Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество. Основы социально-философского анализаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Предмет и специфика социальной философии, ее место в системе гуманитарного знания. 2. Исторические формы понимания и взаимодействия природы и общества. 3. Понятие общества. Философские концепции сущности общества. Специфика общественного бытия. 4. Общество как целостная и саморазвивающаяся система. Свойства социальных систем. Основные сферы общественной жизни, их специфика и взаимосвязь.
Основные понятия: природа, мифологическое и религиозное отношение к природе, научно-технический подход к природе, общество, система, социальная система, общественное бытие, общественное сознание, материалистический и идеалистический подходы к проблеме сущности общества, движущие силы общественного развития.
Общественная жизнь как совокупность всех социальных процессов является объектом изучения многих общественных дисциплин, а в сфере философского мышления ее содержание исследуется социальной философией. Она исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом. Социальная философия выступает в качестве мировоззренческого основания всех общественных и даже всех гуманитарных наук. Особенно наглядно это проявляется в соотношении социальной философии и социологии, где социальная философия занимает весь верхний методологический и общетеоретический этаж социологии (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Социальная философия и социология Однако социальная философия как наука обладает относительной самостоятельностью, что обнаруживается, прежде всего, во внутренней логике ее собственного развития (см. рис. 5.2.).
Рис. 5.2. Логика развития социальной философии (с точки зрения детерминации). Социологический идеализм в понимании общественной жизни господствовал в философии вплоть до середины ХIХ века. Философское учение об обществе развивалось исторически и как составная часть философии прошло длительный путь развития. Так уже в Древнем мире были сформулированы многие важнейшие его положения. Выдающийся древнегреческий философ-материалист Демокрит определял историю человечества как естественный процесс, а переход людей от дообщественного к общественному состоянию – «нуждой», которая ставила их на путь приобретения знаний, собирания запасов и т. д. Общественная жизнь определяется равенством людей перед законом, верой в силу их разума, способностью познавать и разрешать сложные социально-этические проблемы. Другой известный мыслитель древности – Платон разработал учение об «идеальном государстве» как разумном устройстве общественной жизни, пытался обосновать связь между справедливостью и человеческой природой. Важные идеи в области социальной философии были высказаны Аристотелем, который рассматривал общество как совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения социальных инстинктов. В своем учении о человеке он выделял такие его черты, как духовность и нравственность, рассматривал общество как социальные и политические начала бытия. Этим закладывались основы учения об обществе как специфической сфере бытия, имеющей свои законы. Для периода Средневековья характерны теоретические поиски целостного обоснования мира, включающего общественную жизнь, на основе религиозных представлений. С этих позиций социальный мир определялся как бытие особого рода, как программа человеческой жизнедеятельности, смысловое содержание которой задает Бог. Наиболее явно эта позиция была выражена в учении Августина Блаженного (354–430) и позднее у Фомы Аквинского (1225–1274). Августин писал, что вся история предопределена Богом, все пороки общественной жизни являются результатом грехопадения людей. Ф. Аквинский, развивая эту мысль дальше, утверждал, что человеческое общество изначально основано на неравенстве и люди должны мириться с этим. В условиях Нового времени мыслители, отвергавшие религиозные взгляды, считали, что общество возникло и развивается естественным путем. Разрабатывались концепции его договорной организации (Гоббс, Руссо и др.). Гражданское общество рассматривается как совокупность индивидов и познается на основе механического описания объекта. Объективный идеалист и диалектик Гегель определял гражданское общество как «зависимость всех от всех» на основе достижения социальных интересов. Он впервые попытался отразить его в виде необходимого процесса развития абсолютной идеи как «постепенного восхождения к свободе». Другой представитель немецкой классической философии – Л. Фейербах определял гражданское общество как совокупность индивидов, объединенных природной субстанцией. Проблемам общественной жизни большое внимание уделялось в русской социологической мысли (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. С. Соловьев и др.), которая традиционно была обращена к народу. В целом же социологическая мысль этого периода, выйдя на новый уровень рассмотрения общественных наук и выдвинув отдельные рациональные положения, не смогла преодолеть рамки идеалистических и утопических представлений об обществе.
Первым внешним оппонентом социологического идеализма выступил географизм, возникший в начале ХVIII века в трудах Ш.Монтескье и связанный с великими географическими открытиями, вызвавшими бурное экономическое и социально-политическое развитие Европы[70]. Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма, согласно которой общество – не простая сумма индивидов, а совокупность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Рассматривая развитие общества как естественноисторический процесс, в котором действуют и проявляют себя специфические особые социальные законы, Маркс и Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях. В их учении речь шла об определяющей роли материального производства в жизни общества, решающей роли народных масс в общественном развитии и других важных положениях исторического материализма. Это дало ответы на вопросы, поставленные историей в повестку дня в период утверждения капитализма как ведущего для своего времени, но изначально обремененного антагонизмами общественного строя. Основной особенностью исторического материализма является принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Для решения основного вопроса философии применительно к обществу, исторический материализм принципиально переработал категории «общественное бытие» и «общественное сознание». Основной вопрос философии, преломляясь через социальную среду, приобретает особенное, специфическое звучание (рис. 5.3). Вторая половина XIX–XX вв. характеризуется многообразными попытками объяснить социальную реальность с помощью конкретно-научного знания: географии, биологии, кибернетики, системотехники, синергетики, психологии и др. (Ф. Ратцель,
Рис. 5.3. Основные вопросы социальной философии Психологическое направление возникло как реакция на примитивизм географического и биологического объяснения общественной жизни и на некоторые погрешности марксизма. Здесь имеются ввиду, прежде всего, те философские школы, которые ищут объяснение сложных социальных процессов в психологии больших социальных групп (классов, этнических общностей и др.). Техницистское направление возникает в 20-е гг. ХХ столетия. Здесь социальные явления интерпретируются, в основном, с позиций технологического детерминизма, причем независимо от оценки роли техники (положительной или отрицательной) в процессе общественного развития. В это время в условиях развивающейся НТР предпринимаются попытки построить модель социальной системы на основе технико-технологической детерминации, характеризующейся нелинейными, бифуркационными и иными процессами, описываемыми в естественных и технических науках. В таких моделях абсолютизируются отдельные аспекты общественной жизни (общество «управляющих», «среднего сословия», «культурной динамики», «государство всеобщего благоденствия» и другие прикладные концепции). Вторая половина XX в. ознаменовалась философско-историческими и социологическими исканиями в связи с проблемой человека в современном обществе. В западной философии возникают многочисленные направления, акцентирующие внимание на различных сферах человеческой деятельности: коммуникативное, культурологическое, психологическое и др., формируется философская антропология. В 80-е гг. получают широкое распространение различные варианты постиндустриального общества: информационного (Е. Масуд, Дж. Нейсби), сверхиндустриального (А. Тоффлер), технотронного (З. Бжезинский) и др. Их суть состоит в том, что Все перечисленные подходы в той или иной мере, безусловно, отражают отдельные активные элементы социальной системы и содержат в себе – каждое – значительную долю истины. Объяснение этих истин, их синтез в единое целое для создания единой комплексной концепции общественного развития – и есть задача социально-философского познания. Итак, мы рассмотрели концепции общественного развития с точки зрения детерминации – поиска основной движущей силы развития общества. Соответственно, в разное время понятие «общество» определялось по-разному (рис. 5.4.).
Рис. 5.4. Понимание общества в философии Сегодня существует ряд определений понятия «общество». Ниже приведены некоторые, наиболее распространенные, определения. Общество – открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации[71]. Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой[72]. Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит, прежде всего, в том, что историю общества делают люди[73]. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество же приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что общество – сложный, многоплановый феномен, включающий в себя комплекс элементов, предполагающий общественную деятельность, понимаемую как способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность. Очевидно, что любое современное определение общества акцентирует прежде всего системность как одно из его основных качеств (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Общество как система (определение общества)
Специфика общества как социальной формы движения материи, в отличие от природы, состоит в том, что она включает в себя не только материальные, но духовные процессы, сознание, которые в своем взаимодействии определяют уровень и содержание общественной жизни. Общественная жизнь как социальная материя является высшей формой движения материального мира. Общество возникло в результате эволюции природы и с самого начала своего существования характеризовалось как специфическая системная организация, отличающаяся от других материальных систем особой элементной базой. Она включает в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, базис и надстройку, социальную структуру, политические институты и пр. Общество как социальная форма движения материи, как уже отмечалось, включает в себя духовные процессы, которые взаимодействуют с материальными аспектами бытия, взаимопроникая друг в друга. Подразделение всех общественных явлений на материальные и идеальные является фундаментальной основой социальной философии, на базе которой возможно их целостное теоретическое осмысление. Материальные факторы – это материальное производство, воспроизводство самих людей, их отношение к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми – классовых, национальных, семейно-бытовых и др. Они составляют основу и содержание духовных процессов и потому являются первичными по отношению к последним. Идеальные факторы в обществе – это его субъективная сторона, отражение объективных процессов в головах людей, осознание ими общественно-необходимых потребностей. Они вторичны по отношению к факторам материальным. Однако действительная субординация между материальными (первичными) и идеальными (вторичными) факторами является отнюдь не прямолинейной и не однонаправленной. Материальные факторы лишь в конечном счете определяют идеальные процессы. Духовная жизнь общества, будучи многократно опосредованной различными явлениями, институтами, технологическими средствами и т. д., обладает относительной самостоятельностью и оказывает огромное обратное воздействие на всю систему общественной жизни. Сознание людей, если оно опирается на данные науки и здравый смысл, может опережать реальный ход событий, а в рамках отдельных исторических процессов определять возможную направленность и конкретные формы их реализации. Используя знания, человек в процессе общественно-исторической практики преобразует мир, творит новую действительность. Воплощаясь в конкретных результатах деятельности личности, идеальные факторы превращаются в материальные. Понятия первичных и вторичных факторов, обоснование их диалектической взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопереходов раскрывают содержание социального детерминизма, являющегося важнейшей составной частью современной философии. Учитывая факт наличия сознательной деятельности в историческом процессе, оказывается совсем не просто выделить системообразующий фактор, основу, на которой формировалось общество. Одни считают, что такой основой является духовная деятельность (Бога, абсолютной идеи, человека), другие – материальная деятельность людей. Не случайно долгое время среди философов господствовала точка зрения, что жизнь общества складывается из поступков людей, т. е. сознательных действий, и поэтому все в ней определяется сознанием людей, мнения управляют обществом. При этом другую крайность составляло направление вульгарного материализма в социологии, сводившего все духовные процессы к материальной основе. На самом деле в реальной жизни, будучи различными по своей природе, они неотделимы друг от друга, взаимодействуют и постоянно меняются местами. При этом закономерностью является возрастание роли духовного фактора в развитии общественной жизни. При таком подходе социальная философия представляет синтез собственно социальных знаний об обществе, закономерностях его развития, и гуманитарных знаний о человеке, его сущности, человеческой субъективности. В таком своем содержании она является теоретической основой деятельности субъективного фактора, определения направленности реформирования современного общества. Материальное и идеальное – взаимообусловленные, но качественно разнородные процессы. Для науки важно выделить тот фактор, который в конечном счете является определяющим. С точки зрения материализма таким фактором является та сторона общественной жизни, которая включает в себя как вещи, предметы, так и все процессы, отношения, связи, которые существуют объективно, т. е. вне сознания людей, независимо от него. Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия, которое характеризует реальный процесс жизни людей, ее материальную основу, объективную сторону общественного процесса. Сюда можно отнести производство материальных благ и его общественную форму – производственные отношения (формы собственности, разделение труда, распределение, обмен), взаимодействие человека с природой и др. Преобразованная человеком природа продолжает оставаться бытием материи. Но как общественное бытие она функционирует тогда, когда включается в материальные общественные отношения. Идеальная сторона общественной жизни складывается из побуждений, желаний, мыслей, чувств, настроений и представляет собой общественное сознание. Существование общества невозможно без человека. Производство требует не просто индивида, а человека, наделенного соответствующими качествами: умениями, навыками трудовой деятельности, знаниями. Поэтому, чтобы существовать, общество должно воспроизводить и самого человека не только как биологическое существо, но прежде всего социальное, обладающее сознанием, интеллектом, культурой. Идеальная сторона общественной жизни связана с таким понятием, как общественное сознание, хотя и не исчерпывается им. Общественное сознание по своей сущности является отражением общественного бытия людей, т. е. осмыслением тех материальных процессов, которые обеспечивают существование и воспроизводство общества, выработку норм поведения, идеалов и средств их реализации. Общественное сознание, возникнув на основе общественного бытия, включается во все стороны общественной жизни, становится необходимым, существенным моментом всей истории человечества. Оно присутствует в любой человеческой деятельности, являясь ее субъективной стороной. Это активная сила, оказывающая обратное воздействие на общественное бытие. Но воздействие это может быть различным по своей направленности. Общественное сознание включает в себя те общие, иногда существенные, иногда поверхностные представления, мысли, чувства, которые присущи коллективному субъекту. Оно регулирует поведение людей, объединяет их и реализуется в соответствующей деятельности. Общественное сознание имеет структуру, существует в различных формах: экономического, политического, правового, религиозного, философского, эстетического и этического сознания. Различаясь между собой по объекту и способам отражения, все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом. По глубине отражения общественное сознание делится на обыденное и научное. Обыденное сознание отражает внешнюю сторону общественной жизни, т. е. непосредственный жизненный опыт. Теоретическое сознание обосновывает сущность, законы предметов и процессов, хотя ошибки и искажения при этом возможны. Оно базируется на научном знании, его обобщении в философских концепциях. Общественное сознание в социально дифференцированном обществе отражает общественное бытие с позиций определенных социальных слоев, групп, классов, что является его идеологическим аспектом. Поскольку любой человек так или иначе включен в определенные социальные общности, имеет определенные интересы, он всегда будет воспринимать явления с определенных идеологических позиций. Если они отражают реальное положение дел, тогда знание будет объективным, истинным. Помимо обыденного и теоретического сознания выделяется еще особая форма отражения – общественная психология. Она не тождественна ни обыденному, ни теоретическому сознанию, ни идеологии. Психология содержит в себе ярко выраженный оценочный момент, определенные чувства и переживания в связи с общественными процессами, принимая в умах людей эмоциональную окраску. В современном обществе, когда информация становится одним из важнейших компонентов его жизнедеятельности, проблема идеального приобретает особое значение. Формирование информационной цивилизации характеризуется возрастанием роли общественного сознания во всех сферах жизнедеятельности. Высокие технологии, воплощающие в себе силу и мощь человеческого интеллекта, становятся решающим фактором общественного воспроизводства в материальной и духовной сферах. Это находит свое отражение в формировании социальной философии как теоретической модели развития нового общества. В рамках такого подхода наиболее уместен взгляд на общество как на постоянно развивающуюся систему. В своей эволюции общество последовательно проходило определенные закономерные этапы, которые в социальной науке фиксируются в социокультурных цивилизационных критериях. Каждый новый этап цивилизационного процесса характеризовался освоением более высоких технологий, с соответствующим им техническим обеспечением, усложнением социальной структуры, более широким масштабом взаимодействия с окружающей средой, определенными формами коллективной общественной деятельности. Но главными показателями в развитии общества всегда являлись характер общественных отношений, уровень духовности человеческого фактора и демократичности социальных структур. Развитие общества как социальной системы есть смена типа (или комплекса) взаимодействий, на основе которого осуществляется ее функционирование[74] (рис. 5.6).
Рис. 5.6. Общество как система. Организация общественной жизни
Сущность социальной системы может быть определена через ее основные свойства: 1) Свойства элементов при вхождении в систему обычно изменяются под влиянием системы так, что свойства элементов системы в свободном состоянии могут отличаться от их же свойств в связанном состоянии, т.е. внутри системы. В этом состоит существо системного эффекта. 2) Развиваются лишь открытые системы, т.е. системы, взаимодействующие с внешним миром, обменивающиеся с ним веществом, энергией и информацией. 3) Зарегулированная система, т.е. система с жесткими и неизменными связями, развиваться не может. Иначе говоря, если система не способна к постоянному изменению связей без разрушения основ взаимодействий, то она не может быть развивающейся. 4) Открытая развивающаяся система обладает свойством экспансии, т.е. поглощения все большего количества вещества, энергии и информации, а также распространения в пространстве и во времени. 5) Социальная система обладает сложной структурной и функциональной организацией, что обусловливает широкие возможности ее развития в процессе эволюции. 6) Устойчивость и направление развития социальной системы во многом зависит от характера отражения в сфере общественного сознания единой системы ценностей, положенной в основу идеологии социума (его целевой функции). 7) Любая система существует за счет аккумуляции, генерации и расходования энергии внешней среды. 8) Универсальный компонент социальной системы – человек. Таким образом, атрибутивное свойство социальных систем, активно взаимодействующих с внешней средой – механизмы собственного саморазвития и самоорганизации. Они представлены диалектически взаимодействующими между собой элементами социальной системы: материальной и духовной деятельностью людей, производством и потреблением, базисными и надстроечными структурами и др. Здесь важно подчеркнуть, что ЦЕННОСТИ, которые создает человек в процессе своей жизнедеятельности и которые воспроизводятся и культивируются в рамках системы общества, выполняют ориентирующую функцию в жизни людей, образуя в своей совокупности особую группу факторов социальной саморегуляции. В современном обществе доминирующие позиции принадлежат материальным отношениям людей именно потому, что материальная составляющая (установка на обладание) представлена как наибольшая ценность[75]. Поэтому принято считать, что материально - производственная сфера носит определяющий, базисный характер. Тем не менее, система духовных ценностей предполагает наличие огромного сектора системы общественного производства, называемого культурой. Общество как система включает в себя ряд подсистем, которые также можно назвать основными сферами общественной жизни
Рис. 5.7. Взаимосвязь основных сфер жизни общества
1. Духовная сфера представляет собой сторону общественной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Ее основные элементы – важнейшие социальные институты – наука, искусство, религия, образование и воспитание. Именно духовная сфера является первой производной идеологии как целеориентирующей составляющей общественной жизни. В ее рамках в общественное сознание привносится система ценностей целеполагания, принятая как ориентир государственного развития, что реализуется, прежде всего, через социальные институты образования, воспитания, семьи. 2. Долгое время было принято считать основной сферой общественной жизни материально-производственную, а именно – производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Материальное производство создает исходные материальные условия для жизнедеятельности людей. Оно всегда носит общественный характер и определяет взаимодействие людей в процессе их воздействия на природу, преобразования материала природы в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Материально-производственная (экономическая) сфера включает в себя: а) труд, б) способ производства материальных благ, в) механизм функционирования материально-производственной сферы в целом. 3. Политико-управленческая сфера – совокупность институтов общественного управления. Государство как главный элемент политической системы и политический институт представляет собой институционализированную политическую власть. Также данная сфера включает в себя политические идеи, отношения, организации. Она играет важную роль в реализации общественных связей, в их качественных характеристиках. 4. Социальная сфера – это сложившиеся в обществе устойчивые, большие группы людей, отношения между ними, их связи и их роль в обществе. Центральным звеном социальной сферы являются социальные общности и их взаимосвязь (социальная структура): а) социально-классовая, б) социально-территориальная, в) социально-демографическая, г) профессиональная, д) этническая, е) микросоциальная структура общества первичных коллективов, семьи. В процессе взаимодействия названных сфер наиболее явно любые изменения становятся заметны всегда в социальной сере. Это выражается и в уровне жизни населения, в возрастании его численности, в уровне образованности, в степени социальной защищенности, в наличии и широте социальных свобод. Итак, общество можно представить как системное единство всех сфер общественной жизни, способных к адекватному обмену с внешней средой веществом, энергией и информацией и имеющее единый целевой вектор своего развития, выраженный в общественной идеологии.
Контрольные вопросы
1. Что такое общество? 2. Каковы отличия социальной философии от социологии? 3. Как исторически изменялись воззрения на общество? 4. Что такое социальная система? Каковы основные свойства социальных систем? 5. Что определяет устойчивость и направление развития социальной системы? 6. Каковы основные сферы жизнедеятельности общества? Охарактеризуйте их. Материальное производство – основа общественного развития 1. Деятельность как целенаправленное отношение человека к действительности и к самому себе. Структура и основные характеристики деятельности. 2. Философский смысл труда. Труд как необходимое и естественное условие существования общества. Общественное производство и его составляющие: материальное и духовное производство. 3. Понятие способа материального производства и его структура: а) производительные силы, вещественный и личностный элементы производительных сил; б) структура производственных отношений; в) диалектика производительных сил и производственных отношений.
Основные понятия: труд, общественное производство, материальное и духовное производство, производительные силы, орудия труда, предметы труда, производственные отношения. Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы: 1) труда как комплексного социального явления; 2) способа производства материальных благ; 3) закономерностей и механизмов функционирования материально- производственной сферы в целом. Как уже отмечалось выше, необходимым условием возникновения и существования общества является целенаправленная человеческая деятельность (рис. 5.8.)
Рис. 5.8. Структура деятельности В науке понятие «деятельность» определено недостаточно четко. Хотя в последнее время оно привлекает все более пристальное внимание философов, социологов, экономистов, психологов, оно пока не получило единого и точного истолкования. Вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Изучение философской и психологической литературы, посвященной проблеме деятельности, показывает многозначность категории «деятельность». Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие: 1. Деятельность как совокупность результатов и последствий – продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство. 2. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова. 3. Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств собственной жизни. Так понимаемая деятельность – это самодеятельность. 4. Деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность – это практика. Именно практика выступает предметом философского анализа. Деятельность как философская категория – это теоретическая абстракция всей общечеловеческой практики, имеющей общественно-исторический характер. «Деятельность, – пишет Л. П. Буева, – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами»[76]. Фундаментальным, основополагающим среди выделенных смыслов категории «деятельность» является практика. Именно практика является целостным и подлинно генетическим источником человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность существования его как субъекта. Теоретическое осознание практики как формы саморазвития общественного человека выявляет, что природа практики и человеческий способ существования – однопорядковые сущности. Это означает также, что практика не просто средство к жизни, но и подлинное «альтер эго» (другое «Я») человека, его удвоение, предметное воплощение того, что он есть внутри себя. Эта однопорядковость, помимо всего прочего, означает, что именно практика является единым носителем всех возможных составляющих человеческого способа жизни. Являясь универсальным – простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе – практика задает и исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика одномоментно и всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятельной и внесоциальной практики, как не может быть непрактического сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятельности практикуемые основания человеческого способа существования (производства, сознания, общности) постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого. Основной, или конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира. Предметность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в себе объективные свойства предметов, среди которых действует субъек
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.02 с.) |