Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные законы и категории диалектикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источник саморазвития детерминирует закон единства и борьбы противоположностей. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Закон противоречия детерминирует источник саморазвития и самодвижения предмета как имманентного ему. Поэтому он занимает центральное место в диалектике, являясь ее сутью, «ядром» (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Категории закона единства и борьбы противоположностей
В процессе познания закон единства и борьбы противоположностей выполняет ряд важнейших методологических функций: 1) он ориентирует на поиск источника самодвижения объекта; 2) указывает на преходящий характер изучаемого объекта, так как разрешение его противоречия есть переход в другое качество, характеризуемое иным полем возможностей и противоречий; 3) этот закон направляет процесс познания на ступени объяснения объекта; 4) тем самым фиксируется внутренняя сторона существования объекта, т. е. его сущность. Для этого закона существуют своеобразные аксиомы: Аксиома 1: В мире не существует предметов или явлений, которые не состояли бы из противоположностей. Например: Идеализм Философия ® Материализм Смерть Человек ® Рождение Аксиома 2: Если исчезает одна из противоположностей, то исчезнет само явление или предмет. Например: Преподаватель Вуз ® Студент Одна из задач философии состоит в том, чтобы вскрывать противоположности, которые могут быть завуалированы. В связи с этим одним из необходимых моментов является вопрос классификации противоречий. Принятая сегодня классификация противоречий представлена в табл. 4.4.
Таблица 4.4 Классификация противоречий
Следующий закон – закон взаимного перехода количественных и качественных изменении. Он раскрывает механизм развития. Согласно этому закону качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела. Основные категории закона взаимного перехода количественных и качественных изменений представлены в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Основные категории закона взаимного перехода
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет огромное методологическое значение: 1) он ориентирует познающего субъекта на описание объекта; 2) само описание подчиняется последовательности: качество – количество – мера; 3) эта последовательность описания приводит нас к фиксации внешней стороны существования объекта, т.е. явления, без чего невозможно проникнуть в сущность вещей и процессов. Примерами проявления данного закона в природе могут быть переходы, качественные превращения элементарных частиц, химических элементов, освобождение атомной энергии в виде атомных взрывов и т.п. В общественном развитии – социальные революции, в процессе познания – количественное накопление знания, приводящее к качественному изменению – например, «превращение» студента 1 курса в профессионала. И, наконец, третий закон – закон отрицания отрицания. Он определяет направленность и преемcтвенность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней. Основные категории этого закона представлены в табл. 4.6. Таблица 4.6
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.115 (0.006 с.) |