Развитие философии в Средние века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие философии в Средние века.



1. Христианская философия первых веков. Период патристики. Августин Аврелий. Византийская философия.

2. Западноевропейская схоластика. Фома Аквинский.

3. Особенности философии арабо-мусульманского мира: а) Калам; б) мусульманский перипатетизм; в) суфизм.

 

Основные понятия: патристика,схоластика, универсалии, номинализм, реализм, томизм, эмпиризм, рационализм, априоризм.

Средневековая философия – важный содержательный и продолжительный этап в истории философии, связанный, прежде всего, с христианством (примерно V–XV вв.).

Христианство возникло в I веке н.э. в восточной провинции Римской Империи – Палестине и в дальнейшем широко распространилось по всей империи и за ее пределами.

В 325 г. Император Константин издал указ, по которому христианство стало государственной религией Римской империи, а в IV в. (ок. 395 г.) император Феодосий Великий своим указом запретил языческие религии и закрыл все языческие храмы. После этого христианство осталось единственной официальной религией в империи. В 529 г. Император Юстиниан закрывает последнюю языческую школу – платоновскую Академию в Афинах.

Весь процесс становления христианства можно условно разделить на следующие периоды:

Патристика (0 –VI в. н.э.) – время действия отцов церкви, учения которых стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения;

Анализ возможностей Слова (V – Х вв.) – стремление к постижению христианской идеи творения мира по Слову и Его воплощения в мире;

Схоластика (Х—ХV вв.) – этап средневековой философии, когда систематизировалось католическое христианское вероучение.

Становление христианской философии в период патристики включает в себя ряд этапов (рис. 2.6).

 

Рисунок 2.6. Основные этапы христианской философии первых веков.

Время существования Византии (Восточной Римской империи) охватывает период с 395 г., когда умер император Феодосий Великий, поделивший Римскую Империю между двумя своими сыновьями, и до 1453 г., когда турки захватили и разграбили Константинополь.

В истории Византийской философии выделяются три основных периода: ранний – IV - первая половина VII вв., связанный с именем Максима Исповедника. Средний период – вторая половина VII - XII вв. (Иоанн Дамаскин) – характеризуется возникновением и развитием византийской схоластики. В поздний период - XIII XV вв. – наиболее интересным течением можно считать исихазм, философские идеи которого отразил Григорий Палама, а также Сергий Радонежский (причисленные после смерти к лику святых).

В отличие от современной ей европейской средневековой философии, Византийская философия характеризовалась значительно лучшим знанием античного философского наследия (поскольку Византия в отличие от Западной Европы не знала перебоя в культурной преемственности). К тому же подавляющая часть античного философского наследия была написана на греческом языке, который был государственным языком Византии. Здесь, в условиях сильной централизованной власти, имело место значительно большее, чем в Западной Европе, проникновение христианской догматики в философскую мысль.

Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 750) — византийский богослов и поэт Иоанн Мансур из Дамаска — знаменует собой историко-философскую веху: завершение патристической эпохи и начало схоластической. Церковное вероучение было выработано; требовалось обработать и формализовать его, соотнеся с ним тезисы античной философии и данные отдельных наук. Уже Леонтий Византийский (ум. в 543 г.) ставил на место патристического умозрения метод скрупулезного расчленения понятий и отыскания нового понятия; Иоанн Дамаскин впервые перенес этот метод на все содержание христианского вероучения, предвосхитив этим «Суммы» Фомы Аквинского. Главный труд Иоанна – «Источник знания»; он распадается на две части – «Диалектику» и «Точное изложение православной веры».

«Точное изложение православной веры» было еще в XII веке переведено на латинский язык Бургундионом из Пизы и послужило моделью для поздней схоластики (в частности, для Петра Ломбардского, Альберта Великого и Фомы Аквинского). «Источник знания» в целом был важнейшим авторитетом и для мыслителей Древней Руси, Грузии и других христианских стран.

Аврелий Августин Блаженный (354 – 430) – крупнейший представитель западной патристики. Центральная тема его учения – человеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Бог есть Абсолютное Добро, т.е. истинная цель, к которой должно стремиться. Свобода – следование Божьей воле, любви к Богу. Основные труды: «О Граде Божьем», «Исповедь», «О порядке», «О Троице» и др.

Первое тысячелетие было временем распространения христианства, ознаменованного расцветом христианской святости, и формирования канонической структуры Христианской Церкви. Главным центром Запада был Рим, на Востоке действовали четыре Патриархата, из которых первенствующее значение приобрел Константинополь. Разобщение между церквями Востока и Запада с каждым годом усиливалось.

Также первое тысячелетие было временем становления и развития христианского вероучения, получившего в течение этого периода вполне законченный характер. Тогда же были определены основные правила христианского богослужения при сохранении центрального значения евхаристической Литургии.

Именно в первом тысячелетии сформировался годичный круг церковных праздников, главным из которых был и остается Праздник Воскресения Христова (Пасха), а также установлены посты (многодневные и однодневные). В течение этого времени бурно развивались архитектура и искусство, а также были сформированы основные принципы церковного пения.

В начале второго тысячелетия разногласия между Константинополем и Римом продолжали усиливаться, что, в конечном итоге, привело к окончательному расколу христианской церкви в 1504 году на Римско-католическую и Православную[20].

Схоластика – заключительный период христианской средневековой философии. Она разрабатывалась преимущественно в Западной Европе. Вершиной зрелой схоластики считается философия Фомы Аквинского (1224/5 – 1274). Он создал наиболее влиятельное в католическом мире философское учение – томизм. В системе Фомы нашли свое продолжение античный рационализм, индивидуализм, юридизм вместе с христианским теоцентризмом и персонализмом.

Фома Аквинский выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога. Суть его пяти доказательств такова, что в мире существует иерархия:

1) источников движения, значит, на вершине ее должен быть внешний перводвигатель;

2) производящих причин, они должны восходить к конечной производящей причине;

3) необходимого, пределом здесь должна быть безусловная необходимость;

4) совершенного, венцом его должно быть абсолютное совершенство;

5) целей, они должны подниматься к высшей цели. А перводвигатель. Первичную производящую причину, безусловную необходимость, абсолютное совершенство, т.е., заключает Фома, «разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе …, мы именуем Богом».

Специфика средневековой христианской философии (рис. 2.7) заключается в следующих положениях.

1. Ей был свойственен библейский традиционализм и ретроспективность. Библия – отправной источник и мера оценки любых теорий философии. Идея единого уникального Бога, находящегося в трансцедентном мире. Такая концепция исключает многобожие в любом варианте и утверждает идею о единой сущности мира.

2. Поскольку Библия понималась как полный свод законов бытия и повелений Бога, особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного понимания и истолкования положений Завета. Соответственно, вся философия была «экзегична» в своих формах, т.е. очень много внимания обращалось на текст произведений, способы его толкования. Библейские тексты стали началом и концом любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (текст как основа для собственных размышлений).

3. Философии Средневековья была присуща тенденция к назидательности, учительству. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу.

В целом средневековая философия была по духу оптимистична, физическая природа мира, история в отдельных проявлениях, ряд моральных требований постигались умом человека, а религиозные проблемы – откровением. В отличие от античной философии, где считалось, что истиной надо овладеть, средневековый мир пребывал в уверенности, что истина открыта в Священном Писании. Таким образом, истина сама должна была овладеть человеком, проникнуть в него. Полагалось, что человек должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог.

Рис. 2.7. Основные идеи средневековой христианской философии

В VII в. На территории Аравии зародилась новая мировая религия – ислам, или мусульманство, основоположником которого был Мухаммад (570 – 632), почитаемый мусульманами как пророк и посланник Аллаха.

Примерно с 610 года Мухаммад начинает проповедовать исламское вероучение. Открытая проповедь ислама, критиковавшего языческую религию, была враждебно встречена в Мекке. Начались преследования мусульман.

Около 620 года Мухаммаду удалось заключить союз с жителями Медины, признавшими пророческую миссию Мухаммада и принявшими ислам. Большинство мусульман переселилось в Медину, а в августе 622 года туда же прибыл и Мухаммад. Первый день первого месяца по лунному календарю этого года был принят за отправную точку нового летоисчисления, которое получило наименование летоисчисления по хиджре (хиджра – «переезд», «переселение»). В Медине возникла исламская община – умма – живущая по исламскому Закону (шариату) и которая не должна исчезнуть до конца времен (Судного дня).

Мухаммад выступал не только как пророк и посланник, но и как глава общины, возглавивший ее духовную, социально-экономическую и политическую жизнь, а также ряд военных походов и сражений. В итоге в 630 году войско мусульман почти беспрепятственно вступило в Мекку.

После смерти Мухаммада в 632 году возник вопрос о главе верующих и о политическом руководителе. Споры вокруг проблемы легитимного перехода власти после Мухаммада привели к расколу. Часть мусульман склонилась к мнению, что глава общины, халиф должен быть избран и что только курайшиты, соплеменники Мухаммада, имеют на это право. Впоследствии их стали называть суннитами («люди сунны и общины»). Сунниты составляют подавляющее большинство мусульман и во многом в силу этого считают себя выразителями подлинного ислама.

Другая группа мусульман утверждала, что власть должна была перейти к потомкам Мухаммада по мужской линии. Ближайшим наследником оказался Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат и зять Мухаммада. Шииты (араб. «сторонники Али») считают, что переход власти к суннитам означает узурпацию власти. Для шиитов характерен пафос борьбы за восстановление попранной справедливости и сопротивления несправедливому большинству. Сегодня на их долю приходится порядка 10 % от общей численности мусульман. Тем не менее, они считают себя выразителями основ ислама, предполагающих подлинную социальную справедливость и политического устройства, завещанного Мухаммадом.

Сунниты и шииты составили две основные ветви ислама, которые существенно разошлись в области вероучения, представлениях о человеке, устройстве политической власти и других вопросах [21].

Арабо-мусульманская философия – это традиция философской рефлексии, возникшая и развившаяся в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации и претерпевшая в наши дни значительную трансформацию под влиянием западной цивилизации и философии. История арабо-мусульманской философии включает три основных этапа: классический или средневековый (VIII – XIV вв.); постклассический (XIV – XIX вв.); современный (вторая половина XIX в. – наст.вр.). В классический период возникают и получают развитие пять основных философских направлений и школ: мутазилизм, фальсафа, исмаилизм, ишракизм и суфизм. Каждое из них предложило свое решение по основным философским вопросам, отличные от решений других школ; в силу этого взаимная полемика была весьма напряженной.

Первой формой мусульманской философии стал калам (араб. «беседа, рассуждение»), развивавшийся с начала VIII века по XV век. Он представляет собой первую попытку рационального обоснования религиозных идей ислама. Сторонников калама называют мутакаллимами или мутазилитами[22].

Мутазилиты выступали против буквального понимания Корана, отстаивая его аллегорическое истолкование. Они отстаивали идею свободы воли человека, а значит, и ответственность человека за свои поступки. Мутазилиты придерживались представления об атомарном строении мира: атомы понимались как непротяженные частицы, каждой из которых постоянно управляет Аллах. К числу активно обсуждаемых мутазилитами вопросов относились и проблема единства Бога и его атрибутов.

С Х в. развивается мусульманский перипатетизм (фальсафа). Его «первым учителем» считался Аристотель. Первым арабским представителем фальсафы был Ал – Кинди (ум. в 873 г.), затем Ал – Фараби (ум. в 950 г.), оказавший влияние на становление Ибн Сины (Авиценны) (980 – 1037) как философа – крупнейшего представителя восточного перипатетизма. Ибн Сина написал более 200 книг, наиболее известная из них – «Канон врачебной науки» – вплоть до Нового времени была основным учебником по медицине, как в мусульманском, так и в христианском мире.

Начало западному перипатетизму положил Ибн – Баджа (казнен в 1138 г.), частично его идеи развивал Ибн-Туфайл (1100 – 1185). Крупнейшим представителем западного перипатетизма является Ибн – Рушд (Аверроэс) (1126 – 1198). Аверроэс утверждал, в частности, что существуют две истины: одна подлинная – философская, а другая – религиозная, являющаяся заменой философской для всех других людей. О философских истинах не философам лучше ничего не говорить. Эта позиция в дальнейшем сыграла важнейшую роль в определении роли теологии по отношению к науке и философии. В Парижском университете в XIII веке аверроизм существовал как особое направление (главой был Сигер Брабантский).

Ишракизм (от араб. «озарение») – на раннем этапе стал результатом переосмысления иранской культуры и развивался фактически только иранскими философами. Позднее ишракизм утратил свою оригинальность и сблизился с фальсафой, суфизмом, шиитской доктринальной мыслью[23].

Возникновение исмаилизма, одного из ответвлений шиизма, относится ко второй половине VIII века, а свой законченный характер приобретает в трудах Хамид ад-Дина ал-Кирмани (кон. X – нач. XI вв.), наиболее выдающегося исмаилитского философа[24].

Важное место в мусульманской философии заняла мистическая философия, прежде всего, суфизм, возникший в VIII веке в Ираке и Сирии. Оформление суфийского философского учения произошло в работах Ибн – Араби (1165 – 1240). Суфизм – чрезвычайно сложное явление арабо-мусульманской культуры. Он может рассматриваться как мистико-аскетическое учение, как духовная практика, как мистическое мировидение и мировосприятие, как особый стиль поведения и самовыражения и даже как социально-политическая организация. Учение о мистическом познании объединяет все направления, существующие в рамках суфизма, поскольку оно является одним из постулатов суфийской идеологии. В этом смысле суфизм есть исламский мистицизм, в основе которого – учение о «Пути», ведущем человека через морально-этическое очищение и самосовершенствование к постижению «божественных истин».

Спор о допустимости суфизма продолжается в исламе и до наших дней.

Парадигмальные представления классического периода выражаются в следующем. Абсолютно единое, вечное первоначало порождает множественный, временной мир. Понимание способа связи первоначала и мира, единства и множественности, вечного и временного составило основное содержание онтологии. Человек занимает «промежуточное» положение между первоначалом и миром и в этом смысле соединяет их. Как может быть истолковано это «соединение» в человеке двух противоположных полюсов, каково отношение к первоначалу и к множественному миру – на эти вопросы отвечает гносеология и этика. Онтология, гносеология и этика составили основное содержание классической арабо-мусульманской философии[25].

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте период патристики христианского средневековья.

2. Назовите наиболее крупных представителей западной и восточной патристики.

3. В чем сосотоит специфика Византийской философии?

4. В каком году произошло окончательное разделение восточной и западной Церквей?

5.. Что такое томизм и кто был его основателем?

6. Чем отличается понимание человека в средневековой философии от античной?

7. Назовите основные этапы становления мусульманской философии.

8. Как называются две основные ветви ислама?

 

Исторические типы философии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.059 с.)