Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие философии в Средние века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Христианская философия первых веков. Период патристики. Августин Аврелий. Византийская философия. 2. Западноевропейская схоластика. Фома Аквинский. 3. Особенности философии арабо-мусульманского мира: а) Калам; б) мусульманский перипатетизм; в) суфизм.
Основные понятия: патристика,схоластика, универсалии, номинализм, реализм, томизм, эмпиризм, рационализм, априоризм. Средневековая философия – важный содержательный и продолжительный этап в истории философии, связанный, прежде всего, с христианством (примерно V–XV вв.). Христианство возникло в I веке н.э. в восточной провинции Римской Империи – Палестине и в дальнейшем широко распространилось по всей империи и за ее пределами. В 325 г. Император Константин издал указ, по которому христианство стало государственной религией Римской империи, а в IV в. (ок. 395 г.) император Феодосий Великий своим указом запретил языческие религии и закрыл все языческие храмы. После этого христианство осталось единственной официальной религией в империи. В 529 г. Император Юстиниан закрывает последнюю языческую школу – платоновскую Академию в Афинах. Весь процесс становления христианства можно условно разделить на следующие периоды: Патристика (0 –VI в. н.э.) – время действия отцов церкви, учения которых стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения; Анализ возможностей Слова (V – Х вв.) – стремление к постижению христианской идеи творения мира по Слову и Его воплощения в мире; Схоластика (Х—ХV вв.) – этап средневековой философии, когда систематизировалось католическое христианское вероучение. Становление христианской философии в период патристики включает в себя ряд этапов (рис. 2.6).
Рисунок 2.6. Основные этапы христианской философии первых веков. Время существования Византии (Восточной Римской империи) охватывает период с 395 г., когда умер император Феодосий Великий, поделивший Римскую Империю между двумя своими сыновьями, и до 1453 г., когда турки захватили и разграбили Константинополь. В истории Византийской философии выделяются три основных периода: ранний – IV - первая половина VII вв., связанный с именем Максима Исповедника. Средний период – вторая половина VII - XII вв. (Иоанн Дамаскин) – характеризуется возникновением и развитием византийской схоластики. В поздний период - XIII XV вв. – наиболее интересным течением можно считать исихазм, философские идеи которого отразил Григорий Палама, а также Сергий Радонежский (причисленные после смерти к лику святых). В отличие от современной ей европейской средневековой философии, Византийская философия характеризовалась значительно лучшим знанием античного философского наследия (поскольку Византия в отличие от Западной Европы не знала перебоя в культурной преемственности). К тому же подавляющая часть античного философского наследия была написана на греческом языке, который был государственным языком Византии. Здесь, в условиях сильной централизованной власти, имело место значительно большее, чем в Западной Европе, проникновение христианской догматики в философскую мысль. Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 750) — византийский богослов и поэт Иоанн Мансур из Дамаска — знаменует собой историко-философскую веху: завершение патристической эпохи и начало схоластической. Церковное вероучение было выработано; требовалось обработать и формализовать его, соотнеся с ним тезисы античной философии и данные отдельных наук. Уже Леонтий Византийский (ум. в 543 г.) ставил на место патристического умозрения метод скрупулезного расчленения понятий и отыскания нового понятия; Иоанн Дамаскин впервые перенес этот метод на все содержание христианского вероучения, предвосхитив этим «Суммы» Фомы Аквинского. Главный труд Иоанна – «Источник знания»; он распадается на две части – «Диалектику» и «Точное изложение православной веры». «Точное изложение православной веры» было еще в XII веке переведено на латинский язык Бургундионом из Пизы и послужило моделью для поздней схоластики (в частности, для Петра Ломбардского, Альберта Великого и Фомы Аквинского). «Источник знания» в целом был важнейшим авторитетом и для мыслителей Древней Руси, Грузии и других христианских стран. Аврелий Августин Блаженный (354 – 430) – крупнейший представитель западной патристики. Центральная тема его учения – человеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Бог есть Абсолютное Добро, т.е. истинная цель, к которой должно стремиться. Свобода – следование Божьей воле, любви к Богу. Основные труды: «О Граде Божьем», «Исповедь», «О порядке», «О Троице» и др. Первое тысячелетие было временем распространения христианства, ознаменованного расцветом христианской святости, и формирования канонической структуры Христианской Церкви. Главным центром Запада был Рим, на Востоке действовали четыре Патриархата, из которых первенствующее значение приобрел Константинополь. Разобщение между церквями Востока и Запада с каждым годом усиливалось. Также первое тысячелетие было временем становления и развития христианского вероучения, получившего в течение этого периода вполне законченный характер. Тогда же были определены основные правила христианского богослужения при сохранении центрального значения евхаристической Литургии. Именно в первом тысячелетии сформировался годичный круг церковных праздников, главным из которых был и остается Праздник Воскресения Христова (Пасха), а также установлены посты (многодневные и однодневные). В течение этого времени бурно развивались архитектура и искусство, а также были сформированы основные принципы церковного пения. В начале второго тысячелетия разногласия между Константинополем и Римом продолжали усиливаться, что, в конечном итоге, привело к окончательному расколу христианской церкви в 1504 году на Римско-католическую и Православную[20]. Схоластика – заключительный период христианской средневековой философии. Она разрабатывалась преимущественно в Западной Европе. Вершиной зрелой схоластики считается философия Фомы Аквинского (1224/5 – 1274). Он создал наиболее влиятельное в католическом мире философское учение – томизм. В системе Фомы нашли свое продолжение античный рационализм, индивидуализм, юридизм вместе с христианским теоцентризмом и персонализмом. Фома Аквинский выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога. Суть его пяти доказательств такова, что в мире существует иерархия: 1) источников движения, значит, на вершине ее должен быть внешний перводвигатель; 2) производящих причин, они должны восходить к конечной производящей причине; 3) необходимого, пределом здесь должна быть безусловная необходимость; 4) совершенного, венцом его должно быть абсолютное совершенство; 5) целей, они должны подниматься к высшей цели. А перводвигатель. Первичную производящую причину, безусловную необходимость, абсолютное совершенство, т.е., заключает Фома, «разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе …, мы именуем Богом». Специфика средневековой христианской философии (рис. 2.7) заключается в следующих положениях. 1. Ей был свойственен библейский традиционализм и ретроспективность. Библия – отправной источник и мера оценки любых теорий философии. Идея единого уникального Бога, находящегося в трансцедентном мире. Такая концепция исключает многобожие в любом варианте и утверждает идею о единой сущности мира. 2. Поскольку Библия понималась как полный свод законов бытия и повелений Бога, особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного понимания и истолкования положений Завета. Соответственно, вся философия была «экзегична» в своих формах, т.е. очень много внимания обращалось на текст произведений, способы его толкования. Библейские тексты стали началом и концом любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (текст как основа для собственных размышлений). 3. Философии Средневековья была присуща тенденция к назидательности, учительству. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. В целом средневековая философия была по духу оптимистична, физическая природа мира, история в отдельных проявлениях, ряд моральных требований постигались умом человека, а религиозные проблемы – откровением. В отличие от античной философии, где считалось, что истиной надо овладеть, средневековый мир пребывал в уверенности, что истина открыта в Священном Писании. Таким образом, истина сама должна была овладеть человеком, проникнуть в него. Полагалось, что человек должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Рис. 2.7. Основные идеи средневековой христианской философии В VII в. На территории Аравии зародилась новая мировая религия – ислам, или мусульманство, основоположником которого был Мухаммад (570 – 632), почитаемый мусульманами как пророк и посланник Аллаха. Примерно с 610 года Мухаммад начинает проповедовать исламское вероучение. Открытая проповедь ислама, критиковавшего языческую религию, была враждебно встречена в Мекке. Начались преследования мусульман. Около 620 года Мухаммаду удалось заключить союз с жителями Медины, признавшими пророческую миссию Мухаммада и принявшими ислам. Большинство мусульман переселилось в Медину, а в августе 622 года туда же прибыл и Мухаммад. Первый день первого месяца по лунному календарю этого года был принят за отправную точку нового летоисчисления, которое получило наименование летоисчисления по хиджре (хиджра – «переезд», «переселение»). В Медине возникла исламская община – умма – живущая по исламскому Закону (шариату) и которая не должна исчезнуть до конца времен (Судного дня). Мухаммад выступал не только как пророк и посланник, но и как глава общины, возглавивший ее духовную, социально-экономическую и политическую жизнь, а также ряд военных походов и сражений. В итоге в 630 году войско мусульман почти беспрепятственно вступило в Мекку. После смерти Мухаммада в 632 году возник вопрос о главе верующих и о политическом руководителе. Споры вокруг проблемы легитимного перехода власти после Мухаммада привели к расколу. Часть мусульман склонилась к мнению, что глава общины, халиф должен быть избран и что только курайшиты, соплеменники Мухаммада, имеют на это право. Впоследствии их стали называть суннитами («люди сунны и общины»). Сунниты составляют подавляющее большинство мусульман и во многом в силу этого считают себя выразителями подлинного ислама. Другая группа мусульман утверждала, что власть должна была перейти к потомкам Мухаммада по мужской линии. Ближайшим наследником оказался Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат и зять Мухаммада. Шииты (араб. «сторонники Али») считают, что переход власти к суннитам означает узурпацию власти. Для шиитов характерен пафос борьбы за восстановление попранной справедливости и сопротивления несправедливому большинству. Сегодня на их долю приходится порядка 10 % от общей численности мусульман. Тем не менее, они считают себя выразителями основ ислама, предполагающих подлинную социальную справедливость и политического устройства, завещанного Мухаммадом. Сунниты и шииты составили две основные ветви ислама, которые существенно разошлись в области вероучения, представлениях о человеке, устройстве политической власти и других вопросах [21]. Арабо-мусульманская философия – это традиция философской рефлексии, возникшая и развившаяся в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации и претерпевшая в наши дни значительную трансформацию под влиянием западной цивилизации и философии. История арабо-мусульманской философии включает три основных этапа: классический или средневековый (VIII – XIV вв.); постклассический (XIV – XIX вв.); современный (вторая половина XIX в. – наст.вр.). В классический период возникают и получают развитие пять основных философских направлений и школ: мутазилизм, фальсафа, исмаилизм, ишракизм и суфизм. Каждое из них предложило свое решение по основным философским вопросам, отличные от решений других школ; в силу этого взаимная полемика была весьма напряженной. Первой формой мусульманской философии стал калам (араб. «беседа, рассуждение»), развивавшийся с начала VIII века по XV век. Он представляет собой первую попытку рационального обоснования религиозных идей ислама. Сторонников калама называют мутакаллимами или мутазилитами[22]. Мутазилиты выступали против буквального понимания Корана, отстаивая его аллегорическое истолкование. Они отстаивали идею свободы воли человека, а значит, и ответственность человека за свои поступки. Мутазилиты придерживались представления об атомарном строении мира: атомы понимались как непротяженные частицы, каждой из которых постоянно управляет Аллах. К числу активно обсуждаемых мутазилитами вопросов относились и проблема единства Бога и его атрибутов. С Х в. развивается мусульманский перипатетизм (фальсафа). Его «первым учителем» считался Аристотель. Первым арабским представителем фальсафы был Ал – Кинди (ум. в 873 г.), затем Ал – Фараби (ум. в 950 г.), оказавший влияние на становление Ибн Сины (Авиценны) (980 – 1037) как философа – крупнейшего представителя восточного перипатетизма. Ибн Сина написал более 200 книг, наиболее известная из них – «Канон врачебной науки» – вплоть до Нового времени была основным учебником по медицине, как в мусульманском, так и в христианском мире. Начало западному перипатетизму положил Ибн – Баджа (казнен в 1138 г.), частично его идеи развивал Ибн-Туфайл (1100 – 1185). Крупнейшим представителем западного перипатетизма является Ибн – Рушд (Аверроэс) (1126 – 1198). Аверроэс утверждал, в частности, что существуют две истины: одна подлинная – философская, а другая – религиозная, являющаяся заменой философской для всех других людей. О философских истинах не философам лучше ничего не говорить. Эта позиция в дальнейшем сыграла важнейшую роль в определении роли теологии по отношению к науке и философии. В Парижском университете в XIII веке аверроизм существовал как особое направление (главой был Сигер Брабантский). Ишракизм (от араб. «озарение») – на раннем этапе стал результатом переосмысления иранской культуры и развивался фактически только иранскими философами. Позднее ишракизм утратил свою оригинальность и сблизился с фальсафой, суфизмом, шиитской доктринальной мыслью[23]. Возникновение исмаилизма, одного из ответвлений шиизма, относится ко второй половине VIII века, а свой законченный характер приобретает в трудах Хамид ад-Дина ал-Кирмани (кон. X – нач. XI вв.), наиболее выдающегося исмаилитского философа[24]. Важное место в мусульманской философии заняла мистическая философия, прежде всего, суфизм, возникший в VIII веке в Ираке и Сирии. Оформление суфийского философского учения произошло в работах Ибн – Араби (1165 – 1240). Суфизм – чрезвычайно сложное явление арабо-мусульманской культуры. Он может рассматриваться как мистико-аскетическое учение, как духовная практика, как мистическое мировидение и мировосприятие, как особый стиль поведения и самовыражения и даже как социально-политическая организация. Учение о мистическом познании объединяет все направления, существующие в рамках суфизма, поскольку оно является одним из постулатов суфийской идеологии. В этом смысле суфизм есть исламский мистицизм, в основе которого – учение о «Пути», ведущем человека через морально-этическое очищение и самосовершенствование к постижению «божественных истин». Спор о допустимости суфизма продолжается в исламе и до наших дней. Парадигмальные представления классического периода выражаются в следующем. Абсолютно единое, вечное первоначало порождает множественный, временной мир. Понимание способа связи первоначала и мира, единства и множественности, вечного и временного составило основное содержание онтологии. Человек занимает «промежуточное» положение между первоначалом и миром и в этом смысле соединяет их. Как может быть истолковано это «соединение» в человеке двух противоположных полюсов, каково отношение к первоначалу и к множественному миру – на эти вопросы отвечает гносеология и этика. Онтология, гносеология и этика составили основное содержание классической арабо-мусульманской философии[25].
Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте период патристики христианского средневековья. 2. Назовите наиболее крупных представителей западной и восточной патристики. 3. В чем сосотоит специфика Византийской философии? 4. В каком году произошло окончательное разделение восточной и западной Церквей? 5.. Что такое томизм и кто был его основателем? 6. Чем отличается понимание человека в средневековой философии от античной? 7. Назовите основные этапы становления мусульманской философии. 8. Как называются две основные ветви ислама?
Исторические типы философии:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.011 с.) |