Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные подходы к изучению культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Итак, культура наделяет человека уникальной индивидуальностью. Ядро культуры составляют традиционные идеи, которые возникли в ходе исторического развития и которым придается особенная ценность. Культурные системы рассматриваются, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой – как ее регуляторы. Поэтому культура представляется как способ бытия общества, а причиной развития культуры являются некоторые черты, характеристики, закономерности цивилизационного процесса. Иначе говоря, культура является базовой качественной характеристикой той или иной ступени развития общества. Необходимо подчеркнуть, что культура, имея общеисторический характер, тесно связана с прошлым, с преемственностью, учитывая целевой аспект понимания данного феномена – и с будущим. Она также исторически конкретна, так как в ней фиксируется уровень социальности, цивилизованности человека и общества. Поэтому культура включает в себя широкий спектр уровней и состояний цивилизационного процесса. Культура всегда соотносится с некими эталонами, которые имеются в сферах труда, политики, искусства и других сферах общественной жизни. Культура выполняет в обществе ряд необходимых функций [120]: Ø Нормативная – регуляция поведения отдельных индивидов и целых социальных групп; Ø Познавательная – использование достижений культуры в качестве новых средств познания мира; Ø Информативная– накопление и трансляция социального опыта; Ø Коммуникативная– создание возможностей и средств общения людей; Ø Цивилизационная – отражение определенной ступени развития человеческого общества. Всякая человеческая культура (культура личности, культура народа, культура цивилизации) уникальна и неповторима. Она определяется огромным количеством природно-климатических, социальных, личностных особенностей. Потому каждая культура имеет самостоятельную ценность, а культуры различных народов и других общностей людей представляют собой некий мировой «генофонд» культур, столь же неповторимый, разнообразный и столь же ранимый, как генофонд биологический. Культуры взаимодействуют между собой исторически и актуально различными способами. Так, между различными эпохами существует преемственность и взаимосвязь через связь поколений, воспитание и образование, знаково-символические формы информации, наследование опредмеченных результатов человеческой деятельности. Важной проблемой для России является взаимодействие ее культуры с культурой Запада и Востока. Если брать религиозную, гуманитарную, политическую, экономическую, техническую культуры этих субъектов, то следует отметить, что культура Запада носит явно выраженный техногенно-экономический характер, а Востока – аграрно-политический. Культура экономическо-информационной цивилизации Запада характеризуется безудержным преобразованием и потреблением географической среды, динамичным развитием экономики, плюрализмом духовной системы (и поэтому отсутствием единой ценностной основы общественного развития), информатизацией, индивидуализмом. Культура политической цивилизации Востока характеризуется сосуществованием с географической средой, экстенсивным развитием экономики и ее медленно меняющейся эффективностью (производительностью, качеством, ресурсосбережением), преобладанием авторитарных режимов власти, следованием традиционным мировоззрениям (религиям), коллективизмом. Специфика России проявляется в том, что она является уникальным синтезом западной и восточной культур, мозаичным переплетением множества миров и мировоззрений, при сохранении глубинных духовных, нравственных основ бытия. Говоря о соотношении понятий «культура» и «цивилизация», необходимо исходить из того, что в научном плане эти феномены не только не должны противопоставляться друг другу, но, напротив, могут быть рассмотрены и поняты только в неразрывном единстве и взаимодействии. Цивилизация как социокультурная общность, являясь совокупным результатом материальной и духовной деятельности людей, по своему содержанию представляет культурно-ценностный аспект в характеристике общества. Главным показателем уровня развития цивилизации является духовная культура, поскольку именно она, базируясь на социально-экономических достижениях общества, определяет формы жизнедеятельности, способ общественного воспроизводства, характер реализации законов общественного развития. От ее состояния во многом зависит восприимчивость общества к новым технологиям, степень гуманизации общественных отношений, содержание всей системы общественных связей. Цивилизация как процесс деятельности личности, социальной группы, общества по развитию культуры осуществляется в различных формах (политические, религиозные, этические, этнонациональные и др.). Духовная культура в процессе смены цивилизаций выступает как сущностно-ведущая сторона цивилизационного процесса. Каждый новый уровень культуры характеризует дальнейшее развитие цивилизации, а последняя как форма культурной деятельности создает необходимые условия для духовного прогресса общества. Цивилизация как способ общественного воспроизводства и духовная культура неотделимы одно от другого, а характер их взаимодействия определяет направленность (прогресс, регресс, кризис, деградация и т. д.) развития общества. Если общество, в результате кризисного состояния субъективного фактора, не способно ответить на вызов истории, то такая цивилизация будет не только деградировать, но может и вообще погибнуть (цивилизации ацтеков, инков и др.). Эти проблемы в настоящее время весьма актуальны для России, которая, находясь в состоянии цивилизационного кризиса, должна на основе самоидентификации выработать, обрести и реализовать свой социальный идеал. Однако в понимании соотношения культуры и цивилизации мы встречаемся с концепциями, которые не только разделяют эти понятия по признаку того, что ими обозначены разные сущности, но и противопоставляют их. Так, нередко под культурой понимают состояние науки или общества в стадии высокой творческой активности, в которой господствуют духовные идеальные начала, ценности и устремления, а также продукты этой деятельности. Человек в ней охвачен свободным устремлением к созиданию нового. Цивилизация же, напротив, характеризует общество в фазе угасания творческой активности, перемещения деятельности с духовных предметов в сферу материального. Именно материализация деятельности неизбежно ведет к затуханию свободных порывов к высшим ценностям, репродуктивным формам производства; значение приобретают не целостная органичная жизнь, а формализованное, строго упорядоченное и принудительно регулируемое бытие; в результате материальные ценности и стремление к ним (цивилизация) подавляют духовные проявления культуры. Такого взгляда на соотношение культуры и цивилизации придерживался целый ряд философов, историков и культурологов, например, О. Шпенглер, Н. Бердяев, П. Сорокин. В теоретическом отношении такая модель соотношения культуры и цивилизации является достаточно спорной. Исторический процесс в большинстве случаев показывает, что ни одна локальная культура не вечна, каждая из них заканчивает свое историческое бытие по-разному, под воздействием различных законов и обстоятельств, а не обязательно по универсальной модели: как вытеснение духовного (культурного) этапа материальным (цивилизованным). В определенных случаях различение смыслов понятий «культура» и «цивилизация» может иметь познавательную ценность. Например, под цивилизацией понимается некоторыми теоретиками, такими как А. Тойнби, способ и форма реализации идейно-духовного, ценностного ядра, именуемого культурой, которая составляет содержание культурно-исторического процесса. Иногда понятие культуры связывают с представлением о гуманистической составляющей жизни того или иного общества, в целом по критериям развития или организации различных сфер общественной жизни относимого к цивилизации определенного типа. Так, многие современные культурфилософы подвергают критике западную цивилизацию, к которой относятся практически все высокоразвитые страны, усматривая в ней состояние кризиса духовной культуры, как проявление и усиление дегуманизационных тенденций. Одним из выражений этого кризиса стала культурфилософская теория, известная под названием «постмодернизм». Ее сторонники, естественным образом побуждаемые необходимостью пересмотра основных понятий традиционных учений о культуре, человеке, обществе, фактически подвергли критике основные принципы и формы культурного бытия человека как целостности, организующей его общественно-историческую практику. С их точки зрения, всякая общезначимость, нормативность, ценность, утвержденные в культуре и обществе, всегда выступают выражением особого вида деспотии, репрессии, подавления и навязывания, не имеющими объективного основания. Помимо указанных двух сфер культуры (материальной и духовной) можно выделить в качестве самостоятельной и ее третью сферу – мир художественной культуры, в котором материальное и духовное не соединяются, а в процессе художественного творчества взаимно отождествляются, образуя особую духовно-материальную слитность – произведение искусства. Итак, культура представляет собой процесс объединения трех видов деятельности человека – материальной, духовной и художественной, порождающих соответствующие сферы культуры и их продукты. Однако каждый из видов деятельности обладает лишь относительной самостоятельностью. В системе живого культурного творчества они выступают одновременно как взаимодополняющие и в то же время как взаимопротивостоящие процессы. Внутри трех указанных сфер происходит непрерывная их дифференциация, ветвление вследствие действия механизма специализации и профессионализации, требующих использования все более особых операциональных техник, специальных и редких материалов, воплощения все более сложных задач целей и идей. И материальная, и духовная, и художественная культуры распадаются на все множащиеся в числе секторы и отделы. Но, с другой стороны, вопреки первой тенденции, развиваются взаимовлияние, синтез, интегрирование между отдельными слоями культуры. Возникающие между ними связи создают новые виды деятельности, ведущие к новым способам опредмечивания действительности и рождающие новые культурные ценности.
Контрольные вопросы
1. В чем особенности философского подхода к определению культуры? 2. Какова связь между человеческой деятельностью и культурой? 3. Какие существуют формы духовной культуры? 4. Каковы наиболее известные концепции культуры? 5. Как взаимосвязано развитие личности с уровнем духовной культуры общества? 6. Применимо ли к культуре понятие «прогресс»? 7. Какова взаимосвязь общечеловеческого и национального в мировой культуре? 8. Существует ли принципиальное различие между национальными культурами? 9. Как соотносятся между собой понятия «формация», «цивилизация» и «культура»? 10. Какова специфика цивилизаций Востока и Запада? 11. Совпадают ли по содержанию понятия «интеллигенция» и «интеллигентность»? 12. Как вы понимаете смысл высказывания Ф. Достоевского: «Красота спасет мир»?
Список литературы
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / пер. с англ. яз. В. Л. Иноземцев. – М.: ACADEMIA, 1999. – 956 с. 2. Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. – СПб.: Университетская книга, 1998. – 565 с. 3. Гарсия Д. О понятиях "культура" и "цивилизация" // Вопросыфилософии.— 2002.— N12.— С.228-234. 4. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов.— М.: АО "Аспект-пресс", 1994.— 314с. 5. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопросы философии. – 1998. – № 2. 6. Дидье Ж. Философский словарь / пер. с фр. – М.: Международные отношения, 2000. – 538 с. 7. Зиммель Г. Философия культуры // Г. Зиммель. Избранное. – Т.1. – М., 1996. – 481 с. 8. Каган М. С. Философия культуры. – СПб., 1996. 9. Культура: теории и проблемы. – М., 1995. 10. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постомодерна. – СПб.,1998. – 254 с. 11. Миголатьев А. А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания.— 2003.— N 6.— С. 71-94. 12. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. – М.: Языки рус.культуры, 2000.-223 с. 13. Мчедлов М.П. Российская цивилизация. – М.: Академический проспект, 2003. – 656 с. 14. Орлов И. Б. Евразийская цивилизация. – М., 1998. – 276 с. 15. Соколов Э. В. Культурология. – М., 1994. 16. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова // Глава 4, с. 760-787. 17. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Наука, 1993. – 592 с.
Темы рефератов и докладов
1. Культура как мера развития человека. 2. Культура и история. 3. Национальное и интернациональное в культуре. 4. Ноосфера и цивилизация. 5. Культура и личность, духовность и творчество. 6. Культура как социальная память. 7. Понятие культуры и ее исторические типы. 8. Культура как система. Символический характер культуры. 9. Культура как ценностно-нормативный ориентир в развитии человека. 10. Культура и цивилизация. Проблемы человека в современной культуре. 11. Диалог культур: Запад – Восток – Россия. 12. Взаимодействие цивилизаций и стратегия будущего. 13. Место России в мировом цивилизационном процессе. 14. Возможные сценарии развития цивилизаций. 15. Ценностные ориентации современной молодежи.
ТЕМА 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
1. История человечества как предмет философского анализа. Динамика ее понимания: от античности до наших дней. 2. Формационный подход к периодизации всемирной истории. Понятие общественно-экономической формации, ее структура. Диалектическое взаимодействие базиса и надстройки. 3. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. 4. Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма (Д. Белл, О. Тоффлер).
Основные понятия: общественно-экономическая формация, базис, надстройка, экономический уклад, формационный и цивилизационный подходы к типологизации исторического процесса.
Модели общественного развития классифицируются в зависимости от представлений исследователя об основных движущих силах этого процесса, наличия цели или бесцельности истории. Необходимость и возможность определения конкретных ступеней развития общества, повторяющихся у разных народов, обусловлена рядом причин. Во-первых, это идеологические причины – попытки создать «идеальное общество». У Платона встречается выделение этапов естественного или природного (дообщественного) состояния, общественного (не отвечающего природе человека) и разумного – или – идеального – общества будущего. У Августина Блаженного история человечества принимает линейный характер – она имеет начало и конец, в ней выделяются следующие периоды: I – от Адама до Ноя II – от Ноя до Авраама III – от Авраама до Давида IV – от Давида до Вавилонского пленения V – от Вавилонского пленения до первого прихода Христа VI – от первого до второго прихода Христа (т.е. до Страшного Суда – конца света)[121]. Во-вторых, необходимость научной периодизации обусловливалась накоплением исторического материала. Итальянскими историками – гуманистами ХV – ХVI веков были выделены античная, средневековая и новая всемирно – историческая эпохи. Сен-Симон углубил эту периодизацию, связав каждую из эпох с определенной экономической системой. Так, античную он связал с рабством, средневековую – с феодализмом, новую – с «промышленной» системой, основанной на наемном труде. Фурье дополнил эту периодизацию ступенью эдемизма («райской первобытности»), а поскольку социалисты – утописты верили в переход человечества к высшей, гармоничной ступени своего развития – к социализму, то фактически в их трудах в своем первозданном виде выступила формационная схема исторического процесса. Но, скорее, в виде догадки, а не научно обоснованной теории[122]. Научную обоснованность формационная теория приобрела в работах К.Маркса. Его учение о формационной структуре общества явилось значительным завоеванием социально-философской мысли. Оно акцентировало внимание на экономико-социальных основах общества. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется присущим только ей способом производства и представляет собой характеристику определенного этапа общественного развития. Принято различать пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Общественно-экономическая формация может рассматриваться как своеобразный «скелет общества», в котором фиксируются и опорные точки общественного организма, и основные зависимости его элементов, и основные механизмы, связывающие их друг с другом. Будучи одной из основных типологических характеристик общества, выражая его целостность, общественно-экономическая формация выступает и одним из способов понимания его эволюции, т.е. выступает и как характеристика исторических этапов развития общественного организма с точки зрения развития экономики. Системообразующим фактором развития формации является совокупность производственных отношений (или совокупная система производства), представляющая собой экономический базис общества. На базисе возвышается надстройка, содержащая комплекс социальных институтов, взаимосвязанных с определенными формами общественного сознания (таблица 9.1).
Таблица 9.1
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.01 с.) |