Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские идеи в трудах хi – XV вековСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1237–1240 гг. состоялось нашествие на Русь хана Батыя, внука Чингисхана. Оно положило начало более чем двухсотлетнему периоду монголо-татарского ига, были захвачены и разорены многие крупные города Руси. Разграбление Киева 6 декабря 1240 года сделало невозможным и нецелесообразным для следующих киевских митрополитов пребывание в городе. Постепенно центр митрополии переместился в Москву. Во второй половине XIV в. Москва становится центром борьбы против монголо-татарского ига. Крупнейшими фигурами в церковной жизни Руси этого периода были митрополит Московский (формально по-прежнему Киевский и всея Руси) Алексий (ок. 1304 –1378) и преподобный Сергий Радонежский (1314–1392). Преподобный Сергий Радонежский был проповедником и последователем исихазма на Руси. Исихазм (от греч. isixia – безмолвие), пришедшее из Византии религиозное движение, включавшее практику безмолвной монашеской молитвы, учение о взаимодействии Бога и мира, Бога и человека как творения Бога. Преподобный Сергий происходил из боярского рода и с детства отличался глубоким благочестием. После смерти родителей он месте с братом Стефаном ушел в подмосковные леса и в двенадцати верстах от села Радонеж поставил келью, а потом и небольшую церковь во имя Святой Троицы[33]. Во время нашествия хана Мамая преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского на решающую битву, предсказал ему победу и дал в помощь двух иноков своей обители – схимонахов Андрея Ослабю и Александра Пересвета. 8 сентября 1380 года русское войско одержало победу в битве на Куликовом поле, что положило начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Почитание преподобного Сергия началось еще при жизни и продолжилось после его кончины. Его стали называть «игуменом земли Русской». Основанная им обитель – Троице-Сергиева Лавра – является на сегодняшний день одним из крупнейших духовных центров и остается первым по значению монастырем Русской Церкви[34]. Период между серединой XV и концом XVI века был временем укрепления политического могущества Руси и ее сплочения вокруг Москвы. В 1480 году было окончательно свергнуто татаро-монгольское иго. В начале XVI века активно формируется мысль (особенно после захвата Константинополя турками) об исключительности исторического места России как центра Православия, а светской власти – как его оплота. Это нашло свое выражение в учении игумена одного из псковских монастырей Филофея о том, что «Москва – третий Рим»: «Первый Рим пал от нечестия, второй (Константинополь) от засилия агарянского, третий Рим – Москва, а четвертому не бывать»[35] (рис. 2.13.[36]).
Рис. 2.13. Русская социальная философия конца XIV – XVII вв.
Также в этот период существовал спор между «стяжателями» и «нестяжателями» – сторонниками и противниками монастырского землевладения. Главным идеологом церковного землевладения был преподобный Иосиф Волоцкий (1439/1440 – 1515), который считал, что владение землей и недвижимостью обеспечивает Церкви независимость от светской власти и открывает возможность благотворительной деятельности, что он наглядно демонстрировал в основанном им под Волоколамском монастыре. Его идейным противником был преподобный Нил Сорский (1433–1508). В конце XV века в Новгороде возникла ересь, выступавшая с критикой основополагающих христианских догматов – о Святой Троице, об Иисусе Христе как Боге и Спасителе, об иконопочитании. В борьбе с этой ересью объединили свои усилия Иосиф Волоцкий и Геннадий Новгородский, впервые собравший все книги Священного Писания в единый свод и в 1499 году издавший в рукописном виде так называемую Геннадиевскую Библию. В 1504 году в Москве состоялся Собор, приговоривший еретиков к смертной казни. В 1542 году митрополитом Московским стал святитель Макарий (1482 – 1563), венчавший на царство в 1547 году 16-летнего великого князя Московского Ивана IV Васильевича (1530 – 1584), впоследствии прозванного Грозным. Митрополит Макарий – один из выдающихся церковных просветителей – предпринял грандиозный труд по собиранию всей духовной литературы, «чтомой» на Руси. С его именем связано и начало книгопечатания: первые книги, напечатанные Иваном Федоровым в 1564 – 1565 годах – Апостол и Часослов, – были изданы по благословению митрополита Макария, хотя увидели свет уже после его кончины. Образ царя Иоанна Грозного в кругах историков, философов, священнослужителей вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны – он представлен как жестокий деспот и тиран, сеявший убийства, страх, ненависть, а также как убийца своего сына. Однако в 1963 году, когда в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты гробницы Иоанна Грозного и царевича Иоанна, версия об убийстве не подтвердилась. Вторая точка зрения свидетельствует о преданности Иоанна Грозного своему государству, о его высокой образованности и заботе о том, «как истреблять врагов России[37]». Существует и третья точка зрения – уже совершенно необычная – что под именем Ивана Грозного скрываются несколько человек – правителей России[38]. Возможность исторической реабилитации личности Иоанна Грозного на основании научных исследований до сих пор является дискуссионной. Бесспорным остается факт чрезвычайного усиления могущества России и увеличения ее территории во время правления Иоанна Васильевича Грозного. После Иоанна Грозного на престол взошел Федор Иоаннович (1557 – 1598), отличавшийся слабостью здоровья, кротостью и набожностью. В его правление произошло историческое для Руси событие – учреждение патриаршества. После смерти в 1598 году Федора Иоанновича и убийства в 1591 году в Угличе царевича Дмитрия на Руси началось Смутное время – появление Лжедмитриев и неопределенность политической власти. В результате в 1609 году в Россию вошли войска короля Сигизмунда III (1566 – 1632). В 1610 году власть формально перешла к боярской думе, однако вскоре оказалась в руках польского королевича Владислава. Тогдашний Патриарх Гермоген фактически возглавил сопротивление полякам и в 1611 году благословил создание народного ополчения, за что был заточен поляками в Чудов монастырь, откуда продолжал рассылать послания, призывая народ встать на защиту православия. В феврале 1612 года патриарх, уморенный голодом, скончался в заточении, а в октябре того же года народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву. За свой исповеднический подвиг Патриарх Гермоген был канонизирован в 1913 году во время празднования трехсотлетия Дома Романовых. В 1613 году на царство был избран шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов (1596–1645), митрополитом Московским и «нареченным патриархом» стал его отец боярин Федор Романов, в 1600 году постриженный в монахи с именем Филарет. Именно во время правления Михаила Романова светская и духовная власть сосуществовали наиболее безмятежно и гармонично и имели равнозначное влияние на судьбу страны. В дальнейшем ситуация во взаимоотношениях светской и духовной власти изменилась – от конфликта между царем и патриархом в середине XVII века до упразднения патриаршества в начале XVIII века при Петре I. При сыне Михаила Романова, царе Алексее Михайловиче (1629 – 1676) на патриарший престол был возведен новгородский митрополит Никон (1605 – 1681). С его именем связано возникновение церковного раскола. Став патриархом, Никон продолжал начатую до него коррекцию богослужебных книг, что на тот момент было совершенно необходимым в связи с появлением большого количества как грамматических, так и смысловых ошибок, искажающих иногда понимание общей православной концепции этих текстов. Также он требовал замены традиционного для Руси двоеперстия троеперстием, в соответствии с современной ему греческой практикой. Против Никоновой реформы выступили протопопы Иоанн Неронов и Аввакум, которые пользовались популярностью в народе. Их имена воспринимаются как символ старообрядчества, которое и сегодня существует в России. Реформы Петра I явились поворотным моментом в развитии русской философской мысли. Немалое значение имел уже сам факт смены идеала православной «Святой Руси» идеалом сильного светского государства. Петр I не допускал возможности равноправия светской и духовной властей, и с 1700 года на Руси фактически была упразднена должность Патриарха. В 1721 году – за несколько месяцев до того, как Россия была провозглашена Империей, а Петр получил титул императора[39], – был издан манифест об учреждении Духовной коллегии, на первом же заседании которой было решено переименовать ее в Святейший Правительствующий Синод. Таким образом, была осуществлена замена единоличной власти патриарха коллегиальной властью Синода. Причем в Синоде была учреждена должность обер-прокурора, который был там «оком государевым», а назначался «из офицеров добрый человек»[40], то есть существовал постоянный надзор за деятельностью Синода со стороны императора. Идеологическая основа этой реформы была разработана фаворитом Петра архиепископом Псковским Феофаном (Прокоповичем; 1681–1736), который был одной из самых мрачных фигур в истории русского православия. В ходе реформы Петра I, направленной на превращение Церкви в социально полезный государственный институт, сокрушительный удар был нанесен по монашеству. Репрессии против монастырей продолжились и при Екатерине I и при Анне Иоанновне. Послабления в отношении монастырей и монашества наступили в царствование Елизаветы I (1741–1761), при которой были восстановлены многие обители. Возрождение монашеской жизни в России началось в последней четверти XVIII века и продолжалось в течение всего XIX века. Родоначальником русского старчества считается преподобный Паисий Величковский (1722 – 1794), который видел главное руководство в духовной жизни в изучении святоотеческой литературы. Начатые Петром I и продолженные его преемниками реформы, способствовали в то же время развитию духовного образования. Это напрямую вытекало из взглядов Петра на необходимость просвещения народа и на Церковь как один из институтов, который был призван этому способствовать. С судьбой духовных школ неразрывно связана судьба ученого монашества (учрежденного Петром I в 1724 году) как особого класса внутри Русской Церкви, сделавшего огромный вклад в развитие отечественной духовной философской мысли. Характерной особенностью духовных школ петровской и послепетровской эпохи было то, что преподавание в них велось в основном на латыни – на латыни читались лекции, писались диссертации и сочинения, принимались экзамены. С открытием в 1755 году университета в Москве раздались призывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на русский язык. Оригинальные и вместе с тем выходящие за рамки богословской традиции философские взгляды развивают М.В. Ломоносов (1711 – 1765), Г.С. Сковорода (1722 – 1794) и А.Н. Радищев (1719 – 1802) и другие (рис. 2.14.[41]).
Рис. 2.14. Русская философия XVIII века
М.В. Ломоносов – крупнейший русский ученый – естествоиспытатель XVIII века, основатель Московского государственного университета (ныне его имени). По своим философским воззрениям Ломоносов был деистом ньютоновского типа, а значит, допуская сотворение мира Богом, считал, что Бог более не вмешивается в дела природы. Поэтому Ломоносов был склонен к материалистическому объяснению природы. Все природные тела состоят из мельчайших частиц, которые он называл не корпускулами, как Ньютон, а как Лейбниц – монадами или иногда атомами. Ломоносов искал возможности примирения религии и науки при сохранении самостоятельности последней. Г.С. Сковорода – украинский философ, поэт, музыкант, педагог. Образование получил в Киево – Могилянской академии. сосредоточил свои усилия на вопросе о смысле и цели человеческого бытия в мире. Продолжительное время преподавал этику в Харьковском коллегиуме. В этот период создал пособие для молодых людей — «Начальная дверь ко христианскому добронравию», а также ряд других философских работ. Во второй половине 60-х гг., отказавшись от духовной карьеры, Сковорода становится странствующим проповедником, работает над переводами сочинений Плутарха и Цицерона. Философские взгляды Сковороды изложены в форме диалогов, в притчах, баснях, стихах и отличаются практической жизнесмысловой ориентацией. Его мировоззрение, хотя и развивалось главным образом в русле православия, содержало в себе значительный светский элемент, тенденцию к обмирщению (секуляризации) философского знания. В лице Сковороды русская философия осуществила синтез идей античности, религиозного гуманизма и Реформации. Он способствовал проникновению в Россию философии нового времени[42]. А.Н.Радищев – писатель, философ, политический мыслитель. В молодые годы был ярым противником самодержавия. Особенно ярко критика самодержавия осуществляется им в его самой знаменитой работе «Путешествие из Петербурга в Москву», которая была запрещена в России вплоть до 1917 года, а сам автор был сослан в Сибирь. В 1797 году ему было разрешено вернуться в Центральную Россию, а в 1801 году он даже поступил на службу в комиссию по составлению законов. Однако идеи его законопроектов оставались нереализованными, и в сентябре 1802 года он покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Идеи Радищева оказали огромное влияние на последующее развитие общественно–политической мысли в России, прежде всего – революционной. Парадокс исторической ситуации в России тогда заключался в том, что в период с начала XVIII века по начало XX века кроме периода наивысшего расцвета и расширения Православной Церкви наблюдается массовое расцерковление высших слоев российского общества, прежде всего дворянства и интеллигенции. С начала XVIII века, когда начался «век просвещения», в России кумиром всего высшего света и всех образованных людей того времени стал Вольтер, французский философ, – безбожник и хулитель Христа. Он обладал чрезвычайным остроумием, очень едко высмеивал Христа, издевался над Ним, и эти издевательства всюду подхватили склонные к богохульству люди. Со времен Екатерины II, которая сама была горячей поклонницей Вольтера, началось поголовное отступление от Христа. Все русское стало презренно, над патриотизмом смеялись, над любовью к Родине издевались, стыдились назваться русским человеком, стыдились своего русского языка. Все богатые люди стремились воспитывать своих детей в духе безбожной Франции, в духе вольтерьянства, внушая им презрение к Родине и раболепное преклонение перед Европой. Детей дворяне учили исключительно по-французски, читали французские книги, русский язык считали языком простонародья, издевались над религией, унижали духовенство. А уже в XIX веке на место вольтерьянского вольнодумства пришли и широко распространились новые веяния: мистические учения протестантского духа, далекие от подлинного христианства. Появилось и масонство, которое было враждебно христианству. Также широкое распространение получило мистическое сектантство[43]. По этому поводу святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что с конца XVII века: «западным ветром нанесено много грязной пыли в недра Церкви и в недро государства ко вреду для веры, нравственности и народности». Он призывает российское общество к «всецелому оставлению разврата, всецелому подчинению себя строгой христианской нравственности», которая заключается в воздержании от «театров, плясаний, карт и прочих игр сатанинских», а также от чтения языческой литературы[44]. В подтверждение названного парадокса во второй четверти XIX века происходит формирование двух полюсов, к которым так или иначе тяготели философские воззрения того времени. Первый полюс – целостность с упором на религиозные ценности, монархию и общинное начало. Так, митрополит Московский Филарет (1782 – 1867) – один из самых выдающихся иерархов за всю историю мирового православия[45] – был близок к трону, безоговорочно поддерживал мероприятия царской власти и видел в царе помазанника Божия. Митрополит Филарет внес огромный вклад в реформу как духовных академий и семинарий, так и в улучшение светского образования. Мощным центром духовного развития и главным центром старчества[46] в России в XIX веке стала Оптина Пустынь – один из монастырей Калужской губернии. Собеседниками оптинских старцев были многие выдающиеся писатели и мыслители, в том числе славянофилы братья Киреевские, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, К.Н.Леонтьев, В.С.Соловьев. Также огромное влияние на духовную жизнь России XIX века оказали преподобный Серафим Саровский (1754 – 1833) и святой праведный Иоанн Кронштадтский (1892 – 1908). Вторым полюсом русской философии в этот период была индивидуальность с акцентом на материалистические установки. В 30 – 40-х гг. XIX века названные полюса оформляются окончательно и открыто противостоят друг другу (см. схему 2.4.). С одной стороны это славянофилы – И.В. Киреевский (1806 – 1856), А.С. Хомяков (1804 – 1860), К.С. Аксаков (1817 – 1860). Все они тяготеют к полюсу целостности. Отрицательно и критично относясь к существующим российским порядкам, они в то же время акцентировали внимание на самобытности России. В качестве ее идеальных устоев они рассматривали Православие как мировоззренческую базу, монархию – в качестве политической основы и наилучшего государственного устройства, и, наконец, крестьянскую общину – как сочетание личностного и коллективного начал в жизни крестьян. А.С.Хомяков (1804–1860) был первым оригинальным религиозным философом России XIX века. Главной темой его произведений была тема Церкви, а ключевым понятием – понятие соборности, которую славянофилы понимали как внутреннюю цельность, полноту, органическое единство чад Церкви, собранных воедино союзом любви. Именно соборность является у славянофилов основным принципом устроения Православной Церкви и основной характеристикой русского духа.
Рис.2.15.[47] Философско-социологические идеи начала и середины XIX века. На противоположном полюсе группировались западники – Т.Н. Грановский (1814 – 1876), В.Г. Белинский (1811 – 1848), М.А. Бакунин (1814 – 1876), А.И. Герцен (1812 – 1870) – философы светские, тяготеющие к материализму и атеизму. У истоков философии западнического типа стоял П.Я. Чаадаев (1794 – 1856), автор «Философических писем», в которых он резко критиковал российскую историю. Ознакомившись с произведением Чаадаева, император Николай I назвал его «смесью дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного», после чего Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим[48]. А.И. Герцен (1812 – 1870) – писатель, революционер, неоднократно сосланный за свои экстремистские настроения по отношению к государственному устройству. Герцен стоял на позициях материализма с элементами диалектики. Признавая гегелевскую диалектику «алгеброй революции», критиковал Гегеля за идеализм. По своим социально-политическим воззрениям был близок к западникам, но, прожив на Западе какое-то время, изменил свою точку зрения. Он считал, что Россия без капитализма может сразу перейти к социализму, но для этого необходимо устранить государственный гнет и помещичье землевладение над крестьянской общиной («крестьянский социализм»). Также А.И. Герцен считал, что необходимо делать ставку не на религию, а на науку, взгляд на человека – не с позиций религии, а с позиций физиологии и антропологии. Политический радикализм декабризма и разночинного революционного порыва отстаивают, с одной стороны, «революцию» без народа, а с другой — разночинно-народную тактику крестьянских восстаний. С философской стороны — это позиции материалистические и религиозно-деистические: П. И. Пестель (1793 - 1826), М.Л. Фонвизин (1788 - 1854) и мировоззрение В. Г. Белинского (1811 — 1848 гг.), А. И. Герцена (1812 – 1870), Н. Г. Чернышевского (1828 – 1889), НЛ. Добролюбова (1836–1861), Д. И. Писарева (1840–1868), отражающих последовательно материалистические и диалектические убеждения и разрабатывающих идеи общинного социализма. Русское народничество в своих трех ипостасях: П. Н. Ткачев (1844–1886) представлял «революционный макиавеллизм» и «якобинство»; П.Л.Лавров (1823–1900) – «критически мыслящая личность», претворял в своей деятельности субъективистское начало; анархизм М.А. Бакунина (1814–1876), который приспосабливал свои революционно-анархические идеи к позитивистской схеме исторических состояний человечества, и П.А. Кропоткин (1842 –1921), который анархию рассматривал в трех аспектах: как способ действия, как социальную теорию и как часть общефилософской системы. Радикализации общественного сознания, помимо тенденций революционных, способствовало и быстрое развитие отечественного естествознания, опытных и точных наук. Работы И.М. Сеченова (1829 –1905), И. И. Мечникова (1845–1916), К.А. Умова (1846 – 1915), Д.И. Менделеева (1834 –1907) способствовали ослаблению мистических тенденций в обществе на рубеже XIX - XX веков. Линию философии славянофилов в 60 – 70-е гг. продолжили «почвенники», виднейшим представителем которых был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881). В своей «системе истинной философии» он построил свою концепцию истории, согласно которой история делится на стадию патриархальную, стадию цивилизации и, наконец, христианскую как синтез первых двух стадий. Отстаивая идею бессмертия души и путь самосовершенствования человека, Ф.М. Достоевский решительно выступал против социализма как порождения католицизма и атеизма. Основная религиозно – нравственная идея, суммирована в знаменитых словах Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все позволено». Достоевский отрицает автономную нравственность, основанную на произвольных и субъективных «гуманистических» идеалах. Единственным прочным основанием человеческой нравственности, по мнению Достоевского, является идея Бога, а именно заповеди Божии – тот абсолютный нравственный критерий, на который должно ориентироваться человечество. Л.Н.Толстой (1828 – 1910) отошел от Православия и встал в открытую оппозицию к Церкви. Он попытался создать свою собственную религию, которая сочетала в себе лишь отдельные элементы христианства, буддизма и ислама, отличалась крайним синкретизмом и граничила с пантеизмом. Откровенное богохульство и лжеучение Толстого вызвало резкую критику и последовавшее отлучение Толстого от Церкви. Один из представителей религиозной философии К.Н.Леонтьев (1835 – 1891) предлагал ужесточить религиозные требования к человеку, настаивал на внедрении «византизма» в качестве социального идеала, на сохранении монархии и Православия в качестве основ государства. Также близкими по духу были взгляды Н.Ф. Федорова (1829 – 1903). Он считает, что братство людей достигается на путях «всеобщего синтеза», объединяющего теоретический и практический разум, Бога, человека и природу, науку и искусство в религии. Его взгляды чрезвычайно заинтересовали В.С. Соловьева (1853–1900). В своем докладе «Русская идея», прочитанном в 1888 году в Париже, В.С. Соловьев говорит об особом вкладе, который Россия должна сделать в мировую цивилизацию. Соловьев полагал, что Русская Церковь, возглавляемая, как и сама Россия, императором, должна войти в подчинение Римской Церкви. Тогда, с его точки зрения, будет восстановлено вселенское единство государства, Церкви, общества. Таким образом, богословская мысль В.С.Соловьева находилась под сильным влиянием католичества. Еще менее соответствующим Православию следует признать учение Соловьева о Софии, оказавшее огромное влияние на последующее развитие русской философии, литературы и поэзии. Его софиологию невозможно соотнести с традиционным христианским учением о Святой Троице. София у Соловьева не Христос и не Дух Святой, а некое «второе» единящее начало в Божестве, отличное от Логоса, а также посредствующее звено между миром божественным и миром тварным. Учение Софии у Соловьева неразрывно связано с его теорией всеединства, имеющей косвенное отношение к славянофильской идее соборности, однако уходящей корнями в неоплатонизм и ряд других философских концепций. Теория всеединства призвана раскрыть внутреннее органическое единство бытия, различные элементы которого находятся в состоянии взаимопроникновения и взаимного тождества при сохранении их качественности и специфичности[49]. В 1935 году софиология была официально осуждена Православной Церковью. Философская мысль Соловьева, его поэтическое творчество, его богословские, культурологические и историософские оказали несомненное и глубокое влияние на русскую религиозную философию, литературу и поэзию первой половины ХХ века. Социальный идеал Соловьева – свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории – богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т.д., Соловьев выступил против тезиса Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему. С В.С. Соловьева началось религиозно–философское движение рубежа XIX и XX веков, получившее название «русского религиозного ренессанса», который разворачивался на фоне все усиливающихся революционных настроений, все расширяющейся пропасти между нигилистически настроенной интеллигенцией и народом, все более углубляющегося разрыва между Церковью и обществом. В отчаянной попытке спасти страну от надвигающейся катастрофы, лучшие умы России обращались к темам, поставленным в творчестве Пушкина, Достоевского, славянофилов и Соловьева, – о «русской идее», о религиозном призвании русского народа, о значении Православия для истории и будущности России. Крупнейшей фигурой русского религиозного ренессанса и наиболее ярким религиозным философом России первой половины ХХ века был Н.А.Бердяев (1874–1948). Его творческая судьба началась в России, а закончилась в 1922 году в эмиграции, куда он был выслан с группой философов, богословов и деятелей культуры. В России им были написаны труды «Философия свободы», «Смысл творчества», «Судьба России», в эмиграции – «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы», «О назначении человека», «О рабстве и свободе человека», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» и другие. Бердяева иногда называют основателем русского экзистенциализма, однако необходимо отметить, что его экзистенциализм носил ярко выраженный религиозный, христианский характер. Задачей философии он видел возвращение к религиозным истокам: «Философская мысль не может питаться из себя, т.е. не может быть отвлеченной, самодовлеющей. Не может она питаться и одной наукой… Древнее питание философии было питание религиозное… Без посвящения в религиозные тайны и без приобщения к религиозным таинствам нет питания; знание становится худосочным и порывает с живым бытием»[50]. Наивысшее выражение христианства как религии свободы Бердяев видит в Православии. Свое понимание Православия Бердяев изложил в статье «Истина Православия», опубликованной после его смерти[51]. В этой статье Бердяев, прежде всего, отмечает, что: «христианский мир мало знает православие. Знают только внешние и по преимуществу отрицательные стороны Православной Церкви, но не внутренние, духовные сокровища». Между тем православие «есть форма христианства наименее искаженная в существе своем человеческой историей… Православная Церковь есть, прежде всего, Церковь Предания … и она незыблемо держалась силой внутреннего Предания, а не внешнего авторитета»[52]. Православие, подчеркивает Бердяев, «есть прежде всего ортодоксия жизни, а не ортодоксия учения… Православие есть прежде всего не доктрина, не внешняя организация, не внешняя форма поведения, а духовная жизнь, духовный опыт и духовный путь. Во внутреннем духовном делании видит оно сущность христианства». В православии, опирающемся на учение восточных отцов Церкви, христианство не было так рационализировано как на Западе. «Православию чужд рационализм и юридизм, чужд всякий норматизм. Православная Церковь не определима в рациональных понятиях, она понятна лишь для живущих в ней, для приобщенных к ее духовному опыту». Православие сознает себя религией Троицы: оно не есть отвлеченный монотеизм, а конкретный тринитаризм, утверждает Бердяев. В духовном и литургическом опыте православия отображается жизнь Святой Троицы, в литургическом же действии дан прообраз преображения жизни. Православие, подчеркивает Бердяев, есть религия свободы. Но свобода в православии понимается не как индивидуализм, а как «своеобразный коллективизм». В Православной Церкви религиозная личность находится внутри религиозного коллектива, который не является по отношению к ней внешним авторитетом. Церковь и личность сосуществуют друг в друге. «Подлинная свобода религиозной совести, свобода духа раскрывается не в изолированной, автономной личности, самоутверждающейся в индивидуализме, а в личности, сознающей себя в сверхличном духовном единстве, в единстве духовного организма, в Теле Христовом, то есть в Церкви... в православии свобода сочетается органически с соборностью, то есть с действие Духа Святаго на религиозный коллектив…»[53]. Антиподом христианства как религии свободы является атеистический коммунизм, требующий принудительного «единства мысли». Непримиримая враждебность коммунизма по отношению к христианству объясняется его претензией на мировоззренческую монополию. Коммунизм воспринимает себя как религию, пришедшую на смену христианству[54]. Спасение в православии понимается «не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром», поэтому «на духовной почве православия возникает стремление ко всеобщему спасению»[55]. Наконец, последней важной чертой в православии, по нению Бердяева, является его эсхатологичность: православие – «наиболее традиционная, наиболее консервативная форма христианства, ибо охраняло древнюю истину, но в нем же заложена возможность наибольшей религиозной новизны, не новизны человеческой мысли и культуры, которая так велика на Западе, но новизны религиозного преображения жизни»; православие «устремлено к Царству Божьему, которое должно явиться не в результате последствий исторической эволюции, а в результате таинственного преображения мира»[56]. Бердяев заключает свою статью призывом, обращенным к христианам всего мира – призывом к открытости, диалогу, христианскому единению[57]. Кроме русского религиозного ренессанса в отечественной философии второй половины XIX – XX веков можно выделить ряд основных направлений (рис. 2.16..[58]). Начало ХХ века в периоде до 1917 года – «Серебряный век» – характеризуется бурным и свободным развитием русской культуры и философии. Философия В.С. Соловьева нашла отклик в творчестве многих философов: С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка и философствующих литераторов: Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, Б.Н. Бугаева (Андрея Белого) и других. Одно из центральных мест в философии этого периода по-прежнему сохраняла проблема судьбы России, которая вышла далеко за рамки «Серебряного века» и актуальна по сей день. В то время многие философы прошли через увлечение марксизмом (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк). Но первая революция 1905 –1907 года отвратила их от социальных революций и материалистических учений, направив интересы в сторону религиозно-идеалистических исканий. В этом «повороте сознания» многих представителей тогдашней интеллигенции важную роль сыграл П.Б. Струве, который сам в 1890-е гг. прошел через увлечение марксизмом и позитивизмом. Особо надо отметить в этот период развитие русского марксизма (учитывая его значение для последующих событий), осуществляемое в работах Г.В. Плеханова, А.А. Богданова, А.В. Луначарского и В.И. Ульянова (Ленина). Рис. 2.16. Русская философия во второй половине XIX–XX вв.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.239 (0.015 с.) |