Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема человека в философииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Проблема человека в философии. Различные подходы к определению сущности человека. 2. Проблема соотношения природного, социального и духовного в человеке. 3. Индивид, индивидуальность, личность. Взаимосвязь и взаимовлияние личности и социальной среды. Свобода и ответственность личности. 4. Проблема смысла человеческого существования: различные подходы и их оценка. 5. Антропологический кризис как составляющая общего кризиса культуры. Перспективы развития человека и человечества.
Основные понятия: антропология, человек, природное, социальное, духовное, духовность, личность, индивид, индивидуальность, социальная среда, свобода, ответственность, самореализация, историческая необходимость, необходимость, свобода выбора, смысл жизни, ценности, антропологический кризис, антропологическая перспектива, самоопределение.
Философская антропология – это часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются модусы человеческого существования, выявляется потенциал антропоцентрической картины мира. Философская антропология как понятие отражает высокий уровень философской рефлексии о человеке и возникает лишь на определенном этапе развития мировой философской мысли. Традиционно формирование философской антропологии связывают с именами Д. Вико, Х. Вольфа, французских материалистов XVIII века. А. Телен, обратившийся к систематике антропологии, видит исток философской антропологии в фихтеанском учении о человеческой душе. Страстным приверженцем идей специального выделения собственных антропологических исследований был И. Кант. Ему принадлежит мысль о том, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо. Человек – предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения. Для раскрытия его тайны нужны самостоятельные и необычные средства. По мнению Канта, самый главный предмет в мире, к которому могут быть применены познания, – это человек, ибо он сам для себя есть последняя цель. Об этом Кант писал в 1798 г. в работе «Антропология с прагматической точки зрения». В ХХ веке философская антропология приобрела еще два значения. В 20-х годах так стали называть особое философское направление, представленное М. Шелером, А. Теленом, Х. Плесснером. Эти философы не только пытались вслед за Кантом выделить и представить в некоей целостности накопленные философией прозрения и интуиции о человеке. Они непосредственно обратились к проблеме человека как природного существа. Кант, по существу, предлагал подвергнуть радикальной философской рефлексии накопленное знание о человеке с антропологических позиций. Философские антропологи начала века сохранили эту задачу. Однако они призывали не только к обобщению научных знаний, но и к разведению собственно антропологических и неантропологических принципов познания. Понимая философскую антропологию как одно из наиболее перспективных течений, эти исследователи надеялись значительно углубить философское знание в целом. Однако кантовский антропологический подход или шелеровское убеждение в том, что через человека можно выйти на более общие философские проблемы, не предполагали выработки особого стиля мышления. Ведь можно рассуждать о бытии, о динамике истории, о тайнах культуры – но при этом сосредоточивать свое внимание только на антропологическом измерении этих феноменов. Философская антропология обретает сегодня именно это значение. Она – не только область философского знания, не только определенное философское направление, но и особый метод мышления, принципиально не подпадающий под разряд ни формальной, ни диалектической логики. Человек в конкретной ситуации (исторической, социальной, экзистенциальной, психологической) – таков исходный пункт нового антропологического философствования. М. Шелер выделяет пять типов антропологических учений: 1) европейско-христианскую доктрину; 2) антично-греческую; 3) натуралистическую; 4) теорию декаданса; 5) концепцию сверхчеловека. Такая типология помогает внести классификационную ясность в многообразие философско-антропологических воззрений. Вместе с тем нетрудно убедиться в том, что данная классификация уязвима. Шелер поначалу находит принцип, который вроде бы ведет к созданию типологии. Он предлагает, если исходить из логики его конструкции, сопоставить различные концепции, в основе которых лежит конкретный образ человека, отличающийся от других антропологических архетипов. Однако этот принцип в работе не проводится последовательно[109]. Целостное описание человека и его организации возможно осуществить посредством основных представлений о человеческой субъективности, а также – если рассматривать его через формы целостной (тотальной) организации, через его различные проекции (срезы) как целого. Например, в психологии утвердилось разведение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах известных отечественных психологов Б.Г.Ананьева и А.Н.Леонтьева[110]. Развитие человека Б. Г. Ананьев рассматривал как единый процесс, где индивидуальность представляет собой множество общественно-природных свойств. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», Б. Г. Ананьев отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение. В качестве особой проекции человека Б. Г. Ананьев выделял его индивидность. Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Другая проекция человека – это его бытие как субъекта. Широко употребляемым в психологии является понятие «личность». В традиционной психологии этим понятием обозначается наиболее развитый уровень человеческой субъективности. В силу того, что все три проекции являются целостными формами, постоянно происходит смешение и отождествление этих категорий: индивид, субъект, личность. «Понятие личности, – писал А.Н.Леонтьев, – выражает целостность субъекта жизни... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека»[111]. Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать индивидуальность, фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев[112] исходят из представления, что высшей ступенью развития человека в обществе является ступень универсализации. Человек как универсум есть его особый образ. Универсум есть полнота человеческой реальности; человек как универсум эквивалентен актуальной и потенциальной бесконечности, в ней человек предстает как микрокосм, как тождество человеческому роду. Универсальность как форма целостной организации человека в психологии специально не выделялась. Вместе с тем указания на специфические проявления человека, не определяемые индивидными, субъектными, личностными и индивидуальными свойствами в философской, художественной литературе, встречались во множестве. К такого рода явлениям относятся поступки человека во благо всего человечества, определяемые высшими ценностями жизни. Жертвенность, подвижничество суть формы проявления человека как универсума. Другим основанием необходимости представления человека через указанные образы его целостности является религиозное, философское, психологическое учение о трехсоставной сути человека – телесной, душевной, духовной. Можно предположить, что телесное бытие человека есть его характеристика как индивида. Душевная или собственно психологическая реальность соотносима с описанием человека как субъекта. Духовная суть человека раскрывается через личностные, индивидуальные и универсальные характеристики человека[113]. Социальная философия рассматривает проблемы развития человека и общества в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Любая концепция человека исходит из наличия в нем природного и социального начала, а также существования двойной детерминации, биологической и культурной, для практически всех психических и поведенческих актов. Важнейшим процессом, формирующим и определяющим личность, является социализация. Общество постоянно создает и воссоздает социальные институты, в которых происходит становление и функционирование человеческой личности. Эти институты: государство, система образования, брак, армия и другие – различны по своим задачам, структуре и способам деятельности, но все они созданы социумом для своего развития и для воспроизводства человека. Процесс социализации условно можно разделить на личностное, внутреннее самоопределение, включающее в себя поиск идентичности и внешнее, социальное самоопределение как поиск своего места в социальной реальности. Механизм социализации предполагает участие в этом процессе двух сторон – объекта и субъекта социализации. Объектом здесь является тот, на кого направлен этот процесс, а субъектом – тот, кто осуществляет данный процесс (например, отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация). Очевидно, что любой человек одновременно выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта социального действия. Как объект, он находится под постоянным социализирующим воздействием окружающего микро- и макросоциума; как субъект, он также оказывает определенное влияние на развитие процессов материального, духовного и социального преобразования соответствующих сегментов общественного бытия. По сути, постановка этой проблемы сводится к анализу сложной диалектики категорий свободы и необходимости, так как личностное и социальное развитие различаются по отношению к индивидуальности: социум заинтересован в максимальном следовании заданным образцам, личность испытывает потребность в утверждении собственной уникальности. С точки зрения социума нормален конформист, а с точки зрения личности нормален тот, кто способен поступать не как все, сохраняя свою индивидуальность. Диалектическое противоречие личности и общества может быть выражено как противоречие индивидуализации и унификации. Социум стремится к унификации личностного самоопределения в соответствии с его структурой, а личность – к максимальному раскрытию собственной индивидуальности. Способность общества разрешать это противоречие определяет его потенциальные возможности к саморазвитию. Итак, личность в период ее жизнедеятельности всегда испытывает социализирующее воздействие со стороны всех звеньев организации общества с целью приведения ее к состоянию, адекватному уровню развития общественных отношений (рис. 7.1, вектор «А»)[114]. Закономерно, что такому влиянию в первую очередь подвержены молодые люди, которые испытывают концентрированное, целенаправленное воздействие социальных институтов общества, призванных обеспечить адекватное воспроизводство интеллектуального и профессионального потенциала. Личность, участвуя в процессе обмена деятельностью, по линии обратной связи предъявляет свои требования к организационной структуре и функционированию указанных общественных уровней. Такая обратная связь обусловливается необходимостью создания условий для разрешения противоречия между индивидуальной активностью и объективной возможностью и необходимостью ее использования. Б
Личность Микросреда
Мезосреда
Макросреда А
Рис. 7.1. Модель взаимодействий системы «личность – общество». Микросреда (микроокружение человека) – место реализации первичных социальных отношений (семья, учебная группа и т.д.) Макросреда – глобальная метасистема с социальными свойствами (государ-ство, цивилизация). Мезосреда – социально-профессиональная группа – связующий мост для трансляции социальных отношений с микро- на макроуровень и обратно.
Теперь кратко остановимся на характере этих взаимных воздействий. А > Б – происходит процесс социализации, личность находится под формирующим воздействием социальных институтов общества. Отношения обмена деятельностью, в которые вступает личность, направляются на развитие ее способностей, знаний и навыков. По мере адекватного увеличения «Б» общество реализует часть затрат, которые были направлены на развитие социально-профессиональных качеств личности, используя результаты ее деятельности. Противоречия, возникающие в процессе обмена деятельностью, по мере приближения «Б» к «А» носят менее острый характер, а формы их разрешения в большей степени соответствуют как личностным интересам, так и общественным потребностям в такой деятельности. А = Б. Достижение такого состояния является целью социализирующего воздействия всех социальных институтов общества. Этот баланс характеризует высокую степень социализации личности, когда личностные интересы коррелируют с общественными, а противоречия, возникающие в процессе обмена деятельностью, во многом являются отражением противоречий социального развития в целом. Очевидно, что данный баланс в реальной действительности недостижим. Мы же рассматриваем его (баланс) только как некую целевую ориентацию развития этих взаимодействий – своеобразное состояние гомеостаза системы «общество – личность». А < Б. В данном случае претензии личности к обществу носят «социально неоправданный» характер. Мы не случайно взяли в кавычки этот термин, так как все далеко не просто. С одной стороны, любые проявления девиантного мировоззрения и соответствующего ему поведения личности с позиций общества не могут иметь позитивного социального эффекта. Но вопрос заключается в том, в какой форме и против каких социальных явлений направлен данный акт поведения? Возможно, в нем как раз и заключено требование объективных перемен, необходимость которых еще не отрефлексирована обществом. Есть и вторая сторона такого противостояния, когда личность рельефно проявляет свою субъективность – ставит под вопрос нечто устоявшееся, общепризнанное. В данном случае подчеркивается субъектный характер отношения и действия, что позволяет человеку остаться личностью. Думается, что такая конфликтность как раз и является источником (причиной) различных преобразований как в личностной сфере, так и в социальной среде. Но необходимо подчеркнуть, что когда претензии личности к организации отношений на микро-, мезо- или макроуровне переходят в сферу эгоцентризма, тогда общество должно использовать свое право ограничить свободу данного субъекта. Очевидно, что здесь представлена модель социализации, включающая в себя лишь некоторые феномены состояния системы взаимодействий личность–общество, которые не раскрывают в полной мере всей сложности процесса обмена деятельностью. Тем не менее, даже столь краткий анализ позволяет заключить, что достижение оптимальной обратной связи в этой системе является основным условием эффективной социализации личности и, соответственно, главной целью управления этим процессом. Таким образом, в содержании понятия личности отчетливо выражены три ключевых компонента: индивидуальность, социальная роль, коммуникационный процесс. Родовыми характеристиками человека являются разум, труд, творчество, свобода и ответственность. Диалектика свободы и ответственности создает пространство выбора для личности, через которое она реализует свою индивидуальность (рис. 7.2). Реализация человека связана с теми возможностями, которые предоставляет ему социальная система. В связи с этим актуальна проблема прав и свобод личности, которая решается различно в современных философских теориях. Свобода личности в обществе неразрывно связана с социальной справедливостью, т.е. распределением материальных и духовных благ, прав и свобод в зависимости от реального или потенциального вклада в общественное развитие. Человечество не только мечтало о справедливости, но и работало в направлении ее осуществления. Государство, в котором действует свобода, основанная на законах, называется правовым государством.
Рис. 7.2. Свобода и ответственность личности
Определяя категорию свободы, важно обратить внимание на ее сущность. Зачастую, когда речь идет о свободе личности, подразумевается возможность личностного выбора. Но возможность выбора есть внешний уровень свободы, ее проявление, а не сущность. Свобода по своей сущности есть бытие в самом себе, полная независимость, самобытие. Поэтому свобода противопоставляется не насилию, а зависимости. Например, человек, способный преодолеть свою зависимость от каких-либо привычек становится независимым от них и потому – свободным. Свободу выбора, как правило, человек может осуществлять в сфере нравственных понятий. Человек свободен, когда он знает, как надо поступать. Соответственно, существуют и разные уровни свободы. Низший – когда человек заставляет поступать себя определенным образом, зная, что так будет правильно. Высший – когда человек просто не может поступать иначе, чем только сообразно с осознанным долгом. Свобода – это познанная необходимость[115]. Человек всегда находится в ситуации выбора, который может определяться самыми разными факторами объективного и субъективного плана. С одной стороны, любая свобода обременительна, тогда как принуждение освобождает от ответственности. С другой – человек может быть свободен, только принимая на себя ответственность за любой поступок, поскольку, в конечном счете, всегда можно поступить иначе. Свобода и ответственность человека находятся в диалектической взаимосвязи: любая возможность выбора имеет рамки, созданные нравственностью, обществом и культурой, и любой выбор предполагает ответственность, поскольку влияет на условия и возможности выбора других людей. Вопрос определения категории свободы взаимосвязан с таким же «вечным» философским вопросом – вопросом о смысле жизни. В истории социально-философской мысли, начиная с античной, прослеживаются две диаметрально противоположные концепции смысла жизни с точки зрения тех целей, которые ставит перед собой человек. Лаконично эта противоположность формулируется так: «Иметь или быть?». Концепция «имения», «обладания», появившаяся с возникновением частной собственности, может быть представлена с двух позиций. С одной стороны – общество оценивает человека, исходя из того, чем и в каком количестве он обладает. Это способствует постоянной жажде обогащения, одержимости идеей обладания чем-либо – развитию ненасытности, алчности. С другой стороны – уже сами вещи обладают человеком, его психикой, поэтому их утрата, либо поломка губительно сказываются на его психическом здоровье[116]. Например, основоположник психоанализа З.Фрейд считал, что «превалирующая ориентация на собственность …является патологической в том случае, если она остается постоянной». То есть личность, ориентированная в своих интересах исключительно на обладание и владение, – это невротическая, больная личность; следовательно, общество, в котором также преобладают установки обладания и постоянного обогащения – больное общество[117]. Установка «быть» – оппонирующая смысложизненная концепция. Она предполагает такую программу жизнедеятельности, которая отвечала бы духовным потребностям человека, его истинной сути. Однако, чтобы «быть», реализовывая лучшие человеческие качества, нужно «иметь» определенное количество материальных благ, способное поддерживать нормальную жизнедеятельность человека. И в этом случае, по мнению авторов, критерием «достаточности» имеемого будет выступать нравственность. То есть, если человеку необходимо поступиться своими нравственными принципами для обладания чем-либо, и он это делает – можно считать, что он избирает своей смысложизненной ориентацией установку «иметь». Если же при прочих равных он остается при своих нравственных принципах – его выбор – установка «быть». Таким образом, необходимо оптимальное сочетание установок «быть» и «иметь», при котором приоритет остается за ориентацией на воплощение лучших человеческих качеств[118].
Контрольные вопросы 1. Обоснуйте необходимость философского подхода в исследовании проблемы человека. 2. Почему принципиально недостаточен естественнонаучный подход в объяснении природы человека? 3. Чем определяется господствующее представление о человеке в ту или иную историческую эпоху? 4. В чем смысл человеческой жизни? 5. Как совместить свободу и ответственность личности? 6. Разрешимо ли противоречие индивидуального и общественного в человеке? 7. К каким отрицательным последствиям приводит пренебрежение природной, биологической стороной в человеке? 8. Как вы относитесь к идее бессмертия человеческой души? 9. Как соотносятся между собой понятия «человек», «личность», «индивидуальность»?
Список литературы
1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода //Вопросы философии. -1992.-№ 8.- С. 19-26Бердяев Н. А. О назначении человека. – М., 1993. 2. Баруллин В.С. Социальная философия. Учебник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 560с. 3. Белов В.В. В защиту индивидуальности. - М.: Магистр,1997. – 40с. 4. Бердяев Н.А. О назначении человека. О рабстве и свободе человека. – М.: АСТ Москва: Хранитель, 2006, - 637с. 5. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М., 1994. 6. Бубер М. Два образа веры. – М., 1995. 7. Григорьян Б. Т. Философская антропология. – М., 1982. 8. Гуревич П. С. Человек. – М., 1995. 9. Иоанн Кронштадский. Христианская философия. Избранные работы. – М.: ЭКСМО; СПб: TERRA FANTASTICA, 2004. 10. Лекторский В.А. Человек как предмет исследования.// Человек. – 2002. - № 3.- С.34-41 11. Марков Б. В. Философская антропология: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. 12. Подорога В. А. Феноменология тела. – М., 1995. 13. Проблема человека в западной философии. – М., 1988. 14. Федоров Ю. М. Сумма антропологии. Расширяющаяся вселенная абсолютна. – Новосибирск, 1995. 15. Феномен человека. Антология. – М., 1993. 16. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Темы рефератов и докладов
1. Человек как предмет философского познания. 2. Образ человека в истории философской. 3. Человек и духовные ценности. 4. Проблема смысла жизни человека. 5. Проблема свободы человека. 6. Человек как творец и творение культуры. 7. Антропологический кризис: сущность и причины. 8. Соотношение социального и индивидуального в личности. 9. Понимание человека: западная и восточная культура. 10. Соотношение рационального и иррационального в человеке. 11. Природа человеческой индивидуальности. 12. Назначение человека в русской философии. 13. Человек в информационно-техническом мире. 14. Будущее человека перед лицом глобальных проблем современности. 15. Свобода общества и свободы личности. 16. Трактовка категории свободы в разных религиях. 17. Роль социальной среды в формировании личности.
ТЕМА 8. КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Понятие культуры: специфика философского рассмотрения. Основные подходы к определению культуры в историко-философских учениях. 2. Соотношение статического и динамического в сохранении и развитии культуры. 3. Основные типологии культур. Проблема самобытности и диалога культур: Восток, Россия, Запад. Основные понятия: культура, традиция, новаторство, массовая культура, элитарная культура, диалог культур, этническая, национальная культура, творчество, многообразие культур, ценности, самобытность.
Культура представляет собой специфическую форму бытия, возникновение, существование и изменение которой связано с человеком и определено его деятельностью. В отличие от мира природы, природного бытия, ее принято называть культурной реальностью. Культурная реальность не возникает самопроизвольно вследствие действия законов природы и ее стихийных сил. Но между культурой и природой имеется специфическая связь, опосредованная особым звеном, которым является человек и его деятельность. Для того чтобы возникла культура как особая среда, которая непосредственно окружает и в которой живет человек, необходимы были какие-то особые условия и предпосылки, отсутствовавшие в природе. В чем они состоят – вопрос чрезвычайно важный и сложный, на который дает ответ целый комплекс наук, в том числе и философских: социальная философия, философия культуры, культурология. Однако какие бы ответы не содержались в научных теориях, во всех них непременно содержится указание на человека и его деятельность как важнейшие и необходимейшие факторы возникновения культуры, которую именуют нередко «второй природой», подчеркивая сотворенность этой среды человеческого бытия. В разработанных современной наукой представлениях о культуре развиты различные понимания ее специфичности как особой формы бытия. Таких определений чрезвычайно много, и их количество продолжает расти. Это объясняется, в первую очередь, необычайной сложностью феномена, именуемого культурой, и трудностями ее познания, так как к ней нельзя подойти точно так же, как к предмету естественнонаучного исследования. Познавая культуру, человек познает не некую независящую от него реальность, а по сути себя самого, свое собственное бытие, объективированное в фактах культуры. В познании культуры человек использует техники и приемы познания как общего, так и весьма специфического характера, проясняя смысл своего собственного бытия, своей деятельности и своей сущности. Так, исследуя сущность морали и нравственные нормы, человек, по сути, уясняет себя как этическое существо. Обращаясь к эстетическим ценностям, он не только проникает в природу прекрасного вообще, но одновременно устанавливает один из главных мотивов своей жизнедеятельности и творчества – преобразование мира по законам совершенства и красоты. Особая специфичность в познании культуры связана также с тем, что на него оказывают непосредственное влияние философские предпосылки мыслителя, исходя из которых формулируются самые общие представления о ней. Можно сказать, что в каждой серьезной философской системе или школе имеются свои особые трактовки культуры. Например, культурфилософы религиозной ориентации утверждают, что всякая великая культура основывается на определенной религиозной основе и служит способом их реализации. Следовательно, культуры различаются между собой, прежде всего, по конфессиональному принципу или форме религиозности. Поэтому выделяют культуры, основанные на политеизме и монотеизме. Среди монотеистических выделяют культуру христианскую, исламскую, буддийскую и другие. Философы идеалистической ориентации ищут в основе всякой целостной культуры либо духовный принцип, выражающий ее смысл, либо рассматривают ее как проявление космического «жизненного порыва» или «волевого устремления» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер). Исследователи с материалистическими установками склонны сущность культуры сводить к реальным, материальным основам жизни людей. Например, К. Маркс и его последователи рассматривали в общем виде культуру как результат их материально-преобразующей деятельности (производства), из которой вырастали и духовные элементы культуры. Наконец, существует широкий спектр утилитаристско-прагматических теорий культуры, в которых развиваются идеи, что она есть только форма приспособления человека к природе, определяющая возможность его существования. Одно из распространенных пониманий культуры состоит в том, что ее рассматривают как мир воплощенных ценностей. С этой точки зрения предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они являются наделенными каким-то особым свойством, которым не обладают естественные объекты. Эти свойства называют ценностями. Создавая особый предметный мир, утверждают сторонники этого подхода, человек не стремился воспроизводить природу, повторяя ее в миниатюре, а созидал нечто отличное от нее, имеющее значение и смысл как выражение сущности человека именно как человека, а не просто природного существа. Уместно сразу же провести различие между понятиями полезности и ценности. Человек находит в природе много такого, что обеспечивает его естественное существование; он и сам создает огромное количество вещей, полезных именно в том отношении, что они необходимы для его биологической жизни. Как правило, это происходит в сфере материального производства. Но это производство выступает хотя и важной, но все же, только одной из форм культурной деятельности человека. Ее же главное содержание подчинено созданию того предметного мира (материального, духовного, художественного), через который человек реализует свою особую сущность, в основе которого лежит особое дифференцированное использование способа деятельности, отношение к процессу деятельности и ее результатам. Эта дифференциация основана на различении добра и зла, истинного и ложного, прекрасного и безобразного, т. е. всего того, что мы называем ценностями и антиценностями. Культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиологического). Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы. Они – и регулятор человеческого поведения, и высшая цель его деятельности. Человек выступает создателем ценностей, в культурной деятельности он их, опредмечивая, закрепляет, создавая, таким образом, возможность накопления и передачи ценностей культуры последующим поколениям. Ценностное понимание культуры фиксирует важный, но не единственный ее аспект. Ценности не даны человеку изначально, подобно воде, воздуху и другим необходимым для его биологического существования условиям, а возникли как результат его культурной деятельности и стали ее регулятором. Существует также представление о культуре как сложной системе символических форм или особых знаковых структур, в отдельных элементах которых зафиксировано культурное содержание человеческой жизни как их значение или смысл. Через эту систему знаков культурное содержание передается от одного человеческого поколения к другому. Причем в процессе этой передачи происходят сложнейшие изменения знаковых структур и смыслов, составляющих их знаков, которые, все вместе, отражают реальные исторические изменения, происходящие в культуре, во всех формах человеческой жизни. Естественный язык является самой совершенной и универсальной культурной знаковой системой. Овладевая им, человек приобщается к самым фундаментальным основам культуры и жизни народа, к которым он принадлежит. Не случайно поэтому существование культуры какого-нибудь народа, сохранение его самобытности, способности развиваться напрямую всеми исследователями связывается с судьбами национальных языков. Но кроме естественного языка – основного кода культуры – вырабатываются и существуют другие знаковые системы. Их многообразие и сложность в какой-то культуре соответствуют сложности и степени развитости культуры, поскольку все ее отдельные уровни и формы обладают свойственными им знаковыми системами. Например, религиозная жизнь людей может быть представлена как важная, даже сущностная подсистема культуры. Без религиозной и богословской составляющей любая культура становится ущербной, лишается трансцендентного, «вертикального» измерения. Свойственные религии тексты, ритуалы, отправления и религиозные практики, знаки, отмечающие принадлежность людей к церковной организации и их места в ней, культовые здания, символы религии и многое другое есть не что иное, как определенный знаковый код, овладевая которым, люди определяют свое отношение к жизни в целом. То же можно сказать и о системах этических правил, этикете и нормах поведения, отличающих место человека, его значение, профессиональные и иные характеристики в данной социокультурной системе. И подобных систем знаков в каждой культуре чрезвычайно много. Обобщая понимание культуры как знаковой системы, выдающийся отечественный культуролог Ю. М. Лотман[119] назвал культуру семиосферой, т. е. сферой знаков, обладающих культурным значением. Воспитание, развитие и жизнь человека в культуре означает, в первую очередь, овладение им смыслами культурных знаков, что происходит в процессе включения его в коллективную деятельность, овладение родным языком, обычаями и нравами народа, к которому человек принадлежит, его историей, бытом и самыми высокими его духовными достижениями. В своей активной деятельности полноценный и культурно значимый человек не только реализует заключенное в культурных кодах духовное и ценностное значение, но и обогащает его своим опытом и своими достижениями. Такое многоплановое восприятие культуры не подрывает представления о ее объективности и возможности познания, но свидетельствует о ее многогранности и о трудностях, не допускающих упрощенность и прямолинейность в ее постижении. Говоря о проблеме специфичности познания культуры, необходимо учитывать то, что она представляет собой сверхсложное системно-целостное единство. Поэтому и постичь культуру в реальной целостности и полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии можно только с позиции методологии системного мышления. В основе системного подхода возможна не только фиксация тог
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.93.61 (0.017 с.) |