Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И виды духовной деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общественное сознание отражает богатство общественной жизни, общественного бытия в различных формах. Если общественное сознание, общественная психология, идеология, теоретическое сознание отличаются прежде всего по уровню отражения действительности, способу существования, социальным функциям и т.д., то основной критерий выделения форм общественного сознания – содержательный. Также им присущ специфический способ познания своего объекта. К формам общественного сознания относятся: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и научное сознание. Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и философию интересуют как природа, так и общество, то политическое сознание – отношения между классами, нациями, социальными слоями и их совокупное отношение к государственной власти. Каждой форме общественного сознания присуща своя диалектика между объективными и субъективными моментами. Если, например, наука не стремится к концентрации на субъективном, то искусство фактически теряет всю свою ценность без субъективного, оно необходимый сплав объекта – субъекта. Каждая форма характеризуется специфическим соотношением обыденного сознания, психологии, теоретического уровня освоения действительности. Некоторые формы выполняют сходные общественные функции, у других они принципиально различны. Философии и религии, например, присуща мировоззренческая функция, т.е. и та, и другая форма являются мировоззрениями, хотя и различного типа. Религиозное сознание – не только мировоззрение, но оно и мироощущение, мировосприятие, т.е. сложная система чувств, эмоций, настроений и т. д. Важной отличительной чертой форм общественного сознания является способ отражения действительности. Для науки это теоретико-понятийные системы, для политики – политические программы и декларации, для морали – нравственные принципы, для эстетического сознания – художественные образы и т.д. Одним словом, каждая форма общественного сознания обладает своими специфическими признаками. В результате выстроить в один ряд все формы общественного сознания невозможно, да и вряд ли это нужно. Все они в своей совокупности раскрывают картину сложного, многогранного отражения общественного человека, его общественного бытия. Возникновение форм общественного сознания нельзя представлять как процесс законченный. Так, сегодня с полным основанием можно говорить о рождении экологической формы общественного сознания, вызванной к жизни небывалым усложнением и обострением в сфере взаимодействия общества и природы и, соответственно, обострением отношений между людьми по поводу их отношения к природе. Нравственное (моральное) сознание. Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения людей играет мораль, выступающая ключевой категорией нравственного сознания. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения членов общества, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов. Мораль – понятие общечеловеческое (см.
Рис. 6.4. Нравственное сознание, этика
И.Кант утверждал, что основы нравственного закона заложены Творцом в самую духовную природу человека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в душе человека с законом в Священном Писании, мы видим, что они имеют одно содержание: Заповеди Божии в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью. Итак, напомним здесь Заповеди Божии[95]: 1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земл е внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему. Именно общечеловеческий характер приведенных нравственных законов, признание абсолютности нравственных ценностей, т.е. их универсальности для всех людей доказывает несостоятельность марксистского утверждения «бытие определяет сознание» и является основой для объединения всего человечества в процессе решения вопросов мирного и достойного сосуществования всех народов Земли. Политическое сознание Поскольку политическое сознание, как и большинство других форм общественного сознания, существует на двух уровнях (обыденном (психологическом) и теоретическом), возможны два его соответствующих определения. Первое из них (широкое) наряду с сущностными признаками идеологического отражения действительности призвано включить в себя и атрибуты психологического. И тогда можно сказать, что политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества. Если из этого определения исключить структурные единицы, из которых складывается чувственное познание политического бытия общества, то фактически речь будет идти о политической идеологии. Но для того, чтобы дополнить наше знание политического сознания общества, необходимо учитывать такой объективный феномен, как настроения масс, все традиции и привычки прошлого – в общем, психологический «этаж» политического сознания, так как с ним государство, партии и политическая практика в целом не могут не считаться. К сожалению, по отношению к данному феномену политического сознания, политической психологии общества обнаруживается серьезная недооценка и в социально-философской, и в исторической литературе. Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания не только специфическим объектом отражения (политическое бытие общества) и, соответственно, специфическим категориальным аппаратом, но и более конкретно выраженным субъектом познания. Конечно, в политическом сознании общества известное место занимают и категории, отражающие общецивилизационные политические ценности (демократия, разделение властей, гражданское общество и т.д.), но все-таки превалируют те чувства, традиции, взгляды и теории, которые циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве. Эта специфика становится легко объяснимой, если вспомнить, что политическое сознание обязано своим возникновением расколу общества на большие социальные группы с диаметрально противоположными социально-экономическими интересами. К тому же возникает еще один политический фактор, требующий специальной рефлексии: появляются полиэтнические государственные образования с весьма непростыми отношениями между населяющими их народами, а также не менее сложные межгосударственные отношения. И если в массах все эти политические явления фиксируются прежде всего в определенных чувствах, настроениях и социально-психологических установках, то мыслители (идеологи) воспроизводят их уже в виде идей и цельных теоретических систем, носящих субъективный отпечаток определенной социальной принадлежности, чаще всего классовой либо национальной. Правосознание, как и политическое сознание, представлено в общественном сознании на двух уровнях: правосознание как психология и правосознание как идеология (см. рис. 6.5).
Рис. 6.5. Структура правосознания
На социально-психологическом уровне правосознание представляет собой совокупность чувств, навыков, привычек и представлений, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими физическими и юридическими лицами, государством и обществом в целом. Уже в правовых чувствах содержится определенная установка индивида на межличностные, хозяйственные и прочие отношения с другими людьми и обществом в целом, а также оценка своего правового статуса как справедливого или несправедливого, правомерного или неправомерного. Эти чувства могут адекватно отражать объективный статус личности (например, его свободу или несвободу), но могут – в силу разных причин – быть и иллюзорными. Правовые навыки представляют собой закрепленные по ходу житейской практики стереотипные приемы законопослушного (либо незаконопослушного) поведения. Здесь мы имеем аналогию с интуитивным способом нахождения истины: выбор поведения осуществляется без каких-либо развернутых рассуждений, исходя из накопленного правового опыта. Важным элементом правовой психологии являются правовые привычки, т.е. выработанная по мере приобретения навыков потребность поступать именно так, а не иначе. Навыки и привычки в регулировании правовых отношений играют противоречивую роль. С одной стороны, они облегчают и упрощают реализацию правовых отношений, переводя их как бы на полуавтоматический режим. С другой стороны, они вносят в общественную жизнь определенный элемент рутинности, консерватизма. Конкретные общества отличаются друг от друга в зависимости от того, какие правовые привычки и навыки в них преобладают – привычка к «не укради!» или привычка к хищению чужого (тем более «казенного»), привычка к добросовестному выполнению служебных обязанностей или привычка к очковтирательству. Наконец, в правовую психологию входят и знания в виде определенных представлений о правомерном и неправомерном, о справедливости, равенстве, демократии и т.д. На первый взгляд, включение знаний в психологию может показаться парадоксальным, но ведь речь идет только о представлениях, а последние, как известно, являют собой промежуточную познавательную форму, переходную от чувственного к рациональному познанию. Древние римляне говорили: «Video meliora proboque, deteriora sequor» – «Вижу и одобряю лучшее, а следую худшему». И дело не в лицемерии, хотя и таковое нередко встречается. В этом изречении схвачено своеобразное противоречие между правовыми знаниями и правовыми чувствами, навыками, привычками, обнаруживаемое в массовом поведении: человек знает «что такое хорошо и что такое плохо», но груз привычек влечет его не в лучшем направлении. Другой уровень правосознания представлен правовой идеологией. Если на психологическом уровне зримо проявляется элемент индивидуального в правосознании, то на идеологическом уровне это индивидуальное нивелируется, и правовая идеология предстает перед нами как теоретическое знание, выражающее правовые взгляды и интересы больших социальных групп. К правосознанию наиболее близки нравственная и политическая формы общественного сознания. Что касается нравственного сознания, то оно явилось тем духовным образованием, в чреве которого зародилось сознание правовое. Это стало возможным именно потому и только потому, что нравственное и правовое сознание выполняют единую регулятивную функцию в обществе. В силу этого и нравственные, и правовые взгляды носят, как правило, нормативный и оценочный характер. На близость между собой этих форм указывает единство многих используемых ими категорий («свобода», «справедливость», «долг», «права личности» и т.д.), хотя каждая из этих форм общественного сознания вносит в их понимание определенные нюансы. Так, существуют различия между долгом моральным и долгом служебным, несоблюдение которого влечет за собой правовые санкции. Или: то, что справедливо с точки зрения юридической, может выглядеть несправедливым в плане моральном. Есть, конечно, и такие понятия, которые отсутствуют в правосознании, но чрезвычайно важны для нравственного сознания. К ним относятся «милосердие», «искренность», «дружелюбие», «скромность», «самоотверженность», «лицемерие», «подлость», «угодничество» – качества, отсутствие или наличие которых не подлежит уголовному, а в большинстве случаев и административному преследованию. Но для нравственного сознания они чрезвычайно важным, ибо позволяют понять внутреннюю мотивацию деятельности человека, его субъективный мир[96]. Непросты взаимоотношения правосознания и с сознанием политическим. С одной стороны, как уже говорилось, они чрезвычайно близки друг другу, близки настолько, что нередко о них пишут через дефис («история политических и правовых учений», «политико-юридические взгляды» и т.д.). И в этом дефисе содержится изрядная доля истины, поскольку каждая социально-экономическая и политическая сила имеет свое правосознание и, борясь за политическую власть (а тем более захватив ее), она пытается воплотить это правосознание в легитимной правовой системе. В результате наряду с политическим фронтом борьбы за командные высоты в обществе возникает еще один фронт – юридический. Наглядное свидетельство этого мы обнаруживаем в России последних лет, где каждая из основных политических сил боролась и борется за свой вариант Конституции, свой вариант приватизации, свой вариант закона о собственности на землю и т.д. С другой стороны, поскольку правосознание есть и одна из духовных форм цивилизованности, борющиеся общественные силы должны искать правовой консенсус, если они не хотят ввергнуть страну в бездну анархии. Безошибочным индикатором стремления одной из сил повернуть общество к авторитарному, а то и к тоталитарному режиму служит пренебрежение общецивилизованными правовыми нормами и замена их принципом «революционной целесообразности». Видный русский философ XX в. И. А. Ильин писал: «Само собой разумеется, что всюду и всегда могут встречаться нецелесообразные или несправедливые законы, такие, которые были неудачны с самого начала, или такие, которые с течением времени утратили свою жизненную полезность, но закон не отменен, он должен применяться и соблюдаться, по римской формуле – «суров закон, но он закон»; это есть единственное средство поддерживать правопорядок в стране, укреплять его и не отдавать его в жертву произволу, мирской корысти и случайности. Тот, кто умеет блюсти «суровый» закон вплоть до самой его отмены, – тот предотвращает анархию и бесправие, ограждает принцип права и воспитывает правосознание своих сограждан»[97]. Эстетическое или художественное сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного сознания. Само слово «эстетика» происходит от греческого «эстетикос» – «чувствующий, чувственный», а эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Очень часто эстетическое сознание отождествляется с искусством, что не совсем точно. Искусство включает в себя деятельность общества по производству художественных ценностей и сами результаты этого производства – художественные образы, но за его пределами остается очень важный компонент эстетического сознания – сознание потребителей художественных ценностей. Поэтому, очевидно, целесообразно рассматривать проблему искусства и его гносеологической специфики во взаимосвязи с проблемой массового эстетического сознания, определяющего собой общественные функции искусства и тенденции его развития. Слово «искусство» и в русском и многих других языках употребляют в двух смыслах. В узком смысле искусство понимается как специфическая форма практически-духовного освоения мира, а в широком – как высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (полководческое искусство, мастерство хирурга, сапожника и т.д.). Нас сейчас интересует анализ искусства именно в первом, узком смысле слова, хотя оба смысла между собой связаны исторически. Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек, подчеркивал А. М. Горький, по натуре своей художник и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в его труде, в быту, в общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира общественным человеком. Искусство выполняет цельную систему общественных функций. Во-первых, это познавательная функция. Произведения искусства являются ценным источником информации о сложных общественных процессах, порой о таких, сущность и динамику которых наука схватывает гораздо труднее и с запозданием (например, повороты и переломы в общественном сознании). Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам-то подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичен по сравнению с другими формами общественного сознания. Генеральным и единственным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением, учебником жизни и т.п. Тем самым подчеркивается еще одна важнейшая функция искусства – воспитательная, т.е. его способность оказывать неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование, или, напротив, падение. И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: эти функции выполняют и все другие формы общественного сознания. Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Эстетическое сознание, эстетика
Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), мы пропускаем это содержание через свое сердце, свои эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасного либо безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического. Искусство формирует в нас саму способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных подделок. Познавательное, воспитательное и эстетическое в искусстве слито воедино. Благодаря эстетическому моменту, мы наслаждаемся содержанием художественного произведения, и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим иногда говорят о гедонистической функции искусства (от греч. «гедоне» – удовольствие). Каждая форма общественного сознания отражает объективную действительность специфическим, только ей присущим образом. Сравним в этом отношении науку и искусство. Специфическим результатом теоретического отражения мира выступает научное понятие. Оно представляет собой абстракцию: во имя познания глубинной сущности предмета мы отвлекаемся не только от его непосредственно чувственно воспринимаемых, но и от многих логически выводимых черт, если они не представляют первостепенной важности. Другое дело – результат эстетического отражения действительности. В качестве такового выступает художественный, конкретно-чувственный образ, в котором определенная степень абстракции (типизация) сочетается с сохранением конкретно-чувственных, индивидуальных, зачастую неповторимых черт отражаемого объекта. Гегель писал, что «чувственные образы и знаки выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в духе»[98]. Выявляя специфику художественного мышления в сравнении с другими формами общественного сознания, это определение – в полном соответствии с основной парадигмой гегелевской философской системы – подводит к выводу о художественном образе как выражении абстрактной идеи в конкретно-чувственной форме. В действительности же в художественном образе запечатлена не сама по себе абстрактная идея, а ее конкретный носитель, наделенный такими индивидуальными чертами, которые делают образ живым и впечатляющим, не сводимым к уже известным нам однопорядковым образам. Итак, в отличие от научного понятия художественный образ раскрывает общее в единичном. Показывая индивидуальное, художник вскрывает в нем типическое, т.е. наиболее характерное для всего типа изображаемых социальных или природных явлений. Единичное в художественном образе не просто входит в общее, «оживляет» его. Именно индивидуальное в подлинном произведении искусства как раз и вырастает до понятия тип, образ. И чем ярче, точнее подмечены мелкие, индивидуальные, конкретные детали, тем шире образ, тем более широкое обобщение он содержит. Образ пушкинского Скупого рыцаря – это не только конкретное изображение жадного старика, но и обличение самой жадности и жестокости. В связи со сплавом рационального и конкретно-чувственного в образе и производным от этого эмоциональным воздействием искусства особое значение приобретает художественная форма. В искусстве, как и во всех сферах окружающего нас мира, форма зависит от содержания, подчинена ему, обслуживает его. Зависимость формы от содержания, тем не менее, приходится подчеркивать, имея в виду тезис представителей формалистической эстетики и формалистического искусства о художественном произведении как «чистой форме», самодовлеющей «игре формы» и т.п. В то же время научному пониманию искусства всегда было чуждо нигилистическое отношение к форме и – даже – какое бы то ни было умаление ее активной роли в системе художественного образа и произведения искусства в целом. Нельзя себе представить произведение искусства, в котором содержание было бы выражено не в художественной форме. В целом можно сказать, что специфические свойства искусства по сравнению с наукой: 1) особый язык, установка на образность в отличие от обобщенных категорий и понятий науки; 2) особый способ обобщения: общее через индивидуально – частное; 3) использование художественного вымысла, что запрещается в науке; 4) личностный способ выражения в искусстве в отличие от безличностного в науке; 5) повышенное значение формы в искусстве, наука практически не придает ей значения; 6) эвристичность в виде использования скрытых от научного обобщения пластов человеческого сознания. Религиозное сознание. На всех этапах исторического развития общества в качестве наиболее развитой формы общественного сознания выступает религиозное сознание (см. рис. 6.7).
Рис. 6.7. Религиозное сознание, религия
Главный признак религиозного сознания – определенное отношение к Богу, которое есть даже у атеистов. Религия – это общение (воссоединение) с Богом[99]. Религия включает в себя три основных элемента: 1) собственно веру, 2) религиозное чувство (эмоциональный элемент) 3) религиозные действия (культовый, или обрядовый, элемент). Как и любое общественное явление, религия как социальный институт выполняет определенные социальные функции. Важнейшей из них является смысложизненная функция, состоящая в осознании человеком основ своего бытия, в возможности получения ответов на «вечные» вопросы. Также имеет значение компенсаторная функция, состоящая в религиозном «восполнении» действительности, в религиозном утешении. В религии происходит снятие противоречий и конфликтов: реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется соборностью, фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога, смертный оказывается бессмертным, вообще мир зла и несправедливости заменяется «Царством Божиим» («Царством Небесным»). Большое значение при этом имеет психологический аспект компенсаторной функции, который особенно отчетливо проявляется в молитве и покаянии. При их совершении происходит переход от состояния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, угнетенности, скорби и тоски) к состоянию облегчения (удовлетворенности, гармонии, радости, успокоенности, прилива сил). На определенных исторических этапах религия может выступать как фактор интеграции общества, выполняя, таким образом, интегративную функцию. Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия может способствовать стабильности данного общества или становлению нового. Активная роль религии в этом плане историкам хорошо известна. Религия выполняет и регулятивную функцию. Это значит, что религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей. Подобную функцию религия способна выполнять потому, что она аккумулировала в себе нравственный опыт огромного множества предыдущих поколений людей, который мы в сжатом, афористическом виде обнаруживаем в знаменитых заповедях Моисея («Не убий!», «Не укради!» и т.д.), в моральных кодексах ислама, буддизма. Существует еще одна важная функция религии – коммуникативная; религия служит средством общения верующих, а всем понятно, как важно общение для человека. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане их общения с Богом и в плане их общения друг с другом. Общение осуществляется прежде всего в молитве и в культовой деятельности. Таким образом, религия является одним из важнейших факторов общественного развития. Характерной чертой традиционных религиозных конфессий является монотеизм – признание существования единственного, личностного Бога. Также обязательный элемент – Священное Писание, где строго определяются нормы поведения человека по отношению к Богу, к другому человеку, к самому себе. Также в Священном Писании верующий человек может найти ответы на все интересующие его вопросы. Долгое время в научной и учебной литературе происходило смешивание понятий «религия» и «мифология», результатом чего стало их объединение под общей категорией «религиозное сознание». Возможно, следовало бы различать «религиозное» и «мифологическое» сознание, включающее в себя различные формы псевдорелигиозных верований, поскольку мифология противостоит традиционным религиозным конфессиям по ряду особенностей. Начнем с того, что мифологии свойственен политеизм – «многобожие» – система верований в несколько богов или богинь, что является противопоставлением религиозному монотеизму. При этом боги ведут себя «по-человечески», совершая грехи. В мифологии нет единой установленной системы нравственных норм, прописанной и закрепленной в Священном Писании. Мифология – в основном устное народное творчество. Также своеобразными формами верования являются пантеизм и деизм, не имеющие жестких канонов, что в значительной степени сближает их с мифологическим мировоззрением. Пантеизм – отождествление Бога и мира, отрицание личностного антропоморфного Бога или Бога-творца, что также неприемлемо для традиционных религий. Пантеисты спорят между собой вообще о применении слова «Бог». Часть из них настаивает на исключении этого слова, поскольку они в Бога не верят. Другая часть полагает, что это слово существенно для выражения силы чувств, которые они испытывают в отношении природы и Вселенной. Деизм – направление, признающее сотворенность мира Богом, но в основном отрицающее Его дальнейшее участие в жизни мира. В том числе отрицается большинство божественных мистических явлений, божественное откровение, религиозный догматизм. Деисты полагают возможным постижение Бога при помощи только разума, логики и наблюдения за природой. Также деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога. Кстати, в христианстве религия и наука никогда не противопоставлялись. Более того, Святые Отцы и Учители древней Церкви были хорошо образованы и владели языком науки и философии. Это позволяло им использовать весь арсенал знания своего времени для творческого созидания христианского богословия. Однако в среде христиан существовала опасная ересь – гносимахия – это вражда к знанию, которая питается представлением о несовместимости веры и знания. Но знания – прежде всего именно религиозного. Само богословие есть знание, опирающееся на религиозную веру и духовный опыт, обретаемый в Церкви Христовой. Гносимахи же борются с любым знанием, в том числе религиозным. Иными словами, они вообще не признают ценность знания – как богословского, «внутреннего», так и «внешнего» (научного). И такую вражду святой отец (Иоанн Дамаскин) называет ересью[100]. К сожалению, мнение о том, что религия и наука противостоят друг другу достаточно распространено в наши дни. Его причина в поверхностном знании как в области науки, так и в области религии, и этим подтверждается мысль: «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от него». Легковерно принимая за научные доводы те доказательства, которые приводятся в пользу суждения, что Бога нет, мы забываем выясненные уже Иммануилом Кантом положения, что теоретический разум одинаково бессилен и доказать, и опровергнуть Бога, бессмертие души и свободу воли. Эти объекты потому и называются трансцедентными (выходящими за пределы науки)[101]. Очень многие известные ученые – Фарадей, Ом, Кулон, Вольт, Ампер – имена которых увековечены в физике для обозначения известных физических понятий – были горячо верующими людьми. Физик и астроном Галилей (1564–1642) писал: «Священное Писание не может ни в каком случае ни говорить зла, ни ошибаться,– изречения его абсолютно и непреложно истинны»[102]. Философ и математик Ньютон (1643-1727) высказал свои положительные верования в чудеса и пророчества в своем толковании на книгу пророка Даниила и Апокалипсис[103]. И таких примеров великих ученых, которые, будучи авторитетами в области науки, могут быть для нас примером в области религии, великое множество. «Наука без религии – «небо без солнца». А наука, облеченная светом религии, – это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом темноту этого мира», – говорил Святитель Лука Войно-Ясенецкий (1877-1961), Архиепископ Симферопольский и Крымский, Лауреат Сталинской Премии, хирург, профессор медицины. Философское сознание Если задать современному, относительно образованному и культурному человеку вопрос, может ли он представить себе полноценную духовную жизнь общества без философии и философов, то ответ наверняка будет отрицательным. А вот мнения о том, каково предназначение философии, насколько она нужна и полезна человеку и обществу, окажутся резко отличающимися друг от друга. Это вполне понятно: взаимоотношение между философией и действительностью носит настолько опосредованный характер, что в силу этой сложности многие вообще не замечают данной связи. Им кажется, что постулаты философии, ее предельно общие и абстрактные категории суть априорное, т.е. вне практики и до практики приобретенное знание. В действительности же любая философская система, какой бы «заоблачной» и «туманной» она не выглядела, и по своему содержанию, и даже по своей исторической форме всегда есть опосредованное отражение социального бытия. И Гегель был совершенно прав, определяя философию как мыслящее рассмотрение предмета[104] и относя ее – по ее исходному пункту – к эмпирическим наукам. Не исходным пунктом отличается философия, по Гегелю, от других наук, а тем, что ее «существенной целью и результатом являются законы, всеобщие положения, теории, мысли о существующем»[105]. Другое дело, что философия не останавливается на этом. «Возбужденное опытом, как раздражителем, мышление ведет себя в дальнейшем так, что поднимается выше естественного, чувственного и рассуждающего сознания в свою собственную, чистую, лишенную примесей стихию»[106]. Этот подъем, возвышение философия осуществляет с помощью всех остальных наук, поскольку последние тоже не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал, отыскивая всеобщие определения и законы, которые в качестве особенного могут быть включены в философию. От большинства других форм общественного сознания философия отличается отсутствием в своей структуре психологического уровня отражения окружающего мира. Философия имеет дело с абстракциями самого высокого порядка («бытие», «материя», «природа», «общество», «сознание», «культура»). Их появление свидетельствует, что психологический уровень познания (имевший место при движении к ним от единичного через особенное) остался за границами философии. Предельная абстрактность философских категорий очень часто дезориентирует тех, кто впервые и поверхностно знакомится с философией. Одни, не обладая привычкой мыслить абстрактно, т.е. фиксировать чистые мысли и двигаться в них, объявляют о непонятности философии. Но здесь надо говорить о другом – о неспособности критикующего подняться выше обыденного сознания с его привычным единством чувственного и мысленного материала. Другие, напротив, попадают во власть самообмана, полагая, что продукты философствования чрезвычайно просты и понятны. Несомненно, философия далека и от того, и от другого отношения к ней. Занятия философией требуют хорошей специальной подготовки и высокого общего культурного уровня. Научное сознание Наука – явление многоликое по своим основным признакам и характеристикам. Во-первых, наука выступает как важная в наши дни форма общественного сознания, позволяющая отразить общественное бытие и окружающий нас мир в целом в специфической форме научных представлений, понятий, теоретических систем. Во-вторых, наука выступает как отрасль духовного производства, основ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.27.225 (0.015 с.) |