Основные значения термина «бытие» в истории философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные значения термина «бытие» в истории философии.



Материалистическая философия:

1. Бытие – чувственно воспринимаемая материя.

2. Бытие – фактическое существование чего бы то ни было материального.

3. Бытие – возникновение и уничтожение как разновидность становления материи.

Идеалистическая философия:

1. Бытие – обобщенное существование, либо неразрывно связанное со всеми заполняющими его качествами и количествами, либо имеющее тенденцию освободиться от них и образовать самостоятельную и абсолютную действительность.

2. Бытие – сущее как логическая категория, обобщенная и отвлеченная от заполняющих его качеств и количеств.

3. Бытие – сущее в значении «смысл», «суть».

4. Бытие – реализованная и осуществленная сущность, сначала чувственная, а потом умопостигаемая.

5. Бытие – как нечто самостоятельное и независимое от материи и обладающее божественной силой создавать, осмысливать и направлять и самого себя, и все иное, кроме себя.

6. Бытие – бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект божества и являющихся творческим прообразом всего сущего.

7. Бытие – «чистая деятельность», принимающая весьма разнообразные формы.

8. Бытие – «совпадение противоположностей», стоящее выше всякого субъекта и выше всякого объекта (Платон, Н. Кузанский и др.).

 
 

 

 


Рис. 3.1. Основные формы бытия

«Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, которое на определенных этапах при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению жизни и мыслящих существ»[60] (рис. 3.2–3.4).

Материя есть объективная реальность, отражаемая человеком в его чув­ствах и мыслях. То есть материя являет собой форму объективного бытия (см. рис. 3.2).

Вплоть до второй половины XX в. вещество и энергия рассматривались как две основные формы реальности (рис. 3.4), на основе которых существуют все остальные ее виды, включая такие сложные, как биологическая и социальная.

 

 
 

 


Рис. 3.2. Взаимосвязь понятий «бытие» и «материя»

 
 


Рис. 3.3. Философское и естественнонаучное представления о материи

Однако с возникновением кибернетики и теории информации выяснилось, что исходная субстанция, материя обладают гораздо большей сложностью. Наряду с веществом было введено понятие «поле», которое подобно веществу также обладает массой и энергией. Но даже такое усложненное понимание физической реальности не может объяснить нам как сложную структуру самой этой реальности, так и такие сложные ее формы как биологическую и социальную. Именно поэтому Н. Винер предложил рассматри­вать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации – с другой, и энер­гии – с третьей. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порож­даемых колебаниями вакуума. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существо­вания всех материальных систем, который выражает порядок вещей и явлений в материальном мире (рис. 3.5).

 

 
 

 


Рис. 3.4. Основные этапы формирования представлений о материи

 

Современная наука при объяснении явлений мира ис­ходит из материалистически-монистического понимания субстанции, подразумевая под ней материю как объектив­ную реальность в аспекте единства всех форм её движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении разли­чий и противоположностей. Например, в физических тео­риях последнего времени в качестве субстанции (в отно­сительном смысле) используется понятие физического ва­куума, колебания которого порождают известные нам виды физической реальности.

Следующий шаг в понимании содержания понятия материи был сделан с созданием синергетики, которая пришла к выводу прямо противоположному классической физике. Он гласит, что закон изменения в мире, состоит не в том, что конечное состояние, к которому стремятся все существующие системы, – это хаос, что утверждалось в законе возрастания энтропии, а напротив, порядок.

 

Рис. 3.5. Современные научные представления о структуре материи

 

В рамках синергетического подхода имеет место возврат к учению древнегреческих философов, таких как Эмпедокл, согласно которым мир движется от хаоса к поряд­ку. Этот подход позволяет рассмотреть с принципиально новой точки зрения все основные формы материального бытия и способы их существования.

Самым общим способом существования материи является движение.

Движение – важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. Оно определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи.

Современное понятие движения понимается в научном познании как изменение вообще, и поэтому движение и изменение – это тождественные понятия. Сегодня невозможно рассматривать какой-либо вид бытия, отвлекаясь от его изменения. Поэтому одним из фундаментальных принципов современного взгляда на мир является утверждение о неразрывности реальности и ее изменения. Бытьэто значит изменяться.

В современной науке и философии рассматриваются следующие основные свойства движения:

1. дви­жение неотделимо от материального носителя. Являясь свойством материальных объектов, оно также объектив­но, как и они сами;

2. вся существующая реаль­ность, все ее формы находятся в движении, изменении, т.е. движение универсально, или, как утверждал Герак­лит: «Все течет, все изменяется»;

3. движение противоречиво. Рассматривают три формы его противоре­чивости:

а) двигаться или изменяться – зна­чит быть и не быть одновременно, т. е. быть тем же самым и в то же время другим. Для механического движения это означает быть в данном месте и в то же время в ином. Для современной квантовой механики – это закон существо­вания ее объектов. Движущаяся элементарная частица находится в данном месте и не находится в нем, находит­ся в одном месте и в то же время в другом. Совершенно аналогичными свойствами обладают биологические и со­циальные объекты;

б) изменяющиеся объекты одновременно находятся в покое и в движении. Но всякий по­коящийся объект в действительности находится в постоянном изменении как внешнем, так и внутреннем. Поэто­му говорят, что движение, изменение – абсолютно, покой – относителен (рис.3.6).

в) Единство покоя и движения конкретизируется в тре­тьей форме противоречивости движения – соотношении устойчивости и изменчивости. Все вещи сохраняют свою определенность, поскольку они обладают устойчивостью, т. е. способностью противодействовать силам, которые стремятся изменить их. Но сама эта способность к устойчивости основана на том, что здесь проявляется внутреннее движение, энергия. Гироскоп потому сохраняет устойчивое движение, что он вращается. Земля, например, является таким гироскопом, и потому она сохраняет неизменный наклон своей оси, вращаясь вокруг Солнца, на чем и основана смена времен года. Соотношение устойчивости и из­менчивости играет важную роль как для объяснения мно­гих наблюдаемых явлений природы, так и при создании технических систем.

   
 
 
 
Движение – всякий процесс изменения, всякое взаимодействие, развертывающееся в пространстве и во времени. Покой – результат или способ движения.  

 


Рис. 3.6. Движение и покой

Движение существует в различных формах. Попыт­ки классифицировать формы движения реальности всегда делались в рамках философии.

Основные принципы классифи­кации форм движения:

1) построение их системы от простого к сложному;

2) принцип развития, т.е. классификация должна отражать последовательность развития форм реальности в доступной нам части Вселен­ной;

3) принцип генетического основания: каждая последующая форма реальности должна порождаться уже существующими формами реальности;

4) принцип актуального основания: каждая форма реальности должна основываться на других, уже существу­ющих формах реальности, без которых она не может существовать. Например, биологическая основывается на физико-химических формах, социальная – на биологи­ческой.

Формы движения материи (табл. 3.1, рис. 3.7) – основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. В научной классификации форм движения материи необходимо учитывать: 1) специфику материальных объектов – носителей движения, 2) наличие общих законов для данной формы движения, 3) закономерности исторического развития материи и движения от простейших до наиболее общих форм.

 

Таблица 3.1

 

Основные группы форм движения материи (ФДМ)  
ФДМ неорганической природы ФДМ в живой природе Общественные ФДМ
Пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей; движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химическую ФДМ; геологические ФДМ; тепловые процессы; изменение агрегатных состояний; звуковые колебания и др.; изменение космических систем различных размеров Совокупность жизненных процессов в организмах и надорганизменных системах: обмен веществ, процессы отражения, различные отношения в биоценозах, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и с обществом Многообразные проявления сознательной деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности

 

Всякое развитие есть движение, но не всякое движение представляет развитие. Категория движе­ния является более общей, она больше по своему объему, чем категория развития. Однако последняя богаче по содер­жанию, чем категория движения.

Движение есть всякое взаимодействие и вызываемое им изменение (процесс + ре­зультат) (рис. 3.8). В понятии движения не отражается механизм вза­имодействия и изменения, в форме которого реализуется система закономерных связей и отношений предмета, не говоря уже о направленности из­менений. Другими словами, понятие движения представ­ляет собой двойную абстракцию. При рассмотрении движения мы абстрагируемся, во-первых, от механизма измене­ний (как? и почему?), и, во-вторых, от их направленности (куда? и в каком направлении?). В категории развития ука­занные моменты получают должное отражение, и тем са­мым она конкретизирует категорию движения. Развитие есть закономерное, необратимое, определенно направлен­ное взаимодействие, генерирующее новое качество предмета (процесс + механизм + направленность + результат).

 

 
 

 


 
 

 

 


Рис. 3.7. Классификация форм движения материи

 

 

 
 

 


Рис. 3.8. Соотношение движения и развития

 

Если движение представляет собой общий способ существования материального мира, то пространство и время являются общими формами его существования (рис. 3.9).

Простран­ствоэто мера бытия, покоя, устойчивости в движении. Различные формы бытия сосуществуют в пространстве.

Времяэто мера небытия, изменчивости, неустойчивос­ти в движении. Время представляет собой последователь­ную смену состояний предмета действительности, смену событий. Пространство и время неразрывно связаны меж­ду собой и обладают следующими свойствами: 1) они неотде­лимы от своего материального носителя; 2) они объективны; 3) универсальны; 4) противоре­чивы (одновременно конечны и бесконечны, абсолютны и относительны). Частные свойства пространства и време­ни определяются характеристиками тех материальных объектов, формой которых они являются.

В классической науке пространство и время рассмат­ривались как независимые друг от друга и от тех процес­сов, которые в них происходят. Благодаря созданию тео­рии относительности было выяснено, что в действительно­сти пространство и время – это стороны одного и того же явления. Поэтому было введено понятие пространствен­но-временного континуума. Оказалось, что пространство и время определяются теми процессами, событиями, ко­торые в них возникают и существуют. Поэтому самое простое представление о реальности – это представление о том, что мир есть множество (континуум) событий, кото­рое имеет четыре измерения: три из них пространствен­ные, а четвертое – время.

Философию, прежде всего, интересует вопрос об отношении времени и пространства к материи, т.е. являются ли время и пространство реальными или это чистые абстракции. Философы-идеалисты отрицают зависимость времени и пространства от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер времени и пространства. В том, что время и пространство неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время же – последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении – от прошлого к будущему.

 

 
 

 


Рис. 3.8. Формирование представлений о пространстве и времени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.027 с.)