. Именно многообразие структурных элементов, образующих социальную структуру информационного общества, явилось причиной существования в социологии множества ее теоретических моделей, авторы которых используют для обозначения классов самые разнообразные категории. Наиболее известными являются следующие модели социальной дифференциации: ü Классово-статусная модель М. Вебера: класс собственников, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция и беловоротничковые служащие, причем классами именуются группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги. Группы статуса не связаны с рыночной ситуацией и различаются по образу жизни. ü Дихотомная классовая модель К. Маркса: буржуазия – пролетариат, между которыми располагается мелкая буржуазия, дифференцирующееся крестьянство, интеллигенция. Причем эволюция классовой структуры идет по направлению усиления антагонизма между двумя основными классами и в конечном итоге приводит к социалистической революции, уничтожающей деление общества на классы. ü Классовая модель Р. Дарендорфа: господствующий класс, подчиненный класс, бесклассовые группы, дифференцированные на основе отношений власти. Классовые отношения неизменно включают в себя конфликтующие интересы. ü Классовая модель Э. Гидденса: высший класс, средний класс, низший или рабочий класс. Критерии дифференциации – различия рыночных возможностей индивидов, определяемые отношениями собственности, образовательной и технической квалификацией, положением во властных структурах. ü Классовая модель Э. Райта: буржуазия, мелкая буржуазия, рабочий класс, дифференцированные на основе отношений собственности, обмена и власти. Наряду с классами Э. Райт выделяет так называемые противоречивые социальные образования, занимающие промежуточное положение в социальной структуре, а именно: мелкие предприниматели, полусамостоятельные работники, менеджеры и контролирующие лица. ü Классовая идентификация Дж. Голдорпа: класс услуг, объединяющий профессионалов, менеджеров и административных работников; рабочий класс, в состав которого входят работники физического труда различной квалификации; промежуточный класс, включающий служащих, мелких предпринимателей и самостоятельных работников, а также технический персонал. ü Классовая модель Д. Дэвиса: высший класс, средний класс, рабочий класс и низший класс, критериями идентификации которых служат уровень образования, профессиональный престиж, собственность и доход. Сегодня ведущим направлением исследований классов все больше становится комплексное использование всех критериев социальной идентификации и соответственно сближение различных методологий. В настоящее время социальная принадлежность индивидов определяется как их имущественным положением, так и позицией на рынке труда, факторами контроля, власти, доходов и т. д. Рассматривая классы как большие социальные группы, выделенные на основе данных критериев, можно предложить их определение и сравнительную характеристику применительно к современным условиям. Поэтому классовый анализ социальной структуры, сегодня в большой степени дополняется анализом слоевой структуры (стратификационным). Что же такое социальный слой и стратификация? Социальный слой – общность, выделяемая на основе определенных критериев (признаков). Различные признаки, характеризующие положение слоев на стратификационной шкале, могут быть сведены в систему математически вычисляемых индексов, которые позволяют определить положение того или иного слоя в системе социальной иерархии не по одному признаку, а по достаточно большому их множеству. Оказывается возможным выявить и взаимную связь признаков, степень тесноты этой связи. Говоря о стратификационном подходе, необходимо рассмотреть само понятие «стратификация», а также «социальная мобильность». Стратификация – структурированная дифференциация и неравенство между различными слоями (группами) людей по исчисляемым признакам дифференциации общества. (табл. 5.4) Социальная мобильность – изначально понималась как изменение индивидом, семьей места в социальной структуре общества, а также любое изменение их социального положения. Уточненное понимание данного процесса – переходы, перемещения индивидов (или социальных групп) из одних социальных слоев в другие. Тем самым теории социальной мобильности оказываются тесно связанными с теориями социальной стратификации.
Таблица 5.4 Типы стратификационных систем*
В целом структуру общества целесообразно описывать с помощью классово-слоевой модели, позволяющей соединить теоретическую глубину классового анализа с богатством возможностей и методов стратификационного подхода[82]. В социальной структуре важное место занимают этнические общности, такие как род, племя, народность, нация. Род – основанная на кровных связях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах на базе экономических отношений. Род служил ядром общин, сплачивал воедино их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и социальным отношениям, посредством регулирования брачно-семейных отношений, совместного воспитания и материального обеспечения детей. Род и родовая община представляли собой социальную структуру, определяемую как родовой строй, здесь господствовала общественная собственность на землю, отсутствовала имущественная и социальная дифференциация, участие в общественных делах являлось правом и долгом всех взрослых членов общины. Племя – форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. В основе племени лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Только принадлежность индивида к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему определенную долю произведенного продукта, право участия в общественной жизни. Вытеснение родовых отношений товарными приводило к распаду племен и к объединению их в народности. Народность – одна из форм общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процесс слияния, консолидации различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появление и развития классов. Для народности характерна территориальная общность, единый язык наряду с существованием ряда диалектов. Одна из важнейших социально-этнических общностей – нация. Что она собой представляет? Как и любая другая общность, нация складывается на основе действия определенных общественных факторов. В их числе важную роль играют материально-производственные факторы. Здесь важно обратить внимание на то, что материально-производственная деятельность реализуется в каждом обществе в виде определенного материально-экономического механизма, все части которого связаны многообразными и сложными хозяйственными связями. Так, на определенном этапе – в конце феодализма и начале капитализма – в обществе сложилась единая система промышленных и сельскохозяйственных предприятий, других производственных подразделений, между которыми сформировались самые различные хозяйственные отношения. На базе этих связей сложились общий рынок, единая система валюты, транспортных коммуникаций, средств связи, налогов и т.д. Весь этот сложный хозяйственный механизм тысячами нитей связал миллионы людей, заставил их повседневно и постоянно общаться, вступать друг с другом в самые различные контакты. Это был как бы огромный материально-производственный мотор, который постоянно «перемешивал» все население определенного общества. И поскольку такие контакты по самым разным линиям постоянно связывали людей и повторялось это из поколения в поколение, то это и привело к образованию особой общности людей – нации. Нация – исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна прежде всего общность материальных условий жизни; территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Одним из важнейших факторов образования и функционирования нации (вместе с тем и ее существенной чертой) является территория. Нам представляется, что этот термин не совсем точно отражает ту реальность, которая имеется в виду. Более точно, на наш взгляд, говорить об определенном природно-территориальном комплексе, понимая под ним не только пространственно-географические границы среды обитания общности, но и всю совокупность природных условий, включая климат, особенности ландшафта, растительного и животного мира, характер почвы и многое другое. Этноинтегрирующая роль этого природно-территориального комплекса выражается во многих моментах. 1. Он предстает общей средой хозяйственной деятельности. 2. Этот комплекс существенно определял быт людей, характер жилья, особенности пищи, одежды, весь образ повседневной жизни. 3. Природный комплекс был вместилищем пространственных коммуникаций – дорог, в качестве таковых использовали также и реки. 4. Природный комплекс с появлением государственных институтов, территориального деления общества приобрел черты государственных границ, он превращался в государственную территорию. Таким образом, природно-территориальный комплекс нации – это не столько географическое, естественно-биологическое и т.д. явление, сколько социальная характеристика этих природных факторов, социальное качество, которое они обретают в определенных социальных условиях. И именно в таком виде этот комплекс является и объективной предпосылкой, и реальной чертой нации. Кроме объективных факторов объединения нации, существуют и факторы субъективного порядка. Прежде всего это общий язык. Общая экономическая жизнь, общая территория, сталкивающая людей друг с другом, неизбежно заставляли людей вырабатывать общий язык. Он в данном случае выступает как естественное порождение общности экономической жизни, общности территории. Национальная общность и складывается в определенном отношении как результат функционирования общего языка. Следующий фактор формирования нации – также субъективного плана – это общность психологического склада, духовной культуры, определенных традиций и т.д. На базе общей экономической жизни, территории, общего языка у людей, постоянно связанных друг с другом, складывается, вырабатывается некоторая общность социально-психологического облика, культурных традиций. И эта общность психологического облика, культуры, традиций также интегрирует, сплачивает людей. Много внимания уделяют исследователи – думается, это справедливо – анализу самосознания нации. Субъективно-сознательные факторы играют важную роль в консолидации национальной общности. Для более конкретного уяснения сущности национальной общности остановимся на некоторых сопоставлениях нации и класса. Нация как макросоциальная общность базируется на таких характеристиках, которые воплощают глубокие закономерности общественной жизни, складывающиеся и функционирующие в масштабе всего общественного организма. К числу этих характеристик следует, прежде всего, отнести определенные преобразования в материально-производственной жизни общества, степень развития классов, их отношений, социальное развитие пространства, занимаемого нацией, и некоторые другие преобразования. Вместе с тем нация как общность связана и с весьма конкретным, эмпирически фиксируемым слоем общественных ценностей. К их числу можно отнести конкретные особенности трудовой деятельности, жизненного уклада, одежды, пищи, непосредственного общения, внутрисемейных отношений и т.д., короче, все то, что обычно связывается с этническими чертами жизнедеятельности общества. Нация, рассматриваемая с точки зрения этнического дифференциала, и выступает как этническая общность, проявляющаяся, закрепляющаяся в весьма конкретном уровне общественной жизни. Классовая общность, как и национальная, складывается на основе глубоко закономерных, существенных признаков, например единства экономических интересов. Эти признаки, конечно, находят свое воплощение в конкретно-эмпирических чертах жизнедеятельности локальных классовых групп. Но степень развитости моментов единства, общности жизнедеятельности классов в конкретно-эмпирическом слое не имеет существенного значения для констатирования самой классовой общности. Представители одного и того же класса могут разговаривать на разных языках, по-разному отмечать дни рождения своих детей, предпочитать различную кухню и т.д., но это нисколько не мешает им принадлежать к одной и той же классовой общности. Иное дело национальная общность. Если глубинные характеристики, объединяющие нацию, не закрепляются, не дополняются общностью в области конкретных этнических ценностей, то о нации как общности нет смысла говорить. Она как общность существует, функционирует лишь тогда, когда действуют в единстве и взаимосвязи два уровня объединяющих ее механизмов: глубинно-сущностный и эмпирически-этнический. Элиминация любого из них снимает вопрос о нации вообще. Другая грань особенностей структуры национальной общности проявляется во взаимосвязи объективно-всеобщих черт нации, с одной стороны, и меры осознанности принадлежности к нации каждого представителя нации – с другой. Для объяснения этого момента вновь прибегнем к аналогии с классовой общностью. Так, объективная общность классового положения отражается в общности идеологического и психологического облика представителей данного класса, в том числе и в определенном осознании каждым из них своей принадлежности к данному классу. В то же время индивид может и не идентифицировать себя с классом, к которому он объективно принадлежит. Данное обстоятельство, однако, никак не влияет на классовое положение индивида. Что бы он сам по данному поводу ни думал, отрицая даже свою принадлежность к какому-либо классу, он все равно является членом класса, с которым связан общностью экономического положения и экономических интересов. В основе же национальной общности также лежат объективные факторы. В то же время национальная общность невозможна без сознательного соотнесения, причисления индивидов к данной общности. Мера развитости этого соотнесения может быть весьма различной, колеблясь от простого осознания этнической принадлежности до глубоко прочувствованного и осмысленного понимания сущности своей нации, нерасторжимости своей индивидуальной судьбы и судьбы своей нации. Но в любом случае само осознание своей принадлежности к нации является обязательным. Эти особенности внутренней архитектоники нации, ее своеобразная многоэтажность должны непременно методологически учитываться при оценке места нации в социальной жизни общества в целом. Игнорирование, недооценка этих особенностей могут не только исказить картину этих связей, но и вообще завести рассмотрение наций в тупик. Итак, на базе длительного исторического действия перечисленных выше факторов складывается национальная общность. Она находит свое выражение в определенном устойчивом объединении людей, в общности их хозяйственной жизни, территории, языка, психологического склада, традиций, культуры. Существование и развитие любого общества невозможно без полноценного функционирования института брака и семьи. Брак – основанная на любви (см. приложение 1), «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу. От характера брачных отношений в значительной мере зависят количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений. Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи»[83]. Брак из экономического института все более превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Происходит известное перераспределение обязанностей мужа и жены в семье, в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В семье все больше возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью, резко увеличивает «нагрузку» на моральные узы[84]. Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Специфика социально-философского анализа семьи связана с тем, что семья рассматривается как одна из важнейших подсистем общества, воспроизводящая членов общества, а также являющаяся первой ступенью их социализации и инкультурации. Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (экономика, политика, право, духовная культура), семья изменяется и развивается, прежде всего, под влиянием общественно-экономического процесса. В то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью. Институт семьи, будучи включенным в структурно-функциональную и нормативную системы общества, регулирует поведение членов семьи, определяя присущие им социальные роли и статус[85], а также выполняет целый комплекс дополнительных функций[86]. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (см. табл. 5.5).
Таблица 5.5 Функции семьи
Как видно из представленной таблицы, важнейшими функциями семьи являются репродуктивная и воспитательная. Таковы функции нормальной традиционной семьи – семьи, основанной на официально зарегистрированном, гетеросексуальном браке, с двумя родителями, в которой обязательно имеются дети. В такой семье отец является «главой», духовно и экономически определяющим началом ее развития, а мать – «хранительница очага», основной задачей которой является забота о появляющихся детях и муже и поддержание существующего в семье порядка. Такая семья предполагает единобрачие и родственно-семейный принцип организации жизни. Многие исследователи семьи и брака считают, что изменения семейно-брачных установок и ориентаций в современном обществе связаны с историческими изменениями института семьи, переходом от традиционной формы семьи к современной. Отличительными чертами современных моделей семьи являются следующие: 1) первенство экономических целей индивида; 2) ценности индивидуализма, независимости, личных достижений, «эгоцентризм»; 3) переход к децентрализованным нуклеарным семьям; 4) переход от развода по инициативе мужа к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов; 5) переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо от предписаний; 6) переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, (т.е. к предупреждению и прерыванию беременности); 7) происходит переход от эры стабильной системы норм многодетности семьи к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реальные изменения семейных структур в XX в. на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи, разводимости и падения брачности. Здесь необходимо отметить, что снижение рождаемости в России началось еще в конце XIX века в связи с разрушением крестьянской общины – люди сменили аграрный сектор на индустриальный, где образ жизни в корне отличался от деревенского. Рождаемость продолжала снижаться весь XX век, особенно после революции. Этому способствовали голод и война. На протяжении многих десятилетий рождаемость была ниже уровня, необходимого, чтобы численность населения не сокращалась. Ведь если увеличивается число семей, которые ограничиваются одним ребенком, то понятно, что они не воспроизводят даже родителей. Снижение рождаемости привело к неуклонному уменьшению доли молодежи среди населения, изменился возрастной состав населения. По численности каждое новое поколение оказывалось меньше предыдущего, а возрастная структура советского общества становилась все более «старой». Рано или поздно количество умирающих должно было превысить число родившихся. Это явление сегодня получило название «депопуляции». Отрицательный прирост населения в России был впервые зафиксирован в 1992 году. Смертность превысила рождаемость. Если представить себе график, то получится, что их кривые пересеклись – это явление получило название «русский крест»[87]. В большой степени депопуляции населения способствовали и продолжают это делать легализованные аборты (см. приложение 2) не только по медицинским показаниям, но и по собственному желанию женщины. По данным Минздрава, ежегодно в современной России убивают абортами около 1,6 – 1,7 млн. детей. «С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума»[88]. А «намеренное прекращение жизни» – это убийство. Поэтому аборт – это убийство матерью, отцом, врачом, обществом полноценного человека, за которое придется обязательно ответить. Кроме того, сегодня происходит усиление таких процессов, как: деградация семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, увеличение количества безнадзорных детей, рост количества социальных сирот. Исследователи в своих мнениях сходятся в том, что эти процессы свидетельствуют, прежде всего, о девальвации семейных ценностей и кризисе социального института семьи.
Контрольные вопросы 1. Какие основные элементы включает социальная структура общества? 2. Что такое социальная общность? 3. Перечислите основные характеристики класса как социальной общности. 4. Что является основным критерием разделения общества на классы? 5. Что такое страты? По каким признакам они формируются? Назовите типы стратификационнных систем. 6. Каковы особеннос
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.021 с.) |