Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество. Основы социально-философского анализа

Поиск

 

1. Предмет и специфика социальной философии, ее место в системе гуманитарного знания.

2. Исторические формы понимания и взаимодействия природы и общества.

3. Понятие общества. Философские концепции сущности общества. Специфика общественного бытия.

4. Общество как целостная и саморазвивающаяся система. Свойства социальных систем. Основные сферы общественной жизни, их специфика и взаимосвязь.

 

Основные понятия: природа, мифологическое и религиозное отношение к природе, научно-технический подход к природе, общество, система, социальная система, общественное бытие, общественное сознание, материалистический и идеалистический подходы к проблеме сущности общества, движущие силы общественного развития.

 

Общественная жизнь как совокупность всех соци­альных процессов является объектом изучения многих об­щественных дисциплин, а в сфере философского мышле­ния ее содержание исследуется социальной философией. Она исследует состояние общества как целостной системы, все­общие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружаю­щим миром в целом.

Социальная философия выступает в качестве мировоззренческого основания всех общественных и даже всех гуманитарных наук. Особенно наглядно это проявляется в соотношении социальной философии и социологии, где социальная философия занимает весь верхний методологический и общетеоретический этаж социологии (рис. 5.1).

 

Рис. 5.1. Социальная философия и социология

Однако социальная философия как наука обладает относительной самостоятельностью, что обнаруживается, прежде всего, во внутренней логике ее собственного развития (см. рис. 5.2.).

 

Рис. 5.2. Логика развития социальной философии (с точки зрения детерминации).

Социологический идеализм в понимании общественной жизни господствовал в философии вплоть до середины ХIХ века.

Философское учение об обществе развивалось истори­чески и как составная часть философии прошло длитель­ный путь развития. Так уже в Древнем мире были сфор­мулированы многие важнейшие его положения. Выдаю­щийся древнегреческий философ-материалист Демокрит определял историю человечества как естественный процесс, а переход людей от дообщественного к общественно­му состоянию – «нуждой», которая ставила их на путь приобретения знаний, собирания запасов и т. д. Обще­ственная жизнь определяется равенством людей перед за­коном, верой в силу их разума, способностью познавать и разрешать сложные социально-этические проблемы. Дру­гой известный мыслитель древности – Платон разработал учение об «идеальном государстве» как разумном устройстве общественной жизни, пытался обосновать связь меж­ду справедливостью и человеческой природой.

Важные идеи в области социальной философии были высказаны Аристотелем, который рассматривал общество как сово­купность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения социальных инстинктов. В своем учении о человеке он выделял такие его черты, как духовность и нравственность, рассматривал общество как социальные и политические начала бытия. Этим закладывались основы учения об обществе как специфической сфере бытия, имеющей свои законы.

Для периода Средневековья характерны теоретические поиски целостного обоснования мира, включающего обще­ственную жизнь, на основе религиозных представлений. С этих позиций социальный мир определялся как бытие особого рода, как программа человеческой жизнедеятель­ности, смысловое содержание которой задает Бог. Наибо­лее явно эта позиция была выражена в учении Августина Блаженного (354–430) и позднее у Фомы Аквинского (1225–1274). Августин писал, что вся история предоп­ределена Богом, все пороки общественной жизни явля­ются результатом грехопадения людей. Ф. Аквинский, развивая эту мысль дальше, утверждал, что человечес­кое общество изначально основано на неравенстве и люди должны мириться с этим.

В условиях Нового времени мыслители, отвергавшие религиозные взгляды, считали, что общество возникло и развивается естественным путем. Разрабатывались кон­цепции его договорной организации (Гоббс, Руссо и др.). Гражданское общество рассматривается как совокупность индивидов и познается на основе механического описания объекта. Объективный идеалист и диалектик Гегель оп­ределял гражданское общество как «зависимость всех от всех» на основе достижения социальных интересов. Он впервые попытался отразить его в виде необходимого про­цесса развития абсолютной идеи как «постепенного вос­хождения к свободе». Другой представитель немецкой классической философии – Л. Фейербах определял гражданское общество как совокупность индивидов, объединенных природной субстанцией. Проблемам обще­ственной жизни большое внимание уделялось в русской социологической мысли (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышев­ский, В. С. Соловьев и др.), которая традиционно была об­ращена к народу. В целом же социологическая мысль это­го периода, выйдя на новый уровень рассмотрения об­щественных наук и выдвинув отдельные рациональные положения, не смогла преодолеть рамки идеалистических и утопических представлений об обществе.

 

 

Первым внешним оппонентом социологического идеализма выступил географизм, возникший в начале ХVIII века в трудах Ш.Монтескье и связанный с великими географическими открытиями, вызвавшими бурное экономическое и социально-политическое развитие Европы[70].

Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма, согласно которой общество – не простая сумма индивидов, а сово­купность «тех связей и отношений, в которых эти инди­виды находятся друг к другу». Рассматривая развитие об­щества как естественноисторический процесс, в котором действуют и проявляют себя специфические особые соци­альные законы, Маркс и Энгельс разработали учение об об­щественно-экономических формациях. В их учении речь шла об определяющей роли материального производства в жизни общества, ре­шающей роли народных масс в общественном развитии и других важных положениях исторического материализма. Это дало ответы на вопросы, поставленные историей в повест­ку дня в период утверждения капитализма как ведущего для своего времени, но изначально обремененного антагонизмами общественного строя. Основной особенностью исторического материализма является принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Для решения основного вопроса философии применительно к обществу, исторический материализм принципиально переработал категории «общественное бытие» и «общественное сознание». Основной вопрос философии, преломляясь через социальную среду, приобретает особенное, специфическое звучание (рис. 5.3).

Вторая половина XIX–XX вв. характеризуется мно­гообразными попытками объяснить социальную реаль­ность с помощью конкретно-научного знания: географии, биологии, кибернетики, системотехники, синергетики, психологии и др. (Ф. Ратцель,
Г. Спенсер, М. М. Ковалев­ский, М. Вебер, З. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). К биологическому детерминизму относятся учения и школы, возникшие во второй половине ХIХ века в немарксистской социальной философии на единой принципиальной основе – понимание общественной жизни через законы и категории биологии.

 

 

 


1. Взаимодействие общественного бытия и сознания в процессе социального познания. 2. Вопросы выделения объекта и субъекта социального познания. 3. Вопросы специфики и форм социального отражения, уровней познания, истины и заблуждения. 4. Вопросы методологии социального познания, методологической функции теории. 5. Проблемы общественно-исторической практики как критерия истины и пр.
1. Анализ социальной формы движения 2. Вопрос о структуре общественной жизни 3. Вопрос об определяющей роли общ. бытия по отношению к общественному сознанию 4. Вопрос об отношении базиса и надстройки 5. Вопрос материального и духовного производства 6. Вопросы цивилизационного и формационного развития общества. 7. Вопросы сущности общественной жизни и т.п.    

 

 

Рис. 5.3. Основные вопросы социальной философии

Психологическое направление возникло как реакция на примитивизм географического и биологического объяснения общественной жизни и на некоторые погрешности марксизма. Здесь имеются ввиду, прежде всего, те философские школы, которые ищут объяснение сложных социальных процессов в психологии больших социальных групп (классов, этнических общностей и др.).

Техницистское направление возникает в 20-е гг. ХХ столетия. Здесь социальные явления интерпретируются, в основном, с позиций технологического детерминизма, причем независимо от оценки роли техники (положительной или отрицательной) в процессе общественного развития.

В это время в условиях развивающейся НТР предпринимают­ся попытки построить модель социальной системы на ос­нове технико-технологической детерминации, характе­ризующейся нелинейными, бифуркационными и иными процессами, описываемыми в естественных и техничес­ких науках. В таких моделях абсолютизируются отдельные аспекты обще­ственной жизни (общество «управляющих», «среднего сословия», «культурной динамики», «государство всеоб­щего благоденствия» и другие прикладные концепции). Вторая половина XX в. ознаменовалась философско-историческими и социологическими исканиями в связи с проблемой человека в современном обществе. В западной философии возникают многочисленные направления, акцентирующие внимание на различных сферах челове­ческой деятельности: коммуникативное, культурологическое, психологическое и др., формируется философская антропология.

В 80-е гг. получают широкое распространение различ­ные варианты постиндустриального общества: информа­ционного (Е. Масуд, Дж. Нейсби), сверхиндустриального (А. Тоффлер), технотронного (З. Бжезинский) и др. Их суть состоит в том, что
в новых условиях решающим фак­тором общественного развития становится производство, распределение и потребление информации. Если в индус­триальном обществе главную роль в его воспроизводстве играли вещественные и энергетические компоненты, то теперь определяющим ресурсом становится информация, ее объемы и качество. Информационные процессы, затра­гивая все стороны общественной жизни, формируют прин­ципиально новую основу всей системы жизнедеятельнос­ти, ее контроля и совершенствования.

Все перечисленные подходы в той или иной мере, безусловно, отражают отдельные активные элементы социальной системы и содержат в себе – каждое – значительную долю истины. Объяснение этих истин, их синтез в единое целое для создания единой комплексной концепции общественного развития – и есть задача социально-философского познания.

Итак, мы рассмотрели концепции общественного развития с точки зрения детерминации – поиска основной движущей силы развития общества.

Соответственно, в разное время понятие «общество» определялось по-разному (рис. 5.4.).

 

Рис. 5.4. Понимание общества в философии

Сегодня существует ряд определений понятия «общество». Ниже приведены некоторые, наиболее распространенные, определения.

Общество – открытая материальная система, развиваю­щаяся на основе объективных социальных законов, фор­ма жизнедеятельности людей, способ их социальной орга­низации[71].

Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой[72].

Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит, прежде всего, в том, что историю общества делают люди[73]. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество же приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что общество – сложный, многоплановый феномен, включающий в себя комплекс элементов, предполагающий общественную деятельность, понимаемую как способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность.

Очевидно, что любое современное определение общества акцентирует прежде всего системность как одно из его основных качеств (рис. 5.5).

 

Общественная деятельностьМногообразие социальных связей материальных отношений, которые складываются независимо от человека и оказывают определяющее воздействие на идеологические отношения и тем самым составляют объективную структуру общественного организма

 

Рис. 5.5. Общество как система (определение общества)

 

Специфика общества как социальной формы движения материи, в отличие от природы, состоит в том, что она включает в себя не только материальные, но духовные процессы, сознание, которые в своем взаимодействии определяют уровень и содержание общественной жизни.

Общественная жизнь как социальная материя являет­ся высшей формой движения материального мира. Обще­ство возникло в результате эволюции природы и с самого начала своего существования характеризовалось как спе­цифическая системная организация, отличающаяся от других материальных систем особой элементной базой. Она включает в себя материальное и духовное производ­ство, различные формы общественных отношений, базис и надстройку, социальную структуру, политические ин­ституты и пр.

Общество как социальная форма движения материи, как уже отмечалось, включает в себя духовные процессы, которые взаимодейству­ют с материальными аспектами бытия, взаимопроникая друг в друга. Подразделение всех общественных явлений на материальные и идеальные является фундаментальной основой социальной философии, на базе которой возможно их целостное теоретическое осмысление. Материальные факторы – это материальное производство, воспроизвод­ство самих людей, их отношение к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми – классовых, национальных, семейно-бытовых и др. Они составляют основу и содержание духовных про­цессов и потому являются первичными по отношению к последним. Идеальные факторы в обществе – это его субъективная сторона, отражение объективных процессов в головах людей, осознание ими общественно-необходи­мых потребностей. Они вторичны по отношению к факто­рам материальным.

Однако действительная субординация между матери­альными (первичными) и идеальными (вторичными) фак­торами является отнюдь не прямолинейной и не однонап­равленной. Материальные факторы лишь в конечном сче­те определяют идеальные процессы. Духовная жизнь общества, будучи многократно опосредованной различ­ными явлениями, институтами, технологическими сред­ствами и т. д., обладает относительной самостоятель­ностью и оказывает огромное обратное воздействие на всю систему общественной жизни. Сознание людей, если оно опирается на данные науки и здравый смысл, может опережать реальный ход событий, а в рамках отдельных исторических процессов определять возможную направленность и конкретные формы их реализации. Используя знания, человек в процессе общественно-исторической практики преобразует мир, творит новую действитель­ность. Воплощаясь в конкретных результатах деятельно­сти личности, идеальные факторы превращаются в мате­риальные.

Понятия первичных и вторичных факторов, обосно­вание их диалектической взаимосвязи, взаимообуслов­ленности и взаимопереходов раскрывают содержание со­циального детерминизма, являющегося важнейшей со­ставной частью современной философии. Учитывая факт наличия сознательной деятельности в историческом про­цессе, оказывается совсем не просто выделить системообразующий фактор, основу, на которой формировалось общество. Одни считают, что такой основой является духовная деятельность (Бога, абсолютной идеи, человека), другие – материальная деятельность людей. Не случай­но долгое время среди философов господствовала точка зрения, что жизнь общества складывается из поступков людей, т. е. сознательных действий, и поэтому все в ней определяется сознанием людей, мнения управляют обще­ством. При этом другую крайность составляло направле­ние вульгарного материализма в социологии, сводивше­го все духовные процессы к материальной основе.

На самом деле в реальной жизни, будучи различными по своей природе, они неотделимы друг от друга, взаимо­действуют и постоянно меняются местами. При этом за­кономерностью является возрастание роли духовного фак­тора в развитии общественной жизни. При таком подходе социальная философия представляет синтез собственно социальных знаний об обществе, закономерностях его развития, и гуманитарных знаний о человеке, его сущно­сти, человеческой субъективности. В таком своем содержании она является теоретической основой деятельности субъективного фактора, определения направленности реформирования современного общества.

Материальное и идеальное – взаимообусловленные, но качественно разнородные процессы. Для науки важно выделить тот фактор, который в конечном счете являет­ся определяющим. С точки зрения материализма таким фактором является та сторона общественной жизни, ко­торая включает в себя как вещи, предметы, так и все про­цессы, отношения, связи, которые существуют объективно, т. е. вне сознания людей, независимо от него. Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия, которое характеризует реальный процесс жизни людей, ее материальную основу, объективную сторону общественного процесса. Сюда мож­но отнести производство материальных благ и его обще­ственную форму – производственные отношения (формы собственности, разделение труда, распределение, обмен), взаимодействие человека с природой и др. Преобразован­ная человеком природа продолжает оставаться бытием ма­терии. Но как общественное бытие она функционирует тогда, когда включается в материальные общественные отношения.

Идеальная сторона общественной жизни складывается из побуждений, желаний, мыслей, чувств, настроений и представляет собой общественное сознание. Существование общества невозможно без человека. Производство требует не просто индивида, а человека, наделенного соответству­ющими качествами: умениями, навыками трудовой дея­тельности, знаниями. Поэтому, чтобы существовать, обще­ство должно воспроизводить и самого человека не только как биологическое существо, но прежде всего социальное, обладающее сознанием, интеллектом, культурой. Идеаль­ная сторона общественной жизни связана с таким поняти­ем, как общественное сознание, хотя и не исчерпывается им. Общественное сознание по своей сущности является отражением общественного бытия людей, т. е. осмыслени­ем тех материальных процессов, которые обеспечивают су­ществование и воспроизводство общества, выработку норм поведения, идеалов и средств их реализации.

Общественное сознание, возникнув на основе обще­ственного бытия, включается во все стороны общественной жизни, становится необходимым, существенным моментом всей истории человечества. Оно присутствует в любой че­ловеческой деятельности, являясь ее субъективной сторо­ной. Это активная сила, оказывающая обратное воздей­ствие на общественное бытие. Но воздействие это может быть различным по своей направленности. Общественное сознание включает в себя те общие, иногда существенные, иногда поверхностные представления, мысли, чувства, которые присущи коллективному субъекту. Оно регули­рует поведение людей, объединяет их и реализуется в со­ответствующей деятельности.

Общественное сознание имеет структуру, существует в различных формах: экономического, политического, пра­вового, религиозного, философского, эстетического и эти­ческого сознания. Различаясь между собой по объекту и способам отражения, все они находятся в тесном взаимо­действии друг с другом. По глубине отражения обществен­ное сознание делится на обыденное и научное. Обыденное сознание отражает внешнюю сторону общественной жизни, т. е. непосредственный жизненный опыт. Теоретичес­кое сознание обосновывает сущность, законы предметов и процессов, хотя ошибки и искажения при этом возмож­ны. Оно базируется на научном знании, его обобщении в философских концепциях. Общественное сознание в со­циально дифференцированном обществе отражает обще­ственное бытие с позиций определенных социальных сло­ев, групп, классов, что является его идеологическим аспек­том. Поскольку любой человек так или иначе включен в определенные социальные общности, имеет определен­ные интересы, он всегда будет воспринимать явления с определенных идеологических позиций. Если они отра­жают реальное положение дел, тогда знание будет объек­тивным, истинным.

Помимо обыденного и теоретического сознания выде­ляется еще особая форма отражения – общественная пси­хология. Она не тождественна ни обыденному, ни теорети­ческому сознанию, ни идеологии. Психология содержит в себе ярко выраженный оценочный момент, определенные чувства и переживания в связи с общественными процес­сами, принимая в умах людей эмоциональную окраску.

В современном обществе, когда информация становит­ся одним из важнейших компонентов его жизнедеятель­ности, проблема идеального приобретает особое значение. Формирование информационной цивилизации характери­зуется возрастанием роли общественного сознания во всех сферах жизнедеятельности. Высокие технологии, вопло­щающие в себе силу и мощь человеческого интеллекта, становятся решающим фактором общественного воспроизводства в материальной и духовной сферах. Это находит свое отражение в формировании социальной философии как теоретической модели развития нового об­щества.

В рамках такого подхода наиболее уместен взгляд на общество как на постоянно развивающуюся систему. В своей эволюции общество последовательно проходило опреде­ленные закономерные этапы, которые в социальной науке фиксируются в социокультурных цивилизационных кри­териях. Каждый новый этап цивилизационного процесса характеризовался освоением более высоких технологий, с соответствующим им техническим обеспечением, услож­нением социальной структуры, более широким масштабом взаимодействия с окружающей средой, определенными формами коллективной общественной деятельности. Но главными показателями в развитии общества всегда явля­лись характер общественных отношений, уровень духов­ности человеческого фактора и демократичности социальных структур.

Развитие общества как социальной системы есть смена типа (или комплекса) взаимодействий, на основе которого осуществляется ее функционирование[74] (рис. 5.6).

 

Рис. 5.6. Общество как система. Организация общественной жизни

 

Сущность социальной системы может быть определена через ее основные свойства:

1) Свойства элементов при вхождении в систему обычно изменяются под влиянием системы так, что свойства элементов системы в свободном состоянии могут отличаться от их же свойств в связанном состоянии, т.е. внутри системы. В этом состоит существо системного эффекта.

2) Развиваются лишь открытые системы, т.е. системы, взаимодействующие с внешним миром, обменивающиеся с ним веществом, энергией и информацией.

3) Зарегулированная система, т.е. система с жесткими и неизменными связями, развиваться не может. Иначе говоря, если система не способна к постоянному изменению связей без разрушения основ взаимодействий, то она не может быть развивающейся.

4) Открытая развивающаяся система обладает свойством экспансии, т.е. поглощения все большего количества вещества, энергии и информации, а также распространения в пространстве и во времени.

5) Социальная система обладает сложной структурной и функциональной организацией, что обусловливает широкие возможности ее развития в процессе эволюции.

6) Устойчивость и направление развития социальной системы во многом зависит от характера отражения в сфере общественного сознания единой системы ценностей, положенной в основу идеологии социума (его целевой функции).

7) Любая система существует за счет аккумуляции, генерации и расходования энергии внешней среды.

8) Универсальный компонент социальной системы – человек.

Таким образом, атрибутивное свойство социальных систем, активно взаимодействующих с внешней средой – механизмы собственного саморазвития и самоорганизации. Они представлены диалектически взаимодействующими между собой элементами социальной системы: материальной и духовной деятельностью людей, производством и потреблением, базисными и надстроечными структурами и др.

Здесь важно подчеркнуть, что ЦЕННОСТИ, которые создает человек в процессе своей жизнедеятельности и которые воспроизводятся и культивируются в рамках системы общества, выполняют ориентирующую функцию в жизни людей, образуя в своей совокупности особую группу факторов социальной саморегуляции.

В современном обществе доминирующие позиции принадлежат материальным отношениям людей именно потому, что материальная составляющая (установка на обладание) представлена как наибольшая ценность[75]. Поэтому принято считать, что материально - производственная сфера носит определяющий, базисный характер. Тем не менее, система духовных ценностей предполагает наличие огромного сектора системы общественного производства, называемого культурой.

Общество как система включает в себя ряд подсистем, которые также можно назвать основными сферами общественной жизни
(рис. 5.7).

 

 

 

Рис. 5.7. Взаимосвязь основных сфер жизни общества

 

1. Духовная сфера представляет собой сторону общественной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Ее основные элементы – важнейшие социальные институты – наука, искусство, религия, образование и воспитание.

Именно духовная сфера является первой производной идеологии как целеориентирующей составляющей общественной жизни. В ее рамках в общественное сознание привносится система ценностей целеполагания, принятая как ориентир государственного развития, что реализуется, прежде всего, через социальные институты образования, воспитания, семьи.

2. Долгое время было принято считать основной сферой общественной жизни материально-производственную, а именно – производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Материальное производство создает исходные материальные условия для жизнедеятельности людей. Оно всегда носит общественный харак­тер и определяет взаимодействие людей в процессе их воздействия на природу, преобразования материала природы в предметы, необходимые для удовлетворения по­требностей человека.

Материально-производственная (экономическая) сфера включает в себя: а) труд, б) способ производства материальных благ, в) механизм функционирования материально-производственной сферы в целом.

3. Политико-управленческая сфера – совокупность институтов общественного управления. Государство как главный элемент политической системы и политический институт представляет собой институционализированную политическую власть. Также данная сфера включает в себя политические идеи, отношения, организации. Она играет важную роль в реализации общественных связей, в их качественных характеристиках.

4. Социальная сфера – это сложившиеся в обществе устойчивые, большие группы людей, отношения между ними, их связи и их роль в обществе. Центральным звеном социальной сферы являются социальные общности и их взаимосвязь (социальная структура): а) социально-классовая, б) социально-территориальная, в) социально-демографическая, г) профессиональная, д) этническая, е) микросоциальная структура общества первичных коллективов, семьи.

В процессе взаимодействия названных сфер наиболее явно любые изменения становятся заметны всегда в социальной сере. Это выражается и в уровне жизни населения, в возрастании его численности, в уровне образованности, в степени социальной защищенности, в наличии и широте социальных свобод.

Итак, общество можно представить как системное единство всех сфер общественной жизни, способных к адекватному обмену с внешней средой веществом, энергией и информацией и имеющее единый целевой вектор своего развития, выраженный в общественной идеологии.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое общество?

2. Каковы отличия социальной философии от социологии?

3. Как исторически изменялись воззрения на общество?

4. Что такое социальная система? Каковы основные свойства социальных систем?

5. Что определяет устойчивость и направление развития социальной системы?

6. Каковы основные сферы жизнедеятельности общества? Охарактеризуйте их.

Материальное производствооснова общественного развития

1. Деятельность как целенаправленное отношение человека к действительности и к самому себе. Структура и основные характеристики деятельности.

2. Философский смысл труда. Труд как необходимое и естественное условие существования общества. Общественное производство и его составляющие: материальное и духовное производство.

3. Понятие способа материального производства и его структура:

а) производительные силы, вещественный и личностный элементы производительных сил;

б) структура производственных отношений;

в) диалектика производительных сил и производственных отношений.

 

Основные понятия: труд, общественное производство, материальное и духовное производство, производительные силы, орудия труда, предметы труда, производственные отношения.

Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы:

1) труда как комплексного социального явления;

2) способа производства материальных благ;

3) закономерностей и механизмов функционирования материально- производственной сферы в целом.

Как уже отмечалось выше, необходимым условием возникновения и существования общества является целенаправленная человеческая дея­тельность (рис. 5.8.)

 

Рис. 5.8. Структура деятельности

В науке понятие «деятельность» определено недостаточно четко. Хотя в последнее время оно привлекает все более при­стальное внимание философов, социологов, экономистов, психо­логов, оно пока не получило единого и точного истолкования.

Вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Изучение философской и психологической литературы, по­священной проблеме деятельности, показывает многозначность категории «деятельность». Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:

1. Деятельность как совокупность результатов и последствий – продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство.

2. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова.

3. Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств собственной жизни. Так понимаемая деятельность – это самодеятельность.

4. Деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность – это практика.

Именно практика выступает предметом философского анализа. Деятельность как философская категория – это теоретиче­ская абстракция всей общечеловеческой практики, имеющей общественно-исторический характер. «Деятельность, – пишет Л. П. Буева, – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окру­жающей природы и социальной реальности (включая его са­мого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами»[76].

Фундаментальным, основополагающим среди выделенных смыслов категории «деятельность» является практика. Имен­но практика является целостным и подлинно генетическим ис­точником человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возмож­ность существования его как субъекта.

Теоретическое осознание практики как формы саморазвития общественного человека выявляет, что природа практики и человеческий способ существования – однопорядковые сущности. Это означает также, что практика не просто средство к жизни, но и подлинное «альтер эго» (другое «Я») человека, его удвоение, предметное воплощение того, что он есть внутри себя. Эта однопорядковость, помимо всего прочего, означает, что именно практи­ка является единым носителем всех возможных составляющих человеческого способа жизни.

Являясь универсальным – простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе – практика задает и исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика одномоментно и всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятель­ной и внесоциальной практики, как не может быть непрактиче­ского сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятель­ности практикуемые основания человеческого способа существо­вания (производства, сознания, общности) постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого.

Основной, или конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира. Предмет­ность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в себе объективные свойства пред­метов, среди которых действует субъек



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.02 с.)