Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделение методов по функциональному предназначениюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эмпирический уровень знания – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теоретического уровня знания. Теоретический уровень – это знание, полученное путем абстрактного мышления. Теория в широком значении – это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. В более узком значении – знание, имеющее строго определенную форму. Познавая тот или иной объект, человек начинает процесс познания с внешнего его описания, фиксирует отдельные его свойства, стороны. Затем, углубляясь в содержание объекта, раскрывая законы, которым он подчиняется, переходит к объяснению его свойств, связывает знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систему. Получаемое при этом глубокое разностороннее конкретное знание о предмете и есть теория, обладающая определенной внутренней логической структурой. Эмпирическое познание формируется в процессе взаимодействия с объектом исследования, когда мы непосредственно воздействуем на него, взаимодействуем с ним, обрабатываем результаты и получаем вывод. Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы. Во-первых, взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент; во-вторых, систематизация и классификация полученных эмпирических данных при помощи графиков и таблиц; в-третьих, стадия эмпирического обобщения и, в-четвертых, заключительная стадия, на которой мы получаем эмпирические факты. Но получение отдельных эмпирических фактов и законов не позволяет еще построить систему законов. Для того чтобы познать сущность, нужно обязательно перейти к теоретическому уровню научного познания. Этот уровень всегда начинается с поиска исходных принципов построения теории, а переход к нему представляет качественный скачок. Поиск принципов для построения теории осуществляется путем интеллектуальной интуиции, которая является важным средством нахождения истины. В ее основе лежат определенные принципы: это – значительное накопление знаний в соответствующей области познания, поскольку интуитивное решение можно находить только в том случае, если обладаешь достаточно большим запасом знаний. Так как механизм действия интуиции основан на аналогиях, интуитивные ассоциации устанавливаются с их помощью, универсальным источником и всеобщей формой которых являются законы диалектики. Овладение системой философских категорий – необходимое условие эффективного результата интеллектуальной интуиции. Одним из источников активизации интеллектуальной интуиции является процесс художественного освоения мира, поэтому овладение искусством, знание его – также фактор, существенный для интеллектуальной интуиции. Второй этап теоретического уровня – построение научной теории как содержательной, так и формальной. Ведущими методами здесь являются: аксиоматический метод, абстрагирование, идеализация. Когда теория построена, то выдвигается последняя задача: сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положение теории с теми или иными эмпирическими фактами. При этом часто приходится пользоваться так называемым мысленным экспериментом. На основе построенной промежуточной модели опять проводится эксперимент, и чем более отдаленные выводы можно при этом проверить, тем больше оснований считать эту теорию истинной. Когда такие модели построены, можно утверждать, что процесс познания является относительно завершенным. Но до тех пор, пока теорию не удается проверить, связать с экспериментальными фактами, она остается гипотезой. Эмпирический и теоретический уровни знания, хотя и отличаются по предмету, средствам и методам исследования, в реальной действительности всегда неразрывно связаны между собой. Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результатах нового знания. Контрольные вопросы 1. В чем состоит принципиальное отличие диалектики от метафизики? 2. Каково соотношение движения и развития? 3. Каковы важнейшие качественные характеристики любого закона? 4. Каковы основные принципы диалектики и их методологическое значение? 5. Какова роль философских категорий в научном познании? 6. В чем суть философского понятия противоречия? 7. Что такое противоречия и каковы пути их разрешения? 8. Что отличает основные противоречия от неосновных, внутренних от внешних? 9. Какова роль противоречия в процессе противоречия? 10. Какие стороны процесса развития раскрывают закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания? 11. Поддаются ли количественному измерению возможности? 12. В чем отличие категории «единичное» от категории «отдельное»? 13. Существует ли предмет или явление действительности, которое одновременно выступает в качестве единичного, общего и особенного? 14. Приведите примеры проявления законов диалектики в природе, обществе и познании. 15. Претерпевают ли изменения с течением времени субъект и объект познания? 16. Что понимается под активностью субъекта познания и чем она обусловливается? 17. Почему несостоятельны позиции сенсуализма и рационализма? 18. Что такое знание и познание? 19. Какова роль гносеологии в философской науке? 20. Верно ли утверждение, что истина – это процесс? 21. Каковы критерии истины? 22. В чем различие между заблуждением и ложью? 23. В чем специфика технической деятельности как формы практики? 24. Каково соотношение чувственного и рационального познания, эмпирического и теоретического уровней научного познания? 25. Что такое научный факт? 26. Каковы главные составляющие научной теории? 27. Как соотносятся между собой исторический и логический методы познания? 28. Какова взаимосвязь познания и практики? 29. Каковы основные признаки истины, ее свойства и критерии? 30. Каково соотношение знания и веры в процессе научного познания? Список литературы 1. Алексеев П. В.Хрестоматия по философии / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Проспект, 2001. – 608 с. 2. Бреник Н. В. Введение в современную теорию познания. – М.: Академ. книга, 2003. – 504 с. 3. Голубинцев В. О. Философия для технических вузов. – М.: Феникс, 2001. – 510 с. 4. Губин В. Д. и др. Философия: учебник. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – 512 с. 5. Канке В. А. Философия. – М.: Логос, 2002. – 456 с. 6. Кахановский В. П. и др. Философия: конспект лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 573 с. 7. Кожевникова Ю.А., Файзуллин Ф.С. Основы философского знания. – Уфа: УГАТУ, 2010. 8. Кузнецов В. Т. и др. Философия: учение о бытие, познании и ценностях человеческого существования. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 519 с. 9. Лавриненко В. Н.Философия: учеб. для вузов / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников.– М.: ЮНИТИ 2001. – 677 с. 10. Основы философии: учеб. пособие / под ред. акад. АЕН РФ и АН РБ Ф. С. Файзуллина; Уфимск. гос. авиацион. техн. ун-т. – Уфа, 2002. – 375 с. Темы рефератов и докладов 1. Научное познание и его значение в деятельности инженера. 2. Познание и деятельность. 3. Агностицизм и гносимахия – сходства и различия. 4. Диалектика истины и заблуждения. 5. Основные принципы построения научной теории. 6. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 7. Проблема критерия истины в истории философии. 8. Развитие понятия науки в истории науки. 9. Практические и религиозные основания первоначальных научных представлений. 10. Наука как социальный институт в различные исторические эпохи. ТЕМА 5.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.009 с.) |