Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные значения термина «бытие» в истории философии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Материалистическая философия: 1. Бытие – чувственно воспринимаемая материя. 2. Бытие – фактическое существование чего бы то ни было материального. 3. Бытие – возникновение и уничтожение как разновидность становления материи. Идеалистическая философия: 1. Бытие – обобщенное существование, либо неразрывно связанное со всеми заполняющими его качествами и количествами, либо имеющее тенденцию освободиться от них и образовать самостоятельную и абсолютную действительность. 2. Бытие – сущее как логическая категория, обобщенная и отвлеченная от заполняющих его качеств и количеств. 3. Бытие – сущее в значении «смысл», «суть». 4. Бытие – реализованная и осуществленная сущность, сначала чувственная, а потом умопостигаемая. 5. Бытие – как нечто самостоятельное и независимое от материи и обладающее божественной силой создавать, осмысливать и направлять и самого себя, и все иное, кроме себя. 6. Бытие – бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект божества и являющихся творческим прообразом всего сущего. 7. Бытие – «чистая деятельность», принимающая весьма разнообразные формы. 8. Бытие – «совпадение противоположностей», стоящее выше всякого субъекта и выше всякого объекта (Платон, Н. Кузанский и др.).
Рис. 3.1. Основные формы бытия «Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, которое на определенных этапах при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению жизни и мыслящих существ»[60] (рис. 3.2–3.4). Материя есть объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях. То есть материя являет собой форму объективного бытия (см. рис. 3.2). Вплоть до второй половины XX в. вещество и энергия рассматривались как две основные формы реальности (рис. 3.4), на основе которых существуют все остальные ее виды, включая такие сложные, как биологическая и социальная.
Рис. 3.2. Взаимосвязь понятий «бытие» и «материя» Рис. 3.3. Философское и естественнонаучное представления о материи Однако с возникновением кибернетики и теории информации выяснилось, что исходная субстанция, материя обладают гораздо большей сложностью. Наряду с веществом было введено понятие «поле», которое подобно веществу также обладает массой и энергией. Но даже такое усложненное понимание физической реальности не может объяснить нам как сложную структуру самой этой реальности, так и такие сложные ее формы как биологическую и социальную. Именно поэтому Н. Винер предложил рассматривать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации – с другой, и энергии – с третьей. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемых колебаниями вакуума. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем, который выражает порядок вещей и явлений в материальном мире (рис. 3.5).
Рис. 3.4. Основные этапы формирования представлений о материи
Современная наука при объяснении явлений мира исходит из материалистически-монистического понимания субстанции, подразумевая под ней материю как объективную реальность в аспекте единства всех форм её движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей. Например, в физических теориях последнего времени в качестве субстанции (в относительном смысле) используется понятие физического вакуума, колебания которого порождают известные нам виды физической реальности. Следующий шаг в понимании содержания понятия материи был сделан с созданием синергетики, которая пришла к выводу прямо противоположному классической физике. Он гласит, что закон изменения в мире, состоит не в том, что конечное состояние, к которому стремятся все существующие системы, – это хаос, что утверждалось в законе возрастания энтропии, а напротив, порядок.
Рис. 3.5. Современные научные представления о структуре материи
В рамках синергетического подхода имеет место возврат к учению древнегреческих философов, таких как Эмпедокл, согласно которым мир движется от хаоса к порядку. Этот подход позволяет рассмотреть с принципиально новой точки зрения все основные формы материального бытия и способы их существования. Самым общим способом существования материи является движение. Движение – важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. Оно определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Современное понятие движения понимается в научном познании как изменение вообще, и поэтому движение и изменение – это тождественные понятия. Сегодня невозможно рассматривать какой-либо вид бытия, отвлекаясь от его изменения. Поэтому одним из фундаментальных принципов современного взгляда на мир является утверждение о неразрывности реальности и ее изменения. Быть – это значит изменяться. В современной науке и философии рассматриваются следующие основные свойства движения: 1. движение неотделимо от материального носителя. Являясь свойством материальных объектов, оно также объективно, как и они сами; 2. вся существующая реальность, все ее формы находятся в движении, изменении, т.е. движение универсально, или, как утверждал Гераклит: «Все течет, все изменяется»; 3. движение противоречиво. Рассматривают три формы его противоречивости: а) двигаться или изменяться – значит быть и не быть одновременно, т. е. быть тем же самым и в то же время другим. Для механического движения это означает быть в данном месте и в то же время в ином. Для современной квантовой механики – это закон существования ее объектов. Движущаяся элементарная частица находится в данном месте и не находится в нем, находится в одном месте и в то же время в другом. Совершенно аналогичными свойствами обладают биологические и социальные объекты; б) изменяющиеся объекты одновременно находятся в покое и в движении. Но всякий покоящийся объект в действительности находится в постоянном изменении как внешнем, так и внутреннем. Поэтому говорят, что движение, изменение – абсолютно, покой – относителен (рис.3.6). в) Единство покоя и движения конкретизируется в третьей форме противоречивости движения – соотношении устойчивости и изменчивости. Все вещи сохраняют свою определенность, поскольку они обладают устойчивостью, т. е. способностью противодействовать силам, которые стремятся изменить их. Но сама эта способность к устойчивости основана на том, что здесь проявляется внутреннее движение, энергия. Гироскоп потому сохраняет устойчивое движение, что он вращается. Земля, например, является таким гироскопом, и потому она сохраняет неизменный наклон своей оси, вращаясь вокруг Солнца, на чем и основана смена времен года. Соотношение устойчивости и изменчивости играет важную роль как для объяснения многих наблюдаемых явлений природы, так и при создании технических систем.
Рис. 3.6. Движение и покой Движение существует в различных формах. Попытки классифицировать формы движения реальности всегда делались в рамках философии. Основные принципы классификации форм движения: 1) построение их системы от простого к сложному; 2) принцип развития, т.е. классификация должна отражать последовательность развития форм реальности в доступной нам части Вселенной; 3) принцип генетического основания: каждая последующая форма реальности должна порождаться уже существующими формами реальности; 4) принцип актуального основания: каждая форма реальности должна основываться на других, уже существующих формах реальности, без которых она не может существовать. Например, биологическая основывается на физико-химических формах, социальная – на биологической. Формы движения материи (табл. 3.1, рис. 3.7) – основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. В научной классификации форм движения материи необходимо учитывать: 1) специфику материальных объектов – носителей движения, 2) наличие общих законов для данной формы движения, 3) закономерности исторического развития материи и движения от простейших до наиболее общих форм.
Таблица 3.1
Всякое развитие есть движение, но не всякое движение представляет развитие. Категория движения является более общей, она больше по своему объему, чем категория развития. Однако последняя богаче по содержанию, чем категория движения. Движение есть всякое взаимодействие и вызываемое им изменение (процесс + результат) (рис. 3.8). В понятии движения не отражается механизм взаимодействия и изменения, в форме которого реализуется система закономерных связей и отношений предмета, не говоря уже о направленности изменений. Другими словами, понятие движения представляет собой двойную абстракцию. При рассмотрении движения мы абстрагируемся, во-первых, от механизма изменений (как? и почему?), и, во-вторых, от их направленности (куда? и в каком направлении?). В категории развития указанные моменты получают должное отражение, и тем самым она конкретизирует категорию движения. Развитие есть закономерное, необратимое, определенно направленное взаимодействие, генерирующее новое качество предмета (процесс + механизм + направленность + результат).
Рис. 3.7. Классификация форм движения материи
Рис. 3.8. Соотношение движения и развития
Если движение представляет собой общий способ существования материального мира, то пространство и время являются общими формами его существования (рис. 3.9). Пространство – это мера бытия, покоя, устойчивости в движении. Различные формы бытия сосуществуют в пространстве. Время – это мера небытия, изменчивости, неустойчивости в движении. Время представляет собой последовательную смену состояний предмета действительности, смену событий. Пространство и время неразрывно связаны между собой и обладают следующими свойствами: 1) они неотделимы от своего материального носителя; 2) они объективны; 3) универсальны; 4) противоречивы (одновременно конечны и бесконечны, абсолютны и относительны). Частные свойства пространства и времени определяются характеристиками тех материальных объектов, формой которых они являются. В классической науке пространство и время рассматривались как независимые друг от друга и от тех процессов, которые в них происходят. Благодаря созданию теории относительности было выяснено, что в действительности пространство и время – это стороны одного и того же явления. Поэтому было введено понятие пространственно-временного континуума. Оказалось, что пространство и время определяются теми процессами, событиями, которые в них возникают и существуют. Поэтому самое простое представление о реальности – это представление о том, что мир есть множество (континуум) событий, которое имеет четыре измерения: три из них пространственные, а четвертое – время. Философию, прежде всего, интересует вопрос об отношении времени и пространства к материи, т.е. являются ли время и пространство реальными или это чистые абстракции. Философы-идеалисты отрицают зависимость времени и пространства от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер времени и пространства. В том, что время и пространство неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время же – последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении – от прошлого к будущему.
Рис. 3.8. Формирование представлений о пространстве и времени
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.009 с.) |