Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные черты науки и ее отличие от других отраслей культуры↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характерные черты науки и ее отличие от других отраслей культуры Основные черты науки: 1)универсальность; 2)фрагментарность; 3)общезначимость; 4)систематичность; 5)незавершённость; 6)преемственность; 7)критичность; 8)достоверность; 9)внеморальность; 10)рациональность; 11)чувственность. Отличие науки от др. отраслей культуры: От мифологии - наука стремится к формированию законов развития природы, допускающих эмпирич. проверку, мифология - к объяснению мира в целом. От религии - в науке преобладает разум, в религии- вера.
Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания. Метод — совокупность приемов и операций, практическое и теоретическое освоение действительности. Методы познания принято подразделять по степени их общности, то есть по широте применимости на: -всеобщие (диалектический, метафизический) - общенаучные (используемые в разных областях наук, имеющие широкое спектральное применение) - частнонаучные (используемые только в рамках исследования конкретной науки. Эмпирический уровень — основа теоретического, но он не может существовать без результатов теоретического Наблюдение — чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира 1) целенаправленное (должно вестись для решения конкретной задачи) 2) планомерное 3) активное (исследователь должен активно искать нужные моменты) 4) включает описание объекта 5) описание результатов исследования образует эмпирический базис науки
Специфика научных революций и научные революции в XX в. Среди естественнонаучных революций можно выделить следующие типы: 1) глобальные, охватывающие все естествознание и вызывающие появление не только принципиально новых представлений о мире, нового видения мира, но и нового логического строя науки, нового способа или стиля мышления; 2) локальные – в отдельных фундаментальных науках, т.е. коренных изменений в этих науках, которые приводят к преобразованию их основ, но не вызывают перестройки всего естественнонаучного знания, а связаны с распространением на данную науку способа мышления, созданного в ходе глобальной революции.
Определения науки, ее функции, субъекты и объекты Наука описывает мир, путем формулирования законов природы- это необходимая, устойчивая связь между объектами и явления природы.Существует 2 уровняпознания: эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание посредствам логики, открывает новое уже из известного. Критерий истинности- соответствие теории и эксперимента. Субъективная человеческая оценка не имеет здесь никакой роли. 3 основные принципа научности: 1. Верифицируемость (проверяемость); 2. Доказательность; 3. Фальсифицируемость (принципиальная отвергаемость любого научного утверждения); 4. Рациональность (разум).Объект той или иной науки - это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки - это результат исследовательских действий.
Классификация наук. К естественным наукам относятся науки: · о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.); · Земле (геология, геофизика, геохимия и др.); · физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.); · человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают различные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.). Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.). Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.). Особое место в системе наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях. Принцип относительности Галилея. Первый принцип относительности (ПО) был сформулирован еще в эпоху Возрождения Г.Галилеем. ПО относился к механике и гласил: "Законы механики в системе координат, движущейся равномерно и прямолинейно в пространстве, имеют тот же вид, что и в системе координат, покоящейся в пространстве". Из этого постулата можно сделать простой вывод, а именно: существует бесконечно много эквивалентных систем координат, называемых инерциальными и совершающими равномерное и прямолинейное движение или покоящихся друг относительно друга. В этих системах законы механики выполняются в простой классической форме.
Механистическая картина мира. Механическая научная картина мира складывалась постепенно, в ходе научной революции 17-18 веков. Развитие ее строилось на основании работ Г. Галилея и П. Гассенди. Ученые восстановили атомизм, отраженный в трудах древних философов, на основании исследований Ньютона и Декарта. Последние сформулировали основные принципы, идеи и понятия, которые легли в основы механической картины мира, завершив при этом построение новой картины мира. Основой механической картины мира явился атомизм. Он превратил понимание мира и самого человека в совокупность огромного числа неделимых частиц, называемых атомами, которые перемещаются в пространстве и времени. Основным понятием механической картины мира Ньютона стало понятие движения. Законы движения Ньютон утвердил как фундаментальные законы всего мироздания. По его теории все тела имеют внутреннее врожденное свойство равномерного и прямолинейного движения. Любые отклонения от этого движения имеют причиной действие на тело инерции - внешней силы. Масса является мерой инертности, другого, очень важного понятия механики классической.
Основные постулаты СТО. Основными постулатами Специальной теории относительности, разработанной Эйнштейном, являются:
14. Законы Ньютона. Законы движения планет Кепплера. Первый закон Ньютона (закон инерции). «Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние». Второй закон Ньютона. Сила, действующая на тело, равна произведению массы тела на создаваемое этой силой ускорение, причем направления силы и ускорения совпадают:F = ma Третий закон Ньютона.Сила действия равна силе противодействия:F1 = -F2 Законы Кеплера - это три закона движения планет относительно Солнца. Установлены Иоганном Кеплером в начале XVII века как обобщение данных наблюдений Тихо Браге. Причем особенно внимательно Кеплер изучал движение Марса. Рассмотрим законы подробнее. Первый закон Кеплера: Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Форму эллипса степень его сходства с окружностью будет тогда характеризовать отношение: e=c/a, где с - расстояние от центра эллипса до его фокуса; а - большая полуось. Величина "е" называется эксцентриситетом эллипса. При с=0 и е=0 эллипс превращается в окуржность. Второй закон Кеплера: Каждая планета движется в плоскости, проходящей через центр Солнца, причем площадь сектора орбиты, описанная радиусом-вектором планеты, изменяется пропорционально времени. Применительно к нашей Солнечной системе, с этим законом связаны два понятия: перигелий - ближайшая к Солнцу точка орбиты, и афелий - наиболее удаленная точка орбиты. Тогда можно утверждать, что планета движется вокруг Солнца неравномерно: имея линейную скорость в перигелие больше, чем в афелие. Третий закон Кеплера: Квадраты времен обращения планеты вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца. Этот закон, равно как и первые два, применим не только к движению планет, но и к движению как их естественных, так и искуственных спутников.
10. Методы и средства научного познания Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе. Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета. Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.
Планеты-гиганты, их характеристки Планеты гиганты Внешняя область огромной Солнечной системы является пристанищем для газовых гигантов и их спутников. Большое расстояние от Солнца обуславливает у твердых объектов внешней области низкие температуры, а также большое содержание аммиака и метана. Рассмотрим более подробно каждую планету в Солнечной системе, относящихся к газовым гигантам. Юпитер. Планета Юпитер, превышает массу Земли примерно в 318 раз. Состоит преимущественно из водорода и гелия. Высокая температура внутри планеты обуславливает множество вихревых структур в его атмосфере, например, полосы облаков. Юпитер имеет 65 спутников, 4 крупнейших из которых (Ганимед, Европа, Ио и Каллисто) в некоторых моментах напоминают планеты земной группы. Например, им свойственны внутренний нагрев и вулканическая активность. Сатурн. Структура атмосферы и магнитосферы данной планеты схожа с Юпитером, но известен Сатурн именно своей системой колец. Масса Сатурна превышает земную в 95 раз, но он является наименее плотной планетой Солнечной системы (его плотность можно сравнить с плотностью воды). По подтвержденным данным, у Сатурна имеется 62 спутника, два из которых (Титан и Энцелад) проявляют геологическую активность Уран. Планета, превышает массу Земли всего в 14 раз, является наиболее легкой из всей внешней группы. Уран уникален тем, что осуществляет свое вращение «на боку», поскольку наклон его оси вращения около 98 градусов. Эта планета имеет очень холодное ядро, излучая большое количество тепла в космос. Известны 27 спутников Урана, в числе которых Ариэль, Миранда, Оберон, Титания и другие. Нептун. Планета в 17 раз превышает земную массу, имея более плотный состав. Она излучает много внутреннего тепла, но уступает по этому показателю Юпитеру и Сатурну. Известны 13 спутников Нептуна, крупнейший из которых (Тритон) проявляет геологическую активность и имеет на своей поверхности гейзеры жидкого азота. Уровни химического знания. Выделяют уровни химических знаний, в зависимости от уровня развития науки: 1-й – открытие химических элементов, изучение их взаимодействий, создание атомно-молекулярной теории; 2-й – установление связи между структурой молекул и реакционной способностью веществ, появление теории химического строения органических соединений. 3-й – развитие теории химической термодинамики и кинетики, радиационной химии, химии высоких и сверхвысоких давлений. 4-й – зарождение эволюционной химии (изучение биокаталитических реакций, ферментов, развитие генно-инженерных технологий по созданию живых объектов). Квантовые числа электронов Состояние каждого электрона в атоме обычно описывают с помощью четырех квантовых чисел: главного (n), орбитального (l), магнитного (m) и спинового (s). Первые три характеризуют движение электрона в пространстве, а четвертое - вокруг собственной оси. Главное квантовое число (n). Определяет энергетический уровень электрона, удаленность уровня от ядра, размер электронного облака. Орбитальное квантовое число (l) характеризует геометрическую форму орбитали. Принимает значение целых чисел от 0 до (n - 1). Магнитное квантовое число (m) характеризует положение электронной орбитали в пространстве и принимает целочисленные значения от -I до +I, включая 0. Спиновое квантовое число (s) характеризует магнитный момент, возникающий при вращении электрона вокруг своей оси.
Полимеры, мономеры Простые органические молекулы часто служат исходным сырьем для синтеза более крупных макромолекул. Макромолекула представляет собой гигантскую молекулу, построенную из многих повторяющихся единиц. Молекулы, построенные таким образом, называются полимерами, а звенья, из которых они состоят — мономерами. В процессе соединения отдельных звеньев друг с другом (при так называемой конденсации) происходит удаление воды. Противоположный процесс — распад полимеров — осуществляется путем гидролиза, т. е. путем присоединения воды. В живых организмах существуют три главных типа макромолекул: полисахариды, белки и нуклеиновые кислоты. Мономерами для них соответственно служат моносахариды, аминокислоты и нуклеотиды. Макромолекулы составляют около 90% сухой массы клеток. Полисахариды играют роль запасных питательных веществ и выполняют структурные функции, белки же и нуклеиновые кислоты могут рассматриваться как «информационные молекулы». Макромолекулы существуют не только в живой природе, но и в неживой в частности многое оборудование на основе макромолекул созданы самим человеком. Открытие атомного ядра Уподобление атома планетной системе делалось еще в начале XX века. Но эту модель было трудно совместить с моделями электродинамики, и она была оставлена, уступив место модели Томсона. Однако в 1904 году начались исследования, приведшие к утверждению планетарной модели. 7 марта 1911 года Резерфорд сделал в философском обществе в Манчестере доклад “Рассеяние a и b-лучей и строение атома”. В докладе он, в частности, говорил: “Рассеяние заряженных частиц может быть объяснено, если предположить такой атом, который состоит из центрального электрического заряда, сосредоточенного в точке и окруженного однородным сферическим распределением противоположного электричества равной величины. Из последующих исследований и экспериментов Гейгера и Мардсена, предпринявших проверку формул Резерфорда, возникло представление о ядре как устойчивой части атома, несущей в себе почти всю массу атома и обладающей положительным (Резерфорд считал знак заряда неопределенным) зарядом. При этом число элементарных зарядов оказалось пропорциональным атомному весу В 1913 году было показано, что заряд ядра совпадает с номером элемента в таблице Менделеева. Измерения показывают, что масса любого ядра mя всегда меньше суммы масс входящих в его состав протонов и нейтронов: mя < Zmp + Nmn. Это обусловлено тем, что при объединении нуклонов в ядро выделяется энергия связи нуклонов друг с другом. Энергия связи ядра равна той работе, которую нужно совершить, чтобы разделить образующие ядро нуклоны и удалить их друг от друга на такие расстояния, при которых они практически не взаимодействуют друг с другом.
Планеты Земной группы, их характеристики Планеты земной группы Внутренними планетами Солнечной системы объекты, которые имеют в своем составе преимущественно тяжелые элементы, у них отсутствуют кольца, а также не более двух спутников. Как правило, железо и никель формируют ядро таких планет, а тугоплавкие минералы образуют их мантию и кору. Рассмотрим планеты данной группы подробнее. Меркурий Ближайшая планета к Солнцу наименьшего размера в системе (всего 0,055 размера Земли). Геологическая особенность этой планеты состоит в многочисленных зубчатых откосах, покрывающих сотни километров поверхности, что связывают с ранней стадией развития Меркурия и влиянием на него приливных деформаций. У Меркурия нет спутников, планета имеет разреженную атмосферу, состоящую из атомов, вытесненных с ее поверхности солнечным ветром. Венера Земля Крупнейшая внутренняя планета, характеризующаяся тектоникой плит. Атмосфера нашей планеты также значительно отличается, содержа в себе свободный кислород. Луна является единственным большим спутником Земли и всей внутренней группы Солнечной системы. Марс Планета, которая значительно меньше Земли (всего 0,107 ее массы). Атмосфера Марса преимущественно содержит в себе углекислый газ. На поверхности планеты имеются вулканы, наиболее известный из которых Олимп, достигающий высоты 21,2 км, что превышает все возможные земные аналоги. Рифтовые впадины Марса свидетельствуют о геологической активности, окончившейся около 2 млн. лет назад. Яркий красный цвет планеты обуславливается большим содержанием оксида железа в ее грунте. Есть предположение, что спутники Фобос и Деймос являются захваченными Марсом астероидами.
Сущность и свойства живого. Живой организм – это тело, слагаемое из живых объектов; неживое тело – слагаемое из неживых объектов. · Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой. Уровень их организации значительно выше, чем в неживых системах. · Живые организмы получают энергию из окружающей среды, используя ее на поддержание своей высокой упорядоченности. Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию. · Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Если толкнуть камень, то он пассивно сдвигается с места. Если толкнуть животное, оно отреагирует активно: убежит, нападет и т.д. Способность реагировать на внешние раздражения – универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных. · Живые организмы не только изменяются, но и усложняются. Так, у растения или у животного появляются новые ветки или новые органы. · Все живое размножается. Это способность к самовоспроизведению. Причем потомство и похоже, и в то же время чем-то отличается от родителей. · Сходство с родителями обусловлено еще одной особенностью живых организмов – передавать потомкам заложенную в них информацию, необходимую для жизни, развития и размножения. Эта информация содержится в генах – единицах наследственности. Генетический материал определяет направления развития организма. · Живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания и соответствуют своему образу жизни. Из совокупности этих признаков вытекает следующее обобщенное определение сущности живого: жизнь есть форма существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению.
Строение и функции клетки. Клетка — это единая живая система, состоящая из двух неразрывно связанных частей — цитоплазмы и ядра (цв. табл. XII). Цитоплазма — это внутренняя полужидкая среда, в которой расположено ядро и все органоиды клетки. Основная функция цитоплазмы — объединять в одно целое и обеспечивать взаимодействие ядра и всех органоидов клетки. Наружная мембрана окружает клетку тонкой пленкой, состоящей из двух слоев белка, между которыми расположен жировой слой. Эндоплазматическая сеть (ЭПС) — это состоящая из мембран сложная система каналов и полостей, пронизывающих всю цитоплазму. Рибосомы — мелкие тельца, диаметром 15—20 нм, состоящие из двух частиц. В каждой клетке их сотни тысяч. Митохондрии — это мелкие тельца, размером 0,2—0,7 мкм. Основная функция митохондрий — синтез АТФ. В них синтезируется небольшое количество белков, ДНК и РНК. Пластиды свойственны только клеткам растений. Различают три вида пластид — хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Хлоропласты (60) имеют зеленый цвет, овальную форму. Хромопласты определяют красную, оранжевую и желтую окраску цветов, плодов и осенних листьев. Они имеют форму многогранных кристаллов, расположенных в цитоплазме клетки. Лейкопласты бесцветны. Они содержатся в неокрашенных частях растений (стеблях, клубнях, корнях), имеют округлую или палочковидную форму (размером 5—6 мкм). В них откладываются запасные вещества. Клеточный центр обнаружен в клетках животных и низших растений. Он состоит из двух маленьких цилиндров — центриолей (диаметром около 1 мкм), расположенных перпендикулярно друг другу. Ядро — один из важнейших органоидов клетки. От цитоплазмы его отделяет ядерная оболочка, состоящая из двух трехслойных мембран, между которыми располагается узкая полоска из полужидкого вещества. Гипотеза Опарина - Холдейна В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал статью «Происхождение жизни», которая в 1938 году была переведена на английский и возродила интерес к теории самозарождения. Опарин предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их Коацерватные капли, или просто коацерваты. Согласно его теории процесс, приведший к возникновению жизни на Земле, может быть разделён на три этапа: Возникновение органических веществ Возникновение белков Возникновение белковых тел К XXI веку теория Опарина—Холдейна, предполагающая изначальное возникновение белков, практически уступила место более современной. Толчком к её разработке послужило открытие рибозимов — молекул РНК, обладающих ферментативной активностью и поэтому способных соединять в себе функции, которые в настоящих клетках в основном выполняют по отдельности белки и ДНК, то есть катализирование биохимических реакций и хранение наследственной информации. Таким образом, предполагается, что первые живые существа были РНК-организмами без белков и ДНК, а прообразом их мог стать автокататилический цикл, образованный теми самыми рибозимами, способными катализировать синтез своих собственных копий. Специфика живого. Вопрос о сущности жизни до сих пор является одним из центральных вопросов естествознания, несмотря на то, что дискуссии о том, что такое жизнь отражаются различные точки зрения. Все исследователи признают одно общее неотъемлемое свойство живого – ее системный характер, или системность Под биологической (живой) системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, которая образует целостный объект, имеющие новые качества, не свойственные входящим в систему качеств элементов. Таким образом, живой, целостной системе присущи следующие качества: · множественность элементов, Специфика живого заключается в том, что ни один из перечисленных признаков (а их число составляет по данным разных ученых до 20-30) не является самым главным, определяющим для того, чтобы систему можно назвать целостной живой системой. Только наличие всех этих признаков вместе взятых позволяет провести границу между живым и неживым в природе. Происхождение человека. (антропогенез) — местом возникновения семейства гоминид была экваториальная полоса Земли, а рода Homo — Африка (преимущественно Восточная) и, возможно, Южная Азия. Вероятно, что первым был вид Человек умелый (H.habilis), сменившийся около 1.5 млн лет назад видом Человек прямоходящий (H. erectus). Примерно 1 млн лет назад H.erectus стал единственным представителем гоминид на Земле, хотя в ранние эпохи на Земле одновременно существовало несколько видов или даже два подсемейства гоминид — австралопитековые и собственно люди, из которых в наши дни сохранился лишь один вид Homo sapiens. По мнению многих специалистов, H.sapiens разделяется на два подвида — неандерталец (H. sapiens neanderthalensis) и современный человек (Homo sapiens sapiens). Существует предположение, что сейчас идет формирование нового вида людей — Homo sapiens innovatus.
Концепция самоорганизации в науке. Синергетика. Примеры самоорганизации в неживой природе Примеры самоорганизации в живой и неживой природе Процессы самоорганизации постоянно происходят как в живой, так и в неживой природе. Рассмотрим некоторые примеры самоорганизации из хаоса упорядоченной структуры. Хорошо известно в гидродинамике явление, которое называется ячейками Бенара. Образование подобных ячеек было обнаружено в 1900 г 1. Определение «естествознания», цели и задачи естествознания. 2. Характерные черты науки и ее отличие от других отраслей культуры. 3. Предмет естествознания и его отличие от других наук. 4. Структура естественнонаучного познания. 5. Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания. 6. Специфика научных революций и научные революции в XX в. 7. Основные этапы развития естествознания. 8. Определения науки, ее функции, субъекты и объекты. 9. Классификация наук. 10. Методы и средства научного познания. 11. Структурные уровни организации материи: микро-, макро-, мега-миры. 12. Принцип относительности Галилея. 13. Механистическая картина мира. 14. Законы Ньютона. Законы движения планет Кепплера. 15. Термодинамика как наука о тепловых процессах. I и II начала термодинамики. 16. Основные постулаты СТО. 17. Явления интерференции, дифракции, поляризации. Дисперсия света. 18. Важнейшие законы и открытия в области электричества и магнетизма, положенные в основу ЭМКМ. 19. Открытия Эрстеда. Отличие силовых линий электрического и магнитного полей. 20. Вклад М.Фарадея в создание ЭМКМ. Сущность теории Максвелла. 21. Электронная теория Г. Лоренца. 22. Модели строения атома по Томсону, Резерфорду. Модель атома водорода по Бору. 23. Фундаментальные физические взаимодействия. 24. Фундаменталъные и элементарные частицы, их характеристики. 25. Концепции развития геосферных оболочек 26. Происхождение солнечной системы и развитие Земли. 27. Возникновение Вселенной. Теория Большого Взрыва 28. Особенности планет Солнечной системы 29. Планеты Земной группы, их характеристики 30. Планеты-гиганты, их характеристки 31. Основные представления о мегамире. Измерение расстояний в мегамир. Науки,изучающие мегамир 32. Уровни химического знания. 33. Химический элемент. Атом, его строение, квантовые числа.
34. Атомное ядро: открытие атомного ядра, измерение его размеров, массы и заряда, энергия связи нуклонов ядер атомов 35. Изотопы. Естественная и искуственная радиоактивность. Состав излучения при радиоактивности 36. Молекула как квантово-химическая система 37. Катализаторы, биокатализаторы 38. Полимеры, мономеры 39. Структура и этапы развития биологии. 40. Сущность и свойства живого. 41. Структурные уровни организации живого. Клеточная теория. 42. Строение и функции клетки. 43. Основные теории возникновения жизни. 44. Отличие теории биохимической эволюции от теории самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни. Условия, необходимые для возникновения жизни в результате биохимической эволюции. 45. Гипотеза Опарина - Холдейна 46. Специфика живого. 47. Молекулярные основы жизни (ДНК, РНК). 48. Молекулярные основы жизни (белки, жиры, углеводы). 49. Генетический код. Свойства генетического кода. 50. Генетика и эволюция. Законы Менделя. Доминантная и рецессивная наследственность. 51. Основные положения эволюционной теории Дарвина. Синтетическая теория эволюции. 52. Движущие силы эволюции. Основные формы естественного отбора. 53. Учение о биосфере. Человек и биосфера. Представления о ноосфере. 54. Происхождение человека. 55. Биологическое и социальное в природе человека. Человек - индивид и личность. 56. Экология. Современные экологические проблемы. Экология и здоровье человека. 57. Основные этапы развития Человека Разумного 58. Дифференциация на расы. Расы и этносы. 59. Понятие симметрии. Симметрия и асимметрия живого 60. Концепция самоорганизации в науке. Синергетика. Примеры самоорганизации в неживой пр
физиком Х. Бенаром. Он наливал в широкий сосуд ртуть и подогревал его снизу. Когда разность температур верхнего и нижнего слоев жидкости достигала некоторого значения, верхний слой быстро структурировался в виде шестигранных призм с определенным соотношением между длиной стороны и высотой с направленным движением жидкости по кругу. В центральной части такой призмы жидкость поднималась вверх, а по граням – опускалась. По поверхности жидкость растекалась от центра к краям, а в придонном слое – к центру. Создавалось впечатление, что каждая молекула ртути «знает», что делают остальные и участвует в коллективном движении. На фотографии структура напоминала пчелиные соты. Другим примером самоорганизации является переход лазера в режим генерации. Лазер – это квантовый генератор электромагнитного излучения. Активной средой рубинового лазера является кристалл розового рубина. В кристалле имеются активные атомы, возбужденные накачкой от внешнего источника, которые испускают цуг волн. До тех пор пока мощность накачки мала, световые цуги испускаются независимо друг от друга и лазер работает как обычная лампа (испускает некогерентный свет). Начиная с некоторого (порогового) значения мощности накачки, все атомы начинают испускать свет в одной фазе, возникает когерентное излучение высокой интенсивности. Переход лазера в режим генерации соответствует образованию ячеек Бенара. В этом случае также имеет место кооперативное поведение атомов и излучения.
Характерные черты науки и ее отличие от других отраслей культуры Основные черты науки: 1)универсальность; 2)фрагментарность; 3)общезначимость; 4)систематичность; 5)незавершённость; 6)преемственность; 7)критичность; 8)достоверность; 9)внеморальность; 10)рациональность; 11)чувственность. Отличие науки от др. отраслей культуры: От мифологии - наука стремится к формированию законов развития природы, допускающих эмпирич. проверку, мифология - к объяснению мира в целом. От религии - в науке преобладает разум, в религии- вера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.146 (0.022 с.) |